Интерактивная сторона общения: качественное улучшение обмена информацией

Эффекты межличностного восприятия

  1. Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
  2. Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
  3. Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
  4. Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
  5. Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
  6. Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
  7. Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
  8. Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
  9. Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Интерактивная сторона общения

В результате изучения главы студент должен:

знать

• определение и специфику интерактивной стороны общения, основные теории взаимодействия, эффективные стили поведения в межличностном взаимодействии;

уметь

• определять характер межличностного взаимодействия;

владеть

• навыками эффективного взаимодействия, различными стилями поведения.

Почему человек совершает то или иное действие в процессе общения? Выбор действия происходит следующим образом:

Интерактивное общение — еще один способ информационного обмена

Взаимное влияние участников во время общения нацелено на получение определенного достижения. Благодаря появлению общих взглядов, дальнейшая деятельность становится более эффективной. Так как собеседники заинтересованы в конечном результате, они прилагают для этого все усилия.

Личность человека способна формироваться лишь в процессе общения с другими людьми и во время их совместной деятельности, когда у него появляются новые качества. В это время он начинает бороться и с недостатками, которые замечает у себя.

К основным принципам интерактивного общения можно отнести:

  • наличие единого пространства и времени для совместного общения и деятельности;
  • общую цель и мотивы;
  • координацию действий;
  • передачу информации;
  • ознакомление всех участников с действующими правилами.

Несмотря на единство принципов и требований, актуальных для всех общающихся лиц, их поведение может быть различным.


В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.

3.4. Интерактивная сторона общения

3.4. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично достижение результативной социальной активности.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных типов взаимодействия на два противоположных: кооперация и конкуренция.

Кооперация – стратегия поведения, предполагающая координацию единичных сил участников, способствующая достижению участниками взаимодействия своих целей, является необходимым элементом совместной деятельности.

При конкуренции партнеры по общению заинтересованы в достижении собственного успеха.

Кроме вышеназванных, в литературе встречаются описания таких стратегий поведения, как:

• компромисс – предполагающий промежуточное или временное достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и отношений;

• приспособление или уступчивость (иногда используется название «альтруизм»), выражающаяся в отказе от достижения собственных целей ради достижения целей партнеров по общению;

• уклонение или избегание, выражающееся в уходе от общения, в отказе от достижения своих целей для исключения выигрыша другого.

Существует ряд теорий, объясняющих особенности межличностного

взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, транзактный анализ.

Согласно теории обмена Дж. Хомана люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Теория основывается на следующих идеях:

• чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

• если вознаграждение зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

• чем больше вознаграждение, тем большие усилия готов затратить человек ради его достижения;

• при приближении потребностей к насыщению понижается степень усилий для их удовлетворения.

Дж. Мид, автор теории символического интеракционизма, рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Согласно его точки зрения люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.

Согласно мнению Э. Гофмана, автора теории управления впечатлениями, ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

В психоаналитической теории 3. Фрейда взаимодействие рассматривается как процесс детерминированный представлениями, усвоенными в раннем детстве.

Достаточно распространенной теорией, объясняющей необходимость выбора той или иной позиции в общении, является теория транзактного анализа.

С точки зрения транзактного анализа, автор Эрик Берн, каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций-состояний, которые условно обозначаются как: Родитель, Взрослый, Дитя. По мнению Э. Берна, каждое из этих состояний предполагает определенные модели поведения, выполняет определенные функции и является жизненно необходимым. Для эффективного взаимодействия с окружающими все три состояния должны гармонично сочетаться между собой.

Эти позиции являются психологическим описанием определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу». Позиция Родителя, как «Надо». Позиция Взрослого объединяет «Хочу» и «Надо». Взаимодействие успешно в том случае, когда транзакции носят «дополнительный» характер. То есть, если партнер обращается к другому как Взрослый, тот должен отвечать с такой же позиции.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается в контексте совместной деятельности. По мнению Г.М. Андреевой, смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности ее в некоторую общую деятельность.

В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности происходит сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений общающихся людей. Заключительным этапом взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

«Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком».

Основными регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются:

внушение и убеждение.

Внушение (суггестия) – способ психологического Воздействия, основанный на некритическом восприятии и принятии человеком информации, которая не нуждается в доказательствах и содержит готовые выводы. Внушение предполагает воздействие на чувства человека, а через них и на разум человека.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

Эффективность внушающего воздействия зависит от способностей субъекта (суггестора, то есть того, кто осуществляет внушение) к внушению, связанных с такими его качествами, как:

• собственная убежденность в том, что внушается;

• интеллект и находчивость;

• отношение к объекту.

Помимо этого успешность внушения зависит от характера внушаемой информации и места внушаемой информации в общем информационном потоке. Если внушаемая информация расположена в начале, то восприимчивость к внушению можно оценить в 50 %, в середине – в 30 %, в конце – 70 %.

Успешность внушения зависит и от используемых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко представить мысленно, повышает эффективность внушения. Кроме того, следует избегать в речи слов с частицей «не».

Одной из важнейших составляющих суггестии является речевая динамика. Доказано, что суггестию речи повышают такие ее параметры, как мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, мимика, экспрессия речи, темп речи [14].

Мимика, жестикуляция воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что способствует формированию положительного отношения (при их адекватности и чувстве меры).

Звукосочетания способны вызывать определенные эмоции и бессознательно воспринимаются как некоторые образы. Например, присутствие или преобладание в словах гласной «и» вызывает впечатление чего-то маленького. Был проведен следующий эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупреждали, что одно из них называется «пим», а другая «пум». Затем испытуемых просили определить, какая же из них «пим», а какая «пум». Более 80 % опрошенных ответили, что маленькая – «пим», а большая – «пум». Аналогичные результаты были получены при использовании названий «ли» и «лау».

Внушение основано на использовании внушаемости (суггестивности) людей. Внушаемость – свойство психики, проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию. Связано с рядом индивидных и личностных особенностей человека, на которого направлено внушение – суггерента. В частности с такими особенностями, как:

– возраст (дети более внушаемы, чем взрослые);

– пол (женщины более внушаемы, чем мужчины);

– ряд ситуативных факторов (телесное расслабление, сонливость, утомление, боль, сильное эмоциональное возбуждение, скука, ощущение безвыходности, низкая критичность мышления, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, малая степень их значимости для человека, дефицит времени для принятия решения);

– такие личностные особенности, как привычка повиноваться, безответственность, стеснительность, впечатлительность, мечтательность, тревожность, склонность к подражанию, в определенной мере суеверность и религиозность (при условии, что информация не противоречит религиозному мировоззрению);

– жизненный опыт и широта кругозора (по мере накопления жизненного опыта, научных и профессиональных знаний, восприимчивость человека к внушению снижается, в месте с тем и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены внушению).

Противоположность суггестии является контрсуггестия – сопротивляемость внушению. Она зависит от ряда особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сфер личности.

Сопротивляемость внушению подразделяется на намеренную и ненамеренную. Основой ненамеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность сомневаться практически во всем.

Намеренная сопротивляемость внушению действует на осознаваемом уровне психики: объект воздействия сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет информацию со своими знаниями, взглядами, убеждениями.

Помимо ненамеренной и намеренной различают индивидуальную групповую сопротивляемость; общую и специальную.

Индивидуальная сопротивляемость – противодействие внушению со стороны одного человека. Установлена положительная зависимость этой разновидности сопротивляемости от индивидуальных и возрастных особенностей психики (стойкости взглядов и убеждений, богатства жизненного опыта, общей критичности, соотношения между рациональными и эмоциональными сторонами психики).

Групповая сопротивляемость – сопротивляемость внушению со стороны группы как целого. Данная разновидность сопротивляемости зависит от таких характеристик, как качественный состав группы.

Различают также общую и специальную сопротивляемость. Общая сопротивляемость зависит от такого качества людей, как критичность по отношению к попыткам внушения. Она широка по спектру действия, но слаба по силе. Специальная сопротивляемость внушению имеет более узкую сферу действия, но более сильная. Сопротивляемость внушению изменчива. Один и тот же человек может обнаруживать разную степень сопротивляемости внушению к разным субъектам внушения и разному содержанию внушаемой информации.

Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов.

Метод убеждения ориентирован на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Смысл убеждения состоит в том, чтобы с помощью логических аргументов достичь внутреннего согласия человека с определенными умозаключениями, а затем сформировать и закрепить новые установки или изменить старые.

Убеждая, надо следовать ряду правил:

• логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

• убеждение должно быть основано на фактах известных объекту убеждения;

• помимо фактов необходимо использовать примеры, без их использования трудно убедить тех, кому недостает широты кругозора и развитого абстрактного мышления;

• информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

• сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у объекта воздействия;

• для успешного убеждения необходимо одинаковое понимание терминов, понятий и выражений, используемых партнерами по общению;

• необходимо учитывать индивидуальные особенности убеждаемого. Сама процедура убеждения включает три вида воздействий: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью передачи фактов и выводов.

Разъяснение ориентировано на актуализацию усвоения и запоминания сообщаемых сведений.

Доказательство строится по логическим законам тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Доказательство тем эффективнее, чем более опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются как правильные. С точки зрения логики, опровержение обладает той же природой, что и доказательство.

В психологическом плане разница состоит в том, что в процессе опровержения осуществляется критика определенных взглядов собеседника с разрушением старых и формированием новых установок. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Убежденность представляет уровень уверенности в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Глубина убежденности связана с предыдущим воспитанием, информированностью, жизненным опытом людей, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая убежденность отличается большой устойчивостью. Для того, чтобы поколебать ее, недостаточно одних логических выводов [6].

Читайте также:  Как стать более привлекательным для девушек

В ряде случаев использование убеждения может вызвать так называемый «эффект бумеранга». Он проявляется в том, что убеждение приводит к прямо противоположным результатам. Это возможно в следующих случаях:

– в случае обилия информации, доводов, доказательств создается эмоциональный барьер, который препятствует принятию убеждающих доводов, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;

– в случае сформированное у убеждаемого достаточно прочной установки, содержание которой противоречит новой информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Помимо ненамеренной и намеренной различают индивидуальную групповую сопротивляемость; общую и специальную.

Что влияет на результат интерактивного общения

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.


Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Действие — важная сторона управленческого общения. При этом в большинстве случаев именно воздействие выступает основной целью управленческого общения. В процессе общения мы не просто сообщаем ту или иную информацию партнеру, а воздействуем на него этой информацией (включая силу голоса, интонацию, позы, жесты и др.). Поэтому, описывая управленческое общение, часто используют термины действий, например, «он на меня давил», «он нанес мне удар» или «он подстроился под меня» и т.п.

Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Поэтому необходимо уметь соотносить действия и ситуацию. Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций партнеров относительно друг друга.

В зависимости от плоскостей, в которых разворачивается деловое общение, его можно разделить на партнерское (горизонтальное) и зависимое (уровневое). В процессе деловой беседы плоскость общения может изменяться.

Управленческое общение по определению относится к зависимому типу, и решающее значение в нем имеет то, кто именно является ведущим в данном общении, а кто — ведомым. Существует метафорическое описание позиций управленческого взаимодействия через архетипы «хозяина» и «гостя».

Архетип хозяина всегда связывается с сильной позицией «хозяин положения». «Хозяин» — это тот, кто может разрешить войти, а может и не разрешить, кто может расспросить «гостя», кто не нуждается в местных проводниках в своем доме, у кого есть запасы еды и провизии, оружия, кто отдыхал до встречи с «гостем».

Архетип гостя всегда связывается с зависимой, подчиненной стороной. «Гость» — это тот, кто должен просить разрешения войти, а если войдет, не спросив разрешения, то может встретить самый разный прием; кто плохо знает этот дом и нуждается в местном проводнике; кто имеет только такие запасы, которые захватил с собой; кто проделал большой путь и нуждается в отдыхе; кто вынужден отвечать на расспросы хозяина, если не хочет с ним поссориться.

Человек в позиции «хозяина» ведет себя более уверенно. «Хозяин» расспрашивает и задает вопросы. Если человек отвечает на вопросы, то он занимает подчиненную позицию «гостя». «Хозяин» оценивает положение и высказывает свое отношение. При этом «хозяин» не просит, он предлагает. Проситель — слабая позиция. «Хозяин» не спорит, а начиная спорить, человек переводит себя в позицию «гостя», потому что он просит, чтобы к его аргументам отнеслись небезразлично.

Позиции «хозяина» и «гостя» не зависят от должностного положения сотрудников. И нередко можно наблюдать, как начальник, отчитывая своего подчиненного, очень много говорит, «читает мораль», явно находясь в позиции «гостя» и «упрашивая» подчиненного отнестись к его словам внимательно и небезразлично. А подчиненный всем своим видом показывает, что он сейчас находится в позиции «хозяина» и может позволить своему начальнику немного выговориться и, возможно, благодаря этому избавиться от своей обиды на подчиненного. В этом примере управленческое воздействие начальника на подчиненного минимально.

Поэтому в управленческом взаимодействии важно не только то, что говорить, но и то, как это говорить. Управленческое воздействие должно осуществляться из правильной позиции, позиции «хозяина».

Еще один подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле теории транзактного анализа, активными разработчиками которого являются Э. Берн, Т. Харрис, Д. Джонджевилл. Это направление в последнее время имеет широкую популярность в мире. Достаточно сказать, что книга Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» и ряд других, посвященных теории и практике транзактного анализа, расходятся миллионными тиражами по всему миру.

Главным посылом транзактного анализа является предположение о том, что все действия в общении осуществляются исходя из определенных статусно-ролевых позиций партнеров. И именно эти позиции предопределяют характер взаимодействия, независимо от коммуникативной составляющей самого сообщения. Основные понятия теории транзактного анализа — «состояния эго» и «транзакция».

Под состоянием эго Э. Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире состояния и способы поведения, названные им «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Согласно теории транзактного анализа, Родитель, Взрослый и Ребенок — это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые модели поведения, закрепившиеся в опыте и воспоминаниях каждого человека.

Родитель — это такое состояние эго, чувства, установки и привычное поведение которого обусловлено личными воспоминаниями конкретного человека о том, как реагировали его родители в определенных ситуациях, и он как бы перенял их стиль поведения. При этом в позиции Родителя может быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» указывает, критикует, приказывает, наказывает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» советует в мягкой форме, заботится, помогает, сочувствует, снисходительно прощает.

Состояние Взрослого — это спокойное, рассудительное состояние, обращенное к реальной действительности.

Состояние Ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанных у человека в детстве. При этом в позиции Ребенка тоже выделяют две разновидности: 1) «послушный Ребенок» — реакции «Хорошо, я сделаю» и т.п.; 2) «бунтующий Ребенок» — реакции «Не хочу!», «Не буду!», «Как хочу, так и будет!», «Отстаньте!» и т.п.

Согласно концепции транзактного анализа, в процессе общения человек может находиться в одном из указанных состояний. При этом занимаемая позиция предопределяет соответствующие модели его поведения и формы эмоционального реагирования.

Указанные состояния-позиции могут меняться в процессе общения в зависимости от восприятия ситуации человеком. Основные особенности позиций Родителя, Взрослого и Ребенка представлены в табл. 12.

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого и Ребенка

Архетип хозяина всегда связывается с сильной позицией «хозяин положения». «Хозяин» — это тот, кто может разрешить войти, а может и не разрешить, кто может расспросить «гостя», кто не нуждается в местных проводниках в своем доме, у кого есть запасы еды и провизии, оружия, кто отдыхал до встречи с «гостем».

Интерактивная составляющая общения

При интерактивном общении (взаимодействии) характерным являетуместность принятых управленческих решений; четкое распределение обязанностей и полномочий; умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

Деловое общение как процесс взаимодействия, как правило, предпола­гает некоторый конечный результат —изменение поведения и деятельно­сти других людей. При этом общение представляет собой межличностное взаимодействие в форме связей и взаимовлияний, сформированных в ре­зультате совместной профессиональной деятельности партнеров.

Совместная деятельность и общение осуществляется в условиях дей­ствующих принципов социального контроля с учетом философии орга­низации, регламентов взаимодействия, ценностей и принципов поведе­ния, принятых в формальных и неформальных малых социальных группах. Потребность в деловом общении обуславливает мотивы, по ко­торым партнеры вступают во взаимодействие:

• кооперация (максимизация общего выигрыша);

• индивидуализм (максимизация собственного выигрыша);

• конкуренция (максимизация относительного выигрыша);

• альтруизм (максимизация выигрыша партнера);

• агрессия (минимизация выигрыша партнера):

• равенство (минимизация различий во взаимных выигрышах партне­ров).

Согласно Р. Бейлзу можно выделить четыре основные области взаи­модействия партнеров, каждая из которых может содержать по три фор­мы поведенческого проявления:

Позитивные эмоции : выражение солидарности,

Решение проблем : предположения, указания,

Постановка проблем : просьба об информации,

просьба высказать мнение,

просьба об указании.

Негативные эмоции : выражение несогласия,

Сущность межличностных взаимодействий, объясняет ряд теорий:

• обмена (Дж. Хоманс),

• символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер),

• управления впечатлениями (Э. Гофман),

• психоанализа (3. Фрейд).

Согласно теории обмена партнеры взаимодействуют друг с другом с учетом личного опыта, сопоставляя и стремясь уравновесить возможные поощрения и издержки общения. При этом в поведении партнеров важ­ную роль играют положительные примеры поощрения аналогичных по­ступков в прошлом. Теория обмена базируется на четырех принципах:

• чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем ча­ще он будет повторяться;

•человек стремится воссоздать условия, от которых зависит уровень вознаграждения за определенный тип поведения;

• если вознаграждение велико, то человек готов затратить большие усилия для его получения;

•когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей ме­ре стремится прилагать усилия для их удовлетворения.

Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов с уравновешенной структурой вознаграждений и за­трат. Однако в общем случае реакция человека на вознаграждение не всегда однозначна, а высокое вознаграждение зачастую приводит к поте­ре активности.

Теория символического интеракционизма рассматривает поступки че­ловека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Считается, что человек реагирует не только на поступки партнеров по общению, но и на предшествующие им намерения. Согласно этой теории взаимодействие между партнерами рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают и осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Дж. Мид выделяет два типа реакций (действий):

• незначительный жест (автоматический рефлекс);

•значительный жест, связанный с осмыслением поступка и намере­ний партнера и преобразуемый в символ, выражающий смысл опре­деленного понятия, действия, или предмета.

Интерпретация символа осуществляется в промежутке времени меж­ду воздействием на партнера и проявлением соответствующей реакции. Партнеры по общению учатся одинаково интерпретировать значения оп­ределенных символов. Личность формируется во взаимодействии с дру­гими личностями и устанавливается контроль действий личности над те­ми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Теория управления впечатлениями предлагает рассматривать соци­альные ситуации как театральные миниатюры, где актерами являются партнеры по общению, а декорациями — организационное окружение. Э. Гофман отмечает, что, «несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, опреде­ляющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать пове­дение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осущест­вляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими’, он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут само­стоятельно делать то, что соответствует его собственным замыс­лам».

3. Фрейд в теории психоанализа утверждает, что главной причиной образования стабильных социальных групп является присущее всем лю­дям чувство преданности и покорности лидерам. Процесс взаимодейст­вия людей отражает их детский опыт и лидер отождествляется с могуще­ственными личностями, которых в детстве олицетворяли родители. Это характерно для ситуаций, когда общение является неформальным или неорганизованным.

Интерактивное общение сопровождается психологическим воздейст­вием, целью или результатом которого является перестройка индивиду­альных или групповых отношений, мотивов, взглядов, установок. Изме­нение личности под воздействием других людей в ходе такой перестройки могут быть временными и переходящими или устойчивыми. На пути таких воздействий каждая личность выстраивает защитные психологические барьеры, фильтрующие воздействия и отделяющие полезные от вредных. По этой причине психологические воздействия лишь при определенных условиях вызывают некоторое изменение в пси­хике людей и соответственно в поведении и профессиональной деятель­ности.

8.3. Перцептивная составляющая общения

Общение как восприятие партнерами друг друга включает в себя:

• познание собственной личности в процессе общения;

• познание и понимание собеседника;

• прогнозирование поведения партнера по общению.

Взаимодействие между партнерами возможно только в условиях взаимопонимания. Оно может быть установлено в ходе познания лично­сти партнера, когда одновременно осуществляется эмоциональная оценка, попытка понять поступки собеседника и основанные на общении стратегии его поведения, а далее построить свои собственные.

В процессе познания партнера каждый человек сопоставляет себя с собеседником, принимая в расчет не только его потребности, мотивы и установки поведения, но и то, как собеседник понимает собственные по­требности, мотивы и установки. Каждый из партнеров, оценивая другого, пытается выявить причинно-следственную связь мотивов его поведения. Действительные мотивы поведения, как правило, скрыты от других, и собеседники в условиях дефицита информации друг о друге начинают проводить аналогии на основе сходства поведения партнера с каким-либо другим лицом или сопоставления с собственными мотивами пове­дения в аналогичной ситуации. В ходе межличностного общения исполь­зуются определенные механизмы познания партнера:

• идентификация — способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем психическом состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению;

Читайте также:  Мужчина называет девочка моя психология

• эмпатия — эмоционально сопереживание другому, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает воздействие организа­ционного окружения;

• аттракция (привлечение) — представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого пози­тивного чувства к нему, привязанности к партнеру, дружескому или более интимно-личностному отношению;

• рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в ос­нове которого лежит способность человека представлять, каким он воспринимается партнером по общению;

• каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведе­ния партнера.

Каждый человек строит привычные для себя объяснения чужого по­ведения:

• субъекты с личностной атрибуцией имеют склонность искать кон­кретного виновника случившегося;

• при обстоятельственной атрибуции наблюдается склонность винить обстоятельства, способствовавшие случившемуся, а не заниматься поисками конкретного виновника;

• субъект со стимульной атрибуцией ищет причину случившемуся в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем («доска была плохо прибита, поэтому и упала», «сам виноват, не надо было стоять под плохо прибитой доской»). В процессе казуальной атрибуции успехи чаще всего приписываются себе, а неудачи — сложившимся обстоятельствам, что во многом зависит от степени участия личности в происшедшем событии (участник или на­блюдатель).

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1583 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

• конкуренция (максимизация относительного выигрыша);

Стороны общения

Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.

Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.

Сферы применения

Деловая коммуникация присутствует в разных сферах человеческой жизни. Вопросы относительно совместных действий решаются на работе, в семье, даже во время досуга. Коммуникативные направления:

  1. Коллективная трудовая деятельность. Каждый сотрудник выполняет обязанности, решает поставленные задачи. В результате все коллеги трудятся во благо организации. Общаются между собой вербально, невербально, с использованием цифровых и компьютерных технологий.

  1. Обучение. Образовательный процесс — неисчерпаемый поток информации с обратной отдачей. Человек, доносящий информацию, должен получить обратно результат своих трудов. Интерактивная сторона общения в процессе обучения предусматривает активное использование компьютерной техники, обмен знаниями, ответную реакцию, вовлечение всех участников в процесс.
  2. Досуг. Организация досуга и отдыха предусматривает деловое сотрудничество и распределение обязанностей. Если каждый будет действовать, как вздумается, мероприятие сорвется. Современный досуг предусматривает привлечение специалистов (ведущих, музыкантов). Это уже явное деловое сотрудничество.

В быту ни одна семья не обходится без интеракции. Муж и жена выполняют свои обязанности во благо семьи. Вносят вклад в общее дело дети.

  1. Кооперация. Представляет собой совместную деятельность людей, в результате которой все действия синхронизированы и скооперированы. Участники действуют как одна команда, каждый вносит свой вклад в общее дело. Как говорится, общаются на одной волне. Кооперация предусматривает разделение обязанностей между партнерами ради достижения общей цели.
  2. Конкуренция. Противодействие участников. Основой таких взаимодействий выступает конфликт, заставляющий человека действовать, доказывать, достигать. Конфликт предусматривает наличие противоположных мнений, тенденций. При таких отношениях развязка одна — решение конфликта, достижение желаемых целей.

Понятие и характеристика: кратко

Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?

Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.

Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.

Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.

Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.

Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.


Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.

Интерактивная сторона общения. – Социальная психология. Шпаргалки на экзамен.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную и перцептивную (восприятие друг друга).

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: а) учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами, б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия, в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров (Г.М.Андреева). Решающим фактором здесь является сам тип интеракции (взаимодействия), приводящий в содержательном плане или к ровному течению “нейтрального” взаимодействия, или к конфликту, или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности

Стили взаимодействия: Интерактивная сторона общения наиболее детально изучена и описана в рамках трансактного анализа. Однако существует и целый ряд иных подходов, на основе анализа которых Г.М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиля поведения и действия в конкретной ситуации общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой, взаимодействие строится по определенным правилам. Его цель — не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, ритуальный стиль символически выражает реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуалы нужны для преемственности между поколениями, поддержания традиций (примеры ритуалов: все нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т.д., а также религиозные обряды, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, и мн.др.)

Манипулятивный стиль взаимодействия – используется при намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Примеры средств манипулятивного стиля:

  • отвлечение внимания
  • перехват инициативы
  • «эксплуатация» личных качеств объекта манипуляции
  • Феномен «нога в дверях» воздействие на партнера оказывается порциями: от небольшой уступки постепенно происходит полное подчинение партнера.

Факторы, помогающие противостоят манипулятивному стилю:

  • Высокая самооценка
  • Твердость убеждений
  • Умение противостоять чужому мнению и др.

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то взаимодействие будет неэффективным. При использовании каждого стиля используются разные приемы самоподачи – от стремления понравиться партнеру по общению до запугивания.

Самое главное для эффективного взаимодействия – это адекватное согласование позиции, ситуации и стиля.

Типы взаимодействия. Все виды взаимодействий большинство исследователей делят на два типа: кооперация и конкуренция. В последнее время из кооперации стали выделять “помогающее поведение”, характеризующееся стремлением оказать помощь другому человеку.

  • Кооперация — основной тип взаимодействия, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей.
  • Конкуренция — соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, при котором достижение цели одним участником затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия. Соперничество может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту.

Разновидностью конкуренции является продуктивная конкуренция, которая не приводит к конфликту, а обеспечивает единоборство, состязательность. Различают три степени продуктивной конкуренции:

  • Соревнование – проигравший занимает более низкое место в рейтинге (спорт)
  • Соперничество – победитель безусловно выигрывает, партнерство нарушается, возникают элементы конфликта
  • Конфронтация – со стороны каждого участника взаимодействия возникает намерение нанести другому вред, соперники превращаются во врагов, ситуация может перерасти в конфликт (Конфликт иногда рассматривают как особую форму взаимодействия, при которой психологический антагонизм участников взаимодействия выливается в действия, направленные против друг друга).

Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации — когда новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя.

Для того чтобы общение (взаимодействие) было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

1. равенство психологических позиций участников независимо от их социального статуса;

2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3. равенство в психологической взаимоподдержке.

Формы взаимодействия. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных вкладов участников. Л.И.Уманский выделил три возможные формы организации совместной деятельности:

1. каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого (совместно-индивидуальная деятельность), – примером может служить организация работы некоторых производственных бригад или конструкторских бюро, где у каждого работника свое производственное задание;

2. общая задача выполняется последовательно каждым участником (совместно-последовательная деятельность) – пример – конвейер;

3. одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (совместно-взаимодействующая деятельность), пример – спортивная команда.

Здесь прослеживается связь взаимоотношений участников взаимодействия. Это тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень выраженности взаимодействия и эмоциональную окраску взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество), что в свою очередь приводит к проблеме взаимопонимания, взаимовосприятия участников совместной деятельности.

Спецификой взаимодействия является то, что если участник взаимодействии осознает свой вклад в общую деятельность, он сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Дополнения к вопросу: Два типа взаимодействия недостаточны в экспериментальной практике. Существуют попытки выделить более «мелкие» проявления взаимодействия. Р.Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия:

1. равенство психологических позиций участников независимо от их социального статуса;

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

конспект из Г.М. Андреевой «Социальная психология»…

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий харак­теристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информаци­ей), другие рассматривают отношения между взаимодействием и об­щением как отношение формы некоторого процесса и его содержа­ния. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самосто­ятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность меж­личностных и общественных отношений) включает в себя коммуни­кациюв узком смысле слова (как обмен информацией), то интерактивная сторона общения (взаимодействие) – та, сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяю­щих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от комму­никации, но исключает и отождествление их: коммуникация органи­зуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и са­мими действиями.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включа­ет в себя три момента:

а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами;

б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;

в) осмысление меры включенно­сти во взаимодействие каждого из партнеров.

Структура взаимодействия.

В истории социальной психологии существовало несколько попы­ток дать такое описание.

1. Одна из попыток связана с описанием ступеней развития взаимодействия. При этом взаимодействие расчле­няется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она мо­жет быть представлена как последовательное осуществление:

а) про­странственного контакта,

б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность),

г) взаимодействия (что определяет­ся как «систематическое, постоянное осуществление действий, име­ющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партне­ра. »),

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

2.Еще один подход к структурному описанию взаимодей­ствия представлен сегодня в транзактном анализе направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия че­рез регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия [Берн, 1988].

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимо­действия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти пози­ции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей соци­альной ролью: это лишь чисто психологическое описание определен­ной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть опре­делена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу!» и «Надо!»). Взаимодействие эффек­тивно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрос­лому, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участни­ков взаимодействия адресуется к другому как к Взрослому, а тот отве­чает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересека­ющимися».

Читайте также:  Нравится ли мужчинам, когда женщина глотает – или минет-сюрприз

Житейский пример: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апел­ляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя, а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эф­фективность взаимодействия невелика.

Аналогичный подход предложен и П. Н. Ершовым, который, обозна­чая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристрой­ке снизу».

Второй показатель эффективности – адекватное понимание си­туации (как и в случае обмена информацией).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каж­дой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механи­чески перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический,

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель – не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присут­ствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компе­тентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. В американской куль­туре принято на вопрос: «Как дела?» — отвечать: «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характери­стик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше (например, длитель­ное топтание гостя в прихожей, когда встреча давно уже закончена, может вызвать негативную оценку поведения с точки зрения приня­тых норм).

Манипулятивный стиль взаимодей­ствия. Цель: желание управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Для осуществле­ния манипуляции применяется широкий набор средств: от­влечение внимания, перехват инициативы, «эксплуатация» личных ка­честв объекта манипуляции. Широко известен феномен «нога-в-дверях», когда воздействие на партнера оказывается порциями: вначале ему пред­лагается пойти на небольшую уступку, а затем незаметно подчинить его навязанному мнению [Майерс]. Умение противостоять манипулятивному стилю зависит от целого ряда факторов: достаточно высокой самооценки, твердости сложившихся убеждений, умения противосто­ять чужому мнению и т.п.

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодейст­вия – не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительнообъекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимнаяподдержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуа­ции взаимодействия. Естественно, особое внимание исследованию этого стиля уделяется в гуманистической психологии, в частности, в рабо­тах К. Роджерса.

Типы взаимодействий. Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификаций различных его видов. Наиболее распространен­ным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конку­ренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоци­ации и т.д.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает коор­динацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирова­ние, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их вклю­ченность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент со­вместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Конкуренция – на обыденном уровне расценивается как расшатывающее совместную деятельность взаимодействие, представляющее собой особого рода препятствие для нее.

В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция,характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность. Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, раз­личающихся мерой такого ее качества, как «мягкость/жесткость»:

а) со­ревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге);

б) соперничество, когда только побе­дитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказы­вается в абсолютном проигрыше (например, ситуация шахматного чемпионата мира), что означает нарушение партнерства, возникно­вение элементов конфликта;

в) конфронтация, когда со стороны од­ного участника взаимодействия возникает намерение нанести друго­му ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя сте­пень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

^ Межличностная аттракция.Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения.

С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.

Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.).

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

конспект из Г.М. Андреевой «Социальная психология»…

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГалина Ясенева

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГалина Ясенева

Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны.

В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.

Коммуникативная сторона общения– это передача информации. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника обладают единой системой кодирования. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п.

Интерактивная сторона общения– взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Перцептивная сторона общения– восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. Речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Виды общения.

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое общение называется межличностным.

Лично-групповоеобщение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповоеобщение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Непосредственное и опосредованноеобщение. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и, соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.

Опосредованное общение– это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.

Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности. Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.

В зависимости от времени общения различают кратковременноеидлительное общение.

Опосредованное общение– это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.

Особенности интерактивной стороны общения старших и младших подростков Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Ключевые слова: общение; особенности подросткового возраста; интерактивная сторона общения.

Добавить комментарий