Психодрама – эффективный метод групповой психотерапии

Психодрама как метод групповой терапии (стр. 1 из 3)

«Психодрама как метод

студентка группы ФФ-2289

Проверила: Маисеева Е.В.

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей — близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:
1. Групповая терапия — как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии — трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.
2. Групповая терапия — как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Групповая терапия — как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа [4].

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми [5]. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.
В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций [5].

У психодрамы есть два применения — она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться [2].

Психодраматические группы обычно состоят из 8 — 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными — от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими — на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) [2].

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» — и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение — «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» [2].

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга — сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов [2].
Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальт-терапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения. Ролевая игра занимает центральное место в психодраме.
В ходе работы составляется социограмма — специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. Гуманиста Морено привлекало, что человек, который играет роль “Бога”, получает возможность более полно исследовать свои чувства и может способствовать своей самоактуализации. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей — будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написали авторы, и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Профессиональный актер должен обладать способностями перевоплощаться в того персонажа, которого он играет, исполняя роль именно в театральном представлении, а не в реальной жизни. В психодраматическом представлении актерство может оказаться помехой. Нередко профессиональные актеры подвергаются атакам в группах встреч за то, что прячутся за свои фальшивые фасады.
Морено отмечал, что множество людей реализует ролевое поведение в реальной жизни подобно актерам в театре. У них отсутствует спонтанность, они вовлечены в осуществление бессмысленных ритуалов и ведут себя в рамках тех ролей, которые предлагают им окружающие. Возьмем, к примеру, людей, которые одинаково вежливо улыбаются и в радости, и в горе, не желая обсуждать при других свои актуальные эмоциональные переживания. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию.
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Понятие спонтанности и родственное ему понятие творчества составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в “спонтанном театре”. Морено обратил внимание на психотерапевтическое значение той внутренней свободы, которую демонстрировали дети, играющие в венских парках. Казалось, что они не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий. “Спонтанный театр” был создан Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенными индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже не изведанному для них пути. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором пьеса еще и еще раз проигрывается в поисках оптимальной игры.
Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме в качестве “противоядия” все возрастающей ригидности социально-ролевого поведения. Члены психодраматических групп расширяли ролевой репертуар, исследовали индивидуальные особенности и по мере разыгрывания представления находили решения специфических личностных проблем.
В общепонятном значении сценария у участников психодрамы нет. В качестве сценария выступает программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивидуума в важных моментах его жизни — позволяя участникам изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, она помогает им достичь иного жизненного статуса. Создается впечатление, что, по Морено , эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности.
Спонтанность — это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: “Творчество — это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность” (Могепо, 1974а, р. 76). Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия, а при удаче и достаточной настойчивости могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются “культурные консервы” (Bischop, 1964). “Культурные консервы” — это то, что сохраняет культурные ценности: язык, литература, искусство, ритуалы. “Консервы” связывают людей с прошлым, а усвоенные благодаря им устойчивые модели поведения, стереотипы мышления помогают решать новые проблемы, преодолевать критические ситуации. Хотя консервация необходима для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством консервации невозможно.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие “спонтанность” у Морено содержит две основных переменных: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который не знаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-то роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологическое.
Терапевтические цели в психодраме часто включают в себя знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями с одновременным облегчением процесса развития творческой спонтанности. Согласно Морено, современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения так же, как примитивные люди боялись огня до тех пор, пока они не научились добывать его. Морено использовал театр в качестве лаборатории для исследования спонтанности. Он обнаружил, что можно научиться спонтанности, и начал разрабатывать специальные психодраматические приемы для тренировки спонтанных действий.
Спонтанность сближает психодраму с другими групповыми подходами, делающими акцент на принцип “здесь и теперь”. Проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Естественные барьеры времени и пространства стираются. При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу “здесь и теперь”. По сути, психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти [5].

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Психодрама Морено

Развитие групповых способов психотерапии в качестве отдельно взятого терапевтического направления, тесно связано с именем Я. Морено. Психодраматическая практика последние несколько десятилетий результативно применяется почти во всех европейских странах и США.

К стержневым понятиям психодраматической практики следует отнести: роли и различные ролевые игры, теле, спонтанность, инсайт и катарсис.

Необходимо постигнуть принципиальную разницу психодра­матической практики в качестве метода терапии от театральной формы разыгрывания ролевых образов. Если в театре абсолютно все роли распределены и расписаны ав­тором, то в психод­раматические практики не подразумевают под собой никакого предопределенного сценария.

Читайте также:  Волевые качества личности - психология развития волевых процессов

В психодраме все участники сами воссоздают сценарий в процессе развития сюжета и не подозревают, к чему это может привести. Роли, участвующие в сценарии, выбирают и разделяют между собой сами. Терапевт всего лишь разъясняет главные правила и в их пре­делах поощряет всякую импровизацию и самопроизвольность.

Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоана­лиза, через который он старался описать лич­ность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопережива­ния (эмпатии) психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.

Морено же в собственном методе объединяет под одним понятием «теле» перенос и контрпере­нос, которые характеризуют взаимно направленный процесс эмпатии – психотерапевт–пациент и между всеми участвующими в психодраме. Наряду с этим в психодраме перенос и контрперенос применяется не столько для возможности охарактеризовать личность субъекта, сколько с целью терапевтического воздействия для его са­мораскрытия и победы над определенными комплексами и неврозами, для усиления группового процесса.

Под спонтанностью он подразумевал естественность (ненамеренность) реагирования и восприятия. Множество клиентов чересчур зажаты в собственных психологических защитных механизмах и стандартов поведения. Обретение такой спонтанности и естественности помогает индивидам эффективно освободиться от собственных комплексов и как следствие, от неврозов. Для того чтобы индивиды могли обрести спонтанность психотерапевт должен лишь подталкивать их действовать «здесь и теперь» при этом, не навязывая собственного сценария сюжетно-ролевой игры.

Катарсис в древнегреческой трагедии обо­значал так называемое очищение, озарение посредством страдания. В психоанализе Фрейд использовал понятие катарсис в смыс­ле раскрытия при­чин неврозов посредством интенсивных эмоциональных волнений и вытекающего из этого облегчения, то есть исцеления. В психодраматическом сценарии катарсис должны пережить не только протагонист и все участники конкретной сюжетной линии, но и все прочие индивиды, которые не участвуют в конкретной ситуации, но являются зрителями. У Я. Морено процесс катарсиса является ключевой задачей участников психодраматического процесса и сопереживающих зрителей. Он оказывает на них воздействие психотерапевтиче­ской направленности.

Понятие инсайт в переводе с английского языка имеет значение «неожиданное озарение» и означает оно неожиданное понимание субъектом собственных проблем или модификация взгляда на собственную персону, расши­ряющее возможности разрешения проблем. Инсайт обычно происходит вследствие катарсиса. Атмосфера и динамичность действий психодрамы долж­ны привести субъектов к катар­сису, а посредством него и к инсайту.

Сеанс психодрамы состоит из объяснения группе смысла и стержневых задач психодраматической практики, описание этапов реализации. Практическое воплощение психодрамы содержит в себе несколько этапов и три стадии организации са­мой психодрамы.

Сегодня особой популярности набирает детская психодрама для лечения их невротического поведения. Игра в психодраме является не только символическим обыгрыванием конфликтов, но и активной переработкой опыта. В психодраме ведется настоящая работа по одолению и разрешению конфликтных ситуаций. В игровом процессе малыши ощущают и переживают себя в качестве творческого инженера-конструктора, создателя, со-творца собственной жизни. Психодрама предоставляет возможность детям как бы «заново родиться» для более удовлетворяющей их жизни.
Детская психодрама ориентирована на сотворение творческой и естественной личности, поэтому она не ограничивается ликвидацией расстройств, она видит собственную ключевую задачу в способствовании развитию экспрессивной, креативной личности. Детская психодрама служит для стимуляции и поддержки в крохе спонтанности, естественности и творческой активности.

Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоана­лиза, через который он старался описать лич­ность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопережива­ния (эмпатии) психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.

Цели и задачи психодрамы как метода психотерапии

Основными целями психодрамы выступают диагностирование и коррекция неадекватного вербального и эмоционального поведения, самосовершенствование и самопознание через драматическую игру.

Психодрама позволяет людям учиться распознавать не только вербальные стимулы, но и оценивать невербальные посылы в поведении окружающих. Участники психодрамы учатся чувствовать друг друга.

Задачи психодрамы заключаются в следующем:

    Переосмысление путём творчества своих внутренних чувств и переживаний;

Создание условий для реализации более глубокого самопонимания клиентом;

Избавление от неэффективных стереотипов в поведении и эмоциональном реагировании;

  • Формирование конструктивного вербально-эмоционального поведения.
  • Выполнение целей и задач психодрамы четко регулируется ведущим группу психотерапевтом. После каждого катарсиса всеми участниками группы обсуждаются достижения, которые были реализованы в рамках этого занятия, какие задачи были решены в ситуации «здесь и теперь».


    Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают другие участники группы, посмотреть на себя глазами окружающих.

    Отображение

    Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

    Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие. Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

    МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. ПСИХОДРАМА

    Психодрама может рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходи­мые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой про­блематикой пациента. Психодрама как лечебный психотерапевтический ме­тод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была свя­зана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого

    потенциала человека, его творчества в «театре жизни». Внутриличностные и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного ме­тода.

    Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность эксперименти­ровать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчес­ки работая над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгры­вания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоцио­нальная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие раз­витию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благо­приятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного

    самопонимания, пре­одоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоцио­нального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и но­вых способов эмоционального реагирования.

    Классическая процедура нсиходрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Прота­гонист — это пациент (субъект), главный исполнитель, представляющий свои проблемы, терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) — организатор ро­левой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции те­

    рапевта заключаются в организации психодраматического действия, простран­ства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтан­ности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании и т.д.

    Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»), собственно психодраматическое дей­ствие; обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоцио­нальный обмен).

    В инициальной фазе происходит выбор протагониста, по­лучение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуа­ции), предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протаго­нистом, подготовка протагониста и других участников, организация простран­ства и самого психодраматического действия. В этой фазе используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», им­провизация, разыгрывание не относящихся лично ни к кому ситуаций (ска­зок, фантастических ситуаций и пр.).

    Вторая фаза — собственно разыгры­вание ролевой ситуации или психодраматического действия. В ходе его па­циент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отноше­ния, установки проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также по­могает целый ряд приемов — «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и др.

    Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи и зрители) предоставляет протагони­сту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную.

    Ролевая об­ратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участни­ки группы, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих пе­реживаниях и состояниях, которые возникали в процессе психодраматичес­кого взаимодействия с протагонистом, то есть о том, что они чувствовали, бу­дучи в роли значимых для протагониста людей.

    В ходе групповой психотерапии психодрама наиболее эффективно может быть использована в комбинации с другими методами: групповой дискусси­ей, психогимнастикой и др. Психодраматическому разыгрыванию может быть посвящено отдельное занятие группы, однако чаще всего психодрама есте­ственным образом входит в процесс групповой дискуссии, например, паци­ент на групповой дискуссии рассказывает о своих семейных конфликтах и связанных с этим собственных переживаниях и проблемах. Следует отметить, что истинная суть этих конфликтов, как правило, пациентом не осознается и является трудновербализуемой. В таком случае пациенту можно предло­жить разыграть эту ситуацию психодраматически, выбрав из участников группы вспомогательных персонажей, которые будут играть членов его се­мьи — участников конфликта.

    Вторая фаза — собственно разыгры­вание ролевой ситуации или психодраматического действия. В ходе его па­циент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отноше­ния, установки проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также по­могает целый ряд приемов — «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и др.

    Психодрама как метод групповой психотерапии

    Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей – будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.

    Суть метода

    Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

    Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

    Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

    Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.


    Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

    Для чего нужна психодрама?

    Психодрама активно используется для улучшения процесса катарсиса в гештальт-терапии, в групповой терапии и в трансактном анализе игровой формы. Психодрама используется в тренинговых группах для саморазвития и самосовершенствования. Метод позволяет выявить 3 типа переживания личности:

    • личные переживания , когда отражаются индивидуальные особенности человека. Здесь личность играет главную роль, а группа является вспомогательным средством. Окружающие способствуют возникновению определенных эмоциональных переживаний;
    • переживания на фоне межличностных отношений . Группа помогает выявить причины, которые мешают нам взаимодействовать с людьми, продуктивно общаться друг с другом;
    • социализирующие переживания , которые свидетельствуют о наличии конфликта, дисгармонии в обществе.

    Целью психодрамы является пробуждение творческого потенциала личности для решения своих проблем здесь и сейчас. Происходит пробуждение другой модели поведения. Человек осознает причины негативного опыта и формирует новые ценности.

    Специалисты используют три техники психодрамы.

    Семья

    Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.


    Психодрама подходит для решения вопросов из сферы саморазвития и самоопределения, в том числе профессионального самоопределения, для выхода из кризисов и конфликтов, избавления от страхов и фобий, работы с ночными кошмарами, решения психосоматических проблем и много-много другого. Это один из самых эффективных, универсальных и безопасных (экологичных) методов психотерапии.

    Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.

    Каждое представление продолжается от полутора до двух часов и включает в себя три фазы: разогрев, действие и обсуждение. Задача психотерапевта — определить, какие процессы происходят в группе, «растормошить» ее участников, которые в начале психодрамы, как правило, еще не активны, и выбрать из их числа протагониста — главного героя сегодняшней пьесы.

    Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.

    Читайте также:  Как вернуть жену в семью молитвами? Быстро и навсегда

    В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:

    «вспышка», когда, не беря долгую паузу на обдумывание, выступающий должен рассказать, что он чувствует и о чем думает в данный момент;

    косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;

    идентификация с частью — актер ставит себя на место какого-нибудь предмета, части тела или элемента одежды и говорит от его имени. Таким образом, пациент, например, может от лица своего мехового жакета рассказать, что он серый и бесцветный и хозяин надевает его, когда тому совсем ничего не хочется, разве что спрятаться в угол.

    После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.

    Существуют десятки различных техник психодрамы, но ключевыми для понимания этого метода являются три: дублирование, «зеркало» и смена ролей.

    Во время дублирования один из участников психотерапевтической группы становится позади протагониста и произносит то, что, как он считает, сам пациент не способен или не осмеливается высказать из-за стеснения, страха, чувства вины, вежливости и т. д. «Дублируемый» может не соглашаться с этими репликами и корректировать их.

    Техника «зеркало» заключается в том, что психотерапевт или один из участников наблюдает за поведением протагониста, а затем тщательно воспроизводит его на сцене. Смотреть на себя со стороны, как правило, очень травматичное занятие, потому кто-то из группы должен в этот момент успокаивать протагониста. Наблюдая за своими поступками в качестве зрителя, пациент может понять, насколько некрасиво они выглядели (например, как мелочно он ругался с медицинской сестрой во время завтрака), и отказаться от такого поведения.

    В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.

    В статье «Обзор психодраматических техник» Зерка Морено, супруга и коллега создателя метода, рассказывает следующий случай из практики своего мужа. К нему обратилась женщина, маленький сын которой, Джонатан, панически боялся собак после того, как большой черный пес смертельно напугал его, неожиданно выскочив из-за кустов во время прогулки в парке. Психотерапевт предложил мальчику и матери поменяться ролями: теперь женщина делала вид, что она боится собак, а сын ее успокаивал. Скоро он уже совершенно по-взрослому объяснял маме, что в собаках нет ничего страшного, а затем исчезла и его собственная фобия.

    Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка. Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада. Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.

    Название техники «зеркало» отсылает к следующей стадии онтогенеза, когда ребенок начинает узнавать себя в отражении и развивает чувство собственной идентичности благодаря этому открытию.

    Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.

    В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.

    косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    • Recent Entries
    • Archive
    • Friends
    • Profile
    • Memories

    Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

    Групповая психотерапия: описание направления и методы проведения

    Групповая психотерапия – форма беседы с пациентами в группе, при которой определенное количество людей встречается для решения своих проблем. Группа преимущественно состоит из 8-12 участников. В данном виде психотерапии применяется большой набор методов, которые можно использовать как по отдельности, так и в совокупности. Она позволяет избавиться от внутренних конфликтов и подавленных эмоций личности.

    • 1. Групповая психотерапия: описание направления
      • 1.1. Этапы развития группы
      • 1.2. Преимущества и недостатки, отличия от индивидуальной психотерапии
      • 1.3. Организация
    • 2. Основные методы
      • 2.1. Групповая дискуссия
      • 2.2. Психодрама
      • 2.3. Психогимнастика
      • 2.4. Проективный рисунок
      • 2.5. Музыкотерапия
      • 2.6. Варианты групповой психотерапии

    Групповая психотерапия – форма психотерапии, которая предусматривает использование группового метода лечения психологических проблем, другими словами, группа людей встречается в определенном месте и в конкретное время под контролем психотерапевта. Цель, если говорить кратко, заключается в разрешении внутренних и межличностных конфликтов и трудностей, коррекции поведения человека, снятии эмоционального напряжения, осознании подавленных эмоций и избавлении от комплексов. Основателем этого направления является психиатр из Америки Джозеф Пратт. Он первым объединил пациентов, которые страдают туберкулезом в группы для проведения еженедельных дискуссий.

    По результатам работ Дж. Пратта, эффективность терапии выросла в несколько раз благодаря взаимной поддержке больных. Они понимали, что не одни с такой проблемой и всегда найдется человек, который может понять и помочь. У пациентов отмечалось снижение депрессивных состояний, эмоциональный фон пришел в норму.

    Более активное развитие групповая психотерапия получила во время Второй мировой войны, когда солдаты возвращались домой с психическими заболеваниями. Их было настолько много, что индивидуально работать с каждым было невозможно, потому что количество психотерапевтов было невелико. Именно в этот момент правительства различных стран приняли решение о внедрении групповой психотерапии в качество основного способа лечения подобных расстройств в послевоенный период.

    Применяется термин «психокоррекционная группа» – временное объединение людей, которое имеет руководителя и проводит встречи для достижения общих целей (Кьелл Рудестам “Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика).

    Выделяют 4 вида психокоррекционных групп:

    • терапевтические;
    • группы личностного роста;
    • группы развития межличностных умений и повышения квалификации руководителей;
    • группы решения проблем и организационного развития.

    Несмотря на наличие видов, они имеют похожие цели: понимание и совершенствование собственной личности, получение информации, замена негативных установок на позитивные и др. Одной из важных задач психотерапевта считается поддержание групповой сплоченности на высоком уровне, основными показателями которой являются полезность группы (чем больше людей довольны присутствием в этом коллективе, тем выше степень сплоченности) и симпатия друг к другу в ней. Существует 10 главных психотерапевтических принципов, которые применяются в большинстве групп (И. Ялом и Кратохвил):

    • предоставление информации, т. е. терапевт воздействует на пациента при помощи инструкций и рекомендаций (советов);
    • принцип универсализации, который означает, что многие люди, когда только входят в группу, считают, что их проблемы уникальны, но потом убеждаются в том, что и у других людей наблюдаются похожие ситуации;
    • сплоченность;
    • альтруизм – каждый участник группы приходит на помощь другим;
    • развитие навыков коммуникации (общения);
    • внушение надежды – участник группы надеется на выздоровление и наблюдает за избавлением от проблем других людей, что усиливает эффект;
    • множественный перенос – группа похожа на семью, где формируется привязанность;
    • подражательное поведение означает, что в процессе наблюдения за действиями других человек приобретает умение правильно вести себя и общаться;
    • катарсис – участники находят выход для негативных эмоций.

    Эффект групповой психотерапии заключается в том, что у человека наблюдается возникновение и переживание тех чувств и состояний, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись неразрешимыми или подавленными. На основе этого происходит переработка негативного опыта, которая осуществляется в актуальной эмоциональной ситуации в группе. Если этого не сделать, то пациент не достигнет личностных и внутренних изменений.

    • терапевтические;
    • группы личностного роста;
    • группы развития межличностных умений и повышения квалификации руководителей;
    • группы решения проблем и организационного развития.

    Что такое психодрама?

    Психодрама – это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. У психодрамы есть два применения – она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг-друга. Современная психодрама – очень гибкий и многогранный метод, в умелых руках, он становиться почти универсальным. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

    Помимо групповой психотерапии, психодрама широко используется в индивидуальной работе с людьми. Как в психотерапии, так и вне ее, например в коучинге. Эта статья посвящена групповой психодраматической терапии и специфике психодраматического подхода в целом.

    Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

    Методы групповой психотерапии

    К основным методам групповой психотерапии традиционно относят:

    • — групповую дискуссию;
    • — психодраму;
    • — психогимнастику;
    • — проективный рисунок;
    • — музыкотерапию.

    Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод. Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в работе психотерапевтической группы. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на:

    • а) основные и вспомогательные;
    • б) вербальные и невербальные.

    Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных. При этом исходят из того, что все методы групповой психотерапии выполняют две основные функции — психодиагностическую и собственно психотерапевтическую. Личностная диагностика в процессе групповой психотерапии (раскрытие пациентом собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и психотерапевтом) и собственно процесс психотерапии (осознание пациентом своих проблем и конфликтов и их переработка и коррекция) тесно связаны и представляют собой единый процесс, отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретически.

    Деление на вербальные и невербальные методы основано на преобладающем виде коммуникации и характере получаемого материала.

    К вербальным методам относят групповую дискуссию и психодраму.

    К невербальным — психогимнастнку, проективный рисунок и музыкотерапию. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации, направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции. Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, но практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты. Учет и анализ невербального взаимодействия в процессе использования вербальных методов, согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии и позволяет более полно и адекватно раскрыть содержание того или иного взаимодействия.

    Групповая дискуссия. В качестве ее предмета выделяют обсуждение:

    • — биографии пациента;
    • — определенной темы;
    • — межличностного взаимодействия в группе (интеракций).

    Таким образом, определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии:

    • 1) биографическая;
    • 2) тематическая;
    • 3) интеракционная.

    В качестве ведущей практически всегда рассматривается интеракционная ориентация, поскольку именно она определяет специфику групповой психотерапии как метода, основанного на использовании в лечебных, психотерапевтических целях групповой динамики, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи. Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

    Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни.

    Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах.

    Опорные точки групповой дискуссии, ее основные содержательные моменты:

    • а) знакомство членов группы;
    • б) обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками;
    • в) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и групповой реальностью, поведением психотерапевта и тем, что происходит в группе;
    • г) нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом, вскрытие истинных чувств к психотерапевту, их осознание, понимание их причин и переработка, создание групповых норм в отношении психотерапевта;
    • д) вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношением к авторитетам; формирование адекватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы;
    • е) выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы;
    • ж) доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных пациентов — собственно «рабочая фаза» групповой психотерапии, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок неадекватных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация позитивных изменений), обсуждение результатов лечения, подведение итогов.
    Читайте также:  ТОП-5 эротических фильмов для взрослых с красивым сюжетом. Лучшие картины в истории.

    Психодрама может рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента.

    Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Протагонист — это пациент (субъект), главный исполнитель, представляющий свои проблемы, терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) — организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы.

    Процесс психодрамы включает три основные фазы:

    • 1) инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»);
    • 2) собственно психодраматическое действие;
    • з) обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоциональный обмен).

    В первой — инициальной фазе — происходит выбор протагониста, получение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуации), предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства и самого психодраматического действия.

    Вторая фаза — собственно разыгрывание ролевой ситуации или психодраматического действия. В ее ходе пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки проблемы и конфликты.

    Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную. Ролевая обратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участники группы, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе психодраматического взаимодействия с протагонистом, т. е. о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает протагонисту понять, что чувствуют окружающие его люди, как они воспринимают и как реагируют на его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, агрессию и другие эмоции, какие ответные действия им хотелось бы совершить.

    Психо гимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.

    Метод позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастическое занятие, как правило, включает три части:

    • 1) подготовительную;
    • 2) пантомимическую;
    • 3) заключительную,

    которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы.

    Задачами подготовительной части являются уменьшение напряжения у участников группы, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и двигательной активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, формирование и развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы невербально — без помощи слов, а также понимать невербальное поведение других людей.

    Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной, и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть психогимнастического занятия. Пациентам предлагаются темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, т. е. касаться межличностного взаимодействия в группе.

    Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы или последующего обсуждения, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности в себе и в группе.

    Проективный рисунок. Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же, как психодрама и психогимнастика, проективный рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем. Темы для рисунка обычно охватывают три основные сферы:

    • 1) прошлое, настоящее и будущее пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.);
    • 2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность и др.);
    • 3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа и пр.).

    Используются также свободные темы (каждый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.

    Проективный рисунок на тему «моя болезнь» пациента с обсессивно- фобическим неврозом (с шизоидной акцентуацией характера).

    Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с высказываний членов группы о том, как им кажется, что хотел изобразить автор рисунка и какие чувства этот рисунок вызывает; они также говорят о том, как понимают его замысел, то, что он хотел выразить. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый интерес представляет расхождение в понимании и интерпретации членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке элементов, смысл которых автором не осознается, так и проекциями проблем других участников группы. При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в рисунках конкретного пациента специфические особенности. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удовлетворен своим положением в семье, выполняя рисунок на тему «моя семья», рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и самого себя, лежащего на кровати, при этом самого себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражает ситуацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье.

    Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

    Рассматривая основные направления лечебного действия музыки, обычно выделяют четыре следующих аспекта:

    • 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
    • 2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функций и способностей;
    • 3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
    • 4) развитие эстетических потребностей.

    В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:

    • — катарсис;
    • — эмоциональную разрядку;
    • — регулирование эмоционального состояния;
    • — облегчение осознания собственных переживаний;
    • — конфронтацию с жизненными проблемами;
    • — повышение социальной активности;
    • — приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
    • — облегчение формирования новых отношений и установок.

    Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной

    и рецептивной (пассивной).

    Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность:

    • — воспроизведение;
    • — фантазирование;
    • — импровизацию

    с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов.

    Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь, рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    • 1) коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);
    • 2) реактивной (направленной на достижение катарсиса);
    • 3) регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

    В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи.

    При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Для этого необходим набор простейших музыкальных инструментов или даже предметов, издающих звуки. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

    Соотношение методов групповой психотерапии. Каждый из описанных выше методов — групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия — на практике используются и самостоятельно. Здесь было описано использование этих методов в рамках групповой психотерапии, в едином комплексе. В качестве основного метода выступает групповая дискуссия, а психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия — в качестве вспомогательных. Обычно примерно 70 % всего времени отводится на групповую дискуссию.

    Таким образом, с точки зрения реализации целей и задач групповой психотерапии, главной фигурой психотерапевтического процесса является групповой психотерапевт. Он привносит в этот процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, применяемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта, оказывают влияние на групповой процесс и результаты лечения.

    которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы.

    Как проходит психодраматическое действие?

    «У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

    Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

    Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

    Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

    Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом). Бывает что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое, и понять что именно внутри протагониста тогда произошло. И найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

    В некоторых ситуациях, психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Символическое действие, также, может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

    В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста, для того чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

    Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

    «Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле “правдивее” слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

    Добавить комментарий