Тревожность у детей

Тревожность у детей

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

Тревожность – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую личностную черту – индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги в разных обстоятельствах.

Умеренный уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она позволяет избежать опасности или решить проблему. Полное ее отсутствие рассматривается как явление, препятствующее адаптации, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Важно отметить, что тревожность начинает оказывать мобилизующее влияние только, начиная с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности. В дошкольном и младшем школьном детстве состояние тревожности вызывает только негативный эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, однако замечено, что интенсивность и сферы переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Детская тревожность — это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Тревожные школьники ожидают недоброжелательного отношения учителя и одноклассников, испытывают эмоциональный стресс в ситуации проверки знаний и компетентности. Они испытывают удовлетворенность чаще всего тогда, когда отметка, даже сравнительно невысокая, соответствует их ожиданиям. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняют самыми разными причинами, причем, обычно внешними – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Именно таким образом проявляется преимущественно внешняя ориентация тревожных детей, отсутствие собственных, внутренних критериев.

Школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Учитывая, что для этого возраста характерен один из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), шести – семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника.

Поскольку состояние тревожности является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчать близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (по разным данным, он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.

Высокая тревожность у детей школьного возраста вызывает переутомление, временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Другим негативным фактором влияния тревожности на процесс адаптации к школьному обучению является неспособность тревожных учеников к нормальному общению с окружающими. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников. Тревожные школьники значительно чаще оценивают группу сверстников как ненадежную, отвергающую. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями – и там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Таким образом, тревожность может становиться фактором, который определяет характеристики межличностного общения ребенка.

Как выявить тревожного ребенка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных ниже, постоянно проявляется в его поведении.

Трудность ( иногда невозможность) сконцентрироваться на чем-либо.

С целью выявления тревожного ребенка используется также специальный опросник (авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко), в котором фактически в виде тех или иных утверждений дано описание тревожного ребенка. С помощью этого опросника можно самостоятельно выявить уровень тревожности, имеющийся на данный момент у ребенка. Для этого нужно отметить наличие (+) / отсутствие (-) следующих признаков тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15-20 баллов. Средняя – 7-14 баллов. Низкая 1-6 баллов.

Помимо этого опросника, существует целый ряд и других методик определения уровня тревожности, некоторые из них могут использовать как родители, так и психологи. Но есть и специальные методы определения уровня тревожности, а также выявления причин возникновения повышенной тревожности, которые должны использоваться только профессиональными психологами. В нашем развивающем центре «Летиция» опытные специалисты психологи помогут профессионально продиагностировать уровень тревожности вашего ребенка, выявить причины возникновения тревожности, и в заключение дать конкретные советы по профилактике и коррекции тревожности.

Причины повышенной тревожности

Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить следующие причины:

1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3) соматические нарушения.

Важно отметить следующее:

Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

– негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

– неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

– противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.

Когда в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

Если ребенок испытывает недостаток информации или пользуется недостоверной информацией. Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает, хотя иногда бывает трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Здесь ребенок постоянно должен оправдывать ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного контроля и напряженного ожидания: сумел – не сумел угодить родителям.

16. Часто не может сдержать слезы.

Скачать:

ВложениеРазмер
trevozhnyy_rebenok.docx19.78 КБ

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Как выявить тревожного ребенка

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность – это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам “страх” и “тревога”: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Тревожность у детей

Наталья Калинина
Тревожность у детей

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т. д.

В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина.

Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае – это здоровая реакция и его функция – помочь организму избежать опасности.Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств – зрением, слухом, осязанием, обонянием.

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и здоровая реакция напуганного организма – бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.

Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Часто родители запугивают детей такими фразами,как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь то то…баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.

В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности.

По мнению многих специалистов (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Захаров А. И., одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

• Конфликты между родителями (членами семьи).

• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.

• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например,когда родители говорят ребенку: «Не кричи!», «Не бегай!», Не плачь!»);

• Повышенная тревожность самих родителей;

• Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а бабушка можно);

• Предъявление ребенку противоречивых требований (Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»);

• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка);

• Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть. Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т. д. Запрещают переживать, плакать);

• Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;

• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав);

• Насилие (психологическое, физическое и др.)

Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

Как помочь тревожному ребенку?

Тревожному ребенку не хватает уверенности в себе, что он может делать что-то сам. Что он имеет право на проявление чувств, таких как злость, раздражение и т. д. Ведь когда ребенок совсем маленький, он очень зависим от своих родителей. Но затем он начинает ползать, сам ходить и это для него большое достижение. У него у самого что-то получается. Он уже может подойти к чему-то и что-то взять, изучить, сломать и т. д. У него появляется много индивидуальных потребностей. Важно малышу не мешать изучать мир. Конечно, желательно убрать все опасные и ценные предметы. Если ребенку не мешать, а только помогать, то у него формируется самостоятельность, личность. А от этого и уверенность в собственных силах. Но если ребенку не позволять что-то брать или падать, например, везде его подхватывать, ходить за ним, не разрешать удовлетворять его же потребности, ребенок будет в себе давить свои же потребности, так как это не безопасно. А также, для уверенности ребеночку очень важна родительская поддержка. Поддержка и в каких-то достижениях малыша, и в переживании для него новых ситуаций. Если родители поддерживаю его, то он учится сам себя поддерживать.

Тревожного ребенка нельзя заставлять принимать участие в групповых упражнениях, если он не хочет; к видам деятельности соревновательного характера. Давать ребенку возможность действовать в привычном для него темпе; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности. Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Желательно хвалить безоценочно, чтобы он не воспринимал какой он, а воспринимал, что маме или папе нравится, что у него что-то получается.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

• Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте (“Да, это неприятно, обидно…”). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

• Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Вы должны показать, как можно решить тревожащую ситуацию.

• В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

• Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

• Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

• Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какой серьезный, ответственный день будет завтра.

• Делиться своей тревогойс ребенком лучше в прошедшем времени: “Сначала я боялась того-то., но потом произошло то-то и мне удалось. “

• Старайтесь в любой ситуации искать плюсы (“нет худа без добра”): ошибки – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание.

• Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

• Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

• Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

• Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

• У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Пример тревожности:

Девочка Оля (возраст 3,8 мес.) после развода родителей у ребенка стала проявляться тревожность. Раньше ребенок спокойно засыпал во время дневного сна, теперь она по долгу не может заснуть, а иногда вообще не спит. Все время напряженна. Ходит грустная, без причин начинает плакать.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Учим детей ПДД» Консультация «ПДД для родителей раннего возраста». В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие по обучению детей сортировке мусора Природа и экология нуждаются в защите и помощи. 2017 год объявлен годом экологии в России. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.

Детская тревожность Наверняка многим из нас приходилось наблюдать такую историю, когда, собираясь на день рождения к соседской девочке, трехлетний ребёнок непрерывно.

Консультация для родителей детей 3–4 лет «Экологическое воспитание детей. Год экологии» Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,.

Праздничное развлечение к Дню защиты детей для детей средней группы Праздничное развлечение, посвященное Дню Защиты детей в средней группе «Радуга». 1.06.2016. Организатор: воспитатель Баймурадова Т. В. Ведущие:.

Развлечение по ОБЖ для детей старшего «Незнайка в гостях у детей» Развлечение по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Незнайка в гостях у детей» Цели: 1. Продолжать закреплять знания детей в.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Выступление Казьминой Т. А. на городском методобъединении на базе.

Сценарий развлечения детей старшей группы посвященный Дню защиты детей Сценарий развлечения детей старшей группы посвященный “Дню защиты детей” Воспитатель: Кибитова В. Ю Цель: Создание.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Памятка для.

Приобщение детей к произведениям Е. И. Носова. Занятие для детей 4–6 лет «Родные книги» НОД: «Родные книги» Для детей 4-6 лет Цель: приобщение детей к произведениям Е. И. Носова через интеграцию разных видов деятельности..

По мнению многих специалистов (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Захаров А. И., одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

Старший дошкольный возраст

Дети старшего дошкольного возраста боятся быть забытыми родителями в детском саду, отвергнутыми другими детьми. Внешне проявления тревожного состояния у таких детей могут быть не очень заметными: они ведут себя примерно, не шумят.

Но воспитателей и родителей должно насторожить то, что ребенок замкнут, при разговоре с ним старается не смотреть в глаза, часто плачет, ожидая маму. У таких детей занижена самооценка, они считают себя некрасивыми и глупыми, нередко они страдают недержанием мочи и кала.

Серьезным стрессом для детей является поступление в школу, где все ново, непривычно. Появляются новые обязанности и возрастают требования: необходимо готовить уроки, выходить отвечать к доске, показывать свое знание или незнание перед всем классом. Более строгими становятся родителями, ужесточается режим дня, нет прежней возможности свободно гулять, играть и ни о чем не заботиться.

Беспокойство и тревожность у детей

Ребенок боится трудностей, новых начинаний, игр, неуверен в себе и собственных силах. Демонстрирует обеспокоенность, проявляет нервозность, ему сложно сосредоточиться на каком-либо занятии. Встреча с трудностями для него сродни катастрофе. Ребенок проявляет беспокойство во время кормления, высокую тревожность, жалуется на страшные сны, потеет в моменты сильного волнения. Расстроить его – пара пустяков.[1] Через эти и ряд других критериев проявляется синдром тревожности у детей.

Тревога и беспокойство и тревожность у детей

Прежде чем проводить диагностику тревожности у детей дошкольного возраста (3-4 лет) или младшего школьного возраста (6-7 лет) посредством определенных методик, следует определиться с основным термином. С чем же мы имеем дело? Тревожность у детей – это устойчивая психологическая особенность отдельной личности, при которой она регулярно и в самых разнообразных ситуациях, даже тех, которые этого не предполагают, испытывает сильное беспокойство.[2]

Важно отличать тревожность от тревоги и страха. Страх носит эпизодический характер. Тревожность и навязчивое беспокойство у ребенка в 3, 5 месяцев и в любом другом возрасте – это устойчивые явления и могут проявляться повсеместно. А.И. Захаров говорит о том, что существуют различные страхи, которые появляются и исчезают у детей в том или ином возрасте.[3] Общее состояние беспокойства, тревожность у ребенка сохраняются практически перманентно. А американский психолог и профессор психологии Делаверского университета К. Изард, определяет тревогу как «комбинацию некоторых эмоций», а страх считает просто одной из них.[4]

Определение наличия проблемы и уровня тревожности у детей в грудном возрасте, в 2, 3 года и старше

Помимо упомянутых нами выше, существуют еще и другие признаки тревожности у детей. Для такого ребенка характерны замкнутость, скованность, чрезмерное беспокойство. Подобные признаки могут проявляться в любом возрасте.

Ребенок с высоким уровнем тревожности опасается даже не столько проблемы. Его беспокоит уже одно ее предчувствие. Неуверенность в себе, низкое мнение о собственных достоинствах и способностях заставляет таких деток искать постоянного одобрения взрослых, некого толчка, поощрения. Они очень самокритичны, считают себя хуже других.

Возникает ощущение, что ребенок, у которого отмечается повышенная тревожность, постоянно ожидает неприятности и напряженно думает, что ему делать, когда неприятность приключится. От этого в состоянии ребенка отмечается раздражительность, нарушения сна (особенно у малышей), быстро приходящее ощущение усталости. Тревожность младших школьников во многом связывается с началом учебного процесса. Им трудно привыкать к новизне.[5]

У детей младшего школьного возраста и тех, кто постарше, тревожность проявляется сложностями с концентрацией, отсутствием внимательности и увлеченности. Им сложно сосредоточиться на предмете, они напряжены, поставленные задачи вызывают у них беспокойство.

Тревожность у дошкольников, детей школьного возраста вызывает также проблемы и с соматикой. Подобное состояние сопровождается головными болями и головокружением, спазмами в животе и горле. Когда наблюдается повышенная тревожность, у ребенка в самый ее пик могут отмечаться сухость во рту, слабость в конечностях, сильное сердцебиение.

Для выявления и определения глубины проблемы в 60-х годах XX века американскими психологами была разработана специальная шкала явной тревожности для детей.

Основные причины повышенной тревожности у детей дошкольного возраста и школьников

К какому-то конкретному выводу о корнях этой проблемы ученые не пришли, но большинство полагает, что тревожность у детей младшего школьного возраста и дошколят связана в основном с отношениями детей и родителей, микроклиматом в семье. У детей постарше также важную роль играют школьные проблемы. Ведь недаром через некоторое количество времени с момента старта занятий в школе, отмечается рост уровня тревожности и беспокойства у предрасположенных детей.[6]

Существует также мнение, что повышенный уровень тревожности у детей может быть также следствием некоего внутреннего конфликта. Его причинами, в свою очередь, могут являться:

  • противоречия в требованиях родителей либо родителей и учителей;
  • необоснованные требования, которые зачастую слишком завышены;
  • требования к ребенку, которые носят явный негативный характер и унижают его достоинство, ставят в неприятную зависимость;
  • регулярные сравнения с другими детьми.[7]

Кроме того, тревожность у ребенка может быть и следствием психологического состояния родителей. Если они озабочены, недовольны работой и уровнем заработной платы, условиями жизни в целом, это непременно сказывается и на младших членах семьи.[8]
Авторитарный стиль воспитания также способствует развитию тревожности у ребенка. Что делать с этим? Вот главный вопрос.

Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Как снять тревожность у ребенка – вопрос, который волнует всех пап и мам, столкнувшихся с подобной проблемой. Важно начать с того, чтобы осознать, что она действительно имеет место быть. И действовать. Одни мамы пытаются узнать, как другие родители преодолевают тревожность ребенка. А кто-то сразу старается найти первопричину. Грамотное определение корней проблемы помогает в дальнейшем разработать правильные рекомендации для детей с высоким уровнем тревожности.

Снятие тревожности у детей – процесс не сиюминутный и занимает длительное время. Специалисты, как правило, избирают комплексный путь к решению данной задачи:

  • стимулирование роста самооценки ребенка;
  • помощь в обучении самоуправления и саморегулирования в тех ситуациях, которые вызывают тревожность у конкретного ребенка 3, 5, 12 лет, более старших или младших;
  • снятие напряжения мышц, расслабление.[9]

К общим начальным рекомендациям для родителей по преодолению тревожности детей можно отнести установление положительного контакта с ребенком, поиск взаимопонимания дома и в школе, благоприятный микроклимат во взаимоотношениях всех членов семьи.

Коррекция повышенной тревожности у детей с неврозами и прочими расстройствами психического свойства, являются, безусловно, уже прерогативой специалистов из области медицины. В ряде случаев врачи дополнительно назначают препараты для снятия беспокойства и тревожности. Одним из таких средств является “Дормикинд” – препарат, разработанный специально для детей, который содержит натуральные компоненты и может пременяться с самого рождения. “Дормикинд” применяется для лечения беспокойства и облегчения засыпания у детей до 6 лет. Отпускается из аптек без рецепта.

[1] Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М “Уровень тревожности ребенка”

[2] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология. Словарь»

[3] Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»

[4] Изард К. «Эмоции человека»

[5] Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М “Уровень тревожности ребенка”

[6] Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника”

[7] Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника”

[8] Брель Е.Ю. К проблеме изучения особенностей взаимосвязи алекситимии, агрессивности и тревожности в структуре личности

[9] Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»

Официальный представитель в России: ООО “Альпен Фарма” 117513 , Россия, г.Москва , ул. Островитянова, д.6
Тел./факс: +7 (495) 609-65-72, www.alpenpharma.com, info.russia@alpenpharma.com © 2016-2020

КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

К какому-то конкретному выводу о корнях этой проблемы ученые не пришли, но большинство полагает, что тревожность у детей младшего школьного возраста и дошколят связана в основном с отношениями детей и родителей, микроклиматом в семье. У детей постарше также важную роль играют школьные проблемы. Ведь недаром через некоторое количество времени с момента старта занятий в школе, отмечается рост уровня тревожности и беспокойства у предрасположенных детей.[6]

Тревожный ребенок

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.


Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)
  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ)

Тревожные дети
Какие они?
Каковы признаки детской тревожности?
С чем связана тревожность у детей?
Каковы ее причины?
Какие последствия имеет детская тревожность?
И какие рекомендации можно дать родителям, если их ребенок тревожный?

В этих вопросах, уважаемые читатели, мы и постараемся сегодня разобраться.

Под тревожностью , как психологической особенностью человека (взрослого или ребенка), психологи подразумевают склонность личности к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий.

Какие же признаки тревожности у детей существуют, по каким характерным поведенческим особенностям мы можем судить о наличии тревожности у ребенка?

• Как правило, тревожные дети не уверены в себе. Самооценка таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной.

• В силу того что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, неприятностей, он очень редко проявляет инициативу.

• Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны.

• Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых (педагогов).

• Пассивность, застенчивость, скромность , дисциплинированность, аккуратность, робость – это также черты, характерные для тревожных детей.

• Можно сказать, что перечисленные качества (признаки тревожности) имеют отчасти защитный характер, так как ребенок стремится, во что бы то ни стало, избежать неудачи.

• Тревожный ребенок испытывает страх перед всем непривычным, неизвестным, новым.

• Он склонен больше помнить плохое, чем хорошее.

• Повышенная возбудимость и некоторая скованность (напряженность) также свидетельствуют о наличии детской тревожности.

С чем же связано наличие повышенной тревожности у ребенка?
Каковы причины возникновения тревожности у детей, факторы, влияющие на ее наличие?

Тревожность у ребенка может быть обусловлена наличием предрасположенности, особых характеристик нервной системы, с которыми ребенок родился (на которые накладываются и другие факторы, жизненные обстоятельства), наличием тревожности у самих родителей (взрослых, окружающих ребенка), завышенных требований к ребенку, отсутствием их единой системы, наличием чрезмерной заботы и опеки, которые ставят ребенка в зависимое от родителей положение.

Нужно ли что-то делать с тревожностью ребенка?
Может вообще не обращать на нее внимание?
Имеет ли детская тревожность какие-либо отрицательные последствия?


Давайте попробуем разобраться.
Если ребенку свойственна повышенная тревожность, то излишний страх перед всем неизвестным, новым будет препятствовать развитию таких качеств мышления, как креативность, неординарность, мешать творческому поиску в деятельности. Как говорится, излишняя тревожность будет мешать развитию творческого потенциала личности, а значит, может просто помешать человеку найти себя, проявить себя в какой-либо деятельности максимально полно, почувствовать себя востребованным, состоявшимся, счастливым.

Конечно, осторожность хороша, но до определенной меры… Кроме того, если тревожность у ребенка будет продолжать усиливаться, то это может стать фактором развития различных страхов, невротических качеств и, как следствие, нанести вред здоровью.

Кстати, один жизненный пример. Во время моей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с таким небывалым случаем проявления детской тревожности, когда у скромной, старательной, послушной, умной и здоровой девочки перед самым утренником (просто за несколько минут до него) поднялась температура под сорок. Вот так весь организм чрезмерно тревожного ребенка переживал приближение очень ответственного (но ведь в первую очередь радостного!) момента… Да, забыла сказать, что после утренника, с возвращением к обычному ритму жизни, от температуры не осталось и следа.

Сегодня мы с вами, уважаемые взрослые, разбирались с вопросами на тему: « Тревожные дети ». И, надеюсь, смогли получить ответы на вопросы: с чем связана тревожность у детей , каковы причины тревожности , ее проявления, признаки и последствия детской тревожности . В следующей статье, которая уже готовится к публикации в ближайшее время, я поделюсь с вами рекомендациями для родителей тревожного ребенка и расскажу о направлениях работы с тревожными детьми.

Возможно, вам будут интересны и другие статьи по близкой тематике:

С чем же связано наличие повышенной тревожности у ребенка?
Каковы причины возникновения тревожности у детей, факторы, влияющие на ее наличие?

Тревожность у детей

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что детство является периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка [7; 25; 26; 27; 30; 31]. Воздействие этих факторов на организм человека и его последствия в значительной степени опосредуется тревожными переживаниями [5; 7]. Особый интерес в связи с этим вызывают научные исследования, посвященные изучению проблемы тревожности в качестве устойчивого свойства личности к восприятию широкого круга обстоятельств, как содержащих угрозу и реагированию на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности.

К настоящему времени накоплен достаточно большой объем научных работ, посвященных анализу физиологических и психофизиологических изменений в организме при высоком уровне тревожности. Следует отметить однако, что не смотря на разнообразие подобного рода исследований, в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека. Исследования детской тревожности в настоящее время описываются достаточно редко и преимущественно имеют психологический характер [12; 18; 19 и др.]. Вместе с тем, нарушения функционального состояния, отмечаемые у тревожных взрослых, не похожи на нарушения, наблюдаемые у детей [2].

Во многих работах, исследующих возникновение и развитие детской тревожности, осуществляется психодинамический подход [9; 27; 34 и др.]. Разделяющие его авторы исходят из того, что уже в раннем возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, в основе которых лежат процессы возбуждения и торможения и их различные сочетания. В данном контексте тревожность рассматривается в качестве врожденной психодинамической характеристики. Н.Д. Левитов указывает, что тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов [15].

С другой стороны, известно, что если ведущим в становлении темперамента является генетический фактор, то в характере он будет проявляться наряду со средовым влиянием [3; 4]. Это представление определяет биосоциальный подход к рассмотрению причин детской тревожности, кроющихся как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации [12; 18; 20; 21; 33].

Вопрос о социальных причинах детской тревожности принадлежит к числу наиболее изучаемых. Можно выделить несколько факторов, неблагоприятное развитие которых определяется большинством исследователей в качестве возможных причин возникновения и закрепления тревожности как устойчивого свойства личности у ребенка.

В качестве центральной причины тревожности во многих научных работах выделяют факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения «мать-ребенок» [10; 13; 18]. Однако сведения о факторах детско-родительских отношений, которые являются специфическими с точки зрения возникновения у детей устойчивой тревожности в современной научной литературе довольно немногочисленны. Можно назвать, пожалуй, лишь фактор «несоответствия детей престижным устремлениям родителей», выделенный в качестве значимого для тревожности младших школьников [32]. Кроме того, необходимо учесть, что факторы семейного воздействия относятся преимущественно к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы влияния характеристик семьи и особенностей семейного воспитания на тревожность более старших детей и подростков разрозненны и встречаются лишь в единичных работах. В целом обобщение имеющихся литературных сведений по данной проблеме показывает, что тревожные дети и подростки чувствуют себя в семье значительно менее уверенно, надежно и защищенно, чем их сверстники с нормальным уровнем тревожности.

Еще одним значимым социальным фактором при рассмотрении вопроса о возникновении тревожности у детей является успешность ребенка в школе. По результатам ряда исследований, связь между тревожностью и успеваемостью, определяемой по текущим отметкам, не обнаруживается [13; 21]. Она выявляется, однако, при анализе субъективного восприятия ребенком его успеваемости [18]. У школьников с нормальным уровнем личностной тревожности удовлетворенность успеваемостью зависит преимущественно от полученной отметки. Тревожные дети чаще не удовлетворены своей успеваемостью, вне зависимости от оценок [1]. Все это указывает на значимость успеваемости как фактора, влияющего, по меньшей мере, на поддержание и усиление тревоги, но влияющего не прямо, а опосредованно.

Проблема успеваемости тесно связана с тем, как складываются отношения школьника с педагогами. Грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к учащимся часто рассматриваются как одна из основных причин детской тревожности. Подобная тревожность описывается в литературе под названием «дидактогенного невроза» [24]. Анализ ряда клинических случаев показал, что конфликтные взаимоотношения с педагогом оказываются наиболее губительными для тех детей, кто уже имеет тревожность или находится в состоянии «тревожной готовности», то есть чувствует себя беспомощным, не имеющим защиты, возможностей сопротивления [32].

В качестве еще одного социального фактора формирования тревожности у детей выступают взаимоотношения со сверстниками [8; 11; 16 и др.]. Тревожные дети часто оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. При этом тревожность зачастую выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость высокотревожного ребенка от сверстников. Таким образом, можно полагать, что не столько особенности неблагоприятного общения со сверстниками влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики такого общения.

В качестве важнейшего источника тревожности многими авторами выделяется внутренний конфликт, связанный с самооценкой, «Я-концепцией» [7; 13; 22]. Высокая тревожность свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта. Однако, как показывают данные исследований, посвященных этиологии детской тревожности, надежно выявить источник такого опыта достаточно трудно [27; 28]. Существенное влияние на его накопление оказывает то, что в оценке своих успехов и неудач тревожные дети ориентируются в основном на внешние критерии (оценку окружающих и др.). Поскольку такие критерии в значительной мере находятся вне контроля человека, это сопровождается постоянным переживанием неопределенности, порождая неуверенность и тревогу. Можно полагать, что указанные особенности отрицательного эмоционального опыта влияют на диффузный, беспредметный характер переживания тревоги [18].

Описанные факторы позволяют представить схему происхождения детской тревожности и ее закрепления как устойчивого личностного образования на разных возрастных этапах. У дошкольников и младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в защищенности со стороны ближайшего окружения. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми. С предподросткового возраста тревожность все более опосредуется особенностями отношения к себе, носящими в этот период противоречивый, конфликтный характер. Вместе с тем и сама тревожность углубляет и усиливает этот конфликт – возникающие в результате этого сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении и становится личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в самооценке, «Я-концепции», продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

Таким образом, тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. В целом, возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей. У детей раннего и дошкольного возраста тревога порождается разлукой с близкими людьми. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями), в старшем подростковом – общение со сверстниками, в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов. Субъективное неблагополучие ребенка в этих областях, сочетающееся с определенной слабостью психодинамики его нервных процессов и будет являться причиной формирования и закрепления личностной тревожности у детей.

Следует отметить, однако, что у исследователей нет единого мнения по вопросу того, в каком именно возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием. Одни авторы полагают, что об этом можно говорить только к подростковому возрасту, а в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожность является производной широкого круга семейных нарушений [1; 6; 18]. По мнению других исследователей, тревога зарож­дается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятных внешних обстоятельствах в старшем дошкольном возрасте она перерастает в тревожность [9; 20; 25].

Keeton C., Kolos A., Walkup J. отмечают тот факт, что формирование тревожности как устойчивого состояния непосредственно связано с уровнем развития ребенка [27]. Для того, чтобы реагировать на определенные события повышением уровня тревожности, ребенок должен обладать развитым восприятием, чтобы заметить опасность, и достаточным уровнем мышления, чтобы прийти к умозаключению о неспособности предотвращения этой опасности.

Несмотря на разницу подходов, большинство исследователей все же подчеркивают, что одним из периодов, на которые приходится значительное увеличение числа тревожных детей, является младший школьный возраст [2; 19; 21; 25 и др.]. Специфический вид тревожности, появляющийся в этот период в связи с вхождением детей в новую социальную ситуацию развития – школьная тревожность. Это довольно широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия, выражающиеся волнением в учебных ситуациях, ожиданием отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников [13; 33].

Данные о половых различиях свидетельствуют, что по уровню и интенсивности переживания тревоги наблюдается разница в возрастной динамике состояния тревожности у мальчиков и девочек [6; 8]. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки, в 9-11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается [22].

В исследованиях Б. Кочубей, Е. Новиковой установлено, что тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, чем значительнее эта разница [13]. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми: их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. Мальчиков чаще всего тревожит насилие в разных его аспектах. Они боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы.

Рассматривая проблему детской тревожности, необходимо также затронуть вопрос о ее влиянии на успешность деятельности. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования. Проведенные исследования показывают, что вплоть до подросткового возраста высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на успешность деятельности. Мобилизующую функцию тревога начинает выполнять лишь в старшем подростковом возрасте, поскольку только к этому возрасту она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы [17; 18; 20].

Считается, что высокая тревожность детей младшего школьного возраста лежит в основе многих школьных трудностей, обусловливающих формирование разнообразных негативных изменений функционального состояния [21; 27; 30]. Выраженная тревожность снижает способность к концентрации внимания, ухудшает воспроизведение информации и ассоциативное мышление [2; 17; 18]. Ее действие может проявляться в увеличении временного интервала восприятия и обработки информации, в трудностях организации самостоятельной деятельности и выбора адекватных приемов запоминания [14; 23]. Таким образом, устойчиво высокий уровень тревожности в детском возрасте приводит к широкому кругу проблем: тот факт, что личность находится в стадии формирования, делает влияние длительного состояния тревоги значительно более сильным. Следствием такого влияния может являться нарушение развития отдельных структур и функций, а, в конечном счете, – нарушение формирования структуры личности в целом [2; 5; 9].

Следует отметить, однако, что к настоящему времени исследования проблемы высокой тревожности у детей не носят комплексного характера и, как правило, опираются на субъективные методы диагностики и интерпретации данных. В современной научной литературе фактически отсутствуют работы, посвященные анализу физиологических и психофизиологических изменений в организме при высоком уровне тревожности у детей. Вместе с тем, исследования подобного рода на сегодняшний день приобретают особую актуальность. Необходимость в совершенствовании подходов к интерпретации детской тревожности обусловлена важностью выявления характера ее воздействия на детский организм и своевременного предупреждения возможных негативных последствий такого воздействия.

Работа выполнена при поддержке Гранта Президента РФ (№ 14.Y30.14.2785-МК)

Рецензенты:

Соловьев А.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск;

Гудков А.Б., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск.

Таким образом, тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. В целом, возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей. У детей раннего и дошкольного возраста тревога порождается разлукой с близкими людьми. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями), в старшем подростковом – общение со сверстниками, в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов. Субъективное неблагополучие ребенка в этих областях, сочетающееся с определенной слабостью психодинамики его нервных процессов и будет являться причиной формирования и закрепления личностной тревожности у детей.

Тревожность у детей

Причины ее возникновения и особенности проявления

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Тревожность как черта личности связана с генетическими свойствами функционирующего мозга человека, которые обуславливают повышенное чувство эмоционального возбуждения, эмоциональной тревоги.

Эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии у детей иногда могут быть вызваны неудовлетворением их притязаний на успех. Эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдается у детей с высокой самооценкой, у которых нет возможностей для реализации своих притязаний. Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных самооценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

От неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Стремление защитить себя от собственной слабости, не допустить в сознании неуверенности в себе, гнев, раздражение, может стать хроническим и вызывать переживание тревоги.

Главная задача состоит в том, чтобы привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо опустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).

3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.

4. Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.

5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели.

6. Тревога свойственна человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию.

7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Переживание тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации, правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта.

Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, плечи опущены, выражение лица грустное и безразличное; с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений, запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение ребенка и взрослого носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. К установлению таких отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами ребенка, то есть способствует формированию у него тревожности. Мать, находящаяся в состоянии, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, которая легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие «чувство вины». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.

Излишняя строгость также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя», «Уеду от тебя» и др.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня».

Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность, неуверенность, отсутствие твердой опоры. Та же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок уходит в мир «фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различен. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми. Это могут быть не только друзья, родные, воспитатели, но и «опасные люди»: хулиганы, пьяницы и т. д. Мальчики же бояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или вне семьи.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.
Тем не менее у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.

Читайте также:  Как найти любовь в этом безумном мире? — Несколько советов для женщин
Добавить комментарий