Особенности развития дивергентного мышления

Структура

В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.

Объекты

Некие предметы, которые используются для дальнейшей мыслительной манипуляции над ними, для достижения определенных целей. Это далеко не всегда вещи в материальном смысле этого слова. Вполне может быть, что речь предельно крупных структурах, которые не могут быть «выделены в натуре». Дорога, дом, планета. Также понятия на стыке материального и абстрактного: общество, пр. А то и вовсе идеальные, нематериальные сущности. Последнее особенно типично для философского и научного знания: жизнь, смерть, любовь, свобода, вселенная, материя, прочие категории, не имеющие материального выражения.

Подходы

Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.

Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.

Идеи

В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.

Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:

  • объекты;
  • методы;
  • идеи;
  • строго заданные алгоритмы, шаблоны (их можно сочетать, но отступать от них — нельзя);
  • признаки объектов;
  • определение их функций.

Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.

Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.


Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.

Особенности развития дивергентного мышления

С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.

Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?

Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.

Такое мышление требуется, например, если спрашивают:

  • Который час?
  • Сколько в году дней, недель и месяцев?
  • Какая столица у того или иного государства?
  • Что написано в должностной инструкции?
  • Как управлять автомобилем?
  • Каков ваш возраст?
  • Как называется ваше место работы?

Конвергентное мышление оперирует:

  • историческими датами;
  • математическими формулами;
  • кулинарными рецептами;
  • инструкциями по технике безопасности;

и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.

Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты. Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:

  • Кто?
  • Что?
  • Когда?
  • Где?
  • Почему?

Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов. Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:

  • поиск пути снижения затрат,
  • выбор места и способа отдыха,
  • планирование карьеры,
  • воспитание ребенка,
  • отношения с начальством,
  • написание статьи,
  • формулировка проблемы,
  • характеристика личности,
  • использование многофункциональных предметов.

Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов. Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Особенности формировaния дивергентного мышления стaрших подростков Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Традиционные требования к организации школьного обучения обращены прежде всего к развитию логического конвергентного мышления. Поиск новых технологических и методических требований к процессу обучения, к подходам по формированию и развитию творческого мышления учащихся является актуальной проблемой современного образования.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

Диагностика дивергентного мышления

Обычно у человека больше развито какое-то одно направление мышления, отличающееся определенным набором характеристик.

Сочетание таких качеств, как легкость, гибкость, скорость мышления, и ряда прочих элементов в психологии – это дивергентность. Ее можно диагностировать с раннего возраста.

Дивергентное мышление выявляют с детского возраста


Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Особенности дивергентного мышления

В психологии процесс «думания» разделили на конвергентное и дивергентное мышление. Под специфическими терминами, малоизвестными обычным людям, зашифровали две принципиально отличающиеся формы мыслительной деятельности.

Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.

Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.

Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

Дивергентное мышление – форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.

Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.

Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.

Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.

Диагностика дивергентного мышления

Автор концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорд также разработал комплекс диагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать уровень дивергентного мышления. Позднее доработанные Э. Торренсом, они стали эффективным инструментом диагностики творческого потенциала в целом.


Конечно, не всегда дивергентное мышление связано с творчеством. Можно напридумывать массу вариантов решения задачи, но среди них не будет ни одного нового и продуктивного. Однако именно дивергентное мышление обеспечивает возможность творческого процесса.

«В чужой обуви»

Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

– оперировать информацией в ситуации неопределенности,
– генерировать различные подходы к поставленной задаче,
– понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
– уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
– формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
– оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
и еще многое-многое другое.

Характеристики конвергентного мышления

Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления. Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения. Успеваемость ученика оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.

Такой подход идеален для последовательных людей, но совершенно не подходит для творческих натур. Именно поэтому существует немало случаев, когда отстающие ученики, окончив школу и получив возможность решать задачи не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями. К таким личностям можно отнести Альберта Эйнштейна и Уинстона Черчилля. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием. Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построено таким образом, чтобы задействовать только конвергентное (линейное) мышление.

Читайте также:  Самоедство – что это такое, основные причины и методы избавления

Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества попадающей к ним информации отбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая эти факты опровергает, даже не пытаясь разобраться и найти что-то новое.

Ярким примером проявления конвергентного мышления является общеизвестная теория Дарвина о том, что человек якобы произошел от обезьяны. Многие люди согласны с этим и даже не подозревают о том, что на самом деле Дарвин не утверждал, что обезьяна является предком человека. Он только предположил, что у человека и обезьяны существует общий предок. Однако большинство людей просто согласились с распространенным мнением, даже не удосужившись изучить саму теорию Дарвина и вникнуть в ее суть, хотя труд ученого «Происхождение видов» можно найти практически в любой библиотеке. И таких примеров великое множество.


Дивергентный тип характеризуется следующими особенностями:

Дивергентное мышление как условие развития творчества детей

К компонентам креативности относят дивергентно – творческое (Дж.Гилфорд), нешаблонное (Де Вано) мышление. Мотивация креативности обеспечивается эмоциями удивления (Г. Бранш), и, глубоко развитой познавательной активностью. Такое мышление инвариантное, зачастую интуитивное в отличие от конвергентно-логического и последовательного поэтапностью решения некой проблемы. Дивергентное мышление имеет определенные особенности: оно направлено на поиск невыясненного, выходит за пределы существующих стандартов, ищет необычные пути, как правило, находит несколько вариантов решения определенной проблемы, пытается с новых позиций рассмотреть известное и установленное.

Дивергентное мышление тесно связано с активностью познавательных процессов и высокой чувствительностью сенсорики. Познавательная сфера творчески направленных людей отличается наличием общих понятий, широких категорий, синтетичностью восприятия окружающего мира, высоким уровнем гибкости. Это новый взгляд на старые истины, выход за пределы стереотипов, оригинальность идей и отсутствие стандартов.

По Дж. Гилфорд, дивергентное мышление характеризуется такими особенностями как: легкость и производительность – то есть то, насколько быстро индивид может определенные продукты творчества: идеи, мысли, объекты, воплотить в действительность. Гибкость – способность к быстрому переключению по данной проблеме на другую или их объединению. Оригинальность – своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме, ее новое решение. Точность (ответственность) – стройность мыслительных операций по возникшей проблеме, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Эти качества дивергентного мышления как противодействуют конвергентной, сориентированной на знании, логике, определенной последовательности, оперирует четкими, логическими категориями и подводит под них существующую проблему, пытаясь решить ее в соответствии с определенными правилами, законами, формулами. В зависимости от того, какое мышление преобладает, люди могут быть творческими и репродуктивными, в большей или меньшей степени.

Психологически, творчество является потребностью человека, ведь творческая деятельность – это не только открытие в определенной области науки, художественные достижения, определенные продукты, являющимися значимыми для общества, творчество требует повседневная жизнь с ее малыми и большими проблемами, человек довольно часто должен решать. Для него подобное решение будет лично творческим, и субъективно он переживает его как открытие, как создание оригинального продукта, как новый подход к уже известному. В пользу утверждения о том, что творчество является потребностью человека, свидетельствуют те чувства недовольства, сумма, причастность которых испытывает человек, когда ему приходится выполнять динамическую работу.

Известны эксперименты, в которых испытуемые должны были в течение некоторого, достаточно длительного срока ставить точки на бумаге в строго регламентированной последовательности. Через некоторое время у подопытных появляется чувство усталости, раздражительности, недовольства и они начинали то разнообразить свою работу. Такие догматические ситуации не дают личности возможности проявлять свое творчество, включают в себя внутренний конфликт.

Мы использовали тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Упражнения для развития творческого мышления.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур.

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это – работа творческая, но главное задание звучит так: “Найди как можно больше аналогий с реальными предметами”. Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов.

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая – злой.

Внедрение задач развивающих дивергентное мышление – задача непростая. Нужна подготовка самого педагога и психологическая готовность учащихся к работе с творческими учебными задачами. За последние годы накопился опыт и разработки приёмов педагогической техники.

Педагогическая техника, реализуемая через приёмы, базируется на определённых принципах:

Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, необходимо предоставлять право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Принцип открытости. Необходимо не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Принцип деятельности. Нужно организовать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать.

Принцип обратной связи. Необходимо регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, – тем больше в ней механизмов обратной связи.

Принцип идеальности. Идеальность – одно из ключевых понятий решения изобретательских задач. Необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это – работа творческая, но главное задание звучит так: “Найди как можно больше аналогий с реальными предметами”. Коллаж можно поворачивать как угодно.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников

ОЛЬГА ФЕТИСОВА
Развитие дивергентного мышления у дошкольников

Дивергентное и конвергентное мышление

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу с вами поговорить о мышлении человека: американский психолог Джой Гилфорд разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.

Прежде, чем мы приступим к раскрытию темы, я хочу провести с вами небольшой тест, с помощью которого можно определить вид вашего мышления.Представьте: Ночь. Дом. В доме во всех окнах погас свет. Ваши варианты, почему погас свет? (различные варианты ответов)

Коллеги, те, кто ответил на этот вопрос, воспользовавшись логикой – у вас конвергентное мышление! А теперь давайте предположим ответы, вплоть до бредовых, варианты почему погас свет? (можно предположить, что в этом доме живет приведение и каждый день в одно и тоже время именно оно гасит свет…. Ещё может быть свет потушили дети, которые готовят для родителей сюрприз, чтобы при их входе в дом,дети включили свет с криком: «Сюрприз!») Это уже варианты, присущие человеку с дивергентным видом мышления!

А теперь рассмотрим более подробно определения каждого вида мышления.

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere – сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т. е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления. Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения. Именно поэтому существует немало случаев, когда отстающие ученики, окончив школу и получив возможность решать задачи не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием. Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построено таким образом, чтобы задействовать только конвергентное мышление.

Читайте также:  Как понять что нравишься девушке овну

Люди, обладающие способностью находить нестандартные решения, добиваются бОльшего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Такой тип мышления в психологии называется дивергентным.

Дивергентное мышление (креативное) (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей.

Дивергентныйвид характеризуется следующими особенностями:

• быстрота восприятия (человек способен выдавать много идей за короткий промежуток времени);

• образность (умение оперировать образами);

• гибкость (человек легко может переходить от одной точки зрения к другой);

• чувствительность (человек тонко чувствует и замечает малейшие нюансы, видит необычное в обычном);

• оригинальность и креативность (склонность к созданию нестандартных идей).

Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам, родители или педагоги стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы. Безусловно, что нужно развивать конвергентное мышление, тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.

Развитию дивергентного мышления у детей стоит уделять особое внимание, так как потом это поможет ему при решении самых разных задач, как в учебе или на работе, так и в жизни.Подумайте вот о чем: умение находить нестандартные решения, широко мыслить, анализировать, искать варианты — все это очень нужно, даже тем, кто выбирает путь точных наук.

Все научные и культурные прорывы и открытия сделаны смелыми людьми, не боявшимся ступить на «неизведанную территорию». Люди, с творческим мышлением в целом лучше адаптированы к переменам, легче воспринимают любые изменения в жизни.

В каждом ребенке есть огромный потенциал творческого мышления, ведь их сознание еще не замусорено привычными схемами и инструкциями к действию. Чистый взгляд на постоянно меняющийся мир — это лучшая основа для креативного, неординарного сознания.

Можно ли развить дивергентное мышление? Да! Можно и нужно!

Вот несколько игр на развитие дивергентного мышления у дошкольников

Цель: игры направленны на развитие гибкости мышления, сообразительности,

креативности, умению находить множество решений, на развитие

пространственного мышления.

«10 предметов»

1. педагог раскладывает на столе несколько предметов (10 и более).

Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают

вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет».Например:

– Этот предмет деревянный?

– Задуманный предмет больше стакана? и т. д.

После демонстрации ведущими становятся сами дети.

2. «Угадай, кто я?»

Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка,с каким-либо предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т. п.

Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.

Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные.

Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети аплодируют.

«Рисунок в несколько рук»:

первый участник игры рисует какой-то характерный

элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.

«В природе этого нет»

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Оборудование: доска, цветные мелки.

• оригинальность и креативность (склонность к созданию нестандартных идей).

Как развивать дивергентное мышление

Пора стать дивергентом. Не можешь найти правильный ответ или выход из ситуации? В таком случае вам следует задействовать дивергентное мышление. Как выходить из сложных ситуаций используя дивергентное мышление?

Творческий мыслительный процесс исследует различные аспекты конкретной темы и помогает прийти к нескольким возможным решениям за короткий период времени. Дивергентное мышление – это не сложный процесс, если вы знаете, что нужно делать.

1. Что такое дивергентное мышление

1.1 Находите решения проблем. Дивергентное мышление является одной из форм творческого мышления, при котором для исследования проблемы используется нестандартный подход. Вместо того чтобы удовлетвориться существующим ответом или полным отсутствием ответа, вы можете попробовать решить проблему вопросом «А что, если попробовать вот так?». Это мыслительный процесс, который используется для формирования творческий идей путем исследования многих возможностей. Вместо очевидных шагов и движения по прямой линии человек оценивает разные аспекты ситуации, приходит к другим результатам. Дивергентное мышление поощряет поиск и рассмотрение новых и нестандартных способов, новых и нестандартных возможностей, новых и нестандартных идей и/или новых и нестандартных решений.

1.2 Задействуйте правое полушарие мозга. Левая сторона мозга отвечает за логику, аналитические способности и контроль, тогда как правое полушарие служит источником творчества, интуиции и проявления эмоций. Оно имеет ключевое значение для дивергентного мышления и творческого подхода к решению проблем. Дивергентное мышление имеет спонтанный, свободный, нелинейный характер. При этом используется широкий, нетрадиционный и нестандартный подход.

1.3 Избегайте стандартных способов решения проблем, которым нас учат в школе. Творческий подход также необходим для решения задач, но в школе нам этого не прививают. Вместо этого используется линейное конвергентное мышление (например, тесты с несколькими вариантами ответов). Дивергентное мышление решает проблемы иначе, поскольку имеет четыре основных характеристики:

Беглость – способность быстро формулировать несколько идей и решений;
Гибкость – способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы;
Самобытность – способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим;
Проработка – способность не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.

2. Как стимулировать дивергентное мышление

2.1 Научитесь думать и медитировать. Рассмотрите свои способы познания, а затем разработайте новые шаблоны. После завершения обдумайте этот процесс. Теоретические идеи следует связать с жизненным опытом и знаниями, полученными эмпирическим путем в прошлом.

2.2 Заставьте себя увидеть непривычные точки зрения. Продолжайте, даже если это покажется вам глупостью. Например, представьте жизнь в виде банкетного стола, а себя в качестве одного из блюд. Теперь оцените стол с точки зрения разных гостей.

Что они ожидают увидеть на столе?

2.3 Научитесь задавать вопросы. Дивергентное мышление – это не столько поиск ответов, сколько умение задавать правильные вопросы, чтобы получить нужные ответы. Так вам будет проще найти искомое. Самое сложное – правильно сформулировать вопрос.

Задавайте как можно больше конкретных вопросов, исследующих различные аспекты предмета, чтобы повысить свои шансы на успех.

Упрощайте сложные темы, разбивая их на более простые составляющие. Для каждого аспекта найдите свой вопрос «А что, если?».

3. Как отрабатывать методы дивергентного мышления

3.1 Решайте проблемы методом мозгового штурма. Это способ напластования идей. Одна идея порождает другую, которая порождает еще одну идею, и так до тех пор, пока список случайных идей не приобретет творческий и неорганизованный вид. Если вы практикуете этот метод в группе людей, то разрешите всем говорить свободно. Не ищите практического решения. Вместо этого начните собирать идеи, которые имеют хоть малейшее отношение к проблеме.

Все идеи записываются и не критикуются.

После того как перечень идей будет составлен, можно вернуться и пересмотреть их ценность.

3.2 Ведите дневник. Используя дневник, вы сможете немедленно записывать спонтанные идеи, которые обычно приходят в голову в необычных местах и в необычное время. Такие идеи может записывать один из участников коллективного мозгового штурма. Позднее ваш дневник или журнал может стать сборником идей, которые можно дополнительно организовать и развить.

3.3 Свободное письмо. Сосредоточьтесь на одной конкретной теме и пишите о ней в течение непродолжительного периода времени. Записывайте все, что приходит вам в голову, если это касается данной темы. Не обращайте внимание на правописание и пунктуацию. Просто пишите. Позже вы сможете организовать, исправить и пересмотреть свой текст. Задача в том, чтобы взять конкретную тему и развить несколько разных мыслей за короткий период времени.

3.4 Создайте наглядное представление темы или схему связей. Представьте идеи вашего мозгового штурма в виде наглядной карты или рисунка. Не забудьте указать связи между идеями. Например, можно выбрать тему “Как начать собственный бизнес”.

Напишите «Как начать бизнес» по центру листа бумаги и обведите в кружок.

Допустим, что вы определились с четырьмя категориями, к которым относятся: товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники.

Итак, нужно прочертить четыре линии для каждой категории от круга с главной темой. Сейчас ваша схема будет похожа на детское изображение солнца.

На концах каждой из четырех линий нарисуйте круг и впишите в них все четыре категории (товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники).

Предположим, что каждую категорию вы разделили еще на два подпункта. Например, категория «товары/услуги» будет включать «одежду» и «обувь», а категория «финансирование» будет состоять из «займов» и «сбережений».

Теперь начертите по две линии от каждого круга категории, чтобы получились маленькие солнца с двумя лучами.

На концах каждой из линий (или «лучей») нарисуйте меньший круг и впишите в них ваши подпункты. Например, для категории «товары/услуги» впишите «одежда» в круг первого подпункта и «обувь» – в круг второго. Для категории «финансирование» впишите «заем» в круг первого подпункта и «сбережения» – в круг второго.

После завершения такую карту можно использовать для дальнейшего развития темы. Этот шаблон сочетает дивергентное и конвергентное мышление.

3.5 Расположите идеи в оригинальном порядке. Для оптимальных результатов нужно задействовать дивергентное и конвергентное мышление. Оба типа мышления играют важную роль в процессе поиска решений. Дивергентное мышление отвечает за творческий подход, а конвергентное мышление анализирует и оценивает творческие идеи, отделяя зерна от плевел.

2. Как стимулировать дивергентное мышление

Как измерить дивергентность своего мышления?

Этот тип мыслительной активности находит необычные решения, рождает неординарные идеи, использует нестандартные формы активности, формирует познавательный интерес. Человек с развитым дивергентным решением хорошо умеет анализировать факты, выдвигать гипотезы, грамотно сортировать имеющуюся информацию.

Читайте также:  Подарок для парня своими руками: как сделать?

Очевидно, что уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта. Но есть определенные критерии, позволяющие определить дивергентные способности:

  1. Беглость. По сути, это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени.
  2. Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.
  3. Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую.
  4. Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.

Могу предложить вам следующее задание: представьте, что у вас перегорела лампочка. Что сделать, чтобы в комнате стало больше света? Получившиеся варианты пишите в комментарии, посмотрим, кто окажется креативнее всех.

  1. Беглость. По сути, это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени.
  2. Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.
  3. Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую.
  4. Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.

Развиваем дивергентное мышление! 52 способа

23) Почему бы вам не приготовить завтрак, обед и ужин в одной цветовой гамме?

Исследование дивергентного мышления старших подростков

Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.
Ключевые слова: дивергенция, мышление, дивергентное мышление, старшие подростки.

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала старших подростков, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике школьного воспитания [1, 2, 3].

Исходя из вышесказанного, проблема исследования дивергентного мышления старших подростков является актуальной.

Для рассмотрения данной проблемы дадим определения понятиям «дивергенция» и «мышление».

Согласно определению, данному Т. А. Барышевой, термин «дивергенция» обозначает обнаружение расхождений [4]. Этот феномен является универсальным и характеризует бесконечный процесс усложнения любых форм существования самоорганизующейся материи как живой, так и неживой. Принцип дивергенции имеет важное значение для понимания процессов самоорганизации вообще и эволюции живого мира в частности. Основные свойства дивергенции заключаются в следующем:

1) расхождение как дискретность признаков (свойств);

2) расхождение как снижение связ­ности и возрастания дифференцированности признаков (свойств);

3) расхождение как со­существование и функционирование признаков (свойств) в параллельном, альтернативном, вза­имодополняющем (или взаимоисключающем) режиме;

4) расхождение, приводящее к росту многообразия и неопределенности.

В психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд, указавший на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как тип мышления, идущий в различных направлениях [5].

Понятие «дивергентное мышление» синонимично понятию «творческое мышление», так как они обладают одинаковыми характеристиками.

Дивергентное мышление опирается на воображение.

Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов, что является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Дивергентное мышление актуализируется на ранних стадиях решения проблемы, на поздних – конвергентное. В этом случае дивергенция заменяется актуализацией отдельных зон смыслового пространства.

Выделяют три показателя дивергентного мышления: беглость, гибкость и оригинальность.

Беглость мышления проявляется как богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.

Гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способами действия, в легкости перестройки знаний в соответствии с требованиями задачи, в переключении с одних привычных действий на другие, с прямого хода действий на обратный.

Под оригинальностью понимает необычность мышления, его неповторяемость и оценивает по частоте встречаемости ответов в выборке.

В настоящее время проблема дивергентного мышления чаще рассматривается с позиции ос­новных положений системного подхода и таких его аспектов, как:

1) системно-исторический (возникновение термина и его уточнение по мере развития психологической науки);

2) сис­темно-функциональный (выделение компонентов дивергентного, позволяющее обнаружить причинно-следственные связи);

3) системно-компонентный (изучение совокупностей компо­нентов дивергентного мышления и каждого из них как отдельную микросистему);

4) систем­но-структурный (выделение системы связей субординации и координации между беглос­тью, гибкостью, оригинальностью, разработанностью и свойствами личности);

5) системно-интегративный (выявление системообразующего фактора, организующего как саму систе­му, так и каждую из компонентов системы).

Старший подростковый возраст характеризуется физическими изменениями и глубокой перестройкой психики, причиной чего являются физиологические факторы и психосоциальное влияние [6]. Наиболее интенсивные изменения происходят у старших подростков с познавательными психическими процессами, в частности, с мышлением [7].

Уже к возрасту 15 лет основные способности мышления старшего подростка сопоставимы со взрослыми, что проявляется в следующем:

1) Мышление старших подростков может быть не связано с конкретными ситуациями: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют.

2) Происходит развитие гипотетического мышления, основой чего является повышение качества дедуктивого рассуждения [8]. Результатом этого является возможность видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий, заранее планировать, возможность ставить себя на место оппонента в ходе дебатов.

3) Появляется более систематическое, абстрактное мышление. Результатом этого является:

– возможность легче, чем в детском возрасте понимать высшую абстрактную логику, которой присуща игра слов, а также пословицы, метафоры и аналогии;

– увеличение богатства языка;

– возможность понимать такие жанры как сатира, метафора и сарказм;

– возможность качественно рассуждать, применяя логику в идеологической и социальной сферах, а также в вопросах межличностных отношений, политики, философии, религии, нравственности, дружбы, веры, демократии, справедливости и честности [8].

4) Появляется «метапознание», то есть способность мыслить о самом мышлении [8]. Процесс метапознания включает в себя мониторинг собственной познавательной деятельности во время своего мыслительного процесса. Улучшение у старших подростков знания о собственных шаблонах мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному обучению. В результате повышается самоанализ, самосознание и рационализация, что является важным в процессе социального познания. В результате появления метапознания старшие подростки гораздо лучше, чем дети могут понять, что люди не имеют полного контроля над их умственной деятельностью.

На основании вышеперечисленных изменений мышления, характерных для старшего подросткового возраста, развивается дивергентное мышление. При развитии дивергентного мышления старших подростков следует учитывать, что некоторые виды мышления не развиваются сами по себе, а оказывают существенное влияние на другие, до некоторой степени являются их детерминантами: например, абстрактное мышление влияет на теоретическое, продуктивное, словесное, образное и системное. Таким образом, можно использовать отдельные виды мышления как инструмент развивающего воздействия по отношению к другим видам [8].

Развитие дивергентного мышления основывается на установлении взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления внутри, так что составляющие творческого мышления могут выступать по отношению друг к другу как детерминанты, регуляторы, факторы и т. д. Следовательно, некоторые виды мышления можно рассматривать как факторы развития других, более сложных. Знание взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления используется в развивающих программах: развивая системное, продуктивное, дивергентное мышление, необходимо первоначально обеспечить достаточно высокий уровень логического, образного, словесного [9].

Большую роль в процессе развития дивергентного мышления старших подростков имеют условия учебной деятельности, так как они могут как затормозить, так и способствовать развитию данного вида мышления. Развитию дивергентного мышления способствуют следующие условия [9]:

– использование равного количества заданий дивергентного и конвергентного типов;

– преобладание над информационной насыщенностью учебного материала его развивающих возможностей;

– совместное развитие продуктивного мышления и навыков его практического использования;

– преобладание исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

– ориентация в учебной деятельности на интеллектуальную инициативу;

– исключение моментов, требующих конформистских решений, то есть неприятие конформизма;

– стремление сформировать способности к критичности и лояльности в оценке идей;

– формирование стремления максимально глубоко исследовать проблемы;

– формирование самостоятельности в учебной деятельности, стремления самостоятельно осуществлять поиск знаний, исследовать проблемы;

– создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса, то есть индивидуализация;

– ориентация на постановку проблемных ситуаций, то есть проблематизация.

Также для развития дивергентного мышления оказывает влияние соблюдение следующих принципов образовательно-педагогической деятельности [9]:

– стремление вызвать интерес учащихся к разным явлениям жизни путем вдумчивого отбора новых фактов и малоизвестных сведений;

– использование научного объяснения в осмыслении, перестройке, уточнении житейских представлений;

– развитие умственной деятельности, включение старших подростков в самостоятельный поиск решения поставленных задач, помощь в преодолении трудностей и содействие эмоциональному подъему;

– вооружение старших подростков необходимыми умениями, помощь в оперировании знаниями, в творческом использовании их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

– предоставление старшим подросткам возможности наблюдать за степенью своего продвижения;

– стремление обеспечить успех каждого ученика в любом виде деятельности;

– стремление вовлечь учащихся в активную трудовую деятельность.

Таким образом, в старшем подростковом возрасте происходит интенсивное развитие дивергентного мышления. Во многом это происходит благодаря развитию абстрактного и систематического мышления, развитию «метапознания» в этом возрасте. Большую роль в развитии дивергентного мышления старших подростков оказывают условия учебной деятельности и принципы образовательно-педагогической деятельности [9].

В ходе проведения эмпирического исследования дивергентного мышления старших подростков был использован тест дивергентного мышления Вильямса, который позволяет оценить дивергентное мышление по следующим показателям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.

В исследовании приняли участие 25 старших подростков, 15 мужского пола и 10 – женского.

В ходе проведения теста дивергентного мышления Вильямса были получены данные, представленные в таблице 1.

Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

1) Мышление старших подростков может быть не связано с конкретными ситуациями: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют.

Добавить комментарий