Работа со страхами у детей дошкольного возраста консультация по психологии на тему

Консультация для родителей «Детские страхи»

Наталия Сторожева
Консультация для родителей «Детские страхи»

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому,что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром.Причины:

– излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.

– гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.

– запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят: «Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам», «Не трогай – обожжёшься», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка. Потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары.

– большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.

– невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.

– также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.

– конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

– старшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценку ребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то «надо бояться»

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.

Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет,но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа.

Обычно возрастные страхи живут около 3-4 недель – это допустимая норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом.

ВИДЫ СТРАХОВ

– малышей от рождения до 1 года способны напугать громкий и неожиданный шум, любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

– дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (ночные кошмары);

– ребятишки до 3 лет боятся, их страшит смена обстановки, изменение порядка жизни.

– дети с З до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;

– в 6-7лет апогея достигает страх смерти. В этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи;

– 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. С 8 лет дети больше всего боятся смерти родителей.

Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи – возрастные, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться.

КАК ПОБОРОТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

1. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше, – это самая действенная терапия. Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх

2. Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

3. Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

4. Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

– одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства

– мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как буд-то они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте.

– не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

5. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

– Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве.

– Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

– Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий.

– Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми.

– Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки».

– Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и» Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее.

– Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх. Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его.

И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

Были использованы материалы: http://www.doktorpapa.ru/blog/?p=22

Журнал «Игра и дети» 2005г. №2

А. И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей».

Лекции практикующих психологов на кафедре психологии и педагогики МГГУ им. Шолохова.

Сторожева Н. Ю. воспитатель (4 курс МГГУ им. Шолохова, психология)

«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.

Тренинг для родителей по повышению психологической компетентности в профилактике детских страхов «Не бойся, я с тобой» Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте. Задачи: познакомить.

– излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.

Работа со страхами у детей дошкольного возраста

Новикова Наталья Петровна

МБДОУ “Сказка” город Ноябрьск, ЯНАО

В последнее время родители все чаще обращаются с проблемой «Мой ребенок, стал вдруг боятся». Не важно чего, выключенного света, резких звуков или остаться в комнате одному.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен воспитателям и психологам ДОУ.
Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.
Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Детские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Главное – дети стали более подвержены стрессу.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

При работе с такими случаями, первое, что я пытаюсь выяснить – не было ли у ребенка в последнее время каких либо потрясений. Перемена места жительства, разлад в семье, а может быть просто на улице его облаяла собака.

В последнее время, все чаще в ходе консультирования выясняется, что ребенок стал испытывать чувство страха после просмотра фильма или зачастую мультфильма.

После выяснения причины начинается непосредственно психо – коррекционная работа.

В своей работе я использую разные приемы и методы – арт – терапия, терапия сказкой, прослушивание аудио файлов, чтение терапевтических сказок.

Вот несколько примеров упражнений проверенных в работе.

1. Придумываем помощника.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть?

Обычно дети с восторгом рассказывают о том, что может победить страх (волшебный меч, зеркало, волшебная палочка и т.д.). Так же можно попросить ребенка придумать героя, который помогает в трудных ситуациях (ситуациях когда возникает чувство страха).

Единственным «противопоказанием» для данного упражнения является – нарушение речи. Так как в ситуации когда ребенку необходимо говорить, нарушения речи могут только усугубить состояние ребенка, пробудить новые страхи.

2. Придумывает сказку.

Предложите ребенку придумать сказку, в которой главный персонаж чего-то боится. Пускай ребенок расскажет, что чувствует главный персонаж, какие эмоции переживает. Дайте возможность ребенку высказать все мысли. Затем, попросите ребенка придумать «хороший конец» сказки. Т.е. ситуацию в которой главный герой справляется со страхом.

3. Чтение терапевтических сказок.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

• она связана с мощнейшими ресурсами бессознательного;

• она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека;

• она способна продолжать творческую активность человека.

В качестве методического пособия я использую книгу Е. Чех «Мне не страшно. Расскажи мне сказку».

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе бумаги. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?».

На листе бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый».

Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. Так же можно в качестве материала использовать обычный лист бумаги. Нарисовав на нем свой страх, можно скомкать, можно разорвать на кусочки, можно аккуратно сложить и спрятать.

В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы со страхами. Выбирать, что именно использовать следует исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его интеллектуальных возможностей.

Памятки родителям:

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

1. Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив,
проявите заботу. Например, какое-то время перед сном прове­дите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:

• Как они выглядят?

• В каком мире они существуют?

• Для чего они пришли в наш мир?

• Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?

• Что произойдет, когда вы подружитесь?

• Какие слова они скажут тебе перед сном?

2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том,
кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3.Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по
телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное)
или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает,
что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок.
Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить
(канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх
на образ Бабы Яги, Кощея и др.

РЕБЕНОК БОИТСЯ

· Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.

· Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».

· Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

· Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.

· Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.

· Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.

· Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.

· Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

· Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

· Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

Читайте также:  ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство): лечение в домашних условиях, избавление самостоятельно

· Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

· Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

· Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

· Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

· Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.

· Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

· Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.

· Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

· Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

Список литературы

  1. Арапова М.А. «Справочник психолога ДОУ» – ТЦ «Сфера», 2007г.
  2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
  3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет – Волгоград – 2009
  4. http://pandia.ru/text/78/448/70797.php
  5. https://infourok.ru/statya-detskie-strahi-i-ih-korrekciya-posredstvom-igrovih-uprazhneniy-1489060.html
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-korekciyu-detskih-strahov.html
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenoi-mame-strahi-u-detei.html

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004528

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

• Для чего они пришли в наш мир?

Влияние родителей на обработку эмоций после эпизода стресса и на процесс реабилитации

Как мы видим, действия близких людей по отношению к тому, кто пережил стресс, играют решающую роль в том, как будет происходить процесс восстановления после случившегося. Как мы уже обсуждали, не стоит просто рассчитывать, что, если не упоминать о пережитых неприятностях, то они сами как-нибудь выветрятся из памяти. Помощь и поддержка человека в стрессовой ситуации требуют от того, кто оказывает поддержку, не только доброжелательности или сочувствия, но еще и определенного душевного настроя. Я вспоминаю разговор с собеседником, который рассказывал о своей маме и ее реакции на стресс: «Моя мама человек очень впечатлительный и эмоциональный. Я в детстве точно знал, что, если скажу маме, например, что порезал палец и течет кровь, она начнет так сильно переживать и волноваться, что за нее станет просто страшно. И потому старался все свои проблемы решать самостоятельно. Делал так, чтобы мама о них не узнавала». Другой пример указывает на возможную негативную роль впечатлительных родственников, которую они могут сыграть в общении с ребенком или взрослым, который попал в стрессовую ситуацию: «Когда моя бабушка увидела, что я упал с дерева, она так разволновалась, что у нее случился сердечный приступ». Понятно, что в этих условиях пострадавший получил мало внимания к тому, какие именно чувства он испытывал на разных этапах своих отношений с деревом — что он чувствовал, что его заставило залезть на дерево, как переживал потерю равновесия и то, что не справился с задачей? Получилось, что стресс ребенка стал агрессией для бабушки и для ее здоровья, создана система отношений, в которых есть место блокировке чувств, стыду и вине.

Третий случай иллюстрирует, как чувства взрослого захватывают в свой поток эмоциональный опыт ребенка. Вспоминаю работу с блокировкой чувств, которые были последствием шоковой травмы. Рассказывает Аня: «Мне было 6 лет. Я очень хотела быть такой же ловкой, как мальчишки. Я залезла на дерево и тут поняла, что не могу удержаться на ветке. И начала сползать с нее на землю. Я была полненькая и не очень ловкая. Тут меня увидела мама, и в ужасе бросилась ко мне. Я упала на землю. Мама схватила меня на руки и побежала домой, потом к врачу. У меня не было даже синяков, но я ужасно испугалась и этот эпизод отзывается каким-то непередаваемым напряжением во всем теле». Детальный разбор ситуации показал, что в эпизоде было два совершенно разных события, которые «слиплись» в один блок, и потому создали предпосылки для фиксации шокового опыта. Был первый эпизод, в котором девочка из азарта залезла на дерево, не удержалась на ветке и ловко («даже без синяков!») сползла на землю. Это было завершенное действие с хорошим контактом со своим телом и с физическим миром: с деревом, с гравитацией и с землей. Такое действие требовало в эпизоде интеграции и завершения некоторого нового общения с окружающими людьми. Девочка победила свой страх, справилась со сложной физической задачей. Она делала это не для зрителей, а для себя самой. Это был ее процесс признания, позитивной эмоциональной оценки, радости, переживания победы или других сильных чувств. Однако для мамы это был совсем другой эпизод. Мама увидела, как дочка падает с дерева, нарисовала картину ужасных последствий (травмы позвоночника, ушибов, инвалидности и прочих ужасов) и пережила аффект ужаса. Когда мама начала взаимодействовать с дочкой, сила чувства со стороны мамы буквально захватила девочку. И эта сила (пережитый мамой ужас) прервала течение собственного эмоционального процесса ребенка.

Во время консультации я инициировала небольшой игровой эпизод, который сыграл важнейшую роль в том, чтобы реабилитация прошла свободно и в душе Ани могли запуститься новые творческие и адаптационные процессы, чтобы девочка вернулась к свободному течению в своей эмоциональной жизни. В метафорической, игровой форме состоялся диалог, который не стоит осуществлять в реальной жизни. После тщательной и детальной реконструкции последовательности событий терапевту показалось полезным предложить собеседнице сыграть небольшую реабилитационную сценку, в которой Аня сказала своей маме: «Мама, это твой страх и ужас! Я чувствую себя хорошо после этого эпизода с деревом. Я ловко упала и горжусь этим. Ужас — это не моя эмоция. Это твой страх. Потому забери свой страх себе назад и делай с ним что сама хочешь. Можешь выкинуть его на помойку. Или можешь помнить. Но это твой страх, а не мой!». Эта игра оказала целительное действие, так как блокировка собственного аффекта и захваченность ужасом, оказалось, происходят от ужаса другого человека, близкого и родного. Девочка была вовлечена в переживание ужаса мамы и прервала собственные переживания и чувства. Она была испугана реакцией мамы на ситуацию и за счет «слияния» сохранила фиксацию на долгие годы.

Четвертый тип ситуации, который я хотела бы кратко упомянуть — это ситуация гнева родителей. Бывают обстоятельства, когда взрослый так сердится на самого ребенка за его неосторожность или на другого взрослого, который стал причиной стресса ребенка, что забывает о чувствах пострадавшего и сосредотачивается на воспитательном процессе или на гневе в чей-либо адрес.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов

Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями,поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного взраста, воспитателям и психологам ДОУ.

Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.
19. Этюд Страшный сон.
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг. в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне.
20. Этюд Грoзa
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.
22. Игра «Пчелка в темноте»
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.
23. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
25. Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
26. Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Читайте также:  Почему любовник не дарит подарки. Как решить проблему.

Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: как проводится песочная терапия для детей дошкольного возраста?);
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рисование на песке – очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное – не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится – это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант – занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

Работа со страхами у детей

У мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс – отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи – реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами – в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: “Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!”

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: “Посиди со мной, мне страшно!”, при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело. Смотри Советы родителям: как помочь ребенку справиться со страхами

Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

В работе со страхами детей нужно учесть, что частенько проблемой оказываются не страхи ребенка, а страхи и тревожность родителей, и работать нужно не с ребенком, а с родителями, чаще мамами и бабушками. Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся и которые не подкрепляют трусливое поведение детей. Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке – самым лучшим и естественным образом помогают как предупредить, так и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.

Основной прием в работе со страхами у детей – это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца – проявление основного страха. Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца (“вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!”), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой – это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: “Страх – это не страшно”, “Бояться – нормально, боятся все, бояться не стыдно”, “Страх нам помогает, страх заботится о нас”, “Свой страх нужно принять” – все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать.

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

Всем доброго вечера! Хочу поделиться своей историей, чтобы помочь тем, которые ещё не решаются или просто уже не верят в гуманность и помощь. Я мать троих детей, проживаю в Турции, со средним сыном проблемы, ему 4 года, у него страхи постоянные. Я побывала у психолога не помогло, из-за не знания языка.Так устала морально и как-то вечером безнадёжно бродила по сайтам просто ввела ключевые слова в Google “Детский страх”. Вышло много сайтов, я автоматически выбрала один из них, пробежалась мельком, тут увидела Бесплатные консультации психолога, обращайтесь мы вам поможем. Опять таки “безнадёжно” решила написать и попросить о помощи. Часа через 2 мне ответили и предложили позвонить по скайпу, оставили контакты: Кочеткова Ольга Владимировна konsult.upp@gmail.com, психолог Синтон-подхода, педагог и мама двоих детей. Я тут же набрала и была приятно удивлена, что мне сразу ответили, очень приятный и позитивный человек. Мы говорили минут сорок,внимательно выслушав меня до конца, психолог посоветовал сначала заняться с собой, а недельки через две и малышом, предложила методику расслабления по АТ. Почти месяц, а может и больше я переписываюсь с Ольгой Владимировной, делюсь каждым достижением, она постоянно мне помогает и поддерживает. Действительно многое в моей жизни изменилось в лучшую сторону. Ищя ответ на страхи малыша, я нашла ответы и на многие важные для себя ответы. Я буду всегда благодарить Ольгу Владимировну Кочеткову, потому что без всякой для себя финансовой выгоды она стала причиной изменения моей жизни в лучшую сторону. Не теряйте надежду, обращайтесь, я уверена и вам помогут (я пользуюсь бесплатными услугами психолога). Огромное спасибо!

Детские страхи – эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на.

Конечно, не стоит обманывать ребенка, говоря ему, что насекомых рядом стопроцентно нет. Если насеком.

Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (исп.

Можно сказать: “Единственное, что мы не знаем никогда – это то, что нам приснится ночью”. Действител.

Работа со страхом – приемы и процедуры, позволяющие предупредить страх, освободиться от страха или и.

Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагир.

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: “Страх – это не страшно”, “Бояться – нормально, боятся все, бояться не стыдно”, “Страх нам помогает, страх заботится о нас”, “Свой страх нужно принять” – все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать.

Консультация для родителей детского сада. Детские страхи

Цель: Информирование о проблеме детских страхов.
Задачи:
• Рассказать о проблеме детских страхов, его проявлениях и причинах;
• Обучение родителей адекватным и доступным приемам в моменты возникновения и переживания детьми ситуации страха;

План:
1) Актуальность проблемы;
2) Понятие, виды, причины страхов;
3) Рекомендации и приемы преодоления страхов;
4) Практическое применение.
( Я проводила консультация по запросу родителей, в ходе консультации задавались вопросы на уточнение, либо просто слушала родителей их мнение)

В каждом возрасте малыш испытывает определенный страх и это нормально, его называют возрастным, например согласно Вологодиной Н.Г. ребенок с 3 до 5 лет испытывает такие страхи как боязнь сказочных персонажей, страх темноты – связанно это с пиком развития воображения. Источником для воображения ребёнка является его окружение, обсуждение различных проблем, ссоры родителей, громкие звуки, сказки (в которых не разобран сюжет, ребенок их просто не понял), реклама по телевизору и так далее.
Для выявления страхов специалисты использую различные методики, тесты, но все понимают, что мы сразу узнаем ребенка, который испытывает страх. Он тревожен, реагирует возбуждением, капризами и так далее.

Рекомендации о предотвращении детских страхов, очень разнообразно в сети интернет, среди научных работ и т.д. Проанализировав работы специалистов можно выделить приемы по предотвращения страхов это:
1. Заботиться о психологическом здоровье ребенка еще до его рождения (во время беременности не испытывать стрессы);
2. Находить время для того, чтобы просто спросить у малыша : – «А как у тебя дела? Как прошел твой день?»;
3. Нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным;
4. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, он личность и у него свои особенности помните это;
5. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки. Сравнивать можно ребенка только с самим собой.
6. Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или полицейскими. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.
7. Самое важное любите своего малыша и говорите ему об этом, прикосновения очень важны (объятия, поцелуи дают ребенку чувство безопасности!)

Если ребенок столкнулся со страхом, то следует:
1. Не говорите, что это глупости или капризы, ребенок замкнется, и страх может усугубиться;
2. Выясните причину, проговорите травмирующую ситуацию (так чтоб не стало еще хуже!), найдите совместное решение;
3. Очень хорошее средства, через что можно преодолеть и победить страх это – игра, творчество, музыка, мультфильмы, сказки.
4. Если вы не справляетесь своими силами обратитесь к специалистам.

Приведу в пример игру. (если родители активны, то можно предложить сыграть, предложен вариант игры в группе с детьми)
Игра: «У страха глаза велики»
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем со страхом. Встаньте и представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).
У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза).
Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).
А затем и вовсе исчезает (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Где он? (дети пожимают плечами). Улыбнитесь друг другу.
Спасибо за внимание!

Источники:
1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29). – С. 58 – 61.
2. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью/ Вологодина Н.Г. – М.: «Феникс», 2006г. – 224 с.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:Просвещение, 1993 г. – 191 с.
4. Каптерев П.Ф. О детском страхе. «Воспитание и обучение» — СПб., Апрель 1901 г. № 4. — 161—172 с.
5. Хухлаева О.В. «Основы психологического консультирования и психологической коррекции» / Хухлаева О.В. Москва, «Академи», 2001г. – 208 с.

В каждом возрасте малыш испытывает определенный страх и это нормально, его называют возрастным, например согласно Вологодиной Н.Г. ребенок с 3 до 5 лет испытывает такие страхи как боязнь сказочных персонажей, страх темноты – связанно это с пиком развития воображения. Источником для воображения ребёнка является его окружение, обсуждение различных проблем, ссоры родителей, громкие звуки, сказки (в которых не разобран сюжет, ребенок их просто не понял), реклама по телевизору и так далее.
Для выявления страхов специалисты использую различные методики, тесты, но все понимают, что мы сразу узнаем ребенка, который испытывает страх. Он тревожен, реагирует возбуждением, капризами и так далее.

Работа с детскими страхами
(из опыта работы)

Детские страхи наблюдаются у каждого ребёнка дошкольного возраста, и это нормально, так как отсутствие страха поставило бы под угрозу саму жизнь ребёнка: страх, как и боль, предупреждает об опасности.

Развиваясь и расширяя жизненный опыт, ребёнок постоянно сталкивается с новыми для него явлениями и ситуациями, которые поначалу настораживают и пугают. Конечно, страхи такого рода со временем преодолеваются. «Мне страшно, но я не боюсь», – говорят дошкольники.

Но если ребёнок испытывает страх, то, конечно же, это может нарушить обычный ритм жизни ребёнка, ограничивает познания окружающей действительности, уменьшает и даже парализует естественную любознательность детей дошкольного возраста. Но страхи у детей возникают чаще всего тогда, когда пугающее, непознанное, неизвестное происходит с ребёнком без поддержки со стороны взрослого, то есть совпадает с ощущением беспомощности и беззащитности. Едва ли у ребёнка, чувствующего себя под защитой матери, сформируется патологическая боязнь собак в ответ на предупреждение о том, что собака может укусить. Но те же слова, с раздраженьем произнесённые матерью во время конфликта с ребёнком или сказанные чужим человеком в отсутствие близких (и в том и в другом случае ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным), могут положить начало невротическим страхам.

Зачастую детские страхи порождаются благодаря родителям. Подчиняясь дурной традиции, родители, добиваясь послушания, пугают детей всеми мыслимыми и немыслимыми персонажами: Бабой – Ягой, доктором, чужим дядей, милиционером, сдачей ребёнка «обратно в магазин» и т. д. Они как бы заселяют мир ребёнка страхами, отказывая ему в своей защите и таким образом, лишая его возможности чувствовать себя в безопасности.

Читайте также:  Что делать, если девушка охладела: советы психолога

Детские страхи понимаются как эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорождённых. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребёнка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищёнными. У таких детей нередко развивается страх школы.

Страхи, зарождающиеся в повседневной жизни, в ней же лучше и преодолеваются. Хороший эмоциональный контакт с ребёнком, умение взрослых использовать заложенные в играх психотерапевтические возможности и наполнить целебным смыслом самые обыденные ситуации часто оказываются достаточной помощью ребёнку. Поэтому при работе с детскими страхами используются игровая, рисуночная, шепчущая, групповая и сказочная терапия.

Игровая терапия наиболее близка детям дошкольного возраста, так как она наиболее приближена к реальности и соответствует возрастной потребности детей в игре. Во время игровой терапии детям предоставляется самостоятельность и возможность импровизации, как процесс творчества и самораскрытия. Спонтанная игра снимает чувство напряжения и скованности, расширяет возможности эмоционального отреагирования, помогает осознать и преодолеть страх. Для ребёнка имеет значение возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, где он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и переживаниями.

Сказочная терапия проводится на базе знакомых детям сказках. Например, обыгрывая сказку «Колобок», роль колобка исполняет ребёнок, который убегает из дома и встречается с различными персонажами, изображаемыми взрослым. На своём пути колобок должен преодолеть ряд препятствий, например, найти дорогу в лесу, укрыться от грозы, перейти речку, защитить себя от угрозы нападения и т. д. Здесь, кроме выявления страхов имеет значение, насколько далеко может ребёнок в своей фантазии. У зависимых и тревожных детей колобок проявляет всё больше беспокойства по мере удаления от дома и желание вернуться. У детей с тенденцией к независимости и протестными реакциями колобок совершает более дальний «побег».

Терапия Изо – деятельностью детей имеет два вида – это лепка и рисование. Лепка имеет те же принципы, что и рисуночная терапия, но рисование, как показала практика, более близкий, доступный и легко объяснимый для детей вид деятельности.

Ребёнку предлагается нарисовать свои страхи. Ввиду условного характера их изображения дети могут выполнить это задание без особого напряжения. Тем самым они как бы переступают свой страх, нарушают его неприкосновенность и недоступность, нейтрализуют страх страха в своём сознании. Это можно объяснить следующим образом. Прежде чем ребёнок сможет изобразить страх, он преодолеть препятствие в виде внутреннего напряжения, полностью осознать страх. Так как ребёнок догадывается о лечебной роли рисунка, ведь тематику дал взрослый, как правило психолог или психотерапевт, то это задание непроизвольно (бессознательно) ассоциируется с улучшением состояния. Кроме того, процесс рисования ребёнка проходит под наблюдением, а значит при анализе комментарии и незримой поддержке специалиста, работающего с данным ребёнком.

Шепчущая терапия проводится аналогично игровой терапии, где ребёнок и психолог берут на себя роль какого – нибудь животного и проигрывают определённую ситуацию, проговаривая действия и поступки, причём психолог использует метод «попугая», задавая и отвечая на вопросы так, какой бы ответ хотел бы услышать ребёнок.

Все перечисленные выше методики проводятся в диадных отношениях: психолог – ребёнок. Групповая терапия проводится с ребёнком в группе детей, где проблемы ребёнка выносятся на группу и решаются совместным путём, а взрослый выступает в роли ведущего. Групповая терапия проводится в Т – группах в виде различных игр и упражнений.

Игра 1. «Нарисуй свой страх» (25 минут).

Цель игры: Снятие страхов.

Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки необходимо обсудить чего боится каждый ребёнок.

Игра 2. «Темнота» (25 минут).

Цель игры: Снятие страхов перед темнотой.

Этюд 1 . Выбирается ребёнок, боящийся темноты. В присутствии других детей в ярко освещённой комнате его садят посреди комнаты на пять – семь минут, и ребёнок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую – либо спокойную игру. Можно также организовать с ним разговор: «Видите, Серёжа сидит один и ничего не боится! А, вы не боитесь?»

Этюд 2 . В тёмной норе. Ребёнок, боящийся темноты, входит за руку с воспитателем в тёмную комнату на три – пять минут. Он представляет себя «робким цыплёнком», который вошёл в «тёмную нору».

Этюд 3 . Второй раз ребёнок входит в тёмную комнату, представив себя «смелым утёнком» (три – пять минут).

Игра 3. «Школа для животных» (20 – 25 минут).

Снятие страха перед школой.

Из общего числа детей отбираются те дети, которые боятся школы. Каждый ребёнок по желанию выбирает для себя роль какого – либо животного (трясущего от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.

Игра 4. «Школа для людей» (20 – 25 минут).

Ускорение адаптации к школе.

В данной ситуации школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детей выполняет роль учителя.

Можно модифицировать урок рисования, «Учитель» рисует на доске какую – либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру.«Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.

Шепчущая терапия проводится аналогично игровой терапии, где ребёнок и психолог берут на себя роль какого – нибудь животного и проигрывают определённую ситуацию, проговаривая действия и поступки, причём психолог использует метод «попугая», задавая и отвечая на вопросы так, какой бы ответ хотел бы услышать ребёнок.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кушникова Екатерина Юрьевна

Как считает Н.Г. Вологодина, негативное эмоциональное состояние, оказывая влияние на поведение детей дошкольного возраста, отражаются на их опыте и, как следствие, оказывают влияние на весь процесс дальнейшего психологического развития, выстраивая «негативно окрашенные» жизненные позиции, мешая становлению их личности. Долгое проявление отрицательного эмоционального состояния, его закрепление формируют отрицательные качества личности, что оказывает серьезное влияние на дальнейшее развитие и становление личности ребенка.

Что такое страх

Классическая психология интерпретирует страх как личностную эмоцию (внутреннее кратковременное чувство), современная психология нередко относит это явление в категорию чувств человека (внутреннее стабильное и длительное переживание). Так чем же действительно является страх: это чувство, или эмоция?

Четкого разделения этих понятий не существует. С одной стороны, страх – эмоция, носящая быстропроходящий характер и направленная на мобилизацию защитных источников человеческого организма. С другой – чувство, длящееся долгое время, периодически пропадающее и возникающее, способное к различным метаморфозам; оно несет явный деструктивный характер и является порождением сознания человека.

В главном же взгляде на страх и природу его возникновения эти направления психологической науки едины: по мнению психологов, страх представляет одну из базовых врожденных типов реакции сокровенного человека на внешний мир и его раздражители.


Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

Предварительная подготовка к проведению консультации

Нельзя проводить родительское собрание без тщательной подготовки к мероприятию. Для составления грамотного плана беседы может потребоваться:

  • изучить материал по теме, выделить наиболее важные моменты, требующие раскрытия и проработки;
  • подготовить выступление штатного психолога, медицинского работника, руководителя группы;
  • провести анкетирование как детей, так и родителей;
  • на основе тщательного анализа полученных данных составить окончательный вариант консультации, отметить вопросы, особо остро стоящие перед данной группой;
  • подготовить творческую часть.

За пару недель до предполагаемой даты консультации следует изготовить информационный стенд для родителей. На нем максимально подробно и доступно может быть изложена программа собрания, описана суть проблемы, подчеркнута необходимость ее обсуждения. Рядом с бюллетенем рекомендуется поместить ящик для записок с вопросами от родителей. Это хорошее подспорье в составление окончательного плана мероприятия.

Вопросы должны быть разделены на смысловые группы. В случае, если структура консультации не предполагает освещения каких-то отдельных тем в процессе, стоит выделить время для проработки этих аспектов.

В качестве диагностического материала можно использовать детские рисунки, небольшие сочинения в виде историй на тему личных страхов.

За пару недель до предполагаемой даты консультации следует изготовить информационный стенд для родителей. На нем максимально подробно и доступно может быть изложена программа собрания, описана суть проблемы, подчеркнута необходимость ее обсуждения. Рядом с бюллетенем рекомендуется поместить ящик для записок с вопросами от родителей. Это хорошее подспорье в составление окончательного плана мероприятия.

Малыш, не бойся! Детские страхи дошколят – найти и обезвредить

«Мама, папа, мне страшно! Я боюсь!» Почему малыш, который не так давно спокойно оставался один в помещении, бесстрашно бежал в тёмную комнату за игрушкой, и не раздумывая хватал в руки всё, что движется, вдруг превратился в трусишку, пугающегося любого шороха и не желающего спать в своей кровати? Этим вопросом озадачены многие родители дошколят. В чём же причина детских страхов и как с ними бороться?

Откуда берутся страхи

Страх – неотъемлемая составляющая инстинкта самосохранения, благодаря которой организм реагирует на опасность. Чувство страха могут испытывать как дети, так и взрослые. Однако специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с реальной угрозой. Чаще они представляют собой отражение информации, полученной от взрослых или пропущенной через призму детской фантазии.

Психология страхов дошкольников объясняется неразрывной связью образного мышления, телесных ощущений и эмоциональных переживаний, поэтому воспринимаются они очень остро.

В 3-5 лет наиболее остро ощущается
страх темноты, воды,
замкнутых пространств

С течением времени объекты и ситуации, приводящие ребёнка в ужас, видоизменяются. Речь идёт о так называемых возрастных страхах, являющихся естественной составляющей развития психики. Так, если в возрасте двух лет актуализируется боязнь одиночества, врачей, страх перед засыпанием, сновидениями, то в 3-5 лет наиболее остро ощущается страх темноты, воды, замкнутых пространств, а в старшем дошкольном возрасте – страх своей смерти и утраты близких, стихийных и военных действий. Социальные страхи у дошкольников проявляются в виде боязни публичных выступлений, нахождения в новом коллективе.

Страхи у дошкольников могут быть также обусловлены:

– негативным опытом. Если ребёнок пережил травмирующую ситуацию, он невольно будет опасаться того, что может к ней привести вновь;

– преднамеренным запугиванием, в случае использования взрослыми устрашающего объекта или действия для устранения нежелательного поведения детей;

– высокой тревожностью родителей. Чрезмерное, эмоционально окрашенное беспокойство взрослых, предостережения по типу «упадешь», «ударишься» и т.п. зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх;

– агрессивным поведением взрослых. Демонстрация силы родителями снижает чувство безопасности и формирует боязливость.

Как проявляются страхи у детей

Как правило, страх характеризуется изменениями эмоционального состояния и телесными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение ребёнка становится необычным – он избегает потенциально опасных ситуаций или объектов, боится оставаться в одиночестве.

Ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад? Цитата из материала «Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?»

Кроме того, страхи дошкольника могут сопровождаться повышенной тревожностью, снижением внимания, невротическими реакциями (плаксивость, агрессия) и психосоматическими нарушениями (энурез, заикание, аллергии).

Как помочь ребенку справиться со страхом

С проблемой детской боязливости родителям следует обращаться к детскому психологу, психотерапевту.

Своё социальное недовольство ребёнок может высказывать посредством симуляции боли в животе. Цитата из материала «Что делать, если у ребёнка болит живот?»

Коррекцию страхов у дошкольников обычно начинают с психологической диагностики. Помимо беседы с родителями и ребёнком, для обнаружения причин и предметного содержания страха психологи используют проективные методики на выявление страхов у дошкольников. Информация, полученная в ходе первичной консультации, позволит специалисту составить план коррекционной работы и подобрать подходящие способы для работы с конкретным случаем.

Эффективными методами коррекции страхов у дошкольников является арт-терапия (работа с красками, глиной, песком), игровая терапия, танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия.

Побороть страх гораздо легче, если взрослые помогают ребенку чувствовать себя увереннее, создавая безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш сумел преодолеть страх, специалисты рекомендуют обеспечить близкий эмоциональный контакт с родителями (совместные игры, объятия, укачивание на руках), исключить воспитание запугиванием, позволить бояться, оказывая в этом случае позитивную поддержку.

Попробуйте вместо формулировки «это совсем не страшно, не выдумывай!» использовать фразу «я вижу, что тебе страшно, но я верю, что ты справишься!» и будете приятно удивлены тем, насколько легче ребёнку будет справиться с испугом, не обременяясь при этом дополнительными чувствами вины и неполноценности.

Если детские страхи своевременно не
устранить, они могут преобразоваться в фобии

Помните о том, что каждое детское переживание имеет свою уникальную историю, каким бы нелепым оно на первый взгляд не казалось, поэтому отнеситесь к нему с должным вниманием. Если детские страхи своевременно не устранить, они могут преобразоваться в фобии, причиняя неудобства и во взрослой жизни.

Берегите удивительный и хрупкий мир детской психики!

Автор: Севиля Ибраимова

С проблемой детской боязливости родителям следует обращаться к детскому психологу, психотерапевту.

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 29.06.2015

Статья просмотрена: 5674 раза

Детские страхи и их коррекция — это проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка многие родители, воспитатели. Психологи утверждают, что существует около 30 разновидностей страха — безобидных, серьезных, а иногда и смешных по взрослым меркам, которые закрепляясь, превращаются в фобии. По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве [1, c. 20–27]. В ходе изучения темы исследования рассмотрены классификации видов страха по разным авторам. Так, например, Карвасарский Б. Д. делил страхи на группы исходя из того, чего боится человек, — это так называемая классификация по фабуле страха. Этот исследователь различал 8 основных фабул страха: боязнь пространства, социофобии (страхи, связанные с общественной жизнью), «контрастные» страхи, фобофобии (страх боязни), страхи нанести вред себе или близким, сексуальные страхи, нозофобии (страхи заболеть каким-либо заболеванием), танатофобия — страх смерти [11, c. 180]. Отечественный исследователь эмоции страха Захаров А. И., разделяет страхи по следующим признакам: по характеру, по степени реальности и по степени интенсивности [4, c. 243].

Добавить комментарий