Общение — что это в психологии

ТЕМА 7. Психология общения

7.1. Общая характеристика общения:
понятие, функции, виды и структура

Общение понимается как деятельность – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие, понимание другого человека и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров и выполняет определенные функции:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения—разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Выделяют следующие функции общения: 1) информационно-коммуникативную (передача, прием информации); 2) аффективно-коммуникативную (обмен эмоциями); 3) регуляционно-коммуникативную (влияние на поведение другого).

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.

Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио– и видеотехники).

6) Также выделяют законченное и незаконченное общение; кратковременное и долговременное; вербальное и невербальное и др.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента.

Структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

(Коммуникативная сторона) (Интерактивная) (Перцептивная)
Рис. 7.1. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

7.2. Общение как процесс коммуникации:
передача информации и средства общения

Понятие «коммуникация» является производным о латинского communicatio, что означает «сообщение; передача; общее, разделяемое со всеми; общение». Иначе говоря, коммуникацияэто передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков; это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами как в живой, так и неживой природе.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров (социальных или психологических). В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Средства распространения. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой.

Содержание и тип информации. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер – это социальное или психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — обратная связь. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно, выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Главное назначение вербальной коммуникации – установление, поддержание, развитие осмысленного информационного контакта.

Виды вербальной коммуникации:

u Письменная: определенность источника; постоянство информации; возможность адекватного донесения.

u Устная: возможно невербальное подкрепление; можно отредактировать и уточнить. Информация может быть предметной (в зависимости от предмета) и модальной (показывает является ли то, о чем говорится существенным, желательным, необходимым, возможным).

Читайте также:  Острая реакция на стресс

Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации, т.е. их функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Виды невербальных средств общения:

1. Визуальные средства общения – это:

u кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища;

u направление взгляда и визуальный контакт;

u выражение глаз;

u выражение лица (мимика);

u поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;

u кожные реакции (покраснение, появление пота);

u дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

u вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения – это:

u паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

u экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:

u физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

u такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:

u приятные и неприятные запахи окружающей среды;

u естественный и искусственный запахи человека и др.

Все невербальные средства имеют значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщают о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряют партнера к продолжению диалога, наконец, способствуют тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров и выполняет определенные функции:

Понятие общения в психологии

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Этот процесс обычно включен в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятие “связи”, то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине знание закономерностей общения, навыки и умения их учета и использования необходимо совершенствовать.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни, где концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной последнего может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан в своей жизни.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и на многие другие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативная-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет следующие функции:

  • 1) прагматическую функцию, которая отражает потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; при этом само общение очень часто выступает главной потребностью;
  • 2) функцию формирования и развития, которая заключается в способности общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях; общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность; в общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
  • 3) функцию подтверждения, которая обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;
  • 4) функцию объединения-разьединения людей, которая с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения;
  • 5) функцию организации и поддержания межличностных отношений, которая служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности;
  • 6) внутриличностную функцию, которая реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Общение чрезвычайно многогранно. В своем разнообразии оно может быть представлено по видам.

В частности, различают межличностное и массовое общение. Первое связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Второе же – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий, а во втором – участники коммуникации выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в ходе его реализации передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Второй вид характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Кроме того, общение может быть личным (обмен неофициальной информацией) и деловым (процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность).

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Первое является исторически более ранней формой взаимодействия людей друг с другом; на его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникали различные виды опосредованного общения. Второе же – это взаимодействие при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и т.д.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные (когда применяются неречевые средства) способы общения.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Письменная речь – это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Среди таких средств выделяют следующие разновидности:

  • 1) визуальные средства общения, к которым относится:
    • – кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);
    • – направление взгляда и визуальный контакт;
    • – выражение глаз;
    • – выражение лица;
    • – поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;
    • – кожные реакции (покраснение, появление пота);
    • – дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
    • – вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);
  • 2) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:
    • – паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
    • – экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т.п.);
  • 3) тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:
    • – физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
    • – такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);
  • 4) ольфакторные:
    • – приятные и неприятные запахи окружающей среды;
    • – естественный и искусственный запахи человека и др.

Общение имеет структуру, включающую в себя следующие компоненты.

1. Мотивационно-целевой компонент общения представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Читайте также:  Упражнения для тренингов на самооценку и уверенности в себе тренажёр

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

  • 2. Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова данный компонент представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, люди обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
    • – если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она также формируется, уточняется, развивается;
    • – в отличие от простого “обмена информацией” между двумя устройствами в общении людей данный процесс сочетается с отношением друг к другу;
    • – характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков люди могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;
    • – коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди “говорят на одном языке”.
  • 3. Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
  • 4. Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии, взаимных изучении и оценке друг друга партнерами по общению. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

Важную роль в общении играет его коммуникативный компонент, на котором необходимо остановиться особо. Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между людьми в ходе межличностных отношений. Ей присущ ряд специфических особенностей:

  • – личные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом; при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности; специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости;
  • – возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
  • – коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации (см. выше);
  • – возможность возникновения коммуникативных барьеров; в этом случае четко прослеживается связь, существующая между общением и отношением.

Информация как таковая может быть двух типов:

  • 1) побудительная, проявляющаяся в форме приказа, совета или просьбы и призванная стимулировать какое-то действие; стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности);
  • 2) констатирующая, которая проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения повеления.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный “фильтр доверия-недоверия”, который действует так, что истинная информация может оказаться отвергнутой, а ложная – принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Ее примером может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для такого обмена характерен механизм обратной связи, содержание которого состоит в том, что процесс обмена информацией в межличностной коммуникации как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами, т.е. в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.

В частности, различают межличностное и массовое общение. Первое связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Второе же – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Социофобия

Первым делом нужно избавиться от коварного состояния — социофобии. Это главный враг любых коммуникаций. При наличии неприязни к социуму, страха бесед ни о каком расслабленном комфортном диалоге не может быть речи.

Борьба с этим состоянием может потребовать вмешательства специалиста, не всегда от социофобии легко избавиться. Обратитесь за помощью к психологу, например, Батурину Никите Валерьевичу.

  • спокойствие;
  • вежливость;
  • улыбка;
  • дружелюбие;
  • поиск точек соприкосновения, общих интересов;
  • попытка встать на место собеседника, понять его;
  • хитрость.

Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров

Особенность делового разговора требует соблюдения принципов:

  • дозированность информации;
  • целесообразность;
  • кооперативность;
  • правдивость информации;
  • ясность мыслей;
  • стремление понять мысль собеседника;
  • учет индивидуальных особенностей.

Все участники должны соблюдать правила деловой беседы. Деловые переговоры не затрагивают посторонние темы, сосредотачиваясь вокруг конкретной деятельности. Но при этом важно учитывать этические стандарты и нормы поведения, чтобы сделать коммуникацию продуктивной и комфортной.


Главная проблема межличностного общения возникает, когда собеседники преследуют разные цели. Для одного из них взаимодействие — средство получения выгоды, для другого — поиск эмоциональной близости. Неумение или нежелание правильно обозначить цель разговора вызывает недопонимание. Чем больше разница во взглядах собеседников, тем выше шансы на непродуктивную беседу, вызывающую негативную реакцию у всех участников.

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.


Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

  1. Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
  2. Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
  3. «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
  4. Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
  5. Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
  6. Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
  7. Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

  1. Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
  2. Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
  3. Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
  4. Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.

Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

Императивый

Императивное общение представляет собой сложный для восприятия и принятия тип коммуникации. По своей сути это авторитарная форма воздействия на партнера, задействованного в беседе. Цель — проявить ораторское искусство и с его помощью подчинить собеседника своей воле, заставить согласиться с мыслями и убеждениями.

Императивный тип позволяет достичь контроля над поведением, мыслями. Ему свойственно принужде­ние к определенным действиям и решениям. Парт­нер по общению рассматривается человеком в качестве объекта или механизма, которым можно управлять, подстраивать под себя. Особенность типа заключается в том, что принуждение не скрывается. В качестве доказательства своих действий выступают такие приемы, как угрозы, требования, запугивания.


Позитивные действия и добрые поступки воспринимаются в этом случае как сигнал к возможностям манипулятора достичь поставленной им цели. В 90% случаев общество не воспринимает и не поддерживает выбранную модель поведения, так как она ведет к разрыву отношений и потере доверительных связей.

Особенности коммуникации

Структура общения в психологии анализируются разными психологами. Каждый предлагает свой принцип классификации.
По целям и средствам:

  1. По сути содержания
  2. По разноплановости целей
  3. По используемым средствам для общения

Первый тип подразделяется на:

  • материальное общение;
  • когнитивное;
  • деятельностное;
  • кондиционное;
  • мотивационное.

Общение по целям может быть биологическим или социальным, а по средствам – непосредственным (когда принимают участие органы чувств), опосредованным (использование каких-то средств); прямым (личные контакты) и косвенным (коммуникация с привлечением вторых лиц).

Читайте также:  Почему любовник не дарит подарки. Как решить проблему.

Речевое общение, по мнению психолога Б. Ломова, подразделяется на три основных уровня:

  1. Макроуровень. Анализируя этот уровень, во внимание принимается психологическое состояние человека в отдельно выбранные отрезки времени. Проводится анализ отношений между отдельно взятой личностью и группой.
  2. Мезауровень. Структура общения в этом случае рассматривается как логически завершенная ситуация, которая в принципе может меняться, и человек рассматривается в ней в определенные временные промежутки.
  3. Микроуровень. Он направлен на анализ минимальных единиц коммуникации, которые рассматриваются как «вопрос-ответ».

Функции общения в психологии имеют также несколько видов классификаций, однако суммировать их можно, объединив в основные шесть:

  1. Внутриличностная, когда человек ведет внутренний диалог, то есть общается сам с собой.
  2. Функция формирования и развития: когда партнер способен влиять на собеседника.
  3. Прагматическая .
  4. Функция, позволяющая передавать и разделять по степени важности нужные сведения.
  5. Структурирование и поддержание межличностных связей, то есть возможность выстраивать отношения между людьми.
  6. Функция подтверждения (нужно не только узнать себя, но и поверить в себя)

Особенности психологии общения заключаются также в анализе видов коммуникации, которых существует несколько:

  1. Примитивное, коммуникация при котором подразумевает лишь общение по принципу необходимости человека. Как только человек получает желаемое, с партнером по коммуникации общение прекращается.
  2. Формальное, суть которого заключается в использовании «масок» вместо реальных эмоций.
  3. Формально-ролевое, которое базируется на соотношении социальных ролей.
  4. Манипулятивное, основная задача которого состоит в получении выгоды со стороны одного из партнеров.
  5. Светское, при котором нет определенного предмета общения.
  6. Духовное, в основе которого лежат интересы дела, но при этом учитывается настрой и эмоции собеседника.

Виды общения в психологии также имеют несколько классификаций, однако именно они помогают установить всю суть контакта с людьми или отдельным индивидом.

Речевое общение, по мнению психолога Б. Ломова, подразделяется на три основных уровня:

  1. Макроуровень. Анализируя этот уровень, во внимание принимается психологическое состояние человека в отдельно выбранные отрезки времени. Проводится анализ отношений между отдельно взятой личностью и группой.
  2. Мезауровень. Структура общения в этом случае рассматривается как логически завершенная ситуация, которая в принципе может меняться, и человек рассматривается в ней в определенные временные промежутки.
  3. Микроуровень. Он направлен на анализ минимальных единиц коммуникации, которые рассматриваются как «вопрос-ответ».

Функции общения в психологии имеют также несколько видов классификаций, однако суммировать их можно, объединив в основные шесть:

  1. Внутриличностная, когда человек ведет внутренний диалог, то есть общается сам с собой.
  2. Функция формирования и развития: когда партнер способен влиять на собеседника.
  3. Прагматическая .
  4. Функция, позволяющая передавать и разделять по степени важности нужные сведения.
  5. Структурирование и поддержание межличностных связей, то есть возможность выстраивать отношения между людьми.
  6. Функция подтверждения (нужно не только узнать себя, но и поверить в себя)

Особенности психологии общения заключаются также в анализе видов коммуникации, которых существует несколько:

  1. Примитивное, коммуникация при котором подразумевает лишь общение по принципу необходимости человека. Как только человек получает желаемое, с партнером по коммуникации общение прекращается.
  2. Формальное, суть которого заключается в использовании «масок» вместо реальных эмоций.
  3. Формально-ролевое, которое базируется на соотношении социальных ролей.
  4. Манипулятивное, основная задача которого состоит в получении выгоды со стороны одного из партнеров.
  5. Светское, при котором нет определенного предмета общения.
  6. Духовное, в основе которого лежат интересы дела, но при этом учитывается настрой и эмоции собеседника.

Виды общения в психологии также имеют несколько классификаций, однако именно они помогают установить всю суть контакта с людьми или отдельным индивидом.

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

Рубрика: Психология

Дата публикации: 20.06.2016 2016-06-20

Статья просмотрена: 10097 раз

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель

Основы психологии общения

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.

Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, — такой тип общения называется когнитивным. В сущности люди просто обмениваются информацией. В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.

Более углубленным является мотивационное общение. Его характеризует особая целенаправленность — это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.

Психология общения

Потребность в общении – это одна из базовых потребностей человека, по мнению психологов. Общение – это необходимое условие развития человека в качестве члена общества, его личностного развития. Общение также является способом познания окружающих людей и себя. Не смотря на то, что человеческое общение всегда было базовой основой социальной жизни людей, объектом психологического и социопсихологического анализа оно стало только в двадцатом веке.

Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Развитие чужой мысли

Выполнение упражнения начинается с того, что вы включаете телевизор или любое видео в сети. В течение 30 секунд слушаете говорящего, затем выключаете звук и следующие 30 секунд продолжаете его мысль.

Такая тренировка развивает гибкость ума, учит находить нестандартные решения. Упражняйтесь по 10 минут в день, и вы будете приятно удивлены результатом.


Вы научитесь легко понимать, когда окружающие люди говорят с вами неискренне или пытаются намеренно вас обмануть. Будете уметь легко разрешать конфликты или не допускать их появления при самых первых признаках взаимного напряжения. Вам намного легче будет взаимодействовать с людьми, подниматься по карьерной лестнице, добиваться успеха в любой сфере.

Как общаться с «тяжелыми» людьми?

Каждый из нас хоть раз в жизни общался с человеком, излучающим негатив. Такая личность постоянно чем-то недовольна, высказывает критику в адрес окружающих, агрессивно реагирует на любые замечания и попытки установить доверительный контакт. Не всегда агрессор в этом виноват, возможно, это только проекция на других людей своей неудовлетворенности, неудач в личном и профессиональном плане. Психология подскажет, как научиться общаться с такими людьми.

Поддаваться на провокации легче всего. Но всегда есть шанс повернуть разговор в совершенно другое русло, настроив даже такого собеседника на позитив. Существует несколько приемов, способных обезоружить любого:

  • искренняя заинтересованность его делами;
  • улыбка;
  • спокойствие;
  • понимание.

На днях у вас болел зуб, были у стоматолога?

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.


У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Добавить комментарий