Эмоциональный стресс – чем он отличается и почему опасен

Фазы эмоционального стресса

Состояние эмоционального стресса считается довольно неоднозначным явлением. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что стрессы стали проклятием прогресса. При этом они в адекватной «дозировке» считаются полезными. Изыскания известного физиолога Г. Селье продемонстрировали полезность некоторой степени стресса, поскольку он способствует мобилизации потенциала и адаптации личности к трансформирующимся условиям. Однако, если стрессовое воздействие сильное и длительное, то наступает перегруз приспособительного потенциала человека, что порождает психофизиологические «поломки» в организме.

Состояние эмоционального стресса характеризуется тремя фазами протекания. Первая фаза знаменуется реакцией тревоги. Вследствие первичного воздействия стрессора возникают трансформации в организме, из-за чего снижается его сопротивляемость. В редких случаях, когда стресс-фактор достаточно интенсивен, наступает смерть.

Следующая фаза является этапом сопротивления. Когда стрессор продолжает своё воздействие, но человек может приспособиться к нему, возникает сопротивление. Проявления реакции беспокойства практически пропадают. Сопротивление растёт. Так наступает следующая фаза – этап истощения. Вследствие продолжительного взаимодействия со стресс-фактором, с которым организм уже «ужился», энергия, расходуемая на приспособление, исчерпывается. Это приводит опять к возникновению беспокойства, которое изменить уже невозможно. Следствием может быть летальный исход.

Формирование эмоционального перенапряжения легко представить на примере стресса, связанного с экзаменационной сессией. Ошибочно считается, что такой стресс возникает лишь в ходе сдачи экзамена. В действительности зачатки его зарождаются задолго до начала сессии, когда студент либо абитуриент сталкивается с пониманием того, что скоро необходимо будет сдавать экзамены. Актуализация подобной мысли у различных абитуриентов происходит в неодинаковые сроки. С момента понимания неизбежности экзаменационной проверки начинает эскалировать тревожное ожидание данной процедуры, которое достигает предела в аудитории, где непосредственно происходит сдача. Именно поэтому наибольшие трансформации в студенческом организме отмечаются до экзамена, а не во время него. При этом, как правило, эмоциональное напряжение идёт на спад после завершения первого экзамена, но полностью не исчезает, поскольку впереди ещё несколько экзаменов. Если же универсант получил отметку ниже, нежели ожидал, то тревожность, обусловленная ожиданием следующей проверки знаний, будет выше.

Информация, полученная при исследовании функциональных видоизменений (проведение ЭКГ, исследование неврологических показателей, биохимические анализы) у учащихся во время сессии, позволили заключить, что следствием воздействия постоянного стрессора, связанного с необходимостью сдачи экзаменов, является существенное изменения физико-химических показателей, насыщенности кровенаполнения капилляров, реактивности биоресурсов мозга и показателей кардиального ритма. Перечисленные сбои не приходили в норму по истечению трёх суток после проверки знаний.

В бешеном темпе бытия не раскиснуть и не потерять себя помогут нижеприведённые рекомендации.

Негативные последствия стресса

Проблемы с физическим и психологическим здоровьем, плохие отношения с близкими людьми, нереализованность в карьерной сфере — это то, к чему приводит стресс.

Могут возникнуть не только болезни, но и расстройства психической деятельности. Особенно большой риск развития депрессии и тревожного расстройства. Постоянное чувство страха может привести к появлению панических атак.

Эмоциональный стресс или спусковой механизм для изменений

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

  1. Что такое эмоциональный стресс
  2. Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный
  3. Эмоциональный стресс у подростков
  4. Факторы, вызывающие стресс
  5. Причины и признаки
  6. Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

Эмоции и стресс

Последствия

Затяжной эмоциональный стресс приводит к серьёзным проблемам со здоровьем — как в психическом, так и в физическом плане.

  • депрессия;
  • нервное истощение;
  • неврозы: астенический, тревожного ожидания;
  • социальная дезадаптация;
  • аутизм (особенно часто развивается у детей);
  • расстройства концентрации внимания;
  • нарушение идентичности физического и психического «Я» (саморазрушение личности);
  • паранойя;
  • фобии;
  • психическое истощение.

Последствия в плане физического здоровья:

  • гипертония;
  • рак;
  • со стороны ССС: сердечные приступы или недостаточность, стенокардия, аритмия, инфаркт, ИБС;
  • истощение организма;
  • головные боли, которые становятся постоянными и перерастают в мигрень;
  • ослабление иммунитета;
  • снижение зрения;
  • обострение астмы и заболеваний ЖКТ (вплоть до образования или прободения язвы).

Это далеко не весь перечень последствий, так как каждый организм реагирует на данное состояние по-разному. Кроме того, восстановиться после эмоционального стресса бывает достаточно трудно. Чтобы сократить реабилитационный период, придётся основательно поработать над собой — помогут в этом профилактические меры.

Статистика. Медики и психологи сошлись во мнении, что более 60% известных болезней развиваются вследствие стресса.


Выделяется 3 уровня психогигиены и психопрофилактики стрессовых ситуаций:

Факторы, вызывающие стресс

Вызвать у человека стресс и переживания может что угодно, перечислим основные факторы, возникновение которых происходит практически постоянно:

Недостаточно времени на дела, которые обязательно или желательно было бы сделать;

Конфликтные ситуации в семье, огромное значение на стресс оказывает отношение людей в кругу семьи;

Повышенная ответственность, ответственность наступает в случае повышения по карьерной лестнице или при появлении ребенка;

Факторы физиологического характера, проблемы со здоровьем, хронические заболевания;

Факторы социального характера, пониженная самооценка.

На первой стадии стресса индивид теряет способность контролировать свои действия и мысли, снижается сопротивляемость организма и поведение меняется на прямо противоположное тому, которое ему характерно. Так, если человек был добр, он становится вспыльчивым и раздражительным, а если был вспыльчив – замыкается в себе.

Стресс и дистресс. Чем опасны и полезны сильные эмоциональные переживания

С точки зрения неврологии существует две основные реакции на стресс – врачи условно называют их «атакой» и «бегством».

Классификация форм и стадий эмоционального стресса

Появление этого состояния может наблюдаться при самых разнообразных условиях. Выделяются 2 основные его разновидности. Эустресс является результатом реакции, способной активировать адаптационные и психические способности организма человека. Обычно он возникает при каких-либо положительных эмоциях. Дистресс является своего рода патологическим состоянием, становящимся причиной дезорганизации поведенческой и психологической активности человека. Он негативно отражается на всем организме. Обычно это состояние вызвано эмоциональным напряжением при конфликтных ситуациях. Различные психотравмирующие ситуации также могут стать причиной развития этого нарушения.

Психоэмоциональный стресс обычно протекает 3 основные стадии. Первая фаза получила название перестройки. Сначала при повышенном психологическом напряжении запускается ряд биологических и химических реакций. В этот период наблюдается активизация деятельности надпочечников и выброс адреналина. Это способствует повышению возбуждения, ведущему к нарушению работоспособности и снижению реакций.

Читайте также:  Как ведет себя сильный успешный мужчина, и какие женщины ему нравятся?

После этого наступает фаза стабилизации. Надпочечники адаптируются к имеющейся ситуации, что становится причиной стабилизации выработки гормонов. Если стрессовая ситуация не исчезает, наступает третья ее стадия. Последняя фаза характеризуется развитием истощения нервной системы. Организм утрачивает способность преодолевать психоэмоциональные стрессы. Работа надпочечников сильно ограничивается, что становится причиной сбоя в работе всех систем. В физическом плане данная стадия характеризуется критическим снижением глюкокортикостероидных гормонов при повышении уровня инсулина. Это становится причиной ослабления иммунитета, снижения работоспособности, развития психической дезадаптации, а иногда и различных патологий.

Наличие этого нарушения не может протекать без каких-либо симптомов. Таким образом, если человек находится в этом состоянии, не заметить это крайне сложно. Развивающийся эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний всегда сопровождаются рядом характерных психологических и физиологических признаков.

Как справиться с эмоциональным стрессом

Чтобы побороть стресс, необходимо соблюдать следующие советы:

  • начать заниматься спортом;
  • перестать общаться с людьми, которые могут быть манипуляторами или же «энергетическими вампирами»;
  • постараться создать себе распорядок дня, строго его придерживаться;
  • найти хобби, это может стать сильным источником положительных эмоций;
  • не допускать переживаний, меньше думать в негативном ключе;
  • поменять обстановку, взяв отпуск или просто уехав куда-нибудь на выходные;
  • начать вести дневник — такой подход позволит освободиться от гнетущего ощущения посредством изложения накопившихся мыслей на бумаге.

В запущенных случаях стоит обратиться к психотерапии. Поведенческая психотерапия, арт-терапия, фитотерапия и телесно-ориентированная терапия могут стать теми самыми ключиками, что смогут отворить дверь в жизнь без стресса.


В некоторых случаях могут наблюдаться резкие изменения в температуре тела.

Чем опасно стрессовое состояние

Эмоциональный стресс крайне негативно воздействует на организм и может стать причиной ряда достаточно тяжелых заболеваний. Это объясняется физиологической природой стресса. Во время психоэмоциональных сбоев наблюдается повышенное содержание таких гормонов, как норадреналин и адреналин. Это приводит к изменениям артериального давления, мозговым и сосудистым спазмам, повышению мышечного тонуса, увеличению уровня сахара в крови и повреждению стенок сосудов.

В результате в значительной степени возрастает риск возникновения следующих заболеваний:

  1. Гипертония.
  2. Стенокардия.
  3. Инсульт.
  4. Инфаркт.
  5. Аритмия.
  6. Сердечная недостаточность.
  7. Ишемическая болезнь.
  8. Образование онкологических опухолей.

Тяжелые последствия продолжительного стрессового состояния проявляются в виде сердечных приступов, неврозов, психических расстройств. Кроме того, истощается весь организм, снижается иммунитет и человек становится особо уязвимым для всевозможных вирусных, инфекционных, простудных заболеваний.

Медицинские работники выделяют патологии, которые могут быть спровоцированы стрессом. К ним относятся:

  1. Астма.
  2. Мигрень.
  3. Заболевания пищеварительной системы.
  4. Язвенные поражения желудка и кишечника.
  5. Снижение зрения.

Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий, важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние и знать способы эффективной борьбы.

Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий, важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние и знать способы эффективной борьбы.

Что такое Стресс: виды, признаки, чем вызван, как лечить

Говоря простым языком, стресс — это ответ организма на происходящее на уровне психики и физиологии. При изменяющихся обстоятельствах и воздействии неблагоприятных факторов в человеческом организме развивается совокупность адаптационных реакций — это и есть стресс.

Реакция человека на стресс сугубо индивидуальна: если для одного человека какое-то событие является причиной стресса, то для другого — эта же ситуация может не вызывать никакой реакции. С влиянием стрессовых факторов человек в современном мире сталкивается ежедневно.


Причинный фактор (стрессор) может носить позитивный или негативный характер. В связи с этим принято делить стресс на 2 вида:

Современные теории

В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

  1. Теория Г. Селье. Ученый из Канады объяснил природу стресса, как защитный механизм организма на биологические раздражители — на основании поведенных опытов он доказал, что любая сложная и непривычная ситуация заставит человека приспособиться. Каждый раздражитель будет провоцировать разное поведение у каждого человека индивидуально – он назвал это адаптационным синдромом.
  2. Теория Павлова. Согласно его теории, под воздействием эмоционального переживания, перенапряжения человек будет впадать в одно из следующих состояний: апатия, определенная заторможенность, при которой снижается любая активность или же развивается гиперактивность, выражающаяся в чрезмерном беспокойстве и крайней деятельности. Каждая из них вредна для организма по-своему.
  3. Теория Лазаруса. Р. Лазарус в своей теории выдвинул идею, что к психологическому стрессу приводят как физические, так и психологические стрессовые факторы. Среди физических факторов он называл погоду и боль, травму и болезнь, неудобства на физическом уровне. К эмоциональным он относит – мелкие бытовые проблемы и стрессы, конфликты и скандалы, монотонный быт и развод, завышенное ожидание и несовпадение его с окружающей действительностью.

  1. Эмоциональная тревожность. Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться – тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
  2. Стадия сопротивления и адаптации. В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное – имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
  3. Стадия истощения. Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности – на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.

Психосоматика стресса – чем опасен стресс и есть ли выход

В статье психолог Анна Сметанникова расскажет что такое психосоматика. Как влияет ситуация с самоизоляцией (т.к. во многих регионах она еще остается) на нашу психику. Также даст простые шаги, как сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

Ситуация, которая происходит сейчас, не только в нашей стране, а и во всем мире – это сильнейший стресс для людей. И каждый из нас как-то к ней относится и как-то ее проживает. Даже если это заболевание не коснулось лично вас, вашей семьи, ваших близких или знакомых, то однозначно, могу сказать, как клинический психолог, что косвенно эта ситуация коснулась каждого. Это вызов. Вызов организму, вызов психике. Почему я так утверждаю, как это повлияет на нас, чего ждать и какой выход – я объясню в этой статье.

Читайте также:  Как называются мужчины которые любят женщин постарше


У каждого из нас есть, так называемое «слабое место». Оно определено наследственными факторами и формируется в процессе жизни при повреждении вегетативной нервной системы. Как реагируете именно вы – легко проверить. Вы только на минутку представьте, что вы услышали ваш диагноз. Любой. Не важно какой. Например, которого вы сильно боитесь. И в тот момент, когда вы это представите – вы, как-то отреагируете. Почувствуете. В теле появится ощущение, это и есть ваша реакция, тем органом вы и реагируете на стресс.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

Эмоциональный стресс (французский emotion волнение, возбуждение; английский stress напряжение; синоним эмоциональное перенапряжение) — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. Однако при определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также развития патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем (см. Кортико-висцеральная патология, Психосоматика).

Понятие «эмоциональный стресс» было введено Г. Селье и О. Леви при исследовании так называемого дистресса (см. Стресс). В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений (см. Адаптационный синдром), в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида.

Физиологические эксперименты показывают, что отрицательные эмоциональные возбуждения (отрицательные эмоции) характеризуются длительным последействием и суммацией, извращением хим. чувствительности нейронов головного мозга, в частности к нейромедиаторам (см. Медиаторы) и нейропептидам (см. Нейрохимия). Такие свойства отрицательных эмоций при длительных или часто повторяющихся конфликтных ситуациях определяют возможность перехода негативного эмоционального возбуждения в форму так наз. застойного стационарного эмоционального возбуждения, которое может сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения соответствующей конфликтной ситуации. Устойчивое эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов, и при наличии соответствующего слабого звена в организме оно может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций.

Конфликтные ситуации, вызывающие эмоциональный стресс у человека, в основном строятся на социальной основе (социальные конфликты). В условиях научно-технического прогресса, при нарастании темпа жизни, информационных перегрузках, гиподинамии человек все больше подвергается психоэмоциональным перегрузкам. Поэтому необходимо разрабатывать меры социального и медицинского характера с целью предупреждения нарушений физиологических функций человека в этих условиях. Решению этой задачи помогает экспериментальное моделирование и исследование природы эмоционального стресса на животных.

В 1956 году Д. И. Миминошвили впервые продемонстрировал значение конфликтной ситуации в развитии артериальной гипертензии и инфаркта миокарда у обезьян при искусственном нарушении их стадной иерархии.

В исследованиях на животных выяснены некоторые общебиологические закономерности развития эмоционального стресса. В однотипных конфликтных ситуациях (насильственная иммобилизация животного, ограничение удовлетворения биологических потребностей и т. д.) выявлены, с одной стороны, устойчивые особи, с другой — неустойчивые, предрасположенные к нарушениям различных физиологических функций. В условиях эмоционального стресса у отдельных животных происходит развитие неврозов (см. Неврозы), возникают нарушения деятельности сердца, наблюдаются формирование устойчивой артериальной гипертензии, атеросклероза, нефросклероза, язвенных поражений желудка, изменения в свертывающей системе крови, выявлены расстройства иммунной системы. Характер изменения АД в результате последовательного повторного раздражения отрицательных эмоциогенных центров вентромедиальных отделов гипоталамуса у иммобилизованных животных отражает их устойчивость к эмоциональному стрессу. Устойчивые к эмоциональному стрессу животные в ответ на повторяющиеся электрические раздражения гипоталамуса отвечают преимущественно прессорно-депрессорными сосудистыми реакциями. Неустойчивые к эмоциональномустрессу животные проявляют в этом случае преимущественно прессорные реакции. Снижение или возрастание общего уровня кровяного давления в условиях эмоционального стресса является неблагоприятным прогностическим признаком. Характер поведения животных в незнакомой обстановке также может отражать их устойчивость к эмоциональному стрессу. В частности, у крыс, наиболее чувствительных к развитию эмоционального стресса, в новой обстановке наблюдается повышение двигательной активности.

В генезе эмоционального стресса, как показывают физиологические эксперименты, ведущая роль принадлежит первичным изменениям деятельности ряда структур головного мозга. Так, гипертензивная сосудистая реакция при стимуляции отрицательных эмоциогенных центров вентромедиального отдела гипоталамуса у иммобилизованных животных может усиливаться при разрушении или функциональном выключении базолатеральной области миндалины и ослабляться при разрушении области перегородки и ретикулярной формации (см.) среднего мозга. Экспериментальное двустороннее разрушение ретикулярной формации среднего мозга на уровне передних бугров четверохолмия препятствует развитию у животных при хроническом эмоциональном стрессе артериальной гипертензии и нарастанию в крови содержания кортизола.

Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто не только физическими и фармакологическими средствами, но и так называемыми поведенческими мероприятиями. В научной литературе широкое распространение получил термин «поведенческая медицина». Сторонники «поведенческой медицины» пытаются применить, особенно к психосоматическим заболеваниям, нелекарственные методы лечения, связанные со специальными процедурами: аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, гипноз, расслабление и т. д. Теоретические основы «поведенческой медицины» заложены еще И. П. Павловым, который на основе метода условных рефлексов (см.), не только показал возможность получения экспериментальных неврозов у животных (см. Неврозы экспериментальные), но и продемонстрировал пути их «поведенческого» устранения.

Специальные физиологические эксперименты подтверждают значение положительных эмоций как мощного анти-стрессорного фактора. Когда отрицательные эмоциональные состояния, вызванные у животных стимуляцией негативных эмоциогенных центров головного мозга, сочетают с раздражением положительных эмоциогенных центров, нарушений физиологических функций не наблюдается. Применение ряда физиотерапевтических воздействий, в частности полей УВЧ, а также некоторых эндогенных факторов (олигопептиды) способствует повышению устойчивости животных к развитию эмоционального стресса. Например, после введения субстанции Р (см. Нейрохимия) у предрасположенных к эмоциональному стрессу животных обнаружена нормализация содержания в структурах мозга норадреналина и дофамина. Повышение устойчивости крыс к острому эмоциональному стрессу обнаружено также и после введения пептида, вызывающего дельта-сон (см. Сон).

Читайте также:  Похудение от стресса – как предотвратить его и сохранить здоровье

Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого «золотого правила нормы» — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека, даже в самых острых конфликтных ситуациях, не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями. Это правило соответствует отработанной эволюцией живых организмов схеме их поведения: любая доминирующая потребность должна быть удовлетворена. Удовлетворение потребности, в свою очередь, сопровождается санкционирующими успех поисковой деятельности положительными эмоциями.

Библиогр.: Анохин П. К., Эмоциональные напряжения как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, Вестн. АМН СССР, № 6, с. 10, 1965; Вальдман А. В., Козловская М. М., и Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса, М., 1979, библиогр.; Ведяев Ф. П. и Воробьева Т. М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов, Киев, 1983, библиогр.; Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы, М., 1980, библиогр.; Смык Л. А., Психология стресса, М., 1983, библиогр.; Косицкий Г. И., Цивилизация и сердце, М., 1977; Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения, М., 1980, библиогр.; Основы космической биологии и медицины, под ред. О. Г. Газенко и М. Кальвина, т. 2, кн. 2, с. 153, М., 1975; Соколов Е. И., Подачин В. П. и Белова Е. В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы, М., 1980, библиогр.; Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981, библиогр.; он же, Опыт применения теории функциональных систем для оценки состояния здоровья человека в реальных производственных условиях, Вестн. АМН СССР, Ка 1, с. 10, 1984; Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность, М., 1977, библиогр.; Хомуло П. С. Эмоциональное напряжение и атеросклероз, Л., 1982; Чазов Е. И. Эмоциональные стрессы и сердечно-сосудистые заболевания, Вестн. АМН СССР, № 8, с. 3, 1975; Эмоциональный стресс, под ред. K. Леви, пер. с англ., Л., 1970; Biological mediators of behavior and disease neoplasia, ed. by S. M. Levy, N. Y. a. o., 1982; Corson S. A. a. Corson E O., Interaction of genetic and psychosocial factors in stress-reaction patterns, a systems approach to the investigation of stress-coping mechanisms, Psychother. Psychosom., v. 31, p. 161, 1979; Encyclopaedia of occupational health and safety, v. 2, Geneva, 1983; Henry J., P. a. Stephens P. M. Stress, health and the social environment, N. Y. a. o., 1977; Stress and distress in response to psychosocial stimuli, ed. by L. Levi, Stockholm, 1972.

Понятие «эмоциональный стресс» было введено Г. Селье и О. Леви при исследовании так называемого дистресса (см. Стресс). В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений (см. Адаптационный синдром), в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида.

Воспоминания о стрессе

Воспоминания о стрессовом переживании активируют те же участки мозга, что и реальный опыт. Если мы весь день прокручиваем в голове ссору с бойфрендом, наша симпатическая система остается «включённой». Так что главная проблема не только в факторах стресса, которых зачастую нельзя избежать, а в том, как мы на них реагируем.

Поскольку наша реакция на хронический стресс определяется как физиологией, так и психологией, борьба с ним также должна вестись с двух сторон. Научно доказано, что регулярные физические упражнения снижают негативные последствия стресса. Так что, если у вас сегодня был не лучший день, не стоит поддаваться соблазну заесть стресс конфетами и пропустить тренировку.

Что происходит в это время в организме?

Важно знать о том, что происходит внутри тела на гормональном уровне. Важным составляющим механизма реакции на стресс является выработка гормона-защитника – кортизола. Он помогает телу и мозгу действовать в несколько раз быстрее и эффективнее. Пример: «второе дыхание», повышенный аппетит при недостаточном питании и т.п.

Одновременно с выработкой этого гормона улучшается внимание, концентрация, организм мобилизует запасы энергии, получая ее из глюкозы, гликогена, мышечной ткани. Жировая ткань при этом не сжигается, так как для ее расщепления нужно гораздо больше времени.

Как бы хорош не был кортизол, он все же имеет немало негативных последствий:

  • уменьшение мышц. Следовательно, тело становится слабее и «сдувается»;
  • долговременная повышенная выработка этого гормона приводит к раздражительности, нервозному состоянию и значительно замедляет естественный обмен веществ ,что является стрессом для организма;
  • хронически повышенный кортизол приводит в ожирению.

Организму приходится затрачивать силы на своё дальнейшее развитие. Он либо адаптируется к ситуации и стабилизируется уже в новых условиях, либо не адаптируется и испытывает все большие эмоциональные нагрузки из-за накапливающегося дискомфорта.

Сбои в работе нервной системы дают толчок для цепочки нарушений работы всех остальных систем организма. Ярким примером служит ситуация, когда у человека на работе происходит некий конфликт интересов с начальством, но в силу положения, он не может открыто ругаться или спорить. Тогда он замыкается и молча переносит все недовольства. Стресс накапливается, портиться эмоциональное состояние работника, его самочувствие и здоровье.

Очень важно то, как человек сознательно реагирует на происходящие изменения.

Во-первых, он может защищаться от стресса, то есть «убегать» от него, искать другую сферу деятельности, где нет подобных раздражающих факторов, искать для себя что-то, что поможет ему справиться с внутренним напряжением. Это может быть спорт, танцы, музыка и прочее.

Во-вторых, человек может просто расслабиться, посмотреть на происходящее вокруг рефлексивно или с другой точки зрения и успокоиться. Именно второй путь развития организма после стресса наиболее эффективен для развития приспособительных качеств.

Организму приходится затрачивать силы на своё дальнейшее развитие. Он либо адаптируется к ситуации и стабилизируется уже в новых условиях, либо не адаптируется и испытывает все большие эмоциональные нагрузки из-за накапливающегося дискомфорта.

Добавить комментарий