Трансперсональная психология – основные черты и исследования личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Личность в трансперсональной психологии

Трансперсональное (англ. transpersonal) (или надличностное) — термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души». Слово употребляется для обозначения расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и пространства, при которых возможно достижение так называемых предельных человеческих способностей и потенциальных возможностей. К трансперсональным относятся состояния людей с совершенно здоровой психикой и тех, кто занимается различными видами тренировки сознания (медитация, йога и др.). Основные принципы, на которых основывается трансперсональная психология: единство всего существующего, расширение сознания человека за привычные рамки эго, самоактуализация личности и все виды здоровья.

Личность в трансперсональной психологии.

Т.к. термин “трансперсональное” образован от латинских “trans” – “сквозь”, “через” и “persona” – “маска”, “личина”. Исходя из этого, трансперсональное можно понимать как то, что находится за пределами маски, личности или же эго.

Между всеми формами жизни существует глубинная психологическая духовная связь. Каждый индивид – это космическое создание, там, в космосе, его настоящие корни (Тарт, 1975).

По Грофу человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Таким образом, обнаруживается, что человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания.

Проблема духовного измерения (аспекта) личности

Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви. Психодуховные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией. В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, опытом прошлых жизней, реинкарнаций и др. Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями». Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

Таким образом, согласно Грофу, стоит пересмотреть свои взгляды на области духовного. С точки зрения традиционной психиатрии в научном сообществе нет места духовным переживаниям, она относит их к суевериям, недостатку образования. Опыт работы с холотропными состояниями сознания показывает, что по достижении определенной глубины (как правило, глубины перинатального уровня) переживания приобретают некое иное качество – то, что Юнг называл нуминозными переживаниями. Юнг постарался избежать терминов «священное», «сакральное», дабы не вызывать религиозных ассоциаций, поэтому употребил термин «нуминозное». Таким образом, мы выходим на прямой контакт, речь идет не о спекулятивном, а о прямом опыте контакта с духовным измерением нашей собственной психики и нашего собственного бытия.

Трансперсональная психология делает акцент на то, что человеческие переживания имеют духовный аспект. Этот уровень человеческих переживаний ранее описывался в религиозной литературе ненаучным и часто слишком теологическим языком. Основная задача трансперсональной психологии – подвести под имеющийся материал научную базу и изложить его научным языком.

Структура и динамика личности

Интересную структурную модель предложил Кен Уилбер (один из ярких представителей трансаерсональной психологии), описывая спектр сознания. Он предложил 5 уровней:

Уровень маски и тени. Под влиянием различных обстоятельств люди способны подавлять и вытеснять свои негативные качества, нежелательные переживания и воспоминания, ограничивая себя до составляющих эго. В результате этого человек не способен осознавать себя во всей своей полноте. Большая часть психических аспектов, которые он расценивает как негативные и чересчур болезненные, отчуждается как составляющая тени. Маска – это ограниченный образ себя, который по большому счету представляет собой ни что иное, как социальные образы, которые человек принимает за себя самого.

Уровень тела и эго. Здесь прослеживается ясное разделение на тело и душу. Человек ассоциирует себя с неким представлением о себе – со своим Я, а также со своей физической оболочкой. Понимание слова “душа” остается лишь абстрактным убеждением, а не пережитым на практике опытом.

Экзистенциальный уровень. Человек осознает себя как психофизическое существо, живущее в измерениях пространства и времени. На этом уровне прослеживается явное разделение на личность и внешний мир. Экзистенциальный уровень включает в себя духовность, чувства и эмоции, рациональное мышление, социальные маски, а также все грани жизни в обществе, под влиянием которых формируется жизненный опыт человека.

Трансперсональный уровень. Здесь жизнь человека не ограничивается физическим телом, умом и эго – он осознает, что является чем то большим, у него есть соответствующие опыт и переживания, однако он не ощущает полного единства со Вселенной.

Единство сознания. Уровень, подразумевающий окончательное растворение, слияние со всем, что есть. В разных духовных традициях его называют по разному – Бог, Брахман, Дао и т. д. Теперь человек неразделим с Существованием, он есть все Сущее. Этот уровень не подразумевает никакой патологии, а наоборот, есть единственно реальным, тогда как все прочие являются иллюзорными.

Согласно взглядам Уилбера, сознание развивается по иерархически развертывающейся последовательности, эволюционируя от начальных уровней к более высоким. Каждый последующий более высокий уровень включает в себя все предыдущие, проявляя при этом новые, характерные только для него свойства. Таким образом, человеку предстоит вырасти от части эго, под названием “маска” до эго, далее до осознания себя как мыслящего существа с чувствами и эмоциями, потом к осознанию себя как неотъемлемой части мироздания и, в конце концов, прийти к пониманию того, что он и есть все мироздание.

Столь большое количество разнообразных направлений и подходов в психологии и религии Уилбер объясняет тем, что все они обращаются к разным спектрам сознания. Например, обычное консультирование и поддерживающая терапия работают с уровнем маски-тени, психонанализ взаимодействует с эго, психодрама и тразнакционный анализ с эго и телом, биоэнергетика, логотерапия, экзистенциальный анализ, гештальттерапия ведут работу с экзистенциальным уровнем, трансперсональная психология с трансперсональным уровнем, буддизм, даосизм, индуизм – с уровнем единства сознания.

Основываясь на теории спектра сознания, Уилбер создал в психологии так называемый интегральный подход. Суть данного подхода в том, что все столь разные и иногда противоречивые психологические и духовные направления вовсе не противоречат, а наоборот дополняют друг друга, рассматривая различные уровни спектра сознания. Уилбер предложил согласованно совместить практически все существующие области знания – научные дисциплины (физику, химию и т.д.), разнообразные теории и концепции (теория хаоса, теория систем), искусство (поэзию, музыку, живопись), все существенные направления в психологии, а также все духовно-религиозные традиции.

Расширенная картография бессознательного Станислава Грофа включает в себя четыре основных уровня.

1. Эстетический опыт. Он не вскрывает бессознательное и не имеет никакого психодинамического значения. Наиболее серьезные аспекты этого опыта могут быть объяснены в физиологических терминах как результат стимулирования сенсорных органов.

2. Психодинамика: (Фрейдовое) личное и биографическое бессознательное. Переживания, относящиеся к этой категории, рождаются в области индивидуального бессознательного и относятся к той сфере личности, которая доступна в обычных состояниях сознания. Сюда относятся значимые воспоминания, эмоциональные проблемы, неразрешенные конфликты, вытесненный материал разных периодов жизни.

3. Перинатальный опыт. Основной характеристикой этого опыта и его центральным фокусом являются проблемы биологического рождения, физической боли и агонии, старения, болезни, немощи, умирания и смерти. Четыре аспекта этой части бессознательного Гроф назвал четырьмя базисными перинатальными матрицами, которые стали визитной карточкой его метода.

4. Трансперсональный опыт.

Феноменологически сводится к следующим переживаниям:

* временное расширение сознания, включающее, скажем, переживание предков, постинкарнационный опыт, филогенетический опыт;

* пространственное расширение сознания, включающее идентификацию с другими личностями, идентификацию с животными и растениями, планетарное сознание, сознание неорганической материи, внетелесное сознание и пр.;

* пространственное сужение сознания – до уровня отдельного органа;

* ощущение реальности, выходящей за границы «объективной реальности» – опыт переживания других вселенных и встреча с их обитателями, архетипические переживания и восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание универсальных символов, активация чакр, восприятие сознания Ума-универсума, восприятие сверхкосмической и метакосмической пустоты.

Проблема психического здоровья

Тарт (Tart, 1975) детально проанализировал подходы, отличающие трансперсональную психологию от традиционной. Сюда входят в том числе и отличия, относящиеся к проблеме психического здоровья:

1. Традиционные. Обыденное состояние нашего сознания является наилучшим, самым удобным (адаптивным – adaptive) из всех возможных вариантов того, как может быть организован разум. Все другие состояния сознания не столь хороши или не являются нормальными. Даже “творческие состояния” вызывают подозрения, часто их рассматривают как граничащие с патологией (т. е. “regression” – идущие назад).

Новые. Возможны ощущение, сознание и даже разумность более высокого уровня. То, что мы называем пробудившимся сознанием, на самом деле больше похоже на “беспробудный сон” (waking sleep), в котором мы используем всего лишь малую часть нашего разума и наших возможностей.

2. Традиционные. Желание испытать измененные состояния сознания является признаком патологии или незрелости.

Новые. Стремление испытать различные состояния сознания совершенно естественно для здорового развития человека.

3. Традиционные. Основное (basic) развитие личности завершается с повзрослением, за исключением невротиков, людей, в детстве перенесших психологическую травму и т. п.

Новые. У обычных взрослых индивидов мы находим всего лишь рудиментарный уровень зрелости. Основа такой “здоровой” взрослой личности представляет собой только фундамент для дальнейшей духовной работы и развития мудрости и зрелости более глубокого уровня.

личность сознание картография гроф

Раньше считалось, что трансперсональные аспекты человеческого опыта целиком находятся во владении священников, шаманов и разнообразных духовных наставников. В настоящее время трансперсональное в основном относится к области психологии. Когда речь идет о таких понятиях, как личностные ценности, значение того или иного явления или цель, которую ставит перед собой индивид, мы задумываемся о высшем смысле, то есть обращаемся к проблемам, имеющим духовную, трансперсональную природу.

Самоактуализирующиеся люди умеют разобраться в собственной и чужой психике, в том числе испытать и принять вершинные переживания. При недостаточном познании все объекты представляются всего лишь средством удовлетворения своих потребностей; настоящее познание не так сильно искажает восприятие окружающего мира собственными желаниями и потребностями.

Стремление удовлетворить потребности более высоких ступеней само по себе является показателем психического здоровья индивида.

Оценки теории личности:

1. Верифицируемость – низкая. Объективных физиологических методик, позволяющих зафиксировать надличностные переживания, пока нет.

2. Эвристическая ценность. Средняя. У направления есть последователи и критики, однако до уровня «четвертой силы в психологии» (как говорил Маслоу) популярность пока не дошла. Возможно, после появления объективных критериев изучения измененного сознания все изменится.

3 .Внутренняя согласованность и 4. Экономность. Выше средней. – Если принять на веру саму возможность трансперсональных переживаний, то дальнейшее понимается емко и четко.

5. Широта охвата – Высокая. Теория предполагает всеобъемлющее понимание личности, так как не отвергает старые теории, а добавляет к уже имеющимся теориям новый уровень – надличностный.

6. Функциональная значимость. Средняя. Методики психосинтеза Ассаждиоли, холотропного дыхания Грофа (а также множество восточных методик духовного развития) применяются в практике, однако в целом менее популярны у клиентов психологов, чем, скажем, психоанализ. Более того, работа с измененными состояниями сознания опасна и должна проводиться под руководством опытных специалистов.

Размещено на Allbest.ru

Понятие о психологии здоровья. Базовые определения здоровья. Факторы, способствующие повышению уровня психического здоровья личности. Продолжительность жизни граждан США и Украины. Теория самоактуализации личности. Области стресса в повседневной жизни.

Возникновение современного направления

Имеется индивидуальная последовательность и коннотационная взаимосвязь между гуманистическим и трансперсональным направлением в психологии. Основоположниками данных проектов была одна и та же публика, а именно: А. Маслоу, М. Мерфи, С. Криппнер, А. Уотс, Э. Сутич, и другие.

Появление гуманистической психологии можно считать итогом осмысления тех действий, которые происходили в различных государствах, как в жизни общества, так и в психологической науке в 60-е года минувшего века. В области социума этот период является многочисленным движением, созданным молодежью и имеющим отношение к контркультуре, направлением, которого был сосредоточенный отбор. Он был направлен на поиск новейших конфигураций общности индивидов, без ограничений узкими стандартами, сформированными домашним укладом, основанным на традициях и продиктованным здравым смыслом, характеризующих материальное благополучие людей и ценностной составляющей жизни.

В области психологии данное движение считалось неким протестом, связанным с подавляющим влиянием бихевиоризма и фрейдизма, чьи идеи были ограничены объектом собственного исследования поведения человека, по сути, ликвидировав изучение рассудка и личности человека. Представители «нового движения» никоим образом не отрицали той существенной лепты, которую привнес в формирование психологии З. Фрейд, но также лицезрели в психоанализе его узость и ограниченность.

Маслоу полагал, «что Фрейд дал нам психологию заболевания, а мы ныне обязаны его дополнять психологией здоровья». Значительной лептой, внесенной Маслоу в гуманистическую психологию можно считать его теорию о самоактуализации личности. Он выдвинул собственную, известную «иерархию потребностей», где на верхушке, располагается необходимость человеческого индивида в самореализации, либо согласно его собственному обоснованию «абсолютное применение способностей, возможностей и имеющихся талантов».

Гуманистическую психологию необходимо подвергать рассмотрению скорее со стороны некого движения, ведь точной теоретической наукой она так и не стала, то есть данное движение – это группа новых на тот период конструктивных теоретических подходов к человеку, как обладающему разумом и самосознанием в психотерапии и психологии.

Знаменитый специалист в области психологии и автор множества книг, относящихся больше к экзистенциальной психологии Ирвин Ялом, являющийся одним из тех активных создателей так называемой третьей волны по этому поводу писал следующее: «В громадном шатре гуманистической психологии убежище обретал любой и в скором времени там возник беспорядок, состоящий из разного рода школ психологии и направлений, которые едва ли имели возможность разъясняться между собой даже на уровне экзистенциального эсперанто. Гештальттерапия, течение, изучающее трансперсональные переживания, категории встреч, холистическая врачебная наука, психосинтез, тасаввуф и еще много чего другого – все это без исключения обнаружилось под одной кровлей».

Огромную роль в формировании гуманистических, а в последующем и трансперсональных основ в психологии возымела та работа, которая проводилась в Институте Эсален, местоположением его являлась Калифорния, США. Тут в различные периоды проживали те самые люди, которые, в свою очередь, в значительной степени обусловили сегодняшний вид гуманистического и трансперсонального направления в области психологической науки.

Где-то в половине 60-х годов основоположники и лица, выражающие и поддерживающие идеологию «третьей волны», пришли к выводу, что гуманистическое направление нуждается в увеличении, расширении и дополнении.

Знаменитый специалист в области психологии и автор множества книг, относящихся больше к экзистенциальной психологии Ирвин Ялом, являющийся одним из тех активных создателей так называемой третьей волны по этому поводу писал следующее: «В громадном шатре гуманистической психологии убежище обретал любой и в скором времени там возник беспорядок, состоящий из разного рода школ психологии и направлений, которые едва ли имели возможность разъясняться между собой даже на уровне экзистенциального эсперанто. Гештальттерапия, течение, изучающее трансперсональные переживания, категории встреч, холистическая врачебная наука, психосинтез, тасаввуф и еще много чего другого – все это без исключения обнаружилось под одной кровлей».

Герман Карельский

Практическую работу по обучению принципам ТП проводит еще один учредитель АТПП – Г.Карельский. Будучи соавтором программы духовного акушерства и перинатальной психологии, Герман Карельский способствовал продвижению альтернативного акушерства через многолетнюю подготовку профессионалов в этой области.

Как сертифицированный специалист международного уровня в психотерапии методами ТП, Г.Карельский реализует практику развития личности посредством интенсивных интегративных технологий. Тут психика человека рассматривается как комплекс дихотомических (дуальных, противоположных) структур, а развитие – сущностное слияние пространства Я с не-Я.


Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Трансперсональная психология Грофа

Предметом исследований С. Грофа было бессознательное в психике индивида в состоянии изменённого сознания. Учёный научился проникать в сферу неосознанного посредством психоделических средств. Вскоре эти психоактивные вещества запретили, а исследователь разработал новейший метод проникновения в изменённое состояние сознания. Речь идёт о холотропном дыхании.

Читайте также:  Как решиться пойти на третье свидание

Правда, прежде чем перейти на уровень бессознательного, индивид сталкивается с целым рядом препятствий:

  • сенсорный (активизируются органы чувств в момент проникновения в неосознанное);
  • неосознанное индивидуального характера (психотравмы и другие воспоминания из прошлого, которые вытеснены в подсознание);
  • перинатальные матрицы (связанные со смертью и рождением переживания);
  • выходящая за рамки пространства и времени трансперсональная составляющая психики (взаимосвязь индивида со Вселенной).

По мнению учёного, многие неразрешённые проблемы индивида коренятся в его подсознании. Человек может избавиться от психотравмирующих переживаний, если на каком-то уровне подсознания встретится с ними и заново их переживёт. Во имя этой цели и существует метод холотропного дыхания.

С использованием глубоких вдохов индивид «перемещается» в изменённое состояние личного сознания. Применяются также расслабляющие музыкальные произведения. Посредством таких приёмов внутри активизируется поток энергии и индивид следует за ним. Поток подавленного состояния трансформируется в поток переживаний. В такой момент психика индивида податлива, а сам он может кричать, принимать разнообразные непроизвольные позы, а также испытывать широкий спектр эмоций. Энергия потока исцеляет. Накопившийся в подсознании негатив высвобождается и индивид расслабляется.

Метод Грофа применим для терапии психологических расстройств, а также лечения ряда психических заболеваний. С помощью холотропного способа можно добиться развития собственных способностей, активировать скрытые таланты. Исследования Грофа помогают людям выйти их тяжёлого кризиса и разрешить всевозможные проблемы.


В момент рождения, а также на протяжении всей жизни индивид переживает ряд психотравмирующих событий, которые негативно сказываются на его психическом и телесном состоянии. Болезненные воспоминания сознательно подавляются и вытесняются в пласт неосознанного. У индивида появляются комплексы, фобии и боязни.

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:

  1. В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
  2. Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
  3. Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
  4. Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.

По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.

Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.

  1. Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
  2. Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
  3. Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
  4. Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
  5. Воздействие музыки.
  6. Пребывание в одиночестве.
  7. Нахождение в обездвиженном состоянии.
  8. Бессонница.
  9. Холотропное дыхание.

История развития и последователи направления

Трансперсональная психология, как самостоятельная дисциплина, зародилась в 1969 г, но первые предпосылки для ее появления возникли гораздо раньше — в 1901–1902 гг. У. Джеймс, американский психолог, представил научному сообществу ряд лекций, в которых попытался объективно отобразить религиозный опыт субъектов.

Джеймс предположил, что разделение субъекта (личности) и объекта неправильны, поскольку восприятие всегда будет зависеть от особенностей личности.

Большое влияние на развитие трансперсонального подхода оказали: подход Юнга, восточные философские направления и мистические учения.

В 60 годах в Америке проходили массовые протестные акции национальных меньшинств, феминистских и неформальных движений. Распространение либеральных взглядов способствовало популяризации употребления наркотических веществ. Психоделики и мода на восточные «ненасильственные» культуры подтолкнули психологов к изучению феномена состояния измененного сознания.

Абрахам Маслоу выделил ряд пиковых переживаний, которые могли изменить привычное сознание человека:

  • любовь;
  • креативность;
  • мистический опыт;
  • экстаз.

Первое заседание рабочей группы, занятой исследованиями нового направления в психологии, состоялось в 1967 г. В нее вошли:

  • А. Маслоу;
  • Э. Сутич;
  • С. Гроф;
  • Д. Фэйдимен;
  • М. Вич;
  • С. Маргулис.

Целью исследователей было создание нового направления в психологии, которое изучало бы аспекты психики, игнорируемые другими направлениями.

За два года исследователям удалось наладить выпуск собственного альманаха и организовать Ассоциацию Трансперсональной Психологии. После смерти Юнга группа распалась, и каждый занялся изучением трансперсонального направления самостоятельно.


В 60 годах в Америке проходили массовые протестные акции национальных меньшинств, феминистских и неформальных движений. Распространение либеральных взглядов способствовало популяризации употребления наркотических веществ. Психоделики и мода на восточные «ненасильственные» культуры подтолкнули психологов к изучению феномена состояния измененного сознания.

Психология личности человека мистического

Психология личности человека мистического

В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим характеристикам мистической личности, и потому я в основном ориентируюсь на книгу В. Г. Ажажи «Погоня за НЛО» и работы по психиатрии.

Что же делать с «предрасположенностью к мистицизму», что это такое? У любого человека, так или иначе занимающегося проблемами НЛО или, скажем, изучающего феномен полтергейста, хочет он этого или нет, развивается магическое мышление.

Наиболее часто мистики являются обладателями так называемого шизотипического типа личности, который, подчеркну, не имеет никакого отношения к заболеванию шизофренией. Название «шизотипическое расстройство» было впервые включено в DSM-III в 1980 году. Это единственное личностное расстройство, определенное эмпирически на основе генетического отношения к нарушению первой оси шизофрении.

Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать социальные контакты, видимое снижение потребности в общении.

Шизотипические черты личности выявляются раньше, чем особенности всех других типов.

Подростковый период является самым тяжелым для шизотипиков. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой рельефностью. Замкнутость, оторванность от мира сверстников бросаются в глаза. Впрочем, духовное одиночество иногда не тяготит шизотипических личностей, поскольку им свойственно стремление жить в своем мире, мире собственных интересов и увлечений, и при этом нередко снисходительно-пренебрежительное отношение или даже явная неприязнь ко всему, что наполняет жизнь других людей. Однако чаще шизотипические личности страдают сами от одиночества и коммуникативных проблем, от невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в вербальных коммуникациях («не знаю, о чем еще говорить») нередко провоцируют еще больший уход в себя.

Недостаток интуиции проявляется отсутствием «непосредственного чутья действительности».

К дефициту интуиции следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания, или эмпатии, – неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство.

Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда до конца, и столь же неожиданно вновь упасть. Шизотипические личности нередко раскрываются перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими их прихотливому выбору.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизотипических личностей, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – оставалось скрытым.

Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, шизотипики не ищут всеобщего внимания.

Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Вместе с тем эмансипационные устремления легко могут оборачиваться социальной нонконформностью – негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, духовными ценностями, интересами, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы».

Как правило, шизотипические личности держатся особняком. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей.

Шизотипическим личностям свойственно увлекаться, их увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью в сравнении с большинством людей.

Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби.

На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики, нередко приписываемая шизотипикам, встречается далеко не всегда, а упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить эти недостатки.

Самооценка шизотипической личности отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения, при этом подчеркивая свою независимость и самостоятельность.

Шизотипикам, а также людям, страдающим, например, обессивно-компульсивным расстройством, свойственно так называемое магическое мышление.

В данном случае диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное, некритичность к собственным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде. Мышление мистических личностей шире, чем у среднестатистического большинства, что сопровождается слепой верой в сверхъестественные силы, равнодушной к отсутствию доказательств.

В конечном счете, это особый вид человеческой психики, которая хорошо воспринимает паранормальные факторы среды. Российский уфолог В. Г. Ажажа в биографической книге «Погоня за НЛО» признается: «…Как и большинство советских людей, я подхихикивал, читая в газетах о том, что за рубежом сходят с ума, занимаясь „летающими тарелками“» [2]. Однако со временем его мировоззрение изменилось. Впоследствии различные мистические учения прочно вошли в культуру, в том числе и уфология.

Если вернуться к истории, то во все века были личности, которые, как считалось, владеют различными паранормальными способностями: маги, медиумы, шаманы. Мистики, оккультисты, маги – для них мир населен духами, привидениями и другими паранормальными сущностями. То есть, они в большинстве своем уверены в истинности данных феноменов. То, что эти люди обладают особым складом мышления, очевидно и не требует особых доказательств.

Магическое мышление приобретается в течение жизни и обусловливается различными факторами. Также я не отрицаю возможную предрасположенность человека к такому мышлению. Сообщества исследователей аномальных явлений – это как бы некий новый класс со своими законами, правилами, культурой, смыслом жизни.

Личность человека разнообразна, разнопланова, и невозможно найти людей с одинаковым характером и взглядами на жизнь. Личность (personality; от латинского persona – маска актера, роль, положение, лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Сегодня многие пишут о том, что исследователи аномальных явлений страдают психическими расстройствами. Почему так происходит? Сначала разберемся, что же такое психическое расстройство. Психическое расстройство – это нарушение психических процессов, которое влечет за собой изменения в поведении человека.

Некоторые исследователи полагают, что психические расстройства действительно могут быть спровоцированы увлечением аномальными явлениями. Полагаю, здесь дело в эффекте «мистерии» – сильного, ярчайшего воздействия на мироощущение и психику индивида, вследствие которой происходит перенапряжение последней. Уфологии и контактеры чаще других подвержены подобным потрясениям – для них действительно высока вероятность потерять чувство реальности. Большинство исследователей сходятся на том, что наиболее распространенным заболеванием в этом случае является шизофрения.

Шизофрения – эндогенное психическое заболевание, протекающее хронически в виде приступов или непрерывно и приводящее к характерным изменениям личности. Шизофрения пока еще до конца не изучена. Основными негативными симптомами шизофрении являются галлюцинации, бред, расщепление психической деятельности (разорванность мышления и речи, амбивалентность), эмоционально – волевое обеднение личности, аутизм.

Среди других явных расстройств психики можно назвать уфоманию, которую описал В. Г. Ажажа. Уфомания – патологическое стремление к исследованию НЛО. Симптомы проявляются в виде веры в то, что высокоразвитые существа из внеземного пространства посланы Богом, чтобы направлять эволюционное развитие человечества, то есть уфомания, по Ажаже, – это болезненная вера в избавление, якобы идущее от гипотетических инопланетян [2, 3].

Существует также и отдельное психическое расстройство, возникающее вследствие чрезмерного увлечения мистикой, аномалистикой, уфологией. Его симптоматика предполагает патологическую веру в аномальные явления и Высший разум, бегство от реальности, болезненное желание неприметно выйти на контакт с Высшим разумом, наличие ложных телепатических контактов с НЛО, обожествление всего, что связано с внеземным разумом1 [2, 3].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сегодня многие пишут о том, что исследователи аномальных явлений страдают психическими расстройствами. Почему так происходит? Сначала разберемся, что же такое психическое расстройство. Психическое расстройство – это нарушение психических процессов, которое влечет за собой изменения в поведении человека.

Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)

Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.

С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) [2]:

  1. сенсорный барьер : при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
  2. индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
  3. «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
  4. трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.

Гроф утверждал, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания. Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания и видит галюцинации. Постепенно якобы активизируется внутренний поток “энергии”, при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь якобы накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Общая характеристика трансперсональной психологии

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания. Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли. Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году. Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

Читайте также:  Как понять что тебя разлюбили

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье. Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

· Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)

· Духовная психология (Роберт Сарделло)

· Психосинтез (Роберто Ассаджоли)

· Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта

· Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Научный вклад.Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека.

Кен Уилбер предложил теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:

· доличностная, или преэгоическая;

· личностная, или эгоическая;

· надличностная, или трансэгоическая.

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.

Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим. Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмергентные) свойства, связанные только с этим уровнем. Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню. Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.

Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории. Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики. Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.

Впрочем, Уилбер в книге «Око Духа» демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего — с до/транс-заблуждением): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем. Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам. Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные. Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией. В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, опытом прошлых жизней, реинкарнаций и др. Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.

Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями». Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема». Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста».

Критика трансперсональной психологии.Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию. Похожие критические высказывания опубликовал Александер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла». Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике. Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.

Трансперсональная психология – что это такое. Описание и обучение

Упомянутое выше полагается ключевым фактором развития человека во всех без исключения школах трансперсональной психологии, в известном смысле именно этот подход и определяет принадлежность психологической школы к трансперсональному направлению. Однако, способы достижения подобных состояний, теоретическая база, объясняющая как именно работает конкретная система методов, взгляды на личность человека, программы его развития, в разных школах ТП могут отличаться, порой весьма существенно.

Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Техника холотропного дыхания: глубокий вдох с высокой интенсивностью, быстротой и частотой выдохов. В результате происходит гипервентиляция легких.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.

Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Техника холотропного дыхания: глубокий вдох с высокой интенсивностью, быстротой и частотой выдохов. В результате происходит гипервентиляция легких.

Станислав Гроф. Трансперсональная психология

Станислав Гроф — чешско-американский психолог и психиатр, доктор медицины, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека.

На основе исследований, связанных с влиянием препарата ЛСД на сознание человека, Гроф выделил 4 следующих области психики: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; область рождения и смерти (перинатальный уровень); трансперсональный уровень.

Гроф утверждает, что существующие популярные концепции психологии человека (например, теория Фрейда) обычно не принимают во внимание все эти уровни, и потому не способны описать человека в общем, хотя и имеют применение и подтверждение в некотором контексте. На основе своих и схожих исследований Гроф заложил фундамент пре- и перинатальной психологии, которая со временем развилась во всестороннюю картину человеческой психики. В этой теории он связал сложные психологические модели и явления у человека с его внутриутробным и послеродовым опытом.

Продолжение изучения измененных состояний сознания после запрета ЛСД в конце 1960-х привело (вместе с женою) к открытию техники «холотропного дыхания» — инструмента самопознания и лечения.

Биографический очерк
Закончил Пражский Карлов Университет в 1957. В 1965 защитил диссертацию доктора философии по медицине в Чехословацкой Академии Наук, в это время — практикующий психоаналитик. В 1967—1969 прошёл двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса в Балтиморе, США. Как исследовательский руководитель продолжил работу в Мэрилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 жил и работал в институте «Эсален» в штате Калифорния, США. В 1977 соосновал Международную трансперсональную ассоциацию. В данное время — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований.

Трансперсональная психология
Концепция личности в трансперсональной психологии разработана Грофом в процессе экспериментального изучения многочисленных групп феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внешнего мира; или же субъект продолжает переживать свою собственную идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собственной идентичности и полностью отождествляется с сознанием другого существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: “расширение переживаний в рамках объективной реальности” и “расширение переживаний за пределы объективной реальности“. Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, “путешествие во времени”); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, “пространственные путешествия”, телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы “объективной реальности” включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифические переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

Практическим применением концепции Грофа является метод холотропного дыхания, основанный на сочетании ритмической музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматические моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

В целом концепция Грофа представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного личности, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни данной личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.

Биографический очерк
Закончил Пражский Карлов Университет в 1957. В 1965 защитил диссертацию доктора философии по медицине в Чехословацкой Академии Наук, в это время — практикующий психоаналитик. В 1967—1969 прошёл двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса в Балтиморе, США. Как исследовательский руководитель продолжил работу в Мэрилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 жил и работал в институте «Эсален» в штате Калифорния, США. В 1977 соосновал Международную трансперсональную ассоциацию. В данное время — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований.

Общая характеристика трансперсональной психологии

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания. Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли. Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году. Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье. Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

· Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)

· Духовная психология (Роберт Сарделло)

· Психосинтез (Роберто Ассаджоли)

· Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта

· Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Читайте также:  Как стать красивой и ухоженной девушкой в домашних условиях: основной уход

Научный вклад.Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека.

Кен Уилбер предложил теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:

· доличностная, или преэгоическая;

· личностная, или эгоическая;

· надличностная, или трансэгоическая.

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.

Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим. Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмергентные) свойства, связанные только с этим уровнем. Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню. Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.

Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории. Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики. Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.

Впрочем, Уилбер в книге «Око Духа» демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего — с до/транс-заблуждением): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем. Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам. Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные. Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией. В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, опытом прошлых жизней, реинкарнаций и др. Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.

Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями». Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема». Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста».

Критика трансперсональной психологии.Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию. Похожие критические высказывания опубликовал Александер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла». Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике. Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

3. Вивейшн — как уникальная дыхательная техника интеграции личности

4. Психосинтез -трасперсональная система Р. Ассаджиоли

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Все эти направления коренным образом отличаются друг от друга, по-своему обслуживают практику деятельности и общения людей на Западе, однако их нужно всегда правильно осмысливать и принимать во внимание.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») — так называемые — измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основной целью моей работы явилось изучение трансперсональной психологии как направления современной психологической науки.

Исходя из темы и цели работы, я решил следующие задачи:

Трансперсональная психология — новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Общая характеристика трансперсональной психологии

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания. Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли. Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году. Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье. Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

· Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)

· Духовная психология (Роберт Сарделло)

· Психосинтез (Роберто Ассаджоли)

· Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта

· Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Научный вклад.Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека.

Кен Уилбер предложил теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:

· доличностная, или преэгоическая;

· личностная, или эгоическая;

· надличностная, или трансэгоическая.

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.

Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим. Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмергентные) свойства, связанные только с этим уровнем. Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню. Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.

Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории. Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики. Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.

Впрочем, Уилбер в книге «Око Духа» демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего — с до/транс-заблуждением): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем. Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам. Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные. Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией. В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, опытом прошлых жизней, реинкарнаций и др. Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.

Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями». Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема». Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста».

Критика трансперсональной психологии.Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию. Похожие критические высказывания опубликовал Александер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла». Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике. Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области. Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы. Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки. Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем. Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам. Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Добавить комментарий