Структура личности

Структура личности по Платонову.

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально – типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Психологическая структура личности

Понятие личности является основным в психологии, поскольку эта наука изучает человека в качестве субъекта социума. Психология подразумевает, что каждый человек индивидуален относительно психологического и физиологического аспекта. Индивидуальность дает возможность считать любую личность уникальной и неповторимой. Но сама эта характеристика вступает в силу только тогда, когда индивид начинает взаимодействовать с окружающими людьми.

Личность относится к исключительно социальному существу, которое может контактировать с прочими людьми. При этом личностная характеристика каждого способна меняться в зависимости от определенной ситуации, но структура остается неделимой. Основной предмет исследований в психиатрии и психологии — это именно индивид, в сравнении с прочими медицинскими науками, где все труды направлены на изучение физиологии людей.

В составе психологической структуры находятся определенные качества, каждый ее компонент максимально характеризует конкретного индивида. Комбинация параметров и характеристик дает полноценный психологический портрет личности. На данный момент существует большое количество теорий, которые пытаются максимально охватить личностную структуру, и постоянно образуются новые. Одни сразу становятся неинтересными, а многие так и продолжают дополняться и совершенствоваться. В психологии используется базовая схема, содержание которой основывается на стартовых характеристиках, позволяющих определить личность:

  • Особенности темперамента. Врожденное качество, основывающееся на том, какой именно процесс преобладает в нервной системе – возбуждение или торможение.
  • Самосознание. Данный элемент личностной структуры выражается в возможности осознания человеком своего «Я» и его отличительных черт. Самосознание подтверждает, что индивид стабилен и един.
  • Направленность. Под этим определением имеется в виду наличие определенных первоочередных, важных задач и целей для индивида. Также составляющими данного компонента является то, как личность относится к себе, окружающим, родным, вкусам, ароматам, профессии и прочее.
  • Черты характера. Частично этот компонент может являться наследственным, но зачастую это приобретенная черта личности, определяющая свойства поведения или реакцию в определенной ситуации.
  • Способности. Под данным понятием подразумевается направленность человека для выполнения определенной деятельности, предрасположенность к профессии.
  • Психический процесс и состояния индивида. В данной группе находятся когнитивные функции: чувства, восприятие, выводы и прочее.
  • Наличие психологического опыта. Индивид может приспосабливаться и меняться под перемены своего окружения, а также в результате воздействия опыта. С годами меняются ориентиры, а порой и вкусы.

Еще один важный момент в формировании личности – это интеллектуальные возможности мозга. Их развитие благоприятно воздействует на человека в целом.

Еще один важный момент в формировании личности – это интеллектуальные возможности мозга. Их развитие благоприятно воздействует на человека в целом.

Социальная структура личности

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Личность не может существовать вне социума


Чтобы стать личностью, нужно найти свою особенность

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три составляющих: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

Сознание – это поверхностный уровень. Он включает в себя социальные роли, статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

Индивидуальное бессознательное – это мысли, переживания, убеждения, желания. Бессознательное является хранилищем для всех переживаний, мыслей, ненужных знаний, оно трансформирует все это в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Коллективное бессознательное включает в себя воспоминания, образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей, это наследие предков, сформировавшееся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В подтверждение этому Юнг приводил повторяющиеся у разных народов культуры, обычаи, ритуалы, символы, образы.

Свойства личности – это то, как проявляется человек в своей деятельности во взаимоотношениях с окружающими. В ее структуру входят способности, характер, темперамент, воля, эмоции, мотивация.

Для тренировки необходимо вносить корректировки в свой привычный ритм жизни.

Структура личности

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое “смысловое ядро” или “ценностный стержень” человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее “мотор”. Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно – либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином “личность” для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово “личность”, то лишь как синоним “человека”. Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно “ядерные” свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие “личность” включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

– способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

– темперамент (динамические характеристики поведения),

– характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

– волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

– эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

– мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

– направленность (интересы и склонности в определенных областях),

– ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

– темперамента (структуры природных свойств),

– направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

– способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил “динамическую структуру личности”:

– социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

– личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

– индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

– темперамент (динамические особенности поведения человека),

– направленность (интересы и склонности),

– характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

– способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

– подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

– задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

– темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления, то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура – структура личности по З. Фрейду:

– ид (оно – инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

– эго (я – сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

– суперэго (сверх-я – мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается “убеждением” эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

– эго (сфера сознания – мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

– личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

– коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества – в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов – врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

– интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления:

– личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Понятие личности и ее структура

Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.

В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:

1. Сущность понятия личности;

2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;

3. Структура личности.

Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.

Читайте также:  Душевные поздравления с днем рождения своими словами: разъясняем обстоятельно

Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.

«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.

Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.

В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.

Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.

Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий

Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.

Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.

Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens. Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).

Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.

Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.

Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.

Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности

Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.

Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.

Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.

Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.

Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.

Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.

Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.

Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.

Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.

Первая группа свойств личности дается от природы, а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.

Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Структура личности

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

Структура личности

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  1. Когнитивная сфера – все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия – в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями. ). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
  2. Аффективная сфера – все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь, это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
  3. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция – важный элемент мировосприятия личности. См.→
  4. Сознание и бессознательное.
  5. Направленность личности – это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности – способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→
  6. Опыт – отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→
  7. Способности – важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека – это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей – множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→
  8. Характер, или психотип – совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры – вариантов не счесть. См.→
  9. Темперамент – энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек – реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→
  10. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее “Я”: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело – их господин, душа и ум – их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа – помощники духа, а тело – воспитуемый ими ребенок.

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

Структура личности

Не проще, чем с точным определением понятия «личность» и других понятий, относящихся к данной области знаний и представленных в предыдущем параграфе, дело обстоит с установлением того, что входит в структуру личности или в совокупность ее свойств. Основная трудность при решении данного вопроса заключается в двух моментах: в отсутствии в настоящее время единой теории личности и в наличии не современного, традиционного, но тем не менее не утратившего своего значения в наши дни представления о структуре личности, сложившегося давно и до сих пор сохраняющегося в учебниках по психологии. Последнее представление о личности уже несколько столетий передается из поколения в поколение, отражается в содержании учебников по психологии, но ни одной из современных теорий личности не соответствует. Оно выделяет в структуре личности такие ее

составляющие, как способности, темперамент, волю, характер, эмоции (чувства), мотивы и потребности [1] .

Начнем рассмотрение структуры личности с современных концепций, а к традиционным взглядам на эту проблему вернемся в третьем разделе данного тома учебника, озаглавленном «Общие психологические свойства личности».

Строение (структура) личности в ее разных современных теориях представляется и описывается по-разному. Так, например, в традиционной психологии сознания, канонов которой придерживался У. Джемс, структура личности представлялась и описывалась через термины, характеризующие часть сознания, относящуюся к самому человеку: самооценка, я (образ я) и я-концепция.

В теории черт личности, разработка которой связана с именами Г. Олл- порта, Р. Кеттела (1905—1997), Г. Айзенка (1916—1997) и их последователей, структура личности изображается как сложная, взаимосвязанная система черт личности. Поскольку каждая черта личности — относительно автономное образование, то индивидуально своеобразное сочетание черт личности, согласно данной теории, определяет ее структуру. Между отдельными чертами личности могут также существовать разнообразные связи. Поэтому структуру личности составляет набор не только характерных для человека черт, но и зависимостей между ними. Ни Г. Оллпорт, ни его последователи, придерживающиеся концепции черт личности, не выделяют и в своих работах не представляют каких-либо типичных объединений черт личности в отдельные структуры. Отсюда следует, что у каждого человека существует своя, индивидуально своеобразная структура черт личности, которая, к тому же, является динамичной, т.е. со временем и с возрастом может меняться. В нее могут добавляться новые черты личности, которых у человека раньше не было, или могут изменяться связи (зависимости), существующие между ними внутри стабильной структуры личностных черт.

Читайте также:  Аддиктивное поведение в психологии: разновидности, причины и меры профилактики

В психоаналитических (глубинных) теориях личности, несмотря на то, что их объединяют друг с другом некоторые общие концептуальные идеи, структура личности представляется и описывается по-разному. Она различается практически у всех представителей данного направления: у 3. Фрейда (1856— 1939), К. Юнга (1875-1961), А. Адлера (1870-1937), К. Хорни (1885-1952),

Э. Фромма (1900—1980), Г. Салливана (1892—1949) и др. Единственное, что объединяет соответствующие представления о структуре личности, заключается в признании существенной роли бессознательного в структуре личности человека: оно присутствует во всех индивидуальных представлениях о внутреннем, психологическом строении личности. Правда, его содержание в трудах разных психоаналитиков также изображается по-разному:

  • 1) у Фрейда — через ид, включающий в себя два основных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти, эго, супер-эго, а также через защитные психологические механизмы;
  • 2) у К. Юнга — через индивидуальное и коллективное бессознательное и комплексы. Коллективное бессознательное, занимая центральное место в структуре личности, в свою очередь, описывается через архетипы. Основными из архетипов являются: Эго, персона, тень, анима, анимус и самость;
  • 3) у А. Адлера — через комплекс неполноценности, стремление к превосходству, индивидуальный стиль жизни, социальный интерес, творческое я;
  • 4) у К. Хорни — через базовую тревогу и способы избавления от нее, а также через так называемые невротические тенденции;
  • 5) у Э. Фромма — через экзистенциальные потребности, доминирующие жизненные устремления, способы существования, в том числе «бегство от свободы», типы социальных характеров’,
  • 6) у Г. Салливана — через отношения с людьми, «напряжения и трансформации энергии», тревогу, потребности, динамизмы, я-систему и уровни знаний [2] .

Даже простой перечень или поверхностное знакомство со структурами личности, представленными в работах психоаналитиков, показывает, что каждый автор, работавший в русле данного направления изучения личности, фактически создал свою структуру личности, а какого-либо общего представления о ней в современном психоанализе не существует. Кроме того, множество понятий, использованных разными авторами для описания структуры личности и, как мы убедимся далее из материалов четвертой главы, нсстрогость их определения указывают на то, что «глубинные» или психоаналитические теории личности весьма далеки от строгих научных теорий и представляют философско-литературное или клиническое направление в ее изучении, а не экспериментальное или собственно психологическое.

Поскольку первой психоаналитической концепцией, в которой была представлена структура личности, является теория 3. Фрейда, а также потому, что эта структура личности наиболее известна, мы остановимся на ней подробнее.

Личность, но 3. Фрейду, состоит из трех частей: ид, эго и супер-эго. Ид это бессознательное, эго — самосознание, а супер-эго — сверхсознание. В состав ид включаются инстинкт жизни — Эрос и инстинкт смерти — Танатос. Первый, по мнению 3. Фрейда, побуждает человека к сохранению и развитию жизни, а второй, напротив, к ее уничтожению или прекращению ее развития. Супер-эго содержит некоторое идеальное представление человека о том, какой личностью он должен быть с точки зрения принятых в обществе социально-культурных ценностей и норм морали. Эго — это реальное представление человека о себе, т.е. представление о том, каким он является в действительности. Эго — это актуальное самосознание человека.

В гуманистических теориях личности ее структура представляется иначе, чем в теориях черт личности или психоаналитических концепциях. В общем плане гуманистическую интерпретацию структуры личности отличает акцентирование внимания на том, что актуально представлено в сознании человека и, кроме того, особое выделение высших социально-культурных личностных образований, описываемых такими словами, как мораль, жизненные цели и ценности, смысл жизни или смысл существования человека (в экзистенциальном направлении гуманистической психологии личности). В первых гуманистических концепциях личности для описания ее структуры использовалось, кроме того, популярное в то время и присутствующее во

Рис. 1.1. Структура личности (иерархия потребностей) по А. Маслоу

многих психологических трудах понятие потребности. Им, например, пользовался, представляя свою структуру личности, один из основателей гуманистической психологии в США А. Маслоу. В связи с этим на его концепции структуры личности мы дольше задержим свое внимание.

Внутреннее строение личности, по А. Маслоу, представляет собой упорядоченную, иерархизированную, динамичную систему потребностей (рис. 1.1). В нее включены семь жизненно важных для человека групп потребностей — таких, которые ему необходимо время от времени удовлетворять. Но количество этих потребностей у разных людей может быть различным (у личностей, уровень развития (зрелости) которых сравнительно низкий, некоторые из потребностей, находящиеся на вершине изображенного на рис. 1.1 треугольника, могут отсутствовать). Кроме того, существуют индивидуальные различия и по силе отдельных потребностей, а также их иерархии или соподчинению.

На рисунке 1.1 представлена иерархия человеческих потребностей, характерная для высокоразвитой личности.

Если говорить о структуре личности, представленной в трудах других сторонников гуманистической (и экзистенциальной) психологии, например в трудах К. Рождерса и Р. Мея (еще один видный представитель гуманистической психологии В. Франкл не сформулировал определенных идей о структуре личности), то она выглядит следующим образом.

Центральным понятием гуманистической теории личности К. Роджерса стати понятие я и я-копцепция. Эти же психологические образования составляют структуру личности по К. Роджерсу. Я включает в себя представления, идеи, цели и ценности, посредством которых человек реализует (самоакту- ализирует) себя как личность, намечает перспективы личностного роста. На основе образа я у каждого человека формируется и своя я-концепция. Она может быть положительной, отрицательной и двойственной (противоречивой). Индивид с положительной я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или двойственной я-концепцией. Я-концепция, кроме того, может быть реальной, соответствующей действительности, и нереальной, искаженной, иллюзорной, не соответствующей действительности.

Психологическую экзистенциальную проблематику личности Р. Мей представляет с помощью понятия тревоги, включая ее во внутреннюю характеристику личности, и рассматривает такие явления, как чувство вины, интенциональностЬу воля, забота, любовь, секс, эрос, филин, агапе, свобода, судьба и др. Каждое из этих понятий в его теории личности входит в ее структуру и имеет собственное определение, причем психологическое содержание каждого из этих понятий пересекается с их экзистенциально-философской трактовкой.

Структура личности в работах сторонников когнитивной психологии, в том числе в трудах Д. Келли и Дж. Роттера, представляется следующей. Д. Келли использует для характеристики структуры личности, по существу, только одно понятие — «личностный конструкт» и представляет личность как систему конструктов. Более разнообразной и богатой по содержанию выглядит структура личности в трудах Дж. Роттера. Для ее описания он использует термины «потребность»у «ожидание», «ценность», «поведенческий потенциал», «значимость подкрепления» (его концепция личности имеет отношение и к бихевиоризму), «локус контроля».

Строение личности в трудах представителей бихевиорального подхода к изучению личности, в частности Б. Скиннера и А. Бандуры, выглядит следующим образом. Что касается Б. Скиннера, то, будучи радикальным и последовательным бихевиористом, он категорически отвергал возможность использования при объяснении поведения человека так называемых ментальных терминов, а к ним относится само понятие «личность» и все, что с ним связывается в психологии. Поэтому у Б. Скиннера нет собственного представления о структуре личности. Иной позиции придерживался А. Бандура. Он был скорее формальным, чем радикальным, бихевиористом и, соответственно, придерживался бихевиористских позиций больше по форме, чем по содержанию. Поэтому представленная в его работах структура личности выглядит примерно так, как она отражена в трудах других психологов небихевиористского направления. В состав (структуру) личности, по А. Бандуре, входят психологические образования, обозначаемые следующими терминами: «система я» и «самоэффективность».

Существует еще одна группа теорий личности, которые условно называются организмическими. В их основе лежит предположение о том, что психологические свойства человека как личности тесным образом связаны с (обусловлены) процессами, происходящими в организме. Сама эта посылка является сомнительной с научной точки зрения, и, соответственно, не меньше возражений вызывают описания личности, представленные в этих теориях в терминах, характеризующих процессы, происходящие в организме, или в так называемых эзотерических терминах, заимствованных из религиозно-мистических учений, придуманных самими авторами, но точно, как это принято в строгой науке, не определенных. Поэтому структуры личности, нашедшие отражение в этих теориях, мы в данном учебнике рассматривать не будем, хотя в его четвертой главе все же будет предложена краткая характеристика и этих теорий.

То, что обсуждалось до сих пор, касалось представлений о структуре личности, сложившихся в зарубежных научных теориях. Но такие представлени я имеются и в концепциях отечественных авторов. К примеру, С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» представляет и описывает личность в таких понятиях, как «направленность», «установки», «потребности», «интересы», «идеалы», «способности», «эмоции», «воля», «темперамент», «характер», «самосознание», «жизненный путь», т.е. предлагает достаточно широкое, но, в общем, традиционное понимание личности. Оно отражено в названиях и содержании отдельных глав его известного учебника и не является авторским, поскольку специально научной разработкой собственной теории личности С. Л. Рубинштейн не занимался.

В трудах А. Н. Леонтьева, в частности в его книге «Деятельность, сознание, личность», напротив, представлена авторская, «деятельностная» теория личности и соответствующее ей представление о структуре личности как динамической, иерархизированной системе деятельностей, характерных для человека.

В работах других отечественных ученых высказывались идеи, касающиеся если не целостного понимания структуры личности, то необходимости включения в нее тех или иных психологических образований. Так, например, Л. И. Божович, развивая идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, касающиеся личности, преложила включить в ее структуру образование, обозначенное как «внутренняя позиция», а также настаивала на том, что центральным личностным образованием должна стать индивидуально своеобразная иерархия мотивов. К. А. Абульханова-Славская, разрабатывая далее учение С. Л. Рубинштейна, высказала предположение о том, что главной психологической структурой личности должен стать «семантический интеграл». По мнению

В. Н. Мясищева, структуру личности необходимо описывать через систему отношений человека. Для Д. Н. Узнадзе и других представителей грузинской школы психологии центральным личностным образованием должны были стать установки. Словом, практически каждый из психологов, кто занимался изучением личности, акцентировал внимание на том или ином личностном образовании, полагая, что оно не только должно войти в структуру личности, но и стать одним из главных ее элементов. И здесь, к сожалению, как и в зарубежной психологии личности, можно встретить большое количество разнообразных мнений и констатировать отсутствие единого представления о структуре личности.

На наш взгляд, обсуждаемую в данном параграфе проблему построения единой концепции структуры личности со временем можно будет решить, если исходить при ее построении из следующих идей.

  • 1. Личность — это сложное, многостороннее образование, и любое научно обоснованное представление о ее структуре имеет право не только на существование, но и на признание, поскольку оно высвечивает один из важных аспектов личности.
  • 2. Целостное представление о структуре личности требует интеграции имеющихся частных представлений о ней, если, конечно, сами они являются научно обоснованными.
  • 3. Как сложное психологическое образование личность можно рассматривать с разных сторон и, следовательно, но-разному представлять ее структуру. Отсюда следует, что допускается существование не одной, а нескольких научно обоснованных концепций ее структуры, в частности тех, которые представлены в различных современных теориях личности. Правда, все они по необходимости выступают как ограниченные в связи с тем, что сами тео-

рии, в рамках которых они были предложены, не описывают личность человека в целом.

  • 4. Объединить традиционное и современные представления о структуре личности можно, исходя из следующих соображений:
  • 1) традиционное представление о личности и ее структуре охватывает личность в целом, в то время как современные представления о ней касаются отдельных, частных сторон личности;
  • 2) между понятиями, описывающими структуру личности в традиционной психологии, и понятиями, представляющими эту структуру в современных теориях личности, имеются определенные зависимости. В связи с этим нужно, во-первых, выяснить, как соотносятся объемы и содержание соответствующих понятий; во-вторых, наметить существующие между ними связи и, пользуясь ими, попытаться создать единое представление о структуре личности, используя в нем как традиционные, так и современные термины.
Читайте также:  Что делать если парень предложил встречаться а я боюсь

Понятно, что решение данной, достаточно сложной задачи требует дополнительного, разностороннего и глубокого научного исследования — такого, какие в общей психологии и психологии личности до сих пор не проводились. Поэтому в учебнике по психологии мы ограничились лишь описанием структуры личности в существующих ныне отдельных теориях личности.

Подведем итоги тому, что обсуждалось в данном параграфе.

  • 1. Структура личности (внутреннее строение) по-своему представлена во многих зарубежных теориях личности, но в ее конкретном изображении разными авторами нет единства.
  • 2. Варианты представления структуры личности зависят от общей теоретической ориентации авторов. Так, например, они существенно различаются в трудах сторонников теории черт, гуманистической, когнитивной психологии, в работах ученых, представляющих психоаналитическую ориентацию (у каждого из них — свой вариант структуры личности), и бихевиористов.
  • 3. Некоторые ученые, прежде всего бихевиористы, вообще отказываются каким-либо образом описывать структуру личности, относя само это понятие к научно не приемлемым (Б. Скиннер).
  • 4. Та структура личности, которая представлена в работах, написанных представителями организмической концепции личности, является спорной с научной точки зрения, поскольку в ней для создания представления о структуре личности используются научно не обоснованные посылки и термины, которые, в свою очередь, не выступают как научные понятия.

Начнем рассмотрение структуры личности с современных концепций, а к традиционным взглядам на эту проблему вернемся в третьем разделе данного тома учебника, озаглавленном «Общие психологические свойства личности».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологическая структура личности 410 руб.
  • Реферат Психологическая структура личности 270 руб.
  • Контрольная работа Психологическая структура личности 200 руб.

Направленность личности определяет ее склонность и интересы к определенному предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность личности в какой-либо момент запретить себе реализацию некоей деятельности или же наоборот, заставить себя выполнить ее.

Эмоциональность представляет собой важный элемент личностной структуры, через который человек выражает собственное отношение к чему-либо (посредством определенной реакции).

Мотивация — это совокупность мотивов, определяющих поведение человека.

Важное место в структуре личности занимают ее социальные установки и ценности, через которые социум определяет свое отношение к индивиду. Они включают список характеристик, который не является исчерпывающим (разные теории личности содержат различные свойства).

В психологии структуру личности характеризуют через определенные психологические свойства, при этом не затрагиваются особым образом ее отношения с социумом и всем окружающим миром.

В психологии структуру личности характеризуют через определенные психологические свойства, при этом не затрагиваются особым образом ее отношения с социумом и всем окружающим миром.

Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности.

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.

Интерес, идеал, убеждение – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности: познавательной, соответствовать определенному образцу, соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека.

Итак, ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. У каждого человека свои жизненные ценности. У кого-то они материальные, у кого-то духовные.

Ценностная ориентация – это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.

Ценность – это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Интерес – психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес – это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Идеал – это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность — является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

Что входит в структуру личности в психологии?

Структура личности в психологии – это набор индивидуальных качеств человека, которые представляют собой систему стабильных и неизменных свойств, в полной мере характеризующие уникальность индивида.

Определение личности и ее свойств во многом зависит от точки зрения. Существует множество теорий различных психологов, где все-таки наблюдаются общие компоненты:

  1. Характер считается приобретенным фактором, который формируется в процессе социализации человека. В течение жизни индивид сталкивается с разнообразными ситуациями, что порождает собственное отношение к предметам, явлениям и ко всему окружающему;
  2. Темперамент представляет собой генетически переданный материал от родителей, т.е. это врожденные качества, которые становятся основополагающими при формировании характера;
  3. Способности включают в себя, как приобретенные особенности, так и природные таланты, что способствует достижению успеха в определенной сфере деятельности;
  4. Направленность и воля в структуре личности становятся определяющими факторами для проявления интересов, склонностей и готовности развивать в себе определенные черты;
  5. Эмоциональность помогает выражать чувства, отношение к ситуации или предмету, а также позволяет показывать реакцию индивида на то или иное происшествие;
  6. Мотивация определяет поведение и поступки личности, побуждает человека к определенным действиям.

При описании структуры дополнительно необходимо выделить еще несколько компонентов – изменчивость, неповторимость и осознанность.

В зависимости от точки зрения психологическая структура может разниться, так в правовой и социальной психологии личность не может рассматривать только как обособленный субъект, т.к. индивид большую часть жизни взаимодействует с социумом. В связи, с чем следует определять и объективные социальные свойства, формирующие функциональность и, зависящие от влияния общества.

Таким образом, структура социальной психологии содержит следующие параметры:

  • деятельность;
  • культура и социальные нормы;
  • память;
  • общественные статусы и роли.

Если попробовать выразить кратко, то индивид в социологии отображается, как личность с приобретенными чертами характера в процессе взаимодействия с обществом.

В зависимости от точки зрения психологическая структура может разниться, так в правовой и социальной психологии личность не может рассматривать только как обособленный субъект, т.к. индивид большую часть жизни взаимодействует с социумом. В связи, с чем следует определять и объективные социальные свойства, формирующие функциональность и, зависящие от влияния общества.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Структура личности:

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

темперамента (структуры природных свойств),

направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

статус и социальные функции-роли;

мотивация поведения и ценностные ориентации;

структура и динамика отношений.

Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

Добавить комментарий