Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний

Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний

Уровень притязаний характеризуется:

Связь между самооценкой и уровнем притязаний личности

Оба компонента имеют огромное влияние друг на друга. Завышенное или заниженное мнение о собственной значимости может привести к постановке неадекватных целей в будущем.

Реальная оценка собственных сил и возможностей способствует развитию адекватного УП.

Зависимость понятий имеет достаточно сложный механизм: постепенное снижение самооценки может сначала уменьшить притязания, но достигнув предела, резко пойти на повышение. Человек, устав от постоянного неуспеха в своей деятельности, неуверенности в собственных силах, неожиданно ставит себе высокие цели.


Люди порой готовы выполнять ненавистные обязанности, проживать чужие жизни, только чтобы не брать на себя ответственность. И это серьезная проблема. Главный метод эффективной самореализации состоит в том, чтобы найти свою индивидуальную дорогу и набраться смелости идти по ней с гордо поднятой головой.

Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний

От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Исследования характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности.

Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в «мотив достижения», определяемый X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, относительно которых достижения считаются обязательными.

В дальнейшем были выделены две независимые тенденции. Они характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции обозначаются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Для такого индивида ожидание негативных последствий становится определяющим (вспомните рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», герой которого действовал по принципу «как бы чего не вышло»).

Исследования, выполненные Д. Мак-Клелландом, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.

  1. Предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя.
  2. Проявляют склонность к заранее «просчитанному» риску и ставят перед собой реальные и достижимые цели.
  3. Постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают.

Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу — заданиями или слишком легкими, или повышенной трудности. В отношении целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу — наиболее рискованные, так как они полагают, будто достижение результата от их способностей не зависит.

Мотивированные на успех в ситуации игры выбирают более сильного партнера, т. е. предпочитают меньшую степень достижимости результата. Мотивированные на неудачу выбирают в аналогичных обстоятельствах равного себе партнера.

Психологический портрет личностей с мотивацией достижения

Такие люди активны, инициативны. Если встречаются препятствия — они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей мере зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.

Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.

Психологический портрет личностей с мотивацией боязни неудачи

Такие люди обычно малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего (время — это постоянно струящийся поток). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то)

Работы Мак-Клелланда и его коллег продемонстрировали: у предпринимателей (независимо от пола) уровень мотивации достижений выше, чем у наемных работников; успешные предприниматели, вне зависимости от того, к какой культуре они принадлежат, стабильно обнаруживают большую потребность в достижениях. Для менеджеров среднего и высшего звена выявлена положительная корреляция между уровнем мотивации достижений и продвижением по службе. Установлено также, что для руководителей с высоким уровнем мотивации достижений характерно более уважительное отношение к подчиненным.

Люди с высоким уровнем мотивации достижений более удовлетворены своей работой, что можно объяснить ее большей успешностью.

Стремление к достижению успеха является одной из характеристик людей, склонных к коронарным болезням. Исследования показывают также, что люди с высокой мотивацией достижения в меньшей степени поддаются наркозависимости, чем те, у кого мотивация достижения низкая.

Различия в самооценке и уровне притязаний

От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.

Высокая или низкая самооценка может быть устойчивой характеристикой человека, связанной с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Заниженная самооценка чаще наблюдается у людей со слабой нервной системой, инертностью торможения и высокой тревожностью; завышенная самооценка характерна для индивидов с сильной нервной системой и высокой тревожностью, а устойчиво завышенная самооценка наблюдается у субъектов со слабой и средней силой нервной системы и низкой тревожностью. Адекватная самооценка характерна для людей с низкой или средней степенью тревожности.

Лица с адекватной самооценкой формируют стратегии поведения и деятельности адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная и профессиональная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей.

У лиц с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.

Демонстрирующие неустойчивую, преимущественно заниженную самооценку отличаются активизированными защитными механизмами, предпочтением стратегий типа «обесценивание неудачи». Ставят цели, превышающие реальные возможности, и не имеют выраженного стремления их достичь. У лиц с сильной нервной системой выражено упрямство в достижении трудных целей, хотя для этого отсутствует предварительная подготовка. В профессиональной деятельности успехи незначительны и нестабильны. Неудачи объясняются внешними причинами, а оценки руководителей считаются несправедливыми.

Лица с завышенной самооценкой характеризуются стремлением любой ценой избежать неудачи, поэтому отказываются от целей, которые хотя бы в малой степени грозят обернуться провалом. Защитные механизмы активизированы, с предпочтением стратегии типа «гарантированного успеха». Учебная и профессиональная деятельность стабильна и часто даже успешна, но все-таки ниже возможностей, поскольку отсутствует активность в достижении более трудных целей. Нежелание признать факт, что возможности ниже запросов, заставляет этих людей избегать любых ситуаций, где данное несоответствие может обнаружиться.

У субъектов с устойчивой завышенной самооценкой уверенность в себе необоснованно высока. Высокую самооценку часто переносят на незнакомый вид деятельности (например, со спортивного — на учебный или научный). Самые трудные цели ставят сразу, без предварительной подготовки. Первые неудачи игнорируются, объясняются случайностью, внешними причинами. Повторные неудачи сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, иногда аффективного характера, что может привести к снижению силы мотива деятельности и даже отказу от нее.

Высокие или низкие самооценки влияют на самоуважение людей. При низкой оно, естественно, низкое, а при высокой — высокое. Как показал М. Розенберг (1965), юноши с низким самоуважением больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то ложное «лицо». Их ранит все, что как-то затрагивает самооценку. И как следствие этого — застенчивость, болезненная реакция на критику, на шутки окружающих и, наконец, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты.

Трудность целей (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний. Он определяется не только ситуацией. Он также характеризует и постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В этом случае уровень притязаний выступает чертой личности, оказывающей существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Встречаются лица с адекватным и неадекватным уровнем притязаний, причем в последнем случае он может быть как завышенным, так и заниженным.

При адекватном уровне человек выбирает себе цели, соответствующие его возможностям (независимо от того, объективно трудные цели или легкие). Это наилучший вариант, позволяющий индивидууму максимально реализовать свои возможности и приводить свои желания и возможности к гармонии, в соответствие друг с другом.

При неадекватно завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности человека. Однако он не понимает этого и в случае неудачи ищет причину ее не в себе самом, а в окружающих, в стечении обстоятельств. Справедливую оценку окружающими своих возможностей считает необъективной, видит в ней недружественное к себе отношение. Это приводит к конфликтам и к нежеланию работать над собой.

При неадекватно заниженном уровне притязаний выбираемые цели явно ниже возможностей человека. Такой субъект не уверен в себе и, намечая цель, перестраховывается, чтобы избежать неудачи. Так, ученик предпочитает более легкую цель, чтобы, без труда достигнув ее, не уронить свой авторитет в глазах товарищей и своих собственных.

Уровень притязаний связан с адекватностью и неадекватностью самооценки. Лица, которым свойственна заниженная самооценка, имеют устойчиво заниженный уровень притязаний. После достигнутого успеха уровень трудности выбираемой цели не повышают (а в редких случаях и понижают). Субъекты с неустойчивой, преимущественно заниженной самооценкой обладают неустойчивым и завышенным уровнем притязаний. У характеризующихся завышенной неустойчивой самооценкой уровень притязаний обычно занижается. Наконец, у лиц со стабильно высокой самооценкой он устойчиво завышен.

Уровень притязаний связан со свойствами нервной системы. Сила нервной системы и инертность нервных процессов способствуют формированию адекватного уровня притязаний, а слабая нервная система и подвижность нервных процессов обусловливают тенденцию к неадекватности уровня притязаний, неадекватных реакций на неудачу. Связан уровень притязаний и со свойствами темперамента. У интровертов он завышен, а у экстравертов более адекватный.

Eвгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Низкий УП

Индивид с низким УП:

  • постоянно испытывает неуверенность, тревогу, зависть;
  • ориентируется на мнение окружающих;
  • предъявляет завышенные требования к себе и остальным;
  • мнителен и зануден.

Засекается время, человек выполняет задание. После остановки секундомера подсчитывается количество реально поставленных плюсиков. Это значение вносится в правую-нижнюю ячейку таблицы.

Самооценка и уровень притязаний личности

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.

Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач.

Читайте также:  О чем поговорить с девушкой или парнем на первом свидании, прогулке?

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.

В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Стремление к увеличению уровня своей самооценки в тех условиях, когда личность свободна в выборе трудности своего последующего действия, приводит к развитию конфликта двух тенденций.:

  • увеличить притязания, чтобы достичь максимального успеха в ситуации;
  • снизить его, чтобы избежать возможной неудачи.

Получение неуспеха либо успеха после достижения (либо недостижения) определённого уровня притязания в результате приводит к его смещению в область более трудных или же лёгких задач. Снижение трудности выполняемой задачи либо повышение уровня после неудачи — атипичное изменение в притязании — сообщает о нереалистичности показателя притязаний и неадекватной самооценки.


Первый способ для исследования притязаний был предложен учеником К. Левина и Ф. Хоппе. Сейчас для проведения диагностики такого свойства личности есть большое количество методов. Многие из них основываются на методе оценки притязания, который был предложен Ф. Хоппе.

Самооценка и уровень притязаний в современной психологии.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.508

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1)уровень ( высокая, средняя, низкая);

2)соотношение с реальной успешностью ( адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная)..И. В. Макарова. Психология. – М. : ЮРАЙТ, 2004. – С.186

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.

Самооценка тесно связана с УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.641

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.

Уровень притязаний и самооценка

Уровень притязаний и самооценка

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Чем труднее цель, которую вы перед собой ставите, тем выше ваш уровень притязаний.

Уровень притязаний, свойственный человеку, и его самооценка взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, выбор более или менее трудной цели мы делаем на основе самооценки своих ресурсов. С другой стороны, успех и неуспех в достижении цели (выбранной в соответствии с уровнем притязаний) оказывают влияние на самооценку.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

Каждый из нас ставит перед собой множество целей различного масштаба: найти лекарство от рака, совершить полет на Луну, стать лучшим студентом на курсе, не опоздать завтра на работу, заработать денег на летний отдых, преодолеть боязнь высоты, бросить курить и т. д. Соответственно разнообразию целей и уровень притязаний любого человека можно рассматривать в нескольких планах.

– Уровень трудности, который планируется достигнуть в будущем в результате целой серии последовательных действий – идеальная цель (например, совершить крупное открытие в науке и получить Нобелевскую премию).

– Уровень трудности очередного действия; выбор таких ближайших целей мы делаем на основе переживания успеха или неуспеха наших действий в прошлом. Это уровень притязаний в данный момент (например, оказаться достаточно пунктуальным, чтобы прийти сегодня на работу вовремя).

– Желаемый уровень самооценки личности – уровень «Я».

Представим себе, что мы находимся в ситуации выбора очередной цели, у нас нет в данный момент никаких обязательств перед окружающими, на нас ничто и никто не оказывает давления и мы вольны совершенно свободно установить себе «планку» – выбрать действие любого уровня трудности.

В принципе, в каждом человеке живет стремление повысить свою самооценку, и это стремление в ситуации выбора порождает внутренний конфликт (который, правда, может быть как очевидным для самого человека, так и почти незаметным, неосознанным и малоинтенсивным).

Этот конфликт заключается вот в чем: с одной стороны, нам хочется как можно более полно насладиться ощущением успеха, сделать этот успех максимальным, а это порождает тенденцию повысить уровень притязаний, поднять планку повыше. (Вспомните «механизм» возникновения радости: это переживание возникает при достижении цели, и чем труднее был путь к успеху, тем более сильной является эмоция радости.)

Но с другой стороны, очень хочется избежать неудачи, а это, как вы понимаете, подталкивает нас к тому чтобы планку понизить, т. е. снизить уровень притязаний.

Конечно, в реальной жизни наша свобода выбора той или иной цели может быть довольно сильно ограничена внешними условиями. Но все же уровень притязаний определяется не только и не столько объективной ситуацией, сколько более или менее постоянной склонностью человека ставить перед собой реалистичные цели, либо же чрезмерно высокие или, напротив, заниженные (по отношению к собственным возможностям).

Люди с реалистичным уровнем притязаний способны критично оценить свои достижения, трезво оценить свои успехи и неудачи, сделать выводы о своих сильных и слабых сторонах. Как правило, переживание успеха, вызванное достижением цели, влечет за собой повышение уровня притязаний. И напротив, переживание неуспеха, если желаемой цели достичь не удалось, заставляет несколько понизить уровень притязаний.

– А вот люди с неадекватной самооценкой и нереалистичным уровнем притязаний поступают иначе: снижают трудность новой цели после того, как успешно достигли предыдущей (заниженная самооценка) или повышают уровень сложности вопреки тому, что и в достижении более простой цели потерпели фиаско (завышенная самооценка).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Конечно, в реальной жизни наша свобода выбора той или иной цели может быть довольно сильно ограничена внешними условиями. Но все же уровень притязаний определяется не только и не столько объективной ситуацией, сколько более или менее постоянной склонностью человека ставить перед собой реалистичные цели, либо же чрезмерно высокие или, напротив, заниженные (по отношению к собственным возможностям).

Уровень притязаний личности и самооценка в психологии

Уровень притязаний – это уровень, к которому стремится человек в разных сферах жизни (профессиональная деятельность, вес в обществе, материальное благополучие, личные отношения и т. д.). Каждый индивид самостоятельно устанавливает его и оценивает свои возможности. Если человек ставит перед собой реальные цели и задачи, трезво оценивая свои способности, то можно говорить о его адекватном уровне притязаний.

Уровень притязаний (УП) в качестве психологической категории был изучен экспериментальным способом в начале 20 века. К. Левин и немецкий психолог К. Хоппе доказали, что на выбор действий конкретной сложности влияют успех и неуспех в результате прошлых действий. Успешное решение задачи побуждает повышать УП и браться за более трудные задачи, а неудачное завершение дел вынуждает снизить его.

Среди участников эксперимента нашлись люди, целью которых было не число достижений, а недопущение провала. Такие выбирали задачи полегче, потому что были уверены в успешном результате.

В психологии выделяются два уровня притязаний:

Выделяют уровни притязаний адекватные (заниженные) способностям человека и неадекватные (завышенные). Важно учитывать уровень притязаний ребенка: он должен соответствовать его способностям. Это необходимо для нормального формирования его личности. В случае несоответствия УП возможностям ребенка, у него могут возникнуть проблемы в общении с людьми и с самим собой. Важно развить у маленького человека самосознание – осознание и оценка индивидом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

УП характеризуется следующими понятиями:

    уровень трудности, достичь которого хочет человек и осуществляет для этого определенные действия, чтобы достичь свою цель;

Люди, с уровнем притязаний близким к реальному, уверены в своих способностях, настойчивы и продуктивны, они критически относятся к своим достижениям.

Результаты исследования начала 20 века показали, что человек формирует свой УП так, чтобы не навредить своей самооценке. Самооценка – это оценивание человеком собственных знаний, умений, качеств, черт характера, внешности. Ее виды: завышенная, заниженная и адекватная.

Признаки завышенной самооценки:

  • Чувство превосходства над другими.
  • Идеализирование своего образа.
  • Игнорирование своих неудач.
  • Выдача своих минусов за плюсы.
  • Недоступность для других.
  • Обвинение других в своих неудачах.
  • Негативное отношение к критике.
  • Высокий УП.

Признаки заниженной самооценки:

  • Повышенное чувство тревоги.
  • Неуверенность в своих силах, застенчивость, нерешительность.
  • Зависимость от чужого мнения.
  • Низкий УП.
  • Повышенные требования к себе и окружающим.
  • Подозрительность, зависть, мнительность.
  • Занудность.
  • Заниженный силуэт тела (голова втянута в плечи, сутулая спина).

Адекватная самооценка – это та, при которой познавательный и защитный процессы психики человека взаимосвязаны и действуют в нужном направлении.

Из-за желания повысить самооценку при выборе уровня сложности задачи человек становится заложником двух условий:

  1. 1. Повышение УП для достижения успеха.
  2. 2. Снижение УП во избежание провала.

Зависимость самооценки от УП есть, но она не прямая, а косвенная. Ошибочно полагать, что он занижает или завышает самооценку. На ее уровень влияет степень адекватности притязаний и совпадение УП с возможностями индивида. УП имеет зависимость от того, адекватна самооценка или нет. Неадекватная самооценка приводит к необъективным притязаниям, которые либо завышены, либо занижены. Это можно отследить по следующим признакам:

  • Когда часто выбираются либо очень трудные, либо очень легкие цели.
  • Повышенная тревожность.
  • Неуверенность в своих возможностях.
  • Стремление избежать соревновательных мероприятий.
  • Нежелание оценивать результат деятельности.
  • Ошибочное прогнозирование последствий.

Зависимость УП от самооценки представляет собой сложное явление. Небольшое понижение ее уровня понижает УП личности. Но последующее понижение самооценки повысит притязания человека. Индивид устанавливает себе глобальную цель для размывания своих неудач или для того, чтобы сгладить послевкусие предвкушаемого неуспеха. То есть победить равного по силе соперника не так приятно, как проиграть более сильному оппоненту.

Существует определенная методика – методика Шварцландера для определения УП. Разработан тест, который позволяет быстро оценить УП. Его проводят при приеме на работу или для уже работающих сотрудников.

Испытуемым предлагают предположить, сколько знаков “+” он нарисует за 10 секунд. По сигналу участник эксперимента проставляет “плюсики”. Число знаков считают и записывают в специальную таблицу. Такую процедуру повторяют четыре раза, с каждым разом уменьшая время на 1 секунду. Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут.

В психологии выделяются два уровня притязаний:

18. Тип людей, который обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний и

    Евгений Фролов 3 лет назад Просмотров:

1 Темы: «Организация как функция менеджмента» «Модели и методы принятия решений» «Основы управление персоналом» «Управление карьерой в организации» «Стратегическое планирование» Вопросы: 2. Основная общая цель организации, основная причина ее существования 4. Форма построения и взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации 6. Подтверждение гипотезы путем наблюдения результатов принятого решения 8. Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам 10. Организационная структура, при которой вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления 12. Уменьшенная или увеличенная копия объекта, отражающая его основные характеристики и свойства, представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности 14. Матрица, которая используется в одном из методов принятии решений

2 16. Тип людей, который обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний и внешним локусом контроля 18. Тип людей, который обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний и внутренним локусом контроля 19. Детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и её целей 1. Способность людей устанавливать деловые контакты, связи и отношения 3. Способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты 5. Структура организации, комбинация функциональной и продуктовой (проектной) структур, применяется для получения высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий. 7. В широком смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком одна из форм осуществления власти. 9. Особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении 11. Тип людей, который обладает низкой самооценкой, низким уровнем притязаний и внутренним локусом контроля. 13.Схематическое представление последовательных решений с оценкой вероятности исхода того или иного варианта и определением дохода каждого из них 15. Сбор и анализ информации по проблеме ситуации 17. Метод принятия решений, представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования, содержит элемент коллегиальности и интуиции, позволяет выявить оригинальные решения сложных проблем. Ответы: 2. Миссия; 4. структура; 6. верификация; 8. самооценка; 10. линейная; 12. модель; 14. платежная; 16. коллекционер; 18. узурпатор; 19. стратегия. 1. коммуникабельность; 3. интуиция; 5. матричная; 7. авторитет; 9. харизма; 11. муравей; 13. дерево; 15. наблюдение; 17. дельфы.

Читайте также:  Оригинальные способы сохранить своего парня в телефоне

3 18 Темы: «Сущность менеджмента. Ключевые понятия», «Природа управления и исторические тенденции его развития», «Внутренняя и внешняя среда организации», «Организация как функция менеджмента», «Мотивация деятельности в менеджменте»

4 Вопросы: 2. Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе 4. Послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником, справедливое применение санкций и наказаний 6. Представитель школы человеческих отношений, провел известный Хотторнский эксперимент 8. Объект обмена организации с внешней средой, одно из основных свойств материи мера её движения, а также способность производить работу. 10. Основатель классической (административной) школы управления, разработал 14 универсальных принципов управления 12. Достоверность информации 14. Логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации 16. Подход к управлению, рассматривающий его как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций 18. Создатель иерархии человеческих потребностей 20. Место для всего и все на своем месте 22. Объект обмена организации с внешней средой, предметы, вещества, идущие на изготовление чего либо. 23. Ученый, определивший технологию как сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований материалов, информации или людей 1. Общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, приобретаемые посредством обучения 3. Центральный фактор в любой модели управления 5. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации 7. Внутреннее, побуждение к новым формам деятельности, один из 14 универсальных принципов управления 9. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие ее факторов 11. Представитель школы человеческих отношений 13. Некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого 15. Элемент внешней среды косвенного воздействия, поступательное движение, улучшение в процессе развития 17. Организации на рынке, производящая аналогичный продукт или услуги 19. Поход, рассматривающий организацию как систему 21. Представитель школы научного управления, «отец» менеджмента

5 Ответы 2.Цель, 4.дисциплина, 6.Мэйо, 8.энергия, 10.Файоль, 12.релевантность, 14.структура, 16. Процессный, 18.Маслоу, 20.порядок, 22. Материал, 23.Дейвис. 1. Ценности, 3.люди, 5.оиждания, 7.инициатива, 9.сложность, 11.фоллетт, 13.истема, 15.прогресс, 17.конкуренты, 19.системный, 21.Тейлор.

6 Кроссворд по менеджменту на тему: «Внутренняя и внешняя среда организации» Вопросы: 2. Фактор среды прямого воздействия на организацию, объединение людей, связанных одной профессией 4. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации 6. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений 8. Элемент внешней среды организации, способ преобразования материала, сырья, информации в искомый продукт. 1. Элемент среды косвенного воздействия на организацию, поступательное движение, улучшение в процессе развития 3. Центральный фактор в любой модели управления 5. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие факторов, влияющих на организацию 7. Ученый, определивший технологию как сочетание навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для преобразования материалов, информации или людей 9. Ученый, определивший технологию как средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги 10. Элемент внешней среды организации, обеспечивающий ее ресурсами извне 11. Фактор, формирующий необъективное восприятие окружающей среды и влияющий на поведение людей

7 Ответы 2. профсоюзы; 4. ожидание; 6. восприятие; 8. технология. 1. прогресс; 3. люди; 5. сложность;7. Дейвис; 9. Перроу; 10. поставщики; 11. отношения.

8 Кроссворд по менеджменту на тему: «Мотивация» Вопросы: 2. Нехватка чего-либо, желание иметь что-либо, без чего человек чувствует себя не комфортно 4. Потребности физиологического характера (в пище, еде, отдыхе и т. д.) 6. Модель мотивации Портера-Лоулера 8. Потребность в выражении желания человека оказывать влияние на поведение и решения других людей 1. Процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации 3. Реализация своих творческих возможностей и рост личности 5. Кто создал структуру и иерархию человеческих потребностей, влияющих на мотивацию 7. Кто выделил две большие категории факторов, назвав их гигиеническими факторами и мотивацией

9 Ответы 2.потребность; 4.первичные; 6.вознагрождение; 8.власть; 1.мотивация; 3.самовыражение; 5.Маслоу; 7.Герцберг;

10 Кроссворд по менеджменту на тему: «Контроль. Модель процесса контроля» Вопросы: 2. Контроль, базирующийся на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленных на достижения желаемых целей 4. Контроль, который используется после того как работа выполнена 6. Ресурс предварительного контроля, достигается за счёт тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков 7. Ресурс предварительного контроля, отвечающий за бюджет организации 1. Процесс, который обеспечивает достижение целей организации 3. Контроль реализации определенных правил и процедур 5. Конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаётся измерению

11 Ответы 2.текущий; 4.заключительный; 6.человеческие; 7.финансовые. 1.контроль; 3.предварительный; 5.стандарт.

12 Кроссворд по менеджменту на тему: «Коммуникация. Коммуникационные процессы» Вопросы: 3. Лицо, собирающее и передающее информацию 4. Информация, закодированная с помощью символов 6. Перевод символов отправителя в мысли получателя 8. На языке теории передачи информации это то, что искажает смысл 9. Вид коммуникации, который подразумевает переход от одного уровня к другому внутри организации 1. Процесс обмена информацией 2. Средство передачи информации 5. Лицо, которому предназначена информация 7. Преобразование сообщения в символы с помощью слов, интонаций, жестов

13 Ответы: 3. отправитель; 4. сообщение; 6. декодирование; 8. шум; 9.вертикальная. 1. коммуникация; 2. канал; 5. получатель; 7. кодирование.

14 Кроссворд по менеджменту на тему: «Управление конфликтами и стрессами»

15 Вопросы: 2.Ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы 4.Разногласия между линейным и штабным персоналом 6.Уйти от конфликта 7.Конфликт, который ведёт к повышению эффективности организации, данная ситуация помогает выявить большое число альтернатив и проблем 9.Разрешение конфликта с помощью убеждения 1.Отсутсвие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретные лица или группы 3.Борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу 5.Попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой 8.Конфликт, который приводит к снижению личной удовлетворенности и снижения эффективности организации

16 Ответы 2. внутриличностный; 4. межгрупповые; 6. уклонение; 8. функционнальный; 9. сглаживание. 1. конфликт; 3. межличностный; 5. принуждение; 7. дисфункционнальный.

3 18 Темы: «Сущность менеджмента. Ключевые понятия», «Природа управления и исторические тенденции его развития», «Внутренняя и внешняя среда организации», «Организация как функция менеджмента», «Мотивация деятельности в менеджменте»

Понятие о самооценке и уровне притязаний как конструктов самосознания личности. Зависимость между самооценкой и уровнем притязаний.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

· Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.

· Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

· Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х годах XX в. под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи – наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые – потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий – опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.Если девушка из провинции тяжело переживает, что на ее открытку с признанием в любви не откликнулся известный столичный актер, это говорит о ее завышенных, то есть неадекватных притязаниях: она предполагала, что известный столичный актер заинтересуется ею только по одной ее открытке.С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной – уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи.Проиграть в равному бою бывает обидно, а хотя бы поучаствовать в битве с Титаном – неплохое развлечение при любом исходе.Поэтому после череды неудач, возможно перед последним проигрышем, действительно иногда хочется вызвать на бой самого Титана!

Понятие о бессознательном в психологии. Разновидности бессознательных явлений у человека. Концепция трёхуровнего строения психики человека З. Фрейда. Понятие о психологической защите.

Можно попытаться ответить на данный вопрос чисто формально: бессознательное — это то в психике человека, что участвует в управлении активностью организма и поведением человека, но не осознается, то есть не входит в содержание сознания. Такой ответ на заданный вопрос будет с формальной точки зрения правильным, но с психологической точки зрения бессодержательным. Он никак не приблизит нас к пониманию природы бессознательного именно в психике человека. Попробуем подойти к ответу на вопрос по-иному. Определим бессознательное как то, что, как и само сознание, может быть описано в психологических терминах, что, как и соответствующие сознательные явления, участвует в регуляции поведения человека. При этом добавим, что факт участия бессознательного в регуляции поведения человек обычно не осознает, часто активно не признает, отрицает и ничего определенного об этом сказать не может. Приведем для иллюстрации существования бессознательного пример, на который для доказательства его существования часто ссылался З.Фрейд. В своих публичных выступлениях и книгах он часто описывал следующий случай:«Некоторого внушаемого, то есть поддающегося действию гипноза, человека вводят в комнату, имеющую выход на балкон. На улице в это время прекрасная погода, тепло, ярко светит солнце, дышится легко, на небе ни облачка. Человека вводят в состояние гипноза и внушают ему мысль о том, что комната наполнена дымом, а на улице идет дождь. После этого ему дают в руки зонтик, предлагают выйти на балкон и с раскрытым зонтиком постоять там несколько минут, пока дым в комнате не рассеется. Получив такую инструкцию, человек в точности ее выполняет. Спустя некоторое время после того, как он, находясь под гипнозом, постоял с открытым зонтиком на балконе (при безоблачном небе под лучами яркого солнца), человека вновь возвращают в комнату, берут у него зонтик и выводят из состояния гипноза. Далее человека начинают расспрашивать о том, что он делал, находясь в состоянии гипноза.Выясняется, что человек более или менее правильно припоминает почти все свои действия. Затем ему задают вопросы о том, почему он взял зонтик, почему вышел на балкон и стоял там с раскрытым зонтиком. Теперь, когда человек находится в сознании и видит, что в комнате ничего не происходит (нет дыма), а на улице ярко светит солнце и нет дождя, ответить на эти вопросы ему нелегко. Однако человек не теряется и находит на них ответы. Он говорит, например, что ему захотелось посмотреть, как выглядит зонтик на солнце, какова его расцветка, так как он якобы собирался купить своей жене такой же зонтик. Если это его объяснение не принимается, то человек тут же, спустя несколько минут, придумывает другое, столь же разумное и правдоподобное, на первый взгляд, но не соответствующее действительности объяснение. Так может продолжаться до тех пор, пока экспериментатор, последовательно отклонив все объяснения самого испытуемого как неверные, не раскроет ему тайну и не скажет, что в состоянии гипноза ему просто внушили мысль о том, что комната наполнена дымом, что на улице идет дождь, и в связи с этим предложили выйти на балкон, постоять там некоторое время с открытым зонтиком. Испытуемый, однако, довольно странно реагирует на правильное, соответствующее действительности, объяснение его поведения. Он вдруг заявляет: «Не может этого быть!», и категорически отвергает как правдоподобное такое объяснение его поведения, которое исходит из бессознательного».Фрейд объяснял происходящее в этом опыте следующим образом. Во-первых, утверждал он, человек, находясь в состоянии гипноза, точно так же, достаточно разумно воспринимал словесные инструкции и действовал в соответствии с ними, как обычно понимают слова, обращенные к ним, и действуют люди, находящиеся в сознании. Следовательно, психическая регуляция поведения этого человека в бессознательном состоянии налицо. Во-вторых, человек сам придумывает правдоподобные объяснения своему поведению, верит в них, отстаивает их, убеждает в этом других людей, хотя оказывается, что эти объяснения не соответствуют действительности. Значит, поведением и психикой человека управляет не только созна­ние, но также бессознательное; значит, сознание, в свою очередь, не открывает полных и истинных источников поведения человека. В-третьих, в данном опыте человек отрицает, не признает правильное объяснение его поведения, и из этого следует, что и в реальной жизни он может поступать именно так. Иными словами, сознание человека не полностью контроли­рует его поведение даже тогда, когда человек находится в сознании. Поведением человека в это время управляет наряду с сознанием и бессознательное.

Читайте также:  Аутоасфиксиофилия: в чём особенность удушения во время секса?

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Подчеркнем очень важный момент: адекватная самооценка — это знание своих ресурсов. Речь в данном случае идет вовсе не о хорошем или плохом к себе отношении!

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.


Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.

Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии – полное осознание уравнения Джеймса.

Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.

“Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
– когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
– эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 – 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

(примечание. Карнаух:
Самооценка = Результативность / Притязания )

Уровень притязаний – уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

1. При явно завышенной самооценке человек:

1.2.- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

1.3.- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

1.4. – игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

1.6.- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами – с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

1.13.- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
– имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

2. При явно заниженной самооценке человек:

2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда – любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

2.7.- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;

2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.

===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением:

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
– кто я такой;
– чего ждут от меня другие;
– в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы”.
(По материалам Интернета)

Карнаух: Самый сложный этап в личностно-деловом развитии – полное осознание уравнения Джеймса.

Уровень притязаний и самооценка личности. Критерии.

“Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
– когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
– эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 – 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

(примечание. Карнаух:
Самооценка = Результативность / Притязания )

Уровень притязаний – уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

1. При явно завышенной самооценке человек:

1.2.- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

1.3.- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

1.4. – игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

1.5.- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

1.6.- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

1.7.- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами – с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

1.9.- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

1.10.- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

1.11.- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

1.12.- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

1.13.- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

1.14.- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
– имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

2. При явно заниженной самооценке человек:

2.1.- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

2.2.- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

2.3.- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

2.4.- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

2.5.- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда – любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

2.6.- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

2.7.- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

2.8.- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

2.9.- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

2.10.- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону;

2.11.- подвержен неврозам неврастенического характера.

===================
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

А). Познавательного, способствующего адекватности;
Б). Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением:

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
– кто я такой;
– чего ждут от меня другие;
– в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Уважающие себя люди имеют и свою ассертивную линию поведения:
они уравновешенны, не агрессивны, независимы”.
(По материалам Интернета)

1.8.- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

Добавить комментарий