Методы и техники лечения в семейной психотерапии

Поведенческая семейная психотерапия (ПСП)

Подробно разобрана в трудах Скиннера, Бандуры, Роттера, Зиглера. Она не занимается изучением прошлого. Её цель — анализ последовательности поступков родственников в настоящем. Нормальное развитие семьи, с их точки зрения, — когда все её члены ведут себя по отношению друг к другу приятно. Искажённое — если они раздражают друг друга и создают конфликтные ситуации.

В отличие от системной СП, поведенческая работает с парами: например, муж — жена или ребёнок — родитель. Задача — наладить их межличностные отношения. Одним из достоинств данного направления является хорошо разработанная система техник.

Техники оперантного обусловливания:

  • шейпинг;
  • жетоны;
  • контракты;
  • обмен изменениями за вознаграждение;
  • тайм-аут.

Техники респондентного обусловливания:

  • систематическая десенсибилизация;
  • тренинг самоутверждения;
  • аверсы;
  • сексуальная терапия.
  • остановка мыслей;
  • рационально-эмоциональная терапия;
  • рационально-эмоциональная поведенческая терапия;
  • моделирование;
  • реатрибуция.

ПСП достигает целей, но не улучшает функционирование всей внутрисемейной системы, а результаты носят чаще всего кратковременный характер.

  • систематическая десенсибилизация;
  • тренинг самоутверждения;
  • аверсы;
  • сексуальная терапия.

Методы и техники лечения в семейной психотерапии

Основная цель в работе семейного психотерапевта – добиться гармонии и взаимопонимания. Существует несколько подходов и техник, основывающихся на отношениях родственников. Семейная психотерапия подразумевает длительное общение со специалистом, направленное на выявление причин конфликтов, их устранение и закрепление нового стиля поведения и общения. Для этого применяются специальные упражнения.

  • 1. Что такое семейная психотерапия
  • 2. Системный подход
    • 2.1. Гармоничная семья
    • 2.2. Дисфункциональная семья
    • 2.3. Симптоматическое поведение

    С точки зрения психологии семья – это отдельный организм. В задачу психотерапевта входит выстраивание полноценной жизнедеятельности внутри этой системы. Все конфликтные ситуации и проблемы не могут быть личными, они обязательно отражаются на всех членах семьи. В каждой отдельной системе существует свой определенный микроклимат, основанный на взаимоотношениях, поведении и уровне общения между ее участниками. На него влияет каждый член семьи, поэтому лечение у психотерапевта должно быть комплексным и направленным на всю систему.

    Пациентами могут быть не только двое родителей и их дети, но и бездетная пара, отец или мать-одиночка, сестры и братья и т. д. Неготовность одного из участников семейной системы посещать занятия у психолога не означает, что положительного результата не будет. Один человек, получивший консультацию специалиста, способен повлиять на суть конфликта.

    Суть системного подхода заключается в отношении к семье как к открытой структуре. Каждый ее участник может внести в нее изменения (ребенок из школы, родители с работы и т. д.). Такой контакт несет в себе положительные и отрицательные стороны для любой открытой системы. Те и другие совершенствуют ее и повышают уровень развития.

    Семейная система обладает следующими характеристиками:

    • сумма частей имеет меньшее значение, чем целое;
    • любое внешнее воздействие на систему обязательно затрагивает всех ее членов;
    • изменения в одной части влияют на все ее составляющие.

    Системный подход имеет 3 основных положения: гармоничная семья, дисфункциональная, симптоматическое поведение.

    Члены гармоничной семьи адекватно реагируют на все происходящие изменения (внутренние или внешние). Любое влияние воспринимается позитивно. Родители и дети представляют собой отдельные подсистемы, взаимодействие между которыми основывается не на доминировании старшего поколения, а на защите и опеке младшего. В таких семьях правила открыты и нацелены на преобразование и личностный рост каждого члена.

    Признаки гармоничных взаимоотношений:

    • уделяется много внимания любви и близости;
    • учитывается мнение каждого члена семьи;
    • имеются собственные границы ответственности;
    • обязанности четко распределены;
    • члены семьи поддерживают друг друга, помогают;
    • у всех адекватная самооценка, каждый верит в себя;
    • учитываются интересы и потребности;
    • существуют определенные ценности и традиции;
    • общение внутри семьи многогранно и изменчиво, коалиции не имеют негативного смысла;
    • присутствует здоровое чувство юмора, с детства прививается позитивный настрой на жизнь;
    • отдельное внимание уделяется духовному компоненту;
    • совместный прием пищи и отдых имеют особый культ и поощряется со стороны старшего поколения;
    • с детства прививается альтруизм (безвозмездные поступки для близких, школы, друзей и т. д.);
    • ничто и никто не препятствуют личностному росту;
    • все члены семьи открыты и не стесняются совместного похода к специалисту.

    Основная проблема дисфункциональной семьи кроется в отсутствии понимания интересов и потребностей одного из ее членов. Происходит препятствие для личностного роста и развития. Взаимоотношения в таких семьях строятся на привычных принципах, отрицание всего нового сводится к поддержанию стереотипов.

    Подсистемы не функционируют между собой, более авторитетные подавляют слабых. Согласно психологической практике, в числе последних оказываются дети. Давление и препятствие личностному развитию настолько выражено, что приводит к появлению нервно-психических заболеваний. Ребенок, выросший в подобных обстоятельствах, склонен к перенесению модели поведения в собственную семью. Такой человек является носителем симптома.

    Симптоматическое поведение формируется в семье, живущей стереотипами. Один или несколько ее членов могут быть носителями симптома. В результате стереотипного взаимодействия каждый выполняет отведенную ему роль. В саморегулирующейся системе симптом имеет функцию пускового механизма. Его устранение приведет к нарушению всей структуры в целом, поэтому требуется более детальный подход.

    Прежде чем ликвидировать симптом, необходимо понять, какие последствия повлечет за собой это действие. Смогут ли участники системы беспрепятственно отпустить его и рационально принять замену. Симптоматическое поведение является отклонением, но ему свойственны стабильность и постоянство. Любые нарушения этого состояния могут спровоцировать патологии в развитии ребенка и стабилизации его личности.

    В работе с семейной группой психотерапевт вправе применять как общепринятые, так и оригинальные методы лечения. К последним относятся психоанализ, стратегическая и поведенческая терапии. Определить метод, который необходим в работе с каждой конкретной системой, специалист может только после постановки семейного диагноза.

    Самым распространенным способом психотерапии является психоаналитика. Это наиболее длительный и кропотливый для специалиста путь, однако он позволяет разобраться в истинной проблеме и найти суть конфликта. Прежде чем начинать групповые занятия, доктор работает с каждым членом семьи в отдельности и ищет первопричины в глубине личности. Курс терапии включает 4 этапа:

    • Диагностический. Психотерапевт выдвигает гипотезы разлада, находит им подтверждение и выставляет семейный диагноз. На этом этапе он подключается ко всем членам группы и начинает активно с ними работать.
    • Ликвидация конфликта. На этом этапе специалист работает с каждым членом семьи в отдельности. Это необходимо для устранения истоков проблемы индивидуально. На групповых сеансах выстраивается новый диалог и устанавливается другой уровень общения – на языке, понятном каждому члену семьи.
    • Реконструктивный этап. Создание нового уровня общения завершается коллективным обсуждением актуальных семейных проблем. Все предлагают возможное решение интересующих их ситуаций. Психотерапевт на этом этапе наблюдает и проводит обучающие занятия на тему устранения конфликтных случаев, ведения диалога и прочих составляющих нормальных взаимоотношений. Очень важно привить семье навык самостоятельно решать споры и правильно выстраивать общение.
    • Поддерживающий этап. Доктор остается консультирующим специалистом еще продолжительное время. Это необходимо для закрепления полученных знаний и навыков, поддержания семейных отношений и корректировки нового стиля общения.

    Техники в психотерапии представлены особенными и четко регламентированными предписаниями и установками. Они направлены на улучшение функционирования системы. Выделяют следующие техники:

    • социометрические;
    • поведенческие;
    • парадоксальные;
    • структурные.

    Некоторые специалисты предлагают дополнить существующую классификацию техниками, основанными на развитии воображения и разговорной речи.

    Социометрические применяются наиболее часто, они позволяют проникнуть в суть конфликта, изучить все его составляющие и применить новые трансформации с большим успехом для всей семьи. С помощью этих приемов можно выявить актуальную проблему. Специалист проникает внутрь группы и воспринимается ее членами как естественный компонент. С их стороны не происходит отторжения новой информации и стиля общения.

    Поведенческие техники нацелены на выработку положительных эмоций в процессе взаимодействия между подсистемами. Люди учатся решать проблемы и получать удовольствие от такого общения. Используя эти техники, специалист не интересуется, когда именно произошел конфликт и чем он обусловлен. Намного важнее выстроить взаимопонимание и научить людей слышать друг друга. Главная задача – изменить индивидуальное поведение всех частей системы.

    Парадоксальные техники отличаются своей краткосрочностью и быстрым достижением желаемого эффекта. Многие специалисты предпочитают их использовать в группах, не имеющих возможность длительно посещать сеансы или отвергающих лечение у психотерапевта.

    Техника структурного вмешательства требует погружения врача в систему. Психотерапевт становится частью группы и изучает конфликт изнутри. Все участники воспринимают его как полноценного члена семьи. Эта техника показывает, что решение конфликта внутри дисфункциональной системы без посторонней помощи практически невозможно. Большого эффекта удается достичь при алкоголизме одного из участников группы. В таких случаях врач понимает причину пагубной привычки, что влияет на ход лечебной тактики.

    Упражнениям в семейной психотерапии уделяется особое значение. С их помощью специалист узнает участников конфликта, выявляет причины, помогает достичь взаимопонимания между сторонами и т. д. Большая часть психотерапевтических упражнений имеет игровую форму, где каждому отводится своя особенная роль. Такие тренировки очень полезны и после получения психотерапевтической помощи, на этапе поддержания. Участие в подобных ролевых играх допустимо и без стороннего человека. Существует масса вариаций, применение которых оправданно для конкретной ситуации в отдельности.

    “Мне в тебе. ” – суть игры заключается в том, что каждый участник должен продолжить фразу, например: “Мне в тебе нравится твоя доброта”, “Мне в тебе нравится ответственность”. Это полезное упражнение для родителей и детей. Оно помогает настроить положительное общение и повысить уровень внутренних ценностей. Каждый член семьи старается в большей степени проявить качество, которое в нем ценит близкий человек. В дисгармоничных группах трудности возникают после 3-4-го предложения.

    “Игра наоборот” – конфликтующие стороны меняются ролями и разыгрывают ситуацию возникшего спора. Это упражнение помогает не только увидеть себя со стороны, но и позволяет задуматься над чувствами оппонента, представить их в своем видении. Игра сложная, но под умелым руководством психотерапевта удается достичь высоких результатов.

    Любая семья должна стремиться к гармонии. Не стоит относиться к психотерапевту как к врачу, намеревающемуся причинить вред. Он напротив является сторонником, который поможет выстроить правильные взаимоотношения. Для достижения желаемого результата может потребоваться несколько лет.

    С точки зрения психологии семья – это отдельный организм. В задачу психотерапевта входит выстраивание полноценной жизнедеятельности внутри этой системы. Все конфликтные ситуации и проблемы не могут быть личными, они обязательно отражаются на всех членах семьи. В каждой отдельной системе существует свой определенный микроклимат, основанный на взаимоотношениях, поведении и уровне общения между ее участниками. На него влияет каждый член семьи, поэтому лечение у психотерапевта должно быть комплексным и направленным на всю систему.

    Групповая семейная психотерапия

    Семейная психология и психотерапия, в основном, рассчитана не более чем на 7 супружеских пар. Пары нужно подбирать приблизительно одной возрастной категории и с одинаковым уровнем образованности.

    Основные принципы групповой психотерапии сходны с процессом терапии отдельной семейной пары, но существуют и отличия. При групповых сеансах важным моментом считается возможность обучения на модели взаимоотношений других, что значительно обогащает методики, так как имеется возможность разыгрывания ситуаций при помощи распределения ролей между участниками процесса. Групповая терапия позволяет не только поведать об обстоятельствах сложившейся ситуации, но и продемонстрировать альтернативные шаблоны поведения.

    Групповая супружеская психотерапия способствует более эффективному освоению различных видов коммуникаций, например, научиться корректно, мягко высказывать своему партнеру не очень приятные вещи. Кроме этого, она предоставляет возможность грамотной оценки результатов конструктивных ссор.

    Перед началом групповой терапии обычно проводится пара раздельных сеансов с мужчинами и женщинами, т.е. группа делится на две подгруппы. В группах, где будут присутствовать оба партнера, существует риск приумножения защитных реакций. Динамически целенаправленная работа группы семейных пар предполагает обстановку коммуникативной безопасности, преодоления знакомых ограничений, устоявшихся мнений. Типичное раскрытие клиента будет наблюдаться только после того, как супруг(а) начнет оправдываться. Люди, в основном стремятся попасть на сеансы именно групповой психотерапии именно из-за желания скрыть о себе информацию и до конца не раскрываться. Довольно часто наблюдаются неблагоприятные последствия сеансов терапии, когда супруги приходят домой и продолжают ссору. Выработанные выводы после психотерапевтических сеансов могут стать причиной эскалации супружеского конфликта. Именно поэтому большинство терапевтов считает целесообразным в ходе проведения сеансов руководствоваться не столько динамической психотерапией, сколько инструктивным разбором вопросов, которые касаются жизни партнеров (быт, досуг, воспитание детей и т.п.). Также популярностью пользуются бихевиористические методики, ориентированные на формирование навыков положительных коммуникаций и умение разрешать конфликты.

    Обычно работа в группе ведется двумя терапевтами. Группа помогает изобретать модели и обстоятельства, которые могут применять супруги, а пары сравнивают собственное поведение. На сеансах проигрываются с последующим комментированием различные формы коммуникаций и приемы разрешения проблем, формируются и сравниваются брачные соглашения между супругами, контролируется их выполнение.

    Некоторые психотерапевты используют жесткие организационные границы – в ходе встреч супружеские пары обучаются четкому формулированию собственных переживаний, акцентированию основных пожеланий и конкретизации требований относительно трансформаций в поведении партнера.

    Социометрические техники являют собой сегодня наиболее доступный метод исследования и реставрации дисфункциональной структуры семьи в процессе ее психотерапии. При помощи техник этой группы можно получить актуальную информацию о жизнедеятельности семьи на четырех уровнях. Социометрические техники позволяют ослабить сопротивление семьи трансформированию и воздействию, которое оказывается на функциони­рование семьи в ходе терапии.

    Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семейной психотерапии

    Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семейной психотерапии Народная мудрость гласит, что яблоко от яблони недалеко падает и что грехи родителей ложатся на плечи

    Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка И.Ю. Хамитова клинический психолог, индивидуальный и семейный психотерапевт, работающий в системной модели, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Международной ассоциации

    Что такое семейная психотерапия

    Данное направление психотерапии берет свое начало с середины 20 века.

    В это понятие Эдмонд Эйдемиллер внес свои поправки. По его мнению, в качестве пациента выступает не конкретный человек, а целая семья .

    Обычно проблема исходит от одного индивидуума. Из-за него родственники и обращаются к специалисту. Часто такое случается, если в семье есть наркоман или алкоголик.

    Обычно проблемы у этой группы людей возникают по следующим причинам:

    • отсутствие общего языка с детьми в подростковом возрасте;
    • конфликты мужа и жены с тещей, свекровью;
    • измена со стороны одного из супругов;
    • ревность одного ребенка к другому;
    • сексуальная дисгармония;
    • слишком разное отношение к жизни молодых и пожилых людей;
    • плохие социально-экономические условия;

    Грамотная помощь способна искоренить недопонимание и вывести семейные отношения на новый уровень. Психотерапевт проводит анализ состояния членов семьи, ставит семейный диагноз, определяет отношения и корректирует их.


    Специалист ставит конкретные цели в рамках психологического воздействия. Все пациенты должны достичь их после того, как пройдут курсы лечения.

    ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    Приводимые упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие “здесь-и-теперь”. Мы выделяем в процессе семейной системной психотерапии 2 этапа. На первом происходит присоединение психотерапевта к семейной системе, выявление, дифферен­циация, и усложнение когнитивных сценариев, с помощью ко­торых происходит регуляция семейных отношений. На втором — реконструкция семейных отношений.

    Техники первого этапа семейной психотерапии. На первом этапе перед психотерапевтом вставала задача создать и усилить мотивацию у обратившихся за помощью (как правило, “инициаторами обращения” выступали мать и ребенок – “носитель симптома”) на то, чтобы пригласить на следующий сеанс всех совместно проживающих членов семьи. Такое предложение часто встречало сопротивление, которое могло быть ослаблено одним из следующих приемов. Во-первых, необходимо предоставить информацию о роли семьи в происхождении нервно-психических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не только и не столько патогенный фактор, сколько – саногенный. Во-вторых, можно сделать положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью – “Только очень ответственный человек, как Вы, мог проявить инициативу придти на прием. Думается, что это качество поможет Вам повлиять и на остальных членов семьи”. В-третьих, можно апеллировать к чувству справедливости у “инициатора” обращения – “Вы с сыном вслух обсуждаете свои проблемы, а у других членов семьи такой возможности нет”. Наконец, следует указать и на такое негативное последствие сепаратных встреч с несколькими членами семьи при невовлеченности в психотерапию других как неполноценное решение проблемы, неравномерность в распределении усилий по решению ее — “Пока мы здесь с вами работаем, они там придумывают что-то свое. Они не помогут нам, а мы — им”. Таким образом, в каждом сеансе принимают участие те члены семьи, которые проживают вместе и находятся в психологи­ческой зависимости друг от друга.

    Следующая задача – присоединение психотерапевта к семье. Сам психотерапевт стремится в своем ролевом поведении проделать динамику от “наблюдателя”, “вершителя судеб”, “мага”, “всесильного волшебника”, роли которых пытаются приписать ему семьи, к роли одного из элементов семейной системы — “того, кто говорит, как мы”, “того, у кого, оказывается, есть такие же проблемы, но он их уже решил” и др. Присоединению к семье способствует соблюдение важного правила — сохранение семейного статус-кво. Если в семье есть явный лидер, который жестко предписывает поведение остальным членам семьи, который привык говорить за других, лишать их голоса, быть “граммофоном”, озвучивать мысли своих родственников, то все обращения к семье психотерапевт делает через лидера. “Могу ли я спросить Вашу жену?” — обращается психотерапевт к лидеру-мужчине и т.д. Когда члены семьи начинают свой рассказ о. проблеме, то им очень трудно разобраться, что в их сообщении важно, а что второстепенно. Поэтому психотерапевт с целью структурирования информации обычно в сжатой форме повторяет наиболее важное из сказанного: “Насколько я понимаю, речь идет о. “. Семья как система обнаруживает перед психотерапевтом такое свое качество, как определенный язык вербального и невербального поведения, с помощью которого ее члены обеспечивают свою интеграцию и целостность. Бывают повышенно-экспрессивные семьи с быстрой речью, активными жестами и мимикой, бывают очень сдержанные, контролирующие как проявление эмоций, так и произносимые слова. С помощью приема mimesis’a (подражания) психотерапевт старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен данной семье. Другие психотерапевтические приемы, используемые нами, преследуют цель скрыть то управление и оказание эмоциональной поддержки членам семьи, когда они формулиру­ют семейную проблему. Эти приемы – “лидерство за спиной” и “демонстрация личной сопричастности психотерапевта к се­мейной проблеме”. Недирективное лидерство (“лидерство за спиной”) осуществляется тем, что психотерапевт междометиями и репликами типа “Надо же!”, “Как интересно!”, “О!”, “Мммм”, а также жестами помогает участнику психотерапии соприкоснуться с чем-то для себя важным. 8 то же время словесный “шлак” не получает какого-либо подкрепления со стороны психотерапевта. В тех случаях, когда члены семьи рассказывают о проблемах, которые были или являются акту­альными для психотерапевта, то он не скрывает этого, а на­оборот показывает, насколько это ему близко. Это еще один способ убедить участников, что психотерапия – реальная работа реальных людей с терапевтической целью, в отличие от распространенных в обществе иллюзорных представлений о та­инственных возможностях манипулятивных видов психотерапии.

    Стало очевидным в процессе семейной психотерапии, что на первых сеансах не следует тестировать эмоциональные реакции, анализировать мотивацию поведения участников на сеансах, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны блокирует личностный рост членов семьи, ставит их в явно неравные условия, с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты. Мы пришли к выводу, что не следует стимулировать участников психотерапии к ускоренному освоению навыков общения и анализа в ситуации “здесь-и-теперь”, как это бывает в некоторых моделях групповой психотерапии, т.к. потребность высказаться и искать причину не в настоящем, а в прошлом, в обследованных семьях сильно выражена. Этот прием нами назван “плавный перевод” анализа из ситуации “там-и-тогда” в ситуацию “здесь-и-теперь”. Нами разработана специальная программа психотерапевтических упражнений, цель которых развить навыки невербальной коммуникации, эмпатии, экс­прессии своих переживаний, развития и обогащения когни­тивных сценариев. Эта программа осуществлялась либо на па­раллельных основной психотерапии занятиях, под руководством ко-терапевта, либо дробно и последовательно включалась в процесс семейной психотерапии.

    Второй этап – реконструкция семейных отношений. Критерием оценки того, что семья готова конфронтировать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые ранее вызывали у них выраженные негативные реакции. Психотерапевт, используя свой личностный и профессиональный потенциал, проводил последовательную фрустрацию у участников различных подсистем с помощью ряда приемов: изменение рассадки, разъединение членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка – других. Анализу подвергались мысли, чувства, поступки, возникающие “здесь-и-теперь”. Актуализация и структуриро­вание полученного материала осуществлялись с помощью разы­грывания ролевых ситуаций, упражнений гештальттерапии: “раундов”, диалога частей “Я” члена семьи и невербального диалога между участниками разных подсистем семьи.

    Исходя из конкретной ситуации, мы давали разработанные нами своеобразные домашние задания, которые можно разделить на три вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Психотерапевт дает директивы как во время сеанса семейной психотерапии, так и в виде “домашних зада­ний”. Цель этих заданий:

    – изменить поведение членов семей;

    – придать дополнительный стимул к построению отношений психотерапевта с членами семьи;

    – изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

    – осуществление психотерапевтом поддержки членов семьи, т.к. во время выполнения задания психотерапевт как бы незримо присутствует среди них.

    Усиление мотиваций для выполнения заданий. Для успешности выполнения директив необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами семьи и психотерапевтом (эта ситуация чаще возникает на поздних сеансах второго этапа семейной психотерапии). В данном случае задание дается в виде прямой инструкции. В случае косвенного инструктирования следует обсудить все те попытки решить ситуацию, которые предпринимали члены семьи ранее. Каждый вариант решения нужно заканчивать словами: “жаль, но и это не удалось. “. После этого члены семьи, как правило, с большим доверием отнесутся к директивам психотерапевта.

    Если члены семьи проявляют отчаяние, которое находит отражение в репликах — “как нам плохо!”, то психотерапевт соглашается — да, как вам плохо!”. Происходит объединение на эмоции отчаяния. В случае выраженного сопротивления психотерапевт сопровождает свое задание словами: “Это настолько несущественно, что об этом не стоит и говорить”. Для семей, которые радуются крутым переменам в своей жизни, различным кризисам, следует подчеркнуть, что задание является чем-то очень важным. Кроме того, успешности в выполнении заданий способствует проявление власти психо­терапевтом, для чего он принимает роль компетентного экс­перта — “Я очень хорошо это знаю. “, “Весь мой опыт го­ворит. “, “В таких случаях известный американский психо­терапевт Сальвадор Минухин делает так-то. “. Если психо­терапевт полагает, что задание слишком неожиданно или может представлять угрозу гипернормативным установкам членов се­мьи, то директиву следует предварить такими словами: “Я хочу просить вас сделать нечто, что может показаться глу­пым, но я все равно хочу попросить сделать это”.

    Формулировки заданий должны быть четкими, понятными, конкретными. Необходимо следить за реакциями членов семьи, побуждать их к усвоению задания. Можно попросить участников психотерапии повторить словесные инструкции психотерапевта.

    Примеры прямых директив. Если психотерапевт замечает, что во время сеанса бразуется коалиция, к примеру, между бабушкой и внучкой, а мать девочки при этом лишается всякого влияния на нее, то можно попытаться изменить эту ситуацию, поскольку длительное переживание ее в семейной жизни обусловило симптомы невроза у девочки. Психотерапевт дает задание девочке сделать что-то, очень не нравящееся бабушке, а мать получает задание защищать дочь во что бы то ни стало. Результатом такого взаимодействия может быть увеличение дистанции между бабушкой и внучкой.

    В случае конфликтных отношений между представителями подсистем семьи, как например, в случае матери, которая негативно относится к дочери при том, что отец либо не бывает дома допоздна, либо пассивно наблюдает за их ссорами, можно предложить “построить им стенку”. Психотерапевт во время сеанса лишает возможности мать и дочь общаться между собой — “Если хотите сказать что-либо друг другу, то делайте это через отца”. Дома на протяжении определенного времени предлагается им не общаться друг с другом, а все свои пожелания передавать через отца. Выполнение таких заданий приводит к ликвидации конфликта, а кроме того, ак­тивизирует роль отца, который, может быть, впервые начинает осознавать, что от него многое зависит, и это начинает ему нравиться.

    Чтобы улучшить эмпатические способности матери, которая находится в симбиотической связи с ребенком, помочь ей установить дистанцию с ребенком и принять его автономность, ей можно предложить задание на дом: спрятать какую-нибудь вещь от ребенка, чтобы на поиски ее он тратил не более 10 и не менее 5 минут. Мать должна повторять это задание до тех пор, пока не добьется успеха. В случае депрессивных реакций у участников психотерапии им могут быть предложены серии заданий, которые требуют активности. Например, психотерапевт говорит: “А тебя я сейчас попрошу исполнить роль хронометриста, ты будешь считать про себя, сколько времени говорит каждый. Потом сообщишь результат”. Выполнение такого задания может вызвать у исполнителя раздражение и даже гнев, что в конечном счете ослабит депрессивную реакцию.

    Метафорические задания. Такие задания строятся на поисках аналогий между событиями, поступками, которые, как кажется, на первый взгляд, очень различны.

    Блестящий пример метафорических заданий, которые применял в своей работе Milton H. Erikson, приводит Jay Haley 1976). Супружеская пара испытывает разочарование от монотонности своих сексуальных отношений, однако не решается на прямое обсуждение их. Психотерапевт придумал аналогию половому акту — совместный обед. “Как вы обедаете? случается ли вам обедать вдвоем, получить удовольствие от еды?” — такие вопросы задает психотерапевт. Затем он побуждает обсудить такие аспекты еды, которые могут напоминать половую жизнь. Например, сказать: “Иногда жене нравится поесть возбуждающих аппетит приправ перед едой, а есть медленно, в то время, как ее муж любит сразу накинуться на картошку с мясом”. Или: “Некоторые мужья хвалят своих жен за то, что все так красиво, а другие совсем не обращают на это внимания, и поэтому их жены совсем не стараются”. Далее можно перевести разговор на какую-нибудь нейтральную тему, чтобы не испугать участников психотерапии, а затем коснуться и других аспектов обеда: “Некоторым нравится обедать с притушенным светом, при свечах, в то время, как другие любят яркий свет, при котором видно все , что нравится”. Под конец такого обсуждения психотерапевт должен дать задание супругам пообедать вместе. Они должны выбрать ночь, когда они остались вдвоем, и вместе приготовить приятный обед; им необходимо с уважением отнестись к вкусам друг друга, и они должны говорить только о приятных аспектах пирушки, а не о дневных заботах. Жена должна постараться возбудить аппетит мужа, а он должен обеспечить все, чтобы порадовать ее. если обед проходит хорошо, то само переживание радости общения приведет супругов к половому акту. Стимул к изменению дея­тельности в данном случае действует на неосознаваемом уро­вне, а изменившееся поведение в дальнейшем приводит и к расширению осознавания своего опыта супругами.

    Парадоксальные задания. В данном случае психотерапевт дает такие инструкции, чтобы члены семьи воспротивились их исполнению и тем самым изменили свое поведение в нужном направлении. Применение таких техник оправдано в случаях выраженного сопротивления у членов семей терапевтическим изменениям. Задания даются как всей семье как целому, так и ее подсистемам. Инструкции всей семье требуют очень тщательной подготовки и контроля за их исполнением.

    В качестве примера парадоксального задания супружеской подсистеме семьи приведем тот, который мы часто используем в своей практике. Супружеской паре, которая часто ссорится и неконструктивно решает конфликты, может быть дано задание: вернувшись домой, в определенные дни ссориться не менее трех часов. Рациональное объяснение такого задания, которое дает психотерапевт, наблюдать и изучать друг друга во время ссоры. Цель такого задания — уменьшить количество ссор, так как люди не любят делать себя несчастными, если им это кто-то приказывает.

    Каждое задание психотерапевта должно быть выполнено, за исключением каких-то объективных причин, которые препятствуют этому. Невыполнение задания побуждает заняться анализом причин этого, чтобы семьи смогли понять, что они несут ответственность за это и лишили себя возможности узнать о себе что-то новое и ценное.

    Парадоксальные задания использовались нами и для прекращения психотерапии, когда появлялась уверенность, что семейная система изменила свое функционирование и стала эффективно решать свои проблемы. Например, психотерапевт, до последнего времени игравший внешне незаметную роль и налаживавший коммуникации между подсистемами, вдруг заявляет: “Никто из вас не знает вашу проблему так хорошо, как я, поэтому делайте так-то и так-то. “. Такой контраст в поведении психотерапевта обычно вызывает у членов семьи протест, стремление сплотиться и перестать посещать так резко поглупевшего врача”.

    Другим примером парадоксального задания, адресованного супругам, для облегчения завершения психотерапии, может служить такое высказывание психотерапевта: “Мне кажется, что в ближайшее время вы поссоритесь”. После этого у супругов появляется стимул к усилению сплочения и освобождению от влияния психотерапевта.

    Успешному проведению семейной системной психотерапии в немалой степени способствует и директивная позиция психотерапевта. Это связано с тем, что психотерапевт, на всем протяжении работы с семьей олицетворяет собой власть, которая используется им не только для инициации изменений во взаимоотношениях, но и для оптимизации функционирования подсистем семейной группы, сохранившей свое фундаментальное значение: супруги реализуют потребности во взаимности, родители воспитывают детей, дети социализируются и т.д.

    В этом основное отличие позиции семейного психотерапевта по сравнению с моделью групповой психотерапии, в которой все участники могут претендовать на любые групповые роли, и поэтому не требуется столь явное управление процессом психотерапии.

    В заключение дадим в краткой конспективной форме последовательность шагов при проведении семейной системной психотерапии. Разработанная нами модель семейной системной интегративной психотерапии может быть описана в виде следующих категорий:

    Чтобы улучшить эмпатические способности матери, которая находится в симбиотической связи с ребенком, помочь ей установить дистанцию с ребенком и принять его автономность, ей можно предложить задание на дом: спрятать какую-нибудь вещь от ребенка, чтобы на поиски ее он тратил не более 10 и не менее 5 минут. Мать должна повторять это задание до тех пор, пока не добьется успеха. В случае депрессивных реакций у участников психотерапии им могут быть предложены серии заданий, которые требуют активности. Например, психотерапевт говорит: “А тебя я сейчас попрошу исполнить роль хронометриста, ты будешь считать про себя, сколько времени говорит каждый. Потом сообщишь результат”. Выполнение такого задания может вызвать у исполнителя раздражение и даже гнев, что в конечном счете ослабит депрессивную реакцию.

    Главные цели и задачи семейной психотерапии

    Работа с семьей начинается с определения тяжести «недуга» и составления плана по ликвидации причин, вызвавших такое состояние. Основная цель терапии состоит в изменении личности каждого обратившегося за помощью члена семьи таким образом, чтобы возникли новые пути взаимодействия, базирующиеся на нынешней реальности. Неосознанные отношения прошлого должны постепенно исчезать. Главная цель имеет разделение на подцели нескольких уровней. К ним относят:

    • индивидуальные цели, которые хочет достичь каждый член семьи;
    • общие стремления всех;
    • отношения семьи и общества в целом;
    • ожидания самого психотерапевта при работе с данной семьей.

    Исходя из многогранности поставленных целей, психотерапевтическая работа имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. Они взаимосвязаны, и каждый психотерапевт должен так спланировать свою работу, чтобы задачи отдельно взятой сессии были направлены на одну самую важную — налаживанию межличностных отношений и сохранению семьи.

    Стратегических задач несколько. К ним относят:

    • преодоление эгоизма по отношению к лидерству;
    • налаживание внутрисемейных взаимоотношений;
    • взаимное уважение, проявляемое к интересам всех членов семьи;
    • эмпатия и взаимопонимание;
    • спокойное отношение к существующим различиям во взглядах;
    • выработка навыков решения возникших проблем всей семьей;
    • формирование баланса между стремлениями к независимости и движению к сплоченности.

    Все вышеперечисленные цели и задачи имеют тесную связь с той стадией жизни семьи, которую они переживают в данный момент. Это могут быть периоды кризиса в семейных отношениях, наличие детей дошкольного или подросткового возраста.

    Осознание семьей того, что возникшие проблемы мешают им нормально жить и развиваться — это и есть предпосылкой для постановки правильных целей и задач.


    На втором этапе происходит снятие напряжения и «устранение симптомов» недуга. Его еще называют периодом медиации семейных конфликтов. Все члены семьи должны трезво оценить ситуацию, без преувеличений и надуманных обид. Только тогда можно установить истинные истоки возникших проблем.

    Методы и техники лечения в семейной психотерапии

    • Психоаналитическое (психодинамическое) направление , в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего путь к его бессознательному.Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребенка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретивать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию, в первую очередь, для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.
    • Направление недирективной игровой психотерапии , воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
    • Направление поведенческой игровой психотерапии , основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры). Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
    • Направление «освобождающей» игровой психотерапии , представляющее собой терапию отреагированием. Разработана 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяло больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
    • Структурированная игровая психотерапия – развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
    • Игровая психотерапия построения отношений , основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
    • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии — включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих, практически встречается чаще других.

    Использование игр в процессе семейной психотерапии имеет следующие преимущества:

    1. Простота и естественность присоединения к семье психотерапевта во время игровой деятельности;

    2. Возможность активного включения в процесс семейной психотерапии детей, не способных еще достаточно четко вербализовать свои эмоции и идеи;

    3. Снижение тревоги, рост степени доверия и откровенности в процессе удачно проводимых игр;

    4. Активизация вербальной экспрессии в процессе игр;

    5. Проявление в игровой деятельности семейных тайн;

    6. Выявление в играх неосознанных или скрываемых, не предъявляемых семьей проблем, которые члены семьи не готовы обсуждать;

    7. Возможность наблюдать членов семьи в процессе взаимодействия, а не только во время вербального общения;

    8. Возможность демонстрации членами семьи отношений друг к другу в символической форме;

    9. Сравнительно быстрое достижение понимания членами семьи чувств друг друга и мотивов поступков;

    10. Повышение эффективности семейной психотерапии и сокращение длительности курса лечения;

    Таким образом, с помощью организации игровой деятельности, в которой участвуют члены семьи, можно изменить семейную систему. Использование игрового метода на всех стадиях процесса семейной психотерапии целесообразно, может повысить ее эффективность.

    5. Проявление в игровой деятельности семейных тайн;

    Психолог. Делаю сложное понятным

    К этому моменту терапевт помог партнерам конкретизировать свои желания и ожидания в более операциональных терминах и каждому признать, что они осознают желания другого. Произведенная интервенция остановила процесс взаимных обвинений и стимулировала каждого партнера более внимательно прислушиваться к желаниям другого.

    Способы исцеления семьи

    Психологами разработаны следующие методы семейной терапии.

    Метод присоединения. Терапевт «вступает» в семью, становясь ее полноценным и полноправным членом. Специалист вникает в суть семейной жизни, делая все возможное для того, чтобы направить каждого, включая себя самого.

    Структура ролевой игры выглядит так:

    1. Первая стадия. Семья, к примеру, из 4 человек, должна представиться и описать свою проблему, а это не так-то просто. Психолог выявляет самого активного из них по тому, кто первый заговорит и расскажет о цели своего визита.

    2. Стадия сбора данных. Специалисту нужно знать видение проблемы каждым членом семьи. Только выслушав всех, он поступает следующим образом (допустим, что причина визита – сложный подросток): «Я выслушал вас всех, и я действительно вижу проблему, но это проблема не одного человека, а всей семьи».

    Реакция бывает разной – отрицание или согласие со сказанным, но проблема будет заключаться именно в затруднительном взаимодействии между членами семьи. Психолог может даже стать на время членом вашей семьи и посредством общения подвести вас к осознанию того, какова проблема на самом деле. Обычно выискивают хорошие стороны и стараются их укрепить и усилить: «Поменьше криков и придирок, побольше слушать и говорить с ребенком».

    3. Стадия поиска итогов. Специалист дает членам семьи шанс самим подвести итог и найти выход из проблемной ситуации. Здесь не нужен один оратор, требуются совместные усилия и заинтересованность.

    4. Стадия альтернативных решений. Здесь психологи просят семью разыграть ситуацию. Важно все – и чем займется мама, как поведет себя папа, и какой будет реакция детей.

    Во время игры их могут останавливать, корректировать, предлагать более правильные действия и слова. Дают также «задание на дом»: что не делать, а что, наоборот, сделать, а потом уже вместе обсуждают результат на сеансе. Главное – чтобы высказывались все участники сеанса, иначе это будет не семейная терапия, а индивидуальная.

    Метод наблюдения. Психолог наблюдает за тем, как пациенты слушают друг друга, как реагируют слова. Затем, основываясь на своих наблюдениях, делает выводы и дает рекомендации.

    Метод переконструирования. Специалист старается обратить внимание на положительные моменты и вызвать желание их развивать.


    Метод переконструирования. Специалист старается обратить внимание на положительные моменты и вызвать желание их развивать.

    Методики семейной психотерапии.

    Под методикой (техникой) в семейной психотерапии понимается типовая совокупность специальных действий, с помощью которых специалист (психолог) решает определенную психотерапевтическую задачу.

    Один из приемов семейной психотерапии – исследование и использование ритуалов. Выделяются следующие ключевые элементы семейных ритуалов*:

    § Символы и символические действия;

    § наличие открытых и структурированных частей;

    § действия (как выполняются и как отмечаются переходные события);

    § защищенность времени и пространства.

    Можно выделить четыре основных типа ритуалов:

    1. Ритуалы повседневной жизни – ежедневных событий, таких, как прием пищи, отход ко сну, уход и приход членов семьи.

    2. Ритуалы внутрисемейного календаря для каждой пары или семьи – дни рождения, годовщины, отпуска, семейные сборы. В качестве особого ритуала может быть выделен прием гостей (родных, знакомых, приятелей).

    3. Ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре. Например, в русской культурной традиции это Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества и т.д.

    4. Ритуалы жизненных циклов – помолвка, свадьба, рождение ребенка, отъезд из дома, развод, окончание обучения, выход на пенсию, смерть и новые ритуалы, связанные с событиями современного жизненного цикла семьи.

    В семейной психотерапии можно использовать ритуалы, уже существующие в жизни семьи. Они помогают отметить уникальные особенности данной семьи, служат источников для решения семейных проблем. Например, в семье две девочки – 8 и 6,5 лет. Родители решили устроить «половинный день рождения» для одной и полный – для другой дочери (одной испекли половину пирога, другой – целый и подарили половинные и целые подарки). Это – способ наладить контакт между детьми, их взаимодействие.

    Самым сильным в действии ритуала является то, что он длительное сохраняет свое значение, часто приносит болезненные воспоминания о каких-то событиях и актуализирует определенные переживания. Поэтому в ряде случаев важно собрать всех членов семьи в момент какой-либо перемены, чтобы все вместе совершили переход к новой жизни. Это можно сделать, например, после похорон родственников, отъезда молодого человека на учебу в другой город, свадьбы и т.д.

    Ключевые элементы ритуалов могут использоваться в отдельных сеансах семейной терапии. Например, перед вступлением в брак у девушки возникли разногласия с родителями будущего мужа, пара не была до конца уверена в своем желании вступить в брак. Психолог попросил их принести на вторую встречу символ, означающий взаимоотношения с родителями мужа. Мужчина принес сетку и сказал, что родители символизируют для него спасительную сетку, т.е. помощь, поддержку, в которой он очень нуждается. Его невеста посмотрела на сетку и сказала, что воспринимает ее как ловушку, пояснив, что основы, устои семьи жениха, его родители ограничивают ее. Подобные расхождения взглядов будущих супругов на одну и ту же проблему специалист может использовать в своей работе с ними с тем, чтобы показать, насколько важно каждому из них учиться понимать и принимать другого с тем, чтобы достичь взаимопонимания и согласия в своих отношениях.

    Ритуал характеризуется структурностью и одновременно открытостью. Структурность предполагает перенос ритуалаво времени; если структура становится слишком жесткой, люди выполняют ритуальные действия автоматически. Открытость придает ритуалам индивидуальное значение (например, выбрать, кого пригласить на свадьбу, место ее проведения и т.п.). Между открытой и структурной частями ритуалов должен существовать баланс. Ритуалы подвержены ряду изменений, которые неизбежны в процессе функционирования семьи на разных этапах ее жизнедеятельности. Поэтому не стоит за них «цепляться», если в какой-то момент жизни они утратили свою роль, и заменить их новыми.

    Следующий момент, на который необходимо обращать внимание в системной семейной психотерапии, – это выполнение ритуалов.

    Ритуал – это действие, символизирующее какой-либо переход. Например, пару, вступающую в брак, подводят к алтарю. Родители сопровождают новобрачных. Молодые подходят к алтарю, дают обеты, обмениваются кольцами и обратно идут уже вдвоем. Происходит символическое соединение, зарождение целостности.

    Психотерапевту нужно знать, какие действия лучше всего использовать для восстановления или создания семейного ритуала. Чтобы изменить «отрицательный» ритуал, можно придумать новый «очистительный» ритуал.

    Ритуал может быть отменен, если в семье происходит какая-либо тяжелая потеря или семья находится в стране, где этот праздник не отмечается.

    Семейная психотерапия особо выделяет ритуалы жизненного цикла: рождения, свадьбы, уход из дома, похороны и т.д. Часто семья изобретает ритуал для того, чтобы отметить определенный переход к новой жизни.

    Можно выделить определенные виды ритуалов.

    1. Минимизированные ритуалы. Если ритуалы сочетаются с неприятными переживаниями для членов семьи, их стараются свести к минимуму (например, отец употребляет спиртные напитки за едой, дети стараются быстрее поесть, пока отец не напьется; по этой же причине они избегают совместных праздников с другими семьями).

    2. Прерванные ритуалы, например, в связи с переездом, разводом, войной. Семья стремится приспособиться к новым условиям, и ей не хватает сил на соблюдение ритуалов. В семейной психотерапии встречаются случаи, когда с ритуалом совпадает смерть близкого человека, тогда ритуал отменяется.

    3. Жесткие ритуалы, в которых преобладает структурированная часть, и члены семьи ждут их исполнения. Открытых творческих частей в таких ритуалах почти не остается. В данном случае семейному психотерапевту предстоит работать над тем, чтобы изменить ритуал, приблизить его к потребностям людей. При наличии жесткого ритуала в семье мало творческой активности, сопровождающейся весельем, игривостью, что является важной частью ритуала.

    4. Обязательные ритуалы. Бывает так, что ритуал «пуст», люди не ждут его, он вызывает напряжение, но изменить ничего невозможно (например, религиозные ритуалы для атеистов).

    5. Несбалансированные ритуалы, т.е. ритуалы, пришедшие из разных религиозных традиций (например, католичка выходит замуж за еврея, и в семье существуют только католические ритуалы). Такой ритуал может быть сфокусирован только на детях или, напротив, существовать только для взрослых.

    6. Гибкие ритуалы, меняющиеся в течение времени (например, ребенок становится подростком, и, естественно, меняется ритуал отхода ко сну).

    Названные ритуалы не существуют в «чистом» виде, как правило, они «перекрываются». Эта схема нужна психотерапевту для того, чтобы выяснить, какая семья использует ритуалы. В решении этой задачи он может ориентироваться на отдельные элементы описания ритуала (вопросы, которые задаются для изучения, создания и прерывания ритуала):

    2) присутствие свидетелей;

    4) символические действия;

    5) подготовка и процесс;

    6) слова (обращения);

    7) звук, движения, музыка, свет;

    11) связь с прошлыми событиями;

    12) связь с будущими переменами.

    Семейные фотографии.

    Одним из диагностических и одновременно психотерапевтических приемов семейной терапии является использование семейных фотографий.

    Из имеющихся фотографий каждая семья конструирует свой портрет: последовательность образов является свидетельством взаимосвязей семьи. Фотографии могут помочь членам семьи собрать воедино все мысли о семье, появляющиеся с течением времени, а также конкретные факты жизни семьи.

    Выделяют четыре этапа этой методики:

    1) психотерапевт просит члена семьи объяснить, почему он отобрал именно эти фотографии; пришлось ли ему обращаться к другим членам семьи за фотографиями; как хранятся фотографии – спрятаны или доступны. Уже это может объяснить некоторые семейные отношения. Например, одна девушка принесла на встречу с психологом только ксерокопии фотографий, так как мать не разрешала выносить фотографии из дома;

    2) перед тем как человек начнет рассказывать о том, что изображено на фотографиях, психотерапевт может попросить других членов группы описать людей, изображенных на фотографии – выражения их лиц, движения тела, сделать предположение о том, на какой стадии жизненного цикла находилась семья в момент съемки. Этим дается возможность клиентам услышать мнение посторонних наблюдателей, не знающих истории семьи;

    3) объяснив, кто на фотографии, как эти люди взаимосвязаны, член семьи, работающий с психологом, дает собственную интерпретацию взаимоотношений между людьми, снятыми на фотографии, а также рассказывает, что можно было бы изменить на этой фотографии;

    4) психотерапевт просит дать название фотографии (например, одна девушка назвала фотографию, где она была снята вместе с матерью и сестрой, «Я с мамой», а не «Мы с мамой», так как у нее не складывались отношения с сестрой, с которой они постоянно соперничали).

    Историю семьи легче рассказывать с помощью фотографий. Клиент не остается один на один со своей историей, он видит, что и другие люди, а тем более те, на чью психологическую помощь он рассчитывает, что-то понимают в ней.

    Фотографии могут помочь налаживанию контакта между клиентом и психологом (психотерапевтом), так как иногда клиенту трудно найти подходящие слова. Снимки из семейного альбома можно использовать для анализа событий во времени, посмотреть на какую-либо фотографию «до события» и «после». Через фотографию можно познакомиться с членом семьи, который не приходит на консультацию.

    Близка по своему замыслу к предыдущей технике и методика просмотра фрагментов видеофильмов.

    Возможен просмотр двух фрагментов видеофильма: две семьи, их поведение во время еды, разное отношение к еде, семейные разговоры и т.д.

    Участникам просмотра задают следующие вопросы:

    1. Где и как сидели члены семьи и сидели ли все за столом во время еды?

    2. Какие были правила, касающиеся выражения чувств за столом («Дайте отцу поесть, прежде чем вести разговор»)?

    3. Имела ли пища символическое значение (например, награда, наказание)?

    4. Какое символическое значение предпочтений (при раздаче, получении пищи), индивидуальных различий, выражение контроля, власти? (Например, в некоторых семьях все едят одно и то же, в других – для детей отдельная пища или для отца какое-нибудь мясное блюдо…).

    5. Кого обслуживают первым и кого последним?

    6. Какие выражения этнических характеристик включаются во время еды (например, есть ли особое значение пищи, предпочитаемое блюдо)?

    7. Какие правила для полов выражаются при покупке продуктов, приготовлении пищи, сервировке стола, разговорах, уборке со стола?

    8. Существует ли различие между повседневной и праздничной едой и в чем оно проявляется?

    9. Какие изменения возникают, когда на ужин приходят гости?

    «Указания (директивы)». Это высказывания психотерапевта о необходимости со стороны всей семьи или отдельных ее членов определенных действий. В этом случае семейный психотерапевт прямо и конкретно указывает, что нужно сделать для того, чтобы они добились своих целей (решения проблемы, разрешения конфликта). По содержанию указание (директива) может касаться конкретных действий (необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив, вместе и др.). Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной терапии:

    § указание членам семьи делать что-то;

    § указание делать нечто иначе, чем до сих пор;

    § указание не делать чего-то, что они до сих пор делали.

    Директивы делятся на прямые и косвенные. В основе этого подразделения – разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае косвенной, парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психолог в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Например, психотерапевт, работающий с конфликтующей семьей, может предписать членам семьи конфликтовать в определенных условиях и случаях, в тайне рассчитывая, что такое предписание расстроит присущий данной семье «сценарий» конфликтов, сделает конфликты смешными и искусственными в глазах семьи.

    Применение указанной техники требует:

    § тщательного изучения семьи;

    § достаточного авторитета психотерапевта в глазах члена семьи, который должен выполнить указание;

    § психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта. В ходе семейной психотерапии спонтанно возникает значительное число всевозможных ситуаций, проблем, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из создавшихся ситуаций. При этом нередко спонтанно «проглядывают» как раз те аспекты взаимоотношений между ними, которые являются для них проблемными. Психотерапевт должен быть готов заметить эти моменты, «выхватить» их из потока событий, обратить на них внимание членов семьи и показать, как их можно решить.

    Семейная дискуссия – один из наиболее широко применяемых методов в семейной психотерапии. Речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, способа обсуждения и решения различных семейных вопросов в составе семьи. Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели:

    1. Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах решения семейных конфликтов, решения разных проблем, о планировании и организации семейной жизни, распределении обязанностей в семье и др.

    2. Обучение членов семьи методам семейной дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. И то, и другое используется психотерапевтом для формирования у членов семьи боле широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих выявление истины в ходе дискуссии.

    Управление семейной дискуссией требует немалого искусства психотерапевта, который должен умело использовать систему основных приемов:

    § эффективное использование молчания;

    § обучение с помощью вопросов;

    § экспликация (пояснение, истолкование) эмоциональных состояний членов семьи;

    § конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи.

    Так, например, «Эффективное использование молчания» – это прием, применяемый психотерапевтом в момент, когда дискуссия по какой-либо причине прерывается и воцаряется неловкое молчание. В этот момент психотерапевт, вопреки ожиданиям членов семьи, присоединяется к общему молчанию: молчит вместе со всеми. Такое поведение может преследовать разнообразные цели. Одна из них – снятие напряженности на первых этапах знакомства с семьей. Молчание психотерапевта в этом случае означает то, что постоянное говорение не есть обязательное условие совместного занятия, что в молчании нет ничего особенного. В другой ситуации психотерапевт может молчать, если понимает, что такое поведение в данный момент соответствует правилам поведения данной семьи. Своим молчанием психотерапевт показывает, что понимает это правило и разделяет его. Нередко молчание психотерапевта может носить и «провоцирующий» характер.

    Столь же многообразные функции играют в семейной дискуссии «умение слушать», «обучение с помощью вопросов», резюмирование и др. Все они могут выполнять обучающую функцию: избирательным слушанием, вопросами, резюмированием психотерапевт обращает внимание семьи на какой-то аспект обсуждаемого в ходе дискуссии вопроса. С их помощью психотерапевт нередко направляет дискуссию в нужное русло. Последнее особенно важно на начальных этапах семейной психотерапии, когда семейная дискуссия под влиянием самых различных моментов, в том числе и страха перед неразрешимыми семейными проблемами, легко сворачивает в сторону, уходит от обсуждения «горячих» тем.

    Обусловленное общение. Сюда можно отнести разнообразные психотерапевтические методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений отношений в данном отношении. Один из приемов – обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользали от их внимания. Аналогична роль для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между членами семьи цветовой сигнализации. Каждый цвет обозначает определенное чувство. Обращаясь по различным вопросам, члены семьи зажигают лампочки, соответствующие чувству, которое в это время испытывают. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает возможность членам семьи лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Техника обусловленного общения применяется для формирования широкого круга навыков.

    Техника «честной борьбы» или конструктивного спора» включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда члены семьи испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу:

    1) спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон, выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;

    2) тот, кто начинает спор, должен ясно представлять цель, которую хочет достичь;

    3) все стороны должны принимать активное участие в споре;

    4) спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «и всегда ты…», «ты вообще…»;

    5) не допускаются «удары ниже пояса», т.е. применение аргументов, слишком болезненных для одного из участников спора. Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть в ходе специальных занятий и включать их в свои обычные повседневные отношения.

    Особое значение в семейной психотерапии приобретает формирование версионного мышления. Упражняющемуся сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность сексуальными возможностями своего мужа; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов вполне благополучной семьи неожиданно совершает попытку самоубийства. От клиента требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20) версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого труда «с ходу» выдвигает значительное число версий различных поступков. Формируемая таким образом способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений.

    Под методикой (техникой) в семейной психотерапии понимается типовая совокупность специальных действий, с помощью которых специалист (психолог) решает определенную психотерапевтическую задачу.

    Семейная психотерапия: «Нам надо поговорить»

    Например, в семье жены мальчиков очень оберегали, избавляли от любой работы, «закармливали» и опекали. А в семье мужа было правило «Ты мужчина, ты должен помогать». Такая пара будет ссориться даже из-за мытья полов: каждый будет стремиться делать это самостоятельно. В результате жена будет чувствовать отвержение («Ему не нужна моя забота и любовь»), а муж — униженность («Разве я ничего не могу сделать?»)».

    ПОМОЩЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА ПРИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСАХ И ПРОБЛЕМАХ

    Содержание:

    1. Когда нужна консультация психотерапевта
    2. Какие проблемы под силу разрешить семейному психотерапевту
    3. Основные этапы семейной психотерапии
    4. Используемые методы и техники

    Если в отношениях супружеской пары возникают проблемы, то иногда без помощи психотерапевта не обойтись. Если супруги хотят обрести уверенность в завтрашнем дне, душевное равновесие, то без врача им не обойтись. Они должны ходить на курс терапии совместно, иначе не получится достичь хорошего результата. Сам процесс врачи разбивают на несколько этапов. Для возобновления нормальных отношений они используют разные методики и техники.

    КОГДА НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА

    Признаки, указывающие супругам, что пора обратиться за помощью:

    1. Конфликт возникает из-за одной и той же проблемы – это может быть недоверие, нехватка денег. Психотерапевт – это посторонний человек, он будет смотреть на ситуацию не предвзято. Поэтому конфликт разрешит быстрее. Супруги часто не видят перспектив, ориентируясь только на свои чувства.
    2. Молодая пара часто обвиняют друг друга – специалист поможет восстановить гармонию в семье. Обратит внимание людей на свое поведение. Будет находить индивидуальный подход к каждой стороне.
    3. Недовольство сексуальной жизнью – это проблема, часто возникает, когда супруги живут вместе 15-20 лет. Специалист поможет вернуть прежнюю теплоту и подскажет, как разнообразить интимные отношения.
    4. Конфликты возникают из-за стресса, например, в семье родился ребенок, или кто-то из супругов изменил или потерял близкого человека. Отношения сразу же меняются, но молодая пара чаще всего к этому оказывается, не готова. Психотерапевт научит правильно себя вести, разработает вместе с женой и мужем стратегию решения проблемы.
    5. Если один из супругов получает моральную поддержку на стороне – например, появилась «мудрая» подруга, которая дает советы, как себя вести. Но чаще всего они оказывают совсем другое действие. Никому из супругов не нравится, когда в их отношения вмешиваются посторонние люди.
    6. Если о консультации у психотерапевта попросил партнер – значит, он не доволен атмосферой в семье. Супруге (у) не нужно сразу же обижаться, а лучше уступить.
    7. Бывают случаи, когда взаимоотношения пары «стоят» на одном месте и никак не развиваются. В этом случае стоит обязательно пройти курс терапии.

    Если в семье наблюдается хотя бы одна из вышеизложенных проблем, то лучше ее не запускать, а решить сразу же. Иначе брак разрушится, а пара будет сожалеть, что вовремя не обратилась за помощью.

    КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОД СИЛУ РАЗРЕШИТЬ СЕМЕЙНОМУ ПСИХОТЕРАПЕВТУ

    Специалист – это стороннее лицо, которое внимательно выслушает каждую сторону и поможет разрешить конфликтную ситуацию. Он способен помочь в следующих случаях:

    • соматическая болезнь у одного из партнеров;
    • кризис в личных отношениях молодой пары;
    • разные расстройства психики у обоих супругов сразу или у кого-то одного из них;
    • дисгармония в интимных отношениях;
    • нахождение общего языка после потери близкого человека;
    • возобновление доверительных отношений после измены одного из партнеров;
    • конфликт супругов из-за разницы в возрасте;
    • возобновление гармоничных отношений после появления в семье ребенка;
    • разрешение конфликтов, которые возникают из-за нехватки средств;
    • поможет найти решение проблемы, возникшей из-за внесемейных факторов;
    • специалист научит супругов как себя вести, если у обоих напряженная работа, которая может пагубно отразиться на отношениях;
    • разрешить семейные конфликты, возникшие из-за отдельных представителей семьи.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    Психотерапевт найдет индивидуальный подход к каждой паре. Терапия может длиться от одной недели до нескольких месяцев и даже лет. Она делится на 4 основных этапа:

    1. Семейный диагноз (диагностика) – врач подробно расспросит каждого супруга по отдельности о проблемах в семье. После присоединится к семейной группе и посмотрит на ситуацию со стороны. Сделает для себя выводы и подберет методику, по которой будет действовать, чтобы наладить отношения пары.
    2. Ликвидация семейных конфликтов – на этом этапе врач станет искать исток ссоры. Попытается ее ликвидировать при помощи эмоций каждого партнера. Научит пару находить общий язык друг с другом. Специалист станет посредником, и расскажет мнение одного супруга другому. Используются следующие методики донесения информации – недирективная психотерапия, индивидуальные способы воздействия партнеров друг на друга.
    3. Реконструктивный – все обсуждения будут групповыми, врач проведет поведенческий ролевой тренинг и обучит, как вести конструктивный спор, чтобы он не перерос в конфликт.
    4. Поддерживающий – на этом этапе супруги закрепляют полученные знания, учатся эмпатическому общению. Психотерапевт продолжает консультировать и корректировать приобретенные навыки.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ

    Психотерапевты применяют разные способы получения информации о конфликтах супругов. Они помогают им разобраться в сложившейся ситуации и найти подходящее решение для своих клиентов. Техники семейной психотерапии:

    • Социометрические – они самые востребованные среди всех видов. Их используют практически все врачи, чтобы заделать «трещины» в семейной жизни своих клиентов. Врач проникает внутрь в общую группу под видом одного из пациентов. Стиль общения не меняется, люди открыты и рассказывают больше о себе и личной жизни.
    • Поведенческие – методы помогают специалисту найти исток проблемы. Проводят корректировку поведения членов семьи. Техника дает результат уже через 2-3 сеанса. Она
    • позволяет выработать положительные эмоции в процессе лечения. Семейная пара учится самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, прислушиваться друг к другу.
    • Парадоксальные – они отличают от других вариантов эффективностью. С их помощью можно решить практически любую семейную проблему. Такая техника используется в тех группах, в которых люди не имеют возможности часто посещать занятия или отвергают помощь со стороны.
    • Вид, основа которого является воображение – это арт-терапия, применение ассоциативных элементов. Что собой представляет техника? Появилась она недавно. Если переводить дословно слово «арт» оно означает творчество. С помощью методики молодые пары узнают лучше себя и друг друга, у них налаживаются взаимоотношения.

    Но есть и разные методы, которые используют психотерапевт во время работы:

    1. Ролевая ситуативная игра – врач просит разыграть семейную пару сцену, например, конфликт на почве воспитания детей. Терапевт внимательно наблюдает за ситуацией и делает для себя выводы. Позже он о них рассказывает своим пациентам. Он подскажет, как разрешить конфликт мирным путем.
    2. Наблюдение – психотерапевт внимательно выслушивает обоих партнеров. После рассказывает семье об их проблемах, предлагает пути решения и курс лечения.
    3. Метод переконструирования – производится перефокусировка проблемного поведения одного из партнеров. Психотерапевт может резко изменить позиции супругов. Например, основным добытчиком в семье является муж. Вот он и меняется со своей женой местами. Супруга выходит на работу, хотя бы временно, а второй партнер следит за порядком в доме и воспитывает детей. Уже через неделю пара поймет, как тяжело приходится каждой стороне, и конфликт будет исчерпан. Такой метод помогает паре лучше понимать друг друга.
    4. Опрос по кругу – этот способ применяется, если семья большая. Каждый из членов начинает ценить мнение другого. При помощи опроса есть шанс узнать больше информации. Например, на сеанс пришла супружеская пара с детьми. На вопрос, который был ранее задан родителям, ребенок ответит и даст более достоверную информацию. Психотерапевту будет легче найти решение и подобрать эффективное лечение.
    5. Переформулирование – конфликтной ситуации дается другое название. Таким образом меняется и система разрешения проблемы, которая ранее находилась в неподвижном состоянии.
    6. Эмпатия параллельна аккомодации – это зеркальное отражение движений человека или сразу нескольких членов семьи. Дополнительно за поведением внимательно наблюдает терапевт. Бессознательный контроль за движениями выдает характер людей.

    Семья – это ценность, которой дорожат все меньше. Количество разводов растет с каждым днем. Чтобы избежать разрыва, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Специалист не только поможет сохранить семью, но и разрешит конфликт, научит слушать и уважать мнение друг друга.

    Если в семье наблюдается хотя бы одна из вышеизложенных проблем, то лучше ее не запускать, а решить сразу же. Иначе брак разрушится, а пара будет сожалеть, что вовремя не обратилась за помощью.

    Общая информация

    Длительность может составлять несколько недель. В особо тяжелых случаях общение «проблемной» семьи со специалистом-психологом затягивается на годы. Продолжительность зависит от:

    1. Прогрессирования психич-х аномалий у носителя.
    2. Степени выраженности конфликтной ситуации.
    3. Мотивирования членов «ячейки общества» к изменению климата внутри семьи.

    Сперва проводится один-два сеанса в течение недели. После этого специалист назначает встречу один раз в четырнадцать или двадцать дней.


    В основе этого направления находится метод «проблеморешения». Клиенты обязуются выполнять не только задания, которые даются им психотерапевтом на тренинге, но и «домашнюю работу». Целью упражнений является:

    Цели семейной психотерапии

    Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет. При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается. В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.
    Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

    При этом основная зада как терапевта. Так и всей семьи, является формирование понимания у членов системы того факта, что убежденность в каком-либо варианте успеха – это не просто пассивное ожидание, а последовательный ряд активных действий, выраженной инициативы, постоянного поиска возможностей и доступного внутреннего потенциала всей семьи.

    Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов:
    1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата.
    2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие.
    3. Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи.
    4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим.
    5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям.
    6. Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.
    7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.


    Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет. При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается. В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.
    Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

    Читайте также:  Извини, ты мне не пара, или как отказать девушке в свидании
Добавить комментарий