Танцевально-двигательная терапия. Что? Как? Для кого?

ТДТ: танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия – один из видов психотерапии, использующий движение в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека. Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться. Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.

Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.

Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и способны привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.

По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:

  1. Зона номер 1 – голова и шея;
  2. Зона номер 2 – плечи;
  3. Зона номер 3 – локтевые суставы;
  4. Зона номер 4 – кисти рук;
  5. Зона номер 5 – таз и позвоночник;
  6. Зона номер 6 – колени;
  7. Зона номер 7 – ступни.

Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.

Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций. Можно выделить два способа развития эмоционального осознавания:

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ

Это, прежде всего, люди, которых иногда называют кинестетиками. Для них движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития.

А также это могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип, или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что не целостны, потеряли контакт с собой, или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Танцедвигательная терапия может стать полезной:
• Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
• Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
• Для тех, кто не доволен собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, “зажатость”, повышенная склонность к травмам и т.д.).
• Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, или же поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.
• Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т. д.) или кардинальным изменением своей жизни.
• Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что жизнь будто ходит по кругу, или же они испытывают общее состояние, что в жизни “все идет не так”.

Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группе.

Иногда люди спрашивают, что эффективнее – групповые или индивидуальные занятия? Эффективно и то, и другое. Выбор формы работы зависит от запроса, немаловажную роль играют финансовые возможности клиента. Терапевт также может рекомендовать наилучший в данный момент способ работы.

Танцевально-двигательная терапия. Где этому учат? И для чего это нужно?

Танцевально-двигательная терапия — что это? Где этому учат? Что требуется для того, чтобы получить образование, стать ТД-терапевтом?

Танцевально-двигательная терапия — это метод психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей и взрослых. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Её питают такие области знания, как анатомия, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, неврологические исследования, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, метод анализ движений Рудольфа Лабана. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве — единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная и супружеская танцевально-двигательная терапия, где можно решить семейные проблемы. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребёнка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребёнка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т.д.). Ведётся работа с детско-родительскими отношениями. В группах и индивидуально ведётся работа с людьми, страдающими различными расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными симптомами и другими соматическими нарушениями. Ведётся групповая работа с психиатрическими пациентами.

Танцевально-двигательная терапия на сегодня для России — это инновационное направление в работе с различными категориями лиц по оздоровлению, развитию и коррекции психологического и физиологического состояния. Спектр применения ТДТ очень широк. Нет ограничений в применении ни по возрасту, ни по типу расстройств и нарушений. Одним из самых важных моментов, которые использует танце-терапевт это то, что тело не лжёт, это единственная проявленная в движении составляющая человека, которая обладает таким свойством.

В чём инновационность подхода? Это прежде всего:

  • Совокупность использования знаний, навыков и умений, относящийся к различных направлениям (психология, терапия, физиология, искусство, творчество).
  • На сегодня уже не секрет для просвещённых, что только целостный подход в терапии любой сложности и любого вида расстройств, как тела, так и души, даёт реальный результат.
  • Если быть ещё более точными, то практически все болезни являются психосоматическими, т.е. прежде чем проявиться на телесном уровне, она появляется как мыслеобраз, на уровне психики. И с этой точки зрения всё, что используется в традиционной медицине, в подавляющем большинстве своём, безнадёжно устарело.
  • Доселе в нашем обществе существовал значительный пробел в развитии творческого мышления и подхода (большое внимание уделялось мыслительным процессам, когнитивным методам в ущерб развитию творческого, креативного мышления), т.е. развивалось только одно преимущественно полушарие. Для целостного и гармоничного человека свойственно развитость обоих полушарий.
  • Самое не изученное на сегодня, как ни странно это звучит, это человек, в особенности его тело, связь тела и психики.

Издревле Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. В танце человек передавал своё отношение с непознанным, с природой, свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики и выражал Сокровенное в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

ТДТ показана:

  • Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
  • Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.
  • Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются настолько слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы выразить свои чувства, желания, потребности.
  • Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: с образом тела, трудностями в движении, с ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
  • Для людей, переживающих стресс или кризис в своей жизни, разного рода потери (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальные изменения своей жизни.
  • Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни “всё идёт не так”.

Результатами решения задач ТДТ является то, что человек:

  • Начинает осознавать взаимосвязь своего тела и чувств, своих телесных блоков и эмоционального состояния;
  • Осознаёт, как можно ослабить напряжение, что для этого нужно сделать;
  • Научается это напряжение снижать и этим уберегать себя от телесных болей и заболеваний;
  • Находит приемлемые и желательные варианты поведения;
  • Улучшает способности гибкого поведения;
  • Обучается искусству управления своими чувствами и мыслями;
  • Развивает способности к доверительным гармоничным отношениям, находит способы получения творческих сил и доступ к внутренним ресурсам и многое другое.

У читателя может возникнуть вопрос: “А зачем мне всё это нужно?” Ответ: как известно, человек стремится жить более комфортно и телесно и духовно. А для этого важно знать, чего же я хочу как минимум и как этого достичь. И вот тут-то у него обычно возникает трудность. Многие не могут найти ответа на эти вопросы, не могут удовлетворить свои потребности, потому что не осознают причин того, что с ними происходит. А причины могут быть различными. С точки зрения ТДТ, причина может лежать, например, в самых ранних этапах развития, неудовлетворённых потребностях тела, в пробелах двигательного развития, в сдержанных эмоциях или просто в отсутствии понимания потребностей тела, и т.д. И всё это можно восполнить при помощи ТДТ, причём часто самым коротким способом.

По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке по программе “Танцевально-двигательная психотерапия” с правом на ведение профессиональной деятельности в области психологического консультирования.

Естественный танец для познания себя

Движения тела показывают, кто вы и что о себе думаете, а естественный танец рассказывает вашу историю.

Почему просто не пойти на танцы? Любой танец — это замечательно, если он приносит вам удовольствие. Более того, через изменение мышечных паттернов вы можете изменить свой характер. Вы можете выбрать любое танцевальное направление.

Но у всех танцевальных стилей есть один существенный недостаток по сравнению с аутентичным движением — они ничего не рассказывают именно о вас.

Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретённым методам. Общество вообще отказывает индивиду в праве использовать естественный метод, принуждая его освоить принятый способ действий, и лишь тогда допускает его до работы.

Естественный метод раскрывает вашу индивидуальность и позволяет вам докопаться до своих проблем. Это тот момент, когда движение превращается в психотерапию и способ познания себя.


Есть специальное направление психотерапии — танцевально-двигательная терапия (ТДТ). И аутентичное (естественное) движение — её часть.

Виды терапии

Выделяют несколько разновидностей танцевально-двигательной терапии:

  • Клиническая используется в медицинской практике в комплексе с другими методами терапии, проводится курсами и может длиться годами.
  • Танцевальная психотерапия направлена на устранение психологических барьеров и проблем и предполагает ориентацию на определённые запросы пациентов.
  • Личностная танцевально-двигательная терапия. Её основные цели – это познание себя, развитие личности, освоение чего-то неизведанного, получение новых ярких эмоций.

Выделяют несколько разновидностей танцевально-двигательной терапии:

Скачать:

ВложениеРазмер
tantsevalno-dvigatelnaya_terapiya.docx27.56 КБ

Второе отличие — наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. На современном уровне развития, даже наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что Танцтерапия — это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.

Танцевально-двигательная терапия

Иногда исцелить душу и восстановить тело помогает танец. Слишком хорошо звучит, чтобы быть правдой? Совсем нет

Еще в древние времена люди заметили, что танец имеет целебные свойства. В летописных источниках упоминается о первом враче — китайце Хуато (141 год н.э.), который применял для лечения движение.

Как направление танцевально-двигательная терапия (ТДТ) возникла в середине прошлого века в Америке. Тогда, после американо-корейской войны, госпитали были переполнены военными с различными психическими расстройствами. Людей надо было возвращать к жизни, восстанавливать социальную адаптацию. Для этого в больницы часто приезжали музыканты, актеры, танцовщики. Такие сеансы реабилитации проходили и в Госпитале святой Елизаветы, где часто выступала танцовщица Мэриан Чейз.

Именно она доказывала, что после уроков танца у людей улучшается эмоциональное и психическое состояние, больные быстрее выздоравливают и адаптируются к социуму. Чейз описала модель танцевально-двигательной терапии, которая используется и сегодня. Танцовщица даже применила этот метод для работы с больными аутизмом, общение с которыми при помощи слов бывает слишком сложным.

Поскольку первые результаты оказались положительными, к работе приступили психологи и психотерапевты, именно эти специалисты исследовали с научной точки зрения эту необычную схему лечения. Впрочем, Мериам нельзя назвать основоположницей танцевально-двигательной терапии.

Метод не имеет единого автора. Впоследствии его расширил и усовершенствовал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Он разработал систему анализа движения, которую активно используют и в нынешней практике.

Задача танцетерапевта — их считать. Скажем, любой блок на физическом уровне, то есть отсутствие движения, сутулость или малоподвижность, сигнализируют об определенной проблеме. Танец снимает эти «блоки», и энергия начинает проходить по телу свободно, улучшается эмоциональное и физическое состояние.

Танец, психотерапия и танцевально-двигательная терапия: различия и общность

Александр Гиршон

В последние несколько лет среди многих увлечений, обрушивающихся на Москву (и отчасти на СНГ), есть одно, которое не может не радовать, — это увлечение танцем. Клубный танец, танец живота, латино и капоэйра, джаз-модерн и контактная импровизация, хастл и contemporary — школы и студии множатся, растут, наверное, процветают. Как будто пришло разрешение на реализацию давней мечты и настоящей потребности многих людей — наконец-то можно, можно танцевать, не имея ввиду профессиональной карьеры в искусстве или спорте, можно, просто потому что хочется.
И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он — досуг и спорт, он зрелищность и релаксация. Танец является эффективным средством инкультуризации человека, универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.

Все чаще употребляется и сочетание слов — танцевально-двигательная терапия. Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и т.д. Но при этом, как мне кажется, те, кто употребляют эти слова, далеко не всегда понимают, что это за зверь, и с чем его едят?

Важно прояснять понятия; потому что слова мы воспринимаем по-разному, и в этом нет ничего противоестественного, просто имеет смысл понимать, что именно мы имеем ввиду, и как мое понимание может отличаться от понимания других людей.

Можно выделить несколько разных «пониманий»:

1. медицинское — танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники как Пилатес, техники Александера и Фельденкрайса или мало известное у нас пока BMC (body-mind centering).
2. нью-эйджевское — экстатический танец, танец-медитация и т.д.
3. психологическое — танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.

Эти разные «понимания» создают путаницу. Попробуем распутать?

Терапия и терапевтичное
Путаницу задает в основном медицински-ориентированное понимание слова «терапия». Изначальное значение греческого слова theraps — тот, кто сопровождает, спутник. Основной его смысл в современном мире — лечение, исцеление, забота. Есть терапия как часть медицины, и есть терапия как краткое обозначение слова «психотерапия».

И разные понимания ТДТ соответствуют 3 разным пониманиям слова терапия:
А) лечение как устранение симптомов,
Б) исцеление как путь к целостности,
В) сопровождение на пути развития.

В строгом смысле этого слова танцевально-двигательная терапия — это «вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека«. Это официальное определение Американской Ассоциациии Танцевально-двигательной Терапии (http://www.adta.org/). Ключевое слово здесь психотерапия. Соответственно, называть этим сочетанием слов что-либо иное можно только в метафорическом смысле.
Американская танцтерапия базируется в основном на психоаналитическом подходе, хотя, в отличие от многих других видов терапии, может использовать модели глубинной психологии Юнга, гештальт-терапии и других направлений психологии.

Замечательный американский психотерапевт Карл Витакер говорит о разнице междутерапевтическим и терапией. «Терапевтическое действие оказывает все, что влечет за собой рост и цельность… Любой опыт может оказаться терапевтическим».Высвобождение чувств, чувство присоединения к группе, коллективу, измененное состояние сознания, возникшее самопроизвольно или специально кем-то индуцированное, перенос, когда некая ситуация воскрешает детские отношения с родителями или братьями и сестрами, присутствие значимого другого — все это может быть терапевтичным. «Терапевтическое влияние оказывает не сама ситуация, а ее значение для человека».

Поэтому естественно, что работает все — и то, что человек занимается своим телом, и сообщество (партнеры по танцу), и преподаватель и само танец, но в условиях обычных занятий танцем этот процесс чаще случаен и не направлен, он может произойти или не произойти. Вероятность терапевтического воздействия танца очень велика, но не является целью. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

Чем «лечат» танец и танцевальная терапия
Сами терапевтические механизмы в танце и танцтерапии естественным образом пересекаются, но не идентичны, а в некоторых случаях — противоположны. Часть механизмов мы перечислили. Расширим эту тему.
Два базовых терапевтических механизма, которые есть в танце (и не только в танце) — это его возможность быть выражением разнообразных человеческих чувств и изменения телесного, двигательного характера личности при обучении новым движениям.

Отреагирование, катарсис через повторное проживание и осознавание эмоционально значимых моментов прошлого является достаточно общим (и естественно оспариваемым) механизмом глубинной и телесно-ориентированной терапии. В танцевальной практике выделяют две реализации этого механизма:
· танец как психоэмоциональная разрядка;
· танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение.

Первый способ больше отражает обыденный и узко-медицинский подходы, но, безусловно адекватно описывает процессы стандартного социального функционирования танца (дискотеки и т.п.). Второй — больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие.
Психоэмоциональная разрядка достаточно простой и затратный (в смысле глубинных изменений) способ, типичным примером которого в терапевтической области являются трансовые танцы. Он опирается на оргиастическую природу танца.Самовыражение — область expressive arts -развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом в танце, имеющим для танцующего особую эмоциональную значимость.

Другой базовый механизм — переобучение. Если нарушения обусловлены проблемами и пропущенными (диссоциированными) стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать как а) перестраивание и трансформация дисфункциональных паттернов (работа с осанкой, фокусом внимания в движении и т.д.); б) получение нового опыта(например, освоение новых качеств движения).
Естественно, это разделение условно, и, в реальном процессе механизмы перекрывают и поддерживают друг друга. Тем не менее, имеет смысл знать, выделять и использовать эти механизмы в реальном процессе — творческом, образовательном или терапевтическом.

Еще раз напомню, что эти механизмы задействованы не только в танцевальной терапии. Они работают в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Так, при обучении определенному репертуару или при постановке конкретной хореографии, аспект отреагирования будет только мешать поставленным целям (что часто и происходит в непрофессиональной и полупрофессиональной среде).

Также понятно, что эта простая схема — всего лишь пример. Реальных механизмов гораздо больше — здесь и способность танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений и чувство принадлежности к группе и мн. др.

Следует также учитывать, что конкретные танцевальные направления и стили презентируют определенный набор качеств, характерный именно для них. Поэтому «не все танцы одинаково полезны», скорее, они «полезны» по-разному. И у каждого направления есть своя «обратная сторона» — то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо «отвергнуть» для того, чтобы танец соответствовать стилистике.

Так для простроенность, структурированность и точность классического балета плохо сочетается с «отпусканием» тела, использованием инерционности в некоторых направлениях современного танца. По данным Ларисы Пискуновой, самба за счет чередования медленного и быстрого ритма снижает уровень реактивной и личностной тревожности, уменьшает уровень восприятия боли; а пасодобль с его целеустремленными, активными, четко очерченными движениями корпуса помогает преодолевать неуверенность в себе, страх перед экзаменами и выступлением, а также заикание. Интересно, что акцент на соревновательность в спортивных и бальных танцах снижает «чувствование партнерами друг друга», переводя его в утилитарную и подчиненную вне-танцевальным задачам плоскость.

Многие танцтерапевты соединяют терапевтический подход и определенное направление танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в ТДТ используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце.

Танец и танцтерапия: границы
До их пор мы говорили об общем в танце и танцевальной терапии. Остановимся подробнее на различиях.

Коренное отличие терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата — образа, стиля, словаря движения. Так даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.

Второе отличие — наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. На современном уровне развития, как мне кажется, даже наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что танцтерапия — это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.
Некое знание психологии и танца, в лучшем случае, может привести к тому, что называется «creative dance», т.е. творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким либо танцевальным навыкам. Creative dance может быть частью танцтерапии, но контекст танцтерапии шире.

Третье отличие — соотношение вербальной и танцевальной модальности. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе «тело-сознание» и, поэтому обращается к разным языкам: как к «языкам» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «терапевтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Сам контекст танцтерапии, ее позиционирование является еще одним различием. Иными словами, люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными «терапевтическими» запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через танцтерапию. Возможно, что это несоответствие между бессознательными целями и техническими танцевальными занятиями приведет к обратному эффекту — отторжению самого танца; как это часто происходит в детстве, когда естественная потребность в движении слишком структурируется, подгоняется под чуждые стандарты, когда танец становится только техникой и забывается его способность иметь дело с целостностью и развитием целостности человеческого существа. И, когда это забывается, танец остается невоплощенной и даже пугающей, несбыточной мечтой.

Во многих случаях, обращение к этой мечте в контексте танцтерапии дает внутреннее разрешение на большую честность и подлинность самовыражения, которые начинают проявляться в повседневной жизни.

Танцтерапия и психотерапия: позиция
Существуют разные представления о месте танцевально-двигательной терапии в богатом и разнообразном мире современной психотерапии. Некоторые считают ее частью арт-терапии, понимая «арт» как искусство в широком смысле этого слова. Но тогда у нас есть термины для обозначения психодрамы, музыкотерапии, танцтерапии, но не остается специального термина для обозначения непосредственно «арт-терапии», где «арт» — это изобразительное искусство.

Более интегральная точка зрения — считать эти подходы (рисование, музыка, танец и т.д.) частью терапии творческим выражением (expressive art therapy). Но тогда не совсем ясны отношения танцтерапии и телесно-ориентрованной терапии, которая по подпадает под определение «творческого выражения». Ведь многие считают танцтерапию частью телесно-ориентированного подхода, и, действительно, фокус на телесном существовании объединяет их, но телесно-ориентированный подход далеко не всегда использует творческое самовыражение.

В своей практике я практически на каждом занятии использую техники, которые, строго говоря, можно назвать «взятыми» из телесно-ориентированной психотерапии, но они играют другую роль — они больше работают как подготовка к непосредственно танцетерапевтическим процессам.
Если смотреть на развитие танцтерапии, то ее «матери-основательницы» (Мэрион Чейс, Мэри Стракс Уайтхаус) были изначально именно танцовщицами, получившими затем психологическое образование. Они не занимались телесно-ориентированной терапией, которая уже существовала в период становления танцевальной терапии. Изначально они также не занимались арт-терапией.

Поэтому я считаю, что танцевальная терапия все-таки является отдельным направлением, требующим специфической подготовки и образования, хотя в реальном терапевтическом процессе техники танцтерапии, телесного подхода и любые направления expressive art therapy прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Одной из современных тенденций развития психотерапии является именно разработка именно полимодального подхода. И границы, о которых я говорил нужно обозначить лишь для того, чтобы единство этих подходов не стало неразличающим смешением.

Техники танцевальной терапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии, поскольку не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания, а, скорее, создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело-сознание» и их интеграции. Танец может служить плодотворной почвой для развития осознания, которое, как утверждается в различных школах психотерапии, и является целительной силой. В танце соединяетсянепосредственность переживания чувств и взаимоотношений, наглядностьстереотипов поведения и взаимодействия; процессуальность (изменчивость и непрерывность) как корневое качество любого человеческого опыта.

Но эти предпосылки требуют развития осознания для перевода их в терапевтический контекст. В танцтерапии осознание всегда основывается на непосредственном опыте переживания и потому меньше подвержено искажениям излишними ментальными построениями. В терапевтическом процессе мы можем встретиться (или повторно встретиться) с теми аспектами опыта, которые ранее отчуждались, деформировались, искажались или игнорировались. Становясь частью танца жизни, занимая в нем именно то место, которое важно для нашего дальнейшего развития, эти фрагменты опыта и наше отношение к ним меняются.

Танцевально-двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе является гармоничной физической практикой, танцтерапия может использовать различные модели сознания и терапевтической работы:

1)принципы терапии эмоционального катарсиса (поскольку телесное выражение чувств является самым прямым и естественным способом доступа к значимым областям опыта);

2) модель психоаналитической (глубинной) терапии (т.к. через танец происходит осознанный доступ к довербальным и ранним стадиям развития);

3) подходы сценарной и ролевой терапии (поскольку танец, по словам И. Хейзинги, «является «высшей и самой совершенной формой игры» и наглядным способом символизации);

4) взгляды экзистенциальной терапии (когда темами танца и «партнерами» в нем становятся и Любовь, и Одиночество, и Свобода, и Ответственность, и Смерть).

«Так какой танец мне нужно танцевать, чтобы это было терапией?» — спрашивали меня на одном ток-шоу. Интересна сама постановка вопроса. Она отражает типичную «мифологию»(по Р.Барту) современного общества, когда терапия — это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца — живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь — являются Одним. Процесса, в котором акцент переходит с результата и цели — на качество проживания именно этого момента, а, значит, и всей жизни, которая состоит из «этих моментов».

В строгом смысле этого слова танцевально-двигательная терапия — это «вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека«. Это официальное определение Американской Ассоциациии Танцевально-двигательной Терапии (http://www.adta.org/). Ключевое слово здесь психотерапия. Соответственно, называть этим сочетанием слов что-либо иное можно только в метафорическом смысле.
Американская танцтерапия базируется в основном на психоаналитическом подходе, хотя, в отличие от многих других видов терапии, может использовать модели глубинной психологии Юнга, гештальт-терапии и других направлений психологии.

Танцевальная терапия: как излечить душу танцем

«Мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное.»

Вы заметили: у нас какая-то эпоха идеальных людей. Суперлицо, супертело, супервес. И мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное – что мы чувствуем прямо сейчас. Оказывается, постоянно контролирование того, что мы едим, как спим, даже как морщим лоб, не так уж безопасно. Мы разъединяемся со своим телом, а это чревато проблемами. Об этом ниже.

Я практикую разного рода медитации для повышения так называемого майндфуллнесс. Бытие в настоящем моменте, без оценивания и суждения. В том числе и себя. Своего тела, своих достижений. Зачем это нужно. Мы становимся наполненными, с пониманием того, что вот оно, тотальное счастье. Такого состояния жутко сложно достичь, сидя на подушке, ведь наш ум, как резвая обезьянка, скачет с ветки на ветку, то есть с мысли на мысль.

И вот случайно (конечно же нет, мы знаем, что всё это подарки Вселенной) ко мне пришла танцевальная терапия. У меня было пару сессий, и теперь я большой поклонник этого метода. Именно в движении это состояние единства тела и ума легче достичь.

Метод оказался настолько эффективным, что осенью я решила организовать ретрит с танцевально-двигательным терапевтом Юлией Морозовой. Такие длинные выходные в тосканской глуши, где среди местных просторов мы, участники, сможем практиковать эту самую редко достижимую майндфуллнесс в процессе танца. И не только. Ведь оказывается, танец решает и много других важных задач.

Я задала вопросы нашему тренеру Юлии Морозовой. Юлия живет в Голландии, где у нее частная практика по танцевально-двигательной терапии, она лечит людей танцем.

— Юля, расскажи, как в принципе танец может исцелять?

— Древние знали это абсолютно точно, и целительные ритуалы непременно сопровождались танцем и пением. В современном мире это знание забылось, и танец стал рассматриваться как развлечение, либо высокое искусство. Однако сейчас как раз такое время, когда древняя мудрость возвращается, обогащенная новыми знаниями. Так на стыке танца, психологии, древних целительских практик и современной нейронауки возникла танцевально-двигательная терапия, которая уже более полувека существует как самостоятельная профессия и помогает людям. Основные принципы ТДТ (танцевально-двигательная терапия) говорят, что движение является отражением внутренней психической жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром: как мы двигаемся, так и живем, как живем, так и танцуем. Изменяя что-то в своем танце, в способе движения, мы можем научиться иначе действовать и в жизни. Танец – это коммуникация, а коммуникация – важнейшая базовая потребность человека. Техники ТДТ помогают нам стать мастерами коммуникации с собой и с миром не на словах, а всем существом, каждой клеточкой тела.

Мы много говорили про важность контакта с телом, зачем этот контакт?

— Под контактом с телом мы понимаем постоянное и непосредственное переживание единства, взаимосвязи телесного, эмоционального, когнитивного и социального аспектов нашего Я. То, что ощущения в теле неразрывно связаны с эмоциями и мыслями, и наоборот. Что мы определяем наши потребности (физические и эмоциональные), не ориентируясь на какие то принятые извне догмы (сон должен быть столько то, углеводов столько-то, это делать опасно, а это нет), а исходя из целостного переживания тела и ума, которое иногда мы называем интуицией. Игнорировать и контролировать наши физические потребности – означает терять этот контакт. И сегодня часто происходит спекуляция.
ЗОЖ, питание, спорт, даже йога порой, тот же танец часто, увы, используют для того, чтобы тело стало подтянутым, целлюлит разгладился, килограммы ушли. Чтобы было красиво, в первую очередь. Но стремясь к идеалу, мы теряем радость жизни и ощущение собственной ценности. Теряя контакт с телом мы теряем чувство целостности, чувство связи с окружающим миром и другими людьми.

— Поговорим еще о пользе танцевально-двигательной терапии. Какие бы ты отметила самые важные аспекты?

— Их очень много, перечислю пару.
1. Помогает выразить эмоции. Далеко не все эмоции мы можем выразить одинаково легко вербально. Какие-то эмоции считаются «хорошими», и выражать их вербально и не вербально «легко и приятно» и принято в обществе. Другие эмоции (гнев, стыд, страх, отвращение) получили ярлык «отрицательных» и многие испытывают сложности не только с их выражением, но даже с тем, чтобы осознать и признать у себя их наличие. ТДТ дает возможность выразить эмоции экологично, безопасно для себя и других.

2. Помогает освободиться от стресса. Любое физическое движение способствует этому. ТДТ в этом смысле помогает не только снизить уровень стрессовой реакции на физическом уровне, но также и через большее осознание связи эмоционального и физического.

3. Верится с трудом, но танец предотвращает старение! Исследования в области нейробиологии доказали, что танец способствует развитию большого количества ассоциативных нейронных связей и является самым эффективным методом в профилактике старения. То есть, чем раньше начнем, тем лучше. А еще повышает уверенность в себе и самооценку. Развивает креативность и воображение.

В танце мы возвращаемся в то состояние, которое знают все четырехлетние дети, – состояние игры, когда бочка становится подводной лодкой или космическим кораблем, а сами мы героями наших придуманных историй. Это отличается от тех игр, где есть заранее придуманные ходы и правила, здесь царит спонтанность, импровизация, и следование за своим интересом и вдохновением. Танец не обязан быть совершенным, а рисунок – красивым с эстетической точки зрения. Их основная ценность в том, что они выражают вовне то, что происходит у вас внутри прямо сейчас в данный момент.

— Значит это помогает и знаменитой майндфулнесс, быть в моменте?

— Американская танцетерапевт Кристина Колдуэлл предложила альтернативный термин, bodyfulness. Майндфулнесс, самим своим названием ставит ум в центр, хотя и практика эта применяется в разных областях работы с телом. Мне кажется, пора дать телу право голоса. Быть в моменте, переживая телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли, образы и реагируя на все это в движении, как один неразделимый процесс. Я думаю, что танец — это то, где можно практиковать единство тела-ума, майндфуллнесс, бодифуллнесс…жизнь
И как результат – повышается уровень жизненности.
Когда тело и ум приходят в больший баланс и контакт, когда повышается чувствительность к своим потребностям и человек следует им, когда человек признает у себя все эмоции и дает им возможность быть выраженными, когда творчество, игра и спонтанность становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, человек неизбежно будет чувствовать себя более живым. Иногда это называют сексуальностью, но тут важно не сузить жизнь до секса, мне больше импонирует понятие «эросное восприятие жизни». Не эротическое – здесь возбуждение сконцентрировано в отдельных частях тела и нужен объект, на кого его разрядить, а именно Эросное. Как вообще быть живым – тогда живет каждая клеточка тела и флирт происходит с Миром.

Я правильно понимаю, что танец даёт свободу?

— Еще какую! По сути мы становимся хореографами своей жизни. Жизнь — это танец, но мы не просто вовлечены в него и движемся в потоке и вихре событий. Каждый может посмотреть на событию вокруг и себя в них как хореограф. О чем этот танец сейчас? Где сцена? Какая музыка? Как можно поменять ритм и темп, добавить легкости, или наоборот, веса? Каких еще танцоров вывести на сцену, а кого-то, возможно, попросить посидеть тихонечко в углу? А может, вообще нужно объявить антракт и пойти всем отдохнуть? Или сочинить новый балет? И если я и танцор своей жизни, и хореограф, и сцена, и зритель одновременно – представляете, сколько свободы и сколько возможностей сразу открывается?

Вы заметили: у нас какая-то эпоха идеальных людей. Суперлицо, супертело, супервес. И мы напрягаемся в погоне за суперрезультатом, упуская самое главное – что мы чувствуем прямо сейчас. Оказывается, постоянно контролирование того, что мы едим, как спим, даже как морщим лоб, не так уж безопасно. Мы разъединяемся со своим телом, а это чревато проблемами. Об этом ниже.

Танцевально-двигательная терапия. Что? Как? Для кого?

Такая терапия применяется для борьбы со многими проблемами: эмоциональные, межличностные, страхи перед неудачами, зауженная самооценка.

Танцевально-двигательная терапия применима для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, тяжелые психические и хронические заболевания.

Психотерапевт, можно сказать, отвлекает и помогает людям забыть о своих проблемах, расслабиться и почувствовать себя более живым. Разница и достоинство данного вида терапии – заключается в том, что, в сравнении с другими видами, она является общедоступной.

В большинстве случаев, во время сеансов, пациенты не могут раскрыться своему доктору и рассказать о своих проблемах. В результате чего сеанс проходит бессмысленно и не приносит никакой пользы пациенту. Чтобы разрядить ситуацию, опытные врачи предлагают выполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движении пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, что тревожит и в чем состоит его проблема.

Большой вклад в развитие данной терапии внесла теория «мышечного панциря» Вильгельма Райха. Он первым доказал, что зажатость, именно этот «мышечный панцирь», возникает у человека в самом детстве и связан со страхами: быть наказанным, непонятым, обсмеянным.

Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха . Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным. Следовательно, комплексы и зажимы накапливаются в подсознании и могут привести к различным заболеваниям как душевным, так и физическим. Вильгельм Райх верил, что, если пациент будет осуществлять спонтанные телодвижения, в комплексе с правильным дыханием – это способно снять мышечное напряжение , и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.

Но также есть и другая версия создания танцевальной терапии. По этой версии, основательницей терапии, как самостоятельного вида психотерапии, является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:

Зона номер 1 – голова и шея;

Зона номер 2 – плечи;

Зона номер 3 – локтевые суставы;

Зона номер 4 – кисти рук;

Зона номер 5 – таз и позвоночник;

Зона номер 6 – колени;

Зона номер 7 – ступни.

Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни.

Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием.

Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности.

Зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах

Ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности.

То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни.

И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достичь всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.

Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории:

– напряжение и расслабление;

– образ тела и выразительное движение:

Осознание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения.

Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию.

Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.

Зона номер 6 – колени;

История развития ТДТ

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз [5] . Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М.Чейз получила национальное признание [2] [6] .

В дальнейшем развитие ее идей поддержали Мэри Уайтхаус, Бланш Эван, Труди Шуп, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом» (ПТСР), а также нормальными и невротическими клиентами. Зачатки теории ТДТ и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами [2] .

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины [6] .

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA) [6] .

На данный момент ТДТ выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился круг ее применения: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства, расстройствами питания и проч.) [4] [6] .

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ: ПСИХОТЕРАПИЯ В ТАНЦЕ

Известно, что правильно нормированная и организованная физическая двигательная нагрузка позитивно влияет на психоэмоциональное состояние человека. Улучшается его настроение, сон, сосредоточенность и способность к концентрации. Активный образ жизни помогает поддерживать высокий уровень функциональной включенности и сохранять эмоциональную стабильность в стрессовых ситуациях.

Психологи называют физические нагрузки «инвестицией в разум, тело и душу», признавая одним из самых полезных видов активности для психологического и психического здоровья танцевально-двигательную терапию.

Что такое танцевально-двигательная терапия?

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это психотерапевтическое применение движения и танца для поддержания интеллектуальных, эмоциональных и моторных функций тела. Эта техника основана на идее тесной связи тела и разума и строится на корреляции движений и эмоций: специалисты считают, что изменение паттернов движения влияет на работу всего организма.

В основе ТДТ лежит активный клиентоориентированный подход, позволяющий каждому делиться мыслями и чувствами и выражать себя в безопасной и комфортной атмосфере через движение и слово.

ТДТ известна с 1940 годов, и одной из первых, кто заговорил о танце в психотерапевтическом ключе, была американская преподавательница танца Мэрион Чейз. Её поддержали многие практикующие психотерапевты, и уже в 1966 году была основана Американская ассоциация танцевальной психотерапии (Российская ассоциация – в 1995 году). Этот метод активно применялся для лечения посттравматического стрессового расстройства у американских солдат, вернувшихся с войны, сейчас ТДТ используют для лечения тревожного расстройства, депрессии и расстройства пищевого поведения.

Статья финских учёных, опубликованная в журнале Frontiers in Psychology, рассказывает об исследовании влияния ТДТ на пациентов психиатрической клиники с диагнозом депрессия. Большинство пациентов страдало депрессией умеренной или тяжелой формы, рецидивирующего или хронического типа. Предполагалось, что ТДТ, включающая в себя физическую, эмоциональную и социальную активность, облегчит симптомы. В исследовании приняли участие 33 пациента, которые не прерывали своё обычное лечение. Из них 21 участник прошёл курс ТДТ из 12 сеансов. Эффекты интервенций были исследованы путём последующего наблюдения на протяжении 3 месяцев. Добавление в программу лечения ТДТ значительно улучшило результаты лечения. Эффект ДМТ наблюдался независимо от того, принимал пациент антидепрессанты или нет, что подтвердило ожидания исследователей: ТДТ полезна для лечения депрессии.

Для детей невербальный аспект ТДТ поддерживает развитие и интеграцию моторных, перцептивно-моторных, вербальных навыков обработки, познания и общения, а также социального эмоционального развития. Фокус на невербальном поведении может помочь в работе как с аутизмом, так и диагностированными расстройствами психики, терапия которых предполагает улучшение навыков общения, повышение внимательности к сигналам и состояниям тела и влияния на моторный дефицит. Движение выступает средством взаимодействия между психотерапевтом и клиентом.

Не существует единого фиксированного типа движения, используемого в ТДТ. Программы варьируются от традиционных танцев, таких как бальные, до более тонких форм движения, таких как йога и растяжка для расслабления тела. Сеансы ТДТ проходят в терапевтической обстановке. Терапевт применяет движение, чтобы помочь клиенту достичь эмоциональной, когнитивной, физической и социальной интеграции. К преимуществам ТДТ относятся снижение стресса и эмоциональная регуляция. В процессе лечения расстройства пищевого поведения ТДТ способствует улучшению восприятия собственного тела и повышению самооценки.

Чем танцевальная терапия отличается от обычных танцев?

Движение в танцевальной терапии – это больше, чем просто упражнение. Положение тела, его плавность и движение интерпретируются скорее как средства самовыражения. При лечении расстройств движение используется для передачи сознательных и бессознательных чувств в танце. Терапевт реагирует на движения, оценивает язык тела, невербальное поведение и эмоциональные выражения, чтобы разработать меры вмешательства (интервенции) для удовлетворения конкретных потребностей клиента.

Примеры интервенций в ТДТ:

  • Отзеркаливание. Повторение движений клиента, чтобы показать сопереживание и подтвердить то, что он чувствует.
  • Использование «метафоры движения» или реквизита, чтобы помочь клиенту физически продемонстрировать затруднение или прорыв. Например: психотерапевт может выдать клиенту белый флаг, чтобы помочь отметить эмоциональную капитуляцию.

Важные навыки, которые приобретаются в ТДТ:

  • Здесь и сейчас.
  • Открытость, искренность и честность.
  • Интерпретация невербального поведения.

Чувства могут долгое время оставаться невыраженными, продолжая существовать в теле, ухудшая эмоциональное и физическое состояние человека. Необходимо помочь им проявиться правильно и продуктивно – для этого и нужна ТДТ. Она хорошо сочетается с другими методами лечения расстройств и приводит хотя и не к сиюминутным, но значимым глубинным изменениям. Обладая таким инструментом понимания собственного тела и имея возможность ощущать его сигналы и состояния, можно постепенно наладить с ним эмпатийную связь и качественно улучшить свою жизнь.

Статья создана по материалам:

  • Greta Gleissner, What is dance movement therapy? Psychology Today, April 12, 2017.
  • RU
  • ORG
  • Wikipedia

Автор перевода: Кропалева Ирина Евгеньевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, психотерапия

Статья создана по материалам:

Танцевально-двигательная терапия. Что? Как? Для кого?

Такая терапия применяется для борьбы со многими проблемами: эмоциональные, межличностные, страхи перед неудачами, зауженная самооценка.

Танцевально-двигательная терапия применима для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, тяжелые психические и хронические заболевания.

Психотерапевт, можно сказать, отвлекает и помогает людям забыть о своих проблемах, расслабиться и почувствовать себя более живым. Разница и достоинство данного вида терапии – заключается в том, что, в сравнении с другими видами, она является общедоступной.

В большинстве случаев, во время сеансов, пациенты не могут раскрыться своему доктору и рассказать о своих проблемах. В результате чего сеанс проходит бессмысленно и не приносит никакой пользы пациенту. Чтобы разрядить ситуацию, опытные врачи предлагают выполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движении пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, что тревожит и в чем состоит его проблема.

Большой вклад в развитие данной терапии внесла теория «мышечного панциря» Вильгельма Райха. Он первым доказал, что зажатость, именно этот «мышечный панцирь», возникает у человека в самом детстве и связан со страхами: быть наказанным, непонятым, обсмеянным.

Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха . Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным. Следовательно, комплексы и зажимы накапливаются в подсознании и могут привести к различным заболеваниям как душевным, так и физическим. Вильгельм Райх верил, что, если пациент будет осуществлять спонтанные телодвижения, в комплексе с правильным дыханием – это способно снять мышечное напряжение , и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.

Но также есть и другая версия создания танцевальной терапии. По этой версии, основательницей терапии, как самостоятельного вида психотерапии, является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:

Зона номер 1 – голова и шея;

Зона номер 2 – плечи;

Зона номер 3 – локтевые суставы;

Зона номер 4 – кисти рук;

Зона номер 5 – таз и позвоночник;

Зона номер 6 – колени;

Зона номер 7 – ступни.

Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни.

Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием.

Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности.

Зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах

Ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности.

То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни.

И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достичь всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.

Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории:

– напряжение и расслабление;

– образ тела и выразительное движение:

Осознание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения.

Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию.

Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.

Зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах

Танцевально-двигательная терапия

Евгения Романова
Танцевально-двигательная терапия

«Танец – это живой язык, которым говорит человек…

Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек,

а инструментом выражения – человеческое тело». Мэри Вигман

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ:

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу.

2. Танец – это коммуникация,которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

3. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

4. Раскрепощение, «раскрытие» своего внутреннего мира.

5. Релаксация, расслабление, «чувствование» своих внутренних состояний.

Приемы танцевальной терапии:

«Веселый поход». Игра, направленная на сплочение группы, внимание, воображение, быстроту мышления и сообразительность. Основная цель – сблизить и сплотить участников терапии.Ход игры: под веселую, задорную музыку цепочка участвующих друг за другом движутся по залу. Впереди стоящий задает любое движение, которое все должны повторять в течение 15 секунд. Затем первый участник переходит в конец цепочки, а новый впереди стоящий задает новое танцевальное движение.

«Лебединое озеро». Прием, направленный на достижение раскрепощения, самораскрытия, уверенности в себе.Ход игры: участники встают в круг и под легкую, спокойную музыкальную композицию танцуют в одном стиле (все лебеди). В круг участников присоединяется фея, которая передает

волшебную палочку любому танцующему. «Главный» лебедь (которому досталась палочка) проходит в центр круга и танцует сольный, оригинальный танец, задавая определенные движение для всех остальных птиц.

«Отражение». Игра-импровизация, главным образом направленная с одной стороны на раскрытие своих творческих способностей, с другой – на «вчувствование» в другого человека, доверие и сплоченность. Все участники терапии делятся на пары,встают в два круга: внутренний и внешний. При включении музыкальных композиций разных стилей участники внутреннего круга задают движение каждый для своей пары, а участники внешнего круга стараются повторить его в зеркальном отображении. Как правило, в данном приеме танцевальной терапии должна использоваться музыка нескольких, разнообразных стилей. Нами были использованы музыкальные композиции в стиле цыганского, русского и испанского танца.

По окончании основных приемов танцевально-двигательной терапии возможно проведение обратной связи, получение отзывов, проговаривание основных моментов, наиболее интересных и понравившихся участникам терапии.

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Использование танцевально-ритмических движений при организации утренней гимнастики «Использование танцевально-ритмических движений при организации утренней гимнастики». Инструктор по физкультуре Зародина Ю. Ю. Мне зарядку.

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре с элементами танцевально-игровой гимнастики Задачи Образовательные: • Расширять кругозор • уточнять представления детей о разных видах птиц и их повадках Развивающие: • Развивать мышечную.

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» “Урок дружбы” Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

Двигательная активность детей в ДОУ Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доклад по презентации. 1 слайд в настоящее время, в период обновления.

Сюжетно-игровое развлечение по танцевально-игровой гимнастике «Путешествие на паровозике Букашка» Целевые ориентиры: Укреплять здоровье детей посредством танцевально- ритмических движений, продолжать развивать у детей чувство ритма, музыкальный.

Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная терапия Обучающая программа Для кого: Программа рекомендована психологам, психотерапевтам, хореографам с педагогическим.

Танцевально-игровая программа «Хорошее настроение» для детей старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель Снегирёва Валентина Николаевна, г. Ангарск, Иркутская область Танцевально-игровая программа «Хорошее настроение».

Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная терапия Обучающая программа Для кого: Программа рекомендована психологам, психотерапевтам, хореографам с педагогическим.

Описание метода

В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов:

  1. Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
  2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  3. Триада мысли-чувства-поведение — единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
  4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
  5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии [3] .
  1. Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
  2. Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
  3. Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
  4. Интеграция внутреннего опыта — установления связи между чувствами, мыслями и движением.
  5. Создание глубокого группового опыта [3][7] .

ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:

Читайте также:  Харизма: что это такое и как её развить мужчинам и женщинам
Добавить комментарий