Экзистенциальная психология. целостность и человек

Хм, феноменологическое понимание пациента?

Суть феноменологического подхода в том, что психотерапевт оставляет в стороне все априорные теории и интерпретации. Главная задача — видеть пациента, в первую очередь, как личность, говорить с ним как с личностью.

В основе феноменологического понимания — не условия и причины, а то, что есть здесь и сейчас. То, что говорит и показывает пациент. Что за этим стоит. Сущность пациента при феноменологическом подходе раскрывается с помощью сущности терапевта.

Суть феноменологического подхода в том, что психотерапевт оставляет в стороне все априорные теории и интерпретации. Главная задача — видеть пациента, в первую очередь, как личность, говорить с ним как с личностью.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пащенко Ольга Витальевна

развитие интеллекта. Масс-культура создает «человека-наслаждающегося, развлекающегося», «бегущего от свободы» в мир иллюзий, псевдоценностей, информации и знаний, стереотипизирует сознание массового человека, его быт, потребности, чувства, мысли, ценности, убеждения, поведение9.

Экзистенциальная психология. Целостность и человек

Мир человека характеризуется в экзистенциальной психологии четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное.

Бинсвангер старался решить задачу описания человеческого существования в его целостности, вопреки биологизму Фрейда. Психоанализ не устраивал Бинсвангера как любые “объясняющие” подходы к человеческому сознанию. В научных теориях, пишет он, “реальность феноменального, его уникальность и независимость поглощаются гипотетическими силами, влечениями и управляющими ими законами”.

Наука о человеке должна описать человеческое существование в его целостности. Фрейд же сводит экзистенцию человека к гипотетическим универсальным законам. По замыслу экзистенциалистов, понятие “бытие-в-мире” предназначено для того, чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного. Дихотомия “объект-субъект” признается как ошибка Декарта, а картезианская картина мира – как следствие отчужденного восприятия действительности. Ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир – это структура значимых отношений, которую создает сам субъект.

Бытие-в-мире, по Бинсвангеру, имеет 3 модуса:

* Umwelt – физический мир, который с нами разделяют все живые организмы;

* Mitwelt – социальный мир, сфера общения с другими людьми;

* Eigenwelt – мир самости (в том числе телесной), присущий только человеку.

Разделение телесного и духовного, по мнению Бинсвангера, снимается в онтологии Хайдеггера. В рамках Dasein-анализа телесность человеческого существования не отрицается, она рассматривается как “заброшенность”. Человек ситуационно определен и подвергается внешнему воздействию. Но это воздействие не определяет поведение человека, оно принимается как возможность выбора. Человек обречен быть свободным, так как сталкивается с единственной необходимостью: все время выбирать.

Бинсвангер считал, что психиатрия должна рассматривать человека по-новому, в его целостности, и для обозначения единства всех модусов предлагал термин koinonia – соучастие. О нарушении такого единства свидетельствуют невротические симптомы. Поэтому, когда критики экзистенциальной психологии говорят о том, что Eigenwelt – это главный модус у Бинсвангера, а два остальных мира не соотносятся между собой, то это неверно. Просто мир самости – это основа, на которой строится отношение к остальным модусам, а koinonia объединяет эти модусы. Именно о нарушении единства трех модусов свидетельствуют неврозы.

Босс также считал, что у Хайдеггера преодолевается дуализм субъективного и объективного, хотя подчеркивал, что Dasein – это не человек, а здесь-бытие, открытость, “просвет”, в котором выявляется смысл бытия. Бытие-в-мире залечивает разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека в мире. Это не означает, что люди связаны с миром или взаимодействуют с ним. Это означало бы, что люди и среда – это две отдельности. Человек и мир именно едины. В последних работах Босс даже стал вводить дефис в выражение “Dasein”, возможно, чтобы подчеркнуть, что “Da” означает не просто “там”, а “именно там”.

В открытости человека бытие получает возможность проявить себя, но сама эта открытость возможна лишь благодаря тому, что бытие открывается человеку. Человек служит получателем послания бытия, да и сам он “послан” в мир, чтобы бытие могло “открыть” себя. Человеку нужно просто вслушиваться в “язык бытия”, позволяя тем самым говорить самому бытию.

М. Босс был лично знаком и дружен с Хайдеггером. Босс пошел по пути, проложенному феноменологической психологией. Но постепенно Босс приходит к выводу, что его взгляды по целому ряду пунктов отличаются от концепции Бинсвангера и других экзистенциалистов, которые, как он считал, неверно истолковывали “Бытие и время”. Учение Хайдеггера – не экзистенциализм, не антропология, а онтология, учение о бытии, считал Босс. В отличие от Бинсвангера Босс не говорит о различных миропроектах, но обсуждает существование в терминах открытости и закрытости, открытого или закрытого, светлого и темного, широкого и узкого. Нет смысла говорить о существовании чего-то, если нет того, кто “высвечивает” это существование. Человек и мир друг без друга не существуют, они едины и конституируют друг друга. Люди не имеют существования, отдельного от мира, как и мир от людей. Человек “раскрывает мир”. Люди – это “просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен”. За феноменами ничего не стоит. Они – суть реальности. В экзистенциальном анализе человек пытается увидеть, что представляет проживание и описать его настолько точно, насколько позволяют языковые средства. Не следует искать скрытые причины или смыслы. Человек не придает смысл объектам: они открывают свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия. В открытости человека бытие получает возможность проявить себя, но сама эта открытость возможна потому, что бытие открывается человеку. Человек служит “получателем” послания бытия и сам он “послан” в мир для того, чтобы бытие могло “открыть” себя. Главную задачу экзистенциального анализа Босс видит в излечении от неврозов и психозов посредством преодоления всех предвзятых понятий и “субъективистских” интерпретаций, заслонивших бытие от человека. Необходимо феноменологически описать изначальный уровень соотнесенности человека с миром, отбросив все объяснительные конструкции, в частности, психоаналитический понятийный аппарат: например, не “бессознательные влечения”, а “сокрытое” для личности.

Т. к. бытие в мире есть целостный феномен, то у человека нет собственных потенций и задатков – все в бытии и от бытия. Поэтому, по мнению Босса, не нужно учить пациента вступать в контакт с другими людьми (он изначально находится в “открытости” с другими), нужно только снять барьеры, блокирующие изначальную открытость (“позволить быть как есть”). Однако не совсем понятно, как можно побудить некоммуникабельного больного принять эту позицию.

Волевые усилия, обучение технике коммуникации, групповая психотерапия и “ориентированная на другого” терапия Роджерса могут только ухудшить положение больного, по мнению Босса. Босс отмечает, что знание о смерти не оставляет людям выбора кроме жизни в некотором постоянном отношении к смерти, “бытии к смерти”, что заставляет нас быть ответственными буквально за каждый миг нашего существования. Я согласна с тем, что знание о смерти накладывает на нас ответственность, но на мой взгляд, просто невозможно жить каждый день, помня о “смерти за левым плечом”. Такое знание должно выступать на первый план периодически, позволяя сделать правильный выбор или изменить уже существующее в жизни.

Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь. Человек свободен и один ответственен за свое существование.

Бинсвангер, будучи профессионалом-психиатром, обращается к феноменологии как к науке. Феноменология – вообще основной метод работы экзистенциалистов. Однако здесь Бинсвангер сталкивается со следующей трудностью: если другой человек является не более чем проекцией моего субъективного опыта (феноменология), то любая возможность адекватного познания внутреннего мира другого человека становится проблематичной. Это ограничение Бинсвангер старается преодолеть с помощью учения Шелера о “симпатии”. По Шелеру, душевная жизнь других людей постигается нами непосредственно и даже раньше, чем наша собственная. Однако и теперь Бинсвангер оказался в странном для психиатра положении: если цели, интенции, эмоции другого человека даны каждому в непосредственном видении, то невозможно ошибиться при оценке намерений и эмоций другого человека (например, в постановке диагноза). От учения Шелера тоже пришлось отказаться, хотя позднейшее учение Бинсвангера о “любовном-бытии-друг-с-другом”, несомненно, связано с шелеровской философской антропологией.

Интересным в плане подлинного, истинного общения “Я” и “Ты” в духе экзистенциализма стало учение К. Ясперса об “экзистенциальной коммуникации”. Практически все философы-экзистенциалисты говорили об уникальности и непостижимости экзистенции. Данный тезис выдвигался ими против “объективирующих” наук, превращающих индивида в вещь среди вещей. Но даже в повседневном общении с близкими людьми мы не перестаем думать с помощью понятий, отделяем себя от других с помощью рефлексии, рационально осмысляем сказанное ими, пытаемся понять мотивы их поступков и т. д. Другими словами, мы почти всегда смотрим на других извне. А это значит, что уже одним своим взглядом превращаем других людей в объекты, в предметы.

Мир человеческой жизни Бинсвангер отождествляет с миром “заботы” Хайдеггера. Преодоление своей “неподлинности” (человек – вещь, предмет) Хайдеггер видит в радикальном отделении экзистенции от внешнего мира. Но преодолевается ли тем самым неподлинность? Бинсвангер отвечает однозначным “нет”: ведь выбор осуществляется в том же мире “заботы”. Человек свободен менять только социальные роли, он обречен “играть” всю жизнь. Бинсвангер считает, что социальная жизнь бесчеловечна, но она необходима и является хоть и неподлинной, но универсальной стороной человеческого существования. Говоря словами Гёте, “как ни было бы общество ужасно, но человек немыслим без людей”.

Бинсвангер понимает несостоятельность экзистенциалистского индивидуализма у Хайдеггера на первом этапе его философствования, а позднее у Сартра. Бинсвангер ставит проблему межличностного общения и показывает невозможность трактовки личности в оторванности от других людей. Индивидуалистическое самоутверждение ведет к потере человеком всякого внутреннего содержания, к пустоте, “ничто”, а в конечном счете, даже к психическому заболеванию. “Бунту” он противопоставляет любовь, подлинное взаимоотношение “я” и “ты”. Поэтому, когда экзистенциальную психологию обвиняют в том, что она проповедует разобщенность , оторванность, разделенность людей, это говорит лишь о плохом понимании экзистенциальной психологии.

Вообще Бинсвангер привлекает именно своей вдумчивостью, иногда и критикой экзистенциальной психологии, своими собственными взглядами, пусть и идущими вразрез с философией Хайдеггера. Любовь Бинсвангер противопоставляет миру “заботы”, бытия-к-смерти, забеганию в “ничто”. Если Сартр определяет свободу как способность к отрицанию, а любую идентичность с самим собой считает “дурной верой”, то для Бинсвангера это психологическая необходимость, ибо потеря согласия с самим собой рассматривается им как свидетельство невротического расстройства. Некоторые приводимые Бинсвангером клинические случаи своими чертами напоминают героя Сартра “Тошнота”: именно так должны переживать мир люди с тяжелейшим неврозом, переходящим в психоз.

Вслед за другими экзистенциалистами Ролло Мэй отрицает возможность рационального и объективного познания человеческой экзистенции и разделения на субъект и объект. Человек и мир неразрывно связаны друг с другом. Мир личности невозможно понять через описание всевозможных факторов внешней среды, которая есть лишь один из модусов этого бытия-в-мире. По Мэю, имеется множество окружающих миров, столько же, сколько имеется индивидов. Мир включает в себя прошлые события, но они существуют не сами по себе, объективно, а в зависимости от отношения к ним человека, от того смысла, который они для него имеют.

Ирвин Ялом пишет: “Экзистенциальный взгляд смотрит “сквозь” субъект-объектное расщепление и глубже него: он видит человек не как субъекта, который при определенных условиях может воспринимать внешнюю реальность, но как сознание, участвующее в построении реальности”. Именно поэтому Хайдеггер говорит о человеке как о Dasein. “Da” указывает на то, что человек присутствует, но в то же время организует мир.

Отношение к экзистенциальным характеристикам.

Ирвин Ялом называет их “конечными данностями” существования и выделяет четыре данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. Я буду говорить лишь о двух характеристиках – смысле/бессмысленности и времени.

Мир человеческой жизни Бинсвангер отождествляет с миром “заботы” Хайдеггера. Преодоление своей “неподлинности” (человек – вещь, предмет) Хайдеггер видит в радикальном отделении экзистенции от внешнего мира. Но преодолевается ли тем самым неподлинность? Бинсвангер отвечает однозначным “нет”: ведь выбор осуществляется в том же мире “заботы”. Человек свободен менять только социальные роли, он обречен “играть” всю жизнь. Бинсвангер считает, что социальная жизнь бесчеловечна, но она необходима и является хоть и неподлинной, но универсальной стороной человеческого существования. Говоря словами Гёте, “как ни было бы общество ужасно, но человек немыслим без людей”.

Сущность экзистенциальной психологии

Экзистенциализм в психологии появился благодаря философии. Экзистенциональное течение в психологической науке появилось в 19 веке и не потеряло актуальности сегодня.

Экзистенциальный подход в психологии – это направление, согласно философским основам которого человек является уникальным созданием, жизнь личности представляет научную ценность, потому что она неповторима.

Центральное место в экзистенциальном направлении психологии отводится индивиду. Важные положения экзистенциальной психологииэто:

  • Индивид представляет собой активную сущность. Ее бытие вызывает научный интерес.
  • Жизненный путь индивида – это самобытный неповторимый процесс.
  • Человек открыт миру. Он ощущает себя именно в том месте и времени, в которых живет.
  • В своих поступках и действиях человек движим простой потребностью в самореализации. На протяжении всего жизненного пути он развивает свои способности.
  • В выборе ценностей индивид самостоятелен. Способность делать правильный выбор формируется в процессе воспитания.





В рамках логотерапии начинал работу и другой известный аналитик Альфрид Лэнгле. Он говорит о о собственном экзистенциальном анализе, как об отдельном психотерапевтическом методе, который, в отличие от логотерапии Франкла, рассматривается именно как самостоятельная терапия, а не просто как дополнение к традиционной психотерапии. Споры на счет того, кто же из них прав, и чей метод первичен, ведутся до сих пор, что впрочем, не уменьшает ценность каждой из этих практик и теорий.

Методы и техники экзистенциального подхода

Экзистенциальное направление в психологии можно считать научным, потому что у него есть свои объект, предмет, методы исследования и специфические приемы работы.

Внимание! Все методы и психотерапевтические техники данного подхода отличаются аутентичностью. Психолог не просто дает клиенту выговориться, он становится для него наставником. В основе сотрудничества специалиста и клиента лежат личное участие и заинтересованность.

Чтобы психотерапевтический процесс был эффективным, специалисту нужно установить доверительные отношения с клиентом. Это выводит процесс консультирования на новый уровень: клиент признает свои проблемы. Согласно принципам экзистенциального подхода, выход из вакуума начинается в тот момент, когда человек осознает, где он ошибся, что делал не так. Накопленный опыт помогает поставить цель и продумать путь ее достижения.

Наиболее распространенными методами работы экзистенциальных психологов являются:

  • Техника «Ценность времени». Через открытый диалог с клиентом психотерапевт учит его ценить время, рационально его использовать.

  • Методика определения способов уклонения от ответственности. В основе нее лежит анализ привычных стереотипов поведения личности. Психолог учит клиента брать на себя ответственность за собственные неудачи и плохое настроение. В результате психотерапевтической работы нормализуются отношения клиента с родственниками и коллегами.
  • Техника «Работа с механизмами защиты личности». Она направлена на трансформацию неадекватных механизмов личностной защиты в рациональные способы достижения цели.
  • Методика работы со сновидениями позволяет выявить фобии и внутриличностные конфликты человека.
  • Методика «Недолговечность» помогает понять тревогу пациента за свою жизнь и состояние здоровья через описание клиентом признаков заболевания. Данный метод работы позволяет человеку спокойно принять тот факт, что по достижению взрослости начинается процесс старения организма.
  • Техника «Столкновение с реальностью» предназначена для того, чтобы изменить отношение клиента к неприятным событиям в его жизни. Психолог помогает человеку выделить те сферы жизни, которые можно изменить. При этом он показывает, что существуют такие стороны жизни, воздействовать на которые люди не в силах.
  • Методика работы с чувством вины. Ошибки и неудачи снижают у человека уверенность в себе. Низкая самооценка порождает чувство вины, которое тормозит процесс личностного развития. Коррекционная работа ведется в группе с использованием притч и тренинговых упражнений.
  • Техника «Принятие решений». Она используется в работе с неуверенными в себе людьми. Психолог учит клиента продумывать несколько вариантов развития ситуации и выбирать оптимальный.
  • Методика «Переопределение проблемы» основана на углубленном понимании человеком проблемы с помощью многократного объяснения ее разными фразами и формулировками. В результате клиент сам продуцирует комплексное видение проблемы и находит способы ее решения.

Внимание! В зависимости от запроса клиента и выявленных у него проблем, психотерапевт выбирает те или иные методы работы. Форма коррекционной терапии может быть как групповой, так и индивидуальной.

Экзистенциальный подход в психологии не теряет актуальности, так как обретение жизненной цели и смысла деятельности крайне важно для любого человека. Работа с психотерапевтом в рамках этого подхода помогает клиенту преодолеть страх смерти, научиться ценить жизнь и замечать в ней прекрасное.


Внимание! В зависимости от запроса клиента и выявленных у него проблем, психотерапевт выбирает те или иные методы работы. Форма коррекционной терапии может быть как групповой, так и индивидуальной.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои базовые потребности и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

Читайте также:  Эмоционально-неустойчивое расстройство личности: причины, симптомы и методы коррекции

Общая характеристика личности в экзистенциальной психологии.

Основные положения экзистенциальной психологии: человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, интенциональное, творческое существо. Экзистенциальная философия как методологическая основа экзистенциальной психологии: Предшественник – датчанин Серен Кьеркегор (1813-1855) выделил три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями он делит людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек. Сущность и существование (экзистенция): Сущность человека — основное неотъемлемое качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» личности, ее смысл, то, что есть сам по себе человек в отличие от всех других объектов и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств состояний собственной субъектности. Сущность человека выражается не в его определении, а его существовании— аспект всякого сущего. Понятия экзистенциальной психологии:

ПонятияОпределения
Свобода«Свобода, не есть нечто, чем люди обладают, а то, что они есть» – М. Босс.
ОтветственностьОтветственность – это то, перед чем нас ставит жизнь и чего мы стараемся избежать… За человеческим «сверх-Я» стоит «ты»: совесть – это трансцендентное «Ты» – В. Франкл.
ТрансцендированиеВозможность мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне.
ПространственностьПространственность существования в экзистенциальном смысле не следует путать с физическим пространством. Экзистенциально мой друг, находящийся в тысяче миль отсюда, может быть в этот момент ближе, чем сосед по площадке.
ТемпоральностьТемпоральность существования – не время на часах или календарное время. Это и не бесконечная последовательность моментов настоящего, как в физике. Время в мире для того, чтобы быть исппользованным человеком. Время – всегда то, чего достаточно (или недостаточно) для того, чтобы сделать нечто. Это «время для» – наиважнейшее для человеческого существования.
Человеческое существование в разделённом миреДуши всегда сосуществуют или пребывают с другими в том же мире. Их общая открытость миру позволяет тем же феноменам высвечиваться одними и теми же осмысленными способами для всех людей. Существование человека никогда не частно, кроме патологических случаев; это всегда разделение мира друг с другом.

Экзистенциальная психология:1 Подчеркивает человеческие ограничения и трагическую сторону человеческого существования.2Считает что такой силы нет,а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает.Жизнь,существование- и есть череда этих свободно-ответственных выборов.Сущность же на прямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков .Неправильные для того или инного человека выборы приводят к патологии, правильные- к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии.3 В рамках ЭП сформулирована точка зрени, суть которой заключается в том, что условием самотрансценденции, а значит и самоактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемый во всей его целостности. 4. Зло вообще нельзя объяснить, если считать,что в природе человека заложено только добро. С точки зренияЭП, человек не расположен ни к добру ,ни к злу. Он выбирает или то, или другое,а тем самым творит и то, и другое.5. ЭП пологает,что человек самотрансцендируется –выбирает содержание имманентно ему не присуще, но потенциально заложенное,которое реализует в собственной жизнидеятельности.

Франкл – личность не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, влечений. Она обладает свободой выбора и сама ответственна за собственное существование. Личность это то всегда может мне возразить. Мэй = личность это способность организовывать свое я так, чтобы имело место движение в определенном направлении и к определенной цели, что дает возможеость и выбор знать о своей предопределенности и ощущение зрелости.

Функционирование личности –самоотстранение это возможность в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны, самотрансцендирование – возможность мысленного выхода за пределы самого себя, в направленности на что-то существующее во вне.

24. Теория личности В. Франкла. Виктор Франкл1905. Вена. Австрийский психиатр, психолог, невролог. Еврейская семья.Личность – это духовное сущее, духовно существующее, сознающее бытие, соприсутствующее иному сущему, сознавая это иное сущее. Таким образом, духовное сущее реализует себя в соприсутствии, и это соприсутствие духовного сущего является его исконной способностью, его собственным первейшим достоянием.Личность по В. Франклу: личность духовна (со-присутствие); личность персонирует к трансцендентному; личность диалогична: Я-Ты, а не Я-Оно; личность экзистенциальна («здесь сущность»); личность активна (личностная позиция – выбор); личность свободна (ответственность); каждая личность есть нечто новое («здесь сущее»); личность создает единство и целостность (неделима и неслагаема); личность динамична – изменяется; личность ищет, находит и творит смысл – самотрансценденция.Способность к самоотстранению – возможность в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Она выражается в двух аспектах: 1.возможность мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне; 2. освоение смысловой реальности, что происходит посредством включения трансцендентных ценностей во внутренний план личности с непременным их осуществлением в собственной жизни.

Процесс осуществления смысла собственной жизни заключается в самотрансценденции – это особый внутриличносный механизм – трансформация трансцендентного содержания во внутриличностный план, отвечающий не только за принятие личностью этого содержания, но также и за непрестанное соотнесение с ним внешних и внутренних факторов собственного поведения в форме внутреннего диалога актуального «Я» с трансцендентным «Ты». При этом трансцендентные ценности не просто заучиваются, а переживаются человеком: их содержание используется, применяется в жизнедеятельности.

Свобода воли: феномены и закономерности личностной динамики – функционирование:

• Свобода воли противостоит принципу, который характерен для большинства подходов к человеку, а именно – детерминизму, а также индетерминизму.

• Свобода человека – это не свобода от условий: среда, наследственность, влечения, а свобода, основанная на том, что можно занять определенную позицию независимо от условий, которые могут быть неблагоприятными для человека.

• “Необходимость и свобода локализированы не на одном уровне: свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью. Причиненные цепи всегда и везде замкнуты и в то же время разомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей “причинности, которая выступает основанием свободы”.

«Человек не должен спрашивать в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос» – В. Франкл. Потребность в смысле жизни не биологична, не социальна и даже не психологична – она духовна, связана с осмысленностью существования

Люди не просто свободны, они свободны для чего-то – а именно, чтобы достичь определённых целей. Потребность в смысле, стремление к смыслу рассматривается Франклом как первичная мотивационная сила в человеке. Не имея возможности реализовать в жизни свою «волю к смыслу», человек переживает глубочайшее чувство бессмысленности и пустоты – экзистенциальный вакуум. Фрустрация экзистенциальной потребности в осмысленных целях влечёт за собой агрессию, зависимости, депрессию и суицидальное поведение, а также может вызвать или обострить психосоматические заболевания и невротические расстройства.

Источник и движущие силы развития по В. Франклу:Мое личное бытие и означает свободу — свободу стать личностью. Источником развития выступает ноэтическое измерение, а не общество.Основным двигателем развития личности выступает потребность в обретении и реализации смысла своей жизни. Наиболее важным из экзистенциальных понятий, связанных с развитием, является понятие становления.

Франкл не рассматривает поведение как следствие внешней стимуляции или внутренних телесных состояний – это результат выбора ценностей. «Личность – не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, влечений. Она обладает свободой выбора и сама ответственна за собственное существование».

Функция, назначение личности по В. Франклу (мотивация; психическое): Воля к осуществлению смысла своей жизни – таково истинно человеческое начало поведения, осуществляемое посредством самотрансценденции (самоактуализация не самоцель, а – средство осуществления смысла). Интенция смысла по В. Франклу направлена в будущее, а не в прошлое, что открывает возможность саморегуляции независимо от условий. Франкл считает, что человек свободен по отношению к своим потребностям, он сам выбирает их – это самодетерминация.

Логотерапия: помочь человеку найти его единственный, уникальный смысл в данной конкретной ситуации. И это должен сделать он сам. Задачи: 1. Расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе данная ситуация. 2. Увеличесние способностей клиентов изменить смысл ситуации: даже тогда когда идти некуда, он способен выйти за пределы самого себя.

24. Теория личности В. Франкла. Виктор Франкл1905. Вена. Австрийский психиатр, психолог, невролог. Еврейская семья.Личность – это духовное сущее, духовно существующее, сознающее бытие, соприсутствующее иному сущему, сознавая это иное сущее. Таким образом, духовное сущее реализует себя в соприсутствии, и это соприсутствие духовного сущего является его исконной способностью, его собственным первейшим достоянием.Личность по В. Франклу: личность духовна (со-присутствие); личность персонирует к трансцендентному; личность диалогична: Я-Ты, а не Я-Оно; личность экзистенциальна («здесь сущность»); личность активна (личностная позиция – выбор); личность свободна (ответственность); каждая личность есть нечто новое («здесь сущее»); личность создает единство и целостность (неделима и неслагаема); личность динамична – изменяется; личность ищет, находит и творит смысл – самотрансценденция.Способность к самоотстранению – возможность в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Она выражается в двух аспектах: 1.возможность мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне; 2. освоение смысловой реальности, что происходит посредством включения трансцендентных ценностей во внутренний план личности с непременным их осуществлением в собственной жизни.

Личность в экзистенциальной психологии

это может вам помочь Диплом на заказ Когда приближается весна, у студентов старших курсов наступает горячая пора, когда необходимо написать дипломную работу и защитить ее перед аттестационной комиссией

Когда человек впервые сталкивается с экзистенциальной психологией, его, вероятнее всего, отпугнет прямой и не завуалированный взгляд на природу человека. Данное направление, подобно Дзен-буддизму, лаконично и без прикрас указывает прямой путь к себе. Исходя из того, что экзистенциальная психология не похожа по своей сути и глубине на другие направления, ей все же приписывают принадлежность с ними, и проводят, на мой взгляд, не вполне удачные параллели: ‘: это одно из направлений ‘гуманистической психологии‘. В то время как сами представители экзистенциального подхода имеют другую точку зрения: ‘отношения экзистенциальной психотерапии с гуманистической психологией весьма неоднозначны. Однако многие ключевые идеи у них общие, и ряд гуманистических психологов придерживается экзистенциальных взглядов’, что совсем не укладывается в идею ‘одного из направлений’.

Так же можно встретить утверждение что: ‘:в практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа’. Здесь тоже не понятно о чем идет речь, поскольку психоанализ акцентирует базисный конфликт между подавленными инстинктивными устремлениями с интернализованными значимыми взрослыми, в то время как экзистенциальная психология усматривает конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования, под которыми понимаются:

  • Смерть, как наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность.
  • Свобода, как первичный принцип, порождающий ужас, поскольку отсутствует ‘почва под ногами’ – это отсутствие внешней структуры.
  • Изоляция, как фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции.
  • Бессмысленность, как экзистенциальный динамический конфликт порожденный дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Эти базовые, первичные проблемы далеки от поля зрения психоанализа настолько, насколько сам психоанализ далек от экзистенциальной психотерапии. Психоанализ занимается ‘раскопками самых ранних событий жизни индивида’, в то время как ‘:истина находится к нам ближе кончика собственного носа (Дзен)’. Отсюда проблема: ‘экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве), не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства’ (И. Ялом). Именно простота и неприкрытость постулатов и делают это направление столь не популярным.

По сути, экзистенциальная психология – это направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого существования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В. Франкла, аналитическую экзистенциальную психологию М. Босса, экзистенциальную антипсихиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в первую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками экзистенциальной психологии явились ‘философия жизни’, экзистенциализм и феноменология.

В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Западная мысль и наука терзались этим расколом со времен Ренессанса. Бинсвангер назвал этот раскол ‘раковой опухолью всей психологии. раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъект и объект’. Экзистенциализм это: ‘настойчивая попытка понять человека, расширив область его изучения далее той черты, по которой проходит трещина между субъектом и объектом’ (Р. Мэй).

Эта психология может быть названа экзистенциальной, потому что ее основная концепция состоит в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный либидозными инстинктами, который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией (Адриана ван Каам). Это идея о том, что существование (existence) предшествует сущности (essence). Где существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.

Таким образом, экзистенциализм постулирует первичность духовной субстанции, а личность для нее – субъект-объект. Такое глубокое понимание сущности подразумевает отсутствие общепринятого смысла понятий: внутри, снаружи, вокруг и т.д., переводя их в категорию разговорных терминов, не имеющих ‘объективной’ подоплеки. Единственное с чем можно сравнить такой подход это – психоанализ второй ступени, который говорит, что: ‘Войти в состояние парапсихоанализа, можно только уже хорошо осознавая, что есть страх, боль, смерть и вечное. Оказывается, единственное знание, без которого мы точно никак не обойдемся, вознамерившись открыть двери в запредельное, и что прежде просто обязаны будем вспомнить, это то, что мы и Космос есть нечто единое. Исходную позицию парапсихоанализа следует трактовать как осознанный отказ личности, вознамерившейся искать любые мыслимые способы произвольного вхождения в ирреальное пространство Духа, от защиты, льгот и бремени эгрегора, намоленного человеками’.

В этой короткой формулировке скрыты основные данности экзистенциональной психологии, которых нет, а точнее, которых избегают, другие направления психологического толка. И если мы говорим о психологии, как науке о душе, то экзистенциальная психология и психоанализ второй ступени – это наука о Духе, не имеющая ничего общего с психоанализом З. Фрейда и бихевиоризмом, предназначенных для базового понимания природы человека в рамках механистической концепции. Исходя из этого, стоило бы перевести эти дисциплины из разряда психологии в разряд высшей психологии. Может быть, тогда на них обратят внимание, и они займут достойное место в науке.

Но почему же экзистенциальная психология не принимается академической психологией и психотерапией? Суть в том, что академическая психология признает в этом плане только эмпирическое исследование. Однако это не помешало открыть двери психодинамической теории, не смотря на то, что: ‘После смерти Фрейда персонологи почти полностью игнорировали объективную и систематическую верификацию центральных теоретических положений Фрейда. Беглый просмотр истории психоанализа как метода лечения достаточно хорошо объясняет причину этого. Во времена Фрейда аналитики вообще не были заинтересованы в использовании методов научного исследования для обоснования теории. Сам Фрейд тоже не акцентировал внимание на проблеме эмпирической валидизации, основанной на контролируемом, систематическом изучении феноменов в лаборатории, как делают сегодня большинство психологов’.

Если же и были, некоторые исследования то о них можно сказать, что ‘Приведенные работы представляют огромный интерес с точки зрения определения научной валидности психоаналитических гипотез. Однако при внимательном рассмотрении этих исследований становится очевидным, что многие из них не обеспечивают прямого, недвусмысленного подтверждения валидности предположений Фрейда о поведении человека. По этой причине, вероятно, будет благоразумным сделать вывод о том, что большинство из них не получили убедительного эмпирического подтверждения’, и все же заняли почетное место в психологической науке.

Человек в экзистенциальном понимании не разложим на сумму каких-либо частей (таких, например, как отдельно эмоции, воля, мышление). Человек больше всех своих составных частей. Отсюда, говоря о личности, следует сказать, что в экзистенциальной психологии ее нет и быть не может. Избегается само понятие ‘личность‘, а используется, в основном, понятие ‘человек’. Есть также понятие ‘самости’, которая в здесь понимается как открытость человека миру. Мир человека характеризуется в экзистенциальной психологии четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь. Человек свободен и один ответственен за свое существование.

Как уже говорилось выше, в рамках экзистенциальной психологии выделяются четыре конечные данности, существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. На этих принципах и строится рассмотрение природы человека и его движущих сил. И действительно, если мы, исходя из свободы, каждое мгновение делаем выбор в направлении быть или не быть, то зачем инстинкты, объясняющие движущие механизмы? По сути, я бы выделил только две базовые данности – смерть и свобода, из которых вытекают все остальные. Смерть нас заставляет искать смысл жизни, а свобода, способна уничтожить его.

Не смотря на то, что экзистенциальная психология не рассматривает личность, как таковую, все же в ней есть место некоторым типам личности, из которых можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение, обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий, прежде всего свои биологические потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.

Не смотря на то, что эти типы и названы ‘типами личности’, я бы назвал их ‘тип человека’, исходя из терминологии экзистенциальной психологии. Здесь же следует сказать, что полный смысл экзистенциальной психологии и ее взгляд на природу человека, не был раскрыт, но лишь краткая характеристика данного направления и ее отношение к понятию личности. Это обусловлено тем, что внутри самого экзистенциализма нет единого мнения на данный вопрос. Да его (мнения) и не должно быть. А чем рассматривать все имеющиеся на сегодняшний день, проще и полезней иметь свое.

Эти базовые, первичные проблемы далеки от поля зрения психоанализа настолько, насколько сам психоанализ далек от экзистенциальной психотерапии. Психоанализ занимается ‘раскопками самых ранних событий жизни индивида’, в то время как ‘:истина находится к нам ближе кончика собственного носа (Дзен)’. Отсюда проблема: ‘экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве), не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства’ (И. Ялом). Именно простота и неприкрытость постулатов и делают это направление столь не популярным.

Экзистенциальная психология. целостность и человек

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Своеобразно, но вполне отчетливо звучат экзистенциальные мотивы в восточной философской традиции (особенно индийской, китайской) – как древней, так и современной.

Ключевые понятия

С. Кьеркегор ввел одно из главных понятий экзистенциализма — «экзистенция», под которым понимается неповторимое бытие человека, устремленное к «ничто» и сознающее свою «конечность». Вообще экзистенциальные философы считали социальный мир «неподлинным», «враждебным». Об истинном существовании можно говорить только когда человек остается в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями о неотвратимости смерти и абсурдности существования. Нередко именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.

В экзистенциальной психологии самое главное — мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Мы незаменимы, мы неповторимы», — рассуждал мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом.

Итак, в экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

Конечно же, нельзя не сказать о свободе, воспринимаемой экзистенциалистами как особая «участь» человека. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование. Делая выбор и принимая за него ответственность, человек становится личностью, обретает собственную сущность. Как считал Жан-Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется.

Далее нужно отметить еще одну важную составляющую экзистенциальной психологии — работу с чувством тревоги. Беспокойство при принятии решений, тревога за собственное существование — неотъемлемый атрибут полноценного бытия. Именно тревога приводит к пересмотру жизненных ориентаций и осмыслению существования. Кроме тревоги, особую роль в жизни человека может играть скука. «Все начинается с окрашенной недоумением скуки, — писал А. Камю, — скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни».

Далее нужно отметить еще одну важную составляющую экзистенциальной психологии — работу с чувством тревоги. Беспокойство при принятии решений, тревога за собственное существование — неотъемлемый атрибут полноценного бытия. Именно тревога приводит к пересмотру жизненных ориентаций и осмыслению существования. Кроме тревоги, особую роль в жизни человека может играть скука. «Все начинается с окрашенной недоумением скуки, — писал А. Камю, — скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни».

3 модуса экзистенциального мира

Экзистенциальная психология выделяет три существующих оболочки человека:
• Материальный мир вокруг, объединивший биологическое и физическое. Это мир, в который мы попали по факту рождения и к которому в течение жизни адаптируемся;
• мир существ одного вида – это мир близких людей, мир наших взаимоотношений с людьми, в результате которых меняемся мы сами;
• собственный мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир не для других, но «для меня».

Человек идет по жизни, состоящей из ежеминутных поступков, решений, осознаний, в результате чего аккумулируется персональный опыт, который может быть новым, а может повторяться в зависимости от выбранной линии. Безусловно, новый опыт предпочтительнее, ведь только с ним, посредством стимуляции символического понимания, развития воображения и осуществления оценки можно более глубоко постигнуть смысл собственного существования.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого поведения и к влиянию на него.

Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.

Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и — при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих — представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.

В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.

Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (Субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.

Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.

Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:

  1. себя как людей, которые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный социальный и биологический опыт;
  2. общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.

Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.

Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.

Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.

Экзистенциальная психология. целостность и человек

Экзистенциальная психология — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

Классификация
настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются:

Происхождение и история развития
Согласно Р. Мэй , первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию. Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски , Эрвин Страус , В.Е. фон Гебсаттел.

От феноменологии, экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.

Вторая, собственно экзистенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли,Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.

Российские корни
Идеи Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов. Российский религиозный экзистенциализм в лице Н.А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского.

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Umwelt, букв. мир вокруг – материальный – “биологический” и “физический” мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек “заброшен” фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром – мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир – мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир “для меня”.

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени – оно есть “сердце существования”; отличительная особенность переживаний человека. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания “расшатывают” позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее.

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является “понимание человека как бытия”, понимание “человека-в-его-мире”.

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, “Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения”.

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании.

В частности, тревога, согласно Р. Мэй – это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы “имеем”, а скорее то, что “мы представляем собой”. Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.
  • вина сепарации от природы в целом, или, иначе – онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.

В частности, тревога, согласно Р. Мэй – это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы “имеем”, а скорее то, что “мы представляем собой”. Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Цели экзистенциальной психотерапии и консультирования

То, что в жизни возникают трудности – естественно, но чтобы иметь достаточно свободы для выбора своего направления, необходимо составить реальное представление о «карте местности», сопоставляя трудности жизни с ее возможностями. Поэтому, общей целью работы в экзистенциальном подходе выступает приближение к ощущению большей компетентности и свободы, когда человек способен понять значение текущей жизненной ситуации, осознать ограничения и возможности, заложенные в ней и осуществить выбор, который соответствует жизненным приоритетам и ценностям.

Э. Ван Дорцен считает, что человек ощущает свободу, когда он понимает, в какой степени жизнь зависит от него самого и осознает имеющиеся ресурсы. Настоящая вовлеченность в свою жизнь переживается как жизнетворчество, основанное на последовательном воплощении личных смыслов – в противовес ощущению «вынужденности», которое появляется вследствие узкого взгляда на жизнь.

В. вступила в терапевтическую группу в надежде понять, “чего же она хочет на самом деле?». Главная личная трудность В., по ее словам, состояла в том, что она всегда отчаянно хотела любить и быть любимой, но не была готова прилагать какие-либо усилия к этому. Обычно, действовать В. начинала только тогда, когда отношения находились под угрозой разрушения, и сильнейший внутренний дискомфорт приводил к необходимости «спасти» ситуацию. Однако чаще всего бывало уже «слишком поздно», чтобы восстановить отношения, поэтому В. переживала внутреннюю пустоту и потерю смысла.

В группе прояснилось, что В. с самого начала старается заслужить расположение всей группы, считая, что тем самым реализует собственные ценности. Мы увидели, что В. проявляла немалую активность, чтобы завоевать репутацию «души компании» и добиться принятия всеми участниками группы. В группе она поддерживала, в основном, поверхностный уровень общения, предпочитая избегать «трудных» вопросов и конфликтных тем.

Во время переживания в процессе работы группы всеобщей растерянности, В. поспешила принять на себя роль «массовика-затейника» и предложила заполнить образовавшуюся экзистенциальную пустоту с помощью исполнения восточного танца под неуверенные аплодисменты других участников. В. потребовалось около пяти минут, чтобы осознать сложившийся контекст, и ее выступление окончилось слезами.

В. поняла, что все, что она делала в группе вплоть до настоящего момента было вызвано желанием нравиться и быть всеми любимой, несмотря на то, что в самом начале групповой работы В. четко осознавала актуальные потребности и задачи своего участия в группе. В. предпочла проигнорировать собственные нужды и цели психотерапии/жизни в угоду достижению расположения и подтверждению того, что она достойна любви.

Во время исполнения танца В. пришлось увидеть, как «глупо она расходует силы и время», развлекая окружающих и увеличивая бессмысленность в собственной жизни. В. стала понимать, что действовала «не в том направлении», в котором по-настоящему хотела действовать. Вместо усилий честного и открытого самовыражения в присутствии других людей она расходовала свою жизненную энергию на то, чтобы угадать и оправдать чужие ожидания.

И. Ялом подчеркивает, что на определенном этапе групповой психотерапии люди начинают понимать, что жизненные ситуации других участников во многом отражают их собственные трудности. Несмотря на то, что человечество постоянно развивается и каждый из нас уникален, люди сталкиваются с вопросами существования, одинаковыми во все времена.

Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии состоит в неспешном размышлении и выражении своих побуждений, желаний, намерений, ценностей и смысла, отношения к жизни в целом. Во время такой работы экзистенциальный психолог отражает способ бытия клиента в «здесь и–сейчас» терапевтической встречи: что человек делает со своей жизнью, каким образом сам себя ограничивает, какую часть правды упускает и как пытается преодолеть дискомфорт.

Теория личности в экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология личности (далее Э.п.л.) связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание. В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства. Как и гуманистическая психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое. Важнейшей целью Э. п. л. является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. В отличие от индивидуалиста —конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности.

52. Общее и различное в Dasein-подходах Л. Бинсвангера и М. Босса. Босс был восхищен практическими техниками Фрейда, в то время как теоретические обоснования психоанализа его явно не устраивали. На первый взгляд, подход М.Босса очень близок подходу Л.Бинсвангера. Близость заключается в том, что оба стараются тщательно исследовать миры своих пациентов (применительно к психиатрии и психотерапии). Существенная разницазаключается в позиции исследователя и в конечных целях исследования. В случае Бинсвангера мир пациента – объект изучения (несмотря на весь его пафос о любовном бытии-друг-с-другом), а цель анализа – экспликация экзистенциально априорной структуры как своего рода квинтэссенции мира пациента, инвариантной смысловой матрицы. В случае Босса позиция исследователя неотделима от позиции терапевта, а в свою очередь отношение терапевт-пациент есть само по себе определенная целостность – Бытие-вместе. Именно с точки зрения этой целостности только и возможно изучение мира пациента. Что же касается цели анализа, то цель – освобождение пациента, «расчищение того просвета в бытии», каковым является Dasein пациента, для того чтобы сущие, с которыми встречается пациент, могли свободно высвечиваться, переходя из состояния сокрытости в явленность бытия. Обратной стороной этого процесса будет свободная реализация человеком возможностей, которые ему открываются. В отличие от Бинсвангера, наделяющего Dasein конституирующей способностью, Босс понимает Dasein, как необъективируемый «приниматель объектов», «воспринимающую открытость». Цель Dasein анализа по Медарду Боссу – проявить связную структуру человеческого существа. По сути дела, Dasein анализ М.Босса и есть сама терапия. Очевидное достоинство концепции Бинсвангера – приближенность детерминирующей смысловой структуры индивиду, ее большая конкретность. Применительно к медицинской и психологической практике экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера – это не терапия, а диагностика.

53. Теория личности А. Ф. Лазурского.Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.

54. Теория личности В. Н. Мясищева. Стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение. Структура отношения: В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя. Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.

55. Теория личности К. К. Платонова.Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. 1. Подструктура направленности и отношений личности,которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. 2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». 3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. 4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

56. Теория личности А. Н. Леонтьева. В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева. Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

57. Теория личности С. Л. Рубинштейна.Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство: • установки и потребности (то, чего хочет человек); • дарования и способности (то, что может человек); • закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек). Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

58. Учение Б.Г. Ананьева о человеке. По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

55. Теория личности К. К. Платонова.Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. 1. Подструктура направленности и отношений личности,которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. 2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». 3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. 4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Читайте также:  Что делать если влюбилась в мальчика?
Добавить комментарий