Что такое гештальт терапия простыми словами и ее основные техники

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

2. Интроекция.

Происходит, когда мы принимаем новую информацию без проверки, что называется «на веру». Когда это происходит в детстве – это нормально. Но когда взрослыми мы «проглатываем» чужие убеждения, взгляды на жизнь, ценности, то не можем ними осознанно пользоваться. В итоге – ведем себя неестественно, терпим неудачу.

Терапевтическая работа направлена на труднопереносимые, избегаемые чувства вины и стыда клиента. Здесь помогает упражнение с заменой понятия «должен» на «хочу». Клиент выписывает списком все, что он по его мнению должен делать для других. Во второй части переписывает те же фразы, но вместо «я должен» пишет «я могу». В третий раз фразы переписываются со слов «я хочу».

Терапевтическая работа начинается с признания своей отдельности, за которыми следует признание чувства одиночества и освобождения. Здесь помогает анализ любимого фильма или книги. Клиент вспоминает героя, с которым себя отождествляет. От имени героя рассказывает, что чувствует в той или иной ситуации, пытается понять мотивы своих поступков.

Техника «Пустой стул»

Перед клиентом ставят пустой стул, на котором должен сидеть виновник душевных переживаний. Воображаемый. Суть метода — высказать всё, что накипело на душе. После этого человеку становится гораздо легче, он перестает зацикливаться на проблеме и может обрести душевное равновесие. Высказывание вслух намного эффективнее описания проблемы на бумаге. Когда человек слышит голос (пусть даже свой), то воспринимает всё как бы услышанным со стороны.


Правильно подобранные психотехники и упражнения помогают человеку избавиться от неврозов, навязчивых состояний, фобий и даже панических атак.

Речевые изменения

В ходе терапии человека учат перефразировать высказывания таким образом, чтобы:

  • вопрос звучал как утверждение;
  • утверждение было произнесено от имени самого человека.

К примеру, вопрос: «Почему ты меня не любишь?» следует заменить на утверждение «Я думаю, что ты меня не любишь». Так можно донести смысл своего переживания более четко и конкретно, сфокусироваться на сути проблемы.

Вопрос «почему» вообще у психологов не в почете, поскольку он несет агрессивный акцент и вынуждает того, кому задан априори считать себя виноватым и оправдываться.

Окончательной целью лечения является создание целостной личности пациента. Человеку необходимо осознать свою проблему, прожить ее в настоящем времени «здесь и сейчас» и оформить гештальт.

Что такое гештальт-терапия простыми словами

Однажды маленький мальчик Коля остался дома один. В тот вечер по телевизору шел фильм ужасов «Кошмар на улице Вязов». Николай начал с интересом следить за развитием сюжета кинокартины, но потом так испугался, что фильм этот просто не смог досмотреть до конца. Однако мальчик часто вспоминал об этом ужастике, прокручивал в голове самые интересные моменты из этого фильма и пытался додумать, чем же все-таки там все закончилось.

Читайте также:  Человек-скала: как быть сильной характером

Время шло, мальчик взрослел. Он посмотрел множество других подобных фильмов. Некоторые из них были гораздо страшнее, чем «Кошмар на улице Вязов». Но сейчас взрослый парень Коля не может вспомнить ни одного из этих ужастиков. Зато тот недосмотренный фильм из детства он помнит очень хорошо. Почему так происходит? И причем здесь гештальт-терапия? Сейчас разберемся.

Впервые о ней заговорил известный специалист Фредерик Соломон Перлз. Произошло это событие в начале 50‑х годов прошлого столетия в США. Вместе со своей супругой Лаурой и коллегами мистер Перлз соединил существенно доработанную ранее существовавшую психоаналитическую теорию с некоторыми концепциями:

Что такое гештальт-терапия?


В психологии гештальт подразумевает под собой определенный образ или структуру, которая относится к удовлетворению любых потребностей человека в:

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» — эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» — значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция — это механизм, когда мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но не успеваем присвоить. Именно поэтому нам трудно ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем обосновать наш ответ.

Если мы «интроецированы» установками, правилами и знаниями, это не означает, неверны они или верны. Но мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, что может мешать удовлетворению потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены — он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки — или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на свое представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

Как возникает незакрытый гештальт

Существует много социальных явлений, которые приводят к возникновению незавершённых гештальтов. Большинство из них связано с устаревшими традициями, нормами и религиозными догмами.

Выше уже был описан пример того, как влияние родителей может привести к серьёзным проблемам во взрослой жизни человека. Но это только одна из распространённых ситуаций возникновения незакрытого гештальта.

В целом механизм нарушения восприятия мира выглядит следующим образом. Человек узнаёт какую-то информацию, которую боится оспорить или считает единственно верной. Например, окружающие ему говорят о том, что заговаривать с незнакомыми людьми невежливо и даже опасно. Эта информация остаётся в его подсознании, мешая выстраивать социальные связи. С годами проблема усугубляется, всё больше усложняя жизнь человека.

Чтобы неверная информация, ведущая к нарушению объективного восприятия мира, была своевременно опровергнута, нужно анализировать свои поступки и причины поведения. Но не всегда это получается сделать самостоятельно. В этом случае нужно обратиться к гештальт терапевту.


Выше уже был описан пример того, как влияние родителей может привести к серьёзным проблемам во взрослой жизни человека. Но это только одна из распространённых ситуаций возникновения незакрытого гештальта.

Что такое гештальт-терапия

Перед тем, как рассказать, что такое гештальт-терапия, важно определиться с базовым и основополагающим принципом, сущностью. Это конечно понятие гештальта.

Гештальтом называют некий образ, структуру, которая представляет из себя нечто целостное, большее, чем простая сумма его частей. Простой иллюстрацией является мелодия, состоящая из нот-звуков. Сами по себе ноты — просто ничего не значащие звуки. Но мелодия может значить очень много для тебя. Или, например, для народа целой страны. Или вообще может быть знаменитой на весь мир.

Или картина из мозаики или мазков. Каждый мазок сам по себе ничего не значит. Но из этих элементов складывается целый образ, целая сцена.

Нашей психике свойственно воспринимать окружающий мир через гештальты. Услышав мамин голос или почувствовав её запах, мы успокаивались в детстве, потому что этот голос был частью мамы. То есть любви, безопасности, единения, заботы и нежности. Похожая история происходила и в обратном случае — если появлялся объект, с которым ассоциировался страх, вина, стыд, опасность.

Читайте также:  Харизма: что это такое и как её развить мужчинам и женщинам

Перед тем, как рассказать, что такое гештальт-терапия, важно определиться с базовым и основополагающим принципом, сущностью. Это конечно понятие гештальта.

Что такое гештальт-терапия простым языком


Психотерапия – это процесс, позволяющий замечать себя больше, чем это было раньше. То есть, внутри человека существует личность, которая даёт сбой. А психотерапевт – это эксперт по вопросам, как устроена эта личность. Его задача состоит в том, чтобы помочь пациенту избавиться от внутреннего сбоя. Это и входит в функции гештальт-терапии.

Методики

Воздействовать на психику пациента можно с применением различных методов, каждый из них предлагает определенные упражнения, которые уже подбираются индивидуально с учетом потребностей каждого клиента.

  1. Осознаем собственные ощущения. Клиента просят сфокусироваться на внешних факторах, на то, что находится в зоне его видимости и слуха. После чего необходимо сконцентрироваться на внутренних ощущениях, своих мыслях, образах, эмоциях, напряжении мышц. Человек должен постепенно сосредотачиваться на своих внутренних процессах, пытаясь проникнуть к первопричинам, оценивая, какие желания и эмоции возникают при этом.
  2. Интеграция полярностей. Если индивид привык реагировать на происходящее, впадая в крайности — это негативно отображается на его психике и мировосприятии в целом. Важно внести гармонию в свою жизнь. Метод основан на работе психотерапевта с пациентом, обучении его избегать крайности. Упражнение подойдет тому, кто ощущает наличие внутриличностного конфликта, не знает, как его разрешить. Клиенту предлагают представить две свои конфликтующие стороны, которые сидят на стульях. Дальше необходимо вообразить их спор, вслух проговорить диалог, с помощью психотерапевта попытаться выявить компромиссное решение.
  3. Работа со снами. Ночные сновидения — это подсказки нашего подсознания. Если человек после пробуждения может вспомнить, что ему снилось, ему легче себя понять, урегулировать внутриличностный конфликт. При работе с таким методом необходимо относиться к нему серьезно, с целью расшифровки применять не только проверенные источники, но также и свою интуицию. На групповой терапии может применяться такое упражнение: один пациент рассказывает, что ему снилось, другие выбирают один из объектов, возникших в сновидении, и изображают его. Дальше упражнение проходит в виде игры. Каждый участник примеряет на себя роль, которую он выбрал в рассказанном сне. После этого люди делятся своими чувствами.
  4. Преодоление сопротивления. Клиент отмечает свои привычки, которые неэффективны или серьезно препятствуют нормальной жизнедеятельности. Психотерапевт просит пациента представить, что эти привычки были заменены чем-то другим. Клиент рассказывает о том, что он ощущает при этом, получает ли удовлетворение от других занятий, ощущается ли внутреннее сопротивление.
  5. Пустой стул. Перед пациентом ставится данный предмет мебели. Человек представляет, что на нем сидит тот, кто доставил душевное переживание. Пациент должен высказать все наболевшее, озвучить свое волнение, страхи, недовольство, глядя обидчику в глаза. При этом неважно, будет ли «собеседник» ныне живущим или умершим, или вовсе воображаемым. Суть методики — получить возможность вслух высказать свои претензии тому, кто вызвал душевные переживания, услышать свои проблемы со стороны, наконец, перейти к практическим занятиям.
  6. Горячий стул. На соседнем стуле сидит психотерапевт. Суть метода сводится к откровенному диалогу между ним и пациентом. На «горячем стуле» сидит сам пациент с надеждой на то, что после произношения своих проблем, он сможет достичь эмоционального равновесия, принять верное решение.


Психотерапевт во время сеанса играет крайне важную роль. Давайте рассмотрим, что именно он делает, какой вклад приносит в терапию.

Принципы гештальт-терапии

В основе лежит биологический подход. Человек трактуется как живой организм, которому присущи потребности и своя среда обитания. Все, что мешает ему жить, это уже нарушения, они должны подлежать корректировке.

Такое понимание базируется на принципах гештальт-терапии:

    Жизнью управляет не разум, а эмоции, главное — это энергия потребностей человека.

Цели только тогда вполне достижимы, если личность сама вполне осознанно стремится к их достижению, воспринимает их как свои, а не чужие, навязанные извне. Только энергия личных желаний может привести к положительному результату. Волевые усилия, не воспринимаемые чувственно, подпитываемые только пониманием, что так нужно, это пустая трата своих сил.

Живой организм всегда стремится к саморегуляции, все его системы должны находиться в динамическом равновесии. Человек тоже стремится к постоянству своего внутреннего мира.

У каждого своя жизнь и свои заботы. Чрезмерная забота о другом вызывает у гештальт-терапевта вопрос: «С чем это связано, почему это так для вас важно?» Если, допустим, уход за кем-то не связан с удовлетворением собственных потребностей, для психотерапевта это сигнал, что у клиента разлад со своим «я», проблема с самореализацией в обществе.

Личность живет в том окружении, которого достойна. Слабого среда «заедает», сильный сам выбирает условия своей жизни. Гештальт-терапия рассматривает поведение человека в той или иной ситуации как внутренний конфликт организма, который ведет к резкой смене поведенческих реакций на полярно противоположные.

  • Личность рассматривается как цельный организм, в ней все взаимосвязано: тело, ум и эмоции.
  • Внимание к телу. Кратко это можно охарактеризовать известной фразой: «В здоровом теле — здоровый дух». Гештальт-терапевт не склонен верить рассказам клиента о своих переживаниях, только расспрос о его телесных ощущениях может дать достоверную информацию, что же на самом деле с ним происходит.
  • Читайте также:  Страх контактировать с деньгами

    Что такое гештальтпсихология?

    Гештальтпсихология – это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности. Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели – Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта – целостностного восприятия сложных явлений.

    Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов – гештальтов , полагают гештальтисты.

    Стремление объединять разрозненные данные и быстро сделать вывод закрепилось в процессе эволюции, полагают современные ученые – нашим предкам это умение спасало жизни. Например, заметив в кустах пятнистую шкуру, древний человек не тратил время на рассуждения, а мгновенно понимал, что это ягуар и нужно спасаться.

    Простой пример гештальта. Взгляните на картинку ниже – вы видите черные пятна на белом фоне.

    Оптическая иллюзия, иллюстрирующая эффект гештальта.

    А теперь приглядитесь – в правой части рисунка изображен пес-далматинец. Как только вы его увидите, то больше не сможете «развидеть» – начнет работать эффект гештальта, ваш мозг сам научится объединять пятна в изображение собаки.

    Этим же стремлением искать общий смысл в разрозненных фактах объясняются некоторые когнитивные искажения – ошибки человеческого восприятия. Так, по случайным поступкам мы судим о характере человека, а по нескольким совпадениям делаем вывод о причинно-следственных связях. Это удобно, но не всегда верно.

    В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.

    «Ад перфекциониста» – незакрытый гештальт.

    В настоящее время гештальтпсихология – скорее историческое направление, отмечает в статье для «Постнауки» Мария Фаликман – доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Гештальтпсихологии мышления как таковой не осталось. А гештальтпсихология восприятия существует в синтезе с когнитивной психологией.

    В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.

    Как формируется гештальт?

    Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.

    Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.

    Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.

    Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.

    Образы в гештальт-терапии

    Немецкое слово gestalt точного перевода не имеет, его приблизительное значение – целостный образ, фигура. Это нечто большее, чем просто сумма частей: не отдельные мазки, а картина; не ноты, а мелодия; не буквы, а слово.

    Гештальт отображает наши потребности. К примеру, человеку захотелось клубничного мороженого, и в холодильнике он будет искать и менно фигуру клубничного мороженого среди всех остальных продуктов. И, не найдя его, испытает неудовлетворение.

    Разумеется, пример шуточный, но все это имеет отражение в реальной жизни. Так, не получая должную заботу и любовь от родителей, ребенок , уже будучи взрослым , будет искать возможность удовлетворить данные потребности за счет партнер а .

    При наличии незавершенных ситуаций человек не может рассматривать свои чувства, эмоции и желания как единое целое. Он раз за разом ныряет с головой в прошлое, проецирует незавершенные ситуации на окружающий мир. И , главное, происходит все это неосознанно.

    Незавершенные гештальты могут терзать человека годами, принося эмоциональный дискомфорт и разлад в отношениях с людьми. Задача психотерапевта – помочь человеку отыскать их и завершить, хотя бы символически.


    Гештальт отображает наши потребности. К примеру, человеку захотелось клубничного мороженого, и в холодильнике он будет искать и менно фигуру клубничного мороженого среди всех остальных продуктов. И, не найдя его, испытает неудовлетворение.

    Добавить комментарий