Метод ассоциаций и его влияние на креативность

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

Техника креативности “Свободные ассоциации”

Эта идея не могла бы возникнуть, не будь фундаментальных работ Фрейда, посвящённых важности оговорок, описок, обмолвок. То есть, всего того, что выдаёт наши правдивые мысли. Идея Фрейда заключалась в том, что если бы мы дали свободу нашему сознанию течь без препон, то оно бы удивляло нас своими великими возможностями. Но это, к сожалению, невозможно. Человек постоянно подавляет своё сознание, запрещает ему думать естественно. И вот вместе с грязной водой был выплеснут и младенец. Под «грязной водой» мы в данном случае подразумеваем все «запретные», «некультурные» и «неполиткорректные» мысли, а под «младенцем» всё гениальное, что могло бы прийти в нашу голову. К сожалению, всё гениальное и по-настоящему новое, накрепко спаяно со всем «неполиткорректным». И ещё, опять же, к сожалению, бытие-в-культуре устроено так, что мы подавляли и подавлять будем до 70% наших мыслей. Ибо «по-настоящему свободны только сумасшедшие».

Ну а что же делать простым людям?

Для того, чтобы «вызволить из темницы бессознательного» креативные идеи, все наши потенциальные богатства, нужно применять технику свободных ассоциаций. Здесь главное не бояться того, что «полезет» из головы. Представьте себе такую метафору: на чердаке бабушкиного дома, который достался Вам в наследство, хранятся разные «сокровища». Это может быть антиквариат разной ценности, винтаж, семейные реликвии, письма, фотографии, Ваши детские игры и игрушки. Всё то, что всколыхнёт в Вас Память, Креативность, Новые жизненные силы, а, может, и принесёт неожиданные деньги. И поэтому Вы спешите разобрать чердак. Но когда Вы туда полезете, на Вас посыпятся тонны ненужного хлама, дохлые пауки, гнилые доски, ржавые болты и покрытые толстым слоем пыли банки с засахаренным вареньем. Так вот: если Вы в этот момент испугаетесь, то никаких бабушкиных сокровищ Вам не видать. Придётся смириться с тем, что сокровища перемешаны с барахлом. Причём, часто под толстым слоем пыли и грязи скрывается настоящая ценность, принятая нами за мусор.

Итак, если Вы хотите свежих идей, не бегите за ними никуда, а начните копаться прямо у себя в голове.

Устраивайтесь поудобнее и объявляйте сеанс игры в «свободные ассоциации» открытым. При этом нужно придерживаться трёх простых правил:

«Не спешите выносить приговор»

Это очень простое правило. Вы задаёте себе (и членам команды) животрепещущий вопрос: «Как нам это улучшить?» или «Что нам с этим делать?». И начинаете говорить по этой теме всё, что приходит в голову, примерно, как команда знатоков в игре «Что? Где? Когда?». Следуя за своими свободными ассоциациями, не отбрасывайте ничего из того, что приходит в голову: протоколируйте, записывайте, набрасывайте на бумагу.

Мысли, которые придут в голову, могут быть оценены Вами как:

Так вот: это чушь! Записывайте всё и без оценок. В тоннах хлама обязательно мелькнёт золото по-настоящему ценной идеи.

«Самая цепляющая идея – самая ценная»

Причём неважно, как она будет цеплять. Чаще всего она (идея) зацепит резко, даже негативно. Может раздаться дружный смех, протестующие возгласы. А иногда идея может заинтриговать и обрадовать сверх меры, вызвать ажиотаж и энтузиазм. Всё то, что будирует Ваши эмоции, и есть то, что Вы искали!

Запомните: даже если эта идея не вполне подходит решаемой Вами сиюминутной проблеме, она всё равно ценная. Сильная, интригующая, неожиданная мысль – вот то, ради чего Вы затеваете игру в ассоциации.

«Умейте вовремя остановиться»

Иногда нужно делать «привал» и начинать рассматривать выкрикнутую кем-то идею более пристально. Для этого нужно научиться говорить: «Стоп». Сказав «Стоп», Вы рассматриваете идею, которая заставила вас остановиться, и работаете с ней с помощью уточняющих вопросов.

Что за уточняющие вопросы? Идея приходит на ум в виде не годного в пищу полуфабриката. Наша задача не лениться и довести полуфабрикат до готовности. Уточняющие вопросы – это переосмысление, приспособление «упавшего с луны» под конкретную задачу.

Например, если кто-то в ходе эксперимента крикнул : «Море», то само это «море» Вам вряд ли чем-то сможет помочь. Но вот наводящие вопросы приготовят Вам из этого моря целый обед не потеряв ни одного витамина. Вы начинаете спрашивать:

«Нам нужно делать это на море?»

«Нам нужно вспомнить, наш прошлогодний морской опыт?»

«Нам нужно оформить это в морском стиле»

И много других более глубоких вопросов может быть задано к случайной ассоциации «море»

Метод свободных ассоциаций – это старый, почтенный метод, использующийся во многих сферах, в том числе и в расследовании преступлений. Отдавая себя волнам бессознательного, Вы позволяете своему компьютеру подключится к архивам коллективного бессознательного и получаете потоки информации, ничего за это не заплатив!

Какой бизнес открыть женщине в кризис 2020?

Новая прибыльная ниша. Бизнес, который не требует сотрудников и помещения. Минимальные вложения. Обучение “под ключ” за два дня.

«Нам нужно делать это на море?»

Ассоциативная теория творчества Медника (и других авторов)

Ассоциация была в своих началах философским подходом, который утверждал, что человеческая мысль действовала, связывая государство с другими государствами-преемниками.

Британские ассоциативники, среди которых выделяются Джон Локк и Дэвид Хьюм утверждал, что этот принцип ассоциации применяется ко всем психическим процессам и что идеи ассоциируются в уме по определенным законам, среди которых выделяются закон непрерывности и закон сходства.

Как это понятие связано с творческими процессами? Для этого мы должны изучить ассоциативную теорию творчества .


Как это понятие связано с творческими процессами? Для этого мы должны изучить ассоциативную теорию творчества .

Метод ассоциаций и его влияние на креативность

Мы все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление – исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:

1. По смежности , то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег. Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.

Читайте также:  Как ведет себя мужчина водолей когда хочет уйти?

2. По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата. Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)

3. По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро – зло, гора – равнина, гора – ущелье, искры – снежинки.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей – обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.

Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

Методы управления процессом генерирования ассоциаций

«Поле ассоциаций»

Использование системно-функционального подхода.

1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.

Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.

2. Представить стартовое слово частью большей системы.

Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.

3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.

Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу, строят дома, используют как дрова для печи, камина и т.д.

4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.

Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники и т.д.

ПРИМЕР: Построение поля ассоциаций понятия “Личность”

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает более сложный вариант, рассмотренного нами метода, который он назвал методом «Гирлянды ассоциаций» Его цель облегчить поиски решения проблемы при дефиците информации, то есть когда возможные пути решения человеку не известны. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Можно выделить следующие этапы метода «гирлянд ассоциаций».

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с эле ментами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с эле ментами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

Что такое ассоциации?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

Метод ассоциативного поиска и генерации творческих идей

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта.
2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей.
4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

4. Нестандартное применение

Составление списков – отличная помощь в развитии креативного мышления. Только списки должны быть не простые.

Суть: искать нестандартные применения стандартных вещей. Все зависит от вашей фантазии!

Пример: возьмите любой предмет (компьютерную мышку, ежедневник, стакан с водой) и напишите сферы его применения. Написали? Отлично. Теперь подумайте, как еще можно использовать этот предмет. Чем необычнее будет идея – тем лучше.

Пример: что занимает и волнует вас сейчас более всего? Например, работник косячит – надо с этим что-то делать. Теперь возьмите каждое слово из этой фразы и подберите к нему с десяток ассоциаций. Например – работник – раб, помощник, бездонная дыра, в которую уходит зарплата, лентяй, добрая душа… и так далее. Так проделайте с каждым словом, а затем по очереди подставляйте полученные ассоциации в исходную фразу. Меняйте слова местами, комбинируйте в самые неожиданные варианты. Крутите фразу и так и сяк – должно прийти ассоциативное озарение.

Для чего мне это?

С помощью ассоциативного мышления можно улучшить качество жизни. Мы используем ассоциации ежедневно. С их помощью, сознательно или подсознательно, мы находим связи между разными категориями и явлениями, решаем сложные задачи, создаём новые коммерческие продукты и предметы искусства, пишем отличные истории, снимаем кино и искромётно шутим.

Применять ассоциативное мышление для повышения качества жизни можно:

  • для рутины и ежедневных дел;
  • в семейных отношениях;
  • в творчестве, юморе, искусстве;
  • в рекламе и маркетинге;
  • в продажах;
  • при решении технических проблем;
  • в изобретательстве;
  • для развития бизнеса.

Я расскажу вам о нескольких инструментах, которые можно брать и применять для поиска новых идей сразу, не имея академического образования в креативности. Сегодня будет первый пост креативной серии про базовый инструмент творческого человека.

Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:

  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.

Что может повысить креативный потенциал:

1. Переключения между задачами

Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.

Читайте также:  Является ли сквирт мочой и что это такое на самом деле?

Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.

Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.

Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.

Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.

Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.

2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно

При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.

Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: “Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд”. Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило “новизну” предлагаемых решений.

Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.

3. Музыка

Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.

Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.

Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.

4. Юмор

Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.

Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.

У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.

Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.

5. Воспроизведение идей (recall)

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.

Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования

Рубрика: 10. Теория и методология искусства и проблемы искусствоведения

Опубликовано в

Дата публикации: 07.07.2017

Статья просмотрена: 2115 раз

Рис. 1. Работы художника-графика Пабло Херреро, иллюстрирующая ассоциативное мышление

Что такое креативное мышление?

Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.

Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:

  • Чтение вывесок с конца к началу, что иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные;
  • При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть, действия будут происходить в обратном порядке;
  • В свободную минутку можно заняться придумыванием разнообразных имен, путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв;
  • Хорошо на развитие мышления влияет рисование, особенно, всяких несуществующих вещей, существ;
  • Пока никто не видит, можно пописать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами;
  • Отлично помогают развиваться попытки сочетать на первый взгляд несочетаемые слова;
  • Также вы можете взять любое слово и представить его в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать;
  • К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение;
  • Можно также один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление.

Путем исследований обнаружено, что креативность можно развивать в любом возрасте, в отличии от памяти. Кроме того, выделены два типа людей: у одних креативное мышление максимально развито еще в юношеском возрасте, а другие увеличивают его уровень постепенно, достигая максимума в средние года.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Лайфхаки для развития креативности

Что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

Концепция С. Медника

Концепция С. Медника

Несколько иная концепция лежит в основе разработанного Медником теста RAT (тест отдаленных ассоциаций) [34].

Приведем для пояснения несколько схем.

Процесс дивергентного мышления идет следующим образом: есть проблема, и мыслительный поиск следует как бы в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы. Дивергентное мышление – это как бы боковое, периферическое мышление, мышление «около проблемы».

Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным, например: соединение черт лошади и человека актуализирует образ кентавра, а не образ человека с головой лошади.

Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций.

В соответствии с этой моделью в тесте отдаленных ассоциаций испытуемому предлагают слова из максимально удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен предложить слово, увязанное по смыслу со всеми тремя словами. Причем тест строится так, чтобы каждые три слова-стимула имели слово-стереотип, сочетающееся с ними. Соответственно оригинальность ответа будет определяться отклонением от стереотипа. Исходные слова могут быть трансформированы грамматически, можно использовать предлоги. Итак, в основе теста RAT лежат следующие предположения Медника:

Читайте также:  Проблема адаптации студентов первого курса к новой образовательной среде

1. Люди – «носители языка» привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и каждой эпохе эти привычки уникальны.

2. Креативный мыслительный процесс является формированием новых ассоциаций по смыслу.

3. Величина отдаленности ассоциаций испытуемого от стереотипа измеряет его креативность.

4. В каждой культуре существуют свои стереотипы, поэтому шаблонные и оригинальные ответы определяются специально для каждой выборки.

5. Уникальность выполнения теста RAT определяют ассоциативная беглость (измеряется числом ассоциаций на стимул), организация индивидуальных ассоциаций (измеряется числом ассоциативных ответов), особенностями селективного процесса (отбор оригинальных ассоциаций из общего числа связей). Важную роль играет беглость генерации гипотез и вербальная беглость.

6. Механизм решения теста RAT аналогичен решению любых других мыслительных задач.

Ревалидизация RAT на отечественной выборке проведена сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН Т. В. Галкиной и Л. Г. Хуснутдиновой [35]. Для валидизации использовались: метод контрастных групп (сравнение речемыслительной креативности студентов технического вуза и Литературного института им. М. Горького); экспертная оценка креативности школьников психологами и педагогами; сравнение данных по RAT с результатами применения методики Торренса «Рисунок треугольника». Тест имеет две модификации для детей и для взрослых.

В тесте речемыслительной креативности (РМК) применяются следующие индексы:

1) индекс продуктивности – отношение числа ответов к количеству заданий;

2) индекс оригинальности – сумма индексов оригинальности отдельных ответов, отнесенных к общему числу ответов (индекс оригинальности отдельного ответа – обратная величина по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке);

3) индекс уникальности ответов – равен отношению количества уникальных ответов к общему числу ответов;

4) индекс селективности (избирательности) – процедура получения индекса селективного процесса заключается в следующем: ответы на каждый стимул, полученные на выборке, предлагаются испытуемому, который должен выбрать самый оригинальный ответ; выбор испытуемого сравнивается с выбором экспертов и подсчитывается отношение числа совпадений к числу заданий.

При валидизации исследование проводилось в условиях ограничения времени выполнения теста и при отсутствии временных ограничений. Результаты были выше в первом случае как в группе высококреативных, так и в группе низкокреативных испытуемых. Причем влияние отсутствия лимита времени на высококреативных было значительно больше. Следовательно, снятие ограничения во времени не столько позволяет низкокреативным проявить креативность, сколько создает адекватные условия для проявления креативности как таковой.

Это чрезвычайно важный вывод, поскольку он противоречит предположению, что все люди потенциально креативны, следует лишь создать внешние условия для проявления креативности. В исследовании Хуснутдиновой обнаружено, что оригинальные ответы появляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время: нужно преодолеть «инерцию репродуктивности».

С другой стороны, стимуляция речемыслительной креативности путем создания у испытуемых установки на творческий оригинальный ответ, наоборот, в большей мере влияет на продуктивность низкокреативных детей.

Т. В. Галкина обследовала две группы детей – учащихся в компьютерном классе и учащихся в обычных классах. Дети, прошедшие курс компьютерного обучения, показали более низкую речемыслительную креативность, чем обычные дети. Но под влиянием другой инструкции с установкой на творческий ответ их индексы оригинальности и количества ассоциаций возросли более значимо, чем у обычных детей. С одной стороны, ясно, что алгоритмизация мыслительной деятельности при обучении программированию блокирует развитие речемыслительной креативности. С другой стороны, можно заметить, что ключ к актуализации творческих способностей – изменение мотивации, отношения к тестовому заданию. Первичной является мотивация творчества, а вторичной – его операциональная составляющая. Условия среды лишь создают возможности для проявления творческих способностей (если они есть). Самое любопытное, что проявление креативности (при высоком уровне ее развития) почти не зависит от наличия или отсутствия в тестовой инструкции установки на творчество. Т. В. Галкина и Хуснутдинова провели обследование детей, занимающихся в группе эстетического воспитания. Оказалось, что показатели креативности этой группы выше, чем у детей основной выборки, кроме того, изменение инструкции на творческую не влияет на показатели оригинальности и продуктивности их ответов.

Таким образом, чем креативнее дети, тем в меньшей степени влияет на уровень их творческой продуктивности стимуляция инструкцией. Чем выше креативность детей, тем большее влияние оказывает снятие временных и прочих ограничений на продуктивность и тем меньше инструкция, стимулирующая мотивацию творчества, сказывается на оригинальности результатов. Следовательно, у детей с высоким уровнем креативности мотивация творчества стала «внутренней» мотивацией, актуализация которой не зависит от воздействия другого субъекта (в данном случае – экспериментатора).

В исследовании Галкиной и Хуснутдиновой была выявлена взаимосвязь уровня интеллекта (по Пономареву – развитие способности действовать в уме) и креативности, подтверждающая теорию интеллектуального порога Торренса: проявление высокого уровня креативности возможно только при высоком уровне способности «действовать в уме». При этом у низкокреативных испытуемых наблюдалась связь уровня креативности и школьной успеваемости (r = 0,70).

В отношении этих результатов можно высказать те же критические замечания, которые выдвинули Коган и Воллах по отношению к Гилфорду и Торренсу: навязанность задания, тестовая ситуация, активизация включения конвергентного мышления превращают тест RAT (PMK) в аналог тестов интеллекта (несмотря на исключение временного фактора).

Оригинальный ответ может интерпретироваться испытуемым как «правильный», и поэтому инструкция с установкой на оригинальность активизирует интеллект, а не креативность. С учетом этого становится понятным слабое влияние установки давать оригинальный ответ на «креативов».

Тест РМК является наиболее адаптированным к нашим условиям тестом креативности. В последующих обследованиях наиболее информативными оказались индексы оригинальности и уникальности ответа. Дальнейшая валидизация теста РМК проводилась А. Н. Ворониным (лаборатория психологии способностей Института психологии РАН).

Однако к тесту RAT (РМК) сохраняются те же претензии, что и к тестам Торренса: ситуация тестирован ия задана извне, нет свободы выбора материала, а главное – вызывает сомнение сам подход к оценке креативности через оценку оригинальности и уникальности продукции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. Механизм решения теста RAT аналогичен решению любых других мыслительных задач.

Отзывы

Это действительно круто! Вырваться из стереотипного мышления, мозг со скрипом делает задания, это как тренажерный зал-сначала трудно, но потом мышца воображения, нестандартного мышления крепчает и мозг выдаёт креативный креатив)))Спасибо команде за задумку!!

Оказалось вокруг красоты больше чем обычно замечаешь

По пути на работу я часто делаю похожие наблюдения. Но редко записываю. Описывать предмет за минуту оказалось чуть сложнее, но весело) Спасибо.

Наблюдательность – это как раз, то что мне не хватает. Я думаю каждый день об одних и тех же своих проблемах, делах, и многое не замечаю вокруг себя. Поэтому у меня не получается сформировать собственное мнение о многих вещах. Сейчас же я пытаюсь смотреть глубже и размышлять больше.

в целом навык замечать детали у меня развит ,но только в том случае, если я делаю акцент. А раньше думала, что он сам собой появляется) Спасибо за упражнения.

Завела специально тетрадь для записи всего, что происходит. Это интнресно сейчас и представляю, как будет весело, перечитывать это время спустя)))

Крутое задание. Я ещё попробовала не описывать, а нарисовать. Возле меня была коробка с феном, я попыталась максимально запомнить все фото, надписи и остальное, что на ней было, и потом схематически нарисовать по памяти

первые два задания, это то что я люблю делать ежедневно, единственное что никогда не давал тому что увидел названия и не строил цепочек, это непривычно третье задание, впечатлило. Даже описывая обычный повседневный предмет, и сравнивая описание с фактом, увидел моменты, которые сразу неочевидны.

Сегодня получилось всё легко, я удивилась. Т.к. время ограничено, не было возможности анализировать свои мысли, переделывать и оставлять на потом. И результат мне понравился. Я писала первое, что пришло в голову

Круто)) Ко 2му заданию (2го урока) я бы добавил вот что.. типо или начни смотреть фильм… потому что книгу не все могут читать, а начинать ее читать ради креатива вряд ли будут…а вот фильм новый легко начать смотреть, поставить на паузу и пофантазировать чем закончится.

Да, многих интересных вещей порой не видим… Для такого любителя внутренней жизни, как я, такие встречи с миром однозначно необходимы. Очень интересно наблюдать, как вытаскиваются ассоциации, как всплывают полузабытые детские впечатления.

Очень интересное задание на развитие насмотренности. Как только перестаешь жить на автомате, начинаешь по-новому видеть те вещи, которые наблюдаешь каждый день

Сделал пока 2 дня. Причём в первый день немного переиначил 1-он задания для себя — подмечал некоторые нетипичности среди людей, встречающихся мне по дороге, и крутил их в голове. Итого получил пару-тройку классных Фред-идей. Спасибо за практики. Буду применять в бою!

Интересно, мне понравилось. Я и так стараюсь замечать детали в происходящем вокруг, но не знал, что их может быть настолько много. Причём я не напрягал мозг, не старался удержать в памяти всё увиденное, а просто шёл по улице и как обычно смотрел по сторонам.

привычка стандартно мыслить очень мешает, но думаю ежедневные тренировки помогут справиться со стереотипами))

Очень полезные упражнения! За день столько наблюдений, но ни разу не возникала мысль описать их в дневнике)

Привет! Ну очень понравилось задание с картиной. Неожиданные выводы для себя можно сделать, а так же тренирует концентрацию и погружает в произведение, анализ. Так же интересное задание с вопросами, чувствуется закостенелый мозг и тяжелое движение мозговых шестеренок, главное движение пошло. Спасиб

А ещё есть видео-отзывы в инстаграме, обалденные конечно.

Очень полезные упражнения! За день столько наблюдений, но ни разу не возникала мысль описать их в дневнике)

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_kreativnost_i_kriticheskoe_myshlenie.docx19.11 КБ
  1. Проверка источников информации
Добавить комментарий