Как вычислить объем кратковременной памяти и как ее развить?

Занятие 5.2 ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Вводные замечания. Кратковременная память (КП) — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Объем кратковременной памяти измеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления. Объем КП относительно безразличен к количеству информации и ограничен числом 7± 2. Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, КП служит основой более сложных функциональных образований.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 13

Словесный отчет испытуемого:. Наблюдения экспериментатора:

время в самой КП могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Цель занятия. Сравнение объема кратковременной памяти, полученного при использовании различных методов исследования.

Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса Методика. Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (форма 13) элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (на других цифровых рядах).

После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор фиксирует отчет, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе опыта.

Обработка результатов

  1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».
  1. Составить сводную таблицу результатов (табл.*5.2.1) и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины.
  2. Построить график зави-

симости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все опыты).

  1. Вычислить объем памяти по формуле:

где А — наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; п — число опытов (в данном задании п = 4); т — количество правильно воспроизведенных рядов, больших

А; К — интервал между рядами (в данном задании К=).

  1. Составить сводную таблицу результатов опытов для группы испытуемых (10 человек) и вычислить средние показатели. Нанести средний график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда на индивидуальный график данного испытуемого.

Анализ результатов и выводы. На основании полученных количественных данных и словесного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда).

Определение индекса кратковременной памяти

Цель эксперимента. Определение интегральной характеристики кратковременной памяти с помощью метода, позволяющего дифференцированно измерять объем кратковременной и оперативной памяти и устанавливать их соотношение и взаимосвязь.

Методика. Метод, разработанный Л. С. Мучником и В. М. Смирновым (1968), представляет собой двойной тест.

В первой части опыта определяется объем кратковременной памяти на числа по классической методике (см. опыт 1).

Во второй части опыта определяется объем оперативной памяти. Испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать только результаты сложения. Числа подбираются таким образом, чтобы сумма во всех случаях не превышала 9. Когда экспериментатор заканчивает читать ряд, испытуемый должен в той же последовательности устно воспроизвести результаты сложения предъявленных чисел. Ответы записываются экспериментатором в протокол. Длина ряда пар чисел варьируется от двух до восьми. Ряды предъявляются в порядке возрастания. Для получения более надеж:- ных результатов опыт повторяют четыре раза на различных числовых рядах.

Обработка результатов

  1. Определить объем кратковременной памяти по формуле со с. 97.
  2. Определить объем оперативной памяти по формуле со с. 97.
  3. Определить индекс кратковременной памяти испытуемого по формуле:

где ОП — объем оперативной памяти, КП — объем кратковременной памяти.

Измерение объема кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента Методика. Испытуемый предварительно знакомится с рядом стимулов, которые будут использоваться в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляют последовательно в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности.

Процедура опыта. Испытуемому сообщают, что в качестве материала в опыте используются числовые ряды (от 13 до 25). Длина ряда варьируется от 5 (числа 13-17) до 13 (числа 13-25) символов. Перед предъявлением каждого ряда сообщают его длину.

По сигналу «внимание» ряд предъявляют испытуемому на слух. После этого он сообщает, какой элемент был пропущен. Ответы записываются экспериментатором в протокол. В опыте предъявляются девять рядов чисел в порядке возрастания. Опыт повторяется четыре раза.

Обработка результатов

  1. Составить сводную таблицу результатов (табл. 5.2.2) по данным четырех опытов. В таблице знаком «+» отмечают правильные, знаком «-» — ошибочные ответы или отказы испытуемого.
  2. Построить график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда стимулов по данным четырех опытов. На графике по оси абсцисс —

А; К — интервал между рядами (в данном задании К=).

Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2–3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6–7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

2. ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

3. наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

4. количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

5. коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент объема памяти (Пк)Уровень кратковременного запоминания
очень высокий
8–9высокий
средний
6–5низкий
3–4очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3–4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Исследование опосредованного запоминания

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.

Опыт № 1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4–6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.

Испытуемый: Экспериментатор:Дата: Время опыта:
Опыт 1
№ /п словаПредъявленоВоспроизведеноПримечание
1. 2. 3. . . . 20.
Словесный отчет испытуемого о запоминании и воспроизведении слов
Наблюдения экспериментатора

Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу «Говорите!», назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!»

Слова для запоминания в опыте 1:

1. Рыба6. Власть11. Белка16. Чулки
2. Фунт7. Огонь12. Песок17. Волк
3. Бант8. Кофта13. Зубы18. Завод
4. Нога9. Хлеб14. Окно19. Лилия
5. Сено10. Совок15. Ручка20. Пирог

По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

Опыт № 2

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4–6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.

Читайте также:  Как понять что мужчина относится серьезно и не придуривается

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!»

Слова для запоминания в опыте 2:

1. Курица – яйцо11. Перо – бумага
2. Кофе – чашка12. Закон – декрет
3. Стол – стул13. Грамм – мера
4. Земля – трава14. Солнце – лето
5. Ложка – вилка15. Дерево – лист
6. Ключ – замок16. Очки – газета
7. Зима – снег17. Туфли – обувь
8. Корова – молоко18. Полка – книга
9. Вино – стакан19. Голова – волосы
10. Печка – дрова20. Голос – певец

По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.

Обработка результатов

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу:

Слова, воспроизведенныеОпыт 1Опыт 2
правильно неправильно

Анализ результатов

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5–9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

Если в исследовании приняло участие несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы ими для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы завязан бантом».

Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу:

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной памяти – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной амнезии человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Как улучшить кратковременную память

Именно кратковременная память позволяет нам без подготовки отвечать на сложные вопросы, импровизировать и быстро оценивать ситуацию. Раньше считалось, что у каждого человека заложена определённая ёмкость кратковременной памяти, однако последние исследования в области когнитивных наук и психологии доказали, что мы можем её натренировать.

Это «резервуар» для кратковременного хранения мыслей и идей, которые мы можем в любой момент извлечь и применить для принятия какого-либо решения.

Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?

Сегодня мы остановим внимание на развитии кратковременной памяти (её также называют рабочей). Этот вид памяти отличается незначительным, около 30 секунд, промежутком сохранения информации. Цель кратковременной памяти – максимальная «выжимка полезного», упрощающая воспринимаемую информацию и отделяющая важное, полезное от второстепенного.

Память – психический процесс, складывающийся из нескольких связанных между собой компонентов: запечатление информации, её хранение, воспроизведение и забывание. Наиболее часто встречающаяся классификация такова: по длительности хранения информации выделяют мгновенную (длительностью максимум 15 секунд), кратковременную (и оперативную, связанную с ней) и долговременную память. Каждый из указанных видов памяти является также и важным этапом обработки (сохранения) данных.

Из кратковременной памяти важная для индивида информация поступает в оперативную, а затем и в долговременную память, но человеку приходится предпринимать для этого некоторые волевые усилия. Факторами, способствующими переходу информации в оперативную память, являются сопровождение информации эмоциями, многократные повторения, необычность, важность для данного человека.

Читайте также:  Как пережить развод с двумя детьми и остаться сильной

Этот показатель у разных людей неодинаков и характеризует способность человека запоминать поступающую информацию. Если вас просят запомнить ряд слов, а затем сразу воспроизвести, то количество запомненных слов станет показателем объёма кратковременной памяти. В среднем эта величина составляет 7 плюс (минус) 2.

4. Используйте необычные шрифты.

Наукой доказано, что для того, чтобы прочитать что-либо, написанное сложным шрифтом, нужна большая концентрация, чем для считывания информации, напечатанной привычным шрифтом.

Итак, нужен какой-то хитрый и вычурный шрифт! Ведь чем выше концентрация – тем больше мы запоминаем. Поэтому не поленитесь поменять шрифт на компьютере, когда копируете что-то и вставляете в Word документ. Кто его знает – вдруг именно это и поможет вам запомнить выделенное?


Объясняется этот феномен тем, что сжатие кулака активизирует участки мозга, ответственные за память.

Что такое кратковременная память

Обычно выделяют три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная память первой попадает в человеческий мозг.Она длится долю секунды – достаточно, чтобы мы что-то чувствовали: прикосновение одежды к коже, запах дыма, шум ветра, звук грома и вспышку от удара молнии. Мы используем эту память в дальнейшем, но сейчас, сразу после проявления она исчезает.

Только что, вы не замечали прикосновение браслета от часов на руке, но сейчас это ощущение всплыло в вашей памяти, потому что я о нем напомнил и перекинул вашу сенсорную память в область кратковременной.

Кратковременная память заключает в себе текущие события – то, о чем вы думаете в данный момент. Вы используете ее постоянно, не сознавая этого. Например, вы понимаете конец предложения только потому, что помните начало. Считается, что кратковременная память способна удерживать около семи объектов в течение 15–30 секунд.

Но если вы будете повторять эти семь объектов, они перейдут в долговременную память – потенциально безграничный склад воспоминаний,

Она помогает обрабатывать информацию, которая поступает от разных внешних раздражителей. Она хранится в мозге разное время, но обычно не дольше 3 месяцев. Короткая память используется в обучении, при чтении, помогает отвечать на вопросы, сосредотачиваться на проблеме и выполнять несколько дел одновременно.

Чем она лучше, тем выше показатели интеллекта. Раньше считалось, что тренировать ее можно только в детстве, запоминая стихи и т.п. Но есть много способов, как улучшить память взрослому человеку.

Сначала нужно понять, что ее работа связана со способностью сосредотачиваться, концентрировать внимание. Поэтому нужно стараться убрать отвлекающие факторы в тот момент, когда требуется что-то запомнить.

Учиться под звуки телевизора или музыки малоэффективно.

Перед тем, как улучшать запоминание и короткую память, нужно выяснить, какая разновидность работает хуже, а какая развита больше. Большинство людей чаще всего пользуются зрительной и слуховой. Но некоторым для лучшего запоминания нужно записать информацию, чтобы сработала мышечная память.

Метод группировки объектов

Использует большинство людей для запоминания информации. Нужно разбить ее на группы по 2-3 объекта. Такими объемами запоминается быстрее. Часто метод используется при запоминании длинных телефонных номеров.

Чтобы информация запомнилась, нужно сконцентрировать на ней внимание. Часто люди забывают имена, номера телефонов, лица только потому, что не придают этому значения. «В одно ухо влетело, а в другое вылетело». Самый лучший метод для решения вопроса — проснуться. Уже говорилось, что многие люди «спят наяву», действуют на автопилоте. Надо ВСПОМИНАТЬ о необходимости сконцентрироваться на объекте, для запоминания новой информации.

Тренировка и развитие кратковременной памяти

Краткосрочная память тесно связана с вниманием, поэтому, тренируя ее, человек влияет на все остальное. Очень хорошо тренирует кратковременную память медитация. Медитировать просто: необходимо быть сосредоточенным на дыхании в течение какого-то количества времени. Если фокус сбивается, необходимо опять сосредоточиться на дыхании. Можно выбрать любой другой объект для концентрации.

Медитация укрепляет память

Во время медитации вдох и выдох всегда надо удерживать в кратковременной памяти. Это только кажется легко, но даже в течение 5 минут неопытный человек отвлекается раз 19 или 20.

Хороший способ улучшить плохую память или сохранить ее до старости – пешие прогулки. Они способны развить гиппокамп – участок головного мозга, отвечающего за способность мозга хранить информацию.

Совет. Полезно устраивать пешие прогулки на длительные расстояния, исследуя новые места города. Лондонские таксисты имеют классную память как раз за счет того, что они знают каждую улочку, что сделало их гиппокамп поистине огромным. Минимально пешая прогулка должна длиться 2 часа в день.

Память и мелкая моторика также хорошо связаны между собой. Для развития способности запоминать полезно мять пластилин или глину, лепить какие-то фигурки.

  1. Усталость. Особенно проблемы обостряются у студентов в период сессии. Если в мозг поступает слишком большое количество информации, происходит предохранительное торможение, чтобы не допустить перегрузки.
  2. Сильные стрессы. Объем «оперативки» в период стресса уменьшается на 60-70%. В результате, интеллект взрослого человека такой же, как у 10-летнего ребенка.
  3. Неправильный образ жизни. Если мало спать, неправильно питаться, курить и чрезмерно пить, то со временем неизменно начнет ухудшаться память, причем часть изменений обретает необратимый характер.

Стадия 3. Воспроизведение

Воспроизведение кратковременных воспоминаний кажется процессом гораздо более лёгким, чем воспроизведение долговременных. Ведь в последнем случае их нужно сначала найти, затем вытащить. А здесь хранилище совсем рядом — протяни руку и достань. Однако чем больше элементов находится в буферах, тем медленнее и менее точно происходит воспроизведение. Например, если телефон состоит из 10 цифр, есть большой риск ошибиться хотя бы в одной из них. Если их всего 7, это увеличивает шансы на более точное запоминание (срабатывает «магическая семёрка» Миллера).

Те, кто тренирует КВП, должны это учитывать. Не нужно стараться запоминать слишком большое количество элементов за один раз. Увеличивать объём нужно постепенно.

При постоянном повторении (репрезентации) информации она переносится из кратковременной памяти в долговременную.

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).


По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

Тактильная

Тактильность переводится как «прикосновение». Значит, человек может запоминать что-либо через прикосновения. И такими качествами способен обладать не каждый.

Для этого можно воспользоваться тестом. После его применения определяется объем кратковременной памяти. В данном случае испытуемый должен запомнить цифры в течение 20 секунд и постараться их воссоздать по памяти. Цифры записываются испытуемым на бумагу. Итак, цифры, которые необходимо запомнить:

Как вычислить объем кратковременной памяти и как ее развить?

Теория эмоциональных роботов главным образом занимается построением модели коммуникации и взаимодействия между роботами. Это является ее основной целью. Она предполагает дальнейшее развитие понятийного аппарата, в т.ч. для описания характеристик памяти робота.

Проведение параллелей между характеристиками памяти человека и робота может дать новые идеи для построения модели коммуникации между роботами. Так, например, применение гипотезы советского психолога Д.Н. Узнадзе помогло решить проблему пресыщения воспитания робота [4]. С другой стороны, использование некоторых характеристик человека для вычисления показателей робота, сопоставимых с человеческими, может обосновать или опровергнуть применимость теории эмоциональных роботов для описания некоторых сторон психической деятельности человека.

Цель исследования

Цель данного исследования состоит в том, чтобы найти психологический метод для определения объема кратковременной памяти человека, адаптировать его для нахождения коэффициента кратковременной памяти человека таким образом, чтобы его можно было использовать в качестве эквивалента коэффициента кратковременной памяти робота.

Материал и методы исследования

Один из психологических методов определения объема кратковременной памяти человека является метод Джекобса [6], основанный на законе Миллера [2], который говорит о том, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта. Метод Джекобса заключается в следующем. Для определения объема кратковременной памяти человека проводятся n серий испытаний. В каждой серии испытуемому предъявляются r последовательностей цифр, начиная с минимальной длины l и увеличивая длину последовательности на k. В каждой последовательности не должно быть повторяющихся цифр. Пример последовательностей цифр одной серии испытаний при r = 7, l = 4, k = 1 – 5840; 46023; 254061; 7842369; 34086125; 598623174; 4520761938.

На практике последовательности предъявляются испытуемому с интервалом 1 секунда. После просмотра каждой последовательности через 2-3 секунды испытуемые воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись. Объем кратковременной памяти человека определяется по формуле [6]:

, (1)

где A – наименьшая длина последовательности, которую испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно, C – количество правильно воспроизведенных последовательностей, длина которых больше, чем A.

В таблице 1 можно найти оценку уровней объема кратковременного запоминания для анализа результатов по методу Джекобса [1].

Читайте также:  Творческий кризис: причины. Как выйти из творческого кризиса

Таблица 1 Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Объем памяти V

Уровень кратковременного запоминания

Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого обычно повторяют через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Использование коэффициента для оценки кратковременной памяти человека

В человеческую кратковременную память попадают разные объекты: цифры, буквы, геометрические фигуры, объекты реального мира и т.д. Перед психологами «встает вопрос об измерении “размера” элемента, который входит в кратковременную память» [3], т.е. вопрос о единице изменения или базовой единице памяти.

Существует «правило, согласно которому объем кратковременной памяти не зависит от количества информации в отдельном элементе, а определяется постоянным числом ячеек памяти, которые могут быть как богаты, так и бедны информацией» [3]. Следовательно, для исследования кратковременной памяти можно использовать относительные или безразмерные величины, которые будут сравнимы при запоминании различных объектов. Таким образом, целесообразно перейти к измерению коэффициента кратковременной памяти θ, определяющего часть запоминаемой информации от общего поступившего количества информации. Для этого воспользуемся аналитической формулой объема кратковременной памяти по методу Джекобса (1).

Из формулы (1) следует, что величина V не подходит в качестве коэффициента кратковременной памяти человека, т.к. значения коэффициента θ должны принадлежать отрезку [0; 1], в то время как в общем случае справедливо неравенство .

Для получения коэффициента кратковременной памяти человека θ необходимо выполнить нормировку значения объема кратковременной памяти человека V:

. (2)

V достигает минимума в том случае, если тестируемый человек не запомнил ни одной последовательности цифр, т.е. A = 0, C = 0. Тогда .

Для нахождения максимума функции преобразуем ее к функции, зависящей только от параметра A. Количество последовательностей цифр, предложенных испытуемому во всех сериях, обозначим . Максимальная длина последовательности в каждой серии испытания равна m, где . Минимальное количество последовательностей h, которые испытуемый воспроизвел правильно среди всех серий испытания, имеет вид . Количество последовательностей, которые испытуемый воспроизвел точно не правильно, .

Максимальное количество правильно воспроизведенных последовательностей, длина которых больше, чем A, во всех сериях будет вычисляться по формуле . После преобразований получаем .

Для нахождения подставим в функцию V(A,C). Обозначая , получим соотношение .

Очевидно, что является линейной функцией относительно A, где , , . Исследуем функцию на максимум.

Отметим, что согласно практическому смыслу задачи . Отсюда Q > 0 и P > 0. Это означает, что достигает максимума в точке m (рис. 1).

Рис. 1. Максимум функции .

Отметим, что согласно построению справедлива цепочка равенств .

Основываясь на проведенном исследовании, подставив Vmin и Vmax в формулу (2), получаем коэффициент кратковременной памяти человека, который примет вид:

. (3)

Таким образом, коэффициент кратковременной памяти человека показывает, какую долю информации человек способен точно воспроизвести после ее однократного предъявления.

В теории эмоциональных роботов [5] приведено математическое определение коэффициента кратковременной памяти робота, который является относительной величиной и лежит в интервале [0; 1]. Поэтому коэффициент (3) по формальным математическим свойствам может быть использован в качестве коэффициента кратковременной памяти робота.

Программная реализация

Для практического определения коэффициента кратковременной памяти человека разработан демонстрационный прототип программы, использующий метод Джекобса.

При запуске программы пользователю предлагается заполнить анкетные данные (рис. 2), где он может, в т.ч. на свое усмотрение, оценить свою память до начала тестирования.

Рис. 2. Заполнение анкеты в программе.

После изучения небольшой инструкции испытуемый начинает тестирование, в процессе которого на экране монитора появляются цифры (рис. 3), которые испытуемому необходимо запомнить.

Рис. 3. Тестирование. Вывод изображения цифр.

Для получения репрезентативной последовательности цифр для тестирования используется генератор псевдослучайных чисел из диапазона от 0 до 9. Последовательности цифр выводятся на экран. Каждая последовательность не содержит повторяющихся цифр. После того как система выведет на экран все цифры последовательности, пользователю предлагается ввести те цифры, которые он запомнил (рис. 4).

Рис. 4. Тестирование. Ввод цифр пользователем.

В файле psysettings.xml находятся настройки, предназначенные для адекватного использования метода Джекобса. Эти настройки определяют количество серий испытаний, величину удлинения цифрового ряда, время между предъявлениями рядов, название шрифта, жирность, курсив, подчеркнутость и др.

Фразы для мультиязычного интерфейса пользователя задаются в файле settings.xml. Есть возможность расширять количество языков интерфейса программы без перекомпиляции программы. В данной версии есть возможность переключения на английский вариант интерфейса.

Программа написана на языке C# в среде разработки Microsoft Visual Studio 2008.

Исследователь имеет возможность указать в программе электронный адрес, на который он хотел бы получать файлы с результатами экспериментов. После проведения тестирования программный продукт создает сериализованный файл с результатами, который может быть отправлен на электронный ящик экспериментатора. Для передачи электронной почты используется низкоуровневый протокол SMTP (рис. 5). Предложенное решение на уровне психолога-исследователя может быть использовано для получения и агрегации результатов.

Рис. 5. Архитектура программного продукта.

Результаты исследования

Результатом исследования является введение коэффициента кратковременной памяти человека, который является относительной и безразмерной характеристикой, решающей проблему единиц измерения памяти. Также результатом работы является демонстрационный прототип программы, реализующий метод Джекобса и определяющий коэффициент кратковременной памяти человека.

Заключение

В перспективе программа должна перерасти в программный продукт, который будет использоваться для верификации положений теории эмоциональных роботов, возможностей ее применения для описания взаимосвязей характеристик памяти человека.

Расширение функциональности программы и увеличение количества настроек позволит автоматизировать создание новых методик исследования памяти и проведение их верификации. Программа представляет собой не просто воплощение определенных методов, но также оставляет место для творчества психолога-исследователя, позволяя ему адаптировать тест под необходимую выборочную совокупность.

Автоматизация психологических тестов избавляет от рутинной обработки, исключает субъективный фактор тестирующего во время проведения эксперимента, снижает риск ошибки при подсчетах результатов. Появляется возможность использовать старые, проверенные годами тесты, настраивая их параметры, и в то же время создавать новые методики и автоматизировать их верификацию.

Рецензенты:

  • Пенский Олег Геннадьевич, доктор технических наук, профессор кафедры процессов управления и информационной безопасности Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.
  • Ясницкий Леонид Нахимович, доктор технических наук, профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.

В таблице 1 можно найти оценку уровней объема кратковременного запоминания для анализа результатов по методу Джекобса [1].

Первое

Привлекло меня в последовательности Фибоначчи, в контексте моих изысканий идеальной техники – это элементарность вычислений этой последовательности. Что может быть проще, чем 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 и т. д.?

То, что количество переменных для запоминания постоянно увеличивается. Т. е. числа, которые необходимо запоминать, постепенно становятся сложнее, и их становится больше. А это как раз то, что мне и нужно.

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память – это вид памяти, которая выполняет функции запоминания некоторой информации на короткое время с целью или быстрейшего использования в нужном месте. Обычно человек использует кратковременную память единоразово, то есть запоминает информацию, чтобы один раз воспроизвести, когда представятся нужные условия. Однако возможно и многократное воспроизведение информации в ближайшее время.

Порой, если человек много раз воспроизводит информацию, которую пытался запомнить ненадолго, она запоминается надолго. Когда человеку она уже не нужна, он может о ней вспомнить спустя несколько лет. Это уже проявит себя долговременная память, которая выполняет противоположные функции кратковременной.

Кратковременная память является активной и интенсивно развивающейся в дошкольном возрасте у детей. Приблизительными цифрами объема запоминания слов и предметов за один раз:

  1. У детей – до 5-6 единиц.
  2. У взрослых – до 7-9 единиц.

Однако все индивидуально. Многое зависит от развитости памяти, чем можно заниматься в любом возрасте.

Кратковременная память, как и долговременная, является очень важной для любого человека. Представьте себе, что бы вы делали, если бы вышли на улицу и забыли, зачем это сделали. Кратковременная память используется каждый день по несколько раз. Однако возможны ее нарушения.

Обычно патологии со способностью запоминать информацию и ее воспроизводить возникают после различных травм головного мозга или инфекционно-воспалительных заболеваний. Нередкими ухудшения функций памяти являются в пожилом возрасте, когда развивается слабоумие, деградация, дегенерация тканей и атрофия мышц. Если человек не пытается сохранить свои способности, тогда они теряются. В любом возрасте можно заниматься развитием кратковременной памяти, что будет способствовать улучшению запоминания.

Существуют различные заболевания, которые связаны с неспособностью человека запоминать информацию, которая происходила несколько минут назад. У тех, у кого нарушены функции кратковременной памяти, наблюдается рассеянность внимания (неспособность сосредоточиваться на чем-то одном), снижение наклонностей к обучению, забывчивость. Если у читателей есть маленькие дети, то они могут представить себе людей, которые не обладают или у которых нарушена кратковременная память.

Если кратковременная память страдает, это становится очевидным достаточно быстро. Человек не может вспомнить, что с ним происходило несколько минут назад, причем данная забывчивость становится постоянной.

У здоровых людей нарушения кратковременной памяти возникают при:

  1. Алкоголизме, наркомании.
  2. Хронической усталости.
  3. Хроническом недосыпании.
  4. Постоянном стрессе.

перейти наверх


Объемом кратковременной памяти называется характеристика – какое количество единиц окружающего мира человек способен запомнить в единицу времени. Обычно объем варьируется от 5 до 9 единиц, что сугубо индивидуально. Также следует учитывать уровень развитости памяти. Если человек абсолютно не занимается развитием своей памяти, тогда она запоминает меньше информации, нежели бы тот же человек развивал свои способности.

Это интересно

  • Запоминая определенную последовательность, дети учатся распределять внимание на несколько объектов. Таким образом совершенствуется объем внимания и возрастает способность концентрироваться.
  • Стимуляция нейронов, отвечающих за кратковременное хранение информации (объем памяти является величиной исключительно быстрого забывания) позволяет создавать новые связи в участках мозга, отвечающих за длительное хранение данных. Кроме того, совершенствуется точность воспроизведения любого вида полученной информации.
Добавить комментарий