Социальные потребности — что это такое

Социальные потребности

  1. Естественные, то есть связанные с необходимостью поддержания жизнедеятельности организма человека.
  2. Социальные – созданные обществом.

Социальные потребности

Социальные потребности — особый вид потребностей человека — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей — естественные и созданные обществом. Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям, направляемым на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к производственной деятельности.

Без потребностей нет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека к деятельности — выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К социальным потребностям относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и не производственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие «роды» потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющими собой социальные институты.

Теории человеческих потребностей А. Маслоу и Ф. Херцберга. Теория трудовой мотивации американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) раскрывает потребности человека. Классифицируя потребности человека, А. Маслоу разделяет их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и т. п.) и производные, или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни и т. п.).

Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных:

– во-первых, физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т. п.;

– во-вторых, экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизни и деятельности, стремление избежать несправедливого обращения, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. п.;

– в-третьих, социальные потребности — в привязанности, принадлежности коллективу, общении, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

– в-четвертых, престижные потребности — в уважении со стороны значимых людей, служебном росте, статусе, престиже, при знании и высокой оценке;

– в-пятых, духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество.

Маслоу Абрахам Харольд — профессор пси хологии в Бруклинском колледже и Массачу сетском университете. Совмещал академическую деятельность с предпринимательской, основав собственное предприятие Maslow Cooperage Cor poration. В возрасте 18 лет А. Маслоу поступил в Нью-Йоркский ситиколледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Систематические занятия психологией А. Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет.

Затем он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Создал так называемую иерархию потребностей, назначение которой первоначально состояло в объяснении человеческого поведения и которая была быстро взята на вооружение менеджерами, поскольку позволяла понять особенности мотивации работников. А. Маслоу стал одним из первых деятелей менеджмента, которые использовали гуманистический подход к персоналу взамен административного. Учитывая, что именно персонал становится ключевым ресурсом преуспевающих компаний, модель Маслоу в качестве концепции менеджмента становится все более ак туальной.

Достоинство теории А. Маслоу состояло в объяснении, взаимодействии факторов, в открытии их двигательной пружины, в том, что он считал потребности каждого нового уровня актуальными, насущными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Кроме того, А. Маслоу предположил, что физиологические, сексуальные потребности и экзистенциональные — врожденные, а остальные — социально приобретенные.

Дальнейшее развитие концепции А. Маслоу привело к выводу, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга и по-разному влияют на поведение людей.

Первая группа — гигиенические факторы. Они не относятся к содержанию работы, а благоприятствуют комфортным условиям труда и быта, налаженной организации труда и режима работы, обеспечению работников различными льготами и жильем. Факторы способствуют развитию психологически комфортных отношений между работниками, и в итоге — следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности.

Вторая группа факторов — мотивы — удовлетворяют, с точки зрения Фредерика Херцберга (р. 1923), внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность и т. п. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому, считает Ф. Херцберг, удовлетворенность — есть функция содержания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда.

Херцберг Фредерик — американский психолог, профессор менеджмента, создал собствен ную теорию мотивации, специалист в области клинической психологии, профессор менеджмента в университете штата Юта. Труды Херцберга посвящены в основном особенностям личности работающего человека, но пользуются популярностью у теоретиков и практиков менеджмента, поскольку расширяют знания менеджмента о персонале и позволяют оптимизировать труд работников. Херцберг создал собственную теорию мотивации, которую можно условно разделить на две части — гигиена и мотивация.

Под гигиеной Херцберг подразумевает политику и методы управления в компании, условия работы, жалованье, степень защищенности; все эти факторы не служат мотивами для повышения производительности, но создают моральное удовлетворение. Вторая часть теории мотивации касается собственно работы, выполняя которую, работник достигает определенных результатов, получает признание окружающих, продвигается по служебной лестнице, повышает свой статус, имеет возможность заниматься любимым делом. Менеджеры должны использовать одновременно оба фактора — фактор гигиены и фактор мотивации, создавая такие условия труда, чтобы работник не испытывал неудовлетворенности.

Если работник сможет добиться результатов, получить признание, найти интерес, продвигаться по служебной лестнице, то он будет работать с максимальной отдачей. Правда, у Херцберга есть еще одна теория, которая называется KITA (a kick in the ass — пинок под зад). Эта теория гласит: самый простой способ заставить человека трудиться — давать ему KITA, потому что улучшение гигиены (повышение жалованья, условий труда, предоставление дополнительных льгот — пенсий, оплаченных отпусков и др.) не дает длительного эффекта мотивации. Мотивация зависит от эффективности использования работников, а не от того, как с ними обращаются.

Основные школы западной социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер). Социология труда (в развитых государствах Запада чаще она именуется индустриальной социологией) начала развиваться в 20—30х гг. XX в. Исследуя проблемы, связанные с социальной сущностью труда, индустриальная социология важным объектом анализа ставит социально-трудовые отношения. Один из известных современных американских социологов Ф. Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственно го поведения работников.

Первый подход — научный менеджмент, базирующийся на разработанной в начале XX в. теории американского инженера Фреда Тейлора (1856-1915). Согласно теории эффективность труда человека увеличивается благодаря сведению производственного задания к простейшим операциям, не требующим сложных трудовых навыков. Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже пожилых и ленивых рабочих. Хронометрирование рабочих операций с целью экономии движений и упрощения трудовых функций, подробное описание каждой операции, тщательный инструктаж, почасовая оплата и система бонусов (крупных премий из прибыли предприятий, получаемых обычно один-два раза в год за успехи в труде), сборочные конвейеры — вся эта научная организация производства широко и успешно используется в промышленности и по сей день.

Тейлор Фредерик Уинслоу — выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной органи зации труда и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления. С 1890 по 1893 г. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеровмехаников, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда.

Тейлор умер 21 марта 1915 г. в Филадельфии от воспаления легких. На его надгроб номкамне надпись: «Отец научного менеджмента». С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Он является создателем производственного планирования как дисциплины. Тейлор исследовал факторы, влияющие на производительность, и методы рациональной организации рабочего времени. На основе анализа тысяч экспериментов были сформулированы рекомендации по организации промышленного производства и по обучению кадров. Ф. Тей лор выдвинул идею узкой специализации, выделил планирование как важнейший элемент организации производства и считал, что производственным планированием должны заниматься профессиональные менеджеры.

Основной труд — «Принципы научного менеджмента», 1911.

Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 20-30х гг. XX в. американским ученым Элтоном Мэйо (1880-1949) знаменитые Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение эффективности производства (условия и организацию труда, за работную плату, межличностные отношения и стиль руководства и т. п.), Элтон Мэйо показал роль человеческого и группового фактора.

В концепции «человеческих отношений» Элтон Мэйо акцентирует внимание, во-первых, на том, что человек — социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; во-вторых, жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; в-третьих, руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворение индивида работой. Второй подход назван менеджментом человеческих отношений. Именно со второго подхода началась американская индустриальная социология. В современных условиях в ее пределах исследуются и практически разрабатываются важные проблемы труда.

Читайте также:  Нужна мужчинам только для секса? Превращаемся из девочки на одну ночь в женщину на всю жизнь

Мэйо Элтон — американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении, профессор индустриальной социологии в Гарвардском университете, затем профессор промышленных исследований Высшей школы бизнеса и администрации. Получил философское медицинское образование в Великобритании, затем финансовое — в США. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Филадельфийским и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений».

Один из основоположников школы человеческих отношений. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и не формальной организации в регуляции человеческого поведения.

Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.

Хоторнские эксперименты — рабочая группа под руководством Э. Мэйо на Хоторнских заводах под Чикаго в 1927-1932 гг. проводила эксперименты по изучению воздействия различных технических и социальных факторов на производительность труда; изначально цель исследования заключалась в выявлении связи между уровнем освещенности рабочего места и уровнем производительности.

Хоторн Воркс — завод компании «Вестерн Электрик Компани» в Чикаго, на этих заводах собирали телефонное оборудование; количество рабочих составляло 25 тыс. человек; в 1983 г. компания была закрыта.

Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван ситуативным менеджментом. Здесь используются материальные социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд тщательно увязывается с достижением конкретных целей в трудовом процессе, а главной заботой менеджера стала оценка результатов деятельности работника и дотирование материальных и моральных стимулов.

Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям, направляемым на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к производственной деятельности.

Основные виды

В психологии выделяют несколько вариантов классификаций. Каждая группа основывается на одном признаке, но даже такое разделение не дает полного ответа на вопрос, что такое социальные потребности.

Часть специалистов считает, что это стремление человека быть значимым для определенной группы людей

Психологи выделяют классификацию по направленности воздействия:

  1. На себя – индивид хочет самоутверждаться, получать признание от власти и других людей.
  2. На других – человек способен отказаться от чего-то личного в пользу других. Ему хочется защищать слабых и получать общение.
  3. Вместе с другими – индивид испытывает стремление объединиться с какой-то большой группой, которая поможет осуществить глобальные идеи, например, революцию.

Эрих Фромм предложил свой список социальных потребностей. Психолог предложил следующую классификацию:

  1. Связи – стремление человека быть частью группы.
  2. Привязанности – желание индивида любить и делиться любовью.
  3. Самоутверждение – потребность быть значимым.
  4. Самосознание – нужда в самоопределении, индивидуальности.
  5. Ориентир – человек хочет иметь ориентир (личность, которая будет служить примером).

Психолог Макклелланд предложил свою классификацию. В ее основе лежат типология личности и мотивация. В первую группу он включил людей, которые стремились господствовать. Во вторую – тех, кто хочет быть успешным. В третью – попали личности с тягой к причастности (им нужно избегать конфликтов и со всеми дружить).


Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Социальная потребность – это что такое и как реализуется в обществе

Всем привет! Социальные потребности человека выражаются в особом виде нужд. Проявляются посредством стремления оказаться частью социума и получить желанное признание от него. Не получая желаемого, человек ощущает себя неполноценным.

  1. Понятие
  2. Виды социальных потребностей человека
  3. Базовые потребности
  4. Пирамида Маслоу
  5. Удовлетворение социальных потребностей
  6. Примеры социальных потребностей
  7. Развитие
  8. Общественный порядок
  9. Альтруизм


Социальная потребность в психологии понимается в виде нужд, удовлетворяющих не только общение. Человек нуждается в получении оценивания собственной деятельности в виде обратной связи от окружающих.

Социальные потребности человека: примеры и классификации

Существование человечества немыслимо вне общества, в котором формируется и развивается полноценная личность. Помимо биологических потребностей у любого индивида также существуют желания или нужды, направленные на жизнь в социуме. Чтобы узнать, что представляют собой социальные потребности человека, необходимо дать определение основным терминам и ознакомиться с мнениями известных психологов и социологов.

Существование человечества немыслимо вне общества, в котором формируется и развивается полноценная личность. Помимо биологических потребностей у любого индивида также существуют желания или нужды, направленные на жизнь в социуме. Чтобы узнать, что представляют собой социальные потребности человека, необходимо дать определение основным терминам и ознакомиться с мнениями известных психологов и социологов.

Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:

  • Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
  • Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
  • Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.

    Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.

    Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.

    к содержанию ↑


    В этот момент ими двигает исключительно потребность в развитии, любознательность.

    Что такое потребности?

    Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

    Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

    • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
    • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

    Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

    Классификация социальных потребностей

    В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

    1. Первичные или врожденные:

    • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
    • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

    2. Вторичные или приобретенные:

    • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
    • престижные (уважение, самоуважение);
    • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

    Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

    Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

    1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
    2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
    3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
    4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
    5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

    Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.


    Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

    Базовая социогенная необходимость

    • Деятельность. Влечение может разделяться по разным признакам: характеру, интенсивности, результатам. Но то, что личность желает трудиться – это факт. Человек может просидеть за компьютерными играми, день, неделю или даже год. Но ему это надоест, как и чувство бесполезности. Попутно с работой он удовлетворяет необходимость в признании, уважении, получении власти. Обратная ситуация, когда после выполнения массы рабочих задач появляется нужда в отдыхе как физическом, так и духовном.
    • Саморазвитие. Полноценная персона всегда хочет получать знания и умения. Заниматься этим можно всю жизнь, постигать новое и совершенствоваться.
    • Коммуникабельность. Люди нуждаются в установке и поддержании доверительных отношений, помогающих делиться собственными переживаниями и эмоциями и получать отклик.

    Любое реализованное стремление приводит к более масштабному результату: создание крепкой и счастливой семьи, выполнение трудовых обязанностей и, как следствие, успешная карьера.

    Научные теории о потребностях человека

    Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

    Как удовлетворить социальные потребности современного человека

    Чрезмерная тяга к самосохранению и недостаток общения могут стать главной причиной изолирования современного человека от социума. Излишняя самоуверенность, вечная нехватка времени для общения с друзьями и близкими, отсутствие общих интересов с другими людьми делают человека замкнутым в себе. В зависимости от силы воли, такие люди могут начать злоупотреблять алкоголем или табаком, уйти с работы, потерять уважение и имущество и т.п.

    Для того чтобы предотвратить возникновение таких пагубных последствий, нужно четко осознать важность общения. Необходимо развивать желание ощущать собственную принадлежность к группе или группам людей.

    Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь. Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе.

    Социальные потребности человека и общества

    В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

    Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между “своими” и “чужими”, совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей “для другого” над потребностями “для себя” человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества – центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

    Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.

    Потребности для других – это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это – потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность “для других” выражается в альтруизме – в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность “для других” реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип “для себя”. Примером потребности “для других” может служить герой рассказа Ю. Нагибина “Иван”. “Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям. Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали”.

    Потребность “для себя”: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности “для себя” потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями “для других”, и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности “для себя” выступают как иносказательное выражение потребностей “для других”. Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей – потребностей “для себя” и потребностей “для других” – так пишет П. М. Ершов: “Существование и даже “сотрудничество” в одном человеке противоположных тенденций “для себя” и “для других” возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других – о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место “для себя” легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация “для других” -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим. “

    Потребности “вместе с другими”. Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

    Особенности потребностей “вместе с другими” состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

    Самый уважаемый человек – это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек – подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса

    Социальным называют поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество и на окружающих людей. Такое поведение регулируется особыми мотивами, которые называют мотивами социального поведения.

    К видам социального поведения, управляемого соответствующими мотивами и потребностями, относят: поведение, направленное на достижение успехов или избежание неудач, поведение типа привязанности, агрессивность, стремление к власти, аффилиацию (стремление к людям и боязнь быть отвергнутым), помогающее поведение (helping behavior – англ.), поведение по типу А, поведение по типу В, альтруизм, беспомощное и девиантное поведение. Все разновидности социального поведения в зависимости от того, что они собой представляют, и какую пользу приносят людям, делятся на три основные группы: просоциальное, асоциальное и антисоциальное поведение.

    Мотивы, как и само социальное поведение, могут быть позитивными и негативными. Позитивные – это такие мотивы социального поведения, которые стимулируют просоциальное поведение человека, направленное на оказание помощи и психологическое развитие других людей.

    Мотивация социального поведения – это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которые в едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека, мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотива такого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеком своих способностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определение того, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий. Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единую систему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влияния на социальное поведение, так и в динамике развития

    Асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественно-принятым нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных норм. Оно проявляется в мелких проступках, поведении, не представляющих социальной опасности и не требует административных воздействий. Оценка его осуществляется на микросредовом и личностном уровнях в формах коммуникативного, психологического и поведенческого проявления.

    При таком поведении человек не отдает себе отчета в наносимом обществу ущербе, не осознает негативной направленности своих действий. Примерами асоциального поведения могут быть инфантильность, действия лиц психически невменяемых, т. е. те случаи, когда люди неспособны понимать социальный смысл своих поступков. Асоциальное или антисоциальное поведение порождают негативные мотивы, стимулируя виды деятельности, которые препятствуют психологическому росту человека и наносят вред людям.

    Причиной различных форм асоциального поведения и личностных нарушений могут стать закономерно возникающие на разных этапах жизненного пути человека кризисы. Трудности и вызываемые ими стрессовые состояния, с которыми сталкивается человек, требуют определенных стратегий преодоления препятствий Человек либо формирует эффективное адаптивное поведение, что соответствует поступательному движению личности, либо претерпевает дезадаптацию и находит выход в различных формах неоптимального поведения.

    Наркомания и алкоголизм, вандализм, хулиганство, уход от реальности, тунеядство, отсутствие интереса к учебе, членство в сектах не являются неврозами в строгом смысле слова, но представляют собой проблему для общества и для тех его институтов, которые включены в процесс социализации новых поколении граждан

    Источником асоциального поведения может быть неотреагированный негативный опыт разных периодов жизни, неспособность противостоять неудачам и трудностям, отсутствие четких ориентиров, неумение принимать ответственность за свою жизнь и другие причины. Каждая из них может привести к запечатлению неадекватной формы защиты личности

    Результатом острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и потребностей личности» является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуется длительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. В зависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личности вступают во взаимное противоречие, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта.

    Мотивационный конфликт – между «Я хочу» и «Я хочу», столкновение двух различных желаний, мотивов, потребностей, одинаково привлекательных для личности. «Не хочу – не хочу» – выбор между двумя равно нежелательными возможностями на фоне стремления к избежанию каждой из альтернатив. «Из двух зол выбираю меньшее».

    Нравственный конфликт – между «Я хочу» и «Надо», между желанием и долгом, моральными принципами и желаниями, между долгом и сомнением в необходимости ему следовать.

    Конфликт нереализованного желания, между «Хочу» и «Могу», между желанием и невозможностью его удовлетворения в силу различных субъективных и объективных причин (физические и психические особенности человека, временные и пространственные ограничения). «Хочу – не могу» – от достижения цели удерживает страх, страх ассоциирующийся с ее достижением, либо с самой целью, либо с процессом ее достижения.

    Ролевой конфликт – между «Надо» и «Надо», между двумя значимыми для личности ценностями, принципами, стратегиями поведения при невозможности одновременно сочетать несколько социально-психологических ролей, либо связанный с различными требованиями, предъявляемыми личностью к данной роли.

    Адаптационный конфликт – между «Надо» и «Могу», несоответствие между психическими, физическими, профессиональными и иными возможностями человека и предъявляемыми к нему требованиями.

    Конфликт в результате неадекватной самооценки, – между «Могу» и «Могу». Самооценка зависит от степени критичности личности к себе, к своим удачам и неудачам, реальным и потенциальным возможностям, способности к самоанализу. Она может быть субъективно завышена или занижена при сопоставлении ее с оценкой окружающих.

    Как реакция на затруднения при разрешении внутренних противоречий, на невозможность достижения значимой цели, на обман ожидания, у человека может возникнуть фрустрация. Она сочетает в себе весь диапазон негативных эмоции и способов поведения от депрессии до агрессии. Если препятствие, вызвавшие фрустрацию, преодолеть не удалось, то необходимо найти другой способ разрешения проблемы, например: заменить средства достижения цели; заменить цели; потерять интерес к цели на основание новой информации.

    К группе социальных потребностей относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего – с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее, практически все, что мы делаем, мы выполняем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

    Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества – одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

    У каждого человека существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, трудовым коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д. Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос. Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие людей.

    В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

    Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Понятие “честь мундира” было равнозначно понятию “честь полка”. Особенности одежды были жестко регламентированы в сословном обществе. Многие вещи человек делает только потому, что “так принято” в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что “так принято”, и является удовлетворением этой потребности. Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру, больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства. В современном европейском обществе особенности поведения, в том числе и выбор костюма, тоже играют огромную роль для удовлетворения потребности в социальной самоидентификации.

    Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы люди считают себя членами той, какая есть. Например, одно из существующих определений понятия “родственники” звучит так: это группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются выпить и закусить по поводу изменения их количества. В самом деле, отвечая на вопрос: “Перечислите 20 человек, общение с которыми доставляет вам наибольшее удовольствие”, испытуемые упоминают не больше двух родственников, причем это, как правило, члены семьи. Анализ описания испытуемыми отношения к родственникам показывает, что в большинстве случаев эти люди воспринимаются ими как чуждые им личности с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и другим чувством юмора. Тем не менее, общаясь с родственниками на свадьбах, поминках и юбилеях, человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется его потребность в социальной самоидентификации.

    Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий – переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.

    Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).

    Потребность в дружелюбных отношениях – одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных – это так называемые скучивание и взаимная чистка.

    Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.

    Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей – человеческого общества, социума.

    Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, то испытывают не только проблемы в общении. Как правило, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность “следования за лидером”.

    Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы – естественные и культурные (Рис.1). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

    Рис.1. Один из вариантов классификации потребностей

    Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

    К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

    К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

    Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

    Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу» (Рис.2). Согласно теории этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идет потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избегать эмоции страха), выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте.

    Рис. 2. Пирамида потребностей (по А.Маслоу)

    Содержание уровней пирамиды потребностей

    Рис. 2. Пирамида потребностей (по А.Маслоу)

    Какие потребности есть у человека

    Человек – один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

    Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

    Как теория, разработанная психоаналитиком, может помочь компании понять своего потребителя, улучшить сервис и выстроить отношения с аудиторией.

    Всем привет! Меня зовут Мила Кудрякова и я психолог и методолог. В этом материале я хочу рассказать о том, как можно улучшить ваш бизнес применяя теорию социальных потребностей.

    Как психолог я работаю не только с частными клиентами, но и с компаниями. Удивительно, но многие психотерапевтические инструменты при небольшой доработке оказываются применимы к командам и брендам. Например, любимая мною теория социальных потребностей может использоваться в бизнес-сфере при работе c аудиторией, клиентами и заказчиками.

    Чтобы составить портрет своей аудитории и понять на чем нужно акцентировать внимание, помимо улучшения качества продукта или услуги, нужно понимать, чего хотят люди. В этом может помочь теория социальных потребностей. Эту систему разработал Ричард Эрскин, ученик Эрика Берна — известного психоаналитика и основателя системы трансактого анализа.

    Эрскин провел масштабное исследование, в результате которого выявил 96 потребностей, из которых, в свою очередь, выделил 8, которые присущи абсолютно всем людям. Эти потребности не работают в иерархии, а скорее похожи на эквалайзер и в зависимости от ситуации подсвечиваются с разной степенью интенсивности, то есть могут быть ярко выражены или фрустрированы. Во всех отношения людьми движут социальные потребности и эти восемь присущи каждому из нас, но выражены в разной степени, в зависимости от того, какие события происходили в жизни конкретного человека.

    ↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

    Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

    Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

    Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

    Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

    Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» – «жизнь»).

    Социальные потребности – это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

    Духовные (идеальные) потребности – это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

    Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

    Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

    Читайте также:  Здоровые отношения между мужчиной и женщиной
  • Добавить комментарий