Профессиональная деформация личности

Что такое профессиональная деформация личности?

Профессиональная деформация личности (ПДЛ) – это изменение структуры личности, развивающееся в ходе длительного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами данное явление означает, что профессия «пустила корни» и укрепилась во всех сферах жизнедеятельности человека.

Искажению подвергаются все качества личности:

  • характер;
  • поведение и способ общения;
  • мотивация;
  • стереотипы восприятия;
  • шкала ценностей.

Всё что происходит вокруг, любые события, обыденные или важные, человек, пострадавший от профессиональной деформации, будет воспринимать только через призму его компетенции, как профи.

Примеров тому много. Психологи начинают диагностировать и типировать всех и каждого, филологи – раздавать замечания и беспощадно бороться за чистоту речи окружающих.

Больше всех от этого состояния страдают близкие и друзья. Становится сложно провести совместные выходные, не говоря уже о том, чтобы просто жить вместе и вести быт. Особенно тяжело приходится детям. Познавать окружающий мир, шалить и взрослеть под чутким руководством профессионально деформированного папы-следователя и мамы-учителя очень тяжело. И, пожалуй, самое печальное, что такие люди плохо осознают факт деформации личности. Ведь не каждому под силу признаться самому себе в том, что твоё искреннее рвение и стремление к успеху, твоя погружённость в профессию делает невыносимой жизнь твоих близких и мешает тебе самому.

Однако не следует воспринимать высокий уровень профессионализма, как фактор, провоцирующий ПДЛ. Человек может оставаться профи, не перенося свою высокую квалификацию в обыденную жизнь и сохраняя самобытные качества своей личности.

Однако не следует воспринимать высокий уровень профессионализма, как фактор, провоцирующий ПДЛ. Человек может оставаться профи, не перенося свою высокую квалификацию в обыденную жизнь и сохраняя самобытные качества своей личности.

Что такое профессиональная деформация личности?

Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

Деформация в крайней форме у них выражена в сугубо функциональном, формальном отношении к окружающим. Повышенный уровень деформации личности наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих и медицинских работников.


Наступление стагнации возможно даже в том случае, если уровень вашей профессиональной деятельности довольно высок, но ваша работа выполняется однообразно, с применением повторяющихся приёмов. Результатом продолжительной стагнации является профессиональная деформация личности: человек уже не в состоянии выбраться из своей профессии и вынужден исполнять в социуме только эту роль.

Профессиональная деформация личности

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. [1] Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. [2] Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации. [3]

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни. [2]

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни. [2]

В чем выражается профессиональная деформация

Основная форма проявления – пропуск всего происходящего через призму трудовых знаний и навыков. Работа возводится человеком на пьедестал и часто возникает в обыденной домашней жизни. Может приводить к пересмотру ценностей и смене личностных качеств. Социальная профессиональная деформация личности влечет перемены в манере поведения. Например, заняв солидную должность, человек начинает вести себя надменно.


Основная форма проявления – пропуск всего происходящего через призму трудовых знаний и навыков. Работа возводится человеком на пьедестал и часто возникает в обыденной домашней жизни. Может приводить к пересмотру ценностей и смене личностных качеств. Социальная профессиональная деформация личности влечет перемены в манере поведения. Например, заняв солидную должность, человек начинает вести себя надменно.

Профессиональная деформация личности

  • Переезды (квартирные, дачные, офисные, магазинные. )
  • Вывоз мусора и отходов
  • Доставка покупок из магазина, клиенту, снабжение магазина / производства
  • Работа грузчиков: подъём / спуск по этажам, длинные проносы, сборка / разборка мебели, подключение / отключение бытовой техники, упаковка / распаковка

О профдеформации сейчас слышал, наверное, каждый. Кто-то относится к этому как к обязательной части любой долгой работы, кто-то больше юморит, а есть и те, кто действительно опасаются этой деформации. В любом случае абсолютно равнодушных практически нет.

Бытует мнение, что людей определённых профессий можно легко узнать по поведению, взгляду, манере общаться. И случается такое, что данное мнение вполне оправданно. В таких случаях принято говорить о профдеформации личности. Чаще всего это произносится с негативным оттенком, когда проявляются условно отрицательные качества личности, спровоцированные долгой работой в одной сфере. Давайте посмотрим подробнее, что же такое профдеформация личности, откуда берётся и можно ли её избежать.

Профессиональная деформация личности – это перенос профессиональных навыков и умений в обычную жизнь. Затем происходит постепенное искажение личности. Профдеформация личности (ПДЛ) затрагивает все сферы жизни человека, меняются и такие факторы как поведение, общение и характер человека, расстановка приоритетов и ценностные ориентиры. Такое происходит благодаря долгой монотонной работе, когда год за годом выполняется определённый набор стереотипных трудовых обязанностей.

Вопреки известному мнению ПДЛ может развиться у человека любой профессии и должности. Так каковы же причины развития профдеформации?

  • Стагнация. Продолжительная стагнация – остановка роста – это ключевая причина развития ПДЛ. Наступает тогда, когда человек добился каких-либо высот и прекращает движение вперёд. Престижные должности не спасают от стагнации, поэтому такая остановка в развитии – вполне частая проблема у руководителей.
  • Непрерывная монотонная работа. Ряд повторяющихся изо дня в день трудовых обязанностей формирует условный рефлекс мыслить определённым образом, поэтому часто сложно бывает не переносить такой способ мышления в жизнь.
  • Регулярные стрессовые и конфликтные ситуации. Этот фактор развития ПДЛ примечателен тем, что истощая нервную систему человека на работе не отпускает его и в жизни. Сдерживаясь на работе человек потом срывается в семье, после чего начинает сдерживаться в семье, но срывается на работе, тем самым провоцируя очередные конфликты. Таким образом человек оказывается как бы в замкнутом круге, из которого ему крайне сложно выбраться.
  • Повышение уровня нервозности и утомляемости. Этот фактор имеет прямую связь с предыдущим. Но бывает и так, что конфликтных и стрессовых ситуаций на первый взгляд нет, но всё же определённая нервозность есть и её уровень растёт. Это также истощает нервную систему человека, провоцируя ПДЛ.
  • ​Регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте. Этот фактор развития ПДЛ напрямую связан с предыдущими двумя. Обычно эти причины идут вместе. Чрезмерная нагрузка и отсутствие должного отдыха также будет истощать человека, то есть он просто не сможет успевать переключаться с режима «работа» на режим «семья», например. Таким образом рабочая форма мышления начнёт выходить в жизнь.
  • Отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста. Здесь возможны два варианта: или конкретному человеку дальнейший рост не предвидится, а он вкладывается ещё больше, стремясь достигнуть невозможное. Таким образом включаются перегрузки, человек буквально живёт на работе. Или же человек уже достиг всего, чего мог, дальше уже расти некуда. Тогда через стагнацию развивается профдеформация. В любом случае одну из основных ролей в данном факторе будет играть монотонность и непрерывность работы.

Профессиональная деформация личности не приходит одномоментно, ей нужно достаточно большое время на развитие. Однако бывает и такое, что профдеформация развивается и у совсем молодого специалиста. Почему такое происходит?

Во-первых, начинающий работник выбрал деятельность, не опираясь на её характерные особенности, а руководствуясь собственными мотивами. Так, например, в полицию могут пойти служить те, кто стремится на самом деле к власти или наказать обидчиков из детства (будучи ребёнком такой человек часто был унижен сверстниками, его не принимали в своё общество подростки). Также человек мог желать доказать кому-то свою значимость через социальное положение, тем самым автоматически подводя себя под профдеформацию. Ведь человек работает без интереса, не вникая в суть работы, а значит не развивается.

Во-вторых, профдеформация разовьётся быстрее, если молодой специалист имеет завышенные ожидания в отношении своей профессии. Тогда неминуемо наступает разочарование, руки опускаются и человек без всякой инициативы и попытки вникнуть, проникнуться спецификой работы начинает просто рутинно выполнять одни и те же рабочие действия. Так монотонность быстро провоцирует развитие ПДЛ.

  • общепрофессиональный тип изменения личности. Это избыточные проявления в жизни характеристик, свойственных рабочей специфике. Как, к примеру, врач автоматически оценивает здоровье новых знакомых и выдаёт непрошенные советы, а сотрудник полиции в каждом заранее видит злоумышленника и теряет способность доверять;
  • индивидуальный тип изменения личности. Здесь на первый план выходят изменения, обусловленные личными качествами сотрудника, а не профессиональными особенностями. Человек, склонный к тому или иному качеству, начинает чрезмерно развивать в себе его (не всегда осознанно, конечно), поскольку именно это качество необходимо и часто используется в работе. Например, гиперответственность у учителей, бухгалтеров;
  • типологический вид изменения личности. Этот вид изменений образуется благодаря слиянию первых двух видов. Так, к примеру, детский тренер сборной по любому виду спорта умеет быстро организовать детей в поездке на соревнования, устроить их быт в поездке и не сбить график тренировок. В положительном ключе такой вид деформации личности даст хорошие организаторские способности в жизни, умение наладить быт в любых походных условиях и так далее. Однако при негативном проявлении такой человек начнёт, к примеру, командовать окружающими его людьми также, как командует своими подопечными ребятами.

У профдеформации, как и у любого явления, помимо причин есть ещё и последствия. Эти последствия могут проявляться на двух уровнях:

  • физиологические. Это, как нетрудно догадаться, изменения в организме, связанные с образом жизни на работе. К примеру, сидячая работа способствует замедлению метаболизма и набору лишнего веса, работа продавца через долгое стояние влечёт за собой проблемы с ногами (варикоз тот же, проблемы с суставами);
  • психологические. Здесь уже меняются особенности поведения. И изменения эти вызваны спецификой должности. К примеру, стилист автоматически оценивает проходящих людей, а учитель начинает поучать всех вокруг, как своих учеников, не стесняясь переходить на повышенные тона.

Что касается нравственно-психологической стороны профдеформации, то тут возможны как положительные изменения, так и негативные. Это вы уже отметили в приведённых выше примерах. При положительном проявлении человек меняется в лучшую сторону: у безответственного появляется ответственность, человек становится вежливым, более культурно развитым. Может улучшаться физподготовка. Негативные же изменения как раз и имеют в виду, когда говорят о профдеформации. Это превращение высокопоставленного чиновника в коррупционера, жестокость сотрудника силовых структур, стремление поучать и командовать другими людьми у учителей и так далее. Здесь помимо ухудшений отношений с близкими и окружающими в целом, возможны ещё и смещения рамок дозволенного, развивая чувство вседозволенности и даже безнаказанности.

Чтобы не кидаться «диагнозами» специалисты определяют несколько признаков наступившей и развивающейся профессиональной деформации личности:

  • ограничение интересов рабочей тематикой;
  • отношение к любым окружающим людям как к потенциальным объектам трудовой деятельности (продавец в каждом встречном видит потенциального покупателя, например);
  • ограничение круга общения коллегами, сослуживцами и людьми «в теме»;
  • идентификация себя как личности с трудовыми заслугами;
  • панический страх потерять место работы;
  • возведение своей профессии на пьедестал;
  • проблемы в общении с друзьями и близкими из-за того, что вся речь человека с ПДЛ становится насыщенной трудовой терминологией, все разговоры сводятся к работе;
  • изменение личных характеристик в связи с достижениями на работе. Так, получивший повышение работник начинает, к примеру, вести себя надменно.

Как бы ни думали люди, что такие искажения в следствии профдеформации необратимы, практика показывает, что вернуть человека к адекватному восприятию жизни, окружающих и себя самого вполне реально. И поможет здесь ряд мероприятий:

  • курсы, тренинги по личностному росту, регулярные консультации у специалистов;
  • отдельная работа с психологом по возвращению в «мирное русло» всех смещённых границ, а также для корректировки случившихся искажений;
  • повышение квалификации, углубление ранее полученных знаний и внедрение в профессиональную деятельность этих новых знаний через формирование новых навыков в работе;
  • повышение социально-психологической осведомлённости через самообучение;
  • составление плана по развитию карьеры и строгое следование ему.

​ Стоит помнить, что лучше профилактики ничего нет. Как же уберечь себя от профдеформации? Со стороны работодателя нелишними будут предупредительные меры по адаптации новичков в профессии. От самого работника же требуется с самого начала уметь разделять работу и личную жизнь. Не стоит во время принятия ванны мысленно составлять отчёты, а готовя себе завтрак начинать решать рабочие вопросы. Если вам необходимо рабочее место и дома, то чётко следуйте рекомендации: работа на рабочем месте. То есть вставая из-за рабочего стола переключайте фокус внимания на дом. Помимо прочего надо обязательно формировать свой досуг. Трудоголизм, к слову, почти всегда ведёт к итоговой профдеформации. Отдыхать надо. И надо уметь отдыхать! Смена обстановки, смена деятельности через хобби, далёкое от основной работы. Помимо прочего не забывайте и о психологическом моменте. Важно декомпенсировать профессиональные навыки. Так, например, крупный босс пусть дома позволяет решать за себя, а учитель учится у молодёжи вне работы в школе. Кстати, полезно помнить и разделять тех, с кем вы работаете и других людей. Тренер тренирует своих подопечных, но не их родных. Учитель учит учеников, но не их родителей, поэтому полезно сменять стратегию поведения с людьми разных групп — прямо относящихся к вашей трудовой деятельности и косвенно относящихся или не относящихся вовсе.

Как видим, профессиональная деформация личности — это не обязательно нечто плохое, её можно использовать для собственного блага, если немного подкорректировать направление изменений. Не пропадайте на работе, не забывайте про близких, проживайте жизнь полноценно!

У профдеформации, как и у любого явления, помимо причин есть ещё и последствия. Эти последствия могут проявляться на двух уровнях:

Профессиональная деформация личности: предпосылки, причины и виды.

Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей. Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

Читайте также:  Самобичевание — что это такое и почему возникает?

О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».

Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации:

  • Молодой специалист возлагает на свою профессию слишком много надежд, которые в конечном счёте не соответствуют действительности.
  • Акцентирование внимания на мотивацию выбора профессии. Это может быть стремление добиться власти, определённого социального статуса или желание доказать свою значимость.
  • Однообразные действия и функции, приводящие человека к психологическим ограничениям: например, если он попадёт в новые рабочие условия, приспособиться к ним ему будет довольно тяжело.

Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:

  • постоянные стрессы;
  • профессиональная усталость, накопившаяся за многолетнюю трудовую деятельность;
  • постоянная стереотипная работа;
  • отсутствие желания продолжения работы в этой сфере: одни понимают ошибочность выбора профессии практически сразу после начала трудовой деятельности, другим же для этого требуются годы.
  • непонимание целей выполняемой работы;
  • возрастные изменения: в молодом возрасте человеку казалось, что эта профессия ему подходит, однако, с возрастом он начинает выполнять свои рабочие обязанности автоматически;
  • излишняя самоуверенность;
  • чрезмерная служебная нагрузка;
  • повышенный уровень утомляемости, нервозности;
  • несоответствующая дисциплина на рабочем месте;
  • отсутствие возможности дальнейшего профессионально роста, повышения квалификации, обучения;
  • ограничение условий для самовыражения, когда любые инновационные предложения и творческий подход к выполнению трудовых обязанностей отвергаются без обсуждения;
  • конфликты и напряжённые отношения в коллективе;
  • посвящение всего себя только работе при полном отсутствии признания ваших заслуг коллегами.

Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:

Общепрофессиональный. Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.

У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).

Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.

Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.

Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.

Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:

  • Снижение результативности трудовой деятельности;
  • кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
  • неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.

Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания, в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

  • Вы боитесь потерять общение с коллегами, профессию, работу.
  • Все ваши разговоры в итоге сводятся к обсуждению рабочих вопросов.
  • Ваши родные и близкие считают, что с вами сложно иметь дело.
  • Вы ассоциируете свой успех только лишь с профессиональной деятельностью.
  • Ваш круг общения ограничен только сослуживцами.
  • Вы не позволяете себе и коллегам проявлять эмоции, и высказывать переживания на рабочем месте.
  • Вам нередко говорят, что разговор с вами напоминает общение с врачом (юристом, следователем, учителем и т. д.), так как в обычной жизни вы начинаете общаться на профессиональном языке.
  • Ваши интересы ограничены только профессиональной деятельностью.
  • Вы относитесь к знакомым как к объектам вашей профессии.

Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:

1) Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.

2) Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.

3) Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.

4) Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.

5) Ухудшение отношений с окружающими людьми — шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.

Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • низким уровнем интеллекта;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

При профессиональной деформации:

1. Снижается адаптивность личности. Привыкнув к определённому стилю выполнения работы человек перестает искать новое в своей профессии, применять непривычные способы выполнения задач. Постепенно выработанные в ходе деятельности черты характера закрепляются, углубляются и становятся частью личности человека. Например, от природы аккуратный человек, отработав 20 лет бухгалтером, становится излишне педантичным, а любовь к вниманию, свойственная актерам, иногда перерастает у них в демонстративность и нарциссизм.

«Я всю жизнь проработал руководителем на производстве, — описывает свою ситуацию Сергей, — сначала в моем подчинении было 2 человека, по мере продвижения по карьерной лестнице подчиненных становилось все больше. Держать процесс под контролем иногда было не просто, приходилось и голос повышать и принимать подчас жесткие решения. Постепенно я стал замечать, что все реже совещаюсь с сотрудниками, все меньше прислушиваюсь к противоположной точке зрения. Иногда это приводило к принятию неверных решений. Да и сердце начало шалить. Помогли мне занятия по психологии управления. Я стал понимать, что грамотный начальник — это не всегда жесткий и бескомпромиссный человек, скорее наоборот».

2. Снижается качество работы, человек начинает относиться к ней формально и слишком абстрактно.У учителей и врачей трепетное отношение к пациенту или ученику сменяется на официальное, деловое, а руководитель начинает относиться к своим подчиненным лишь как к функциям, что мешает им полностью реализовать свой потенциал.

«Мой шеф, когда просит меня связать его с тем или иным человеком, обычно называет не фамилию или имя, а должность: «Соедини с кадровиком», «Позови ко мне строителя», «Пусть главный бухгалтер зайдет» — рассказывает секретарь Даша. — Конечно, работников это не мотивирует на трудовые подвиги, вряд ли кому то понравится, что в нем видят лишь определенный набор функций , а не личность».

3. Страдают взаимоотношения с окружающими. Шаблоны общения, успешно применяемые на работе, подчас могут быть совсем неэффективными в личной жизни.

«На работе я привык отстаивать свою точку зрения , разговаривать твердо, уверенно, а иногда и жестко. Со временем я стал замечать, что со своими детьми я общаюсь также ультиматумами. Мои указания они выполняют беспрекословно, но своими планами и эмоциями стали делиться все реже» — рассказывает руководитель отдела Олег.

4. Происходит утомление и профессиональное выгорание. Работа начинает казаться скучной. Эти симптомы знакомы каждому, кто долгое время проработал на одном месте, выполнял одни и те же функции и не учился ничему новому.

«Я работаю учителем и в принципе люблю свою профессию. Но я заметила, что после долгих месяцев труда, к концу учебного года усталость становится невыносимой. Иногда мне приходится долго настраивать себя, чтобы зайти в класс. Любимые ученики, которые всегда заряжали меня энергией, перестают радовать. По приходу домой мне больше хочется побыть одной и помолчать, муж обижается. Тогда я понимаю, что пора в отпуск» — описывает свое состояние Татьяна.

Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.

Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности. Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков. Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.

Профессионалу полезно время от времени проводить своеобразную «самодиагностику» и вовремя распознавать у себя «симптомы» деформации. Существует несколько универсальных советов, которые помогут в этом:

1. Развивайте в себе способность к самоанализу и самокритике. Общайтесь с коллегами, другими профессионалами и замечайте, чему можно у них поучиться. Полезно также получать отзывы коллег о своей работе, это позволяет посмотреть на себя со стороны. Профессиональный и личностный рост прямо противоположны профессиональной деформации!

2. Будьте открыты новым знаниям. Учитесь и всегда открывайте для себя новое в профессии. Посещение курсов, чтение специальной литературы не только вооружают вас новой информацией, но и помогают открыть в работе «второе дыхание», побороть надвигающуюся скуку. Совет менять работу каждые 5 лет также не лишен здравого смысла. В жизни это не всегда достижимо, но зато вполне можно браться за новые проекты на текущем месте работы.

3. Умейте расслабляться. Тот, кто живет работой, острее подвержен эмоциональному выгоранию, чем тот, у кого жизнь разнообразна.

Оставляйте работу на работе, от этого выиграете и вы, и ваши близкие, и ваши клиенты.

4. Выходите из зоны комфорта. Понятны выгоды, которые дает человеку привычная работа и привычное поведение — он знает, что приведет к успеху, а что не сработает. Если делать что-то новое и непривычное, то непонятно, будет ли успех и как отреагируют окружающие. Если руководитель привык кричать на подчиненных, то спокойное обсуждение проблемы вызовет у них подозрения, что что-то не так.

Тем не менее выходить из зоны комфорта полезно. Заведите себе непривычное хобби. Вы целый день сидите? Запишитесь на фитнес. У вас кабинетная работа? Общайтесь с людьми, пойдите на курсы английского. Работа нервная? Вышивайте! Контрасты оздоравливают личность.

Справиться с профдеформацией поможет чтение специализированной литературы. Есть несколько примеров:

Александр Асмолов «Психология личности»;

Ольга Полякова «Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности»;

Аэлита Маркова «Психология профессионализма»;

Эвальд Зеер «Психология профессий»;

Евгений Ильин «Эмоции и чувства».

Естественно, не избежать профессиональной деформации в сфере постоянного взаимодействия с людьми, тем более в педагогической деятельности, где повышены риски эмоционального выгорания.

В профессиональной деформации педагога выделяют следующие виды:

2) Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.

Причины и виды проблем профессиональной деформации личности

Замечали ли вы за своими родными, знакомыми или коллегами, что иногда они забывают о том, что находятся не на работе? Есть среди ваших близких те, кто даже в обычных жизненных ситуациях ведет себя как на работе: как учитель, как психолог, как командующий военной частью? Думаю, практически все могут привести такие примеры. Такое поведение человека в обычных жизненных условиях вызвано профессиональной деформацией, которая чаще приносит вред, чем пользу. Вы спросите какая в этом польза? К примеру, бывшие военные очень хорошие бизнесмены. Их стойкость и сила характера, выдержка, дисциплина, твердость в принятии решений все эти качества помогают в суровом современном бизнесе. Итак, проблема профессиональной деформации личности: причины, виды, факторы, последствия и профилактика.

Профессиональная деформация встречается у представителей многих профессий, среди которых чаще всего можно увидеть людей, которые по долгу службы постоянно работают с большим количеством людей – врачи, учителя, военные, психологи, управленцы в самых разных областях деятельности.

Что такое профессиональная деформация: 7 главных признаков

Приветствую Вас, друзья!

Работая в определенной сфере, мы с каждым годом накапливаем опыт, совершенствуем профессиональные навыки, расширяем область знания и доводим типичные действия до автоматизма. Безусловно, это положительный процесс, поскольку человек развивается, повышает свой уровень и становится одним из лучших специалистов в своей сфере. Но параллельно с этим идёт ещё один процесс, воспринимаемый уже не так положительно.

Это профессиональная деформация (или просто «профдеформация») – ощутимые изменения в психике, продиктованные особенностями рабочей деятельности. У человека меняются черты характера, меняется восприятие и поведение, а манера общения, связанная с должностью, становится нормой даже внутри семьи. Сегодня мы разберёмся, что такое профдеформация, как она проявляется, почему возникает и как её избежать.

Работая в определенной сфере, мы с каждым годом накапливаем опыт, совершенствуем профессиональные навыки, расширяем область знания и доводим типичные действия до автоматизма. Безусловно, это положительный процесс, поскольку человек развивается, повышает свой уровень и становится одним из лучших специалистов в своей сфере. Но параллельно с этим идёт ещё один процесс, воспринимаемый уже не так положительно.

Почему это плохо

Тем не менее процесс деформации необходимо контролировать, чтобы он не стал препятствием на пути профессионального и личностного развития, т.к. это явление таит в себе много негативных аспектов.

1. Снижается адаптивность личности. Привыкнув к определённому стилю выполнения работы человек перестает искать новое в своей профессии, применять непривычные способы выполнения задач. Постепенно выработанные в ходе деятельности черты характера закрепляются, углубляются и становятся частью личности человека. Например, от природы аккуратный человек, отработав 20 лет бухгалтером, становится излишне педантичным, а любовь к вниманию, свойственная актерам, иногда перерастает у них в демонстративность и нарциссизм.

«Я всю жизнь проработал руководителем на производстве, — описывает свою ситуацию Сергей, — сначала в моем подчинении было 2 человека, по мере продвижения по карьерной лестнице подчиненных становилось все больше. Держать процесс под контролем иногда было не просто, приходилось и голос повышать и принимать подчас жесткие решения. Постепенно я стал замечать, что все реже совещаюсь с сотрудниками, все меньше прислушиваюсь к противоположной точке зрения. Иногда это приводило к принятию неверных решений. Да и сердце начало шалить. Помогли мне занятия по психологии управления. Я стал понимать, что грамотный начальник — это не всегда жесткий и бескомпромиссный человек, скорее наоборот».

2. Снижается качество работы, человек начинает относиться к ней формально и слишком абстрактно. У учителей и врачей трепетное отношение к пациенту или ученику сменяется на официальное, деловое, а руководитель начинает относиться к своим подчиненным лишь как к функциям, что мешает им полностью реализовать свой потенциал.

«Мой шеф, когда просит меня связать его с тем или иным человеком, обычно называет не фамилию или имя, а должность: «Соедини с кадровиком», «Позови ко мне строителя», «Пусть главный бухгалтер зайдет» — рассказывает секретарь Даша. — Конечно, работников это не мотивирует на трудовые подвиги, вряд ли кому то понравится, что в нем видят лишь определенный набор функций , а не личность».

3. Страдают взаимоотношения с окружающими. Шаблоны общения, успешно применяемые на работе, подчас могут быть совсем неэффективными в личной жизни.

«На работе я привык отстаивать свою точку зрения , разговаривать твердо, уверенно, а иногда и жестко. Со временем я стал замечать, что со своими детьми я общаюсь также ультиматумами. Мои указания они выполняют беспрекословно, но своими планами и эмоциями стали делиться все реже» — рассказывает руководитель отдела Олег.

4. Происходит утомление и профессиональное выгорание. Работа начинает казаться скучной. Эти симптомы знакомы каждому, кто долгое время проработал на одном месте, выполнял одни и те же функции и не учился ничему новому.

«Я работаю учителем и в принципе люблю свою профессию. Но я заметила, что после долгих месяцев труда, к концу учебного года усталость становится невыносимой. Иногда мне приходится долго настраивать себя, чтобы зайти в класс. Любимые ученики, которые всегда заряжали меня энергией, перестают радовать. По приходу домой мне больше хочется побыть одной и помолчать, муж обижается. Тогда я понимаю, что пора в отпуск» — описывает свое состояние Татьяна.

Оставляйте работу на работе, от этого выиграете и вы, и ваши близкие, и ваши клиенты.

Читайте также:  Стоит ли сохранять брак без любви, если в семье присутствуют дети?

Профдеформация системного администратора

Работа сисадмина требует высокой степени концентрации внимания, четкости, скрупулезности. Свой педантизм и склонность к алгоритмизации системный администратор нередко переносит в жизнь: в его квартире предметы должны лежать исключительно на своих местах, ворсинки на ковре должны смотреть только в одну сторону, а книги стоять только в определенной последовательности и т. д.

Профилактика профессиональной деформации – это система мероприятий, позволяющих оставаться человеку как можно дольше в профессии и при этом избегать отклонений в развитии личности.

Профессиональная деформация – что это такое простыми словами

Профессиональная деформация (с лат. deformatio — «искажение»)личностное когнитивное искажение, которое развилось вследствие особенностей и области профессиональной деятельности.

Деформация берет свое начало в рабочей обстановке, в которой индивид пребывает в течение длительного периода времени и отражается на всех аспектах личности, включая:

  • мировосприятие;
  • черты характера;
  • жизненные приоритеты;
  • сферу коммуникации;
  • поведенческие паттерны.

Под влиянием факторов профессии, индивидом вырабатываются обязательные правила поведения в трудовой атмосфере, которые в дальнейшем выходят за рамки работы и начинают проявляться в поведении в обыденной обстановке.

  • Повышенную рабочую нагрузку и слишком высокие требования управляющих. Работа без выходных, ненормированный рабочий день, задания на дом или невозможность взять отпуск негативно сказываются на психологическом здоровье каждого.
  • Отсутствие адекватной нагрузки. Чувство вседозволенности и отсутствие дисциплины среди сотрудников столь же пагубно, как и обратное.
  • Плохие условия труда. Случаи превышения полномочий со стороны начальства, отсутствие комфорта, плохая координация отделов или ограничение личностного пространства вызывают нервозность и раздражительность сотрудников.
  • Отсутствие мотивации работать. Причины этому могут быть разные. К примеру, некомпетентность сотрудников и начальства или недостаточная заработная плата.
  • Неправильно выбранная профессия. Если сфера деятельности не близка и не интересна работнику, тот будет испытывать чувство собственной ненужности и бессмысленности выполнения заданий.

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. [4] Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям [5] . Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации. [6]

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни [5] .

Аналогично происходит в творческих профессиях, так иллюстраторы Сергей Тюнин и Андрей Бильжо отмечали, что многие писатели категорически не воспринимают жанр карикатуры, так как являются «людьми слова» [7] :

«Моя практика и жизненный опыт доказывает, что хуже всего карикатуры понимают литераторы, потому что они чувствуют слово, они привыкли к слову, если там остроумная подпись они поймут, но визуально они, как правило, не секут. а вот как раз физики, математики привыкли к диаграммам и могут смеяться над какой-нибудь параболой».

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни [5] .

Профессиональная деформация личности: предпосылки, причины и виды.

Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей. Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».

Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации:

  • Молодой специалист возлагает на свою профессию слишком много надежд, которые в конечном счёте не соответствуют действительности.
  • Акцентирование внимания на мотивацию выбора профессии. Это может быть стремление добиться власти, определённого социального статуса или желание доказать свою значимость.
  • Однообразные действия и функции, приводящие человека к психологическим ограничениям: например, если он попадёт в новые рабочие условия, приспособиться к ним ему будет довольно тяжело.

Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:

  • постоянные стрессы;
  • профессиональная усталость, накопившаяся за многолетнюю трудовую деятельность;
  • постоянная стереотипная работа;
  • отсутствие желания продолжения работы в этой сфере: одни понимают ошибочность выбора профессии практически сразу после начала трудовой деятельности, другим же для этого требуются годы.
  • непонимание целей выполняемой работы;
  • возрастные изменения: в молодом возрасте человеку казалось, что эта профессия ему подходит, однако, с возрастом он начинает выполнять свои рабочие обязанности автоматически;
  • излишняя самоуверенность;
  • чрезмерная служебная нагрузка;
  • повышенный уровень утомляемости, нервозности;
  • несоответствующая дисциплина на рабочем месте;
  • отсутствие возможности дальнейшего профессионально роста, повышения квалификации, обучения;
  • ограничение условий для самовыражения, когда любые инновационные предложения и творческий подход к выполнению трудовых обязанностей отвергаются без обсуждения;
  • конфликты и напряжённые отношения в коллективе;
  • посвящение всего себя только работе при полном отсутствии признания ваших заслуг коллегами.

Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:

Общепрофессиональный. Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.

У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).

Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.

Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.

Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.

Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:

  • Снижение результативности трудовой деятельности;
  • кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
  • неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.

Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания, в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

  • Вы боитесь потерять общение с коллегами, профессию, работу.
  • Все ваши разговоры в итоге сводятся к обсуждению рабочих вопросов.
  • Ваши родные и близкие считают, что с вами сложно иметь дело.
  • Вы ассоциируете свой успех только лишь с профессиональной деятельностью.
  • Ваш круг общения ограничен только сослуживцами.
  • Вы не позволяете себе и коллегам проявлять эмоции, и высказывать переживания на рабочем месте.
  • Вам нередко говорят, что разговор с вами напоминает общение с врачом (юристом, следователем, учителем и т. д.), так как в обычной жизни вы начинаете общаться на профессиональном языке.
  • Ваши интересы ограничены только профессиональной деятельностью.
  • Вы относитесь к знакомым как к объектам вашей профессии.

Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:

1) Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.

2) Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.

3) Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.

4) Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.

5) Ухудшение отношений с окружающими людьми — шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.

Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • низким уровнем интеллекта;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

При профессиональной деформации:

1. Снижается адаптивность личности. Привыкнув к определённому стилю выполнения работы человек перестает искать новое в своей профессии, применять непривычные способы выполнения задач. Постепенно выработанные в ходе деятельности черты характера закрепляются, углубляются и становятся частью личности человека. Например, от природы аккуратный человек, отработав 20 лет бухгалтером, становится излишне педантичным, а любовь к вниманию, свойственная актерам, иногда перерастает у них в демонстративность и нарциссизм.

«Я всю жизнь проработал руководителем на производстве, — описывает свою ситуацию Сергей, — сначала в моем подчинении было 2 человека, по мере продвижения по карьерной лестнице подчиненных становилось все больше. Держать процесс под контролем иногда было не просто, приходилось и голос повышать и принимать подчас жесткие решения. Постепенно я стал замечать, что все реже совещаюсь с сотрудниками, все меньше прислушиваюсь к противоположной точке зрения. Иногда это приводило к принятию неверных решений. Да и сердце начало шалить. Помогли мне занятия по психологии управления. Я стал понимать, что грамотный начальник — это не всегда жесткий и бескомпромиссный человек, скорее наоборот».

2. Снижается качество работы, человек начинает относиться к ней формально и слишком абстрактно.У учителей и врачей трепетное отношение к пациенту или ученику сменяется на официальное, деловое, а руководитель начинает относиться к своим подчиненным лишь как к функциям, что мешает им полностью реализовать свой потенциал.

«Мой шеф, когда просит меня связать его с тем или иным человеком, обычно называет не фамилию или имя, а должность: «Соедини с кадровиком», «Позови ко мне строителя», «Пусть главный бухгалтер зайдет» — рассказывает секретарь Даша. — Конечно, работников это не мотивирует на трудовые подвиги, вряд ли кому то понравится, что в нем видят лишь определенный набор функций , а не личность».

3. Страдают взаимоотношения с окружающими. Шаблоны общения, успешно применяемые на работе, подчас могут быть совсем неэффективными в личной жизни.

Читайте также:  Что значит меркантильный человек: кто эти люди?

«На работе я привык отстаивать свою точку зрения , разговаривать твердо, уверенно, а иногда и жестко. Со временем я стал замечать, что со своими детьми я общаюсь также ультиматумами. Мои указания они выполняют беспрекословно, но своими планами и эмоциями стали делиться все реже» — рассказывает руководитель отдела Олег.

4. Происходит утомление и профессиональное выгорание. Работа начинает казаться скучной. Эти симптомы знакомы каждому, кто долгое время проработал на одном месте, выполнял одни и те же функции и не учился ничему новому.

«Я работаю учителем и в принципе люблю свою профессию. Но я заметила, что после долгих месяцев труда, к концу учебного года усталость становится невыносимой. Иногда мне приходится долго настраивать себя, чтобы зайти в класс. Любимые ученики, которые всегда заряжали меня энергией, перестают радовать. По приходу домой мне больше хочется побыть одной и помолчать, муж обижается. Тогда я понимаю, что пора в отпуск» — описывает свое состояние Татьяна.

Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.

Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности. Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков. Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.

Профессионалу полезно время от времени проводить своеобразную «самодиагностику» и вовремя распознавать у себя «симптомы» деформации. Существует несколько универсальных советов, которые помогут в этом:

1. Развивайте в себе способность к самоанализу и самокритике. Общайтесь с коллегами, другими профессионалами и замечайте, чему можно у них поучиться. Полезно также получать отзывы коллег о своей работе, это позволяет посмотреть на себя со стороны. Профессиональный и личностный рост прямо противоположны профессиональной деформации!

2. Будьте открыты новым знаниям. Учитесь и всегда открывайте для себя новое в профессии. Посещение курсов, чтение специальной литературы не только вооружают вас новой информацией, но и помогают открыть в работе «второе дыхание», побороть надвигающуюся скуку. Совет менять работу каждые 5 лет также не лишен здравого смысла. В жизни это не всегда достижимо, но зато вполне можно браться за новые проекты на текущем месте работы.

3. Умейте расслабляться. Тот, кто живет работой, острее подвержен эмоциональному выгоранию, чем тот, у кого жизнь разнообразна.

Оставляйте работу на работе, от этого выиграете и вы, и ваши близкие, и ваши клиенты.

4. Выходите из зоны комфорта. Понятны выгоды, которые дает человеку привычная работа и привычное поведение — он знает, что приведет к успеху, а что не сработает. Если делать что-то новое и непривычное, то непонятно, будет ли успех и как отреагируют окружающие. Если руководитель привык кричать на подчиненных, то спокойное обсуждение проблемы вызовет у них подозрения, что что-то не так.

Тем не менее выходить из зоны комфорта полезно. Заведите себе непривычное хобби. Вы целый день сидите? Запишитесь на фитнес. У вас кабинетная работа? Общайтесь с людьми, пойдите на курсы английского. Работа нервная? Вышивайте! Контрасты оздоравливают личность.

Справиться с профдеформацией поможет чтение специализированной литературы. Есть несколько примеров:

Александр Асмолов «Психология личности»;

Ольга Полякова «Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности»;

Аэлита Маркова «Психология профессионализма»;

Эвальд Зеер «Психология профессий»;

Евгений Ильин «Эмоции и чувства».

Естественно, не избежать профессиональной деформации в сфере постоянного взаимодействия с людьми, тем более в педагогической деятельности, где повышены риски эмоционального выгорания.

В профессиональной деформации педагога выделяют следующие виды:

«Мой шеф, когда просит меня связать его с тем или иным человеком, обычно называет не фамилию или имя, а должность: «Соедини с кадровиком», «Позови ко мне строителя», «Пусть главный бухгалтер зайдет» — рассказывает секретарь Даша. — Конечно, работников это не мотивирует на трудовые подвиги, вряд ли кому то понравится, что в нем видят лишь определенный набор функций , а не личность».

42. Понятие и виды профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» — это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий).

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

• Свойства материала — это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

• Конфигурация пресса — это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

• Сила пресса — это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

• «Обжиг» — это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией».

1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.

3. Способность к рефлексии.

4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.

5. Коммуникативные навыки.

6. Противостояние чужому влиянию.

8. Способность к принятию и эмпатии.

9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.

10. Познавательный интерес.

11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

3. Консультирование окружающих.

4. Принятие роли “учителя”.

5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.

6. Idea fixe — “работа над собой”.

7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.

8. Пресыщение общением.

9. Эмоциональная холодность.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

42-43. Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:

Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации — деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность.

Профессионально-типологические деформации — деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности — искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) — комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера — ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

Профессиональная деформация личности (1 фото)

В психушке времен конца 70х СССР мама проработала всего ничего. Говорит что более половины -нормальные люди, кто-то косил от армии, кто-то от милиции, кто-то просто надоел родственникам и старичков совали в дурку. Говорит ещё часть психов составляли те кого сейчас считают экстрасенсами. Духов видят) Вот был один мужчина, абсолютно адекватный, а чертей видит. Они ему всякие мерзости нашёптывают. При чем он понимал сам, что этого быть не может и сам пришел в дурку. Были и буйные. Но вернемся к странностям восприятия. Когда ей было 65 приходит домой, ржёт. Спрашиваю что такое.
“Иду по парку из магазина, тут выпрыгивает мужик в плаще, распахивает, смотрит на меня и дрочит. Ну а я чё, пиписек много в больнице повидала, да и в дурке такие встречались особенно по весне, ну я и говорю ему:”И этим ты меня хотел удивить?” – и засмеялась,а он видно обиделся, убежал, жаль парня. ”
(P.S.: маньяки какие-то мелкие пошли)

Добавить комментарий