Импринтинг и его значение в жизни для человека

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .


Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Разновидности импринтинга

Пытаясь лучше понять, что такое импринтинг, психологи нашли достаточно много разных видов запечатления, свойственных человеку. Рассмотрим наиболее распространенные (и хорошо изученные) виды импринтинга:

  1. Связанный с кризисом новорожденности. Первые несколько дней после рождения являются самыми важными для малыша. Он запоминает прикосновения и голос матери, понимает, что рядом с ней он в безопасности. Если по каким-то причинам в этот период их надолго разлучают, это может привести к психической травме.
  2. Эмоционально-двигательный. Для ребёнка очень важен период, когда он учится самостоятельно ходить. Успехи и неудачи в этом процессе оказывают существенное влияние на его будущий характер.
  3. Связанный с выживанием. Как и любое живое существо, ребёнок человека чутко реагирует на тревожные крики родителей, запоминая, какие объекты представляют опасность.
  4. Вербальный. Известно, что если ребёнок в первые несколько месяцев своей жизни по каким-то причинам не слышал человеческую речь, он уже не сможет научиться разговаривать. Эту особенность объясняют тем, что базовые речевые единицы фиксируются в нашем мозге благодаря механизму импринтинга.
  5. Ментально-манипуляционный. Параллельно с развитием речи ребенок учится манипулировать объектами реального мира, в процессе чего у него формируется и развивается мышление.
  6. Социальный. Наиболее ярким примером социального импринтинга считается новогодняя реклама Coca-Cola. Этот напиток и так является самым известным в мире. Однако особая форма подачи, совмещенная с новогодним настроением, привела к тому, что сегодня данная торговая марка у большинства людей прочно ассоциируется с новым годом.
  7. Сексуально-социальный. Данный вид импринтинга активируется у человека с началом пубертатного периода. Подросток, который ранее не задумывался о таких вопросах, теперь начинает всерьез размышлять о том, как он хочет устроить личную жизнью. На этой почве у него возникают сомнения, например, хочет ли он провести всю жизнь с одной «половинкой» или же ему хочется разнообразия. И от того, в каком направлении пойдут эти мысли, будет зависеть его отношение к браку и другие важные аспекты личной жизни.
  8. Территориально-эмоциональный. Эта форма импринтинга активируется при переезде, дающем ощущение важных перемен в жизни. Она позволяет человеку быстрее и надёжнее адаптироваться к новой среде.
  1. Связанный с кризисом новорожденности. Первые несколько дней после рождения являются самыми важными для малыша. Он запоминает прикосновения и голос матери, понимает, что рядом с ней он в безопасности. Если по каким-то причинам в этот период их надолго разлучают, это может привести к психической травме.
  2. Эмоционально-двигательный. Для ребёнка очень важен период, когда он учится самостоятельно ходить. Успехи и неудачи в этом процессе оказывают существенное влияние на его будущий характер.
  3. Связанный с выживанием. Как и любое живое существо, ребёнок человека чутко реагирует на тревожные крики родителей, запоминая, какие объекты представляют опасность.
  4. Вербальный. Известно, что если ребёнок в первые несколько месяцев своей жизни по каким-то причинам не слышал человеческую речь, он уже не сможет научиться разговаривать. Эту особенность объясняют тем, что базовые речевые единицы фиксируются в нашем мозге благодаря механизму импринтинга.
  5. Ментально-манипуляционный. Параллельно с развитием речи ребенок учится манипулировать объектами реального мира, в процессе чего у него формируется и развивается мышление.
  6. Социальный. Наиболее ярким примером социального импринтинга считается новогодняя реклама Coca-Cola. Этот напиток и так является самым известным в мире. Однако особая форма подачи, совмещенная с новогодним настроением, привела к тому, что сегодня данная торговая марка у большинства людей прочно ассоциируется с новым годом.
  7. Сексуально-социальный. Данный вид импринтинга активируется у человека с началом пубертатного периода. Подросток, который ранее не задумывался о таких вопросах, теперь начинает всерьез размышлять о том, как он хочет устроить личную жизнью. На этой почве у него возникают сомнения, например, хочет ли он провести всю жизнь с одной «половинкой» или же ему хочется разнообразия. И от того, в каком направлении пойдут эти мысли, будет зависеть его отношение к браку и другие важные аспекты личной жизни.
  8. Территориально-эмоциональный. Эта форма импринтинга активируется при переезде, дающем ощущение важных перемен в жизни. Она позволяет человеку быстрее и надёжнее адаптироваться к новой среде.

Социальный импринтинг

Социальный импринтинг проявляется в наборе импринтов — встречающихся у людей базовых принципов, ценностях и этнических стереотипах, которые регламентируют отношение к вере, любви, дисциплине, лидерству и так далее.

Социальный импринтинг играет не последнюю роль в инновациях и их неприятии. Даже если инновационный товар лучше и дешевле обычного, его может ждать большой провал.

Признаки импринтинга можно увидеть и в рекламе. Скажите, как давно у вас Новый год стал ассоциироваться не только с оливье и мандаринами, но и кока-колой? В конце концов, если что-то рекламировать достаточно часто, рано или поздно оно совпадет с сенсибильным, критическим периодом времени и отложится в памяти.

Как уже было сказано, невозможно точно предсказать, когда сработает механизм высвобождения. Однако, когда это случится, последствий не избежать. И, как правило, они будут негативными.

Импринтинг в психологии

Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

Говоря о влиянии на выбор полового партнера, существуют две противоположные теории. Антрополог Э. Вестемарк указывал на определенный десенсибилизирующий эффект, возникающий у разнополых особей воспитывавшихся вместе в ранние годы жизни и приводящий, в норме, к отсутствию взаимного интимного влечения. Противоположная версия озвучена Д. Майнарди, которым предположено, что именно ранний импринтинг родителей и сиблингов обеспечивает развитие внутривидового полового влечения. З. Фрейд полагал, что биологические представители одной семьи ощущают интимное влечение, что приводит к запечатлению для дальнейшего выбора полового партнера, ориентируясь на близкородственные модели поведения и внешние признаки, именно потому общество налагает табу на инцест, и на данном этапе психоаналитическое общество придерживается этой концепции.

Феномен и роль импринтинга у человека

Импритинг (от английского « imprint » – запечатлевать, фиксировать) – это фиксация в памяти свойств объектов в определённые ранние периоды жизни животных и человека. Запоминание происходит моментально на фоне особой готовности мозга, при первой же встрече с объектом запечатления. Результат феномена импритинга не поддаётся изменению. Он оказывает важное влияние на дальнейшее мировосприятие, так как «сфотографированный» однажды и навсегда образ превращается в устойчивую программу поведения.

другие представители семьи (или стаи),

Импринтинг (запечатление) в психологии: примеры у человека

Импринтинг – интересный феномен в психологии, который есть как у людей, так и у животных. Он означает «запечатление». Импринтинг – это процесс прочного укоренения в памяти какого-то события или предмета, который произвел сильное впечатление.

Примером импринтинга в психологии животных может служить поведение новорожденных утят. Главным критерием в опознавании мамы-утки для них является движение. Они не могут принимать в учет другие параметры матери: не могут почувствовать ее запах, не могут опознать ее по голосу. Поэтому любой движущийся предмет, который первым попал в поле зрения утят, воспринимается ими как мама, поэтому они движутся за ним, стремятся к нему.

Что же такое импринтинг в социальной психологии?


В психологии импринтинг – это особый вид памяти, с помощью которого человек накапливает жизненный опыт, развивает у себя определенные навыки. Психофизиологи полагают, что импринтинг занимает промежуточное положение между врожденными инстинктами и специально организованным обучением. На определенном этапе онтогенеза мозг ориентирован на усвоение жизненно важной информации, это запечатление происходит мгновенно, в дальнейшем изменить его практически невозможно.

5.5. Импринтинг

Импринтинг сыграл особую роль в становлении этологии, поэтому, несомненно, заслуживает того, чтобы рассказать о нем отдельно. Импринтинг представляет собой процесс фиксации определенного раздражителя в определенный, обычно очень короткий, период времени. На такой зафиксированный стимул в дальнейшем будет запускаться та или иная врожденная реакция.

Хотя это явление было известно ученым давно, бесспорная заслуга в его разработке принадлежит К. Лоренцу. Он считал импринтинг принципиально отличным от всех других форм научения и выделил две основные его особенности: наличие критического периода и необратимость. Но его представления основывались на недостаточном числе наблюдений. Широкомасштабные исследования разных животных показали неоднозначность этого явления. Принципиальные характеристики, выделенные К. Лоренцем, оказались весьма лабильными, были обнаружены многочисленные исключения. Импринтинг стал рассматриваться в ряду форм неассоциативного научения, несмотря на его специфику. В настоящее время импринтинг вообще не считают видом научения, а относят к одному из аспектов развития (Резникова Ж. И., 2005). На чем базируется такое изменение взглядов, мы увидим далее.

В этологии в основном исследовались два вида импринтинга.

Импринтинг следования – следование за особью, которая оказалась в поле зрения в критический период. В живой природе это почти всегда мать. Но в лабораторных условиях вместо нее может быть не только представитель другого вида, но и механическое устройство. Для импринтинга следования характерен весьма короткий критический период. Так, для утят он равняется всего трем часам (с 13-го по 16-й час жизни), а вне этого диапазона практически исчезает (Зорина З. А. [и др.], 2002).

Половой импринтинг – это фиксация модели для выбора будущего полового партнера. Именно особям, относящимся к «модельным», и будет адресовать свое половое поведение животное во взрослом состоянии. Половой импринтинг преподносился как имеющий не столь короткий критический период и не столь необратимый по сравнению с импринтингом следования.

Из других видов импринтинга следует отметить материнский импринтинг, при котором самка запечатлевает первое потомство как модельное. В случае искусственной подмены этого потомства самка в дальнейшем не будет признавать собственных детенышей, поскольку они не будут соответствовать «модели».

Большинство исследований, посвященных импринтингу, проводились на птицах, поскольку у них он проявляется особенно наглядно. Однако аналогичные явления весьма широко распространены в природе. Четко проявляется импринтинг следования у млекопитающих: грызунов, копытных, хищных. Скорее всего, именно механизм импринтинга обусловливает многие формы стереотипов, в том числе относящиеся к социальному поведению человека. Благодаря работам К. Лоренца феномен импринтинга широко освещался в научной и научно-популярной литературе. Однако механизм импринтинга оказался совсем не простым и до сих пор таит в себе ряд загадок.

Большой интерес представляет генетический компонент импринтинга, в особенности генетическая предрасположенность к запечатлению определенных стимулов. Эксперименты, направленные на выработку импринтинга, тем эффективнее, чем более похож искусственный объект на естественный, на который импринтирование «запланировано». Запечатление природных раздражителей, с которыми вид обычно сталкивается в естественных условиях, в том числе представителей своего вида, происходит быстрее и фиксируется значительно прочнее, чем искусственных. Наоборот, импринтинг на «не свои» объекты (к ним мы должны отнести стимулы от представителей чужого вида в условиях принудительного содержания) чаще всего непрочен. Утята, у которых импринтинг на человека вырабатывался в течение всего критического периода, после минимального времени контакта с уткой (1,5 ч) предпочли следовать за ней (Hess E., 1964). Весьма наглядный пример роли генетического фактора. Но как «записана» такая генетическая предопределенность?

Важность генетического фактора указывает на тесную эволюционную взаимосвязь феномена импринтинга и инстинкта. Многие проявления при импринтинге носят довольно «жесткий» характер. Утенок, у которого выработан импринтинг на человека, даже если наступать ему на лапки, будет тянуться к нему, а не от него. Ягненок не будет отходить от мертвой матери, пока она не сгниет. Безусловный и необратимый характер импринтинга не означает его неизменности в онтогенезе. Прекращение некоторых отношений (например, самки и детеныша) предусмотрено самим генотипом. Так же как и возникновение, оно имеет свои «отключающие» сигналы.

Много споров вызывало явление полового импринтинга. Изначально предполагалось, что его эволюционное значение направлено на идентификацию представителей своего вида для спаривания. Но понимание полового импринтинга осложнилось его «необязательностью» для опознания представителей своего вида – во многих экспериментах влияние импринтинга на выбор полового партнера во взрослом состоянии не было доказано. Птицы, у которых импринтинг проявляется очень четко, тем не менее, могут адекватно взаимодействовать с половыми партнерами своего вида даже в отсутствие опыта в критический период. Кур часто используют в качестве приемных родителей для птенцов самых разных видов, но большинство из них, став взрослыми, демонстрируют нормальное половое поведение. В любом случае, принадлежность особей к одному виду значительно облегчает процесс полового импринтинга.

Читайте также:  Как избавиться от невроза самостоятельно?

Проблему еще более осложняет тот факт, что степень влияния импринтинга сильно варьирует у разных видов, даже у самца и самки одного вида: самку обычно труднее «сбить с толку» суррогатным стимулом (Зорина З. А. [и др.], 2002). Именно примеры формирования полового импринтинга на искусственный объект у самцов давно стали этологическими анекдотами, однако многие из описанных случаев не повторялись в последующих исследованиях. Возможно, следует говорить об идентификации предпочтительных половых партнеров, похожих на свою семейную группу (Мак-Фарленд Д., 1988). Но с небольшими отличиями, поскольку замечено, что животные обычно предпочитают в качестве половых партнеров не тех особей, с которыми у них прошло детство. Этот феномен распространяется и на человека.

Была предложена версия, что функция импринтинга при выборе полового партнера ограничивается преодолением страха и повышенной готовностью реагировать на знакомые предметы (Хайнд Р., 1975). В этом случае он выступает в роли одного из многих факторов выбора полового партнера. Но эта роль может иметь немаловажное значение, поскольку непреодолимый страх способен полностью заблокировать возможность сближения с особями своего вида. В онтогенезе импринтинг действительно тесно связан с таким явлением, как чувство страха. Окончание критического периода для импринтинга совпадает с возникновением страха перед неизвестным (Hess E., 1959). Импринтинг как бы делит окружающий мир на «свой, безопасный» и «чужой, опасный». Но природа такого явления до сих пор вызывает споры среди исследователей.

Весьма вероятно, что импринтинг – это не единый процесс, а комплекс, включающий инстинкт, «перцептивное научение», оперантное поведение. «Перцептивное научение» – это процесс формирования восприятия внешних стимулов в ходе онтогенеза, когда организм учится организовывать свой перцептивный мир (Мак-Фарленд Д., 1988). Это также во многом непонятное явление из области сенсорной физиологии.

Исследование импринтинга заставило ученых вновь обратиться к столь важной теме, как критические периоды в развитии. Феномен импринтинга представляет собой частный случай фундаментальной закономерности онтогенеза – существования стадий развития, всегда чувствительных к различным внешним воздействиям. Критические периоды имеют место во многих аспектах онтогенеза. Можно отметить различия в воздействии химических веществ, гормонов, обучения, уровне двигательной активности, особенностях формирования психики. Так, недоедание, которое может существенно изменить развитие животных в раннем возрасте, в позднем возрасте имеет намного менее пагубные последствия. Следовательно, явления, описанные этологами при изучении импринтинга, не представляют собой нечто исключительное.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Большой интерес представляет генетический компонент импринтинга, в особенности генетическая предрасположенность к запечатлению определенных стимулов. Эксперименты, направленные на выработку импринтинга, тем эффективнее, чем более похож искусственный объект на естественный, на который импринтирование «запланировано». Запечатление природных раздражителей, с которыми вид обычно сталкивается в естественных условиях, в том числе представителей своего вида, происходит быстрее и фиксируется значительно прочнее, чем искусственных. Наоборот, импринтинг на «не свои» объекты (к ним мы должны отнести стимулы от представителей чужого вида в условиях принудительного содержания) чаще всего непрочен. Утята, у которых импринтинг на человека вырабатывался в течение всего критического периода, после минимального времени контакта с уткой (1,5 ч) предпочли следовать за ней (Hess E., 1964). Весьма наглядный пример роли генетического фактора. Но как «записана» такая генетическая предопределенность?

Импринтинг, или программирование судьбы

Импринтинг (от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – открытое меньше столетия назад психологическое явление. Его суть сводится к тому, что на ранних этапах жизни (и некоторых моментах взрослой жизни) происходит неосознанное копирование шаблонов поведения окружающих, вне зависимости от того, созидательны они или ведут к разрушению. Рождаясь или вылупляясь из яйца, новые индивидуумы даже не относят себя к какому-либо виду – это они понимают лишь после запечатления «первичной информации», которая может быть ошибочной – и затем влиять на поведение на протяжении всей жизни.

Утиные истории

Всё началось в тридцатых годах прошлого века, когда зоопсихолог Конрад Лоренц взялся за изучение моделей поведения только что вылупившихся утят. Оказалось, что птенцы запоминают первый движущийся объект, который попадётся им на глаза – и впоследствии считают его «мамой». Вскоре целый выводок уток с кряканьем ходил гуськом за учёным – на лужайку так на лужайку, в воду так в воду!

В ходе следующего эксперимента утёнку показали движущийся воздушный шарик – и когда малыш превратился во взрослого селезня, он не обращал никакого внимания на молодых уточек. Вместо этого он «из перьев вон лез», пытаясь ухаживать за любыми круглыми предметами! Это лишний раз доказывает, что для «сильной половины» любого вида образ матери так или иначе проецируется на будущую подругу, которая в итоге станет матерью его детей.

Дальнейшие исследования показали, что импринтинг на самом деле начинает работать ещё до того, как утята получат первую визуальную информацию – ведь они могли слышать голос мамы-утки, ещё будучи в скорлупе. Для этого самка специально издает характерное кряканье во время насиживания яиц – поэтому вылупившиеся утята всегда бегут на голос конкретной утки, где бы она не находилась.

Импринтинг в психологии

Импринтинг присущ не только животным, но и людям – этому вопросу посвятили свои исследования Лири, Уилсон, Эриксон, Дилтс. Психологи отмечали, что импринтинг – жизненно важный опыт, на основе которого у человека формируется целый ряд убеждений о мире.

«Запечатление» совершается, во-первых, очень быстро – достаточно одной встречи, одного случая, одного яркого опыта или эмоции. Во-вторых, импринтинг не требует пищевого или какого-то иного подкрепления (что и отличает его от условного рефлекса). В-третьих, результаты импринтинга необратимы. Однако здесь нужно сказать, что изменить его влияние всё же можно посредством накладывания нового «запечатления» – оно не будет настолько же ярким, однако сможет хотя бы частично компенсировать первоначальный «отпечаток».

Импринтинг в детском возрасте

Ещё до рождения мозг маленького человека устроен сложнее, чем у тех же утят – ему свойственен не только слуховой, но и другие типы импринтинга – эмоциональный, тактильный, слуховой. Малыш различает голоса родителей, запоминает музыку, стихи и звучание родного языка, реагирует на поглаживания живота, привыкает к еде, которой питается его мама и так далее.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Есть и другие «критические» периоды импринтинга кроме первых нескольких месяцев. Когда малыш начинает потихоньку ползать, он учится принимать собственные решения и претендовать на большее количество территории. В зависимости от полученного опыта и реакций окружающих людей в нём будет формироваться либо эгоизм, либо альтруизм.

Когда ребёнок начинает говорить и активно играет со своими игрушками, важно участвовать в этих маленьких свершениях – иначе он так и не научится излагать свои мысли и не приобретёт необходимую ловкость (мелкую моторику).

Примерно от трёх лет у детей формируется осознание своего пола и модели поведения – поэтому для полноценного импринтинга мальчикам нужно общаться с отцом, девочкам – с матерью (или это могут быть пользующиеся доверием другие взрослые).

Импринтинг в подростковом возрасте

И даже раньше! Дети подсознательно копируют во всём своих родителей – используют те же речевые обороты, так же реагируют на различные приятные и нежелательные ситуации, так же относятся к людям и окружающему миру, и могут даже искать себя в той же профессиональной сфере и проводить досуг аналогично взрослым. Увы, они с тем же успехом перенимают все вредные привычки, а переосмыслить происходящее смогут лишь годам к 20 – и то не факт, что у них получиться от них избавиться.

К подростковому возрасту накапливается индивидуальное мировоззрение – то есть набор «импринтов» по каждому важному вопросу. Все вместе эти «отпечатки» формируют сложную систему, и в случае негативной нагрузки впечатлений они приводят к таким состояниям, которые нельзя исправить даже медикаментозно: это ощущение собственной ненужности, несостоятельности, одиночества, жизненного тупика и «отсутствия будущего». Таким людям необходима помощь специалиста, ведь справиться с последствиями импринтинга самостоятельно – это невыполнимая миссия, особенно для подростка.

Импринтинг в интимной сфере

В своём семинаре, посвящённом гармонии взаимоотношений мужчины и женщины в браке, американский психолог и пастор Марк Гангор с не угасающим юмором рассказывает крайне занимательные вещи (стоит посмотреть). И среди этих вещей – «сексуальный импринтинг», то есть запечатление первого интимного опыта со всеми сопутствующими ему подробностями и деталями.

Что происходит, когда этот опыт влюблённые получают после вступления в брак? – «Они запечатлевают картину всеобщего одобрения, взаимной любви и нежности на фоне обещаний у алтаря, волшебные ощущения от близости именно с этим мужчиной и этой женщиной», – Рассказывает Марк, который сам счастливо женат уже более 30 лет. – «Любовь и удовольствие наполняют их брак, их общий дом – и это здорово. Мужчина навсегда запоминает женщину как самую привлекательную для себя, а у женщины вырабатываются гормон окситоцин, который буквально «привязывает» её к супругу в эмоциональном плане».

А что происходит, когда молодые люди получают свой первый опыт иначе? – «Парни запечатлевают не девушку, а сам секс», – Сетует Марк. – «Их всегда будет тянуть на измену, причём именно в такой же обстановке, в какой они получили первый опыт. Если это было, например, заднее сидение машины – особое «вдохновение» они будут испытывать именно в автомобиле, а дома на супружеской постели их вообще может ожидать полное фиаско! Что же касается женщин, то для них интим со случайными партнёрами меняет само представление о сексе – он перестаёт иметь какую-либо ценность, поскольку выработка окситоцина прекращается, а вместе с тем не возникает и привязанность к новому партнёру». С таким эффектом можно бороться, считает Марк Гангор, однако это потребует от супругов немалых совместных усилий.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?

Забавно: в 1935 году сразу двое австрийских ученых подарили науке факты, в которых задействованы анималистические образы. Но если в квантовой физике появился умозрительный «кот Шредингера» (парадокс, при котором из закрытой коробки можно достать одновременно живую и мертвую животинку), то в зоопсихологии Конрад Лоренц изучал жизнь вполне реальных утят и…

И обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза. Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой — воздушный шарик.
К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь.

Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, импринтинг матери перенесся и на подругу. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению — они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатлевается в памяти.

А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон . Необходимо также назвать имена Эриксона и Р.Дилтса. Последний дал весьма точное определение:

«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Итак, что же полезно знать об этом? Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных, периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты, важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию. Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт.

Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям. Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, безысходности, неспособности, покинутости, никчемности

Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:

«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».

По Т. Лири и Р. Уилсону ,

«наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или „уровней“, или мини-мозгов. Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура — внеземные, они находятся в „молчащем“, или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».

А теперь посмотрим, что это за контуры…Контур биовыживания. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество. Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм. Манипулятивно-символьный контур. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же — увы — можно заразиться и «тупостью». Социополовой контур. Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания, и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму

Нейросоматический контур. Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.
Нейроэлектрический контур. Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него — «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.

Читайте также:  Поцелуй взасос: техника и варианты выполнения

Нейрогенетический контур. Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги, и его можно считать генетическими архивами. Нейроатомный контур. По мнению Кеннета Ринга , это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А добавляет: «Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают». Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться… Так ведь?

«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Импринтинг и его значение для жизни

Импринтинг — особая форма запоминания (запечатления) образов и поведенческих принципов в кризисные периоды жизни животных и людей, которая характеризуется тем, что происходит мгновенно, не подлежит изменению и имеет необратимые последствия для дальнейшего мировосприятия. Явление импринтинга у животных впервые выявил зоолог Конрад Лоренц. В его эксперименте недавно появившиеся на свет утята признали своим родителем ученого вместо высидевшей их птицы, потому что именно он находился рядом в первое время после вылупления. Позднее термин импринтинга стал применяться и для человека.

Когда происходит импринтинг?
Моменты, когда происходит запечатление, называются сенсибильными. Как правило, это сильная стрессовая ситуация, сопровождающаяся мощными переживаниями и нервным напряжением, поведение в которой записывается в подсознание как нормальное. В качестве примера импринтинга можно назвать случаи, когда осиротевшие детеныши одного вида «усыновляются» самкой другого. Так, кошки нередко выращивают других домашних питомцев наравне со своими. Также формой запечатления является реакция следования у животных, когда выводок всюду двигается за родителями.

У человеческих детей тоже есть период (ориентировочно от года до трех лет), когда они активно следуют за матерью, как «хвостики», — это тоже результат импринтинга. Кроме того, случаи запечатления часто встречаются в детском и подростковом возрасте, так как именно в это время со многими ситуациями человек сталкивается впервые, и чаще всего они сопровождаются яркими эмоциональными волнениями. В этом смысле значение импринтинга, происходящего у новорожденного малыша по отношению к матери, трудно переоценить.

Импринтинг у новорожденных
Правильное течение процесса импринтинга между матерью и младенцем сразу после родов, а также некоторое время после них, оказывает огромное влияние на всю жизнь малыша. Запечатление проходит в несколько этапов:

• Импринтинг до 6–7-месячного возраста.

Первичный импринтинг происходит в первые 2 часа жизни ребенка. Только родившись, малыш должен успокоиться и восстановить силы на животе у мамы. Большое значение для этого имеет позднее пресечение пуповины — делать это лучше только после того, как она перестала пульсировать и поставлять кровь к новорожденному. Кроме того, чрезвычайно важен зрительный контакт младенца с матерью — он запоминает ее образ и формирует позитивное отношение к ней на всю жизнь. В этот первый час после родов необходимо дождаться, когда у новорожденного включится рефлекс поиска груди и впервые покормить его.

Если условия для благополучного первичного импринтинга будут соблюдены и сотрудники роддома не поспешат забрать ребенка у матери, то он почувствует себя защищенным и переймет навыки любви и доверия к людям. Став взрослым, такой малыш будет уверенным в себе и сможет смело смотреть в глаза окружающим. Дети, которых забрали у матери в первые часы и сутки после рождения из-за проведения кесарева сечения или по другим причинам, в будущем рискуют вырасти слабыми и робкими. Для родильницы перечисленные этапы первичного импринтинга также имеют значение — выработка соответствующих гормонов пробуждает материнский инстинкт, обеспечивает наличие нежных чувств к ребенку, способствует успешному становлению лактации.

Вторичный импринтинг происходит после отдыха матери и ребенка. Проснувшись, малышу важно снова увидеть и почувствовать маму, убедиться, что она никуда не делась и еда доступна так же, как прежде — это дает младенцу ощущение спокойствия и безопасности, он понимает, что окружен заботой и может доверять матери, рассчитывать на нее.

Первые два этапа импринтинга влияют на формирование тесных отношений между мамой и малышом, а нарушение их близости и лишение тактильного контакта может привести к психической травме у ребенка, исправить которую в будущем довольно сложно.

Процесс импринтинга у детей продолжается вплоть до шести-семи месяцев, когда между ними и родителями устанавливаются прочные взаимоотношения доверия и привязанности. В это время малыш, как губка, впитывает в себя модели того, как нужно вести себя родителю в разных ситуациях. Поэтому доброжелательная атмосфера и хорошие отношения в семье помогут ему вырасти цельной благополучной личностью.

Импринтинг у новорожденных
Правильное течение процесса импринтинга между матерью и младенцем сразу после родов, а также некоторое время после них, оказывает огромное влияние на всю жизнь малыша. Запечатление проходит в несколько этапов:

Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?

Забавно: в 1935 году сразу двое австрийских ученых подарили науке факты, в которых задействованы анималистические образы. Но если в квантовой физике появился умозрительный «кот Шредингера» (парадокс, при котором из закрытой коробки можно достать одновременно живую и мертвую животинку), то в зоопсихологии Конрад Лоренц изучал жизнь вполне реальных утят и…

И обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза. Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой — воздушный шарик.

К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь.

Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, импринтинг матери перенесся и на подругу. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению — они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатлевается в памяти.
Конрад Лоренц и его серые гуси
Фото: Источник

А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон. Необходимо также назвать имена Эриксона и Р. Дилтса. Последний дал весьма точное определение:

«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Итак, что же полезно знать об этом?

Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных, периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты, важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию. Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт. Доктор Тимоти Фрэнсис Лири
Фото: Источник

Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, безысходности, неспособности, покинутости, никчемности Тупик
Фото: Depositphotos

Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:

«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».

По Т. Лири и Р. Уилсону,

«наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или „уровней“, или мини-мозгов. Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура — внеземные, они находятся в „молчащем“, или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».

А теперь посмотрим, что это за контуры…

Контур биовыживания. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество.

Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.

Манипулятивно-символьный контур. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же — увы — можно заразиться и «тупостью».

Социополовой контур. Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания, и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму Роберт Антон Уилсон
Фото: Источник

Нейросоматический контур. Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.

Нейроэлектрический контур. Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него — «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.

Нейрогенетический контур. Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги, и его можно считать генетическими архивами.

Нейроатомный контур. По мнению Кеннета Ринга, это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А добавляет: «Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают».

Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться… Так ведь?

Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.

Facebook

  • Русский
  • Українська
  • English (US)
  • Magyar
  • العربية
  • Français (France)
  • Türkçe
  • Tiếng Việt
  • Polski
  • Español
  • Português (Brasil)
  • Регистрация
  • Вход
  • Messenger
  • Facebook Lite
  • Watch
  • Люди
  • Страницы
  • Категории Страниц
  • Места
  • Игры
  • Места
  • Marketplace
  • Facebook Pay
  • Группы
  • Oculus
  • Portal
  • Instagram
  • Местные
  • Благотворительные акции
  • Услуги
  • О нас
  • Создать рекламу
  • Создать Страницу
  • Разработчикам
  • Вакансии
  • Конфиденциальность
  • Файлы cookie
  • Выбор рекламы
  • Условия использования
  • Справка
  • Настройки
  • Журнал действий

Импринтинг и его значение для жизни!

Импринтинг — особая форма запоминания (запечатления) образов и поведенческих принципов в кризисные периоды жизни животных и людей, которая характеризуется тем, что происходит мгновенно, не подлежит изменению и имеет необратимые последствия для дальнейшего мировосприятия. Явление импринтинга у животных впервые выявил зоолог Конрад Лоренц. В его эксперименте недавно появившиеся на свет утята признали своим родителем ученого вместо высидевшей их птицы, потому что именно он находился рядом в первое время после вылупления. Позднее термин импринтинга стал применяться и для человека.

Когда происходит импринтинг?
Моменты, когда происходит запечатление, называются сенсибильными. Как правило, это сильная стрессовая ситуация, сопровождающаяся мощными переживаниями и нервным напряжением, поведение в которой записывается в подсознание как нормальное. В качестве примера импринтинга можно назвать случаи, когда осиротевшие детеныши одного вида «усыновляются» самкой другого. Так, кошки нередко выращивают других домашних питомцев наравне со своими. Также формой запечатления является реакция следования у животных, когда выводок всюду двигается за родителями.

У человеческих детей тоже есть период (ориентировочно от года до трех лет), когда они активно следуют за матерью, как «хвостики», — это тоже результат импринтинга. Кроме того, случаи запечатления часто встречаются в детском и подростковом возрасте, так как именно в это время со многими ситуациями человек сталкивается впервые, и чаще всего они сопровождаются яркими эмоциональными волнениями. В этом смысле значение импринтинга, происходящего у новорожденного малыша по отношению к матери, трудно переоценить.

Импринтинг у новорожденных
Правильное течение процесса импринтинга между матерью и младенцем сразу после родов, а также некоторое время после них, оказывает огромное влияние на всю жизнь малыша. Запечатление проходит в несколько этапов:

• Импринтинг до 6–7-месячного возраста.

Первичный импринтинг происходит в первые 2 часа жизни ребенка. Только родившись, малыш должен успокоиться и восстановить силы на животе у мамы. Большое значение для этого имеет позднее пресечение пуповины — делать это лучше только после того, как она перестала пульсировать и поставлять кровь к новорожденному. Кроме того, чрезвычайно важен зрительный контакт младенца с матерью — он запоминает ее образ и формирует позитивное отношение к ней на всю жизнь. В этот первый час после родов необходимо дождаться, когда у новорожденного включится рефлекс поиска груди и впервые покормить его.

Если условия для благополучного первичного импринтинга будут соблюдены и сотрудники роддома не поспешат забрать ребенка у матери, то он почувствует себя защищенным и переймет навыки любви и доверия к людям. Став взрослым, такой малыш будет уверенным в себе и сможет смело смотреть в глаза окружающим. Дети, которых забрали у матери в первые часы и сутки после рождения из-за проведения кесарева сечения или по другим причинам, в будущем рискуют вырасти слабыми и робкими. Для родильницы перечисленные этапы первичного импринтинга также имеют значение — выработка соответствующих гормонов пробуждает материнский инстинкт, обеспечивает наличие нежных чувств к ребенку, способствует успешному становлению лактации.

Вторичный импринтинг происходит после отдыха матери и ребенка. Проснувшись, малышу важно снова увидеть и почувствовать маму, убедиться, что она никуда не делась и еда доступна так же, как прежде — это дает младенцу ощущение спокойствия и безопасности, он понимает, что окружен заботой и может доверять матери, рассчитывать на нее.

Читайте также:  Загадка по психологии: почему девушкам нравятся плохие парни

Первые два этапа импринтинга влияют на формирование тесных отношений между мамой и малышом, а нарушение их близости и лишение тактильного контакта может привести к психической травме у ребенка, исправить которую в будущем довольно сложно.

Процесс импринтинга у детей продолжается вплоть до шести-семи месяцев, когда между ними и родителями устанавливаются прочные взаимоотношения доверия и привязанности. В это время малыш, как губка, впитывает в себя модели того, как нужно вести себя родителю в разных ситуациях. Поэтому доброжелательная атмосфера и хорошие отношения в семье помогут ему вырасти цельной благополучной личностью.

Хочу поделится своей историей ,мой импринтинг с мамой к сожалению не произошел
Сразу после моего рождения меня забрали под предлогом что у меня высокий билирубин ,кормить меня нельзя и я три дня провела в палате отдельного перебывания вкушая глюкозу ,будь она не ладна .
Мама сходила сума ,она рассказывала что узнавала меня из всех детей по моему голодному крику ,а я думаю что мне было ужас как страшно и очень хотелось к маме .Кормить мама меня долго не смогла ,её хватило месяца на 3,но и за это я ей очень благодарна .
Сказать что это не повлияло на наши отношения я не могу , хоть я и первый ребёнок и долгожданный , но наши отношения с мамой прошли очень долгий путь что бы их хотя бы можно было назвать «нормальными»,мы как будто всю жизнь протирались друг к другу ,близость кровная она то есть ,но вот какой-то детали не хватало и все ,ощущения что чужие часто прослеживалось в нашем состоянии , вообщем как будто мы не получили вот тот первый глубокий опыт и впечатление которое позволило бы нам влюбится друг в друга , мы ощущали близость только когда причиняли боль в своих отношениях,как тогда при первой встрече ,нам дали вкус страданий .
Может для кого-то это не важно,в может на ком-то это и не работает ,но я лично для себя нахожу в этом много знаний и возможностей!

Импринтинг и его значение для жизни!

Мало смазки

Во время возбуждения выделяется естественная смазка. Поскольку фингеринг относится к первому этапу секса, ее может выделиться недостаточно. Кроме этого, при первом проникновении рук во влагалище оно вряд ли будет сильно увлажнено.

«Сухой» фингеринг – одна из причин болезненных ощущений. Избежать боли поможет лубрикант.


Импринтинг – это процесс, который может проходить в очень ограниченном промежутке времени, пока индивид находится в сенсибильном, или критическом состоянии. Он происходит мгновенно, при первом соприкосновении с объектом запечатления. Человек может воспринять его лишь на подсознательном уровне, и это совсем не отразится на логике.

Импринтинг как запечатлевание в памяти детей окружающей действительности. Возрастная последовательность формирования условных рефлексов. Основные закономерности, формы и примеры проявления импринтинга. Связь прочности запечатления с силой эмоций.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.10.2015
Размер файла23,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Причём своеобразие субъективного опыта индивида, полученное в результате смешения импринтов, будет влиять на специфику образов, представлений и убеждений, что неизбежно повлечёт наделение их специфическим характером, черты которого не совместимы с реальным, бытийным опытом человека.

5. Существует ли импринтинг у человека?

Можно сказать, что в известном смысле этот вопрос интересовал человечество еще задолго до того, как в середине XX века в научный оборот было введено понятие импринтинга. Вопрос этот, например, интересовал М. Монтеня. В размышлениях «О родительской любви», где привязанность женщин к ребенку он рассматривает как природное влечение, в котором они похожи на животных, Монтень пишет:

«… легко убедиться на опыте, что та естественная привязанность, которой мы придаем такое огромное значение, имеет очень слабые корни. Мы постоянно заставляем женщин за ничтожную плату бросать кормление своих детей, чтобы выкормить наших; мы заставляем их передавать своих детей какой-нибудь хилой кормилице, которой мы не хотим отдавать наших детей, или даже просто козе; мы запрещаем этим женщинам не только кормить грудью их собственных детей, как бы вредоносно это для них ни было, но и вообще сколько-нибудь заботиться о них, чтобы это не мешало кормилицам полностью отдаваться нашим детям. И в результате у многих из этих женщин в силу привычки появляется более сильная привязанность к выкормленным ими чужим детям, чем к своим собственным, и большая забота об их благополучии. Что же касается упомянутых мною коз, то это довольно распространенное явление в моих краях, где деревенские женщины, когда они сами лишены возможности кормить своих детей, пользуются для этой цели козами; у меня в настоящее время работают двое слуг, которые в младенческом возрасте всего лишь неделю пробыли на женском молоке. Козы очень быстро приучаются давать вымя малышам, узнают их по голосу, когда они плачут, и спешат сами к ним. Если вместо их питомца им подкладывают другого, они отворачиваются от него, и так же поступает ребенок, когда к нему подводят другую козу. Я видел недавно ребенка, у которого отняли его козу, потому что его отец не мог больше получать ее от соседа; ребенок не мог привыкнуть к другой, приставленной к нему козе и умер, несомненно, от голода. Животные с не меньшим успехом, чем люди, способны отклонить естественную привязанность от ее обычного пути» (Монтень М.Опыты. Кн. II. М., С. 85).

В процитированном фрагменте М.Монтень обращает внимание и критически оценивает рутинную для того времени практику, принятую в богатых семьях – отдавать грудных младенцев кормилице. Известно, что и сам М.Монтень в младенчестве был отдан в бедную крестьянскую семью. Но в контексте обсуждаемой темы важен не его благородный обличительный пафос, а то, что он по существу описывает явление импринтинга. Монтень проводит прямую параллель между человеком и животным, в данном случае — женщиной и козой, выкармливающих человеческое дитя, не видя между ними никаких различий в формировании детско-материнских привязанностей.

Современные исследователи не так смелы в проведении прямых параллелей между человеком и животным, хотя бы потому, что в основе импринтинга у животных, как уже отмечалось, лежит реакция следования, а новорожденное человеческое дитя ни за кем самостоятельно следовать не может. Поэтому, для того чтобы все-таки провести параллель, некоторые ученые переформулируют проблему следующим образом: не реакция следования как таковая имеет значение, а поиск близости. Но если гора (в данном случае человеческий младенец) не может пойти к Магомету, у нее должны быть особые формы поведения, которые дают ей средства привлечь Магомета (в данном случае взрослого) к себе.

Выделяются пять таких средств-способностей: цепляние, сосание, плач, улыбку, зрительный контакт. По мнению Дж.Боулби, перечисленные способности являются высоко организованными поведенческими системами, которые были сформированы в филогенезе в процессе эволюционного отбора и закрепились на генетическом уровне. Их биологическая функция – вызывать заботу взрослых и служить таким образом основой для формирования отношений привязанности.

Наиболее подробно изучаются плач и улыбка младенца. Их природа, происхождение, функция до сих пор являются предметом острых научных дискуссий. В контекста обсуждаемой нами проблемы интересны следующие факты.

Улыбка. Эмди и Хартман (1972) описали две системы улыбок – эндогенную (врожденную) и экзогенную (социальную). Первая существует с рождения. Такая улыбка наблюдается даже и у детей, слепых от рождения, и у детей с врожденными дефектами мозга. Было обнаружено, что эндогенная улыбка постепенно сходит на нет между вторым и третьим месяцем жизни ребенка.

Экзогенная, социальная, улыбка появляется позже – в конце первого месяца жизни, причем исследователи приходят к выводу, что время появления этой улыбки генетически предопределено. Первоначально социальная улыбка возникает в ответ на восприятие человеческого лица или любых зрительных стимулов, его напоминающих. Однако достаточно быстро таким стимулом становится лицо только близкого взрослого. Пик развития этой улыбки в норме приходится на время между тремя и четырьмя месяцами.

Данные исследований свидетельствуют о том, что у младенцев, лишенных нормального общения со взрослым вследствие материнской депривации социальная улыбка не развивается, так же как она в течение долгого времени не развивается и у детей с нарушенной психикой (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, 1991).

Плач. Как уже отмечалось, плач, как и улыбка, является врожденным паттерном поведения, важным способом выражения физического и духовного состояния младенца. Закрепления этого паттерна в ходе эволюции связано прежде всего с двигательной беспомощностью человеческого детеныша. Плач дает возможность младенцу обратить на себя внимание даже тогда, когда матери нет рядом. «Плач младенца, – пишут Й.Раншбург и П.Поппер, – это не то же самое, что рыдания взрослого человека или подростка, отражающие скорбь или огорчения. По сути дела, этот плач не что иное, как непроизвольный звуковой сигнал, который может нести различное содержание и который лишен элементов сознательного действия» (1983, с.24-25).

Для формирования привязанности чрезвычайно важно умение матери распознавать и тонко реагировать на разные плачи младенца. Как правило, матери быстро научаются понимать, с чем связан плач младенца – с болью, голодом, охлаждением, одиночеством и т.п. Именно дифференцированная реакция на плач создают истинный контакт между младенцем и взрослым, дает ему ощущение, что его понимают, что его запросы к миру не безответны. Когда взрослый не реагирует на плач ребенка из педагогических соображений (чтобы не приучался таким образом манипулировать родителями) или когда реагирует неточно (например, начинает кормить, а ребенок хотел бы, чтобы его просто подержали на руках) происходит разлад в отношениях ребенок-взрослый и ослабляет чувство привязанности. В домах ребенка жесткий режим и отсутствие достаточного количества тонко реагирующих взрослых приводят к тому, что дети перестают плакать. Это, конечно, делает их удобными (в смысле тихими) детьми, но наносит огромный ущерб становлению привязанности, развитию эмоционально-потребностной сферы личности.

Зрительный контакт. Сравнительно менее исследованным является специфический зрительный контакт младенца и матери, также являющийся врожденным, неосознаваемым способом, который использует младенец для того, чтобы привлечь внимание взрослого. Начиная примерно с 4 месяцев, у ребенка в процессе зрительного контакта со взрослым начинают расширятся зрачки. Отметим, что в человеческом общении неосознанная и непроизвольная реакция расширения зрачков сопутствует проявлению симпатии к другому человеку. Вот почему расширение зрачка непроизвольно вызывает прилив нежности у матери. Были проведены специальные исследования, которые показали, что совершенно неосознанно и непроизвольно родители садятся или становятся так, чтобы максимально облегчить установление с ребенком зрительного контакта. Поймав взгляд младенца, взрослый обычно улыбается, поднимает брови, широко раскрывает глаза (такое выражение лица принято называть «реакцией приветствия») и заговаривает с ребенком особым поющим голосом. В одном из исследований, которое ставило своей целью выяснить, какие сигналы ребенка в наибольшей степени влияют на отношение к нему родителей, обнаружилось, что важнейшим сигналом является зрительный контакт ребенка со взрослым. Дети, сравнительно более часто вступавшие в зрительный контакт с родителями, оценивались ими как более умные и более общительные.

Перечисленные выше используемые младенцем способы – плач, улыбка, зрительный контакт и др. – рассматриваются некоторыми исследователями как показатели импринтинга у человека. Однако, по мнению сторонников этой точки зрения, закономерности протекания импринтинга у человека отличаются от соответствующих закономерностей у животных.

Во-первых, у человека значительно длиннее сензитивный период для возникновения импринтинга,. Данные известных исследователей проблемы материнской депривации Р. Шпица и Дж. Боулби свидетельствуют, что окончательное запечатление материнского образа происходит где-то между семью и восемнадцатью месяцами. Именно поэтому указанный период является наиболее опасным и травмирующим ребенка период разлучения с матерью. Если дети до шести месяцев практически не реагируют на отлучение от матери (при помещении в больницу, при потере матери), то после шести месяцев реакции ребенка могут быть очень бурными — плач, отказ от пищи, депрессия. Хотя это мнение разделяется большинством исследователей, тем не менее некоторые авторы отмечают возможность выраженных депривационных реакций и у детей в возрасте от двух до шести месяцев. Есть исследователи, которые вообще относят возникновение импринтинга у человека к внутриутробному периоду, полагая, что это осуществляется путем воздействия звуков сердца матери на плод.

Во-вторых, сам процесс фиксации, запечатления образа матери у человеческого младенца оказывается значительно более растянут во времени, чем у животных, где он является практически моментальным (вспомним опыты К.Лоренца). Вначале младенец реагирует на любого приближающегося к нему взрослого и лишь позже начинает избирательно реагировать на мать, предпочитая ее всем остальным.

В-третьих, импринтинг у человека более пластичен — образ матери в принципе может быть изменен, и в этом смысле его запечатление не является необратимым.

Наконец, с нашей точки зрения, чрезвычайно важно подчеркнуть следующее. Хотя механизмы воздействия ребенка на мать и матери на ребенка во многом являются врожденными и инстинктивными, закрепившимися в филогенезе, однако результат их функционирования не предопределен. Все зависит от того, какой характер взаимодействия будет установлен между матерью и ребенком, насколько реакция матери в ответ на разные формы проявления активности младенца ( а он, как видим, весьма изобретателен и инициативен в этом) будет своевременной, точной, адресной.

Однако далеко не все считают возможным говорить о импринтинге как врожденном механизме запечатления, являющимся основой для формирования детско-материнских привязанностей у человека, даже с учетом специфических различий импринтинга у животных и импринтинга у человека. В основе подобных позиций лежит принципиально иная точка зрения на антропосоциогенез человека, согласно которой формы общения людей развиваются не по законам биологической наследственности, а совсем по иным, небиологическим законам. Известный отечественный философ Ф.Т.Михайлов пишет:

«… в основании саморазвития индивида лежит противоречие между естественными нуждами и органами их удовлетворения и формирования. Противоречие — потому что «органы» удовлетворения его нужд, «органы» формирования его человеческих потребностей не образуются в нем самом по наследственной программе. Иными словами, если младенец в определенный период онтогенеза не сумеет сделать с помощью социокультурных средств самостоятельно, собственными усилиями, совершенствуя их для себя, из своих «близких взрослых» свои же «органы» удовлетворения естественных нужд, если, с другой стороны, его «близкие взрослые» по собственной воле не пойдут ему в этом навстречу и не предложат ему средств и способов целесообразного со-действия, то и в будущем ребенок не найдет ни в себе, ни в ком другом ни одного способа выживания и развития» (Ф.Т.Михайлов. 1986, с.71-72).

В этих словах ясно и с предельной остротой выражены разделяемые многими отечественными психологами представления о роли прижизненно формируемых (а не биологически наследуемых) связей между ребенком и взрослым, только внутри которых и способны возникнуть «функциональные органы» (А.А.Ухтомский) собственной человеческой жизнедеятельности. При таком подходе научный анализ раннего развития ребенка в принципе не включал категорию «импринтинга». Такое научное мировоззрение предлагает другой взгляд и на возможное решение проблемы материнской депривации – воспитания человека в условиях, когда с детства он оказывается лишенным матери или других «близких взрослых», которые в обычной семье как бы даны ребенку самой природой.

Данные исследований свидетельствуют о том, что у младенцев, лишенных нормального общения со взрослым вследствие материнской депривации социальная улыбка не развивается, так же как она в течение долгого времени не развивается и у детей с нарушенной психикой (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, 1991).

Добавить комментарий