Аддиктивное поведение подростков: что такое

Аддиктивное поведение подростков: что такое

Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы [9].

В своей работе «Психология девиантного поведения» профессор Менделевич В.Д. определяет, что девиантное поведение подростка – это анализ его взаимодействия с реальностью, так как главным принципом нормы является приспособление индивида к своему реальному окружению, т.е. адаптивность. Уход от реальности выбирают, как правило, те, кто относится к ней негативно и оппозиционно и неспособен адаптироваться к ней. «При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться действительности по причине её несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциональных ценностей или откровенно антигуманной деятельности» [8].

И.С. Кон считает, что все формы девиантного поведения подростка взаимосвязаны. «Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие» [4]. Реалии жизни показали справедливость этого постулата. Рассмотрев точку зрения многих учёных, мы поддерживаем их мнение о том, что подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям – нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодёжи [2].

Аддиктивное поведение подростков, как и взрослых людей, бывает разной степени тяжести: от практически нормального – до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Профессор Змановская Е.В. различает аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни (переедание, курение и др.)

Рассмотрим несколько определений, что такое вредные привычки. Вредная привычка – это многократно повторяющееся действие (на уровне автоматизма), отличающееся вредоносностью с позиции общественного блага, окружающих людей или здоровья человека, попавшего в кабалу этой привычки. Вредная привычка – это закреплённый способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу. Существуют и другие определения понятия «вредная привычка», но все они приводят к выводу, что вредные привычки серьёзно ухудшают, состояние здоровья человека, как физическое, так и психическое. В своей диссертации «Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей» Баринова А.Н., как и многие другие исследователи и педагоги, относит к вредным привычкам подростков наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, курение, а также игровую зависимость [1]. «Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек является формирование у детей самого разного возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы» [3].

«Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами» [5].

Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.

Для современного мира характерно стремительное нарастание изменений во всех сферах жизни общества. Следовательно, уход от проблем – это самый простой и доступный для аддиктивной личности способ выживания. В этом случае на психофизиологическом уровне нарушаются естественные адаптационные возможности личности, появляется психологический дискомфорт, причины которого бывают как внутренние, так и внешние. Люди по-разному реагируют на такие состояния. Аддиктивные личности не переносят перепадов настроения и психологический дискомфорт и ищут лёгкие пути выхода из трудных для них ситуаций, а именно: изменяют своё психическое состояние, чтобы получить приятные эмоции, создавая, таким образом, иллюзию решения проблемы, то есть идут по пути наименьшего сопротивления. Сильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация «я», выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля действий над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным [6]. Профессор Соловьёва С.Л. отмечает, что «желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, токсических веществ, а также азартных игр, компьютера, секса, переедания или голодания, работы, длительного прослушивания ритмичной музыки» [10].

Считается, что аддиктивная личность не только испытывает дискомфорт и дисгармонию, но и неспособна думать хорошо ни о себе, ни о других. Доктор Ханзян отметил это кратко: «Аддикты страдают, потому что не ощущают себя хорошими». Аддиктивные личности изо всех сил скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. Они живут в виртуальной реальности, в иллюзиях и фантазиях, что приводит к изоляции, обеднению эмоциональной сферы, отсутствию стойких привязанностей и неустойчивости взаимоотношений с людьми.

С каждым годом увеличивается список вариантов зависимого поведения, в него входят и шопинг, и игры на бирже, и участие в аукционах, и частый просмотр телевизионных программ или сериалов, и длительное прослушивание музыки низкочастотных тонов, а также разговоры о политике, религиозные пристрастия, сектантство, большой спорт, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и т.д. Выше перечисленные занятия могут быть, конечно, и отдыхом, но только в том случае, если человек с их помощью не уходит от решения насущных проблем.

Довольно большой и постоянно пополняющийся список причин, определяющих зависимое поведение, говорит о множестве факторов, вызывающих патологическое влечение, находящееся внутри человека. Это приводит к тому, что вместо овладения сложной (стрессовой) ситуацией человек старается не замечать её или уходить от неё, маскируя своё поведение вполне безобидными действиями (например, коллекционированием) или даже социально одобряемыми (например, трудоголией).

Люди с подобным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания [5].

При смене таких психологических состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» своих неприятностей. Чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость.

Аддиктивная реакция развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным, доставляющим удовольствие и успокаивающим. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Особенность фиксации заключается в том, что она влечёт за собой сильное желание повторить пережитое изменённое состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализации, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Мучительные события жизни у человека, не имеющего сил и умений преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их уничтожения или немедленного счастья [5].

Понимание связи между действием и состоянием приводит к тому, что возникают отрицательные переживания, способствующие появлению действия, которое устраняет негативные эмоции. Своим стремлением достичь немедленного удовольствия человек сам себя заманивает в ловушку, даже зная или предполагая о негативных последствиях своего поведения. Так происходит с наркоманом, курильщиком, алкоголиком, игроком и т.д. Искусственное устранение, а не искоренение причин неприятного состояния усиливает вероятность его повторения через короткие промежутки времени.

Если говорить образно, то для психологически зрелой личности мир – это арена для переживания, в том числе и негативных чувств, для того чтобы творить и воплощать свои желания, преодолевая трудности и ожидания. Для аддикта мир – это тюрьма, оттуда не вырваться, поэтому лучше уйти от решения этой проблемы любым доступным способом. Таким образом, аддикция – это уклонение от жизни «взрослого человека», уход от ответственности.

В соответствии с имеющимися критериями особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Для аддиктивных же личностей характерен феномен «жажды острых ощущений» со стремлением к риску, тяготением к опасным ситуациям и видам деятельности, отсутствием стабильности и надёжности в межличностных взаимоотношениях. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.

Аддикты живут в своём воображаемом мире, находясь в конфликте с окружающими людьми, для которых этот мир недоступен и является незрелым. Для аддиктов реальным является лишь «мышление по желанию», т.е. то, что соответствует их желаниям и представлениям. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель – человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с её устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «ещё при рождении знаешь, что и как произойдёт с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженным аффектом являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.

Интересна точка зрения Э. Берна, объясняющего механизм возникновения аддиктивного поведения эмоциональной депривацией.

Э. Берн обозначил у человека шесть видов голода.

  1. Голод по сенсорной стимуляции.
  2. Голод по признанию.
  3. Голод по контакту и физическому поглаживанию.
  4. Сексуальный голод.
  5. Структурный голод, или голод по структурированию времени.
  6. Голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью.

Исследователь B. Segal (1989) отметил следующие особенности аддиктивной личности:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

Таким образом, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволяет прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.

Рецензенты:

Фортова Л.К., д.п.н., к.ю.н., профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир;

Завражин С.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.

Таким образом, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволяет прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.

Читайте также:  Политика конфиденциальности Отношения между мужчиной и женщиной

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова А.С., Еремеева Т.Д.

В статье рассмотрены примеры и формы выражения аддиктивного поведения подростков . Аддиктивное поведение относится к групповому “социализированному” типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы “риска формирований состояний зависимости”, непатологические и патологические формы аддиктивного поведения .

1. Нехимические аддикциии: азартные игры; интернет аддикция; игровая зависимость; сексуальные расстройства; созависимость; шопоголизм; трудоголизм

Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков
учебно-методический материал

Тематическое МО классных руководителей, МО воспитателей ГПД, МО службы сопровождения ОУ: “Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков”.

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Аддиктивное поведение у подростков

Аддиктивное поведение напоминает отвержение окружающего мира, при котором индивид отграничивается от общества, используя какие-либо развлечения в виде интернет-развлечений, секса, азартных игр, чрезмерной траты денег. Это проблема встречается не только у взрослых, но и у подростков.


Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств. Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей. Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Особенности аддиктивного поведения подростков

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 31.03.2017 2017-03-31

Статья просмотрена: 3345 раз

Для ребёнка подросткового возраста так же характерна комбинация удивительной чувственности с нездоровой чёрствостью, а болезненной робости — с нагловатостью. Желание получить признание выражается наравне с пренебрежение независимостью, а несогласие с общепринятыми правилами — с намеренным обожествлением случайных «идеалов». Эмоциональная импровизация философское мудрствование, решению сложных философских задач, склонность к фантазированию и излишним вымыслам ребёнка в подростковом периоде находится в сочетании с «сухими расчетами».

Этапы развития

Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.

На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения. На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.

Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды:

  • химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным;
  • нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.;
  • нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание;
  • патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п.

Стоит отметить, что представленная классификация весьма условна. Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно.


Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

Социально-экономические

Это факторы, связанные со слишком навязчивым предложением различных стимулов для развития аддиктивного поведения на мировом экономическом рынке. Активно распространяются гаджеты, алкоголь, наркотики, а это заставляет подростка смотреть на мир под определенным углом: он начинает хотеть все попробовать. Также в нашей стране большое количество социальных групп, в которых пропагандируется толерантность к спиртным напиткам, курению, ранним беременностям и легким наркотикам. Подросток, воспитывающийся в такой среде, воспринимает аддиктивное поведение как нормальное.


К этой группе причин формирования аддиктивного поведения относятся особенности психического развития подростка. В зоне риска дети с различными поражениями головного мозга – травмами, кровоизлияниями, сотрясениями, повышенным внутричерепным давлением, низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы, умственной отсталостью. В эту же группу факторов можно отнести подростков с ярко выраженными акцентуациями характера гипертимного, эпилептоидного, истероидного, гипервозбудимого и неустойчивого типа. Чаще всего в этом возрасте встречается неустойчивый тип акцентуации, им трудно перейти от негативного настроения к положительным эмоциям, и они начинают использовать для этого психоактивные вещества (ПАВ).

Проблема аддиктивного поведения школьников. Формы аддиктивного поведения у подростков

Аддикт — это человек, страдающий от проблем с самооценкой и не способный адекватно воспринимать окружающую реальность. Сегодня психологи особенно активно изучают, что такое аддиктивное поведение. Очень часто наблюдается аддиктивное поведение у подростков.

Каждый человек является социальным существом и сильно зависит от общества — от чужих взглядов, мнений, оценок и т.д. Именно оно и диктует людям разного пола и возраста, как следует себя вести в тех или иных ситуациях. Кроме того, с детства ребенок слышит о том, что он должен соблюдать социально-приемлемые нормы, существующие в окружающем его обществе. Это объясняют ему не только родители, но также воспитатели, педагоги, а во взрослой жизни и начальники. Но нередко встречаются люди, которые по определенным причинам идут «против» общества. А точнее — не воспринимают его правил и категорически отказываются их придерживаться. Причиной этого могут быть самые разные явления и события.

Как раз поведение таких людей специалисты называют аддиктивным. В результате измененного состояния психики они всеми способами пытаются не только отдалиться от общества, в котором живут, но и в целом уйти от реальности. В настоящее время психологам удалось выделить сразу несколько способов такого ухода. Они бывают самыми разнообразными. Например, выбор определенного вида деятельности или и вовсе критические — прием психотропных препаратов.

Если попытаться разобраться в причинах аддиктивного поведения, то чаще всего ей становится неудовлетворенность человека реальностью, которая его окружает. Особенно характерно это для подростков. Человеку становится тяжело переносить привычную действительность. Он ощущает самое настоящее давление окружающего мира. Последний воздействует на его психическое состояние и побуждает к уходу от реальности. Таким способом аддикт пытается избавиться от свалившегося на него дискомфорта, так как просто не знает других, более грамотных путей выхода. Именно в подростковом возрасте это проявляется особенно остро.

Каждый отдельный человек может находить свои собственные способы отгородиться от кажущегося ему враждебным окружающего мира и общества. Иногда они бывают достаточно безобидными, а в некоторых случаях и вовсе опасны для здоровья и жизни человека.

Например, выбор работы, которая не требует общения с окружающими и позволяет аддикту постоянно находиться наедине с собой, конечно, оказывает некоторое негативное влияние на его психическое состояние, но в целом не является опасным. В более сложных крайних случаях человек для ухода от реальности может начинать использовать различные химические вещества, которые быстро разрушают его изнутри и снаружи. И это разрушение касается не только физического, но и без того подорванного психического здоровья. Особенно опасен такой метод изоляции от окружающего мира для подростков. Поэтому так важно, чтобы родители вовремя заметили проблему у своего ребенка и начали активно (но максимально мягко) с ней бороться.

Интересно, что какие бы методы избавления от психологического дискомфорта человек для себя не выбрал, он в любом случае окажется для него болезненным. Кроме того, у него будет вырабатываться сильное неконтролируемое желание постоянно повторять выбранный способ поведения.

Современные психологи выделили три основных типа аддикций. Такая классификация позволяет проще определить, насколько опасной окажется сложившаяся ситуация для человека и какого лечения требует.

Первый тип получил название «нехимические аддикции». Именно их можно назвать самыми безопасными. К первому типу в первую очередь относится тяга к азартным играм и зависимость от интернета. В этом случае подросток начинает большую часть своего времени проводить за экраном компьютера или и вовсе в игровых клубах. Но главной его целью станет вовсе не выигрыш крупного денежного приза или поиск нужной информации на просторах сети, а просто само время препровождение вдали от реальности. Азартные и компьютерные игры, а также бесцельные «путешествия» по интернету позволяют парню или девушке на время забыть об окружающей его не комфортной действительности.

Кстати, помочь подростку в таком случае (особенно, если ситуация не запущена) удастся достаточно просто. Родители и друзья его должны просто постараться уделить аддикту максимальное количество времени и внимания, а кроме того, предложить иные альтернативные и более увлекательные варианты времяпрепровождения.

Например, если есть такая возможность, стоит отправить его в путешествие или просто на отдых в новое место. Именно яркие положительные впечатления позволят подростку отвлечься от игр и интернета. Но это далеко не единственная помощь, которая ему потребуется. Далее очень важно выяснить, какие именно жизненные моменты и условия доставляют ребенку такой серьезный дискомфорт. Кстати, нередко аддиктивное поведение у подростка начинает проявляться, например, после переезда в новый город или перехода в новую школу, где коллектив его не воспринимает. А иногда и вовсе сами родители создают все условия для того, чтобы их чаду захотелось убежать от реальности. Например, взваливая на него слишком большую ответственность и огромное количество обязанностей. Все должно быть в меру.

К нехимическим аддикциям также относится сексуальная, «шоппинг» (тяга к постоянной трате денег, от которой человек получает удовлетворение), а также трудоголизм и зависимость от партнера. Последний вариант нередко проявляется у девочек-подростков. Когда юные барышни, начиная свои первые отношения с парнем, становятся сильно зависимыми от него. Причины этого также могут быть самыми разными. Например, если девушку не воспринимает ее коллектив (например, класс в школе), то, начиная встречаться с популярным парнем, вхожим в любую компанию, она мнимо решает свою проблему. В результате и появляется зависимость от определенного человека. Но подобных вариантов можно перечислять очень много. Чтобы помочь подростку справиться с проблемой, нужно начинать также искать причины ее появления. Вероятно, мальчик или девочка не могут справиться с ней самостоятельно и нуждаются в помощи.

Второй тип аддикций «химический» можно назвать опасным. К нему относится токсикомания, наркомания и алкоголизм. Конечно, это крайние запущенные случаи, но они также встречаются достаточно часто. К ним подросток может прийти в том случае, если не получил должной помощи и поддержки при первых его попытках убежать от проблем и давления окружающего мира. Именно такой вариант аддикции способен привести человека к серьезным проблемам не только с психическим, но и с физическим здоровьем.

Существует еще и третий тип — «промежуточный». Это голодание и переедание аддикта. В некоторых случаях подросток может игнорировать окружающий мир и общество именно таким необычным отношением к приему пищи. Он либо полностью отказывается от еды, как бы выражая свой протест привычным нормам, либо, наоборот, начинает активно «заедать» проблему. Но не стоит путать аддиктивное голодание с часто встречающимися проблемами у девочек-подростков попытками добиться фигуры своей мечты, отказавшись от пищи. Хотя и эта серьезная проблема требует скорейшего решения. Причем лучше всего в таком случае обратиться за помощью к опытному профессиональному психологу.

Читайте также:  Мужчина лев женщина козерог — рассмотрим основательно

Специалисты отмечают, что в последние годы аддиктивное поведение у подростков стало проявляться все чаще. Можно сказать, что оно постепенно становится очень масштабной национальной проблемой. Нередко под влиянием родителей и сверстников у подростка нарушается правильное и гармоничное его взаимодействие с окружающей социальной микросредой.

Особенно часто проблема возникает, если в нелегкий период переходного возраста мальчик или девочка находятся в семье с неблагоприятным климатом. Ссоры и постоянное недовольство родителей переносятся в это время особенно тяжело и остро. В результате подросток начинает самостоятельно отыскивать истину, что не всегда заканчивается положительно. Такие поиски могут привести к очень плачевным последствиям.

Максимально подвержены аддикции дети в период с 11 до 17 лет. По статистике более 80 процентов подростков этом возрасте хотя бы один раз пробуют различные химические вещества. Если же у человека имеется какая-то психологическая проблема, то уход от реальности с их помощью может стать для парня или девушки очень привлекательным вариантом.

Некоторые родители ошибочно предполагают, что подобные проблемные ситуации должны разрешать наркологи и школа. На самом деле каждый подросток нуждается в комплексной всесторонней помощи и поддержке. И одна из главных ролей в ней достается родителям.

Очень важна в нелегкий период переходного возраста и профилактика аддиктивного поведения подростков. Прежде чем приступить к ней родители должны понять, что сам аддикт не осознает собственных проблем, но при этом он не способен адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. У него нарушено самовосприятие и самооценка. Не понимая причины, такой подросток постоянно находится в тяжелой стрессовой ситуации. Проблемы с психикой у таком случае могут даже привести к появлению сильных головных болей, недугов желудочно-кишечного тракта, аритмии и другим серьезным заболеваниям.

Какой способ профилактики выбрать, зависит от того, какого типа аддиктивное поведение наблюдается у подростка. Но в любом случае первым делом потребуется помочь ему осознать имеющуюся проблему. Потребуется осторожная и мягкая работа с его механизмами психологической защиты. Подросток должен изменить отношение в первую очередь к себе, а затем к окружающему миру. Если проблема запущена и родителям не удается справиться с ней самостоятельно, то стоит обратиться за помощью к психологу.

Кроме того, как уже было сказано выше, аддикцию потребуется заменить интересом к какому-то другому занятию — более позитивному и безопасному во всех отношениях. Особенно полезно выбрать какое-либо хобби, которым увлечется не только сам подросток, но и его родители. Отличным способом борьбы с аддикцией является совместное семейное времяпрепровождение. Какое это будет занятие — неважно. Главное, чтобы оно было развивающим, безопасным для здоровья и увлекательным для всех участников. Можно также привлечь к новому хобби друзей и знакомых подростка. Это позволит ему научиться общаться и правильно воспринимать самого себя, а также найти свое место в коллективе.

Очень важно также развивать в подростке навыки коммуникации. Он должен научиться общаться с окружающими людьми, а также прислушиваться к их мнению, не считая единственным верным только свое. Кстати, такие навыки являются профилактикой шопоголизма и трудоголизма.

Если вовремя обратить внимание на появившуюся у сына или дочки проблему, то справиться с ней будет достаточно просто. Поэтому, заметив, что вместо прогулки с друзьями подросток выбирает времяпрепровождение, например, за компьютерными играми, стоит попытаться выяснить причину такого поведения. Возможно, это первый сигнал проявления аддикции. В этом случае очень важно, чтобы ребенок доверял родителям и мог открыто поделиться с ними своей проблемой.

Аддиктивное поведение или уход от проблемного окружающего мира — это часто встречающаяся проблема у подростков. Особенно актуальной она стала в последние годы. Такое явление может привести к серьезным негативным последствиям, поэтому так важно, чтобы родители вовремя заметили проблему и начали активно с ней бороться. При необходимости помощь им в этом сможет оказаться опытный профессиональный психолог.

Особенно часто проблема возникает, если в нелегкий период переходного возраста мальчик или девочка находятся в семье с неблагоприятным климатом. Ссоры и постоянное недовольство родителей переносятся в это время особенно тяжело и остро. В результате подросток начинает самостоятельно отыскивать истину, что не всегда заканчивается положительно. Такие поиски могут привести к очень плачевным последствиям.

Психологическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением

  • Кодирование в Cерпухове
  • Кодирование в Балашихе
  • Кодирование в Видном
  • Кодирование в Воскресенске
  • Кодирование в Дмитрове
  • Кодирование в Долгопрудном
  • Кодирование в Домодедово
  • Кодирование в Дубне
  • Кодирование в Егорьевске
  • Кодирование в Железнодорожном
  • Кодирование в Звенигороде
  • Кодирование в Зеленограде
  • Кодирование в Коломне
  • Кодирование в Комсомольске
  • Кодирование в Королеве
  • Кодирование в Красногорске
  • Кодирование в Лобне
  • Кодирование в Люберцах
  • Кодирование в Мытищах
  • Кодирование в Наро-Фоминске
  • Кодирование в Ногинске
  • Кодирование в Обнинске
  • Кодирование в Одинцово
  • Кодирование в Орехово-Зуево
  • Кодирование в Павловском Посаде
  • Кодирование в Подольске
  • Кодирование в Пушкино
  • Кодирование в Раменском
  • Кодирование в Реутове
  • Кодирование в Сергиевом Посаде
  • Кодирование в Троицке
  • Кодирование в Химках
  • Кодирование в Чехове
  • Кодирование в Шатуре
  • Кодирование в Кашире
  • Кодирование в Истре

Подростковый возраст является проблематичным периодом в жизни человека с психологической точки зрения. Ребенок интенсивно развивается физически, но при этом его психика пока еще продолжает оставаться детской. Из-за этого подросток воспринимает окружающий его мир, присутствующих в нем людей и их поступки крайне остро. Любые мелочи кажутся ему чуть ли ни концом света, а разногласия с ровесниками или неприятие в коллектив сверстников, которые на данном этапе становятся основным авторитетом, являются серьезным поводом для развития депрессии. К тому же многие дети подросткового возраста крайне недовольны своей внешностью и списывают все надуманные беды, происходящие в их жизни, именно на свои «неказистые» физические данные.

Результатом такого положения вещей становится постоянное напряжение, в котором живет ребенок, а также желание хоть на миг расслабиться и не думать о своей несостоятельности. Если отношения с родителями не являются доверительными, велика вероятность развития у подростка аддиктивного поведения.

Подростковый возраст является проблематичным периодом в жизни человека с психологической точки зрения. Ребенок интенсивно развивается физически, но при этом его психика пока еще продолжает оставаться детской. Из-за этого подросток воспринимает окружающий его мир, присутствующих в нем людей и их поступки крайне остро. Любые мелочи кажутся ему чуть ли ни концом света, а разногласия с ровесниками или неприятие в коллектив сверстников, которые на данном этапе становятся основным авторитетом, являются серьезным поводом для развития депрессии. К тому же многие дети подросткового возраста крайне недовольны своей внешностью и списывают все надуманные беды, происходящие в их жизни, именно на свои «неказистые» физические данные.

Признаки аддиктивного поведения

Аддиктивность – довольно сложное психическое расстройство. Его не всегда можно распознать, особенно у близкого человека и даже у самого себя. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что при столкновении с психологическим дискомфортом человек пытается убежать от реальности. Взаимодействие с объектом зависимости вызывает у него иллюзию безопасности и душевного равновесия.

Зависимое поведение можно диагностировать по следующим признакам:

  • Ложь. Зависимый лжет, даже самым близким людям, пытается переложить ответственность за свои поступки на других.
  • Комплексы. Человек становится закрытым, ищет в себе недостатки. При этом внешне он старается выглядеть и вести себя лучше других.
  • Страх эмоциональной близости. Больной боится сближаться с людьми, устанавливать доверительные отношения, раскрываться перед другими.
  • Повышенная тревожность. Зависимые люди часто испытывают чувство тревоги и беспокойства.
  • Манипуляции. Когда человеку нужно добиться желаемого, он готов на любые ухищрения и даже угрозы.
  • Стереотипное мышление. Человек не имеет своей точки зрения, а в своих суждениях подражает окружению, в котором находится.
  • Нежелание нести ответственность за свои поступки. Больной не хочет отвечать за свои действия, не принимает критику, боится осуждения.


Зависимости существенно меняют личность человека. Они способны довести его до тяжелых психических расстройств, разрушить здоровье (в случае с алкоголем и наркотиками) и даже довести до суицида. Главный метод лечения аддикций – психотерапия. Поэтому за помощью обращаться нужно к психотерапевту. В ходе лечения специалист выясняет причины аддиктивного поведения и подбирает схему коррекции.

Основные понятия

Что такое аддикция?

Аддикция — настойчивое стремление человека абстрагироваться от окружающей действительности путем выполнения конкретных действий.

Изначально аддикция рассматривалась только как употребление определенных веществ (наркотиков, алкоголя), но в настоящее время этот термин охватывает и зависимости нехимического характера (игромания, пищевые расстройства, шопоголизм и т.д.).

Аддикция характеризируется постоянным увеличением потребности в стимулирующих веществах или действиях.

У каждого вещества существует определенный аддиктивный потенциал. Этот показатель позволяет измерить степень психологического и физического воздействия объекта изучения на организм человека и выявить, насколько быстро развивается привыкание.

Соответственно, чем выше у вещества данный потенциал, тем быстрее вырабатывается устойчивость к начальным дозам, и появляется потребность в увеличении количества средства.

Большое значение имеет наличие склонности. Одни люди под воздействием сложных жизненных обстоятельств мобилизуют свои силы, не уклоняются от принятия решений.

Другие, имеющие аддиктивную склонность, под влиянием негативных факторов начинают употреблять различные вещества или совершать навязчивые действия с целью ухода от реальности и снятия с себя ответственности за происходящее.

Часто встречается аддиктивное поведение подростков, которые стремятся решить свои проблемы при помощи ухода от реальности.

В этом возрасте нередко возникают проблемы с социализацией, недопонимание с родителями. Дети, имеющие склонность к появлению зависимости, оказываются в группе риска.

Психологическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель, который «твердо стоит на ногах». Он приспособлен к жизни, умеет противостоять трудностям, всегда готов защищать свои интересы и права близких людей.

Именно такие индивиды составляют основу общества, определяют правила и нормы жизни в нем. Они немного консервативны, устойчивы в своих пристрастиях, стабильны и уравновешенны.

Аддиктивную же личность раздражают традиционные устои и нормы. Предсказуемость развития событий взывает раздражение. Любые кризисы, неожиданности, неприятности стимулируют психику такой личности.


Часто встречается аддиктивное поведение подростков, которые стремятся решить свои проблемы при помощи ухода от реальности.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.


Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Модели аддиктивного поведения

В основе развития и закрепления аддиктивного поведения лежат общие механизмы (модели).

Атарактическая (успокаивающая) модель — это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ (наркотиков) с целью достижения душевного спокойствия (12—15,4 % среди алкоголизирующихся). Их употребление направлено на снятие нервного напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию (наркотизацию) объясняют следующим образом: «Чтобы быть спокойнее» (5,7—7,7 % среди алкоголизирующихся). В других случаях доминирующим мотивом оказывается высокий уровень аффективной напряженности, преобладание пониженного настроения нередко с раздражительностью, мрачностью.

Читайте также:  Газлайтинг: что это такое и как распознать

Недостаточно приспособленные, плохо адаптирующиеся к новой среде подростки находятся в связи с неудовлетворенностью своими отношениями с окружающими в постоянном психическом напряжении. Им приходится искать пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения с окружающими, подростки используют психоактивные вещества для того, чтобы заменить психологические механизмы межперсональных отношений. Применяющие данные вещества говорят, что делают это, «чтобы было легче разговаривать с людьми» (1,9—2,5 % среди алкоголизирующихся).

Модель — употребление психоактивных веществ для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии. Цель в этом случае — улучшить настроение, добиться эмоционального комфорта в трудных и тем более критических для подростка жизненных ситуациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе). Пристрастие к психоактивным веществам может возникнуть как способ самолечения на начальных этапах невротических или психотических расстройств, иногда еще во время отсутствия явной симптоматики.

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. «Принимаю для того, чтобы легче общаться с другими людьми», — говорит подросток (3,2—4,5 % среди алкоголизирующихся). Имеются сведения, что до 30 % всех алкоголиков начинают с привычки принимать «допинг» перед общением, в особенности с лицами противоположного пола. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

Активирующая модель. В одних случаях подростки применяют психоактивные вещества с целью достижения переживаний подъема сил, бодрости, оживления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея сниженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В опьянении становится легче реализовать истинные и воображаемые способности, совершить «выдающиеся поступки». В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия. Алкоголизация, например, может создать у подростка впечатление прекрасной приспособленности и вполне удовлетворительной самореализации. В этом случае подросток может сказать: «Принимаю спиртное, потому что мне приятно быть немного пьяным» (8,2—12 %).

Гедонистическая модель. Употребление психоактивных веществ используется также и для получения удовольствий, переживания приятных ощущений, психического и физического комфорта. Вызванный в таком случае на откровенность подросток признается, что делает, потому что ему это нравится (36,9—48,6 %). При этом стремятся создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить состояние эйфории. Так, например, происходит при вдыхании ингалянтов. Стремление к получению удовольствий с помощью токсических средств возникает из-за невозможности и неумения развлечь себя иным образом (с помощью спортивной, творческой и иной активности). Если наркотическое опьянение дает желаемое наслаждение, то это довольно быстро приводит к формированию болезненного пристрастия. Чаще всего по этому пути идут гипертимные и неустойчивые подростки.

Конформная модель. Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой может привести к употреблению психоактивных веществ именно с этой целью. Чтобы для собственного утверждения пережить принадлежность к группе, укрепить свой социальный статус, подростки вынуждены разделять со своими товарищами всю их активность, в том числе и касающуюся психоактивных веществ. Подросток говорит: «Я делаю это, потому что мои друзья тоже пьют». Развитие этой модели связано со стремлением подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель. Психоактивные вещества используются для манипулирования другими, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Истероидные подростки, например желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью «много выпить», добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем. Эпилептоидные подростки посредством психоактивных веществ пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидера.

Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-либо неполноценность личности, дисгармонии характера, мотивационной сферы. У подростков, которые плохо переносят конфликты и любые трудности в школе и дома, возникает наибольший риск закрепления аддиктивного поведения как формы реагирования на любые жизненные проблемы. Такая форма поведения создает впечатление разрешения трудностей и помогает избежать неприятных переживаний (Исаев Д. Д., Журавлев И. И., Дементьев В. В. [и др.] 1992).

Употребление психоактивных веществ способствует увлечению постоянно слушать современную ритмическую и обязательно громкую музыку, азартными играми, пристрастию к игральным автоматам, сексуальному экспериментированию и беспорядочным половым контактам.

Формирование аддиктивного поведения в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению психоактивного вещества только тогда, когда собирается «своя компания». Не меньшее значение для ее формирования имеют существенно сниженные адаптивные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентричностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 12—13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно с них начинается аддиктивное поведение.

Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами — 14—15 лет. Старшие подростки (16—17 лет) реже начинают употреблять психоактивные вещества.

Живо на все реагирующие, с легко меняющимся настроением и впечатлительные подростки начинают употреблять ингалянты или алкогольные напитки под влиянием референтной группы, от которой они сильно зависят. Эйфоризирующее действие ингалянтов, способствующее оживлению фантазий, делает эти вещества особенно привлекательными для них. Возможность «забыться» на некоторое время, «отключиться» от реальности, исправить настроение еще один повод для их использования.

Химические

Химические виды аддиктивного расстройства требуют определенного вещества, что вызывает зависимость. К ним относятся такие варианты зависимости, как: алкогольная зависимость (алкоголизм), наркомания, токсикомания, курение. Далее обсудим признаки химического аддиктивного расстройства. Их всего семь, однако, только на первой стадии можно еще как-то помочь человеку:

  • теряется мера употребления вещества;
  • провалы в памяти;
  • физическое страдание, изменение речи;
  • отрицание;
  • мысли направлены на удовлетворение своих потребностей касательно зависимости;
  • прием веществ ради улучшения самочувствия;
  • проблемы в окружении.
  • теряется мера употребления вещества;
  • провалы в памяти;
  • физическое страдание, изменение речи;
  • отрицание;
  • мысли направлены на удовлетворение своих потребностей касательно зависимости;
  • прием веществ ради улучшения самочувствия;
  • проблемы в окружении.

Типы акцентуаций подростков с аддиктивным поведением

Для наилучшего понимания развития привыкания подростков к психически активным веществам приходится учитывать не только возраст, но и особенности их характера (акцентуации).

Гипертимные подростки, отличающиеся преобладанием приподнятого настроения, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, склонностью к риску, острым ощущениям, неразборчивостью в выборе знакомств, податливы влиянию приятелей из стихийно формирующихся групп и легко соблазняются на предложения алкоголя, токсических веществ и наркотиков. Все психоактивные вещества, вызывающие подъем настроения, созвучны личности, и подростки легко становятся на путь их употребления. Для этих подростков характерно стремление попробовать как можно больше разных предлагаемых им препаратов.

У подростков с постоянным наличием преобладающего сниженного настроения нередко возникает желание добиться его улучшения с помощью алкогольных напитков или стимуляторов. Однако эти средства чаще всего не дают желаемого результата. Более того, алкоголь нередко углубляет депрессию. Стимуляторы же у этих подростков скорее вызовут тревогу и беспокойство, чем поднимут настроение. Успокаивающие (транквилизаторы) улучшают настроение и уменьшают степень актуальности жизненных трудностей, в связи с чем к ним возникает пристрастие.

Живо на все реагирующие, с легко меняющимся настроением и впечатлительные подростки начинают употреблять ингалянты или алкогольные напитки под влиянием референтной группы, от которой они сильно зависят. Эйфоризирующее действие ингалянтов, способствующее оживлению фантазий, делает эти вещества особенно привлекательными для них. Возможность «забыться» на некоторое время, «отключиться» от реальности, исправить настроение еще один повод для их использования.

Нерешительные, сомневающиеся, мнительные, пугающиеся всего нового, постоянно тревожные подростки, обнаружив, что успокаивающие или другие психоактивные средства способны смягчить переживания, связанные с предстоящими или воображаемыми трудностям, могут прибегать к их поддержке при определенных ситуациях.

У подростков с выраженной интравертированностью, пребывающих в вымышленном мире собственных схем и фантазий, склонных к уединенности, психоактивные вещества стимулируют фантазирование или облегчают столь трудный для них процесс общения. В этой связи они легко привыкают к опийным препаратам, а в младшем подростковом возрасте — к ингалянтам.

Значительный процент среди наркотизирующихся и алкоголизирующихся подростков составляют такие, которые склонны к бурным вспышкам аффекта, неожиданным действиям и поступкам, решению конфликтов с помощью грубой физической силы. В состоянии опьянения они утрачивают контроль над своим поведением, затевают ссоры, вступают в конфликты, в драках наносят тяжелые повреждения. С первого опыта знакомства с алкоголем или другими токсическими веществами стремятся добиться «полного отключения». Начиная употреблять те или иные наркотические вещества, легко оказываются в рабской зависимости от них.

Истероидные подростки характеризуются эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в признании, самовосхвалением. Они, будучи легко внушаемыми, бездумно подчиняются всем предлагающим попробовать сигареты, напитки, любые психоактивные вещества. Они обнаруживают особую склонность к стимуляторам, привлекательными для них могут оказаться и алкоголь, и опиаты, и транквилизаторы. Способствует возникновению у них пристрастия стремление покрасоваться, продемонстрировать свою выносливость к спиртным напиткам, показать свою способность «всех перепить».

У подростков слабовольных, неспособных к самостоятельности, постоянно ищущих удовольствий, праздности и развлечений, самый высокий риск аддик-тивного поведения. Не будучи в силах занять себя сами, они все время нуждаются в стимуляции. В своем стремлении к наслаждениям, они, однажды попробовав психоактивное вещество, легко становятся на путь их постоянного использования, как правило не отдавая предпочтения ни одному из них.

Аддиктивное поведение, порожденное неблагоприятными биологическими и социально-психологическими факторами, ими же и осложняется, нарушая образ жизни подростков. Чем дольше они потребляют психоактивные вещества, тем больше расстраиваются их отношения с окружающими. Свою потребность в положительных эмоциях подростки удовлетворяют за счет психоактивных веществ, которые «заслоняют» все остальные интересы, расстраивая прежние взаимоотношения и препятствуя созданию новых. Потеряв эмоциональные связи с близкими людьми, они переживают полное душевное благополучие, так как оказываются неспособными критически осмыслить сложившуюся ситуацию.

Группа поддерживает и даже культивирует отклоняющееся (девиантное) поведение.

Девиантное поведение — поведение психически здорового человека, отклоняющееся от принятых в обществе норм межличностных отношений, действий, поступков и высказываний. Оно проявляется в правонарушениях, бродяжничестве, сексуальных девиациях, суицидальных намерениях, демонстрациях и покушениях. Фактически все виды такого поведения сочетаются с аддиктивным. Более того, злоупотребляющие психоактивными веществами подростки подвержены влиянию членов своей группы, под ее воздействием выбирают тот или иной вид асоциального поведения. Эти подростки плохо учатся, не участвуют в семейных делах. Такое поведение сначала связано с ухудшением прилежания, нарушением чувства долга и ответственности. Однако к этому вскоре могут присоединиться выраженные явления психической слабости (астении) с характерными для нее расстройством внимания, снижением памяти, трудоспособности. Не посещая учебных занятий, не помогая по дому, эти подростки должны организовать свое время, но именно этого они и не умеют. У них нет увлечений, они не посещают кружки или спортивные секции. Они теряют друзей, прекращают отношения с соучениками, вступают в конфликт с педагогами школы.

Группа поддерживает и даже культивирует отклоняющееся (девиантное) поведение.

Добавить комментарий