Кто такой олигофрен, симптомы и лечение болезни

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

– олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.


Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Лечение олигофрении

Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение олигофрении: с помощью гормональных препаратов, переливания крови младенцу, специальной безбелковой диеты. Токсоплазмоз можно лечить сульфаниламидами и Хлоридином. Но в большинстве случаев этиологического лечения, увы, не существует.

И хотя нет никаких конкретных медикаментозных средств для лечения олигофрении, пациентам с ограниченными умственными возможностями применяется симптоматическая терапия. То есть могут быть назначены лекарства для снижения интенсивности психотических расстройств – нейролептики, а также препараты для стабилизации настроения (помогающие корректировать поведение).

Так, для общего успокоения, снижения уровня тревожности, прекращения судорог и улучшения сна в психиатрической практике используют психотропные препараты-транквилизаторы: Диазепам (Седуксен, Валиум, Реланиум), Феназепам, Лоразепам (Лорафен), Перициазин (Неулептил), Хлордиазепоксид (Элениум), Хлорпротиксен (Труксал) и др. Однако кроме возможного развития зависимости от данных препаратов, негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. К тому же продолжительный прием всех перечисленных лекарственных средств может ухудшить внимание и память – вплоть до развития антероградной амнезии.

Чтобы стимулировать ЦНС и умственную деятельность, используют Пирацетам (Ноотропил), Мезокарб (Сиднокарб), Метилфенидата гидрохлорид (Релатин, Меридил, Центедрин). С этой же целью назначается прием витаминов В1, В12, В15.

Назначение Глутаминовой кислоты связано с тем, что она в организме преобразуется в нейромедитор – гамма-аминомасляную кислоту, которая помогает в работе мозга при умственной отсталости.

Народное лечение, к примеру, пивными дрожжами, при врожденной и наследственной олигофрении бессильно. Предлагаемое лечение травами включает регулярное употребление успокаивающего отвара или настойки корней валерианы при гипердинамической олигофрении. Также из лекарственных растений заслуживают внимания гинкго билоба и адаптоген – корень женьшеня. В женьшене содержатся гинсенозиды (панаксизиды) – стероидные гликозиды и тритерпеновые сапонины, которые симулируют синтез нуклеиновых кислот, обмен веществ и выработку ферментов, а также активизируют работу гипофиза и всей ЦНС. Гомеопатия предлагает препарат на основе женьшеня – Ginsenoside (Гинсенозид).

Одна из главных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отводится когнитивно-поведенческой терапии, то есть лечебно-коррекционной педагогике. Для обучения и воспитания детей с олигофренией – в специализированных школах и школах-интернатах – используются специально разработанные методики, позволяющие адаптировать детей в обществе.

И реабилитация больных олигофренией, особенно с генетически обусловленными формами умственной патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении (по адаптированным к особенностям когнитивных способностей) программам и привитии элементарных бытовых и, по возможности, простейших трудовых навыков. Специалисты говорят, что легкие степени олигофрении у детей могут быть подкорректированы, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простейшую работу и позаботиться о себе. При средних и тяжелых формах имбецильности и при всех степенях идиотизма прогноз – полная инвалидизация и, зачастую, длительное пребывание в специализированных медучреждениях и домах инвалидов.

Согласно статистике, четвертая часть дефектов умственного развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только в отношении не врожденных патологий.

Постнатальные факторы

У детей до 3 лет патология может развиваться из-за травмы головы, родовых травм, асфиксии во время родов. Ребенок может стать олигофреном и в тех случаях, когда в раннем возрасте перенес менингит или энцефалит. Несовпадение резус-факторов младенца и матери является фактором риска.


Поскольку такие дети испытывают трудности с запоминанием, они плохо обучаются, сильно отстают в школе, часто вынуждены посещать специальные учебные заведения. Из-за нарушения поведенческих реакций возможны сильные проблемы с социальной адаптацией.

Олигофрения

  • Что такое олигофрения
  • Причины олигофрении
  • Степени олигофрении
  • Симптомы олигофрении
  • Диагностика олигофрении
  • Лечение олигофрении
  • Профилактика олигофрении

Спровоцировать олигофрению может множество факторов. Данное заболевание имеет генетическую природу, которое обусловлено нарушением метаболизма важных веществ или аномалией хромосомного строения. Провоцирующими факторами является негативное воздействие на сперматозоиды и яйцеклетки на этапе планирования и зачатия ребенка. Чаще всего это наличие воспалительных процессов в органах малого таза (орхит, эпидидимит, аднексит и др.), употребление алкоголя, наркотиков или токсикомания.

Признаки наличия олигофрении у человека

Обычно олигофрению выявляют в детстве, так как именно тогда начинают проявляться некоторые особенности, что выделяют ребенка среди сверстников. Симптомы не прогрессируют, и психическое развитие остается на прежнем уровне, независимо от физического. То есть внешне ребенок растет, изменяется, но его психика остается на уровне тех лет, которые соответствуют конкретной степени олигофрении. Стандартно она определяется уровнем интеллекта.

Основные симптомы заболевания, которые могут указывать на наличие у ребенка данной патологии:

    Рассеянность. Ребенок невнимателен и не способен заинтересоваться чем-либо на длительное время. Ему сложно запомнить какую-либо информацию и воссоздать спустя некоторое время.

Неусидчивость. Тяжело соблюдать режим дня и выполнять определенные указания родителей. Ребенок постоянно находится в движении, несмотря на запреты, и не реагирует на замечания.

Читайте также:  Гордость и гордыня – в чем разница. Как избавиться от гордыни

Отсутствие сопереживания. Для таких детей характерно не ощущать определенных чувств солидарности касательно какого-либо события. Они не могут сформировать свое отношение к той или иной ситуации. В большинстве случаев ведут себя нетактично и некультурно, несмотря на правильное воспитание. Редко учитывают чувства других, устанавливают доверительные отношения или заводят друзей.

Анализ. Ребенок не способен анализировать какие-то вещи, делать логические умозаключения. Особенные трудности вызывают операции обобщения и сортировки любых предметов или событий. Такие дети не могут делать выводы из ситуаций, тяжело поддаются учебе.

Адаптация. Сложно привыкать к новой обстановке, окружающим людям. Смена декораций часто вызывает у детей такой симптом олигофрении, как агрессивное поведение, и другие реакции протеста. Они тяжело вписываются в коллектив, например, в детском саду или на игровой площадке. Контакт с людьми создает определенные трудности.

  • Стигмы. Практически все врожденные патологии, которые вызывают задержку в психическом развитии, могут отражаться в специфических морфологических особенностях строения тела. То есть ребенок, который страдает олигофренией, выглядит немного иначе, чем другие дети. И это заметно уже с самых ранних лет. Чаще всего это неправильное строение черепа, диспропорциональность в телостроении. Такие дети отстают в росте и половом развитии. Многие генетические заболевания сопровождаются развитием некоторых дефектов в строении тела ребенка, поэтому их наличие может свидетельствовать о возможной олигофрении. Наиболее часто встречается заячья губа. На ладонях характерно образование одиночной поперечной складки, мизинец укорочен и повернут немного внутрь. Также важное значение имеют некоторые черты: приплюснутые лицо и нос, скошенные и широко расставленные глаза.

  • На сегодняшний день используется интеллектуальный коэффициент IQ. В зависимости от результата тестирования человек определяет свой уровень и таким образом выставляется форма олигофрении — легкая, умеренная, тяжелая или глубокая.

    Олигофрения

    Олигофрения – это врожденное либо приобретенное до трехлетнего возраста отставание в психическом развитии. Является следствием генетических факторов и перенесенных болезней. Для оценки степени задержки используются тесты на определение уровня интеллекта. Нередко олигофрения у детей сопровождается врожденными физическими пороками.

    По статистике в развитых странах от патологии страдает 1% населения. Согласно некоторым исследованиям, умственное недоразвитие есть у 3% людей, но большинство из них не попадают в поле зрения врачей по причине слабо выраженной симптоматики и способности адаптироваться к жизни в социуме.

    У мальчиков болезнь олигофрения развивается примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Большая часть случаев выявляется в шестилетнем возрасте, когда осуществляется обследование ребенка перед обучением в школе, и в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодые люди решают, в какое образовательное учреждение поступить, проходят медицинский осмотр перед службой в армии.

    Тяжелые степени олигофрении всегда диагностируются в раннем возрасте (до 3 лет). Во всех остальных случаях диагностика затруднена из-за большого количества разных методик оценки мышления.

    Стадии заболевания по выраженности слабоумия:

    • Дебильность. При олигофрении в степени дебильности коэффициент интеллекта составляет от 50 до 70 баллов. Больной может успешно закончить специализированное учебное заведение, освоить программу, которая соответствует четырем классам общеобразовательной школы. Он осваивает чтение, счет, навыки письма. Может себя обслуживать – ходить в магазин, выполнять работу по хозяйству. Клинической практике известны случаи парциально одаренных детей, которые при низком уровне общего развития имели отличную память, могли выполнять сложнейшие арифметические расчеты, обладали выдающимися художественными способностями.
      Вообще олигофрению в степени умеренной дебильности иногда бывает сложно отличить от нормы. Выявить болезнь помогают специальные исследования.
    • Имбецильность. Это средняя степень тяжести заболевания (коэффициент интеллекта – от 20 до 50). Больной хорошо понимает обращенную к нему речь, может освоить элементарный счет, выучить простые фразы (словарный запас не превышает 200-300 слов). Он способен ухаживать за собой. В случае трудоустройства на специально оборудованное производство выполняет однотипные элементарные операции. Олигофрению в стадии имбецильности характеризует привязанность к близким людям, сильная реакция на похвалу и порицание. Мышлении имбецилов заторможенное. Они никогда не проявляют инициативу, любят подражать. В новой обстановке всегда теряются, не знают, как себя вести.
    • Идиотия. Наиболее тяжелая степень олигофрении (фото больных демонстрируют людей, полностью не способных к самообслуживанию и адаптации в социуме). Люди с таким диагнозом являются инвалидами. У них присутствуют лишь зачаточная речь и мышление. Их эмоциональные переживания ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд или неудовольствием. Часто пациенты с олигофренией на стадии идиотии озлоблены и агрессивны. Они могут не узнавать родственников, знакомых. Чаще всего не способны освоить элементарные навыки самообслуживания.

    Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

    М.С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:

    1. Неосложненная. Характеризуется диффузным поражением мозга. Нервные процессы уравновешены, значительных поражений в пределах корковых анализаторов нет. Отсутствуют психомоторная расторможенность, патологии влечений, судорожные припадки. Пациент может целенаправленно выполнять разную работу. Он спокоен, дисциплинирован, нормально адаптируется в условиях коррекционной школы. Привязан к членам семьи, учителям, одноклассникам. Дети с неосложненной формой олигофрении в стадии дебильности хорошо учатся в специализированной школе, успешно овладевают новыми понятиями, включенными в программу.
    2. Осложненная нарушениями нейродинамических процессов. Помимо интеллектуального недоразвития присутствуют нарушения процессов торможения или возбуждения. В первом случае, когда доминируют процессы торможения, ребенок инертный, медлительный. Он плохо учится, не проявляет интерес к новым вещам. Слабо запоминает учебный материал. Во втором случае (преобладают процессы возбуждения) больной неусидчив, очень часто отвлекается, импульсивен. Он может не обращать внимания на замечания взрослых, часто провоцирует конфликты. При проведении грамотной коррекционной работы может достаточно хорошо адаптироваться в обществе.
    3. С психопатоподобными формами поведения. У ребенка наблюдается ярко выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, снижается критическое отношение к себе и окружающим, плохо развиваются личностные качества. Данная степень олигофрении связана с нейроинфекциями. Она обычно диагностируется у лиц, перенесших постнатальные инфекционные болезни (например, энцефалит, менингит, менингоэнцефалит) либо серьезные черепно-мозговые травмы с вовлечением в воспалительный процесс подкорковых образований. Больные с психопатоподобным поведением склонны к воровству, прожорливости, повышенной сексуальности, бродяжничеству. В момент аффекта они могут быть опасными для социума. Рекомендации окружающих всегда игнорируют. Они не признают правила поведения. В тяжелых случаях пациентам назначается медикаментозное лечение.
    4. Сопровождающаяся нарушениями работы анализаторов. Интеллектуальное и физическое развитие замедлены. Общее недоразвитие мозга обычно сочетается с нарушениями зрения, слуха, речевой системы, опорно-двигательного аппарата.
    5. С выраженной лобной недостаточностью. Наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности. Больной может быть как вялым и пассивным, так и чрезмерно активным, импульсивным. В поведении его проявляются несоциальные наклонности. Степень интеллектуальной недостаточности достигает уровня имбецильности. При нарушениях функций лобных долей мозга всегда отсутствует чувство такта. Биологические потребности, напротив, повышены. Окружающая действительность воспринимается неадекватно. Такие пациенты ничего не стесняются, они не испытывают чувства обиды или страха.

    Этиология

    Понять, какие причины вызывают олигофрению, можно, изучив еще одну классификацию болезни. Сегодня врачи выделяют четыре базовые формы патологии:

    • I форма – наследственная олигофрения. Она вызвана дефектными генеративными клетками одного из родителей (что говорит о том, что олигофрения передается по наследству). В данную группу относят пациентов с болезнью Дауна, психическим недоразвитием, микроцефалией на фоне имеющихся серьезных поражений костей и кожи.
    • II форма – олигофрения, обусловленная внутриутробными факторами – вирусными, паразитарными и бактериальными инфекциями, перенесенными женщиной во время беременности. Еще одна причина олигофрении, относящаяся к этой группе, – гемолитическая болезнь плода.
    • III форма – задержка психического развития, возникшая из-за родовых травм, асфиксии/гипоксии во время родов. Также она является следствием менингита, энцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесенных в возрасте от рождения до трех лет.
    • IV форма – возникает по причине прогрессирования основного врожденного заболевания. Имеются в виду эндокринные патологии или разные дефекты головного мозга.

    Практически всегда олигофрения сопровождает заболевания:

    • Микроцефалия (череп имеет уменьшенные размеры, мозг – тоже).
    • Гидроцефалия (в желудочках мозга накапливается слишком много ликвора из-за его избыточной продукции либо затрудненного оттока).
    • Фенилкетонурия (вызывает фенилпировиноградную олигофрению). Возникает по причине нарушения метаболизма фенилаланина, что приводит к образованию большого количества токсичного продукта распада. В результате поражается центральная нервная система, проявляются признаки олигофрении.
    • Токсоплазмоз. Если беременная женщина болеет токсоплазмозом, токсоплазмы могут проникнуть в плод и вызвать разные пороки развития (и головного мозга в том числе).
    • Болезнь Дауна (лишняя 21 хромосома провоцирует развитие сердечных пороков, физического и умственного развития).

    Понять, какие причины вызывают олигофрению, можно, изучив еще одну классификацию болезни. Сегодня врачи выделяют четыре базовые формы патологии:

    Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения

    До 19 века олигофренией называли любое психическое расстройство личности. Позже ученые выявили, что слабоумие – это отдельное заболевание, которое имеет характерные особенности, причины развития и стадии формирования. Ввиду большого количества факторов, ведущих к развитию данной патологии, многогранно и ее проявление. На ранних этапах развития, в первые несколько месяцев жизни, при отсутствии выраженных дефектов определить наличие слабоумия практически невозможно. Впервые заподозрить ее удается только в начале активного развития малыша. Помимо этого, влияние имеют и внешние факторы, способные привести к патологии после рождения, в момент перенесения опасных инфекций.

    • 1. Описание патологии
    • 2. Причины развития
    • 3. Степени заболевания
    • 4. Классификация
    • 5. Симптомы
      • 5.1. Проявления некоторых дифференцированных форм

      Диагноз олигофрении в психологии характеризуется слабоумием. По своему происхождению она бывает врожденной или приобретенной в процессе развития ребенка. Случаи детского слабоумия занимают 3% от всех остальных заболеваний новорожденных. В тяжелых случаях интеллектуальных и эмоциональных отклонений добавляются нарушения моторики и речи.

      В медицинской литературе приобретенное слабоумие характеризуется термином “деменция”. Она несколько отличается от истинной олигофрении и имеет ряд особенностей. До момента наступления деменции ребенок растет и развивается удовлетворительно. С началом развития заболевания останавливается развитие интеллектуальных и физических возможностей, чего не происходит при врожденной олигофрении, так как, имея органическое поражение головного мозга, ребенок с самого начала не имеет возможности полноценно формироваться.

      Врожденное заболевание не прогрессирует, дети-олигофрены на протяжении жизни остаются на том уровне, который был изначально. Приобретенные формы имеют способность к стабильному и постоянному прогрессированию, состояние пациента с годами ухудшается.

      Дети с врожденной аномалией имеют проявления по типу угнетения функций психического состояния. Речь, интеллект, память, восприятие и эмоции находятся на одном уровне развития. Что касается деменции, то в этом случае одни функции хорошо развиты, другие могут быть не развиты вовсе.

      Ключевое значение в формировании внутриутробной олигофрении отводится генетической предрасположенности. Речь идет об эндогенной, то есть внутренней патологии. В семье, в которой уже были случаи врожденного слабоумия, риск развития данного заболевания увеличивается в несколько раз. Хромосомные нарушения, такие как синдром Дауна, Патау, кошачьего крика, Прадера – Вили, подразумевают ярко выраженное слабоумие.

      Экзогенными факторами выступают все внешние воздействия. Зачастую патология внутриутробного развития обусловлена недостаточной подготовкой матери к беременности. Это наличие хронических очагов инфекции или перенесенные заболевания во время вынашивания. Если у родителей резус-конфликт (когда у отца отрицательная группа крови, а у матери положительная, или наоборот), то нередко происходит развитие врожденной патологии. Пагубные пристрастия в виде алкоголя и наркотиков способствуют нарушению внутриутробного питания плода, что приводит к гипоксии, снижению активности роста и развития органов и систем.

      Чаще встречаются комбинированные причины, в которые входит комплекс факторов, как эндогенных, так и экзогенных. Все это в несколько раз увеличивает вероятность развития олигофрении.

      В зависимости от провоцирующих факторов возникновения олигофрению можно условно разделить на три формы:

      1. 1. Вызванная наследственными причинами. Самая тяжелая форма олигофрении. Информация, активирующая развитие слабоумия, в этом случае находится в родительских клетках или является вариантом дизонтогенеза. Тяжелые врожденные патологии, в виде болезни Дауна или микроцефалии, противостоят нормальному развитию малыша. Известны случаи, когда патология несовместима с жизнью.
      2. 2. Обусловленная перенесенными вирусными, паразитарными или бактериальными инфекциями, которые протекали в организме беременной женщины. Особенно опасны 1-й и 2-й триместр беременности, когда происходит формирование внутренних органов, в том числе развитие головного мозга.
      3. 3. Спровоцированная родовой травмой – когда в процессе прохождения головки через родовые пути происходит ее сдавление, как естественным путем, так и специальными щипцами, необходимыми для родовспоможения. Наряду с механическим повреждением возможно тяжелое гипоксическое состояние плода, которое обусловлено длительным безводным периодом или обвитием пуповиной в процессе вынашивания.

      Причиной приобретенного слабоумия обычно является инфекция, перенесенная самим ребенком в возрасте до трех лет – это могут быть менингит или энцефалит. Реже к деменции приводят гормональные нарушения или незначительные дефекты головного мозга, которые были не замечены после рождения.

      Основное подразделение олигофрении на виды осуществляется по степени слабоумия. Количественным показателем, отражающим степень, является тест на выраженность интеллекта. IQ-тесты проводят в школе с целью обнаружения скрытой патологии. Чем выше коэффициент по набранным результатам, тем более талантливым и умным считается подросток.

      • Легкая форма олигофрении, или дебильность, характеризуется общим психическим недоразвитием и степенью коэффициента от 50 до 70. Внутри этой степени можно условно определить еще более детальную градацию. Стадии дебильности отображают показатели IQ. Если они колеблются в пределах 65-69 баллов, то это умеренная форма. Значения в 60-64 балла говорят об умеренном нарушении, тяжелая форма дебильности определяется в диапазоне 50-59 баллов. Стоит учитывать, что в психотерапевтической практике данные показатели имеют общий клинический вид, то есть определяются после комплекса обследований.
      • Имбецильность – по итогам проведения теста IQ показывает результат от 20 до 50 баллов. Внутренняя градация подразумевает 2 степени течения. Люди, имеющие показатели от 40 до 49, имеют возможность воспринимать информацию, но на примитивном уровне. Дети-имбецилы, у которых коэффициент 21-39, с трудом выполняют даже банальные задачи, касающиеся самообслуживания, восприятие и понятийный уровень крайне низкий.
      • Идиотия – проявляется сильнейшим слабоумием. Глубокая умственная отсталость характеризуется по тесту интеллектуальности менее 20 баллов. Не подразумевает градаций, люди практически полностью асоциальны.

      Основная классификация олигофрении предполагает деление патологии на два вида: дифференцированную и недифференцированную. Последняя не имеет четких провоцирующих факторов, поэтому провести какую-либо градацию позволяет исключительно тест IQ. Патология представляет собой перечисленные выше степени заболевания: имбецильность, дебильность и идиотию.

      К дифференцированным формам слабоумия относятся нарушения, причины возникновения которых четко установлены. Сюда можно отнести микроцефалию, токсоплазмоз, фенилпировиноградную избыточность, болезнь Дауна, рубеолярную, резидуальную эмбриопатию, резус-конфликт олигофрении и некоторые другие.

      Рассматривать симптомы слабоумия имеет смысл исходя из причины их возникновения, потому что в зависимости от формы, вида и степени выраженности будут отличаться и основные проявления. Чаще всего врачи констатируют факт недифференцированного слабоумия, так как достоверно выявить провоцирующие факторы не всегда представляется возможным.

      • Дебильность: дети с этой степенью мало чем отличаются от своих сверстников, во всяком случае до наступления юношества. Они поддаются обучению, хорошо разговаривают, выполняют простые математические задания, способны писать диктанты, реже – сочинения. В момент взросления, когда начинается сложная школьная программа, они сдают позиции, в силу невозможности усваивать тяжелый материал отстают в развитии от своих сверстников. Основной отличительной чертой является неспособность мыслить. Все сказанное они принимают буквально. Визуально определить такого ребенка несложно: он, как правило, находится в пределах одного пространства, например в своей комнате. При этом у него нет никакого интереса к происходящему вокруг, любые коллективные развлечения он принимает как испытание. Дебилы практически всегда принимают стороннюю точку зрения, потому что на формирование собственной у них просто не хватает интеллектуальных возможностей. Учитывая способность концентрироваться на каком-то одном действии, нередко они достигают определенных высот в выбранном направлении, что делает их одаренными. Но одаренность в одном направлении полностью исключает любые возможности мышления во всех остальных.
      • Имбецильность: характеризуется отсутствием обобщенного мышления. Отдельные качества, такие как способность принимать пищу, пить, одеваться, оказываются вполне под силу больному. Элементарная трудовая деятельность, которая подразумевает монотонные движения, вроде уборки улицы, имбецилами выполняется достаточно неплохо. Они осознанно вступают в контакт, понимают простые фразы и готовы примитивно отвечать. Как правило, у них ограниченный запас слов, что делает их речь однообразной. В разговоре им присуще использование простых предложений, состоящих только из существительного и глагола. Усвоение материала старших классов общего образования для них становится колоссальным и непосильным испытанием. Любое дополнительное задание ввергает их в ступор. Имбецильность предполагает отсутствие собственного мнения, поэтому такие люди максимально восприимчивы к чужой точке зрения. Жизнедеятельность на уровне инстинктов нередко делает их озабоченными в сексуальном плане, что влечет за собой распущенный образ жизни и специфическое, вызывающее поведение.
      • Идиотия. Учитывая, что это наиболее глубокая степень умственной отсталости, такие пациенты совершенно не имеют возможности воспринимать окружающую информацию и не поддаются никакому обучению. Движения таких больных неуклюжи, спонтанны и грубы. В большинстве случаев для них характерен малоподвижный образ жизни. Люди, страдающие идиотией, не способны контролировать акты дефекации и мочеиспускания, они не понимают разницы между съедобными и несъедобными продуктами. Нередко у таких пациентов проявляется эпилепсия, выражены неврологическая заторможенность и дефекты органов чувств. Максимальный возраст жизни обычно не превышает 40 лет. Они нуждаются в постоянной и круглосуточной опеке. С момента постановки диагноза присваивается пожизненная инвалидность.

      Микроцефалия характеризуется врожденным дефектом головного мозга. Такие дети сразу после рождения отличаются атипичным строением черепа. На фоне относительно нормальных размеров остальных частей тела голова практически в 2 раза меньше объема у здорового ребенка. Недоразвитие головного мозга приводит к изменениям в строении извилин, чаще всего страдают лобные, отвечающие за высшую мозговую деятельность. Некоторые формы оказываются несовместимыми с жизнью, но нередко встречаются случаи, когда дети имеют проявления идиотии и способны к жизнедеятельности. Большое значение в формировании патологии представляют инфекционные или вирусные инфекции, перенесенные матерью в первом триместре беременности.

      Токсоплазмоз представляет опасность как для внутриутробного развития, так и для роста малыша в период до 3 лет. В первом случае инфицирование происходит за счет заражения матери, так как toxoplasma с большой вероятностью проникает через гематоэнцефалический барьер. Что касается детей, то они могут получить паразита при тесном контакте с собаками, кошками и иными домашними животными. Характеристика врожденного токсоплазмоза отличается абсолютной идиотией, в момент получения ребенком заболевания в возрасте до 3 лет развитие тормозится после начала болезни. Степень проявления во многом зависит от степени поражения токсоплазмой. У пациентов могут наблюдаться кататонические расстройства и эпилептические припадки. Приобретенный токсоплазмоз нередко протекает в виде менингоэнцефалита. Сопутствующими патологиями могут стать отслойка сетчатки, иридоциклит и нарушения вплоть до потери зрения.

      Фенилпировиноградная олигофрения представляет собой тяжелое состояние, вызванное метаболическими нарушениями. В ее основе лежит нарушение синтеза фенилаланина при существенном повышении образования фенилпировиноградной кислоты. Диагностика такого состояния существенно облегчается, так как высокое содержание последнего компонента определяется во всех биологических жидкостях, в том числе в моче и крови. Обычно вызывает тяжелое слабоумие. Такие пациенты нуждаются в постороннем уходе и редко способны к общению и адекватному восприятию окружающего мира.

      Болезнь Дауна, или, другими словами, трисомия по 21 хромосоме, не имеет медицинского объяснения. Эта патология воспринимается как факт. Несмотря на тяжелую форму слабоумия, такие пациенты способны испытывать добрые и ласковые эмоции. Они могут активно двигаться, передавать мимикой свои ощущения, склонны к подражанию своему кумиру. В качестве последнего могут быть выбраны любые члены семьи или соседи. Признаки этого вида олигофрении ярко видны во внешности больного.

      Особенности внешнего вида пациентов с синдромом Дауна

      Успешность лечения и прогноз пациентов, имеющих слабоумие, во многом зависит от степени выраженности и причины. В большинстве случаев пациенты имеют необходимость госпитализации в специализированное отделение. Лечение проводится определенными препаратами, дозировки регулируются индивидуально. Большое значение имеет лечение причины, поэтому нередко применяется симптоматическая терапия.

      Основными препаратами, выполняющими коррекцию умственной деятельности, являются ноотропы. К ним можно отнести Пантогам, Аминалон и Пирацетам. Вспомогательными лекарствами являются специальные комплексы на основе витаминов группы B и аминокислот. При изменении поведения, выраженной агрессии или заторможенности используют нейролептики и транквилизаторы.

      Учитывая, что некоторые формы олигофрении поддаются обучению, необходима индивидуальная программа коррекции речи и восприятия информации. Работа с логопедом, психологом, социологом и другими специалистами требуется для адекватной социализации ребенка в обществе.

      Со стороны родных и близких должен быть обеспечен надлежащий уход. Люди, страдающие слабоумием, нуждаются в повышенном внимании и поддержке. Они предельно восприимчивы к негативному влиянию окружающих, поэтому нуждаются в заботе. Позитивная мотивация, добродушие и стремление помочь значительно влияют на ход выздоровления. Постоянно требуется профилактика с целью предотвращения дальнейшего развития заболевания.

      Чаще встречаются комбинированные причины, в которые входит комплекс факторов, как эндогенных, так и экзогенных. Все это в несколько раз увеличивает вероятность развития олигофрении.

      Кто такой олигофрен, симптомы и лечение болезни

      Общие диагностические указания F7X.X

      • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
      • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
      • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
      • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
      • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
      • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
      • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
      • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
      • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
      • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

      Олигофрения


      Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития – отсталым.

      Нарколог-Психиатр

      Дети являются смыслом жизни многих людей. Как прекрасно то время, когда они маленькие, весёлые, добрые, отзывчивые. И как больно и тревожно, когда они болеют. А если ещё и это заболевание приводит к тому, что ребёнок начинает сильно отличаться от других детей, ребёнок не развивается по стандарту, то это вызывает у родителей полнейший ужас. Диагноз “олигофрения” многие родители воспринимают как приговор для своих детей и наказание для себя. Но так ли это на самом деле?

      Распространенность

      Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребёнок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

      Диагностика

      Диагноз олигофрения ставится на основании совокупности нескольких факторов.

      1. Бытовые навыки.
      2. Психическое состояние.
      3. Уровень социальной адаптации.
      4. Умственное развитие.
      5. Перенесенные заболевания.

      Есть несколько внешних признаков, которые могут говорить об олигофрении:

      1. Нос и лицо приплюснуты.
      2. Глаза скошены и приподняты вверх.
      3. Мизинец укорочен и подвернут внутрь.
      4. На ладони только одна складка, называемая обезьяньей.
      5. Большой палец на ноге далеко отставлен.
      6. На ступне развиты кожные складки.

      • Для постановки диагноза используют также тест на умственную отсталость. Обычно это тест Векслера и шкала интеллекта Станфорд-Бине.
      • Такими методами можно выявить и органическое поражение мозга. Для этого проводят тест зрительной ретенции Бентона и гештальт-тест Бендер.
      • Социальную приспособленность оценивают Шкалой Адаптивного Поведения Вайнленда и Шкалой Социальной Зрелости Вайнленда.


      • Если олигофрения развилась на фоне заболевания щитовидной железы, то лечение обычно включает прием гормональных средств и препаратов, содержащих йод.
      • Лечение вызванной токсоплазмозом умственной отсталости базируется на приеме сульфаниламидов с хлоридином.
      • Если имеет место фенилкетонурия (ферментопатия), то нужно соблюдение определенного режима питания.

      Причины олигофрении

      Олигофрения является синдромом, который формируется в результате множества возможных причин:

      • Вредные воздействия во время родов и в возрасте до трёх лет (гипоксия плода, асфиксия во время родов, иммунологический или резус-конфликт матери и ребёнка, инфекции детского возраста, гидроцефалия в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы).
      • Вредные факторы, воздействующие внутриутробно: гормональные нарушения, вирусные инфекции (краснуха, герпес), микробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис).
      • Генетические и хромосомные болезни, в том числе болезнь Дауна, микроцефалия, различные ферментные нарушения.

      Иногда заболевание классифицируют согласно перечисленным причинным факторам, выделяя три формы олигофрении – генетическую, внутриутробную, перинатальную.

      Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

      • Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в желудочках мозга вследствие затруднения его оттока или избыточной продукции.
      • Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и соответственно мозга.
      • Фенилкетонурия – нарушение метаболизма аминокислоты фенилаланина, вследствие чего образуется значительное количество токсичного продукта распада. При раннем начале лечения можно предотвратить развитие олигофрении.
      • Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, при наличии инфекции у женщины токсоплазмы проникают в плод и вызывают множественные пороки развития, в том числе головного мозга.
      • Болезнь Дауна – наличие дополнительной 21 хромосомы, проявляется характерным внешним видом, пороками сердца, задержкой умственного и физического развития разной степени.


      Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

      Читайте также:  Фаталист - кто это такой, его убеждения
    Добавить комментарий