Мозговой штурм – технология метода

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Как генерировать уникальные идеи? 7 техник мозгового штурма

Твоей команде не упадет на голову яблоко, как это произошло в истории с Ньютоном. Вместо этого вам придется провести мозговой штурм. Термин этот популярен и может показаться, что проводить штурм очень легко. Но не обманывайся.

Может тебе нужны новые способы продвижения через соцсети. Или имя героя рекламного ролика. Неважно, какая задача стоит перед тобой – командная работа сможет решить любую проблему. Если делать все правильно, мозговой штурм станет продуктивным и веселым инструментом. Не будешь следовать правилам – лишь потеряешь время. Мы в Honey Hunters Digital часто используем эти правила и техники при разработке идей мобильных приложений и получаем хорошие результаты.

Чтобы поднять рабочие собрания на новый уровень, используй эти семь методов проведения мозгового штурма .

Краткий обзор термина.

Процесс мозгового штурма был популяризирован в 1950-х годах Алексом Осборном, руководителем отдела рекламы в BBDO.

Разочарованный неспособностью своих сотрудников придумать хорошие маркетинговые идеи самостоятельно, Осборн начал экспериментировать с различными совместными упражнениями.

В конце концов он остановился на модели, основанной на четырех простых принципах:

  • Выскажите как можно больше идей. Ваша цель – количество, а не качество.
  • Никакой критики до завершения мозгового штурма. Людей будет сдерживать возможная негативная оценка их идей.
  • Поощряйте нестандартные пути решения проблемы. Хоть дикие идеи могут быть и неосуществимы, они помогают направить разговор в нужном направлении и вдохновляют других участников мозгового штурма.
  • Объединяйте идеи. Поощрение совместной работы повышает моральный дух команды.

Осборн разработал свою модель мозгового штурма для решения простых задач – придумать название кампании, создать слоган, определить эмоциональный тон и тому подобное. Более сложные проекты, которые требуют глубокого критического мышления или анализа, этому методу не поддаются.

Короче говоря, о методе мозгового штурма Осборна ты можешь думать как о дружеском разговоре: участники не боятся осуждения и выкладывают все идеи, что приходят на ум.

7 основных методов мозгового штурма.

Независимо от того, какие цели ты преследуешь, не ожидай, что штурм пройдет без сучка и задоринки – это процесс проб и ошибок. Кроме того, не существует никакого универсального метода мозгового штурма для любой компании людей. Каждая команда может проявить себя с уникальной стороны.

Смешивай и сочетай эти методы, и в итоге ты найдешь идеальный коктейль для мозгового штурма.

1. Индивидуальные наработки.

По словам Арт Маркмана, профессора психологии и маркетинга в UT Austin , потенциальным последствием мозгового штурма является конвергентное мышление: идеи отдельных людей становятся все более похожими в ходе мозгового штурма.

Маркман предлагает дать людям время подумать до мозгового штурма. Таким образом, у каждого есть возможность направить свой мыслительный процесс в уникальном направлении. Комната, заполненная уверенными в себе людьми с несколько иными взглядами на вопрос, обладает огромным потенциалом.

2. Собери команду людей, которые действительно знают друг друга.

Еще в 2015 году исследователи из Фонда творческого образования обнаружили, что мозговой штурм гораздо более эффективен, когда участники знакомы друг с другом. То же самое нам говорит Осборн.

Многие исследования утверждают, что корень неудач мозговых штурмов незнакомых людей не в нарушении правила Осборна. Все гораздо проще: участники не чувствуют себя комфортно в компании незнакомых людей, следовательно, не могут проявить свои таланты в полную силу.

Для достижения наилучших результатов собери группу сотрудников, которые не только работают вместе, но еще и делают это с удовольствием.

3. Задавай вопросы.

Иногда мозговой штурм заходит в тупик. Умные и сплоченные участники просто теряют вдохновение.

Столкнувшись с этой проблемой со своими студентами MBA, Хэл Грегерсен, старший преподаватель Слоунской школы менеджмента Массачусетского технологического института , пошел ва-банк: он попросил своих учеников озвучивать не решения проблемы, а задавать новые вопросы по задаче, вбрасывать новые темы для обсуждения.

И это сработало! В тот же миг аудитория преобразилась, студенты оживились, и мозговой штурм загорелся ярче прежнего. Вскоре упражнение достигло пика своей производительности.

Успех эксперимента побудил Грегерсена разработать свою модель мозгового штурма, и в основе этого лежит следующее: когда все сидят без дела и ждут чуда, они все больше разочаровываются. И в минуту, когда начинают звучать новые вопросы, которые помогают посмотреть на задачу под другим углом, у участников сессии вновь появляется уверенность в своих силах, контроль над положением возвращается, и упражнение дальше идет как по маслу.

4. Не забывай о рефлексии.

Помни: цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей в рамках временных ограничений. Во время сессии не должно быть никаких дискуссий или критики на тему высказанных участниками идей. На самом деле это сложно реализовать. Люди так и будут стараться начинать критику высказанных другими идей.

Преимущество метода мозгового штурма заключается в активном вовлечении членов команды. Недостаток кроется в отсутствии времени на реализацию отдельных идей.

Поэтому после мозгового штурма необходимо обдумать все идеи, и превратить некоторые наброски в шедевры.

Есть два способа сделать это: направить внимание или поддержать обсуждение.

Механика первого способа заключается в том, чтобы собрать всех участников мозгового штурма и направить их внимание на конкретную задачу и поиски ее решения – одной идеей или объединением нескольких. При таком обсуждении лидер контролирует течение разговора группы.

Второй способ – поддержка дискуссии – менее структурирован. По сути, все участники садятся со списком результатов мозгового штурма и обсуждают их дальше. Команда совместно решает, какая идея пойдет в дальнейшую разработку, а какая отложена в долгий ящик, или даже брошена в мусорный бак.

Направление внимания команды помогает каждому участнику упражнения обрабатывать информацию на более глубоком уровне, в то время как поддержание обсуждения способствует прояснению и обобщению конкретных идей.

Выбирай любой способ, главное – закрепи результат мозгового штурма.

5. Различай выполнимое и нестандартное.

Как и в случае любых командных действий, важно четко определить цели твоего мозгового штурма. Ты ищешь идеи, которые могут быть легко реализованы в твоей текущей маркетинговой схеме, или ты ищешь какой-то действительно нестандартный материал? Это решение является довольно серьезным.

Читайте также:  Нарциссический тип личности - кто такие самовлюбленные люди-нарциссы: признаки

Потому что когда людям поручают выбрать самую осуществимую или самую оригинальную концепцию, если говорить о первом случае, они выбирают идею, которая была озвучена одной из первых. А при выборе самой оригинальной концепции большинство голосует за идею, сгенерированную в самом конце сессии.

Другими словами, чем дольше длится мозговой штурм, тем необычнее и неосуществимее идеи. Если ты ищешь что-то соответствующее твоей текущей деятельности – мозговой штурм должен быть коротким. А если тебе нужно что-то крайне необычное, ты должен стремиться к относительно долгому мозговому штурму.

Это очень важно. Без четкой цели ты можешь тратить время и энергию на идеи, которые совершенно не соответствуют тому, чего ты пытаешься достичь.

6. Смени обстановку.

Одной из ключевых идей Осборна было то, что робость и страх являются худшими врагами лидера мозгового штурма. Вот почему ты должен воздерживаться от критики идей, высказанных участниками мозгового штурма.

Что ж, даже когда все пазлы сошлись, правила Осборна соблюдены, некоторые коллеги все также могут не решаться присоединиться к обсуждению. И в этом может быть виноват не кто иной, как твой конференц-зал.

Работа с одними и теми же людьми в одной и той же обстановке приводит к застоям. Ты ведь не раз слышал про выход из зоны комфорта?

Свежая среда может дать команде свежий импульс, который просто необходим для разработки действительно убийственной идеи.

Может, недалеко от твоего офиса есть веселый ресторан? Проведи мозговой штурм за обедом! Или твои коллеги любят вечеринки? Закончите работу всей командой пораньше и посидите за коктейлем, попутно выдвигая новые идеи решения рабочей задачи. Поверь, вам не придется долго думать над свежей идеей – смена обстановки может творить чудеса! Онлайн вариант никто не отменял, тем более, что на момент публикации статьи это так актуально.

7. Пригласи гостей.

Если новая обстановка может привести к ускоренному мозгового штурму, логично предположить, что и запуск свежих персонажей может благоприятно повлиять на исход упражнения. Но в методе Осборна есть правило, которое противоречит этой идее. Что же делать?

С одной стороны, ты не хочешь, чтобы идеи всех людей сливались, потому что это сближение сужает эффективность сеанса. С другой стороны – откуда в стоячей воде появиться свежей идее?

Ответ – просто попробуй. Пригласи своих коллег из других подразделений. Вполне вероятно, что опыт отдела продаж, знания ребят из отдела поддержки клиентов или мысли разработчиков породят уникальные точки зрения, которые выведут твой мозговой штурм на новый уровень.

Должно быть, к этому моменту ты уже выявил залог успеха любого мозгового штурма – стимуляция! Ключ к стимуляции – изменения. Подумай над этим.

Ты можешь использовать все упомянутые выше способы, можешь их как угодно смешивать или изменять. Уверен, за час ты сможешь придумать еще десяток способов нарушить рутину обычного обсуждения, раскачать болото так, чтобы на дне блеснула та самая идея на миллион.

А если столкнулся с проблемой рутины, ты всегда можешь собрать мозговой штурм, чтобы обдумать новые способы проведения мозговых штурмов 🙂

Есть два способа сделать это: направить внимание или поддержать обсуждение.

Этапы мозгового штурма

Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска. На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте. Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

Брейнрайтинг

В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.


Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход.
Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Принципы метода “мозгового штурма”:

  1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
  2. Обеспечение максимальной свободы участникам
    • предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, “придержание” наиболее активных и авторитетных);
    • полная свобода мнений, поощрение “безумных” идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
  3. Тщательное формирование состава участников
    • определение численности;
    • по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены;
    • психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
    • по квалификации (высокий и примерно равный уровень)
    • иногда введение “рыжего”;
  4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала – максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова “вширь”;
  5. Огромная роль “ведущего”и демократический стиль руководства:
    • создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
    • умение “выявлять” предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
Читайте также:  5 правил счастливой семейной жизни для мужчин


Выводы:

  1. Метод мало формализован.
  2. Нагрузочность и конфликтность.
  3. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения.


Морфологический метод и метод анализа круга проблем.
Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука – синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо:

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.


Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;
  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
  • сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок


Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.


Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.


Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса – 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) – диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток – отсутствие синергического эффекта. Преимущество – оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки – отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма.

Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап – сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма

Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей

Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм.

Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа – срыв всего процесса. Следовательно, самое важное – убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма – максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

Метод корабельного совета.

Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

Метод конференции идей.

Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

См. также:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КЛЮЕВ

Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 3.

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Читайте также:  Внутренний мир человека: определение и примеры


Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

3. Разминка перед стартом

Точно так же, как мышцы требуют разогрева перед изнурительной тренировкой, мозгам нужна разминка перед активной творческой деятельностью. Поэтому важно раскачать группу до старта брейнсторминга. Роль «заводилы» должен взять на себя ведущий.

Как «разогреть» мозг? Можно несколько минут поиграть в любую групповую игру: фанты, ассоциации и т.п. Это позволит настроиться на правильный лад и задать темп основной части мозгового штурма.

После того, как все предложения пересмотрены, самые слабые отсеиваются. В итоге должны остаться лучшие варианты. Сколько их будет, зависит исключительно от продуктивности мероприятия.

3. Создайте правильную атмосферу

Чтобы участникам мозгового штурма хорошо думалось, им необходимо создать правильную атмосферу. Каждому человеку из принимающей участие в брейнсторминге команды должно быть максимально комфортно.

Если вы будете проводить мозговой штурм в подвальном помещении, а людям придется подниматься по ступенькам на четвертый этаж, чтобы выпить воды или сходить в туалет, то вряд ли результаты брейнсторминга вас реально порадуют.

Эксперты рекомендуют проводить брейнсторминг в аудитории или изолированной от постороннего шума и хорошо освещенной отдельной комнате. Столы следует расположить в виде буквы «О» или «П». Такое расположение столов поможет участникам наладить контакт и повысит уровень коммуникации.

Если вы возьмете за правило практиковать такие «путешествия во времени» перед началом мозгового штурма, то сможете активизировать фантазию всех участников брейнсторминга и настроить их на нужный лад.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Измаилова Эльвира Асиятовна, Кузнецова Юлия Александровна

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время работы поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение. Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергетический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Не отвлекаемся, не теряем выводы

Очень важно фиксировать все мысли, чтобы потом была возможность вернуться и проанализировать что-то снова.

Мозговой штурм может проходить по вашим правилам, начиная от тайминга до выбора участников, а может строго подчиняться принципам одной из методологий, специально разработанных для проведения успешных брейнштормингов.

Дельфийский метод также считается более продолжительным по времени процессом, требующим большего количества людей.

Как повысить эффективность?

Достаточно просто. Можно применить этот простой прием. Я его называю сменой перспектив. То есть, например, вы размышляете о какой-то конкретной задачи, вы провели мозговой штурм, записали какие-то варианты или идеи.

p, blockquote 82,0,0,0,0 –>

Но теперь вы можете сделать всё тоже самое, пройти весь этот путь мышления, но применительно к совершенно другой идеи.

p, blockquote 83,0,0,0,0 –>

При этом новая проблема должна сильно отличаться от предыдущей. Ну если вы там обсуждали то как увеличить продажи в бизнесе, то следующей вашей проблемой может стать проблематика теории струн из квантовой механики.

Вполне себе неплохая комбинация. Здесь получается интересный фокус нашего разума, когда вы будете работать над новой проблемой, то появляется высокая вероятность того, что вы получите прозрение касательно проблемы первой. Это просто удивительно. Таким образом можно не застревать на чём-то одном, а проявлять гибкость в обсуждениях и тем самым разгружать свой разум и действительно находить ответы.

p, blockquote 85,0,0,0,0 –>

Но теперь вы можете сделать всё тоже самое, пройти весь этот путь мышления, но применительно к совершенно другой идеи.

Брейншторминг

Brain storming –переводится с английского мозговая атака. Мероприятие, когда участники активно выдвигают и обсуждают свои идеи.

На флипчарте уже написана общая проблема для всех «Снижение продаж на 47% за ноябрь».

Как провести мозговой штурм?

Заключается он в том, что собирается определенная группа людей для решения проблемы. Сначала генерируются различные идеи и предложения. Учитывая особенности каждого участника (его опыта, знаний, способа мышления), у нас появляются множество вариантов решения любой задачи.

Из всех предложенных идей выбираются те, которые могут иметь наибольшую результативность и эффективность. Что в итоге приведут к гарантированному положительному результату. Дополнительно это способствует раскрытию и развитию способностей и творческих возможностей людей, которые принимают участие в обсуждении проблемы. Каждое такое мероприятие содержит 3 этапа.

Этапы мозгового штурма:

  1. Определение всех нюансов — предварительная организационная работа, которая заключается в уточнении темы и подборе людей для группового решения вопроса.
  2. Генерирование идей — основной этап, от которого и зависит результат мозгового штурма. Именно здесь необходимо действовать в соответствии со следующими правилами:
    1. выдавать максимальное количество идей без каких-либо ограничений;
    2. принимать во внимание любые идеи (даже самые неадекватные);
    3. сочетать предлагаемые решения и производить их качественное усовершенствование;
    4. избегать критического анализа идей — запретить друг другу и себе в том числе любое оценочное суждение идеи (как хорошее, так и плохое).
  3. Распределение и оценочный анализ идей — финиш работы, который отличается особой важностью. Здесь следует помнить, что именно этот этап гарантирует возможность увидеть самые эффективные идеи, а значит мозговой штурм позволит прийти к нужному итогу. На данном этапе критическая оценочная характеристика просто необходима. Эффективность достигается за счет согласованной работы всех участников и сформулированных предложений по решению поставленного вопроса.

Для данного мероприятия лучше произвести разделение людей в рабочей группе на 2 категории:

  • люди, которые предлагают идеи для решения поставленного вопроса;
  • комиссия для аналитики и оценки всех предложенных решений.

В мозговом штурме участвует группа людей — ведущий и специалисты. Ведущий обозначает суть вопроса, а остальные подают идеи, возникающие в голове. В случае, если у Вас задействованы люди, занимающие любые должности и обладающие «разнокалиберными» рангами и чинами, то следует выдвигать идеи в зависимости от статусного уровня. Это дает возможность избежать психологического момента «неминуемого «поддакивания» вышестоящему». Либо же организовывать группы таким образом, что в них не будет подчиненных.

Начало мозгового штурма всегда одинаково — сформулированные идеи отличаются посредственностью, но по мере того, как участники вникают в проблему, активизируется их мышление и творческие способности. Что в итоге приводит к тому, что получаются нетривиальные и высокоэффективные идеи. Все мысли регистрируются, после чего тщательно анализируются. Возможно также доразвить какую-то идею. В итоге получается идеальный вариант решения вопроса.

Для данного мероприятия лучше произвести разделение людей в рабочей группе на 2 категории:

Добавить комментарий