Психология общения – Психология и Психиатрия

Чем отличается психология от психиатрии

Начнем с термина. В переводе с латинского слово «психология» означает «учение о душе». Она является самостоятельной наукой, а не отраслью какой-либо из них. Психологом называется человек, имеющий соответствующее высшее образование, которое на сегодняшний день предлагают очень многие ВУЗы. При этом существуют различные специализации. Так, например, психологи могут быть общими, клиническими, школьными, судебными и т. д.

Важно понимать, что к медицине данная профессия отношение имеет разве что косвенное. Психолог – это не врач, а тот, с кем он работает — не пациент. Цель данного специалиста – помочь своему клиенту решить эмоциональные проблемы, познать себя и окружающий мир, научить управлять чувствами и состояниями, контролировать поведение, устанавливать здоровые отношения с близкими, коллегами и т. д. Лекарственных средств при этом никаких назначаться не может, ведь психолог не является медиком. Основные методы его работы – это беседы, тренинги, тесты, специализированные игры и т. д.

Как правило, психолог имеет дело со здоровыми людьми, хотя бывают и исключения. Он не имеет права оказывать помощь людям без их согласия. И в этом, пожалуй, его основное отличие от психиатра.

И снова обратимся к термину. Психиатрия это в переводе с того же латинского – «лечение души». Она, в отличие от психологии, не является самостоятельной научной дисциплиной, а считается одной из медицинских отраслей. Таким образом, психиатр – это доктор, имеющий соответствующее образование и лечащий самые разнообразные психические недуги, как то: амнезия, шизофрения, невроз, депрессия, паранойя, сексуальные извращения и т. д.

Список патологий огромен. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, ведь, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

В отличие от психолога, психиатр не имеет длительных личных контактов с лицами, которым он оказывает помощь. Общение обычно ограничивается одной или несколькими беседами, необходимыми для постановки диагноза. А далее доктор назначает препараты и другие методы лечения в зависимости от ситуации.

Список патологий огромен. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, ведь, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

Психология общения – Психология и Психиатрия

Сегодня многие не вполне понимают, в чем состоит разница между психологией, психиатрией и психотерапией и, соответственно, между психологом, психиатром и психотерапевтом. Так что давайте проясним этот момент.

Что такое психиатрия?

Психиатрия – это отрасль медицины, изучающая психические заболевания. Психические заболевания – это совершенно особый род заболеваний. Дело в том, что психические заболевания имеют место, несмотря на то, что мозг здоров, в нем нет органических нарушений (травм, очагов инфекции, опухолей, нарушений кровообращения).

Впрочем, психические заболевания могут быть связаны и с органической патологией. Примером тут могут быть, в частности, сенильные психозы, присущие пожилым людям и связанные с возрастными изменениями в работе головного мозга. Но наиболее, если можно так выразиться, характеристическими для психиатрии являются именно заболевания, при которых работа психики явно нарушена (человек без причины страдает, сидит в ступоре, видит галлюцинации, проявляет немотивированную агрессию, считает, что за ним следят и пр.), а вот никаких органических нарушений не наблюдается (головной мозг здоров).

Психиатрия, понятно, не только изучает и классифицирует психические болезни, но и занимается их лечением. Основной метод лечения, применяющийся сегодня в рамках психиатрии, – это медикаментозное лечение. Существует область фармакологии, специально предназначенная для создания лекарств от психических заболеваний, – психофармакология. Вдобавок, психиатры применяют и другие методы, например, электросудорожную терапию (ЭСТ), эффективность которой когда-то ставилась под сомнение, а сегодня научно подтверждена.

Работа психиатра, говоря предельно упрощенно и обобщенно, выглядит так:

  1. Сбор анамнеза и выявление симптомов и синдромов.
  2. Сравнение выявленных симптомов и синдромов с симптомами и синдромами психических заболеваний, приведенных в специальных справочниках, таких, как МКБ-10 или DSM-IV.
  3. Назначение лечения, которое предназначено для выявленного заболевания.

Ахиллесовой пятой психиатрии является, прежде всего, слабая защищенность психиатрической диагностики от избирательности, предвзятости и субъективизма. Не зря в народе существует представление о том, что психических здоровых людей нет – есть не обследованные. Действительно, при желании, психиатр, по-видимому, может поставить диагноз любому. И пусть это не будет нечто очень яркое и запоминающееся типа шизофрении с бредом величия, бредом изобретательства и активным галлюцинированием, но какую-нибудь смазанную картину психического заболевания нарисовать, в целом, не сложно.

Поэтому справочники психических болезней сегодня широко критикуются: признаки психических заболеваний, приведенные в них, выявляются в результате клинического наблюдения, которое представляет собой не слишком точный метод. Вдобавок, зачастую, еще и не понятен так называемый факторный вес каждого признака.

Одной из высших точек критики психиатрической диагностики стал, кстати говоря, знаменитый эксперимент Розенхана, который показал, что психиатры в своей массе не могут отличить подлинно больного человека от симулянта.

Что такое психотерапия?

Психотерапия – это тоже отрасль медицины. Психотерапия представляет собой совокупность методов, нефизиологического, немедикаментозного лечения психических заболеваний, когда на психику пациента воздействуют психологически. Как правило, психотерапию не применяют для лечения наиболее серьезных психических заболеваний типа шизофрении. Психотерапию применяют для лечения неврозов. Например, с помощью психотерапии можно попытаться вылечить человека от навязчивого мытья рук или от страха пауков.

Применение психотерапии не исключает и медикаментозного лечения. Врач-психотерапевт, например, может не только лечить агорафобию (немотивированный страх открытых пространств) с помощью систематической десенсибилизации (это такой психотерапевтический метод), но и прописать пациенту транквилизаторы, чтобы снизить общий уровень беспокойства и тревожности.

Кстати, пытаться лечить с помощью психотерапии соматические болезни, не стоит. Действительно, учитывая, что концепция психосоматических заболеваний довольно сомнительна, предполагать, что воздействуя на психику, можно вылечить, скажем, простуду или гастрит, не стоит. Особенно опасная ситуация возникает, конечно, когда человек пытается силой мысли, каким-нибудь позитивным мышлением или самовнушением лечить серьезные заболевания, например, рак, но это, как принято говорить, уже совсем другая история.

Основная проблема психотерапии – это засилье научно не обоснованных методов воздействия на психику. По сути психотерапия сегодня является, если так можно выразиться, сферой, в которой шаманство, сомнительные практики узаконены и даже защищены авторитетом белого халата. Действительно, хотя в отличие от явного шаманства типа экстрасенсорики и биоэнергетики, эффективность психотерапии вроде как периодически получает все новые и новые экспериментальные подтверждения, качество этих экспериментов оставляет желать лучшего. Не последнюю роль тут играют и причины кажущейся эффективности психотерапии, которые могут ввести в заблуждения даже ученых-исследователей. Поближе с этими причинами можно познакомиться по ссылке.

Что такое психология?

Психология – это наука о человеческой психике. Психология изучает психические процессы, свойства и состояния с помощью объективных методов, экспериментальных исследований и математической обработки данных. Именно в этой части, кстати, имеется фундаментальное отличие психологии от психиатрии: с объективными методами, экспериментами и статистикой у психиатров дела обстоят не очень хорошо. Проникать в психиатрию объективные методы исследования, конечно, стали, но лишь сравнительно недавно.

Впрочем, о проблемах психиатрии, связанных с субъективизмом, предвзятостью и избирательностью, мы уже говорили.

Подробнее об отличиях между психологией и психиатрией рассказывается по ссылке.

Психологическое консультирование, которое в представлении обывателей является основным занятием и главным предназначением психолога, – это лишь одна из отраслей психологии. Психолог-консультант не занимается ни диагностикой психических заболеваний (участвовать в такой диагностике психолог может, но сам диагноз ставят психиатры), ни, тем более, их лечением. Психолог вообще не может заниматься лечением, поскольку психология – это не отрасль медицины, а психолог – не врач.

Психолог-консультант помогает клиенту решать психологические проблемы. Какую профессию выбрать? Как спасти брак и конструктивно разрешить семейные конфликты? Что делать с ребенком, который отказывается учиться? Как конструктивно отстаивать свою позицию на работе? Как преодолеть лень? Как преодолеть замкнутость в процессе общения? Вот примеры проблем, которые психолог-консультант компетентен решать.

Понятно, что в ряде случаев психологические проблемы могут свидетельствовать о наличии психического заболевания, сигнализировать о его начале. Поэтому психолог изучает психопатологию и, в идеале, он должен уметь отличать чисто психологические проблемы от психических заболеваний. Если психолог хотя бы чуть-чуть сомневается, он должен настойчиво порекомендовать клиенту получить консультацию психиатра.

В чем же заключается психологическое консультирование?

Консультирвоание – это, прежде всего, предоставление проверенной информации. Именно так консультируют юрисконсульты и финансовые консультанты.

Какую же информацию должен предоставлять клиенту психолог-консультатнт?

Он должен предоставлять достоверную, объективную, проверенную информацию о психологии человека, о закономерностях функционирования человеческой психики. Получать такого рода информацию психолог-консультант, понятное дело, должен не из головы, не из астрала, и уж точно не из психотерапевтических баек, услышанных на каком-нибудь очередном слете психотерапевтов, а из качественных научных исследований.

Например, женщина жалуется психологу, что ее супруг постоянно врет о том, что делает по дому больше нее. Психолог должен объяснить женщине, что ее муж, скорее всего, не врет, потому что мы все подвержены когнитивному искажению под названием «искажение в пользу самого себя» (self-serving bias) и нам всем кажется, что наш вклад больше, будь то написание коллективной монографии или выполнение домашних обязанностей.

Если простое информирование не помогает, психолог может устроить в своем кабинете своеобразную очную ставку этой женщины с ее супругом, чтобы они смогли в безопасной обстановке и без риска снова скатиться в скандал (психолог выступает тут в роли арбитра) обсудить вклады каждого в выполнение обязанностей по дому. В ряде случаев бывает необходимо и принять ряд решений, в частности, заново распределить домашние обязанности, договориться об очередности их выполнения, ввести некие кодовые слова, чтобы каждый супруг мог, с одной стороны, выказать недовольство, но, с другой стороны, не оскорбить супруга, не спровоцировать новый скандал.

Если психолог заметил, что клиенту недостает тех или иных навыков, например, навыков общения или самоконтроля, он может сформировать у клиента эти навыки с помощью обучения, тренинга. Например, в нашем случае психолог мог заметить, что супруги не умеют слушать друг друга, а вместо диалога, скатываются в параллельные монологи. Психолог может сообщить об этом и предложить супругам посетить тренинг конструктивного домашнего общения.

Основная проблема психологического консультирования заключается в инфильтрации этой деятельности психотерапией с ее обилием научно не обоснованных методов и школ. Конечно, применением научно не обоснованных методов, методов с иллюзорной эффективностью плохо само по себе. Но одно дело, когда эти методы пытается применять врач, способный вовремя заметить психопатологию, прописать лекарства и госпитализировать, а другое дело, когда эти методы применяет человек, от медицины далекий. Добавляет проблем и то, что психологом может провозгласить себя и человек без соответствующего высшего образования (имеющий, допустим, лишь профессиональную переподготовку) и человек, вообще не проходивший никакой психологической подготовки.

К сожалению, даже психолог имеющий высшее образование, может не понимать, что применяет научно не обоснованные методы, а само это высшее психологическое образование сегодня во многом сводится просто к пересказу трудов авторитетных психологов, сомнительных авторов типа Фрейда или Грофа и знакомству с психотерапевтическими методами. Это позволяет говорить о том, что в России сегодня происходит самое настоящее обезнаучивание психологии.

Так к кому же обращаться, в случае чего?

К психологу, к психиатру, к психотерапевту?

Я бы рекомендовал сходить и к психологу, и к психиатру (например, из психиатрического диспансера, в который вы можете обращаться по месту вашей регистрации). Причем подходить, к словам и рекомендациям обоих специалистов стоит вдумчиво и критически.

Какую же информацию должен предоставлять клиенту психолог-консультатнт?

Психология и психиатрия. Немного информации о том, что же такое психология, чем она отличается от психиатрии, и кто же это – психолог?

Однако, здравствуйте.
Не так редко в сети, в том числе и на любимом Пикабу, натыкаюсь на шикарные опусы развлекательного жанра, посвященные труду психологов.
Честно признаюсь – поднадоел откровенный бред и мифы, связанные с этой профессией. И вот сегодня я решил помочь вам, мой любимый Пикабу, немного разобраться в этом вопросе и разрушить пару мифов.
И начнем мы пожалуй с самого частого и глупого мифа:
Миф 1: Психолог лечит психов.
сюда же: попал на прием к психологу – всю жизнь будешь проходить у него проверки
Это в корне не так. Психами, а вернее – людьми с психическими расстройствами – занимается исключительно психиатр. Чтобы понять разницу, не надо быть большим специалистом, но я всё же вам разъясню кто же такие психологи, чем они отличаются от психиатра, и кто же из них психотерапевт.
Если коротко, то психолог – научный работник, занимающийся исследованием различных личностных и групповых процессов. Психолог, как таковой, не лечит и не помогает жить отдельно взятому человеку – он занимается исследованием тонкой душевной организации всего человечества. Впрочем, психолог может проводить занятия с группами и в редких случаях оказывать психологическую помощь, хоть это и не главная его работа.
Психиатр – это врач. Именно психиатр занимается всеми видами расстройств и отклонений, которые выходят за пределы нормы. Причем поверьте, пределы эти достаточно далеко от обычных дурачеств и пьяных выходок. Психиатр отучился туеву хучу времени в медицинском университете и теперь зарабатывает на жизнь тем, что оказывает помощь и ведет реабилитационную работу с больными. Чтобы попасть к психиатру в качестве больного, надо очень сильно начудить. Впрочем, чтобы оказаться на обследовании у этого шикарного врача, достаточно предпринять попытку самоубийства или просто вырезать у себя на теле что-нибудь эдакое. Именно психиатр заводит на людей карточку в больнице, и уж именно после посещения этого чудного доктора по подозрению в нормальности можно огрести не мало проблем с бумажками у нас в стране.
А вот психотерапевт – это отдельная группа персонажей, про которых обычно и говорят, рассказывая про чудесного психолога/психиатра, который помог от все проблем. Психотерапевт – специалист, получивший психологическое образование (часто и/или психиатрическое), и помогающий людям разобраться в их жизни и справиться со сложными жизненными ситуациями, ведущий групповые занятия, семейную терапию и т.д.. Психотерапевт может работать в нескольких направлениях, среди которых психоанализ, гештальт-подход, деятельностная психология, бихевиоризм. Все эти сложные названия вам мало чего дадут, а перечислять их все не имеет смысла. Думаю, достаточно сказать, что чем больше школ прошёл терапевт, тем лучше он сможет диагностировать проблемы.
И вот мы плавно подошли к
мифу 2: Психотерапевт решает проблемы.
Увы и ах, все пугалки про то, что терапевт не помогает – правда. Но только по той причине, что задача у терапевта совсем другая.
Когда вы приходите к психотерапевту и жалуетесь на бессонницу, он не станет советовать вам больше гулять на свежем воздухе. Равно как он и не станет советовать вам помириться с бабушкой и сменить работу. Терапевт займется выяснением настоящих причин вашей бессонницы. Причем хороший терапевт сделает это так, что и вы сами поймете, что же стало виной вашего состояния. Иногда, на выяснение причин могут уйти ни одно и не два занятия, некоторые проблемы требуют работы с терапевтом в течении нескольких лет. И в большинстве случаев терапевт действительно не стремится выжать из клиента деньги, а честно выполняет свою работу. И только когда причина будет установлена и подтверждена, психотерапевт может вам подсказать, и то в очень легкой форме, как же вам устранить эту причину.
Немного плохих примеров:
Недавно видел в одном популярном сериале, как “психотерапевт” советует излишне агрессивному человеку вместо проявления этой агрессии читать стихи. Типичный пример тупого непонимания работы терапевта. Да и кроме того, такой совет не бесполезный – он вредный.
Или недавно мелькавший на Пикабу текст о том, как якобы дедушка-психолог советовал парню “правильно” отшивать бабок, желающих занять нижнюю полку. Чистой воды фантазия. Хоть метод этот и работающий, но к психологии он имеет такое же отношение, какое имеет воробей к ракетостроению.
Миф 3: К психотерапевту можно “привести”.
К сожалению, это не так. К психотерапевту человек может прийти только сам. И только в том случае, когда этого человека что-то не устраивает в его жизни. Если человек ощущает себя комфортно, то он не станет что-то менять, он не увидит необходимости выходить из зоны комфорта.
— Сколько психотерапевтов нужно для того, чтобы поменять лампочку?
— Один, если лампочка готова меняться!
Да-да, всё именно так.
Миф 4: лучший психотерапевт – друг/подруга с бутылкой (или без)
Я бы и рад сказать, что друзья вам помогут лучше психотерапевта, но увы, это не правда. Очень часто после посиделок с друзьями, излив им душу и найдя, как кажется, правильный вариант действий, мы чувствуем себя отлично.
Увы, суть здесь не в чудодейственных способностях дружбы, секса и прочих радостей жизни, суть здесь в человеческих потребностях и способах слива напряжения (специфический термин). Если проблема после посиделок с друзьями оказалась нужна, это значит что проблема заключалась только в потребности человека в общении, признании, поддержке.
Если же человека мучает какая-то серьезная регулярная проблема, то может стоит обратиться к психотерапевту
Миф 5: психотерапия – это дорого.
А вот этот миф очень близок к правде. Дороговизна посещения психотерапевта действительно бывает неоправданной. Только тут стоит задуматься, что вам дороже – пройти курс по семейным отношениям сейчас, или получить запуганного/капризного/ленивого/неблагодарного ребенка потом. Я не говорю, что все будет так, но если вас что-то не устраивает в вашей жизни – не постесняйтесь потратить денег. В конце концов на одну попойку с друзьями мы тратим зачастую гораздо больше, чем на 5 посещений терапевта.
Миф 6: без психотерапии можно спокойно прожить всю жизнь.
И вот наконец я вас обрадую – да. Можно. Спокойно и счастливо. Чего я вам искренне желаю, от всего сердца – будьте счастливы, радуйтесь жизни.

Читайте также:  Как жить после потери и снова найти смысл жизни?

Ну и да, желающие что-то узнать от меня в вопросах психотерапии – пишите в комментарии, я поясню, отвечу, разъясню.

Однако, здравствуйте.
Не так редко в сети, в том числе и на любимом Пикабу, натыкаюсь на шикарные опусы развлекательного жанра, посвященные труду психологов.
Честно признаюсь – поднадоел откровенный бред и мифы, связанные с этой профессией. И вот сегодня я решил помочь вам, мой любимый Пикабу, немного разобраться в этом вопросе и разрушить пару мифов.
И начнем мы пожалуй с самого частого и глупого мифа:
Миф 1: Психолог лечит психов.
сюда же: попал на прием к психологу – всю жизнь будешь проходить у него проверки
Это в корне не так. Психами, а вернее – людьми с психическими расстройствами – занимается исключительно психиатр. Чтобы понять разницу, не надо быть большим специалистом, но я всё же вам разъясню кто же такие психологи, чем они отличаются от психиатра, и кто же из них психотерапевт.
Если коротко, то психолог – научный работник, занимающийся исследованием различных личностных и групповых процессов. Психолог, как таковой, не лечит и не помогает жить отдельно взятому человеку – он занимается исследованием тонкой душевной организации всего человечества. Впрочем, психолог может проводить занятия с группами и в редких случаях оказывать психологическую помощь, хоть это и не главная его работа.
Психиатр – это врач. Именно психиатр занимается всеми видами расстройств и отклонений, которые выходят за пределы нормы. Причем поверьте, пределы эти достаточно далеко от обычных дурачеств и пьяных выходок. Психиатр отучился туеву хучу времени в медицинском университете и теперь зарабатывает на жизнь тем, что оказывает помощь и ведет реабилитационную работу с больными. Чтобы попасть к психиатру в качестве больного, надо очень сильно начудить. Впрочем, чтобы оказаться на обследовании у этого шикарного врача, достаточно предпринять попытку самоубийства или просто вырезать у себя на теле что-нибудь эдакое. Именно психиатр заводит на людей карточку в больнице, и уж именно после посещения этого чудного доктора по подозрению в нормальности можно огрести не мало проблем с бумажками у нас в стране.
А вот психотерапевт – это отдельная группа персонажей, про которых обычно и говорят, рассказывая про чудесного психолога/психиатра, который помог от все проблем. Психотерапевт – специалист, получивший психологическое образование (часто и/или психиатрическое), и помогающий людям разобраться в их жизни и справиться со сложными жизненными ситуациями, ведущий групповые занятия, семейную терапию и т.д.. Психотерапевт может работать в нескольких направлениях, среди которых психоанализ, гештальт-подход, деятельностная психология, бихевиоризм. Все эти сложные названия вам мало чего дадут, а перечислять их все не имеет смысла. Думаю, достаточно сказать, что чем больше школ прошёл терапевт, тем лучше он сможет диагностировать проблемы.
И вот мы плавно подошли к
мифу 2: Психотерапевт решает проблемы.
Увы и ах, все пугалки про то, что терапевт не помогает – правда. Но только по той причине, что задача у терапевта совсем другая.
Когда вы приходите к психотерапевту и жалуетесь на бессонницу, он не станет советовать вам больше гулять на свежем воздухе. Равно как он и не станет советовать вам помириться с бабушкой и сменить работу. Терапевт займется выяснением настоящих причин вашей бессонницы. Причем хороший терапевт сделает это так, что и вы сами поймете, что же стало виной вашего состояния. Иногда, на выяснение причин могут уйти ни одно и не два занятия, некоторые проблемы требуют работы с терапевтом в течении нескольких лет. И в большинстве случаев терапевт действительно не стремится выжать из клиента деньги, а честно выполняет свою работу. И только когда причина будет установлена и подтверждена, психотерапевт может вам подсказать, и то в очень легкой форме, как же вам устранить эту причину.
Немного плохих примеров:
Недавно видел в одном популярном сериале, как “психотерапевт” советует излишне агрессивному человеку вместо проявления этой агрессии читать стихи. Типичный пример тупого непонимания работы терапевта. Да и кроме того, такой совет не бесполезный – он вредный.
Или недавно мелькавший на Пикабу текст о том, как якобы дедушка-психолог советовал парню “правильно” отшивать бабок, желающих занять нижнюю полку. Чистой воды фантазия. Хоть метод этот и работающий, но к психологии он имеет такое же отношение, какое имеет воробей к ракетостроению.
Миф 3: К психотерапевту можно “привести”.
К сожалению, это не так. К психотерапевту человек может прийти только сам. И только в том случае, когда этого человека что-то не устраивает в его жизни. Если человек ощущает себя комфортно, то он не станет что-то менять, он не увидит необходимости выходить из зоны комфорта.
— Сколько психотерапевтов нужно для того, чтобы поменять лампочку?
— Один, если лампочка готова меняться!
Да-да, всё именно так.
Миф 4: лучший психотерапевт – друг/подруга с бутылкой (или без)
Я бы и рад сказать, что друзья вам помогут лучше психотерапевта, но увы, это не правда. Очень часто после посиделок с друзьями, излив им душу и найдя, как кажется, правильный вариант действий, мы чувствуем себя отлично.
Увы, суть здесь не в чудодейственных способностях дружбы, секса и прочих радостей жизни, суть здесь в человеческих потребностях и способах слива напряжения (специфический термин). Если проблема после посиделок с друзьями оказалась нужна, это значит что проблема заключалась только в потребности человека в общении, признании, поддержке.
Если же человека мучает какая-то серьезная регулярная проблема, то может стоит обратиться к психотерапевту
Миф 5: психотерапия – это дорого.
А вот этот миф очень близок к правде. Дороговизна посещения психотерапевта действительно бывает неоправданной. Только тут стоит задуматься, что вам дороже – пройти курс по семейным отношениям сейчас, или получить запуганного/капризного/ленивого/неблагодарного ребенка потом. Я не говорю, что все будет так, но если вас что-то не устраивает в вашей жизни – не постесняйтесь потратить денег. В конце концов на одну попойку с друзьями мы тратим зачастую гораздо больше, чем на 5 посещений терапевта.
Миф 6: без психотерапии можно спокойно прожить всю жизнь.
И вот наконец я вас обрадую – да. Можно. Спокойно и счастливо. Чего я вам искренне желаю, от всего сердца – будьте счастливы, радуйтесь жизни.

Распространенные ошибки

Излишняя навязчивость, как и замкнутость, может оттолкнуть партнера

Во время очной или онлайн беседы даже самые общительные участники коммуникации часто допускают ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Отсутствие невербального контакта с собеседником (разговаривать, не глядя в глаза другому человеку);
  • Слишком тихий, слабый или, наоборот, очень громкий и резкий голос;
  • Манера «засыпать» человека разными вопросами (даже маленькими и невинными) и требовать ответа на каждый из них;
  • Манипуляция людьми;
  • Бесконечные рассказы о себе, особенно о различных болезнях и других проблемах, могут быстро отпугнуть даже самого терпеливого слушателя.

Также ошибку совершает тот, кто настаивает на разговоре, если собеседник испытывает грусть (тоску, расстройство) и явно не хочет продолжать беседу. Психологи утверждают: чем больше человек навязывает свое общество окружающим (даже родственникам) в той или иной ситуации, тем большее отторжение он вызывает.

Не стоит говорить о лицах, отсутствующих в данный момент, даже если хочется сказать о них что-нибудь хорошее. Также в список неподходящих тем для разговора входят семейные и любовные отношения, возрастные вопросы, работа и заработная плата, отношения с начальством. Однако, если собеседник хочет обсудить именно эти вопросы, его следует внимательно выслушать, не давая конкретных ответов.

Не рекомендуется употреблять в речи большое количество профессиональных терминов или иностранных слов, непонятных другим участникам коммуникации. Такой собеседник рискует выглядеть в глазах окружающих человеком, который очень высокого мнения о себе и о своих умственных способностях. Жаргон и сленг тоже под запретом, следует отдавать предпочтение нейтральной разговорной лексике. Разумеется, ни при каких обстоятельствах нельзя произносить бранные слова (мат), особенно в адрес кого-либо. Это очень важное правило поведения. Тот, кто ругается, вряд ли сможет разговорить собеседника.

Внимание! Во время разговора рекомендуется находиться на некотором расстоянии от собеседника. Несоблюдение дистанции может быть расценено партнером как проявление агрессии. Умеренно жестикулировать не возбраняется, но брать другого человека за руку или хлопать его по плечу не стоит.

Для того чтобы учиться легко ладить с окружающими и комфортно чувствовать себя в любой компании, необходимо, прежде всего, расстаться с комплексами. Главное – уверенность в себе и четкая грамотная речь. Хорошо помогают учебники – пособия по искусству общения. Возможно, достичь желаемых результатов получится не сразу, но приложить усилия непременно стоит. Эффективная коммуникация – залог успеха в карьере и личной жизни.


Не рекомендуется употреблять в речи большое количество профессиональных терминов или иностранных слов, непонятных другим участникам коммуникации. Такой собеседник рискует выглядеть в глазах окружающих человеком, который очень высокого мнения о себе и о своих умственных способностях. Жаргон и сленг тоже под запретом, следует отдавать предпочтение нейтральной разговорной лексике. Разумеется, ни при каких обстоятельствах нельзя произносить бранные слова (мат), особенно в адрес кого-либо. Это очень важное правило поведения. Тот, кто ругается, вряд ли сможет разговорить собеседника.

Приемы для успешного общения

Общение позволяет не только собеседникам делиться информацией друг с другом, но также эмоциями и впечатлениями. Поэтому помимо речевых навыков в разговоре необходимо использовать мимику, жесты, взгляд, менять интонацию и придавать сказанному определенный эмоциональный окрас. Все эти тонкости изучает психология общения. Учебники, которые описывают, как правильно общаться, сейчас пользуются особой популярностью. Разберем несколько приемов, которые помогут подстроиться к стилю общения с собеседником:

  1. Проявление внимания и заинтересованности.

Всем людям важно быть уверенными, что их слушают. Необходимо интересоваться информацией, которую преподносит собеседник, не перебивать в процессе разговора и вести себя естественно и непринужденно.

  1. Наблюдательность.

Необходимо присмотреться к своему собеседнику, обратить внимание на стиль речи, одежду, поведение. Постараться соответствовать его манере, чтобы наладить разговор, сделать общение более благоприятным.

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Для этого нужно общаться и как можно больше. Со знакомыми или даже эффективнее будет общение с незнакомцами, выступление перед аудиторией. Спрашивайте, узнавайте, интересуйтесь — все это помогает избавиться от комплексов.

  1. Расширение кругозора.

Поможет в этом чтение книг, газет, журналов. Нужно быть в курсе всех интересных и актуальных событий и новостей, чтобы поддержать беседу и стать интересным оппонентом.

  1. Культура общения и поведения.

Необходимо в любой ситуации придерживаться норм поведения, принятых в обществе. Не стоит повышать голос, вести себя неадекватно, делать резкие жесты руками. Всегда следует помнить о вежливости и доброжелательности.

Чтобы легко и непринужденно общаться с любым человеком, нужно оттачивать свои коммуникативные навыки, читать литературу, как можно больше общаться и узнавать новое. Относиться внимательно к своему собеседнику, быть доброжелательным и вести себя соответствующим образом. Ведь общение помогает получить новую и необходимую информацию, расширить свой кругозор, добиться успехов в личной жизни и карьере.

Деловое общение может быть в виде диалогов или групповое. При проведении совещаний и собраний используется групповое общение. Как правило, проводятся такие встречи в свободной форме, в виде дискуссий. Деловое общение проходит в официальной обстановке, ставятся цели, задачи, проблемы которые будут обсуждаться и решаться на встрече. Собеседники обмениваются информацией, предлагают пути решения, выслушивают каждую сторону, аргументируют свои доводы.

Личные границы: что это такое?

Тема личных границ поднимается сейчас все чаще, и я этому радуюсь 🙂 Потому что одно это умение – выстроить свои границы – может серьёзно улучшить качество жизни. Причем в разных сферах: от работы до семейных отношений.

Как понять, что ваши границы, скорее всего, нарушены?

Продолжаем цикл статей “Как важно в жизни понимание и принятие”. Предыдущая статья называлась “Поведение в стрессе и понимание себя”.

Психология общения – Психология и Психиатрия

В решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология ( В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий “медицинская” и “клиническая” психология как синонимов ). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой — знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики — это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

Современные информационные системы делают доступным для широкого пользователя практически неограниченный спектр психологических методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как самодостаточными средствами решения теоретических и практических задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в худшем — противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть, что медицинская психология есть область профессиональной деятельности психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом могут быть решены.

В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой характеристике той психологической школы, в рамках которой сформировалась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция представлена в трудах таких психологов, как Л.С. Выгодский, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.

Читайте также:  Синдром Аспергера - признаки, симптомы, лечение, диагностика

В основе подхода к пониманию психики человека лежит принцип активности субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как психическая деятельность. При этом центральное место занимают мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики человека является принцип развития, особенно отчетливо просматривающийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию и разнообразию проявлений психической деятельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике новых структур определяется ведущей для данного этапа деятельностью (общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровождается кризисами развития, которые нередко проявляются в негативных поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее высока вероятность “накопления” различного рода девиаций, формирования пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических заболеваний.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

Медицинская психология и психиатрия.

Общая психиатрия Тиганов А.С. (под. ред.)

В решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой — знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики — это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

Современные информационные системы делают доступным для широкого пользователя практически неограниченный спектр психологических методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как самодостаточными средствами решения теоретических и практических задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в худшем — противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть, что медицинская психология есть область профессиональной деятельности психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом могут быть решены.

В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой характеристике той психологической школы, в рамках которой сформировалась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция представлена в трудах таких психологов, как Л.С. Выгодский, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.

В основе подхода к пониманию психики человека лежит принцип активности субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как психическая деятельность. При этом центральное место занимают мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики человека является принцип развития, особенно отчетливо просматривающийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию и разнообразию проявлений психической деятельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике новых структур определяется ведущей для данного этапа деятельностью (общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровождается кризисами развития, которые нередко проявляются в негативных поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее высока вероятность “накопления” различного рода девиаций, формирования пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических заболеваний.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики — это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического исследования.

1) Объект психологии и психиатрии – поведение и внутренний мир человека – общий, но взятый в разном охвате. Психология ограничивается психическим слоем, психикой, психическим миром. Психиатрия охватывает не только психический, но также биологический и духовный слой и, таким образом, всего человека, его деятельность, его мир, его жизнь. Объект психиатрии является многослойным, интегральным по отношению ко всем онтологическим слоям. Это одна из наук о так называемых естественных целых. Отсюда видно, что психиатрии соответствует не психология, а антропология, детской психиатрии – педология. Однако, до сих пор и психологи, и психиатры не делают этого важного различия, что нередко ведет к фундаментальному смешению понятий, тем более, что словесно они совпадают. Различие обычно ясно из контекста. Антропологической является психология личности, понимаемая как психологический аспект не одного духовного, а всех слоев.

Предмет психиатрии – психические расстройства человека в антропологическом охвате в их живой взаимосвязи с общей тканью психической жизни на протяжении всей биографии. Таким образом, за исключением понятия «расстройство», здесь нет других границ с психологической антропологией, то есть, психологией личности, персонологией, понимаемой как психологический аспект, охватывающий человека в целом. Наряду с этим, соразмерным себе предметом рассмотрения в качестве контекста, психиатрия включает все к ней относящееся, то есть результаты других наук и их взаимодействия в качестве подтекста.

Таблица 1. Предметы некоторых наук, объектом которых является человек

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы.

«крыша едет – психиатр, душа болит – психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке – психолог».

Провести четкую границу, отделяющих психически здорового от психически больного – затруднительно.

К психологу на консультации и на тренинги нередко приходят люди, имеющие психиатрические диагнозы.

Люди с психическими нарушениями не любят и боятся ходить к психиатрам, но им одиноко, а психологи обеспечивают общение. При этом, если вы вовремя не поймете, что у человека не недостаток воспитания, а психиатрический диагноз, вы потратите кучу времени впустую, а то и напугаете группу, если вдруг у кого-то в группе случится припадок либо поедет крыша

У психолога должна быть достаточная квалификация, чтобы вовремя заметить человека с возможной психиатрией и не допустить его до процессов, которые могли бы спровоцировать обострение.

Четких границ между нормой и патологией нет, и поэтому качественное описание патологии есть одновременно качественное описание многих особенностей так называемого нормального человека.

Психические отклонения показывают ярко и выпукло то, что в норме в нас оказывается блекло и скрыто. Психиатры могут описать ядерные типы, вокруг которых строится так называется нормальный характер.

2) Экспериментально-психологическое исследование позволяет выявить личностные особенности в структуре нервно-психических расстройств у больных соматическими заболеваниями, установить психологический аспект нарушений механизмов компенсации, оценить личность больного и систему его значимых отношений.

Используется оно и для получения дополнительных данных о заболевании, а также для диагностики, характеристики течения и определения исхода заболевания.

Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь также большое значение для распознавания заболеваний.

В эксперименте достигается возможность объективной регистрации полученных результатов, что весьма ценно, особенно при повторных исследованиях, где необходимо точно и последовательно сопоставлять данные, полученные в разные периоды болезни и лечения.

Задачей экспериментально-психологического исследования является не только выявление и анализ нарушений психики, но и определение уровня сохранности психики.

Экспериментально-психологические методы используются в клинике также для углублённого анализа психических процессов и причин, механизмов их изменений. Например, на основании клинического наблюдения можно установить наличие у больного психотравмы, но только психологическое исследование поможет определить её причины, изменения интра- и интерперсонального характера, прогноз выхода из невротического состояния, выявить отклонения в других психических сферах.

Экспериментально-психологические методы позволяют анализировать формы деятельности больного, которые вне эксперимента врач не может наблюдать, а тем более изучать, но они могут существенно характеризовать психику больного.

Само исследование и анализ материалов и составление заключения в большей мере определяются частными задачами, которые ставит перед собой исследователь: помощь в диагностике, оценка состояния больного, выявление динамики синдрома, патогенетические вопросы.

В известной степени результаты экспериментально-психологического исследования могут быть полезными и для выбора тактики последующей психотерапевтической коррекции, поскольку характеризуют особенности контакта с больным, его отношение к эксперименту, степень понимания роли собственных ошибок в возникновении конфликтных ситуаций, способствовавших развитию невротического состояния, интерес к совместному обсуждению его проблем.

Используется оно и для получения дополнительных данных о заболевании, а также для диагностики, характеристики течения и определения исхода заболевания.

Психологические основы общения

В процессе речевого общения важную роль играет психологическая сторона взаимодействия двух основных участников – говорящего и слушающего. Общая психологическая атмосфера, особенности личности учителя, с одной стороны, и класса, с другой, – все это определяет результаты общения.

Коммуникативная ситуация (ситуация общения). Характеризуется наличием определенной структуры. Основными элементами, образующими такую структуру, являются говорящий, слушающий (аудитория), предмет речи, язык (средство общения), текст (закодированная информация), восприятие информации.

Суть схемы коммуникативной ситуации заключается в следующем. Предмет речи воспринимается говорящим как некая объективно существующая реальность. В сознании говорящего формируется представление о предмете речи, которое выражается посредством языка и находит материальное закрепление в тексте (устном или письменном). Текст воспринимается и дешифруется слушателем, в сознании которого, в свою очередь, формируется представление о предмете речи, опосредованное, с одной стороны, его собственным опытом, а с другой – информацией, содержащейся в речи говорящего.

Наличие большого числа элементов коммуникативной ситуации, сложный, опосредованный характер их взаимодействия приводят к тому, что взаимопонимание и общение между говорящим и аудиторией не устанавливаются сами собой, а требуют специальных навыков.

Характеристика говорящего. К говорящему предъявляются как интеллектуальные (ум, эрудиция), так и психологические требования: экстраверсия, или открытость (обращенность к другим людям, т. е. такая особенность личности, которая позволяет легко устанавливать контакт с другими людьми), уравновешенность, уверенность, подвижность характера, чувство юмора и самоирония.

Наряду с этими важную роль играют и специальные речевые качества: речевое мастерство (техническое и языковое), понимание задач и специфики речи. Все перечисленные качества в момент речи находят выражение в психологической установке – ориентации говорящего на общение с аудиторией, на убеждение слушателей. Основными компонентами установки являются: твердое знание предмета речи, четкая формулировка цели речи, желание общаться и вызвать интерес аудитории.

С точки зрения аудитории говорящий характеризуется таким качеством, как кредитность, т. е. степенью доверия слушателей. Чем выше кредитность, тем легче устанавливается контакт, тем эффективнее происходит убеждение.

Существуют следующие пути повышения кредитности:

– говорящий высказывает в начале своей речи суждения, близкие данной аудитории, даже если они не имеют никакого отношения к предмету предстоящего сообщения;

– в начале разговора высказываются взгляды, которые якобы противоречат интересам говорящего;

– источник информации называется не в начале речи, а после проведенного доказательства.

Характеристика аудитории. Аудитория – это группа людей, объединенных общим видом деятельности – слушанием и восприятием речи. Группа людей превращается в аудиторию в процессе поляризации, происходящей в результате действия установки на восприятие информации, а также сосредоточения внимания на говорящем.

Эффективность усвоения материала определяется составом аудитории, ее образовательным уровнем, настроенностью на контакт. Установлено, что наиболее полным оказывается восприятие в том случае, если слушатели принимают активное участие в восприятии информации (задают вопросы, делают попытку нахождения решений задач, которые сформулированы говорящим).

Количественный состав аудитории оказывает некоторое влияние на усвоение материала, так как в больших группах слушателей труднее добиться единства установки и личностного контакта с говорящим.

Важным оказывается и размещение слушателей. Для больших по объему аудиторий целесообразно располагать слушателей рядами, что позволяет ограничить межличностные контакты и тем самым упростить поляризацию. Другой способ – «круглый стол», когда слушатели рассажены по периметру помещения. Тогда из присутствующих каждый оказывается включенным в общий разговор. Такое размещение особенно эффективно для небольших групп и в том случае, когда требуется активное участие аудитории в восприятии информации, ее обсуждении и выработке единого решения.

Помехи, нарушающие коммуникацию, и их устранение. Нарушение коммуникации может быть обусловлено особенностями восприятия, понимания и запоминания информации.

Основные виды помех:

– инерция включенности слушателя в круг своих проблем;

– высокая скорость умственной деятельности, которая оставляет свободной значительную часть внимания при восприятии речи;

– неустойчивость внимания, возникающая из-за относительной непродолжительности сконцентрированности, после чего наступает ее естественное ослабление, а потому говорящий должен учитывать, что во время длительного выступления возможны сбои во внимании аудитории (для таких случаев должна быть предусмотрена возможность переключения с помощью шутки, разговора на другую тему, перемены деятельности);

– антипатия к чужим мыслям, возникающая потому, что система взглядов каждого человека находится в определенном равновесии, следовательно, любая информация, которая нарушает этот баланс, будет отвергаться. Неприятие тем сильнее, чем дальше говорящий находится по своим убеждениям от аудитории, поэтому не следует в начале противопоставлять себя слушающим, предпочтительнее представить некоторую проблемную ситуацию, которая вызовет информационный дисбаланс. Последующее сообщение, если оно направлено на устранение такого дисбаланса, будет усвоено наилучшим образом.

В научной литературе сформулирована теория ленивого реципиента, которая объясняет низкий уровень усвоения информации нежеланием производить умственную работу по проверке выводов, содержащихся в речи. Эффект ленивого реципиента обусловлен низким уровнем развития слушателей.

Иногда, однако, он наблюдается и в интеллектуальной аудитории, если кредитность оратора очень высока. В таких случаях слушатели полностью доверяются оратору, отказываясь от критической оценки приводимых фактов. Значит, для успешного общения следует специальным образом воздействовать на аудиторию.

Существуют следующие способы организации слушателей: заражение – передача психологического настроения; подражание – повторение образца поведения; внушение – некритическое, бездоказательное восприятие материала; убеждение – логически обоснованное внедрение информации. Последний способ наиболее труден, так как требует умелого изложения фактов и активной мыслительной деятельности при их восприятии. В то же время это наиболее эффективный способ, если требуется глубокое и прочное усвоение. Другие способы могут при необходимости сочетаться с убеждением, но не должны становиться преобладающими в практике говорящего.

Приемы организации и поддержания внимания. Для поддержания и усиления внимания слушателей рекомендуется использовать различные приемы предварительной установки контакта, композиционные приемы построения высказывания, драматизацию (диалогизацию) речи, паузы-разрядки, интонационное богатство речи, разнообразие тональных рисунков фразы, эмоциональную насыщенность речи.

Читайте также:  Как спросить у девушки есть ли у нее парень

Предварительная установка контакта. Осуществляется путем ряда последовательно выполняемых говорящим операций. Во-первых, с помощью предварительной паузы перед началом речи производится поляризация, внимание слушателей сосредоточивается на говорящем, устанавливается личностный контакт между ним и аудиторией. Во-вторых, во время произнесения первых фраз, которые содержат приветствия и другие формулы речевого этикета, указания на характер предстоящей речи, продолжается установление и закрепление первоначального визуального контакта. Чрезвычайно важен при этом ровный, спокойный, доброжелательный тон.

Первые фразы не произносятся слишком громко, чтобы перекрыть шум аудитории, которая должна успокоиться и прислушаться к говорящему. В силу этого не следует сразу касаться существа рассматриваемого вопроса. Не рекомендуется начинать выступление также с самоумаления, признания в собственной некомпетентности, неподготовленности. Это решительным образом подрывает кредитность говорящего.

Композиционные приемы построения высказывания. Такие приемы способствуют удерживанию внимания слушателей, обеспечивают наиболее эффективное понимание. Психологи выделяют три способа построения сообщения: с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).

Выбор способа построения конкретного сообщения зависит от особенностей аудитории. Если слушатели не заинтересованы в предмете сообщения, то эффективнее применить антикульминационный порядок. Наоборот, когда аудитория заинтересована в информации, то применяется кульминационный порядок построения сообщения, чтобы ослабление аргументации не разочаровало слушателей.

Важно также провести четкую группировку материала, указать на основные этапы, вопросы, пункты речи и на ее протяжении постоянно отмечать, в каком месте, на рассмотрении какого пункта вы находитесь. Это поможет устранить негативные моменты от линейного восприятия устной речи. Письменную речь мы воспринимаем не только линейно. Любой отрывок может постоянно соотноситься со всем текстом и его отдельными частями.

Линейный характер восприятия устной речи, невозможность вернуться назад или забежать вперед, оценить композиционные части, абзацы и т. д. ведут к затруднению понимания. Вот почему важно, чтобы говорящий все время давал слушателям представление о своей речи как о композиционном целом.

При построении сообщения требуется также решить вопрос о включении в него аргументов противоположной стороны. Использование материалов такого рода предпочтительно в речи перед подготовленной, высокоинтеллектуальной аудиторией, которая не любит готовых выводов. Включение доводов противоположной стороны также выгодно, если известно, что слушатели расходятся во мнениях с говорящим, и в случае, если аудитория будет подвергнута воздействию информации противной стороны.

Исследования показали, что изложение противоположных точек зрения в группах с низким интеллектуальным уровнем оказалось малоэффективным. В сообщении должны содержаться четко сформулированные выводы лишь в том случае, если слушатели после приведенных доказательств не способны сделать это самостоятельно. Интеллектуальная и хорошо подготовленная аудитория может воспринять явно сформулированные выводы как попытку навязывания мнения со стороны говорящего.

Применяются также следующие композиционные приемы: анонсирование, затягивание изложения, неожиданный перерыв.

Драматизация (диалогизация) речи (превращение монологической речи в диалогическую). Драматизация может быть внешней и внутренней. Внешняя заключается в организации диалога между аудиторией и говорящим в форме вопросов и ответов. Однако часто она не всегда осуществима.

Внутренняя драматизация – это такое построение монологической речи говорящего, которое подразумевает:

– определенный подход к отбору материала и композиции речи на этапе подготовки выступления, предполагающий учет особенностей аудитории;

– предвосхищение возможных вопросов слушателей путем разъяснения того, что является для них непонятным;

– использование разных формул включения аудитории в диалог: «Как вы, наверное, знаете», «Вы, возможно, спросите», «Вы удивились, услышав эти слова» и т.п.

Паузы-разрядки. Концентрация внимания длится ограниченное время, после чего наступает его естественное ослабление и, как следствие, утрата поляризации. Происходит переключение внимания, поэтому говорящий должен предвосхитить этот момент и сделать перерыв в изложении основного содержания.

Эта пауза должна быть заполнена какими-либо примерами, иллюстрирующими основное содержание и одновременно очень выразительными, захватывающими; шуткой ли, уместной в данной ситуации, или просто посторонним разговором, позволяющим на короткое время отвлечь внимание слушателей (последний прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора).

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 838 ;

– антипатия к чужим мыслям, возникающая потому, что система взглядов каждого человека находится в определенном равновесии, следовательно, любая информация, которая нарушает этот баланс, будет отвергаться. Неприятие тем сильнее, чем дальше говорящий находится по своим убеждениям от аудитории, поэтому не следует в начале противопоставлять себя слушающим, предпочтительнее представить некоторую проблемную ситуацию, которая вызовет информационный дисбаланс. Последующее сообщение, если оно направлено на устранение такого дисбаланса, будет усвоено наилучшим образом.

Человека можно обучить любому навыку

Любого человека можно обучить даже самому сложному навыку. Не факт, что за месяц или год, но все же это реально. Для этого в НЛП есть практика по моделированию людей. Возможно, не согласитесь, ведь есть различные гении, ремесло которых не повторить, но все же если тратить определённые усилия на овладение навыком достаточное количество, то со временем у Вас начнется получаться все лучше и лучше.


Человек весьма эгоистичен, возможно, с первого взгляда не похоже, но смотрите сами. Любое наше проявление, мы делаем в позитивном ключе для себя, даже негативное. К примеру, человек хамит в общественном транспорте, значит, он хочет для себя получить уважение или, например, быть выше оппонента.

Психолог – «недоучка»

У таких психологов нет диплома психологического Вуза, даже хотя бы потерявшего аккредитацию. Он даже курсы не проходил по какому-либо направлению консультирования. Обычно они скрывают этот досадный факт биографии, уклоняются от прямого вопроса. Не стоит принимать за полноценное психологическое образование кратковременные курсы.

Иногда и 5 лет очного образования не могут гарантировать профессионализм психолога. Для этого нужны ещё и знания по практическому консультированию. За рубежом, прежде чем новоиспеченный психолог получит доступ к работе, он должен год попрактиковаться бесплатно. Многие психологи «недоучки» считают, что для консультирования людей достаточно большого жизненного опыта. Именно этот опыт мешает такому специалисту взглянуть на проблему не своими глазами, а клиента.

Иногда и 5 лет очного образования не могут гарантировать профессионализм психолога. Для этого нужны ещё и знания по практическому консультированию. За рубежом, прежде чем новоиспеченный психолог получит доступ к работе, он должен год попрактиковаться бесплатно. Многие психологи «недоучки» считают, что для консультирования людей достаточно большого жизненного опыта. Именно этот опыт мешает такому специалисту взглянуть на проблему не своими глазами, а клиента.

Клинический психолог: кто это чем он занимается?

Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Чем отличается психолог от психиатра, психотерапевта, невролога и невропатолога?

Не дай мне Бог сойти с ума, нет, лучше посох и сума… Эти слова были написаны великим поэтом Александром Пушкиным почти два века назад, но актуальными для большинства из нас остаются они и сейчас. Действительно, недугов душевных многие из нас боятся гораздо сильнее, чем болезней тела.

И это основная причина, по которой лечение или коррекция психических расстройств начинается с опозданием. От своевременного обращения к врачу человека удерживает страх обрести клеймо «душевнобольного».

Но есть и еще одна проблема: зачастую люди просто не знают, к какому врачу обращаться в случае возникновения тех или иных симптомов душевного расстройства. Психолог, психотерапевт, психиатр – приставка «психо» воспринимается как пугающий фактор, и создает обманчивое впечатление, что все эти специалисты занимаются одним и тем же. А ведь существуют еще и неврологи (невропатологи) – в какой области действуют они?

К кому пойти лечиться?

Современный ритм жизни сопровождается регулярными стрессами, нервным перенапряжением, наша психика подвергается мощным нагрузкам. Кто-то в состоянии справиться с этим, вовремя расслабляясь, предоставляя организму отдых. Но иногда внутренние ресурсы иссякают, и вы понимаете, что с вами происходит что-то непонятное, то, с чем вы не в состоянии справиться самостоятельно. И это значит, что настало время обратиться за помощью к специалисту.

К кому именно? Давайте попробуем разобраться. У психолога, психотерапевта и психиатра одна цель – помочь пациенту восстановить нарушенную психику. Но делают они это разными способами.

Главное отличие психолога от психотерапевта и психиатра заключается в том, что психолог – это не врач. Соответственно, клинические медицинские диагнозы он не ставит и медикаментозным лечением не занимается. У него другая задача: помочь пациенту восстановить душевное равновесие, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные способности, научить справляться с негативными последствиями умственного и эмоционального перенапряжения.

Психологов часто привлекают для проведения тренингов, тестирования уровня интеллекта, выявления способностей. Его консультации помогают определиться с выбором профессии, найти общий язык с подрастающими детьми, устранить недопонимание в супружеских отношениях. В последнее время психологов активно используют для работы с родственниками пострадавших в авиакатастрофах, для психологической помощи пострадавшим от землетрясений, других стихийных бедствий, в экстремальных и кризисных ситуациях. Следует также подчеркнуть, что психологи очень различаются по виду своей деятельности, что зависит от их специализации. Бывают психологи спортивные, военные, медицинские, социальные и т.д. Вместе с тем, психологи, в частности медицинские, могут заниматься и с больными людьми в сфере своей компетенции: например с лицами, страдающими зависимостями; проводить клинико-психологические исследования для уточнения врачебного диагноза. В последние годы спектр работы психологов в России значительно расширился, и в приказе Министерства образования и науки РФ от 12.09.2016 №1181 по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» предусмотрена специализация по патопсихологической диагностике и психотерапии. Многие психологи стали заниматься психотерапевтической практикой, правда не используя при этом назначение медикаментов.

Вывод: психолог, не являясь врачом, не занимается врачебной практикой в привычном нашем понимании, не выписывает лекарства, не лечит заболевания центральной и периферической нервной системы, не ставит клинические врачебные диагнозы на основании Международной классификации болезней (МКБ X).

Психотерапевт

В нашей стране психотерапевта часто путают с психиатром, полагая, что это один и тот же врач. Единственная истина заключается в том, что оба этих специалиста действительно являются врачами, в отличие от психолога. Но методы лечения они при этом используют разные.

Психотерапевт редко занимается лечением глубоких психических расстройств. Царством психотерапии традиционно всегда считались неврозы и неврозоподобные состояния, с такими проявлениями как: страхи (фобии), навязчивые мысли и действия (обсцессии), ипохондрические расстройства (чрезмерный уход в болезнь), невротические депрессии, функциональные нарушения сна, нарушения приспособительных реакций (расстройства адаптации), а также болезненные состояния, обусловленные стрессом и соматические страдания, вызванные психическими факторами. В последние годы чрезвычайно возросла роль психотерапии в лечении зависимостей (алкогольной, наркотической и игровой). Очень важной является коллективная, групповая и семейные виды психотерапии. Психотерапию ещё называют малой психиатрией, а сферой её применения – так называемые пограничные психические расстройства.

В ходе лечения психотерапевт не уповает на одни лишь медикаментозные средства, он пытается вместе с вами разобраться в причинах пошатнувшегося душевного равновесия, выявив проблемы, которые спровоцировали расстройство психики. В своей лечебной практике психотерапевты используют множество приемов и техник, применяя такие формы воздействия, как убеждение, внушение, гипносуггестивные, телесно-ориентированные и иные технические приемы. Лечебный эффект во многом обусловлен душевными факторами, ибо сам термин «психотерапия» подразумевает лечение души душой(сравните: греч. ψυχή — «душа» + θεραπεία — «лечение»).
На практике все психотерапевты имеют базовое психиатрическое образование, так же, как и наркологи. Это дополнительная специализация. Психотерапевты все являются психиатрами и лекарства назначают так же. Просто они могут заниматься предметно психотерапией (имеют соответствующую лицензию). Так же, как невролог может, например, при наличии специального дополнительного образования, заняться иглорефлексотерапией.

Вывод: психотерапевт – врач, который занимается лечением пограничных психических расстройств, с помощью системы психологических и словесных воздействий, а медикаментозное лечение является лишь дополнением основной терапии, но никак не ее полной заменой.

Если психолога и психотерапевта можно условно отнести к категории специалистов-душеведов, то психиатр стоит в этом ряду особняком, поскольку занимается лечением действительно тяжелых и запущенных психических заболеваний, к которым относятся:

  1. Эндогенные заболевания (то есть заболевания, развивающиеся от каких-то внутренних, например генетически обусловленных, причин). К эндогенным заболеваниям относятся: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз (или аффективный психоз), циклотимия (расстройство настроения, связанное с его резкими колебаниями)
  2. Эндогенно – органические заболевания обусловлены внутренними факторами или вследствие внутренних причин и церебрально-органической патологии, например, при черепно-мозговых травмах, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, психических расстройств, обусловленных сосудистыми заболеваниями головного мозга).
  1. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства. «Соматогенные» — то есть такие психические заболевания, которые возникают вследствие телесных (соматических) заболеваний. Очень многие заболевания, даже банальная простуда с высокой температурой, − могут привести к психическим расстройствам. «Экзогенные» (то есть зависящие от внешних причин) психические расстройства возникают в результате инфекций, при лекарственных, промышленных и иных видах интоксикаций, а также вследствие употребления алкогольных и наркотических веществ.

Психиатр – это специалист в области так называемой большой психиатрии. Работа психиатра и само психиатрическое освидетельствование пациента строго регулируется законом о психиатрии, который предусматривает недобровольный осмотр и госпитализацию человека только в исключительных случаях.

Неверно полагать, что «душеспасительных» бесед со своими подопечными врач-психиатр совершенно не ведет, и лечение, заключается лишь в применении психотропных препаратов, порой очень мощных.

Психиатр нередко выступает и как психотерапевт, воздействуя на душу больного человека добрым словом, состраданием, душевным теплом.

К психиатру следует обращаться и при ряде кризисных ситуациях, например при суицидальных попытках или нарушениях пищевого поведения (к примеру, при нервной анорексии), при эпилепсии, если имеют место психические расстройства, при расстройствах детского возраста и некоторых сексуальных отклонениях, при расстройствах сознания, памяти и восприятия окружающего нас мира.

Вывод: психиатр – врач, в компетенции которого находится лечение тяжелых психических расстройств, включая бред, галлюцинации и нарушения поведения. Медикаментозное лечение – часто основной (но не единственный) вид терапии в арсенале психиатра.

Невролог и невропатолог

Врач-невролог лечит заболевания центральной нервной системы (спинного и головного мозга), а также периферической нервной системы. По сути, «невропатолог» или как теперь называют «невролог» – это одно и то же, только первый термин чаще употреблялся в советское время, а понятие «невролог» пришло ему на смену в сокращенном виде в наши дни.

Если к психотерапевту или психиатру мы обращаемся с душевной болью, то невропатолог занимается исцелением болей телесных. К этому специалисту пациентов обычно направляет врач-терапевт для диагностики огромного количества заболеваний нервной системы:

  • Остеохондроз позвоночника
  • Грыжи межпозвоночного диска
  • Энцефалопатия
  • Невропатии и невралгии
  • Нарушение мозгового кровообращения
  • Последствия черепно-мозговых травм
  • Радикулит
  • Полиневропатии и др.

К неврологу следует обращаться при лицевой и головной боли, судорогах, эпилептических припадках, болях в спине, при нарушениях сна, связанных с органическими заболеваниями, нарушениях координации движений, при пошатывании, обмороках, головокружениях, тиках, шуме в ушах, прогрессирующем ухудшении памяти.

Вывод: врач-невролог (невропатолог) не относится к разряду «душеведов», а лечит заболевания центральной и периферической нервной системы. Терапия может быть комплексной – наряду с медикаментозным лечением, назначаются такие методы, как физиотерапия, лечебная гимнастика, массаж и др.

Напоследок

Если вы заметили, что у вас возникли проблемы со здоровьем, не стоит откладывать обращение к врачу в долгий ящик. Помните о том, что своевременно начатое лечение многократно повышает шансы на выздоровление. Надеемся, что наши советы помогут вам сориентироваться, к какому врачу обратиться со своими жалобами.

И это основная причина, по которой лечение или коррекция психических расстройств начинается с опозданием. От своевременного обращения к врачу человека удерживает страх обрести клеймо «душевнобольного».

Кто такой психиатр

Психиатр – это врач, который определяет и ставит диагноз. Врач назначает лечение, а к методам диагностики состояния пациента уже относятся анализы и различные процедуры. Заметим, что у психолога вы были клиентом, а у психиатра стали пациентом.

Психиатрия изучает психические расстройства с медицинской точки зрения. Здесь речь идет не просто о трудностях в жизни, а о заболеваниях. Некоторые из психических расстройств могут быть опасны для окружающих, поэтому важно вовремя их диагностировать и осуществлять контроль над пациентом.

  • шизофрения;
  • психозы;
  • болезнь Альцгеймера (систематическая потеря памяти);
  • депрессия;
  • биполярные расстройства личности.
Добавить комментарий