Психология отношений в подростковом возрасте

Психология подростковой любви

Подростковая влюблённость – явление нередкое. Она становится настоящим испытанием как для самого влюблённого, так и для его родителей. Для подростков – в силу их неопытности, а для родителей – из-за неожиданности. Многим взрослым кажется, что ещё вчера их «малыши» играли в куклы и машинки, а сегодня у них совсем другие игры и забавы. Обе стороны пребывают в состоянии настоящей растерянности. В этой статье мы рассмотрим особенности отношений подростков и самые распространённые ошибки родителей.


Молодые люди далеко не всегда готовы делиться своими любовными переживаниями с родителями. Узнать о том, что юное сердце пленил Амур, можно по следующим признакам:

Полезные увлечения

Подросток, как бы он там не бунтовал, все равно подсознательно продолжает во многом подражать родителям, сохраняет душевную связь. Такую особенность психики тинейджера нужно использовать, заинтересовать полезным занятием. Подростки — народ увлекающийся, сделать это несложно. В зависимости от характера ребенка, способностей, ему могут прийтись по душе:

  • активные командные виды спорта. Тинейджеры любят признание группы. И где, как не в баскетболе, футболе, волейболе его завоевать проще всего? Плюс командный спорт — отличный способ «сбрасывать» излишек гормонов;
  • для любителей творить руками подойдет моделирование;
  • подросткам с лидерскими задатками, желанием служить обществу, можно попробовать стать членом молодежной организации по интересам. Там ребенок научится «конструктивно» взаимодействовать в большой группе, вносить посильный вклад в общее дело, руководить;
  • для девочек подойдут курсы по макияжу, созданию причесок, дизайну одежды;
  • подросткам, обожающим делиться собственным опытом с окружающими, можно помочь стать видеоблогерами.


Отрицание реальности абсолютно бесполезно. А вот если принять интересы ребенка, можно постепенно наладить контакт. Тогда чадо с бОльшим вниманием отнесется к тому, что интересует вас.

Сначала раздавит

Искажение личности — это когда ваш ребенок находит кого-то, кого она восхищает и хочет быть похожа. Романтик давка — начало романтических чувств.

Речь идет о том, как ваш ребенок воображает другого человека идеальным. Это может рассказать вам многое о том, ребенок считает привлекательным в людях.

Романтические подавления, как правило, недолговечны, потому что идеи совершенства часто ломаются, когда ваш ребенок лучше узнает другого человека. Но интенсивные чувства реальны, поэтому лучше всего серьезно относиться к сокрушению и не высмеивать их.

Искажение личности — это когда ваш ребенок находит кого-то, кого она восхищает и хочет быть похожа. Романтик давка — начало романтических чувств.

5 советов, как строить отношения с подростком, чтобы он потом сказал вам «спасибо»

Рано или поздно дети превращаются в подростков, и родителям приходится непросто. Прежде улыбчивый, добрый ребёнок становится раздражительным и обидчивым. Как легче пережить переходный возраст и выстроить доверительные отношения с ребёнком, рассказывает психолог Ломоносовской школы № 5 Владимир Лукашин.

У вас всегда были отличные отношения с вашим ребёнком, пока тот был маленьким, но в его 12 лет что-то пошло не так? Всё в порядке. Это норма! Когда ребёнок становится подростком, меняется не только его физиология, но и социальный статус. Всё это отражается на эмоциональном состоянии ребёнка и на его взаимодействии с окружающими.

Психологи часто получают запрос от родителей про так называемые доверительные отношения с подростком. Мол, сделайте так, чтобы мои отношения с сыном/дочерью стали как раньше. Когда спрашивают о том, как построить тёплые отношения, это обычно означает, что их надо выстраивать заново. «Рушить старый дом и строить новый».

Подростковый возраст — самый нежный. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность

Нуждающийся в маминой ласке, но отчаянно желающий показать, что это не так! Здесь важно набраться терпения и помнить: кризис — это временно, и чтобы его преодолеть, предстоит поработать над собой. Вот правила, которые вам в этом помогут

Подростковый возраст — самый нежный. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность

Психология подростковых отношений


Ребенок едва оттолкнулся от одного берега, а к другому еще долго не пристанет. Вот и предстоит ему хаотично болтаться в быстрой воде – современном окружении, скорости и непредсказуемость которого растут с каждым днем. Впрочем, как и опасность. Чем живет подросток – надежной почвы под ногами нет, в теле играют гормоны, неустойчивая нервная система и психика, особо ничего не интересует, кроме друзей и тусовок. И, конечно же, тяга к запретному: алкоголь, сигареты, наркотики. Что получаем в итоге – смесь, готовую в любой момент взорваться от малейшей искры.

Признаки влюбленности парня и девушки

Переходной возраст для любого человека обычно сопровождается чередой кризисов, и родители не знают, как реагировать на неожиданные эмоциональные реакции подростка. Изменения в личности могут быть связаны со многими аспектами. Как определить, что речь идет о подростковой любви? Какие признаки на это указывают.

Влюбившись, подросток пытается как можно больше времени уделять второй половине или попросту находиться неподалеку. По этой причине подростка теперь сложно застать вечером дома – он предпочитает гулять в обществе объекта воздыхания. Конечно, в случае невзаимных чувств, он чаще находится в социальных сетях, изучая человека, вызвавшего интерес.

Родительский контроль в жизни подростков пока присутствует, они не готовы к самостоятельной отдельной жизни, поэтому периодически им приходится расставаться, заполняя паузы в личном общении бесконечными переписками, общением по телефону. Эта активность редко укрывается от глаз семьи.

Теперь на мобильном телефоне подростка почти всегда стоит блокировка, он стесняется говорить с объектом любви при родителях, стремясь уйти в другую комнату. Ничего криминального в этом нет – взрослеющий человек чувствует потребность сохранить интимность первых чувств.

Влюбленный юноша или девушка нуждаются в большем количестве карманных денег. В первом случае зачастую деньги тратятся на знаки внимания, а во втором на украшения и косметику (девушке хочется выглядеть привлекательней в глазах избранника). В этом случае не будет правильным в полной мере удовлетворять возрастающие аппетиты сына или дочери – лучше показать ему способ дополнительного самостоятельного заработка.

Также признаком влюбленности можно назвать большое внимание к собственной внешности, эксперименты с прической, имиджем и так далее.

Идеальный вариант, если ребенок сам пришел к вам, чтобы поделиться личной трагедией. Первая задача родителя: внимательно выслушать, никого не критиковать. Оставьте при себе негативные высказывания о том, из-за кого ваше чадо сейчас страдает. Этот человек все еще значим для него, и критика в его адрес может невольно оттолкнуть от вас ребенка. Поддержите сына или дочь, скажите, что пока ему это кажется невероятным, но вскоре его чувства изменятся.

Психология отношений между людьми. Как дружат современные подростки?

Подростковый период – очень важное и сложное время в жизни каждого человека. Ведь в это время ребенок вступает в самостоятельную жизнь и начинает брать на себя ответственность за свои действия, поступки и собственную безопасность. Во время взросления всё в жизни подростка обостряется, в том числе, становится другой и психология отношений между людьми.

В этой статье мы попробуем разобраться, что такое психология дружеских отношений между подростками с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Психология отношений подростков

В подростковом возрасте поведение девушек и юношей может кардинально измениться. Связанно это с тем, что в этот период человек начинает усиленно ранжироваться среди окружающих людей.

Начинаем бороться за свое «место в стае» мы еще в детском саду, но в подростковом возрасте эта борьба идет уже не на уровне, « у кого-то отобрать машинку», вопрос в том, чтобы суметь зарекомендовать себя в реальной жизни.

Для дружбы мы часто выбираем людей похожих на себя, которым близки наши ценности и взгляды. Психология хороших отношений в подростковом возрасте нередко зависит от компании, куда он попадет. Во многих случаях именно мнение и взгляды других людей могут как благотворно, так и пагубно повлиять на жизнь подростка. Зачастую именно окружение заставляет подростка попробовать сигареты, спиртное и даже наркотики. Не делать этого для него означает отказ от ранжирования. Он боится быть белой вороной, поступить не так как требует окружение, ведь тогда потеряет свое место в условной стае.

Отношения между людьми: дружба эмоциональная связь, или общение по равенству свойств – в чем разница?

Не стоит забывать, что психология отношений человека такова, что он склонен по равенству свойств выбирать себе людей для общения. Если я, например, люблю спорт, активный отдых или танцы, то ищу себе друзей для общения именно там, где реализую свое хобби среди танцоров, спортсменов и любителей острых ощущений. Так строятся отношения между подростками с кожным вектором. Они склонны конкурировать между собой. Бороться за первенство, например, в том же спорте. Отношения между ними могут иметь не только оттенок соперничества, но и зависти.

Психология отношений между подростками, которые имеют «верхние» «интеллектуальные» вектора строятся по своему принципу. Зрительникам, например, комфортно с такими же зрительными людьми. Зрительные девочки создают между собой крепкую эмоциональную связь. Психология эмоциональных отношений зрительников особая, ведь только зрительные люди способны на такую большую амплитуду эмоций.

Зрительные дружеские отношения помогают зрительникам избавиться от страхов, кроме эмоциональной связи, кожно-зрительных девушек нередко объединяет и общая судьба. Вместе они могут, например, ходить по подиуму, быть медсестрами или учительницами литературы, все зависит от состояния их векторов.

Если в детстве звуковики не всегда стремятся общаться с другими звуковиками, во время подросткового возраста такая потребность чаще всего дает о себе знать. В пубертате звуковики часто выбирают себе в товарищи других звуковиков. Их связывают общие интересы, общие внутренние вопросы. Звуковики так же для общения активно используют интернет.

Психология виртуальных отношений для зрительников и звуковиков в подростковом возрасте вполне понятна. Интернет анонимен, и в то же время в нем быстро можно добыть любую информацию, поддерживать связь с людьми на другом конце света.

Но есть и менее безобидные случаи. Интернет – это не только место для дружбы и общения. В сети детям, которые скрывают себя под аватарами, легче проявлять агрессию и заниматься подростковой травлей.

Успешные отношения между людьми построить не так уж и сложно. Необходимо просто понимать свойства другого человека. После тренинга по Системно-векторной психологии человек начинает понимать желания, которые им живут, а так же, то, чего хотят и желают другие люди. Мы перестаем воспринимать их через себя и тем самым осуждать за поступки, которые нам не понятны. Становится ясно, почему одни легко находят себе друзей, а кому-то это гораздо сложнее. Становится понятно, кто какое место занимает в коллективе и в обществе, его способности. Становится видно, как правильно направить ребенка для наилучшего развития.

Отношения между людьми: дружба эмоциональная связь, или общение по равенству свойств – в чем разница?

Что делать, если подросток переживает любовную драму

Выстраивание личных взаимоотношений подростка со сверстниками противоположного пола – очень деликатная тема. Зачастую эта сфера жизни ребенка неподвластна его родителям. Если на личном фронте не все благополучно, то родным необходимо поддержать свое чадо в трудный период.

Разрыв отношений как испытание

Родителям бывает очень сложно осознать, что их дети – личности, у которых могут быть свои секреты. Часто, самой интригующе недоступной частью жизни ребенка становятся любовные отношения со сверстниками. Важно понимать, что в случае неизбежных кризисов в личной жизни ребенка следует избегать любого психологического давления, но просто быть рядом в нужную минуту.

Первые романические отношения – это настоящее испытание, которое нужно пройти любому подростку для того, чтобы повзрослеть. В зависимости от личности ребенка, его характера и темперамента, утрата взаимоотношений с другомподругой может переживаться по-разному. Юноши часто не подают вида, но замыкаются в себе. Девочки более эмоциональны – плачут, слушают грустную музыку, обсуждают ситуацию с подругами.

В такие моменты проявляются семейные традиции выстраивания межличностных контактов: если у родителей с ребенком с детства установились доверительные отношения, то он может открыто рассказать о своих проблемах и переживаниях. Если ребенок по какой-то причине скрывает свою личную жизнь от семьи, то родным остается только догадываться о том, что за чувства он испытывает.

Для подростка разрыв отношений означает, возможно, самую сильную эмоциональную боль за всю его жизнь. Характер только формируется, жизненный опыт еще не накоплен, гормональная перестройка организма обуславливает перепады настроения – все это умножает страдания подростка после утраты объекта сильных чувств, и это делает его очень уязвимым.

Читайте также:  Как бороться с ленью?

Как и взрослые, после разрыва подростки должны пройти несколько стадий переживания расставания:

  • отрицание (страх, обвинение, отрицание факта);
  • гнев и чувство беспокойства;
  • депрессия (отчуждение, беспомощность, потеря интереса к ежедневной деятельности);
  • диалог (попытки найти объяснения произошедшему, желание поделиться проблемой);
  • принятие ситуации (поиски новых увлечений, заполнение «пустоты»);
  • возврат к жизни (осознание собственной важности, повышение самооценки).

Как поддержать ребенка

Острее всего подростки чувствуют себя в течение первых трех стадий переживания расставания: они не в силах изменить ситуацию или повлиять на нее, поэтому могут вести себя неадекватно. Это может быть полный уход от реальности с помощью компьютерных игр, алкоголя, общения с друзьями или увлечения экстремальными видами спорта. С другой стороны, особенно на стадии депрессии, могут возникать мысли о суициде. Обычно таким образом подростки хотят продемонстрировать миру и, в частности, своему бывшему другу или подруге, свою ценность.

Крайне важно, чтобы в этот период ребенка поддерживали дома, относились с пониманием к тому, что он не станет ничего рассказывать о причинах своего подавленного состояния. Ему необходимо чувствовать в семье полную безопасность, приходить в то место, где его безоговорочно любят.

Родителям не стоит вмешиваться в переживания своего ребенка, как бы сильно им не хотелось защитить его от страданий. Этот опыт – опыт первой, пускай несчастной или безответной, любви поможет ему в будущем создавать зрелые, счастливые отношения.

Избегайте шаблонных фраз, которые вы можете сказать взрослой подруге или коллеге в подобной ситуации: «У тебя таких будет еще сотня» или «Он/она скоро поймет, что потерял(а)» и т.д. Это принижает ценность отношений, и приводит к тому, что подросток перестает адекватно оценивать происходящее с ним. С одной стороны, его выбор и переживания не ценны, с другой стороны – он всегда сможет найти замену утраченным отношениям.

Не следует также оперировать фразами вроде «Думай об учебе, а не о мальчикахдевочках». В этом случае отношения как таковые становятся на ступень ниже, чем учебные занятия или иные другие «более важные» дела. В дальнейшем эта установка может мешать подростку создавать и сохранять любые отношения – зачем, если учеба, работа или карьера важнее?

Для того чтобы помочь ребенку выйти из депрессии, можно попробовать аккуратно переключить его внимание на другие стороны жизни, не соприкасающиеся с личными отношениями – отправить в путешествие, записать на новые курсы (только если подросток сам этого захочет), заняться вместе творчеством или спортом. Любые занятия, особенно в коллективе, сглаживают острую фазу одиночества, постепенно подводя подростка к принятию факта расставания.

Сейчас ребенок может задаваться вопросом «почему это произошло», «что во мне не так». Воздержитесь от советов сменить стиль одежды, поведения, окружения, увлечений. Это подмена глубоких переживаний активными действиями, которые теоретически могут исправить ситуацию и вернуть другаподругу (чего обычно не происходит). Такая стратегия характерна и для взрослых – часто после разрыва отношений со второй половиной женщина меняет все, начиная от гардероба и внешности и заканчивая работой и местом жительства. Это попытка избежать переживаний, начать жизнь заново, зачеркнуть все, что причиняет эмоциональную боль. Уйти от проблемы, не значит ее решить: подросток не сможет осмыслить и отпустить мучающие его отношения, если будет замещать общение со второй половиной шоппингом или играми.

Если ваш ребенок сам начинает задавать вопросы об отношениях, то отвечать следует искренне – так, как вы видите ситуацию с высоты вашего опыта. «Да, это больно. Да, возможно несправедливо. Но в этом нет виноватых, как нет победителей и проигравших. Нужно просто жить дальше, не бояться любить и думать о светлом будущем».

Опасность суицида: признаки

Могут сложиться обстоятельства, когда подросток не в состоянии самостоятельно справиться со своими переживаниями. Ему начинает казаться, что самый простой способ избавиться от боли утраты – это покончить жизнь самоубийством.

Детские психологи долгие годы изучают поведение детей и подростков на фоне депрессии. Исследователям удалось выявить некоторые признаки, которые служат «маячками» для родителей, свидетельствующими, что их ребенок в опасности. Согласно исследованиям, до 75% потенциальных самоубийц подают предупреждающие сигналы своим родным и близким. Давайте разберемся, какие:

1. Прямые угрозы
Подростки зачастую с трудом сдерживают свои эмоции, поэтому сгоряча могут бросить фразу «я выпрыгну из окна» или «пойду, повешусь». Эти слова нельзя воспринимать как обычную шутку, за ними могут стоять мысли о реальном суициде.

2. Уход в себя
Крайняя замкнутость, полное отстранение от домашних дел, учебы, любых других занятий, а также отказ от общения с друзьями – это еще один повод для родителей внимательно следить за эмоциональным состоянием своего ребенка.

3. Агрессия
Яркие и неконтролируемые вспышки ярости или гнева к окружающим людям могут говорить о том, что ребенок как никогда нуждается во внимании к себе. Подросток может намеренно добиваться осуждения со стороны, тем самым доказывая себе, что его не за что любить, а, следовательно, незачем и жить.

4. Истощение, алкоголизм, наркомания
Подросток может пускаться в крайности: доводить себя до истощения, напиваться, применять запрещенные препараты – идти по пути саморазрушения, который может закончиться суицидом.

5. Заметные перемены в поведении
Когда ребенок-интроверт внезапно становится многословным, старается много общаться и проводить время с друзьями – следует внимательнее присмотреться к нему. Любые нехарактерные изменения в поведении говорят о том, что ребенок надел маску и следует какому-то замыслу для достижения цели, а эта цель может быть опасной.

Не следует также оперировать фразами вроде «Думай об учебе, а не о мальчикахдевочках». В этом случае отношения как таковые становятся на ступень ниже, чем учебные занятия или иные другие «более важные» дела. В дальнейшем эта установка может мешать подростку создавать и сохранять любые отношения – зачем, если учеба, работа или карьера важнее?

Установите правила: Идти на свидание можно только после выполнения собственных дел

Несмотря на то, что у ребенка уже есть отношения, он пока еще живет в вашем доме. И должен выполнять дела, порученными ему. Идти гулять он должен только после них.

Например, по приходу домой из школы ребенок должен выполнить домашнее задание. Помыть посуду. И протереть пыль с полок. Идти гулять он сможет только после выполнения этих задач.

В подобном подходе есть несколько плюсов. Во-первых, ребенок научится не откладывать свои дела, когда находится в отношениях с кем-либо (а значит не ставить другого человека выше себя). Во-вторых, подросток научится самодисциплине и тайм-менеджменту. Чтобы поскорее выйти гулять со своей второй половинкой, подростку предстоит сразу взяться за дела. И справиться с ними как можно быстрее.

Например, по приходу домой из школы ребенок должен выполнить домашнее задание. Помыть посуду. И протереть пыль с полок. Идти гулять он сможет только после выполнения этих задач.

Психология отношений в подростковом возрасте

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.

Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.

Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Читайте также:  Основные ошибки женщин в отношениях: рассматриваем вместе

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64. Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва—Воронеж 1997
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

Психология подростковой любви

Подростковая влюблённость – явление нередкое. Она становится настоящим испытанием как для самого влюблённого, так и для его родителей. Для подростков – в силу их неопытности, а для родителей – из-за неожиданности. Многим взрослым кажется, что ещё вчера их «малыши» играли в куклы и машинки, а сегодня у них совсем другие игры и забавы. Обе стороны пребывают в состоянии настоящей растерянности. В этой статье мы рассмотрим особенности отношений подростков и самые распространённые ошибки родителей.

  1. Подростковая любовь
  2. Психология подростков
  3. Подростковые отношения
  4. Особенности подростковой любви 12-16 лет
  5. Что делать с отношениями подростков
  6. Ошибки родителей
  7. Сколько длится подростковая любовь

Подростковая влюблённость – явление нередкое. Она становится настоящим испытанием как для самого влюблённого, так и для его родителей. Для подростков – в силу их неопытности, а для родителей – из-за неожиданности. Многим взрослым кажется, что ещё вчера их «малыши» играли в куклы и машинки, а сегодня у них совсем другие игры и забавы. Обе стороны пребывают в состоянии настоящей растерянности. В этой статье мы рассмотрим особенности отношений подростков и самые распространённые ошибки родителей.

Психология отношений в подростковом возрасте

К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон – все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка – женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться — все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности – типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание – игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже — группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.

Старшие подростки (14—15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям.
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают — это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь – единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый — родитель или значимый для ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может случиться непоправимое.
Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за несчастной любви или чувства одиночества. В этом возрасте подростки очень ранимы и при всей своей взрослости испытывают потребность поделиться переживаниями, рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.

Постарайтесь сохранить доверительные отношения с вашим ребенком, будьте ему другом. Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и первыми пойдите на контакт.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни.

К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон – все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Как наладить отношения с подростком?

С Вами Оксана Манойло и сегодня оговорим о том, как наладить отношения с подростком.

Ниже в статье мы попробуем разобраться в причинах, следствиях и том, что делать, чтобы наладить отношения с взрослеющим ребенком.

Читайте также:  Чего мужчина боится в отношениях мужчина

В этой статье вы узнаете:

Детство любимого ребёнка быстротечно. Вдруг мы сознаём, что наш ребёнок – это уже совсем не умильный пухлощёкий малыш, а уже вполне себе взрослая личность, которая учится отстаивать своё мнение.

И очень часто бывает так, что это время перехода от детства к взрослости в жизни вашего ребёнка, становится едва ли не самым сложным периодом вашего с ним взаимодействия. И вот незаметно наступает тот момент, когда мы неожиданно задаемся вопросом: «Как наладить отношения с подростком?»

Очень часто грустными мамами, вымотанными чередой безконечных ссор с их ещё недавно улыбчивыми и мягкими, а теперь непредсказуемыми и своенравными детьми, задаётся вопрос: «Как мне улучшить наши отношения с сыном/дочерью?»

И они не догадываются, что вопрос поставлен в корне не верно. Улучшить отношения с подростком – невозможно. Можно лишь улучшить МОЁ отношение к ребёнку-подростку. Это колоссальная разница.

Вообще есть одна аксиома, которую хорошо бы заучить и помнить всем, кто, так или иначе, сталкивается с подростковой средой. С детьми подросткового возраста простых, лёгких, в постоянной любви и мире отношений быть не может.

Просто потому, что подростки живут в ужасных мучениях, обусловленных огромным количеством факторов. Это и гормональные всплески, и включение программ разотождествления с родителями, подготавливающие к тому, чтобы уйти во взрослое «свободное плавание» в скором будущем. И всё ещё цепко держит программа «любимый малыш», и неприятие одного и желание другого, а потом враз и с точностью наоборот.

И непонимание со стороны окружающих, и безконтрольные перепады эмоционального состояния от безудержного веселья до состояния злобы и тотальной депрессии, и наличие стремления при отсутствии возможностей, и, наоборот, нежелание проявлять себя в вынуждающей на активность обстановке, непринятие себя нового, и ещё много-много чего.

Ещё один момент состоит в том, что дети-индиго, а это весомая доля детей, которые являются подростками в наши дни, несут с собой серьёзные и нелёгкие программы на воплощение.

Эти программы обуславливают как раз складывание вокруг таких детей ситуаций, когда им надо буквально «принимать огонь на себя», что порождает, разумеется, проблемы и в школе и в коллективе.

И это всё при их врождённом стремлении «звездить», быть на виду, стремлении быть «первыми», победителями и так далее. Они не могут прятать себя, они не для этого пришли в этот мир, и получается так, что из-за этого своего качества, пока не сформировались, «гребут по полной».

Поэтому даже если бы подросток и хотел жить в любви и ласке, у него это никак не получается, потому, что слишком тяжёл крест подросткового состояния, особенно сейчас.

Поэтому ещё раз. Нужно улучшить МОЁ отношение к моему ребёнку-подростку, особенно в те моменты, когда ему плохо. Нужно, чтобы Я не нервничала, чтобы Я не страдала, чтобы Я в этот момент любила его. А это всё происходит только при наличии двух факторов.

Первый – это понимание того, что он попросту не может вести себя по-другому. А второй – это внутренняя ресурсность и наполненность матери. Более того, следить за тем, чтобы самой находиться в состоянии любви к себе, в состоянии гармонии и равновесия — это основная работа матери над отношениями.

Есть ещё один момент. Часто провокационное поведение подростка к родителю может иметь место потому, что родитель врёт. Бешенство подростка проявляется как безсознательная бурная реакция в ответ на наше лицемерие. Простой пример. Матери хочется удушить сына за его хамское поведение, а она «сохраняет лицо» и делает вид, что всё хорошо.

Она и не признаёт его право вести себя так и сдерживает внутри себя негодование. Подросток чувствует это неприятие и двойственность по отношению к себе и выводит это из родителя наружу непотребным поведением. Поэтому задача матери честно признаться самой себе — меня бесит мой сын, как мне справиться с этим бешенством.

Любопытно, что одно только осознанное признание наличия негативной эмоции внутри себя, проговаривание её и принятие её как данности, способно снизить накал страстей вполовину. И совершенно не нужно при этом докапываться до причин, по которым подросток вызывает такой негатив.

Может он бесит, потому, что в прошлой жизни вы были воплощены как любовники и он предал, а вы были преданы и, возможно, были жестокие последствия такого предательства в вашей судьбе. А может быть, в одной из жизней он был воплощён вашим отцом и заставил вас умирать голодной смертью…

Вариантов обоюдных травмирующих сценариев в закончившуюся уже трёхмерную тяжёлую эпоху Кали было превеликое множество. А мы сейчас в видим зачастую лишь проявленность тех или других сильнейших эмоций, накопленных до нас поколениями, так к чему удивляться и для чего нам доискиваться до причин? Задача признать, что он просто бесит своим поведением.

После того, как вы сняли маску и признали за собой право испытывать негативную эмоцию, следующая задача — признать, что и ему плохо тоже. Однако и тут не стоит усердствовать. Сколько матерей, у кого дети проходят этот непростой возраст, мечутся между агрессией и чувством вины. Вина – это тоже агрессивная эмоция, этакий «волк в овечьей шкуре», и налаживанию отношений уж точно не поспособствует.

Важно знать, что, несмотря на выпадающие на долю подростка неурядицы, на то, что он сейчас переживает очень нелёгкий период, это мучение выбрано им самим ещё до воплощения и он обязательно, пройдя через это, что-то в себе откроет ценное потом.

Обязательно найдите в своём любимом подростке то, чем вы можете совершенно искренне и по-честному восхищаться, даже если это просто убранные на место носки или вымытая разово тарелка. Только честность срабатывает с детьми.

В моменты, когда уж совсем тяжело, брать ручку и листы бумаги, уединяться и выписывать всю ярость и негодование без прикрас и нецензурно, если понадобится.

Затем прочесть написанное столько раз, сколько понадобится для того, чтоб текст не вызывал у вас больше эмоций и вы его читали, будто газетную статью. Выписывание помогает выгрузить негативную «мыслемешалку» из головы и существенно разгружает накал страстей.

Позже хорошо б с таким же усердием выписать всё, за что вы благодарны своему ребёнку, всё хорошее, чему вы научились благодаря ему. [/su_highlight]

Но всё равно это всё является вторичным. Самое важное и основное — это любить ребёнка таким, какой он есть сейчас, не пытаясь сделать его лёгким и удобным. Потому, что пока вы будете прилагать усилия в том, чтобы его «пригладить», привести «в надлежащий вид» — он будет сопротивляться. Зато любовь к себе, принятие себя в любом проявлении и позволение себе БЫТЬ, породит точно такое же ваше отношение и к вашему любимому существу, ещё пока не взрослому, но уже и не малышу.

Любовь пронесёт вас обоих через этот нелёгкий период становления, период подготовки подростка к тому, чтобы расцвести подобно волшебному цветку, и сохранит вашу незримую связь друг с другом, приумножив и укрепив её, выведя на совершенно новый уровень.

Просто перейдите на другую страничку сайта и практикуйте прямо сейчас, не откладывайте!

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Эти программы обуславливают как раз складывание вокруг таких детей ситуаций, когда им надо буквально «принимать огонь на себя», что порождает, разумеется, проблемы и в школе и в коллективе.

Советы подросткам при появлении первого чувства

Если ребенок впервые познал, что такое нежное чувство к представителю противоположного пола, то ничего страшного в этом нет. Однако несчастная любовь в подростковом возрасте — довольно распространенное явление. Именно по этой причине психологи разработали ряд советов, как вести себя ребенку при новом этапе своего взросления:

    Наслаждаться порой юности. Данный период формирования личности не повторится никогда, поэтому следует с благодарностью принимать все то, что в дальнейшем станет бесценным жизненным опытом. Первая любовь — это прекрасное чувство, воспоминания о котором многие люди хранят в своем сердце долгие годы.

Не растворяться в понравившемся человеке. Как бы ни пришелся по душе первый в жизни объект страсти, следует помнить и о своих интересах. Если нравится соул-музыка, а избранник предпочитает тяжелый рок, то это вовсе не сигнал для того, чтобы кардинально менять свои пристрастия. Люди предпочитают общение только с теми личностями, которые во всех ситуациях остаются самими собой.

Обращаться за помощью к родителям. Если первая любовь является неразделенным чувством, то следует максимально откровенно поговорить со старшим поколением семьи. Не стоит стесняться своих накопившихся эмоций, потому что родители с багажом имеющегося опыта все поймут и дадут дельный совет. Иногда проще бывает даже выговориться бабушкам с дедушками, их помощь и поддержку также не следует отвергать.

Не забывать о своих планах на будущее. Первое чувство — вовсе не повод забросить любимое хобби и забыть об учебе. Если избранник ответил взаимной симпатией, значит, он должен уважать разработанные перспективы на дальнейшее понравившегося человека. Если его мало интересует данный факт, то стоит ли продолжать общение с такой безразличной и эгоистичной личностью?

Не замыкаться в себе. Через безответную любовь проходят многие люди, вспоминая в дальнейшем об этом тяжелом жизненном периоде с улыбкой. Если объект страсти не отвечает взаимностью, значит, это необходимо принять с достоинством. Новые знакомства, совместный досуг с друзьями помогут избавиться от мрачных мыслей. Самобичевание и уход в себя только усугубят сложившуюся непростую ситуацию.

  • Быть осторожными. Только сам подросток решает, когда он стал достаточно взрослым для начала половой жизни. Спешить с этим не стоит, потому что часто при полностью сформировавшемся теле нервная психика влюбленной особы остается в стадии разработки и совершенствования. Если же избранник настаивает на интиме, то следует сказать ему четкое и категоричное «нет». Значит, понравившийся человек не ценит чувства и желания других людей и от него стоит держаться подальше.
  • Быть осторожными. Только сам подросток решает, когда он стал достаточно взрослым для начала половой жизни. Спешить с этим не стоит, потому что часто при полностью сформировавшемся теле нервная психика влюбленной особы остается в стадии разработки и совершенствования. Если же избранник настаивает на интиме, то следует сказать ему четкое и категоричное «нет». Значит, понравившийся человек не ценит чувства и желания других людей и от него стоит держаться подальше.
  • Бунт нужен!

    – Нужно ли контролировать подростка? Как узнать, что он попал в плохую компанию, и что делать?

    – Когда нужна срочная помощь психолога?

    – В этом возрасте может наблюдаться некий регресс, могут появиться страхи, невротические реакции (навязчивые мысли и действия, тики и т. п.). Это может пройти и само. Если не проходит или сильно выражено, следует обратиться к специалистам. Нужна помощь, когда ребенок говорит о смерти, о желании умереть. Суицидальные попытки подростков часто направлены на реакцию взрослых, но иногда связаны с подростковой депрессией. Кроме того, обратиться к психологу необходимо, если наблюдаете сильные поведенческие симптомы (постоянно подавленное состояние, агрессия, уход из дома и прочее), пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики).

    – Говорят, что подростковые бунты нужны, иначе они могут появиться в зрелом возрасте, и это будет гораздо хуже, потому что тогда люди могут разрушать браки.

    – Все возрастные вопросы должны быть решены в свое время. Подростковый бунт – значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение. Не проживая этот период, он станет инфантильным взрослым, не умеющим отстаивать свое мнение и добиваться своих целей. Он будет жить не своей жизнью, действуя по указке родителей, пока проблемы не вскроются и он наконец не заметит, что его интересы и потребности не удовлетворены. Или другой вариант – человек будет пытаться всю жизнь бороться, протестовать, до сих как бы находясь в подростковом этапе.

    Что может помочь:

    Добавить комментарий