Что такое дедукция и дедуктивный метод?

Анализ и синтез

Анализ и синтез чаще всего проводят в совокупности, поскольку это приводит к более глубокому познанию и более широкому раскрытию действительности.

Анализ – это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.

Синтез – это процесс, противоположный анализу, т.е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.

Г. Галилей смог сформулировать закон инерции на основе именно мыслительного эксперимента. Он сделал вывод, что идеально гладкий шар может катиться по идеально гладкой поверхности, при условии, что силы трения между шаром и поверхностью будут полностью отсутствовать.

Дедукция — это метод логического мышления

Термин образован от латинского слова deductio – выведение.

Есть простое определение: дедукция – это метод мышления, который предполагает переход от общего к частному.

То, что верно для целого класса вещей, также истинно и для каждого объекта, относящегося к этому классу.

Дедуктивное рассуждение начинается с посылки – общего правила, которое считается истинным. Затем с помощью логических звеньев из посылки должно выводиться частное заключение.

Поясним на примере:

Дедуктивное рассуждение начинается с посылки – общего правила, которое считается истинным. Затем с помощью логических звеньев из посылки должно выводиться частное заключение.

Примеры Аргумент из аналогии
  • Шерсть – это овца, что молоко для коровы.
  • Водитель в автобусе, какой пилот в самолете.
  • Радио должно слушать, как газета читать.
  • Спи спать, как голод есть.
  • Слезы печали, смех радости..
  • Лежать – это спать, как сидеть – это сидеть на диване..
  • Холод горяч, как тьма свет.
  • Пчела – это улей, как муравей – это колония.
  • Франция для вина, а Колумбия для кофе.
  • Фин – это дельфин, а рука – человек.
  • Колумбия в Боготу, а Аргентина в Буэнос-Айрес.
  • Мыло чистое, как грязь грязи.
  • Перчатки ручные, как носки ногами.
  • P и Q аналогичны по свойствам a, b и c.
  • Было замечено, что объект P обладает свойством x.

Примеры использования метода

Человек, проводящий дедуктивное рассуждение в полном объеме, скорее всего, будет принят за педанта. Действительно, рассуждая на примере следующего силлогизма, подобные выводы могут иметь чересчур искусственный характер.

Первая часть: «Все российские офицеры бережно хранят боевые традиции». Вторая: «Все хранители боевых традиций – патриоты». Наконец, вывод: «Некоторые патриоты – российские офицеры».

Другой пример: «Платина – металл, все металлы проводят электрический ток, значит, платина электропроводна».

Цитата из анекдота про Шерлока Холмса: «Извозчик приветствует героя Конан Дойля, говоря, что рад видеть его после Константинополя и Милана. На удивление Холмса извозчик поясняет, что узнал эту информацию по биркам на багаже». И это пример использования дедуктивного метода.


Цитата из анекдота про Шерлока Холмса: «Извозчик приветствует героя Конан Дойля, говоря, что рад видеть его после Константинополя и Милана. На удивление Холмса извозчик поясняет, что узнал эту информацию по биркам на багаже». И это пример использования дедуктивного метода.

Условные умозаключения

Умозаключения, посылки и заключения которых — условные суждения.

  • контрапозиция:
  • сложная контрапозиция:
  • транзитивность:

Wikimedia Foundation . 2010 .

Где применяется дедукция

Мы используем такое мышление ежедневно, даже не догадываясь об этом. Не замечаем, что в голове выстраиваются логические цепочки: теплая одежда защищает от холода, на улице холодно, куртка – теплая одежда, надену куртку. Все происходит автоматически за доли секунды.

Но метод дедуктивного мышления применяется осознанно во многих сферах:

  1. Споры и дискуссии. Когда нужно убедить оппонента принять вашу точку зрения, достаточно найти очевидное утверждение, с которым он согласится. А потом логически связать предпосылку с нужным выводом. Менеджер в автосалоне убеждает клиента купить дорогой автомобиль: «Решайтесь, мы живем лишь раз. Зачем откладывать мечту?».
  2. Математика. Доказательство теоремы основывается на аксиомах – утверждениях, которые по умолчанию истинны.
  3. Криминалистика. Используя общую картину происшествия, эксперт устанавливает отдельные обстоятельства дела.
  4. Наука. Дедукция – это основной логический способ доказательства. Ученый берет гипотезу (что это такое?), которую нужно подтвердить или опровергнуть, и выводит следствия. Если в ходе экспериментов удается обнаружить эти следствия, то гипотеза считается доказанной.
  5. Философия. Это наука, где эксперименты – мысленные, а доказательства — логические. В той же физике можно подкинуть яблоко в небо, чтобы убедиться в существовании силы притяжения. Дедукция в философии – это способ логически обосновать гипотезу.

К выводам, которые получены способом индуктивных рассуждений, не стоит относиться как к абсолютной истине. Это всего лишь гипотеза, которая может быть верной или ложной.

Как способ дедукции Шерлока Холмса применяется на практике?

Примером этого способа мышления является всемирно известный детектив, который стал настоящим воплощением дедукции, ведь он обладал необычайно острым умом, а потому использовал в своих расследованиях не только дедукцию, но и индуктивный способ мышления, а также проявлял небывалую наблюдательность.

Поразительные способности героя – не дар свыше, а результат когнитивных процессов, отточенных до совершенства. Их необходимо долго и упорно тренировать, чтобы добиться подобного мастерства. Заслуга Шерлока Холмса скорее в его силе воли, которая способствовала дальнейшему развитию навыков.

Если отложить в сторону сильные стороны героя и сосредоточиться на его умении пользоваться дедуктивным мышлением, то придется с горечью отметить, что в нем он также обходит многих людей. Виной всему наше нежелание напрячь свой ум, ведь порой мы просто не желаем создать хотя бы небольшую логическую цепочку.

Пытаясь использовать дедукцию в решении повседневных задач, вы сможете мыслить иначе:

  • правильные решения удастся найти гораздо быстрее, соответственно возрастет продуктивность действий;
  • общение с людьми станет проще, поскольку появится возможность «читать» их по скрытым, на первый взгляд, деталям;
  • человек обретает нестандартное мышление, за счет чего находит выход из самых запутанных ситуаций;
  • ум также претерпевает изменения – становится более гибким;
  • интуиция не просто развивается, она превращается в хорошего помощника в принятии правильных решений;
  • мотивы поступков других людей будут понятнее, станет легче просчитать их линию поведения.

Заряд позитивных эмоций, напротив, способствует открытию резервов творческих сил и появлению продуктивных идей.

  • Тренируйте память. Она необходима, чтобы зафиксировать все детали. Благодаря обилию методов тренировки, можно без труда подобрать для себя интересную методику. На помощь придут мобильные и настольные игры, суть которых – запоминать как можно больше предметов.
  • Ведите дневник с записями. Пусть вначале это будут лишь «пробы пера» с разрозненной и маловажной информацией. Вскоре эта привычка дисциплинирует ум, заставит его отфильтровывать данные и фиксировать только важное. Умение отделять одно от другого сэкономит время при знакомстве с новой ситуацией.
    Читайте также:  Гармония в семье: как научиться понимать любимого

    Понятие индукции

    Обратный метод умозаключений – индукция – ведет мыслителя от частного явления или предмета к общим признакам. Если один человек умер, будучи смертным, то и все люди могут умереть.


    Что эффективнее для поиска решения или разгадки какого-либо явления – дедукция или индукция? Это два очень похожих инструмента, которые действуют в противоположных направлениях, но выполняют, по сути, одинаковые функции. Выводы, к которым приходит ищущий, не исключают друг друга и не являются противоречивыми.

    Применение дедуктивного метода в преподавании и аналитической работе

    Дедуктивный метод в преподавании основывается на объяснении с помощью правил. Вначале идет презентация правил, а потом следуют примеры употребления этих правил и упражнения на их отработку.

    Примером дедуктивного обучения может быть следующая ситуация:
    Вы устроились на новое место работы. В первый рабочий день вы заметили, что ваши новые коллеги ставят плюсик напротив своей фамилии при входе в здание, берут пропуск, а после рабочего дня отдают пропуск на выходе из здания. После вы делаете тоже самое.

    Итак, используя дедуктивный метод вы опираетесь изначально на некоторое правило. Например, в работе преподавателя иностранных языков применение этого метода будет следующим.

    Когда начинается занятие по грамматике, после некоторого вступления, приветствия, преподаватель сначала объясняет правило использования той или иной грамматической конструкции, потом приводит примеры использования, и дает студентам упражнения на применение этого правила.

    Примером дедуктивного обучения может быть следующая ситуация:
    Вы устроились на новое место работы. В первый рабочий день вы заметили, что ваши новые коллеги ставят плюсик напротив своей фамилии при входе в здание, берут пропуск, а после рабочего дня отдают пропуск на выходе из здания. После вы делаете тоже самое.

    Для чего развивать индуктивные и дедуктивные способности

    Метод дедукции может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Когда нужно узнать правду, причем быстро. Например, если кто-то из близких попал в неприятную ситуацию и его обвиняют в том или ином преступлении. На основе имеющихся фактов нужно прийти к истинному решению. Доказать виновность или невиновность человека, полагаясь на известные факты.

    Главное для человека, чтобы суждения были логичными и вели к истине. Развитие дедуктивного мышления пригодится и в других ситуациях, когда нужно доказать истину.

    Метод дедукции может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Когда нужно узнать правду, причем быстро. Например, если кто-то из близких попал в неприятную ситуацию и его обвиняют в том или ином преступлении. На основе имеющихся фактов нужно прийти к истинному решению. Доказать виновность или невиновность человека, полагаясь на известные факты.

    Отличие дедуктивного метода от индуктивного

    Индуктивный метод получения знаний или предположений основан на переходе от частного (мелких предпосылок) к общему. В качестве точки отсчета, чтобы сделать вывод, берутся какие-то конкретные признаки неизвестного явления. Например, если у человека наблюдаются повышенная температура, кашель, озноб, значит — у него грипп (простуда). Человек в рассуждениях идет от части к целому. В данном случае от разрозненных симптомов к определению болезни.

    С Викиум вы сможете развивать дедуктивные способности онлайн

    С точки зрения дедуктивного метода это неправильно. Прежде всего надо охватить картину в целом, а для этого надо ввести обобщающий компонент – «простудное заболевание». Например, если у человека грипп, то, следовательно, у него должны наблюдаться все соответствующие симптомы. Но чтобы получить процедуру вывода, необходимо владеть обширной базой знаний. Дедуктивное мышление более обобщающее, глобальное и выражается в наиболее формальном виде цепочки логических выводов. Индуктивное относится больше к интуитивным прозрениям, субъективным предчувствиям.

    Иногда в единую ситуацию объединяют сразу несколько разных фактов, которые дробятся на единичные признаки и ссылки к доказательствам.

    • от частного к общему – индукция;
    • от общего к частному – дедукция.

    Однако, получение общего знания (закона) происходит с помощью близкого рассмотрения частных случаев, их объединения, то есть методом индукции.

    То есть дедуктивный и индуктивный подход взаимнообусловлены и сначала, до определения общего закона и признака различных явлений, цепочка выводов движется «снизу вверх» (индуктивный подход), а в дальнейшем, после нахождения общего признака для частных случаев — «сверху вниз» (дедуктивный подход).

    С Викиум вы сможете развивать дедуктивные способности онлайн

    Дедукция в философии

    Начало дедуктивной логики положено со времен Аристотеля, но более интенсивно ее стали применять в XIX веке. Начала развиваться математическая логика, затем учения о доказательстве, о логической последовательности, о непротиворечии и др., что впоследствии привело к изучению философских дедуктивных методов.

    Логика и философия Нового времени имеет разные мнения о дедукции в познании.

    Декарт дедукцию противопоставлял интуиции; он считал, что разум истину «непосредственно усматривает», а дедукция, доставляет ему знание, полученное путем рассуждения «опосредованное». Ф. Бэкон, А. Бэн, У. Уэвелл и другие английские логики считали, что дедукция «второстепенный» метод и что правильные знания дает индукция – способ мышления, с переходом от частного утверждения к общему заключению.

    Вольф и Лейбниц, из-за того, что дедукция не приводит к «новым фактам» пришли к противоположному выводу: знания, полученные дедуктивным методом «истинные во всех возможных мирах». И только Ф. Энгельс раскрыл взаимосвязь индукции и дедукции, и считал, что эти методы дополняют друг друга. А Кант считал, что при построении философии необходимо опираться на эмпирические факты, а не только на дедуктивные методы; по его мнению, дедуктивные знания, получены без применения эмпирических фактов.

    Существует «теорема дедукции» — это одно из главных соотношений между связкой импликации («если то…») и логической выводимостью («… значит это») или («если А, то В…»), которая доказуема.

    Применение дедукции в познании ограничено по трем причинам:

    1. знания, которые она дает, человек может получить, рассуждая, при этом предмет рассуждения остается неизменным, а значит представить этот предмет, как развивающийся, нельзя;
    2. в дедуктивном мышлении нет противоречий, поэтому все, что противоречит действительности, разрушается, таким образом, теряя свою целостность;
    3. дедуктивные выводы не могут содержать ничего, чего нет в посылках (принципах, аксиомах и др.)

    1. знания, которые она дает, человек может получить, рассуждая, при этом предмет рассуждения остается неизменным, а значит представить этот предмет, как развивающийся, нельзя;
    2. в дедуктивном мышлении нет противоречий, поэтому все, что противоречит действительности, разрушается, таким образом, теряя свою целостность;
    3. дедуктивные выводы не могут содержать ничего, чего нет в посылках (принципах, аксиомах и др.)
    Читайте также:  Избавление от стресса: советы экспертов

    Дедукция

    Дедукция — это логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному в процессе рассуждения (см. Рассуждение). В логике (см. Логика) термин «дедукция» используется как синоним более точного, но более громоздкого, термина «дедуктивное рассуждение» и понимается в более узком смысле: как умозаключение, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Считается, что если посылки дедукции истинны, то [при соблюдении правильной формы рассуждения] истинны и её следствия (заключения). В дедуктивном рассуждении между посылками и заключением имеет место отношение логического следования (см. Логическое следование), при котором логическое содержание заключения (его информация без учёта значений нелогических терминов) составляет часть совокупного логического содержания посылок. В этом смысле термин «дедукция» употребляется для обозначения конкретных выводов следствий из посылок, то есть как синоним термина «вывод» в одном из его значений. Всё это обусловливает тесную связь (а иногда даже отождествление) понятия дедукции с понятиями вывода и следствия, находящую своё отражение и в логической терминологии; так, «теоремой о дедукции» принято называть одно из важных соотношений между логической связкой импликации (формализующей словесный оборот «Если…, то…») и отношением логического следования (выводимости): если из посылки A выводится следствие B, то импликация AB («Если A…, то B…») доказуема (то есть выводима уже без всяких посылок, из одних только аксиом). (Теорема о дедукции, справедливая при некоторых достаточно общих условиях для всех «полноценных» логических систем, в некоторых случаях просто постулируется для них в качестве исходного правила.) Аналогичный характер носят и другие связанные с понятием дедукции логические термины; так, дедуктивно эквивалентными называются предложения, выводимые друг из друга; дедуктивная полнота системы (относительно какого-либо свойства) состоит в том, что все выражения данной системы, обладающие этим свойством (например, истинностью при некоторой интерпретации), доказуемы в ней.

    Наряду с этим, термином «дедукция» обозначают родовое наименование общей теории построений правильных выводов. В соответствии с этим последним словоупотреблением, науки, предложения которых получаются (хотя бы преимущественно) как следствия некоторых общих «базисных законов» (принципов, постулатов, аксиом и так далее), принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и другие), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным. Противоположностью дедукции является индукция (см. Индукция), в которой общий вывод также строится на основе частных посылок, но при этом посылки могут подтверждать или подразумевать истину, однако не гарантируют её получения. Соответственно, примерами индуктивных наук являются естественные науки. Вместе с тем, деление наук на дедуктивные и индуктивные, широко распространённое ещё в начале XX века, сейчас во многом утратило своё значение, поскольку оно ориентировано на науку, рассматриваемую статически, то есть как систему надёжно и окончательно установленных истин.

    Метод дедукции широко используется во всех областях научного познания, играя важную роль при построении эмпирических знаний и переходе от эмпирического знания к теоретическому (см. Методы научного познания). В дедукции, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера, поэтому одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объём полученного знания. Наибольшее познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а гипотетическое предположение, новая научная идея. В этом случае дедукция играет не просто вспомогательную роль, дополняя индукцию, а является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путём теоретическое знание (см. Теория) предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и целенаправляет построение новых индуктивных обобщений. В целом, на начальной стадии научного исследования преобладает индукция, в ходе же развития и обоснования научного знания большую роль начинает играть дедукция. Таким образом, эти две операции научного познания неразрывно связаны и дополняют друг друга.

    Общая схема организации научно-теоретических дедуктивных систем включает:

    1. исходный базис, то есть совокупность исходных терминов и утверждений;
    2. используемые логические средства (правила вывода и определения);
    3. совокупность утверждений (предложений), получаемых из (1) путём применения (2).

    При исследовании таких теорий анализу подвергаются взаимоотношения между отдельными их компонентами, абстрагированными от генезиса и развития знания. Поэтому их целесообразно рассматривать как своеобразные формализованные языки, которые можно анализировать либо в синтаксическом (когда изучается соотношение между входящими в язык знаками и выражениями вне учёта их внеязыкового значения), либо в семантическом (когда взаимоотношения знаков и выражений системы рассматривают с точки зрения их значения) аспектах. Дедуктивные системы подразделяются на аксиоматические (аксиоматический метод) и конструктивные (конструктивный метод). Дедуктивный метод при использовании его в знании, основанном на опыте и эксперименте, выступает как гипотетико-дедуктивный метод (см. Метод гипотетико-дедуктивный). Анализ дедуктивного способа построения научного знания начался уже в античной философии (Платон, Аристотель, Евклид, стоики), значительное место занимал в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и другие), но наиболее полно и чётко принципы дедуктивной организации знания были сформулированы лишь в конце XIX — начале XX века с привлечением аппарата математической логики. Вплоть до конца XIX века дедуктивный метод применялся в основном в сфере математики и логики. В XX веке широкое распространение получили попытки дедуктивного (в частности, аксиоматического) построения также многих нематематических дисциплин — отдельных разделов физики, биологии, лингвистики, социологии и других.

    Изучение дедукции составляет главную задачу логики; иногда логику — во всяком случае логику формальную (см. Логика формальная) — даже определяют как «теорию дедукции». Вне пределов дедуктивной логики находятся так называемые правдоподобные рассуждения (см. Рассуждения правдоподобные) и индуктивные методы, которые изучаются в индуктивной логике (см. Логика индуктивная). В дедуктивной логике исследуются способы рассуждений со стандартными, типовыми высказываниями; эти способы оформляются в виде логических систем, или исчислений.

    Хотя сам термин «дедукция» впервые употреблён, , Боэцием («Введение в категорический силлогизм», 1492), первый систематический анализ одной из разновидностей дедуктивных умозаключений — силлогистических умозаключений (см. Силлогизм) — был осуществлён Аристотелем в «Первой Аналитике» («Первая Аналитика», II 25, 69а 20–36) и существенным образом развит его античными и средневековыми последователями. Дедуктивные умозаключения, основанные на свойствах пропозициональных логических связок, исследовались в школе стоиков и особенно подробно в средневековой логике. Были выделены такие важные типы умозаключений, как условно-категорические (modus ponens, modus tollens), разделительно-категорические (modus tollendo ponens, modus ponendo tollens), условно-разделительные (лемматические) и другие. В философии и логике Нового времени имели место значительные расхождения во взглядах на роль дедукции в ряду других методов познания. Так, Р. Декарт противопоставлял дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание. (Провозглашённый Декартом примат интуиции над дедукцией возродился гораздо позже и в значительно изменённых и развитых формах в концепциях интуиционизма — см. Интуиционизм) Ф. Бэкон, а позднее другие английские «логики-индуктивисты» (У. Уэвелл, Дж. Ст. Милль, А. Бэн и другие), особо отмечая, что в заключении, полученном посредством дедукции, не содержится (если выражаться на современном языке) никакой «информации», которая не содержалась бы (пусть неявно) в посылках, считали на этом основании дедукцию «второстепенным» методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция. В этом смысле дедуктивно-правильные рассуждения рассматривались с теоретико-информационной точки зрения как рассуждения, посылки которых содержат в себе всю информацию, содержащуюся в их заключении. Исходя из этого, ни одно дедуктивно правильное рассуждение не приводит к получению новой информации — оно всего лишь делает явным неявное содержание его посылок. В свою очередь, представители направления, идущего в первую очередь от немецкой философии (Хр. фон Вольф, Г. В. Лейбниц), также, исходя из того, что дедукция не даёт новой информации, именно на этом основании приходили к прямо противоположному выводу: полученные путём дедукции знания являются «истинными во всех возможных мирах» (или, как говорил позже И. Кант, «аналитически истинными»), чем и определяется их «непреходящая» ценность, в отличие от полученных индуктивным обобщением данных наблюдения и опыта «фактических» (или «синтетических») истин, верных «лишь в силу стечения обстоятельств». С современной точки зрения вопрос о подобных преимуществах дедукции или индукции в значительной мере утратил смысл. Наряду с этим, определённый философский интерес представляет вопрос об источнике уверенности в истинности дедуктивно правильного заключения на основании истинности его посылок. В настоящее время принято считать, что этот источник — значение входящих в рассуждение логических терминов; таким образом, дедуктивно правильные рассуждения оказываются «аналитически верными».

    Читайте также:  Как сделать своей девушке приятно руками во время полового акта?

    В рамках традиционной логики описывалась лишь небольшая часть дедуктивных умозаключений и отсутствовали точные критерии логической корректности рассуждений. В современной символической логике (см. Логика символическая), благодаря использованию методов формализации, построению логических исчислений и формальных семантик, аксиоматическому методу, исследование дедуктивных умозаключений было поднято на качественно иной, теоретический уровень. Средствами современной логической теории удаётся задать всю совокупность форм правильных дедуктивных умозаключений в рамках определённого формализованного языка. Так, если теория строится семантически, то переход от формул A1 A2, … An к формуле B объявляется формой корректного дедуктивного умозаключения при наличии логического следования B из A1 A2, … An; данное отношение обычно определяется так: при любой допустимой в данной теории интерпретации нелогических символов, при которой A1 A2, … An принимают выделенное значение (значение истины), формула B также принимает выделенное значение. В синтаксически построенных логических системах (исчислениях) критерием логической корректности перехода от A1 A2, … An к B выступает существование формального вывода формулы B из формул A1 A2, … An, осуществляемого в соответствии с правилами данной системы.

    Выбор логической теории, адекватной для проверки дедуктивных умозаключений, обусловливается типом высказываний, входящих в его состав, и выразительными возможностями языка теории. Так, умозаключения, содержащие сложные высказывания, могут анализироваться средствами логики высказываний (см. Логика высказываний), при этом внутренняя структура простых высказываний в составе сложных игнорируется. Силлогистика (см. Силлогистика) исследует умозаключения из простых атрибутивных высказываний, основанные на объёмных отношениях в сфере общих терминов. Средствами логики предикатов (см. Логика предикатов) выделяются корректные дедуктивные умозаключения на основе учёта внутренней структуры простых высказываний разнообразных видов. Умозаключения, содержащие модальные высказывания, рассматриваются в рамках систем модальной логики (см. Логика модальная), те, которые содержат овременённые высказывания, — в рамках временной логики (см. Логика временная) и так далее.

    В рамках традиционной логики описывалась лишь небольшая часть дедуктивных умозаключений и отсутствовали точные критерии логической корректности рассуждений. В современной символической логике (см. Логика символическая), благодаря использованию методов формализации, построению логических исчислений и формальных семантик, аксиоматическому методу, исследование дедуктивных умозаключений было поднято на качественно иной, теоретический уровень. Средствами современной логической теории удаётся задать всю совокупность форм правильных дедуктивных умозаключений в рамках определённого формализованного языка. Так, если теория строится семантически, то переход от формул A1 A2, … An к формуле B объявляется формой корректного дедуктивного умозаключения при наличии логического следования B из A1 A2, … An; данное отношение обычно определяется так: при любой допустимой в данной теории интерпретации нелогических символов, при которой A1 A2, … An принимают выделенное значение (значение истины), формула B также принимает выделенное значение. В синтаксически построенных логических системах (исчислениях) критерием логической корректности перехода от A1 A2, … An к B выступает существование формального вывода формулы B из формул A1 A2, … An, осуществляемого в соответствии с правилами данной системы.

    5. Быть наблюдательным

    В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

    Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно — вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

    В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

    Расширяйте кругозор

    Старайтесь изучать все. Расширяйте свой кругозор. Смотрите разные фильмы и передачи. Путешествуйте, общайтесь с людьми разных профессий и интересов. Читайте энциклопедии и словари.


    Не зацикливайтесь только на дедукции. Прибегайте к методу индукции, если это требуется. Изучайте оба метода и старайтесь их использовать. Смотрите по ситуации и обстоятельствам.

  • Добавить комментарий