Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

  • 1. Умственная отсталость: описание заболевания
  • 2. Основные клинические проявления
    • 2.1. Степени УО
  • 3. Диагностика
  • 4. Лечение

Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Умственная отсталость: причины, виды, признаки, лечение

Умственная отсталость, также называемая олигофрения – врожденная или возникшая в раннем детском возрасте патология, характеризуемая существенной задержкой или неполноценным развитием высшей психической деятельности. Олигофрения проявляется, в первую очередь, недостаточными интеллектуальными способностями и сопутствующими дефектами эмоционально-волевой сферы. Умственная отсталость выступает серьезным препятствием для нормальной социальной адаптации человека.

К настоящему времени отсутствуют точные данные о распространенности олигофрении в человеческой популяции. Это объясняется несколькими факторами: существованием различных диагностических критериев в разных странах, недостаточным вниманием государства к вопросам психического здоровья, недоступностью во многих регионах качественной и своевременной медицинской помощи.
Однако, сравнивая данные из разных источников, можно утверждать, что численность больных олигофренией в индустриально развитых странах достигает отметки в 1% граждан. Исследования, проведенные в советские времена, утверждают, что число лиц, страдающих олигофренией, не превышает 0,5%.

Олигофрению следует дифференцировать от приобретенной деменции – слабоумия, при которой спад умственных способностей происходит при предшествующем наличии у больного нормального коэффициента интеллекта. Также врожденную патологию следует отличать от явлений, свойственных для шизофрении, при которой дефекты возникают непосредственно в процессе болезни.

Степени тяжести олигофрении
В современной медицине существует несколько вариантов классификации олигофрении в зависимости от степени тяжести нарушений. Согласно Международному классификатору болезней 10-го пересмотра выделяют четыре степени умственной отсталости.

  • Легкая степень расстройства, ранее именовавшаяся «дебильность», подразумевает наличие у индивидуума коэффициента интеллекта в пределах от 50 до 59 баллов. При этом его психологический возраст колеблется на уровне от девяти до двенадцати лет.
  • Умеренная степень олигофрении, ранее описываемая под названием «незначительно выраженная имбецильность», может быть определена человеку с показателями интеллекта от 35 до 59 пунктов. Психологический возраст больного в таком случае пребывает в диапазоне от шести до девяти лет.
  • Тяжелая степень умственной отсталости, называемая в прошлом «выраженная имбецильность», свидетельствует о том, что коэффициент интеллекта человека находится на отметке от 20 до 34 пунктов. При этом умственный потенциал больного соответствует психологическому возрасту от трех до шести лет.
  • Глубокая степень олигофрении, ранее встречавшаяся под термином «идиотия», указывает, что уровень интеллекта пациента не превышает 20 баллов. Психологический возраст больного не преодолевает планку трех лет.
    Умственная отсталость: причины олигофрении
    На сегодняшний день точные причины развития умственной отсталости полностью не изучены. Поэтому ученые все виды олигофрении распределяют в две большие группы:
  • патология с неустановленной этиологией;
  • умственная отсталость, возникшая по установленным причинам.
    В свою очередь все случаи олигофрении с установленной этиологией распределяют в несколько групп в зависимости от причин, давших старт задержке психического развития. На основании причин возникновения выделяют следующие виды:
  • эндогенная олигофрения, обусловленная генетическими, хромосомными причинами;
  • эндогенная умственная отсталость, спровоцированная наследственными аномалиями, вызванными нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, пептидов, мукополисахаридов;
  • экзогенная олигофрения, ставшая следствием внутриутробных дефектов из-за негативного воздействия нейротоксических и инфекционных факторов;
  • аномалия, вызванная недоношенностью ребенка или проблемами в момент родовой деятельности;
  • задержка интеллектуального развития, являющаяся следствием травматических поражений черепно-мозговых структур, пониженного содержания кислорода в отделах головного мозга, инфекционных заболеваний с поражением ЦНС, которые имели место в первые годы жизни человека.
    Умственная отсталость: симптомы олигофрении
    Олигофрения в детском возрасте выражается не только в отставании больных от нормального для их лет развития когнитивных способностей. Присутствующие дефекты в познавательных возможностях, изъяны в эмоционально-волевых процессах, аномалии поведения различаются широким многообразием. При этом у больного ребенка наблюдаются не только количественные сдвиги в показателях интеллекта, но и грубое качественное ухудшение высшей психической деятельности.
    Умственно отсталый ребенок выглядит ослабленным и изнеможенным. Он становится неусидчивым, вялым, пассивным. Другие дети с олигофренией отличаются выраженным длительным беспокойством. У них присутствует множество лишних и бесполезных движений. Для них характерна чрезмерная болтливость, импульсивность и порывистость действий. При этом у больного ребенка отсутствует способность к самоконтролю.

    Очень часто у человека с олигофренией присутствует быстрая истощаемость и ярко выраженное снижение работоспособности. Из-за свойственной олигофрении патологической инертности нервных процессов, возникают нарушения внимания: недостаточная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нередко в структуре умственной отсталости присутствуют нарушения памяти. Малыш может запомнить яркие необычные привлекательные для них детали. Однако усвоить стандартную информацию он не может. Способность к произвольному вниманию у умственно отсталого ребенка формируется, как правило, к семи годам. Наблюдается недоразвитие речи. Некоторые больные олигофренией не говорят до пятилетнего возраста, издавая какие-то бессвязные звуки. С большим опозданием происходит развитие слуха.

    У умственно отсталого ребенка отсутствуют психические ресурсы для спонтанного усвоения опыта. Такому ребенку очень тяжело действовать согласно получаемой словесной инструкции. Он не может имитировать и подражать поведению окружающих. Такой малыш не способен играть в игры, соответствующие его возрасту. Он не пытается манипулировать игрушками. У него отсутствуют навыки конструирования, рисования, лепки. Вплоть до школьного возраста ребенок не способен изображать каких-то определенных линий и рисовать элементарные фигуры: его рисунок представляет собой черкание. При этом он не выполняет действий, которые являются нормальными в его годы. Например: малыш с олигофренией не только не умеет пользоваться ложкой, но и не понимает, для чего эта вещь предназначена.

    Детям с олигофренией очень сложно усвоить простейшие знания и навыки. Воспитателю требуется приложить немало усилий и осуществить неоднократные повторения для того, чтобы малыш усвоил сигналы, позволяющие ориентироваться в окружающей среде. Умственно отсталый ребенок не понимает значимые свойства тех или иных предметов. Он не может установить важные отношения между объектами и явлениями. Он не сознает причинно-следственные связи банальных действий. Для него непонятно, какой акт является важным и обязательным, а какое действие выступает лишь вспомогательным звеном.

    Ребенок с олигофренией испытывает колоссальные трудности при выполнении операций, требующих зрительного представления ситуации и оперирования образами. Вплоть до наступления школьного возраста больной малыш может воспринимать изображенные явления на иллюстрациях и картинах, как истинно существующую реальность. При этом он начинает действовать так, как будто он пребывает в тех условиях.
    Кроме отставания в умственном развитии у детей с олигофренией наблюдается недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы. У ребенка может фиксироваться повышенная возбудимость и неадекватно сильный ответ на действие раздражителей. Фиксируются беспричинные колебания настроения и лабильность чувств. Присутствует и крайне узкий диапазон переживаний. Ребенок в крайних формах выражает охватившую его радость и огорчение.

    Читайте также:  Как удержать или вернуть женщину козерога?

    У больного отсутствует собственные суждения и природная пытливость ума. Он быстро перенимает чужую точку зрения и взгляды окружающих. Человек с олигофренией легко попадает под влияние других людей и поддается указаниям со стороны. Поэтому он может совершить противоправные действия: ограбить, убить, поджечь, поскольку такие действия он выполняет машинально, на уровне автоматизма, не учитывая возможные последствия.

    У малыша отсутствует естественный интерес к событиям, происходящим в окружающем мире. Наибольшие трудности возникают именно в сфере коммуникаций. У больного не возникает потребности установить эмоциональный контакт с близкими родственниками. Также у ребенка с олигофренией не появляется желания общаться с его сверстниками. Поскольку умственно отсталый ребенок не понимает, что происходит в его окружении, он может ощущать негативизм к окружающим, что становится причиной появления у него страхов и агрессивного поведения. С возрастом ребенок начинает приобретать требуемые социальные навыки, поэтому он более комфортно чувствует себя в подростковом коллективе. Многие дети с отставанием в интеллектуальном аспекте довольно хорошо овладевают моделью приемлемого поведения в коллективах.
    Отставание в умственном развитии, недостаточная крепость здоровья малыша часто приводят к тому, что родители начинают окружать его чрезмерной опекой. Такая избыточная забота выступает значительным препятствием для развития и становления личности.

    Умственная отсталость: лечение олигофрении
    К сожалению, на сегодняшний день не изобретены медикаменты, которые смогли бы устранить умственную отсталость и воссоздать нормальные интеллектуальные способности человека. Специфическое лечение существует только для тех видов олигофрении, причины которых точно установлены.
    Если задержка умственного развития вызвана внутриутробным поражением плода инфекционными агентами, то проводят лечение с использованием препаратов, подавляющих активность болезнетворного микроорганизма. В случае, когда причиной олигофрении являются нарушения обмена веществ, целесообразный шаг – строгое пожизненное соблюдение соответствующей диеты и применение медикаментов, восстанавливающих метаболизм. Заместительная терапия гормонами способна улучшить состояние больного, если умственная отсталость является результатом эндокринопатий.

    Медикаментозное лечение также используют для коррекции психоэмоциональных расстройств, ликвидации нарушений поведения и устранения патологических влечений пациента. В большинстве случаев последовательно применяют стимуляторы нейрональных процессов, в числе которых присутствуют:

  • витаминные комплексы в высоких дозах;
  • глутаминовая кислота, стимулирующая метаболизм в центральной нервной системе;
  • ноотропные препараты, положительно влияющие на процессы обмена и кровообращения головного мозга;
  • гопантеновая кислота, способствующая улучшению умственной деятельности;
  • биологически активные аминокислоты и пептиды, восстанавливающие функции мозга;
  • гамма-аминомасляная кислота, восстанавливающая метаболизм головного мозга;
  • антипсихотические средства, устраняющие агрессивность;
  • бензодиазепиновые транквилизаторы, ликвидирующие эмоциональную нестабильность.
    Однако главенствующую роль для коррекции дефектов умственного развития играют педагогические программы, воспитательные мероприятия, трудовое обучение. К несчастью, на постсоветском пространстве еще существует предубеждение: разделять детей на «нормальных» и «особых». Такая система разделения приводит к тому, что дети, имеющие незначительные нарушения, становятся изгоями и очень быстро превращаются в реальных инвалидов.
    Много больных, страдающих олигофренией, обречены к существованию в замкнутом пространстве, не имея достаточного количества социальных контактов и не взаимодействуя с объективно здоровыми ровесниками. До сих пор не редкость, что таких детей не хотят принимать в дошкольные и образовательные учреждения, направляя их учиться в специализированные интернаты либо предлагая получить образование в домашних условиях.

    Из-за отсутствия общения со сверстниками ребенок, страдающий олигофренией, не понимает интересы и увлечения своего поколения. Поэтому он не знает, как реагировать на события, происходящие в окружающем мире. Соответственно, даже усвоив какие-то знания и навыки, он не может полноценно взаимодействовать в коллективе.
    Несмотря на протесты международных организаций, до сих пор в отечественной медицине существует традиция разделять больных с умственной отсталостью на три категории в зависимости от наличия у них дебильности, имбецильности, идиотии. На основании таких устаревших ярлыков избирается и режим пребывания ребенка. Дети с легкой степенью олигофрении воспитываются в специальных воспитательных и учебных учреждениях. Пациенты со средней и тяжелой степенью умственной отсталостью становятся пожизненным контингентом интернатов.

    Международная практика показывает, что при правильном подходе со стороны родителей и общества возможно значительное улучшение состояния ребенка с диагнозом «олигофрения». Не секрет, что любой ребенок, даже с самой тяжелой формой умственной отсталости, стремится к познанию мира и общению с другими членами общества. Дети с олигофренией увлеченно наблюдают за общением и игрой их ровесников, тем самым познавая окружающую действительность, устанавливая взаимосвязи между явлениями, обретая новые знания.

    Верная стратегия поведения с таким необычным ребенком позволяет привить ему жизненно важные навыки, необходимые для самообслуживания. Обучение в специальных коррекционных группах или классах помогает формированию у учащегося нравственных понятий, полезных представлений, адекватного способа поведения в человеческом сообществе. Грамотно составленный воспитательный план способствует эстетическому и физическому воспитанию ребенка с олигофренией, вызывает у него желание стать равноправным и полезным членом общества. Правильная стратегия воспитания – залог для исправления присущих такому малышу недостатков и последующего формирования волевых качеств личности и приобретения адекватных эмоций.

    Только создание подходящих условий для воспитания и обучения детей с олигофренией, как на уровне семьи, так и со стороны государства, может подарить им шанс для нормального существования в обществе.

    Умственная отсталость: лечение олигофрении
    К сожалению, на сегодняшний день не изобретены медикаменты, которые смогли бы устранить умственную отсталость и воссоздать нормальные интеллектуальные способности человека. Специфическое лечение существует только для тех видов олигофрении, причины которых точно установлены.
    Если задержка умственного развития вызвана внутриутробным поражением плода инфекционными агентами, то проводят лечение с использованием препаратов, подавляющих активность болезнетворного микроорганизма. В случае, когда причиной олигофрении являются нарушения обмена веществ, целесообразный шаг – строгое пожизненное соблюдение соответствующей диеты и применение медикаментов, восстанавливающих метаболизм. Заместительная терапия гормонами способна улучшить состояние больного, если умственная отсталость является результатом эндокринопатий.

    Степени умственной отсталости у детей

    родовые травмы (особенно при использовании щипцов или вакуума);

    Симптомы умственной отсталости (олигофрении)

    Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:

    • недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;
    • недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению;
    • нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
    • проблемы с речью;
    • трудности с обучаемостью;
    • проблемы социализации.

    Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.

    Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной). [2] [8]

    УО может осложниться психическими и соматическими расстройствами.

    Критерии и симптоматика УО

    Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

    Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

    Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека. Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной. Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

    Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

    • дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
    • низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
    • затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания. Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.

    Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

    • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
    • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
    • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами;
    • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
    • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
    • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
    • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
    • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

    Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

    Причины заболевания

    Существует много факторов, которые могут стать провокаторами в развитии умственной отсталости. Среди наиболее распространенных первоисточников патологии выделяют:

    1. Воздействие на организм беременной женщины ядов и химикатов. Опасные вещества вызывают интоксикацию организма, встраиваются в обменные процессы и приводят к их нарушениям. Такое состояние может развиваться под действием некоторых лекарственных препаратов. Если беременная принимает их в дозах, нарушающих допустимые пределы, организм плода страдает в первую очередь.
    2. Инфекционные болезни у будущей матери. К таковым относят грипп, скарлатину, краснуху и другие.
    3. Нарушение обмена веществ, которое повлекло за собой развитие тяжелой формы дистрофии женщины. Вес стремительно снижается, масса плода также становится меньше. Органы и ткани уже не могут на прежнем уровне выполнять свои функции.
    4. Травма плода, возникающая вследствие ушиба, падения или удара в живот будущей роженицы. Часто умственная отсталость становится следствием повреждения новорожденного в процессе родовой деятельности, наложения щипцов.
    5. Отсталость развивается, если организм матери, а также плода был заражен паразитами. Наиболее опасным заболеванием является токсоплазмоз, передающийся от домашних животных (коров, голубей, кошек, собак), а также от мышей и других мелких диких представителей фауны.
    6. Наследственная предрасположенность. Умственная отсталость передается на генетическом уровне. Это заболевание развивается, если имеет место хромосомное заболевание или несовместимость резус фактора крови матери и ребенка.
    7. Воспаление оболочек мозга, возникающее у новорожденного, часто провоцирует легкую или среднюю степень отсталости.
    8. Нарушение обменных процессов белка, фенилкетонурия.
    9. Плохая экология или воздействие радиации.
    10. Вредные привычки одного из родителей – алкоголизм и наркомания. Особенно опасно, если зависимость диагностируется у матери. Обычно такие пациенты не прекращают принимать алкоголь или наркотики, даже узнав о беременности.
    11. Неполноценное питание, которое приводит к отставанию в умственном и физическом развитии.
    Читайте также:  Лев и Дева: совместимость в любовных отношениях, дружбе и браке

    Терапия этого заболевания возможна при помещении пациентов в стационар психиатрической больницы. Часто они сами не могут выразить желание пройти курс лечения, не осознавая, что действительно больны. Требуется разрешение от родственников или опекунов. Муж, жена, дети, родители подписывают с клиникой договор, в котором описаны права и обязанности каждой из сторон.

    Терапия этого заболевания возможна при помещении пациентов в стационар психиатрической больницы. Часто они сами не могут выразить желание пройти курс лечения, не осознавая, что действительно больны. Требуется разрешение от родственников или опекунов. Муж, жена, дети, родители подписывают с клиникой договор, в котором описаны права и обязанности каждой из сторон.

    Симптомы Умственной отсталости:

    В клинике выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения от расторможенности до аномальной реакции на стресс; высокую степень имитативности и внушаемости при отсутствии или невыраженной гипнабельности. При генетически обусловленных олигофрениях характерны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип. Например, при фенилпировироградной олигофрении характерна мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди (болезнь Менкеса) – низкий порог судорожной активности и курчавость волос, при болезни Марфана – глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие надбровные дуги и т. д.

    На фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих гебефреническую или параноидную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные и маниакальные эпизоды. В этом случае они относятся к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, поскольку олигофрения вызвана всегда органическими причинами.

    Умственная отсталость может развиваться при тяжелых соматических заболеваниях или сенсорной недостаточности (глухота, слепота), которые препятствуют оценке интеллектуального уровня (F78). При развитии умственной отсталости возможны нарушения поведения, которые ранее относились к олигофрениям с атипичной структурой дефекта. В настоящее время говорят о поведенческих нарушениях, требующих внимания или лечебных мер. K. Schneider считал, что у пациентов с умственной отсталостью черты личности выглядят более ярко, чем у лиц с нормальным интеллектом, он, в частности, выделял у них следующие черты: торпидные (тормозимые), эректильные (возбудимые), апатично пассивные, ленивые любители наслаждений, упрямо своенравные, безрассудно сопротивляющиеся, постоянно изумленные, упрямые проныры, коварные хитрецы, преданно навязчивые, самоуверенные резонеры, хвастливые краснобаи, вечно обиженные, агрессивные обвинители.

    Тяжелая умственная отсталость (F72).

    Лечение умственной отсталости

    Лечение олигофрении должен назначать специалист. Это могут быть гормональные препараты или те, в составе которых есть йод. Такое лечение назначают, если заболевание вызвано проблемами со щитовидной железой. Обязательной будет и специальная диета для заболевания в любой степени.

    Коррекцию олигофрении проводят с помощью ноотропных препаратов, которые улучшают обменные процессы в мозговой ткани. С ними принимают витамины группы В и кислоты.

    Если у пациента нарушается поведение, может понадобиться лечение нейролептиками или транквилизаторами.

    Доказанный факт, что самым лучшим является комплексный подход в лечении умственной отсталости. Это означает, что помимо лечения нужно уделить внимание индивидуальному подходу в обучении, занятиям с психологом и логопедом.

    Обязательно придерживаться дозировки, указанной врачом. Если препарат вызывает дискомфорт, или появились новые симптомы, нужно сразу обращаться за помощью к специалисту.

    Лечить умственную отсталость пытаются и народными средствами. Для этого используют растения, которые активизируют нервную систему. Среди них:

    • женьшень;
    • лимонник китайский;
    • алоэ.

    Однако стимулирующие средства не всегда положительно сказываются на умственной деятельности, поэтому понадобится консультация со специалистом.

    Большое значение в лечении имеет социальная адаптация. Существуют программы реабилитации, которые позволяют получить образование по адаптированной школьной программе, а затем трудоустроиться пациентам с умственной отсталостью.

    Только своевременное и правильное лечение поможет добиться положительных результатов. Многие пациенты после определённого курса лечения имеют семью и работу. Если же не предпринимать никаких мер, то такие пациенты становятся асоциальными личностями. Они злоупотребляют алкоголем и часто попадают в криминальный мир.


    После рождения малыша необходимо постоянно контактировать с детским педиатром, проводить назначенные обследования. Если у родителей есть сомнения, что ребёнок болен олигофренией, нужно получить консультацию специалиста и начинать лечение.

    Диагностика

    Диагноз олигофрения ставится на основании совокупности нескольких факторов.

    1. Бытовые навыки.
    2. Психическое состояние.
    3. Уровень социальной адаптации.
    4. Умственное развитие.
    5. Перенесенные заболевания.

    Есть несколько внешних признаков, которые могут говорить об олигофрении:

    1. Нос и лицо приплюснуты.
    2. Глаза скошены и приподняты вверх.
    3. Мизинец укорочен и подвернут внутрь.
    4. На ладони только одна складка, называемая обезьяньей.
    5. Большой палец на ноге далеко отставлен.
    6. На ступне развиты кожные складки.

    • Для постановки диагноза используют также тест на умственную отсталость. Обычно это тест Векслера и шкала интеллекта Станфорд-Бине.
    • Такими методами можно выявить и органическое поражение мозга. Для этого проводят тест зрительной ретенции Бентона и гештальт-тест Бендер.
    • Социальную приспособленность оценивают Шкалой Адаптивного Поведения Вайнленда и Шкалой Социальной Зрелости Вайнленда.




    Адаптированные программы разработаны специально для детей с умственной отсталостью, чтобы они смогли воспринимать необходимый материал. Таким детям даже при легкой стадии заболевания тяжело дается общее образование, что может привести к еще большим нарушениям. Программы предполагают поэтапное обучение, чтобы дети четко усваивали информацию.

    Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

    • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
    • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

    Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

    • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
    • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
    • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
    • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
    • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
    • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
    • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.


    Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.

    Олигофрения – причины, симптомы и профилактика

    Статья поможет разобраться в том, что такое умственная отсталость (олигофрения), причины её возникновения и профилактика рождения детей с УО. Какие признаки и степени умственной отсталости. Кто такой умственно отсталый, особенности психики и поведения. Комбинированные нарушения у детей, деменция.

    Читайте также:  Истерика у ребенка — алгоритм действий

    Для умственной отсталости характерно нарушения в интеллектуальной сфере, речевом развитии, эмоционально-волевой сфере личности, и в моторном развитии. У детей отмечается снижения коэффициента интеллекта (IQ) от 69 и ниже.

    Симптомы умственной отсталости у детей

    Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

    Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.


    Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

    Умственная отсталость — типы, степени, причины, симптомы и особенности отклонений в развитии (95 фото и видео)

    Умственной отсталостью называют поражение ЦНС, при котором происходит иное развитие человека с нарушением познавательной деятельности. В результате человек испытывает значительные затруднения с решением элементарных задач, у него происходит торможение общего развития и проблемы во взаимодействии со сверстниками.

    Важно вовремя распознать этот диагноз для того, чтобы не подвергать больного ребенка наказаниям и еще большему стрессу.

    Умственной отсталостью называют поражение ЦНС, при котором происходит иное развитие человека с нарушением познавательной деятельности. В результате человек испытывает значительные затруднения с решением элементарных задач, у него происходит торможение общего развития и проблемы во взаимодействии со сверстниками.

    Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

    Под слабоумием понимается значительное отставание от среднего для данного возраста уровня умственного развития и адаптивного поведения. Умственный дефект может быть врожденным или приобретенным на ранней стадии развития; причины дефектов весьма разнообразны. Олигофрения представляет не только личную и семейную трагедию, но и тяжелую социальную проблему в связи с частотой встречаемости: примерно у 3% новорожденных можно ожидать отставания в умственном развитии, характеризуемого как слабоумие.

    Этиология . Наши знания об этиологии олигофрении в связи с достижениями в области изучения хромосомных аномалий и молекулярных болезней значительно расширились. Более ста болезней и вредных факторов, ведущих к слабоумию, обобщены в следующие большие группы.

    Причины умственной отсталости
    I. Генетические причины
    а) грубые хромосомные аберрации
    б) мутации генов (энзимопатии и т. п.)
    II. Вредные влияния среды
    а) пренатальные
    б) перинатальные
    в) постнатальные

    Среди хромосомных аномалий, вызывающих олигофрению, наиболее частой является болезнь Дауна, однако встречаются также более редкие формы, где в основе олигофрении лежит хромосомная аберрация. Аномалии половых хромосом при синдромах Клинефельтера и Тернера также сопровождаются умеренным слабоумием.

    Среди энзимопатии, связанных с мутацией одного гена, на первом месте следует упомянуть фенилпировиноградную олигофрению (фенилкетонурию), однако целый ряд более редких энзимопатии (например, болезнь кленового сиропа, болезнь Гартнупа, тирозиноз, болезнь Вильсона, галактоземия, гаргоилизм, болезнь Тея – Сакса, спорадический кретинизм) также протекают с умственной отсталостью.

    Генетические факторы могут быть прослежены у умственно отсталых детей, родители которых также слабоумны, но без установленной причины.

    Среди причин, ведущих к приобретенной олигофрении, в пренатальный период выделяют краснуху, токсоплазмоз и другие внутриутробные инфекции. Среди интранатальных факторов ведущее место принадлежит внутриутробной асфиксии, а также ацидозу, гипоксии и кровоизлияниям в мозг. Ядерная желтуха, симптоматическая гипогликемия, менингит и энцефалит наиболее часты среди причин постнатальной олигофрении.

    Выяснить причину целого ряда пренатальных заболеваний не удается. Это особенно относится к таким грубым порокам развития, как порэнцефалия, микроцефалия, анэнцефалия и значительная часть случаев гидроцефалии.

    Патология . Отставание в умственном развитии, степень которого можно измерить с помощью специального коэффициента IQ (intelligence quotient, коэффициент умственного развития), можно разделить на следующие виды:

    Дебильность . Коэффициент умственного развития при этом равен 0,50-0,70. Двигательные функции и речь развиваются с опозданием, учеба в школе связана с трудностями, часть детей попадает во вспомогательные школы и другие дефектологические заведения. Под руководством способны к несложной деятельности.

    Имбецильность (олигофрения). Коэффициент умственного развития равен 0,20-0,50. Дефектологическое обучение приносит определенный результат, дети могут научиться выполнять простые задания. К самостоятельной жизни не способны.

    Идиотия . Коэффициент умственного развития ниже 0,20. Могут овладеть зачатками речи, но не обучаемы; питаться, выполнять гигиенические процедуры и одеваться могут только под строгим контролем.

    Абсолютное большинство умственно отсталых является дебилами – до 85%, имбецилов значительно меньше – около 3%. Индивиды, коэффициент умственного развития которых находится между 0,70 и 0,90 и число которых оценивается в одну пятую от всей популяции, олигофренами не считаются. Однако их значительная часть не справляется со школьными заданиями и не может овладеть специальностями, требующими определенных умственных способностей.

    Диагноз . В диагностике основными задачами являются: 1. как можно более раннее распознавание отставания, 2. определение тяжести состояния, 3. выяснение возможной причины.

    Постановка диагноза умственной отсталости является задачей, связанной с большой ответственностью врача: это приносит несчастье в жизнь семьи и часто требует ее перестройки. В отдельных случаях, например при кретинизме, когда ранний диагноз определяет прогноз, как правило, отставание можно обнаружить только на основе длительного наблюдения. Подозрение на олигофрению возникает при значительном отставании от нормального психомоторного развития. В большинстве случаев запоздание обнаруживается во всех сферах психомоторного развития. Отсталые дети позднее начинают интересоваться средой, позднее сидят, стоят, ходят; позднее начинают тянуться к предметам, запаздывает понимание слов и речь. То, что доступно младшим детям, ребенок-олигофрен не в состоянии сделать даже в более старшем возрасте, внимание не может быть устойчивым. Неправильное понимание слов, неправильное узнавание предметов и т. д. может быть также результатом дефекта слуха или зрения. С другой стороны, есть умственно нормально развивающиеся дети, которые в связи с дефектами зрения или слуха напоминают умственно отсталых.

    Очень важно наблюдение за поведением ребенка: часть отсталых детей крайне пассивна, одни из них слишком спокойны, другие, наоборот, эретические, возбужденные, бессмысленно активные. При постановке диагноза помогают различные специфические соматические характеристики, например при болезни Дауна и кретинизме. Важные сведения может дать изучение наследственности, а также тщательный анамнез родов и постнатального периода.

    Для определения коэффициента умственного развития используются простые тесты, однако их применение требует особых знаний и опыта, поэтому необходима помощь специалиста-психолога. Результат исследования показывает, какому возрасту соответствует умственное развитие пациента (умственный возраст). Если показатель умственного возраста разделить на хронологический возраст (в годах), то мы получим IQ. Кроме того, для постановки диагноза необходимо тщательное офтальмологическое, аудиологическое и неврологическое исследование.

    Причинный диагноз удается поставить только в некоторой части случаев, это весьма трудоемкая и сложная задача. Только с помощью большего диапазона лабораторной техники можно повысить точность диагноза. Может потребоваться анализ хромосом, обнаружение аминоацидурии, детальное исследование обмена белков, жиров и углеводов, а также функций эндокринной системы.

    Лечение умственной отсталости . Причинная (целевая) терапия возможна только при некоторых формах отставания, как кретинизм, фенилпировиноградная олигофрения, при редких аминоацидуриях и галактоземии. При наличии конвульсий определенных результатов можно добиться с помощью противосудорожной терапии. Возбужденным детям могут быть назначены транквилизаторы.

    Наиболее трудным моментом лечения является осознание родителями положения детей. Печальная обязанность врача объяснить родителям это положение требует чуткости и терпения. Трудным вопросом является посещение школы. Соответствующие специалисты определят, до какой степени это возможно. В дефектологических учреждениях удается добиться хороших результатов. При тяжелом дефекте встает вопрос о воспитании в специализированной клинике. Это зависит от домашних условий, но воспитание в клинике кажется предпочтительным, так как более вероятно, что при специальном воспитании ребенок обучится определенным навыкам гигиены и самостоятельности. Даже небольшой прогресс в этой области значительно облегчает повседневную жизнь больного и его близких.

    Профилактика . При отдельных формах олигофрении профилактика может быть весьма эффективной. К значительным медицинским достижениям последнего десятилетия относится разработка методов защиты от возможных родовых травм, раннее распознавание и лечение гипогликемии, гипоксии, тяжелой желтухи, фенилкетонурии, галактоземии и кретинизма; выделение детей, отягощенных энзимопатиями. Эффективность лечения олигофрении глютаминовой кислотой является сомнительной. При наследственных заболеваниях добрачная и генетическая консультация может способствовать снижению числа носителей генных мутаций.

    Под слабоумием понимается значительное отставание от среднего для данного возраста уровня умственного развития и адаптивного поведения. Умственный дефект может быть врожденным или приобретенным на ранней стадии развития; причины дефектов весьма разнообразны. Олигофрения представляет не только личную и семейную трагедию, но и тяжелую социальную проблему в связи с частотой встречаемости: примерно у 3% новорожденных можно ожидать отставания в умственном развитии, характеризуемого как слабоумие.

    Классификация и симптомы умственной отсталости

    Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

    Признаки умственной отсталости:

    • снижение уровня интеллекта;
    • отсутствие мотивации в поведении;
    • полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
    • отсутствие способности предусматривать последствия действий;
    • неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
    • неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
    • дезадаптация в коллективах;
    • трудности с соблюдением режима дня;
    • плохая успеваемость;
    • неадекватное поведение;
    • неусидчивость;
    • невнимательность;
    • повышенная утомляемость;
    • сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.

    Задержка умственного развития бывает:

    1. Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
    2. Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

    Степень отсталости интеллекта у умственно отсталых детей оценивают психологическими тестами на определение коэффициента IQ. Тяжесть нарушений интеллекта может значительно различаться. Относительно психиатрической классификации выделяют 3 степени отсталости интеллекта:



    Задержку умственного развития могут спровоцировать все факторы, которые как-либо влияют на плод и его развитие в утробе, а также на развитие младенца. Сюда можно прибавить социальные причины, когда здоровые дети не получают внимание взрослых или получают его в виде агрессии.

  • Добавить комментарий