Гуманистическая психология – это одно из направлений

Гуманистическая психология

Подход в психологии, который включает в себя проблемы любви, внутренней включенности и спонтанности вместо систематического и принципиального их исключения определяется как гуманистический.

Гуманистическая психология ставит на главное место человека и его самосовершенствование. Ее основные предметы рассмотрения: высшие ценности, самоактуализация, творчество, свобода, любовь, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностные отношения.

Объектом гуманистической психологии является не прогнозирование и контроль за человеческим поведением, а освобождение человека от пут невротического контроля, возникшего вследствие «отклонений» его от общественных норм или от психологических условий индивида.

Гуманистическая психология как самостоятельное направление возникла в США в 1960-х годах XX в., как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Ее философской основой стал экзистенциализм.

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь сформулировал пять основных положений данного подхода:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (т.е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (т.е. человек не может быть объяснен своими частными функциями, в которых не берется в расчет межличностный опыт).
  3. Человек осознает сам себя и не может быть понят психологией, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание.
  4. Человек имеет выбор (не является пассивным наблюдателем своего существования, а творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Считается, что гуманистическая психология сформировалась под влиянием десяти направлений:

  1. Групповая динамика, в частности Т-группы.
  2. Доктрина самоактуализации (Маслоу, 1968).
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961).
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body).
  5. Экзистенциализм, в частности, теоретически интерпретированной Юнгом (1967) и практически экспериментально — Перлзом (также Fagan и Shepherd, 1972).
  6. Результаты использования expending drag, в частности LSD (Stanford и Golightly, 1967).
  7. Дзен-буддизм и его идея освобождения (Letting, 1980).
  8. Даоизм и его идеи единства противоположностей «Инь — Янь».
  9. Тантра и ее идеи важности тела как энергетической системы.
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство (Rowan, 1976).

Гуманистическая психология не является упорядоченной областью научного знания. Это не наука, а скорее набор метафизических концепций, указывающих путь для раскрытия человеческих проблем с помощью экзистенциального опыта. В котором:

  1. Глубокая и интенсивная группа исследований завершается общим реалистичным отношением к самому себе и другим.
  2. Экстатический и вершинный эксперимент, в котором смысл единства и паттернов человеческого и природного миров является достигнутым.
  3. Экзистенциальный опыт бытия полностью ответственен за определенные мысли и действия.

Все главные деятели гуманистической психологии прошли через опыт такого рода. Это привело к идее предмета знаний, который может быть исследован или оценен только подобными шагами.

Гуманистический подход в психологии четко направлен на практические задачи. Его центральными понятиями являются личностный рост (становление) и человеческие возможности. Она утверждает, что люди могут меняться, работая над собой.

В рамках данного направления создано большое количество методик self-intervention («само-проникновения»), которые могут быть систематизированы следующим образом:

1. Телесные методы:

  • терапия Райха, ориентированная на биоэнергетику, возрождение;
  • методы Rolfing’s,Feldenkreis’s;
  • техника Александера;
  • «Чувственное сознание»;
  • холистическое здоровье и т.п.

2. Мыслительные методы:

  • трансакционный анализ;
  • создание персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли);
  • семейная терапия;
  • NLP — нейролингвистическое программирование и др.

3. Чувственные методы:

  • Encounter, психодрама;
  • осознание целостности;
  • первоначальная интеграция;
  • эмпатическое взаимодествие Роджерса и др.

4. Спиритуальные методы:

  • трансперсональное консультирование,
  • психоанализ,
  • интенсивные семинары по просвещению (enlightenment intensive workshops),
  • динамическая медитация,
  • игры с песком (send play),
  • толкование сновидений (dream work) и др.

Большинство данных методов могут быть адаптированы к работе во многих отраслях. Гуманистические практики занимаются личностным ростом средствами психотерапии, холистического здоровья, обучения, социальной работы, организациональной теории и консультирования, бизнес-тренингов, тренингов общего развития, групповой самопомощи (self-help groups), креативного тренинга и социального исследования (Rowan, 1976).

Человеческое бытие изучается гуманистической психологией как со-исследовательское, когда сам испытуемый также планирует собственное изучение, участвует в исполнении и в осмыслении результатов. Считается, что этот процесс дает больше разного рода знания о человеке, чем классическая парадигма исследования. Это знание является таким, которое может быть использовано немедленно.

На этой почве возникло несколько концептов:

The real self (реальная самость). Это понятие является ключевым в гуманистической психологии. Оно свойственно концептуальным построениям Роджерса (1961), Маслоу (1968), Юнга (1967) и многих других. Реальная самость подразумевает, что мы можем углубляться дальше поверхности своих ролей и их маскировки для содержания и подчеркивания самости (Shaw, 1974). Ряд исследований, которые основывались на этом, взаимодействовали с HampdunTurner (1971). Simpson (1971) утверждает, что здесь мы имеем политический аспект идеи «real-self» (реальной самости). С этой точки зрения гендерные роли, например, могут рассматриваться как сокрытие «реальной самости», а следовательно как угнетающие. Эти связи были внимательно рассмотрены Carney и McMahon (1977).

Субличностное (sub-personalities). Это понятие было выдвинуто на первый план Assagioli и другими исследователями (Ferucci, 1982). Оно указывает на то, что мы имеем ряд субличностей, которые происходят из разных источников:

  • коллективное бессознательное;
  • культурное бессознательное;
  • личностное бессознательное;
  • тревожные конфликты и проблемы, роли и социальные проблемы (Frames);
  • фантазийные представления о том, какими мы хотим быть.

Abundance motivation (обоснованность, богатство мотивации). Большинство психологов основывают свои взгляды на гомеостатической модели. Действие является мыслью, инициированной потребностями или желаниями. Человеческое бытие, однако, стремится к творческому напряжению и поддерживающим его ситуациям, как, соответственно, и редукция напряжения. Мотивация достижения (McClelland, 1953), потребность в различность опыта (Fisk и Moddi, 1961) могут быть рассмотрены в связи с концептом мотивационного богатства, позволяют объяснить разного рода действия. Мотивация не может быть обусловлена выполнением. Она может быть «снятой» только для актора.

Наконец, гуманистические психологи утверждают, что внимание к собственным состояниям и мотивам дает возможность избежать самообмана и облегчает открытие реальной самости. Это — своеобразный девиз гуманистической психологии в ее теоретическом и прикладном выражении.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.

Большинство данных методов могут быть адаптированы к работе во многих отраслях. Гуманистические практики занимаются личностным ростом средствами психотерапии, холистического здоровья, обучения, социальной работы, организациональной теории и консультирования, бизнес-тренингов, тренингов общего развития, групповой самопомощи (self-help groups), креативного тренинга и социального исследования (Rowan, 1976).

Основные направления психологии

Теория связей Торндайка

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология признает своим главным предметом личность как уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Основание гуманистической психологии как самостоятельного направления относится к началу шестидесятых годов. В1961 году был основан “Журнал гуманистической психологии” и создана Ассоциация за гуманистическую психологию.

Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью. Например, обреченный на смерть человек свободен по – разному чувствовать и вести себя при ее приближении.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его сознание “здесь – и – теперь”.

3. Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа ни когда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность и создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.

Центром направления стали США, ведущими учеными К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии личности конца 30-х годов (Г. Олпорт, Г. Мюррей), а также исследования второй половины сороковых годов Г. Мэрфи. В качестве предмета исследования основатели гуманистической психологии выделили понимание здоровой творческой личности (такая задача прежде не ставилась ни в одной из школ).

Цель такой личности – самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К. Гольдштейн, А.Маслоу). Основные понятия категориального аппарата: любовь, творчество, самость, рост, удовлетвлорение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье.

В своей критике гуманистическая школа обнажает действительную слабость главных психологических теорий, прежде всего бихевиоризма (который трактует человека либо как “большую белую крысу”, либо как “маленький компьютер”) и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно).

В конструктивном отношении моделям “расщепленного”, “фрагментарного” человека гуманистическая психология противопоставляет идею нерасчлененнности личности, ее Я, ее самости. Психологи гуманистического направления исследовали проблемы переживания человеком его конкретного опыта, не сводимого к общим схемам. Провозглашалась необходимость восстановления аутентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истинной природе.

Во всех предшествующих психологических теориях описывалась сильнейшая зависимость психики от прошлого и настоящего, гуманистическое же направление устремляло взоры в будущее. Концепция личности строилась согласно таким основополагающим признакам, как свобода выбора и открытость будущему.

В концепции, разработанной А. Маслоу, в русле ценностно – динамической теории мотивации, изложенной в книге “Мотивация и личность” (1954), показано, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобно мистическому откровению, экстазу.

Подавление этой витальной потребности ведет к возникновению неврозов. Таким образом, восстановление из ущербной личности в полноценную рассматривает с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

А. Маслоу разработал теорию самоактуализирующейся личности (это не обычный человек, которому что-то добавили, а обычный человек, у которого ничего не отняли).

Признаки самоактуализирующейся личности:

– более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;

– принятие себя, других, природы как они есть;

– cпонтанность, простота, естественность;

– центрированность на задаче, а не на себе;

– некоторая автономность, потребность в уединении;

– личная автономия, относительная независимость от культуры, среды;

– чувство нового, постоянная свежесть оценок;

– мистичность и опыт высших состояний;

– чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими:

– более глубокие межличностные отношения;

– демократические структуры характера;

– различение средств и цели, добра и зла;

– философское, не врожденное чувство юмора;

В концепции личности Маслоу особое место занимает понимание им потребностей человека. Фундаментальными потребностями, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется более высокая.

Большая заслуга в развитии гуманистической психологии в рамках прикладного характера принадлежит К. Роджерсу (1902-1987). Основы своей теории, получившей название “терапии, центрированной на клиенте”, Роджерс публикует в 1952 году в одноименной книге.

В своей теории личности Роджерс описывает систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе и о своих близких. Опыт, возникающий у человека в процессе жизни, Роджерс называет “феноменальным полем” (феномен греч. Phainome – non-являющееся, явление, постигаемое в чувственном опыте), считая это поле уникальным и индивидуальным. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.

Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокой степенью конгруэнтности Роджерс обозначал то, что человек сообщает другим то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит также уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. При рассмотрении структуры “Я” Роджерс приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его “Я”.

В Европе к сторонникам гуманистической психологии близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. “логос”- смысл). В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен “выйти за пределы самого себя” в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу – таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения.

При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность в безысходных и критических ситуациях. Свобода – это способность изменить смысл ситуации даже тогда, когда “дальше некуда”.

Быть человеком, считал Франкл, значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу). Это не самоактуализация, а самотрансценденция (от лат. “транценденс” – выходящий за пределы), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

– личная автономия, относительная независимость от культуры, среды;

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.

Читайте также:  Инструкция для парней: как доставить анальное удовольствие девушке


Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Творческое начало в человеке

Гуманистическая психология признает наличие креативной стороны в каждой личности. Возможно, данное положение является одним из наиболее значительных во всем этом направлении. Творчество является наиболее универсальной характеристикой, которая потенциально наличествует в каждом человеке с самого рождения. Однако нередко люди теряют способность творить в результате воздействия внешней среды – в частности, в процессе получения официального образования.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Гуманистическая психология – это одно из направлений

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы».

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.

Наиболее глубокое и всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970). Его теория во многом базируется на идеях философии экзистенциализма, или философии существования человека. Говорится об уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, о том, что человек есть «то, чем он делает сам себя», и несет ответственность за свой жизненный выбор.

Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу.

Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он проявляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».

Маслоу рассматривал человека как целостную личность, утверждал, что «каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое». Вместе с тем он указывал на творческий характер человеческой личности, считал, что «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».

Существенный вклад Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии. У основания системы потребностей человека, как ее представил Маслоу, лежат физиологические потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и т.д. Без их удовлетворения организм человека существовать не может. Далее идут потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви, которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей. Наверху пирамиды потребностей, выстроенной Маслоу, значатся потребности самоуважения и самоактуализации. При этом речь идет о самоуважении как таковом и уважении со стороны других. Самоактуализация означает реализацию человеком своих способностей и желания «стать тем, кем он может стать».

По мнению Маслоу, для того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты, принадлежности и любви. Он считал, что «удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации». Однако допускаются и некоторые исключения. У отдельных людей могут возникать сильные мотивы, направленные на творческую деятельность и социальное самоутверждение, хотя не вполне удовлетворяются их физиологические потребности или же потребности в безопасности и любви. Но это, по Маслоу, скорее исключение. Правилом же является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в его схеме.

Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат, по его мнению, подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, Роджерс ссылался на свой тридцатилетний клинический опыт психотерапевта.

Такой его взгляд на природу человека «точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии». Речь идет о гуманистическом направлении в современной психологии личности. Как и другие представители этого направления, Роджерс считал, что в сознании каждого человека изначально заключается стремление к самосохранению и реализации себя в обществе. По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако человек «склонен представлять себя и в идеальном образе видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющего или не одобряющего их. В то же время Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как “система реакций” (Скиннер), либо как набор “измерений” (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами “поля”, бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка “грохотов бессознательного”.

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к “рацио”, к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями “бихевиоральных” наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая “технология”: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. “Собирание “голых фактов” делает психологию всадником без головы”, – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.

При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММ PI ), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.

Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих понятиях:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь — единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат, по его мнению, подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, Роджерс ссылался на свой тридцатилетний клинический опыт психотерапевта.

Гуманистическая психология, гуманистическое направление

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Речь Адамса – не академический подход. Это житейский, душевный, человеческий подход, и в этом его сила.
скачать видео

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Читайте также:  Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Задачи и методы изучения гуманистической психологии

Психология включает множество направлений, которые занимаются изучением разных аспектов жизни человека. Гуманистическая психология появилась в ответ на развитие бихевиоризма. Многие поддерживали это направление. Чтобы понимать почему оно было актуальным, нужно разобраться с его историей, принципами, методиками.


У этой науки есть ряд задач:

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии пен” хологом решений. Это отличает это направление от психоди* | намической теории, делающей акцент на то, как прошлое 1 воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, | использующей воздействие окружения на личность. • |

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистичес*| кое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом»! Ф. Перлзом, В. Франклом. ;|

Их основная методологическая позиция состоит в том, что|| предназначение человека- жить и действовать, определяж| свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психоло-1 гии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности – благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого – вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым рабо­тают психологи этого направления,- мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Кли­ент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;

метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»- авторитарной, директивной, и «нижней собаки»- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманисти-/ ческой психологии используются техники перемены отношен! ния; парадоксальные намерения; переключение; метод убеж».| дении (призыва). Осуществление этих техник требует от пси*.| холога красноречия, точности словесных формулировок/! ориентации на мироощущение клиента. |

Гуманистическое направление практической психологии^ постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Щ

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит| в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психо-Д лог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это^ может привести к неспособности слышать клиента, что разч| рушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы рабоя| тать эффективно, не должен начинать работу с предвзятым»! идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.! Практическая работа психолога – это работа с конкретной| индивидуальностью человека. В том числе и с собственно»! индивидуальностью – составной частью его профессиональ»| ной позиции. ,. Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    #

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Предпосылки гуманистической психологии

В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма, провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания — рационального мышления, как единственно возможного.
Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении субъективного опыта личности. Это означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.

Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.

Поскольку появление нового направления совпало с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые, очевидно, испытали влияние новых событий и идей, которые они несли.

В гуманистическое направление внесло свой вклад довольно много известных ученых того времени, но, пожалуй, наиболее часто упоминаются трех из них, это Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Гордон Олпорт.

Гуманистическая психология примеры. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (англ. humanistic рsychology ) – направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь , творчество , свобода, ответственность, автономия , переживание мира, психическое здоровье , глубинное межличностное общение , трансценденция и т. п.
В нач. 1960-х гг. Г. п. сформировалась как течение, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название третьей силы в западной психологии.
Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому исследование отдельного случая ( case study ) не менее оправданно, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию, самоактуализации и самореализации, которые являются частью его природы (см. Натура ); е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям , которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей – в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу , В. Франкла , Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Читайте также:  Амбидекстрия: каких людей называют амбидекстрами

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Гуманистическая психотерапия

Центральная роль в гуманистической психологии отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии — “терапии, центрированной на Клиенте”.

Содержание

Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжаем знакомиться с психологией. Сегодня мы рассмотрим еще одно интересное направление, которое дает нам другое представление о мире, жизни и человеке.

Гуманистическая психология – это направление, в котором каждый человек рассматривается как целостная структура. Он открыт миру и способен сам выбирать свою судьбу, развивать те или иные качества.

Если говорить кратко и предельно просто, то нет никаких общих явлений, тестов, попытки проводить аналогии и статистика, по мнению гуманистов, не работают настолько хорошо, как изучение конкретной личности. Каждый человек уникален: его опыт, заложенные изначально черты и стремления, вот то, что влияет на поведение и характер, а потому именно его и следует изучать.

Предметом для исследования всегда является конкретная личность. Никаких попыток объединения в группы. Вот основная специфика этого направления. Этот термин ввел некогда известный ученый Маслоу. Вы наверняка знакомы с его пирамидой потребностей. Однако, не многие знают, что чуть позже, сам психолог отказался от этой идеи, оставив только два класса потребностей – естественные нужды и необходимость в развитии.

В пору появление гуманистической психологии были популярны идеи бихевиористов, о которых я не так давно писала, они утверждали, что развитие человека напрямую зависит от общества. Не важно кем вы родились, что вы о себе думаете и какими навыками обладаете. Любого ребенка можно превратить в прекрасного врача, юриста или даже вора. Все зависит от воспитания.

Основные положения и идеи Маслоу сочетают в себе то, о чем говорили представители бихевиоризма и психоанализа. Сам Маслоу говорил о том, что гуманистическая психология находится над этими учениями, так как сочетает в себе оба эти течения.

Он называл гуманистическую психологию третьей силой. Сам Маслоу считал себя отчасти и фрейдистом, и бихевиористом, так как включал эти направления в общую структуру.

Общество не имеет влияния на человека. Выбор всегда остается за ним. Только он несет ответственность за свои действия и решения. Виктор Франкл, последователь Маслоу, полагал, что основная движущая сила для личности заключается в стремлении к смыслу. Именно его нехватка и ведет к самым ужасным последствиям, таким как самоубийство.

Общество не имеет влияния на человека. Выбор всегда остается за ним. Только он несет ответственность за свои действия и решения. Виктор Франкл, последователь Маслоу, полагал, что основная движущая сила для личности заключается в стремлении к смыслу. Именно его нехватка и ведет к самым ужасным последствиям, таким как самоубийство.

Гуманистическая психология

Все описанные выше направления при кардинальных различиях во взглядах на предмет и задачи психологии сходны в том, что идеалом для нее является классическая позитивная наука, опирающаяся в своих выводах исключительно на эмпирически проверяемые факты. В связи с этим, и классические психологи сознания, и гештальтпсихологи, и бихевиористы, и в большой степени психоаналитики избегали в своих работах обсуждения выходящих за пределы эмпирически верифицируемого знания проблем философского уровня: в чем заключается природа человека? каков потенциал развития человеческой личности? достижимы ли свобода и счастье? После ужасов Второй мировой войны эти вопросы встали в центр общественного внимания, и психология уже не могла оставаться в стороне от их решения.

Поэтому в конце 50-х гг. XX в. группа ученых, разделявших философские позиции экзистенциализма [1] , выступила с идеей альтернативного направления в психологии. Это направление получило название гуманистической психологии (на русский язык это самоназвание адекватнее всего перевести как “человечная” психология). Предмет гуманистической психологии – это потенциал развития человеческой личности, преодолевающий границы адаптации. Поэтому центральным объяснительным принципом нового подхода стал принцип “самоактуализации”, т.е. максимального раскрытия природных возможностей человека, раскрепощения его “сущностных” сил. Согласно постулату гуманистической психологии, самоактуализация – это врожденное свойство человека, а жизненные обстоятельства способны лишь тормозить или стимулировать ее проявление. Главными атрибутами человека здесь мыслится активное сознание, которое делает человека ответственным за свои поступки и позволяет ему строить жизнь на основе своих решений. Основным методом исследования полагается феноменологическое описание, которое преимущественно разворачивается в психотерапевтическом взаимодействии психолога и клиента [2] . Причем психолог в данном взаимодействии обязан следовать четырем принципам:

  • 1) безусловного уважения к клиенту во всех его проявлениях;
  • 2) веры в способность человека осуществить свой уникальный личностный выбор;
  • 3) апелляции к сознательному опыту;
  • 4) априорного признания свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека.

Вехами на пути становления гуманистической психологии стали основание в 1961 г. “Журнала гуманистической психологии” и учреждение в 1962 г. Ассоциации гуманистической психологии.

Предтечей гуманистической психологии можно назвать Генри Олпорта (1897–1967), выдвинувшего положение о том, что личность представляет собой открытую саморазвивающуюся систему. Согласно Олпорту, основной движущей силой личности является стремление к гетеростазу, т.е. нарушению равновесия со средой, без которого невозможен прогресс и самосовершенствование. Понятно, что подобное видение в корне противоречит гомеостатическому пониманию мотивации человека в психоанализе и бихевиоризме.

Ярчайшим выразителем идей гуманистической психологии стал Абрахам Маслоу (1908–1970), который был убежден, что понять истинную суть человеческой личности возможно только, “изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов”. Поэтому он сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, добившихся, по его мнению, наивысшей степени раскрытия своих потенциальных способностей, отличающихся достижениями, адекватными истинной природе человека. Этих людей он назвал “самоактуализирующимися личностями”. Очевидно, что таких людей немного. “Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем нс менее у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого”, – пишет об этом Маслоу. Ученый предположил, что заложенная в каждом человеке потребность в самоактуализации, начинает функционировать только тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка, такие как потребность в пище, безопасности, устойчивом социальном положении и др. (см. параграф 4 .3). Человек в обычной жизни совмещает как гомеостатическую, так и гетеростатическую ориентацию. Другими словами, за, казалось бы, одной и той же потребностью может стоять принципиально разное содержание в зависимости от того, направлена ли эта потребность на сохранение баланса со средой или устремлена к развитию. Например, потребность в любви может носить дефицитарный характер (человек стремится к другому человеку в надежде на то, что он скомпенсирует дефицитарные стороны его собственной личности) или бытийный характер (в основе переживания любви лежит бескорыстная радость от существования другого человека). Таким образом, самоактуализация понимается Маслоу не только как высший мотив человека, но и как процесс и цель его развития. При самоактуализации личность испытывает особый класс эмоциональных состояний, так называемые высшие переживания (peak-experience), за которыми стоит реализация бытийных ценностей (стремление к красоте, истине, справедливости, добру и т.д.). Интересно, что по Маслоу, высшие переживания доступны не только самореализующимся личностям, но и обычным людям. Так что именно в этих эмоциях даже ординарные люди имеют шанс пережить эпизоды самоактуализации.

Другим признанным представителем гуманистической психологии был Карл Роджерс (1902–1987), автор концепции психотерапии, центрированной на клиенте. Роджерс разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек (Я-реальное), и тем, каким он хочет быть (Я-идеальное). Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реалистичным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие психического здоровья позитивным содержанием, понимая его не только как отсутствие болезни, но и как позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Основным фокусом интересов Ролло Мэя (1909–1994) стала тревога, возникающая как индикатор невозможности осуществить самоактуализацию. Мэй настаивает на необходимости активного вмешательства личности в “порядок вещей” и свою собственную судьбу.

Существенно иначе выступает природа личности в концепции уже цитировавшегося нами Виктора Франкла (1905–1997). Он назвал свой подход логотерапией (от греч. logos – смысл) и считал основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, “самотрансцендироватъся” (от лат. transcendens – выходящий за пределы). “Человек всегда направлен вовне себя на что-то, что не является им самим – на что-то или на кого-то: на смысл, который человек реализует, или на со-человека, с которым он вступает в контакт. И лишь постольку, поскольку человек таким образом трансцендирует самого себя, он и осуществляет себя – в служении делу или в любви к другому”, – утверждал он. Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Франкл выделил три класса ценностей, в которых человек способен обрести смысл своей жизни: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Ценности третьего типа относятся к возможности осмысленного проживания безнадежных ситуаций. Как логотерапевт особое внимание Франкл уделял именно таким ситуациям смыслоутраты (“экзистенциального вакуума”). Франкл приходит к выводу о том, что даже “страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого”.

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни. Гуманистически ориентированная психотерапия дерзнула взяться за такие проблемы в жизни реального человека и обратилась к таким аспектам его переживаний, которые не поднимались традиционным психоанализом или би- хевиоральной терапией. Но акцент гуманистически ориентированных психологов на уникальности каждой личности сделал крайне затруднительной возможность реализации традиционных исследовательских процедур в рамках этого подхода (ведь если все люди различны, то поиск универсальных закономерностей теряет смысл). Поэтому гуманистическая психология, как и впоследствии отделившаяся от нее экзистенциальная психология, подвергается критике приверженцами строгих критериев научности за разрыв между теоретическими построениями и их эмпирической поддержкой. И все же наиболее проблематичным в гуманистической психологии является сама концепция самоактуализации. Во-первых, это тезис о самоактуализации как неотъемлемом и естественном атрибуте биологической природы человека. Ниже будет показано, что высшие, собственно человеческие психологические феномены имеют свой источник вне биологического организма в пространстве культурного бытия человека. Во-вторых, понимание максимальной реализации заложенного в человеке потенциала как смысла и цели его развития встретило критику уже в рамках самой гуманистической психологии. Развитие всегда осуществляется по определенной траектории и принципиально невозможно одновременно воплотить в своей жизни все способности и все возможности. Кроме того, оптимизм гуманистической психологии относительно природы человека наталкивается на факт наличия антисоциальных, порочных тенденций, максимальное развитие которых едва ли следует счесть желательным (например, гениальный преступник).

Все описанные выше направления при кардинальных различиях во взглядах на предмет и задачи психологии сходны в том, что идеалом для нее является классическая позитивная наука, опирающаяся в своих выводах исключительно на эмпирически проверяемые факты. В связи с этим, и классические психологи сознания, и гештальтпсихологи, и бихевиористы, и в большой степени психоаналитики избегали в своих работах обсуждения выходящих за пределы эмпирически верифицируемого знания проблем философского уровня: в чем заключается природа человека? каков потенциал развития человеческой личности? достижимы ли свобода и счастье? После ужасов Второй мировой войны эти вопросы встали в центр общественного внимания, и психология уже не могла оставаться в стороне от их решения.

Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы

В настоящее время в психологии существуют несколько направлений теории личности: бихевиоральное научение, психодинамическая З. Фрейда, аналитическая К. Юнга, гуманистическая психология, индивидуальная А. Адлера, гуманистическая Э. Фромма, социокультурная К. Хорни, феноменологическая К. Роджерса. Рассмотрим, что изучает гуманистическая психология, историю возникновения, основополагающие положения, принципы этого направления, плюсы и минусы.

В настоящее время в психологии существуют несколько направлений теории личности: бихевиоральное научение, психодинамическая З. Фрейда, аналитическая К. Юнга, гуманистическая психология, индивидуальная А. Адлера, гуманистическая Э. Фромма, социокультурная К. Хорни, феноменологическая К. Роджерса. Рассмотрим, что изучает гуманистическая психология, историю возникновения, основополагающие положения, принципы этого направления, плюсы и минусы.

Добавить комментарий