Что такое гендерные стереотипы: примеры и влияние на социум

Влияние гендерных стереотипов на восприятие в современном обществе

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры.

Культурные cтереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны [1].

Уже в процессе первичной социализации стереотипы активно функционируют как гендерные схемы.

Гендерные схемы — это когнитивные категории гендера. Они управляют процессами обработки поступающей информации таким образом, что увиденнное начинает восприниматься, запоминаться и интерпретироваться в соответствии с представлениями о гендере.

Кондри и Росс (Condry & Ross, 1985) установили, что гендер ребенка влияет на то, каким образом его воспринимают взрослые. Исследователи пришли к выводу, что такая когнитивная социальная категория, как гендер, преимущественно направляет восприятие одного и того же качества, предчувствия и ожидания по отношению к ребенку в зависимости от его гендера. Вера в то, что ребенок является мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что ребёнок окажется девочкой — на совершенно противоположные [2].

Таким образом, родители и окружающие ребенка люди формируют его представление о себе и своей гендерной идентичности.

Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе. Наиболее значимо, как человек сам оценивает свою идентичность, что формируется в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других». Психологический пол — это совокупность личностно психологических, социокультурных и поведенческих характеристик личности [3].

Взаимодействуя и наблюдая за окружающими его людьми, человек приобретает представление о том, к какой группе относиться и выбирает те типы деятельности и поведения, которые соответствуют его представлению о мужском и женском поведении и увлечениях.

Стереотипы проявляются на всех стадиях развития. В младшем и дошкольном возрасте наблюдается четкое разделение полов: они почти не общаются, у них нет общих интересов. На более старших этапах развития женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга.

Стили социального гендерного поведения так же отличаются, так как существуют половые различия в таких типах поведения: инструментальное и экспрессивное, деятельное и коммуникативное, конкурентное и кооперативное поведение, а также поведение, связанное с ориентацией на задачу или на взаимоотношения.

Популярность приобрела точка зрения Д. Бакана: мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, агрессивными), а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися не делом, а взаимоотношениями индивидами).

Экспериментальные исследования дали следующие результаты. Прежде всего, выяснилось, что личностный стиль зависит от возраста испытуемых и полового состава группы: в младенческом возрасте половых различий по уровню активности нет. Они появляются в дошкольном возрасте — когда дети начинают участвовать в социальных играх. Поскольку в этих играх отражаются гендерные роли взрослых людей, как правило, мальчики демонстрируют большую активность, чем девочки, Девочки часто играют в более спокойные игры, но это не значит, что они менее активны.

Установлено, что взрыв активности мальчиков наблюдается в присутствии других мальчиков — возможно, из-за конкуренции с ними. Так, например, К. Гиллиган объясняла разные стили мальчиков и девочек разными условиями социализации (Gilligan, 1987).

Женщины проявляют гибкость в реакции на ситуацию: с экспрессивными коллегами они более экспрессивны, с инструментальными — инструментальны. Для мужчин это не характерно — они склонны проявлять свой инструментальный стиль во всех ситуациях, возможно, потому, что эти стили связываются с маскулинностью и феминностью.

Считается, что мужчины будут демонстрировать в своем поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные женщины.

Стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а формируется обществом. Сочетание индивидуальных качеств и требований социума влияет на тип подчинения гендерным нормам.

Шон Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.

Уступчивость это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрение, или интернализация это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.

Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Обществу нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно часто проследить и в семьях, и в деловом мире.

В привычных условиях, т. е. при решении стереотипной задачи (где, как правило, преимущество на их стороне) женщины не уступают мужчинам по инструментальности, но в сложной ситуации (возможно, из-за того, что они не знают решения задачи) женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими [4].

Часто стереотип преувеличивает гендерные различия которые на самом деле не является устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях.

Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

В таких случаях несоответствие стереотипу может проявляться в осуждение или непонимании со стороны общества, это непонимание может травмировать личность.

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности. Те, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

Для лица мужского пола проявить чувства — значит, нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться феминофобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то не за чем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других.

Наиболее распространенный стереотип о подчиненном, зависимом положении женщины проявляется в обществе на подсознательном уровне, вне зависимости от сознательного восприятия. Это стереотип хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), ниже дается ее сокращенное изложение.

В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Мужчинам и женщинам предписываются противоположные и социальные роли. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», который в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

Подтверждает существующие в обществе гендерные стереотипы эксперимент Н. Портер с соавторами (N. Porter et al., 1983), которые давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток [6].

Хотя в современном обществе представление о мужественности и женственности становятся более гибкими для восприятия, все же многим людям нужна помощь психолога для того, чтобы принять себя и свои качества, которые не всегда одобряются традиционными взглядами общества.

Из вышеприведенных фактов следует: понимание гендерного стереотипа чрезвычайно важно, поскольку многие талантливые люди вынуждены бороться с химерами не только общества, но и своими собственными. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным.

  1. Кон И. С. Психология предрассудка О социально-психологических корнях этнических предубеждений (место издания, издательство, год?)
  2. Берн Шон. Гендерная психология. — СПб, Олма-Пресс Инвест, 2004.
  3. Малкина-Пых И. Г.Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Бендас Т.В. Гендерная психология.Учебное пособие для ВУЗов — СПб «Питер», 2008.
  5. Ильин И.И. Дифференциальная психофизиология — СПб «Питер» 2003.
  6. Ильин И.И. Дифференциальная психология — СПб «Питер», 2004.
Читайте также:  Что подарить парню на 18 лет – презенты на совершеннолетие

Карепова Эллина Владимировна, Днепропетровский гуманитарный университет

© Э.В. Карепова, 2009 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Уже в процессе первичной социализации стереотипы активно функционируют как гендерные схемы.

Что такое гендерные стереотипы: примеры и влияние на социум

Гендерные стереотипы являются неотъемлемой частью современного общества. Они могут касаться как женского пола, так и мужского, затрагивая самые разнообразные сферы деятельности. Важно бороться с эти явлением, препятствовать его распространению, так как любые стереотипы — это дискриминация отдельно взятых людей в конкретных ситуациях, появление неправильных и пустых выводов о половых принадлежностях в целом, а также неконструктивной критики и напрасных упреков.

Гендерный стереотип (половой, принадлежащий к тому или иному роду) — это распространенное, обобщенное, часто утрированное понятие, которое касается поведенческих особенностей, интеллектуальных способностей, знаний и умений мужчин либо женщин. Под термином подразумевается, что отдельно взятая личность в силу своих биологических, анатомических особенностей повторяет определенный, выработанный большинством стиль поведения.

Стереотипы связаны с уже существующими и устоявшимися в современном социуме гендерными ролями — распределением тех или иных должностных обязанностей между лицами различного пола. Борьба с этими предрассудками, которые зачастую абсолютно необоснованны, ведется потому, что они поддерживают неравенство в обществе.

Если приводить примеры, наиболее часто девушкам либо молодым людям приписывают какие-то когнитивные, умственные либо поведенческие особенности. Обычно в обществе считают, что мужчина должен быть сильным, эмоционально устойчивым и храбрым, а женщина — хрупкой, слабой, нежной. Если представитель мужского пола (иначе называемого «сильным») плачет прилюдно — это воспринимается как что-то не соответствующее норме. Если же плакать начнет девушка, это не будет воспринято так же агрессивно или непонятно для большинства.

Также стереотипы могут отражаться и на внедрении конкретной личности в какую-либо социальную группу. Например, если девушка, обладающая достаточной квалификацией, знаниями, способностями и талантами, придет устраиваться на «мужскую» должность, ей могут оказать в получении рабочего места по причине влияния выработанных в данном обществе гендерных стереотипов. А мужчина, который имеет меньший трудовой стаж и хуже разбирается в данной профессиональной сфере, будет принят, так как он представитель другого пола, более подходящего на конкретную должность.

То же самое касается СМИ (средств массовой информации), рекламы, современного спорта, искусства и иных сфер жизни.

Стереотипы по признаку гендера происходят от ролей, ранее распределенных в обществе. Издревле было принято, что женщина — хранительница очага, хозяйка, воспитательница детей, а мужчина обеспечивает семейство финансово и выполняет особо тяжелую физическую работу.

Существуют некие социальные ожидания от девушек и от юношей. Люди, подверженные стереотипному мышлению, ждут от той или иной личности совершения конкретных действий, высказывания общепринятых желаний. Если же человек этих ожиданий не оправдывает, он сталкивается с осуждением и непониманием.

Исследования в этой области делятся на два основных типа — мужские и женские. Но бинарная гендерная система не универсальна, и по факту в разных странах мира существует более двух гендерных ролей. Некоторые люди меняют гендер по мере взросления и выхода из пубертатного периода, а некоторые игнорируют его совсем, не считая, что это важно для их сосуществования в социуме. То есть девушка способна просить обращаться к себе в мужском роде, парень может не определять себя как мужчину или женщину и тому подобное.

По мере развития общества стигмы, клише и стереотипы могут видоизменяться, исчезать и формироваться снова.

Важно бороться с гендерными стереотипами, чтобы сформировать здоровую атмосферу в социуме, включающую:

  • Равные условия труда и оплату. И мужчины, и женщины должны иметь право на то, чтобы реализовываться в интересных для них сферах деятельности. В особых случаях на работу не берут людей, неподходящих по физиологическим параметрам, но обычно отказы совершенно необоснованны.
  • Отсутствие общественного неодобрения. В среднестатистической паре, состоящей из девушки и юноши, может сложиться такая ситуация: супруг захочет воспитывать детей и вести хозяйство, а его жена — работать и обеспечивать семью. Часто люди сталкиваются с осуждением, непониманием, насмешками, хотя по факту их желания и распределение обязанностей абсолютно нормальны, поскольку удобны для обеих сторон.
  • Искоренение предвзятости в отношении конкретной личности только по причине его или ее пола. Этот пункт касается тех людей, которые выделяются своей внешностью, характером либо чем-то еще. В пример можно привести то, что мужчины редко используют косметику, не посещают косметические салоны, не интересуются одеждой или аксессуарами, полагая, что это «только для женщин». Если же юноша открыто и не стесняясь проявляет заинтересованность чем-то из вышеперечисленного, на него начинают давить психологически.

Важно не поддаваться влиянию стереотипов по признаку гендера и правильно истолковывать данное определение другим людям. При общении с человеком, мыслящим предубеждениями, необходимо обратить особое внимание на то, все мужчины и женщины абсолютно разные, они не обязаны соответствовать чьим-то представлениям о них. Также нужно пояснить, что анатомические особенности, различия девушек и парней хоть и существенны, но не отличают их кардинально.

Иногда у человека может произойти изменение стереотипов. В психологии существует такой термин, как внушаемость. Большинство неосведомленных людей соглашаются с доводами, опровергают собственные слова. У них закрепляются мысли о том, что все мы разные, вне зависимости от пола и гендера. Другие же могут продолжать спорить, опираясь на свой жизненный опыт, общие представления о мире, нежелание признавать свою неправоту.

  • Равные условия труда и оплату. И мужчины, и женщины должны иметь право на то, чтобы реализовываться в интересных для них сферах деятельности. В особых случаях на работу не берут людей, неподходящих по физиологическим параметрам, но обычно отказы совершенно необоснованны.
  • Отсутствие общественного неодобрения. В среднестатистической паре, состоящей из девушки и юноши, может сложиться такая ситуация: супруг захочет воспитывать детей и вести хозяйство, а его жена — работать и обеспечивать семью. Часто люди сталкиваются с осуждением, непониманием, насмешками, хотя по факту их желания и распределение обязанностей абсолютно нормальны, поскольку удобны для обеих сторон.
  • Искоренение предвзятости в отношении конкретной личности только по причине его или ее пола. Этот пункт касается тех людей, которые выделяются своей внешностью, характером либо чем-то еще. В пример можно привести то, что мужчины редко используют косметику, не посещают косметические салоны, не интересуются одеждой или аксессуарами, полагая, что это «только для женщин». Если же юноша открыто и не стесняясь проявляет заинтересованность чем-то из вышеперечисленного, на него начинают давить психологически.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии. Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности). Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера. Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи. Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Гендерные стереотипы в современном обществе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Определение гендерной психологии

Гендерная психология – это раздел психологической науки, занимающийся исследованием закономерностей личностного развития, исходя из ее половой принадлежности.

Гендерная психология возникла и оформилась в качестве отдельной отрасли психологии относительно недавно. Она занимает важное место в данном научном направлении, поскольку половая принадлежность и ее специфика играет значимую роль в развитии личности и ее основных качеств.

Гендерная психология активно исследует взаимоотношения полов и стереотипы общественного поведения, обусловленные половой принадлежностью. Модели социального поведения, во многом, обусловлены половой дифференциацией.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Немного о гендерной роли

Это понятие дается человеку обществом. Под «гендерной ролью» понимают набор определенных характеристик и ожиданий, которые будут предъявлять личности в соответствии с его биологическим полом.

Яркий пример ― то, что в сознании массы людей женщина должна быть нежной, хранительницей очага, оберегать, заботиться, выполнять роль матери. Мужчина ― добытчик, ходит на работу, растет по карьерной лестнице.


Яркий пример ― то, что в сознании массы людей женщина должна быть нежной, хранительницей очага, оберегать, заботиться, выполнять роль матери. Мужчина ― добытчик, ходит на работу, растет по карьерной лестнице.

Читайте также:  Несоблюдение субординации на работе

Гендерные стереотипы в семье

Различия поведения и восприятия ведут к разделению людей на мужчин и женщин. Это первичный гендерный параметр. Мужчина или женщина демонстрирует поведение очень зависимое от правил и стереотипов межличностных отношений, которые устанавливает общество. Определенный стереотип предполагает игру соответствующей роли. А роль представляет собой набор социальных или культурных надежд на поступки и действия личности в конкретной ситуации. Гендерная роль – система гендерных стереотипов в обществе, которой необходимо соответствовать человеку для признания принадлежности к определенному полу. Есть правила и гендерные стереотипы:

  • только для мужчин;
  • только для женщин;
  • для обоих полов.

Но иногда женский пол подвергается осуждению за следование мужским нормам. К примеру, когда женщины отдают предпочтение занятию карьерой, пренебрегая своей главной ролью в семье. Ведь главная гендерная роль женщины – хранительница семейных отношений и очага. И выбор не в пользу семьи естественно подвергается осуждению. Относительно гендерной роли и стереотипа мужчины, то это может касаться физической силы, «железного» здоровья и высокого уровня дохода. Однако так бывает не всегда. Мужчины также болеют, могут зарабатывать не очень большие деньги. Но ведь они не перестают быть мужчинами, требуют к себе уважения и любви. Зачастую на сознание окружения влияют гендерные стереотипы без его осознания. Но бывает, что для человека признание и одобрение социумом важнее всего, и он готов подстроиться под определенные гендерные стереотипы. Это может обеспечить комфортные условия существования, но такое постоянное следование гендерным стереотипам ограничивает развитие обеих полов.

Семья является территорией, на которой мужчины и женщины обязаны сосуществовать, как две половинки, понимать и поддерживать друг друга во всем. Семейные отношения наиболее ярко отражают гендерные связи, которые предполагают определенные роли в семье.

Рассмотрим несколько стереотипов о семье.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.


Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет.

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина


Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

Гендерные стереотипы: что это такое, влияние на социум, примеры

Гендерные стереотипы – это общепринятые в данном конкретном сообществе или группе представления о «нормальном» наборе характеристик, черт и качеств, которыми обладают представители женского и мужского пола. Без учёта их личностных особенностей, а лишь на основании биологической природы. Так, до сих пор, описывая среднестатистическую женщину, мы представим себе нежную, эмоциональную и хорошо пахнущую особу с макияжем, красивым маникюром и длинными волосами.

Тогда как среднестатистический мужчина представится сильным, волевым, умным и успешным. Ухоженность его рук при этом, в большинстве случаев, отойдёт на второй план. Таким образом мы проявим те самые гендерные стереотипы, вложенные обществом, в котором росли. Ведь подобные «шаблоны» могут меняться в зависимости от социума.


Гендерные стереотипы – это общепринятые в данном конкретном сообществе или группе представления о «нормальном» наборе характеристик, черт и качеств, которыми обладают представители женского и мужского пола. Без учёта их личностных особенностей, а лишь на основании биологической природы. Так, до сих пор, описывая среднестатистическую женщину, мы представим себе нежную, эмоциональную и хорошо пахнущую особу с макияжем, красивым маникюром и длинными волосами.

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Рубрика: Социология

Дата публикации: 14.02.2015 2015-02-14

Статья просмотрена: 3079 раз

Рубрика: Социология

Как формируются гендерные стереотипы

Отрывок из книги нейробиолога Джины Риппон об исследованиях мужского и женского мозга.

Несмотря на видимую беспомощность и пассивность новорожденных человеческих существ, и их развивающийся мозг, совершенно очевидно, что они оснащены отличным «комплектом снаряжения первой необходимости». Младенцы, подобно губкам, впитывают информацию об окружающем мире, и это значит, что нам нужно особенно внимательно следить, о чём мир рассказывает нашим малышам. Какие правила и руководства они находят в мире? Являются ли эти правила одинаковыми для всех детей? Какие события и какой жизненный опыт могут оказать влияние на конечный продукт?

Один из самых первых, самых громких и мощных сигналов, который принимает ребенок, это, конечно же, сигнал о различиях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Разделения по полу и гендеру повсюду: это детская одежда и игрушки, книги, образование, карьера, фильмы и книги, не говоря уже о повседневном «случайном» сексизме.

Просто пройдитесь по супермаркету, и вы увидите бесконечные ряды продуктов с гендерным оттенком – гели для душа («Тропический ливень» для женщин, «Накачанные мышцы» для мужчин), леденцы от кашля, садовые перчатки, смесь из сухофруктов и орехов («Взрыв энергии» для мужчин и «Сила жизни» для женщин), рождественские шоколадные наборы (с гаечными ключами и отвёртками для мальчиков, украшениями и косметикой для девочек). Все это говорит об одном, и стоит только почувствовать боль в горле или вспомнить о розах в своем саду, как немедленно подворачивается предмет с гендерной этикеткой.

Конечно, ведь «настоящий мужик» не пойдет в сад с перчатками «не того» сорта, а «настоящая женщина» даже случайно не намылится «Накачанными мышцами».

В июне 1986 года я отправилась в родильную палату, чтобы произвести на свет Дочь №2. В ту ночь Гари Линекер забил сногсшибательный гол на Чемпионате Мира. Вместе с моей дочерью на свет появилось ещё восемь младенцев, все мальчики, и всех якобы назвали Гари (мне тоже хотелось). Мы с соседками читали полученные от близких записки (не про футбол), когда внезапно услышали звук, словно от приближающегося паровоза, с каждой секундой всё громче: нам везли наших новых детей. Моей соседке вручили голубой свёрток, и медсестра одобрительно заметила: «Вот Гари. Он уже размял свои лёгкие!».

Я получила предназначенный мне свёрток, завернутый в жёлтое одеяло (первая и с трудом завоёванная победа феминистки), и медсестра вздохнула: «Вот твоя. Самая громкая из всех. Совсем не похожа на девочку!». В нежном возрасте десяти минут моя дочь впервые столкнулась с гендерным разделением мира, в который она только что прибыла.

Стереотипы стали такой неотъемлемой частью нашего мира, что мы по первому требованию можем составить длинный список «характеристик» людей (стран, видов деятельности и т.п.). А если мы сопоставим наш список со списком друзей или соседей, то обнаружим очень много совпадений.

Стереотипы – это когнитивные «быстрые клавиши», картинки у нас в голове.

Когда мы сталкиваемся с людьми, ситуациями, событиями, собираемся что-то делать, эти картинки позволяют мозгу создавать свои предсказания и заполнять пробелы, вырабатывать предварительные прогнозы, определяющие наше поведение. Стереотипы занимают немало места в хранилище социального словарного запаса и социальной памяти, общих для других членов нашего общества.[…]

Как мы уже знаем, наш социальный мозг – это своего рода «мусорщик», который собирает правила. Он ищет законы в нашей общественной системе, а также «важные» и «желательные» характеристики, которые мы должны приобрести для того, чтобы соответствовать идентифицированной нами группе «своих». Это неизбежно будет включать стереотипическую информацию о том, как должны выглядеть «такие, как мы», как нам следует себя вести, что нам можно и что нельзя. Кажется, что существует довольно низкий порог для этого аспекта нашей самоидентификации, поскольку его очень легко пересечь.

Мы видели, что определенные манипуляции, включающие реакцию угрозы подтверждения стереотипа, могут быть совершенно незаметными. Не потребуется слишком часто напоминать, что вы неэффективная женщина, чтобы вы стали неэффективной женщиной. И даже не нужно напоминать, что вы женщина, ваше «я» сделает всё остальное. Это относится даже к четырёхлетним девочкам. Цветная картинка, на которой девочка играет с куклой, уже ассоциируется Effects of gender stereotypes and stereotype threat on children’s performance on a spatial task. с плохими результатами задания на восприятие пространства.

Читайте также:  Инструкция для парней к первому свиданию: как вести себя с девушкой и куда пойти

Нейронные сети мозга, связанные с обработкой и хранением социальных меток, отличаются Dissociable neural correlates of stereotypes and other forms of semantic knowledge. от тех, которые заняты работой с более общими знаниями. А сети, отвечающие за стереотипы, перекрывают те, которые ответственны за субъективную самоидентификацию и идентификацию себя в обществе. Поэтому попытки оспорить стереотипы, особенно в представлениях о самом себе («я мужчина, и, следовательно…», «я женщина, и, следовательно…»), повлечёт за собой очень быстрое подключение к общему хранилищу знаний, где, в любом случае, имеется достаточно информации. Убеждения такого рода очень глубоко внедрены в процесс социализации, который составляет самую суть человеческого существа.

Некоторые стереотипы обладают собственной системой положительного подкрепления, которая, если её запустить, обеспечит поведение, связанное со стереотипной характеристикой.

[…]Стереотипы в отношении игрушек «для девочек» и «для мальчиков» могут повлиять на целый диапазон навыков: девочки, которые считают Лего предназначенным для мальчиков, хуже выполняют Effects of gender stereotypes and stereotype threat on children’s performance on a spatial task. задания на конструирование.

Иногда стереотип может стать когнитивным крючком или «козлом отпущения». В этом случае плохое выполнение задания или отсутствие способности можно отнести к той характеристике, с которой связан стереотип. Например, раньше предменструальный синдром привлекали для объяснения явлений, которые могли быть, с тем же успехом, связаны с другими факторами, и мы обсуждали это в Главе 2. Учёные обнаружили, что женщины часто списывают своё плохое настроение на счет биологических проблем, связанных с менструациями, хотя причиной, в той же степени, могли быть другие An attributional approach to moods and the menstrual cycle. факторы.

Некоторые стереотипы являются и предписывающими, и описывающими: если вы подчёркиваете негативную сторону способности или характера, то стереотип будет «предписывать» уместные или неуместные действия. Стереотипы также несут мощные сигналы о том, что одна группа в чём-то лучше другой, и что есть вещи, которые члены одной группы просто «не могут» делать, и их не следует делать, то есть, подчёркивают разделение на «высших и низших». Стереотип о том, что женщины не могут заниматься наукой, подразумевает, что они наукой и не занимаются, оставляя науку мужчинам-учёным (а сами становятся этакими миловидными помощницами).[…]

В прошлом году молодежная благотворительная организация «Girlguiding» провела исследование и сообщила о результатах Gender stereotypes impacting behaviour of girls as young as seven : девочки уже в семилетнем возрасте чувствуют на себе давление гендерных стереотипов. Исследователи опросили около двух тысяч детей и обнаружили, что по этой причине, почти 50% респондентов не испытывают желания высказываться или участвовать в школьных мероприятиях.

«Мы так учим девочек, что самая важная для них добродетель – нравиться другим, и что хорошая девочка ведёт себя спокойно и деликатно», — отметили учёные в комментариях.

Очевидно, что подобные стереотипы далеко не безобидны. Они оказывают реальное воздействие на девочек (и мальчиков), и на те решения, которые они принимают в своей жизни. Нам не стоит забывать, что развитие социального мозга ребенка неразрывно связано с поиском социальных правил и ожиданий, соответствующих члену социальной группы. Очевидно, что стереотипы, связанные с полом/гендером, создают совершенно разные своды правил для мальчиков и девочек. Те внешние сигналы, которые получают маленькие женщины, не придают им уверенности, необходимой для достижения в будущем вершин успеха.[…]

Наравне с умением распознавать гендерные категории и связанные с ними характеристики, дети, похоже, горят желанием соответствовать предпочтениям и занятиям своего собственного пола, и это подтверждается в исследованиях, посвященных феномену РПК («розовое платье с кружевами»). Как только дети понимают, к какой группе они принадлежат, то дальше они строго придерживаются своего выбора, с кем и во что играть.

Дети также безжалостно исключают тех, кто не входит в их группу. Они похоже на новых членов избранного общества: сами самым строгим образом следуют правилам и зорко следят за тем, чтобы и другие их исполняли. Дети будут очень жестко высказываться относительно того, что можно девочкам и мальчикам, и что нельзя, и иногда даже умышленно пренебрежительно относятся к представителям противоположного пола (моя подруга, педиатрический хирург, однажды услышала от своего четырехлетнего сына, что «только мальчики могут быть врачами»). Потом они очень удивляются, когда встречают такие экземпляры, как женщины-пилоты истребителей, автомеханики и пожарные.

Примерно до семи лет дети довольно упорны в своих убеждениях относительно гендерных характеристик, и они готовы покорно следовать тому пути, который проложил для них навигатор соответствующего гендера. Позднее дети принимают исключения из гендерных правил о том, кто кого превосходит в той или иной деятельности, но, как оказалось, и это не может не беспокоить, детские убеждения могут просто «уйти в подполье».[…]

Если что-то и характеризует социальные сигналы двадцать первого века для половых различий, то это активное подчеркивание «розового для девочек, голубого для мальчиков».

Причем волна розового цвета гораздо мощнее. Одежда, игрушки, поздравительные открытки, обёрточная бумага, приглашения на вечеринки, компьютеры, телефоны, спальни, велосипеды, что бы вы не назвали, специалисты по маркетингу уже окрасили это в розовый цвет. «Розовая проблема», теперь ещё отягощённая образом «принцессы», является предметом встревоженного обсуждения примерно последние десять лет.

Журналистка и писательница Пегги Оренстейн так прокомментировала это явление в своей книге «Золушка съела мою дочь: Послания с передового края новой культуры девочек-девушек». Она обнаружила в магазинах более 25 тысяч наименований продуктов, так или иначе связанных с диснеевской Принцессой.26

Все усилия по выравниванию игрового поля оказываются тщетными под натиском розовых волн. Компания «Mattel» выпустила «естественнонаучную» куклу Барби – чтобы стимулировать интерес девочек к наукам. И что же может построить Барби-инженер? Розовую стиральную машину, розовый вращающийся гардероб, розовый ящик для хранения драгоценностей.[…]

Как мы знаем, мозг — это система с «глубоким обучением», он стремится заполучить правила и избегает «ошибок предсказания». Таким образом, если владелец с новоприобретенной гендерной идентичностью выходит в мир, полный мощных розовых посланий, которые услужливо подсказывают, что можно делать и что нельзя, что можно и нельзя носить, то будет очень сложно изменить маршрут, чтобы разогнать эту розовую волну.

Джина Риппон — профессор нейровизуализации, член редакторского комитета Международного журнала психофизиологии (International Journal of Psychophysiology). Её книга «Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге», которая выходит в августе в издательстве «Бомбора», рассказывает о влиянии социальных установок на наше поведение и «нейромусоре», который используют, чтобы подтвердить укоренившиеся стереотипы.

Как мы уже знаем, наш социальный мозг – это своего рода «мусорщик», который собирает правила. Он ищет законы в нашей общественной системе, а также «важные» и «желательные» характеристики, которые мы должны приобрести для того, чтобы соответствовать идентифицированной нами группе «своих». Это неизбежно будет включать стереотипическую информацию о том, как должны выглядеть «такие, как мы», как нам следует себя вести, что нам можно и что нельзя. Кажется, что существует довольно низкий порог для этого аспекта нашей самоидентификации, поскольку его очень легко пересечь.

Какие гендерные стереотипы существуют о мужчинах и женщинах?

Автор – Вадим Волков

Профессиональный журналист, автор поэтического сборника и нескольких литературных публикаций.

  • 1195
  • 24 9 мин.

За время существования человечества, благодаря эволюции, у мужчин и женщин сложились определенные роли в жизни. Со временем роли сменились на занятия и профессии, а вместе с ними пришли и, так называемые, гендерные стереотипы. Что же это такое и с чем это едят? Разберемся по порядку.

Гендерные стереотипы – это представления о поведении мужчин и женщин, которые широко распространены в обществе. Другими словами, мнение большинства насчет той или иной сферы деятельности, и кто к ней относится – гендерные стереотипы. То есть, мужчины сильные, а женщины слабые – это ничто иное, как стереотипы. Мужчина – сварщик, женщина – учитель – тоже стереотип.

За время существования человечества, благодаря эволюции, у мужчин и женщин сложились определенные роли в жизни. Со временем роли сменились на занятия и профессии, а вместе с ними пришли и, так называемые, гендерные стереотипы. Что же это такое и с чем это едят? Разберемся по порядку.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий – мужчина, а ведомый – женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера – факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров – так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Почему же возникли гендерные социальные стереотипы? Теорий на этот счет существует много.

Свойства половых стереотипов

Будучи видом социальных стереотипов, ПС обладают основными их свойствами.

Во-первых, ПС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).

Во-вторых, ПС оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской чувствительности или мужском самообладании. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более позитивные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только негативную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).

В-третьих, ПС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты представителей группы.

В-четвертых, ПС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы [2] .

В-пятых, ПС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия половых различий [3] .

Когнитивная функция. ПС, как и все социальные стереотипы, экономят усилия индивида при восприятии сложных объектов, упрощая и систематизируя знания, получаемые индивидом из окружающей среды. Кроме того, ПС помогают предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).

Добавить комментарий