Что такое эмпатия, зачем она нужна и как её развить?

Средний уровень

Согласно классификации, средний уровень эмпатии — это свойство, которое есть у большинства людей. Невзирая на социальный статус и профессию, люди способны проявлять признаки эмпатии:

☑️ Умение «слышать» собеседника, стремление понимать;

☑️ Способность поставить себя на место другого человека, вообразить его эмоции как положительные, так и отрицательные. Особенно это касается таких ситуаций, как потеря близкого человека или радость от рождения ребёнка;

☑️ Понимание страданий других и способность им сопереживать.

Средний уровень эмпатии говорит о том, что человек психически здоров и может успешно жить в обществе себе подобных.

Большинство людей готовы оказать поддержку в трудной ситуации, проявить эмоциональный отклик. Впрочем, человек со средним уровнем обладает механизмом самозащиты, и он не станет слишком глубоко и надолго погружаться в чужие страдания. Инстинкт самосохранения не позволит заниматься саморазрушением из-за чужих проблем.


❗️Эмпатичная личность, при наличии необходимых знаний, может сделать карьеру в любой области. Умение контролировать свои чувства – важная составляющая. Нужно научиться сдерживать эмоции, которые рвутся наружу при виде чужих страданий и восторгов. Помощь нужно оказывать, слегка дистанцируясь. Пропуская глубокое горе сквозь свою психику, можно истощить все ресурсы, необходимые для жизни.

Эмпатия — что это такое простыми словами?

Когда речь заходит о сопереживании или оказании эмоциональной помощи другим людям, то, периодически, можно услышать такой термин, как эмпатия. При этом, его нередко используют как синонимом. Отчасти это так, но не совсем. У него имеются существенные отличия.

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Но, обо всем по порядку.

Что такое эмпатия, зачем она нужна и как её развить?

Эмпатия – особая способность, осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего развитую способность определять настроение собеседника.

Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Определение “эмпатия” в психологии описывают как способность человека (эмпата) чувствовать то же, что и собеседник, в то же время понимая реальность текущих событий и собственных переживаний.

Еще одно объяснение гласит, что это точное восприятие внутреннего мира другого человека и использование этого понимания не только в своих интересах, но и в интересах собеседников.

Склонность к проявлению эмпатии важна в различных сферах жизни:

    в семейной она помогает достичь взаимопонимания с родными людьми;

Особенно нужна эмпатия тем, кто трудится в социальной сфере – педагогам, врачам, руководителям. Семьи, члены которых имеют такую способность, более крепки и счастливы в сравнении с теми, где ею не обладают.

В педагогике такое качество обеспечивает плодотворное сотрудничество учителя с учащимися (студентами). Преподаватель понимает индивидуальные черты учеников, и это помогает ему найти подход к каждому из них. Процесс образования получается увлекательным и результативным. Дети охотно занимаются на уроках, достигают академических успехов, любят познавать.

В отличие от сочувствия, которое заключается в участливом отношении к страдающему, эмпатия – более глубокое сопереживание. В момент ее проявления эмоции и чувства другого – счастье, боль – становятся частью слушающего. Это не просто умение понимать чужие проблемы или радости, но и способность глубоко проникнуться состоянием друга или даже незнакомого человека. При этом эмпат не становится с ним одним целым, он имеет свои личные эмоции и убеждения.

Примеры сочувственного отношения содержат фразы типа:

  • иногда со всеми такое случается;
  • но ведь не все так плохо;
  • хорошо, что еще не.

Выразив слова утешения, человек пытается скрасить мрачные чувства. Дает понять, что с ним тоже такое было, или все могло быть еще хуже. Обычно от подобных слов собеседнику не становится легче – напротив, они могут иметь обратный эффект.

Эмпат может не сказать ни слова, однако:

  • выражение его взгляда будет свидетельствовать о том, что он в эту секунду переживает подобные ощущения – хорошие или плохие;
  • позаботится о человеке так, как будто бы проявляет заботу о себе самом;
  • сможет искренне порадоваться чужим успехам и погрустить вместе с плачущим.

Такие люди могут по-настоящему помочь исправить ситуацию или изменить ее к лучшему, не акцентируя на этом внимание.

Психологи выделяют 3 уровня обладания эмпатией:

  1. 1. Высокий. Если чувство сопереживания развито очень сильно, человек ставит интересы ближнего выше своих собственных и готов пожертвовать всеми своими ресурсами ради того, чтобы кто-то не был одинок в своих чувствах. Психологи называют такую способность высоким уровнем эмпатии.
  2. 2. Средний. Обладатели среднего уровня – и таких людей большинство – лишь периодически внимательны к окружающим. Большую часть их времени и внимания занимают собственные проблемы.
  3. 3. Низкий. К этому уровню относятся люди, считающие себя знатоками человеческих эмоций, но не проявляющих настоящих, искренних переживаний о других.

Согласно наблюдениям человек с определенным типом темперамента проявляет соответствующую степень развития этой важной черты:

  • Спокойные, уравновешенные прагматики чаще всего обладают низким уровнем эмпатии.
  • Эмоциональные, творческие люди обычно имеют средний уровень ее развития.
  • Наиболее склонны к проявлению сопереживания представители меланхолического темперамента.

Наличие или отсутствие особенных черт имеет несколько причин. Большую роль для человека играют:

  • наследственный склад характера;
  • воспитание;
  • жизненный опыт – позитивный и негативный;
  • социальное окружение;
  • условия жизни;
  • образ мышления.

На первый взгляд, тот, кто имеет это ценное качество, должен быть счастлив – он многих понимает, и это дает определенные преимущества. Умение сопереживающего не допускать конфликтов ценится и на рабочем месте, и на учебе, и в семье.

Но существует и обратная сторона медали. Эмпаты и сами очень ранимы. Они часто ждут поддержки и одобрения от окружающих, но далеко не всегда могут их получить. Их могут использовать в своих интересах и легко вывести из равновесия.

Существуют несколько методик для развития эмпатии. Каждая из них применима к определенному типу людей и возрастной категории.

Поскольку воспитание характера и способностей начинается в семье – самое первое и яркое влияние оказывают родители. Ребенок больше повторяет слова и поступки взрослых, следует их личному примеру. Если мама с папой учат проявлять бескорыстие, но сами склонны к скупости – малыш запечатлевает образы их поведения и не растет щедрым.

Родительское тепло и достаточное количество внимания к детям – главные условия развития заботливого отношения к окружающим.

В подростковом возрасте – на этапе поисков жизненных целей – эмпатия проявляется более ярко. Если с самого начала ребенок был окружен разумной заботой и любовью взрослых – он умеет распознавать и свои чувства, и нужды других, не боится использовать любую возможность для налаживания контакта со сверстниками и людьми других возрастных категорий. Дружба, любовь и доверие в семье и коллективе играют основную роль.

Действия взрослого человека обязательно имеют конкретный мотив. Перед тем как приступить к совершенствованию навыков, важно уяснить для себя, какой цели нужно достичь.

Задания для развития эмпатии выполняют в такой последовательности:

  1. 1. Изучение себя и своих чувств. Отвечая на вопросы “Что я чувствую в данный момент?”, “Что вызвало такие эмоции?”, “Какое влияние оно оказывает на меня?”, человек учится анализировать собственные ощущения и справляться с ними.
  2. 2. Рассматривание других. Здесь не имеется в виду буквальное подглядывание, а наблюдение за реакцией и манерами человека, тоном его речи, мимикой. Это помогает определить состояние, в котором он пребывает.
  3. 3. Анализ увиденного. Хорошо, если это друг или знакомый. Можно задать ему вопросы, чтобы уточнить, правильно ли поняты его чувства.
  4. 4. Поставить себя на место собеседника. Примерка чувств другого человека на себя – попытка пожить несколько минут в его мире.
  5. 5. Соединение в эмоциях. Включает в себя соблюдение всех предыдущих условий и особое внимание ко всем подробностям, которыми собеседник делится. Избегают критической оценки его реакции или поведения.
  6. 6. Настоящая (полная) эмпатия. На этом этапе учатся разделять свои личные чувства с эмоциями собеседника, все еще оставаясь внимательным к его личному миру и ощущениям.
Читайте также:  Как не влюбиться в парня с которым спишь?

Главная цель, которой можно и нужно достичь, – искренние отношения. Доверие и забота – основа всех отношений между людьми.

В подростковом возрасте – на этапе поисков жизненных целей – эмпатия проявляется более ярко. Если с самого начала ребенок был окружен разумной заботой и любовью взрослых – он умеет распознавать и свои чувства, и нужды других, не боится использовать любую возможность для налаживания контакта со сверстниками и людьми других возрастных категорий. Дружба, любовь и доверие в семье и коллективе играют основную роль.

Как развить эмпатию

Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться, нужно ли это вам. Ведь обладая этой способностью, человек переживает не только свои, но и чужие эмоции, которые, увы, нередко негативные.


Для эмпатии важен опыт. А как могут дети получить его? Не заставлять же малышей переживать собственные трагедии? Но опыт можно усваивать и чужой, сопереживая персонажам книг и героям фильмов.

ЭМПАТИЯ, для чего она?

Последние годы в людях массово просыпается эмпатическая способность, это как прозрение, начинаешь чувствовать всё, что наполняет других людей. Это довольно шокирующее и болезненное событие, пройдёт немало времени пока хоть как то адаптируешься к новым возможностям.

Цитата из письма эмпата Н***.

(((Скажите, для чего всё это? Для чего это нужно? Неужели чувствительность ради чувствительности? Людям не нравится, что я разделяю их внутренний мир, не нравится, что знаю потаённые уголки души. Мне один раз подруга кинула упрёк — ты думаешь легко дружить со сканером?!
Я не знаю, что мне делать.)))

Наш мир, переполнен ложью, это наверное, вы как эмпат чувствуете, когда говорят правду, когда ложь или когда говорят ложь, но сами верят что это правда.

14 способов развить эмпатию

«Эмпатия — это способность резонировать с чувствами другого. Встречая радостного человека, мы улыбаемся. Встречая страдающего, мы страдаем вместе с ним», — считает Матье Рикара, буддийский монах, которого называют счастливейшим человеком в мире.

Способность к ней обогащает отношения с другими. Когда мы понимаем их переживания, способны установить глубокую связь, заглянув в их мир. Собеседник, высказывая мнение, почувствует, что мы принимаем его таким, какой он есть.

Практикуя эмпатию, мы также учимся лучше понимать свои эмоции. Она требует от нас сначала почувствовать текущее состояние человека. Ему важно увидеть, что мы его понимаем и эмоционально, и умственно, прежде чем станем его успокаивать, ободрять или что-то советовать. Само присутствие и «настройка» на чувства могут его поддержать, но не стоит произносить фразы вроде «Все будет хорошо!». В конце концов, откуда мы знаем, будет ли?

У некоторых эта способность от природы развита больше, чем у других (к примеру, нарциссам ее недостает), но на способность к сопереживанию влияют и другие факторы. К примеру, мы больше склонны ощущать эмпатию к тем, кто кажется похожим на нас, и к тем, кто, как мы считаем, ведет себя этично.

Эксперименты показали, что даже краткий тренинг по развитию способности к сопереживанию способен дать результаты. Что мы можем сделать самостоятельно, чтобы развивать этот важный навык:

1. Спрашивая кого-нибудь, как у него дела, внимательно следите за его ответом — как вербальным, так и невербальным. Зачастую язык тела и тон голоса говорят больше, чем слова.

2. Если он отвечает: «Все нормально» или дает другой краткий ответ, задайте уточняющий вопрос: «Нет, серьезно, что у тебя происходит?»

3. Слушайте не только умом, но и сердцем, доверьтесь интуиции. Эмпатия — душевный труд.

4. Сосредоточьтесь на разговоре, не пытайтесь заниматься другими делами. Отложите телефон в сторону, смотрите в глаза, примите открытую позу (не скрещивайте руки).

5. Постарайтесь понять, что значат для собеседника его слова и переживания, и позвольте ему прийти к собственному выводу, не навязывая свое мнение.

6. Не переводите внимание на себя, например, рассказывая, как бы вы поступили в аналогичной ситуации.

7. Покажите собеседнику, что вы его слышите и сопереживаете ему. К примеру, вы можете пересказать то, что поняли из его слов: «Я все понимаю — ты очень хотел добиться успеха на этой работе, но тебя уволили, ты ужасно расстроен и не знаешь, как сможешь свести концы с концами». Его реакция позволит вам проверить, действительно ли вы правильно поняли его состояние.

8. Помните, что вы можете отнестись к мнению собеседника серьезно и уважительно, даже если вы с ним не согласны.

9. Развивайте в себе любопытство к людям. Попробуйте представить прошлый опыт человека, подумайте, как он пришел к своим нынешним привычкам и образу жизни, чего он больше всего хочет. Иными словами, попробуйте встать на его место. Чтение художественной литературы с хорошо проработанными персонажами также поможет лучше научиться смотреть на мир с иной точки зрения.

10. Заводите разговоры с незнакомцами, к примеру, в очереди в магазине. Будьте любопытны, попробуйте узнать что-то новое. Постарайтесь вовремя заметить, если незнакомец не в настроении разговаривать, уважая его чувства, вы также проявляете эмпатию.

11. Расширяйте круг общения. Цель — научиться лучше понимать людей из разных социальных кругов. Избегайте поспешных суждений и стереотипов. В первую очередь ищите что-то общее с новыми знакомыми, а потом смотрите на различия.

12. Обращайте внимание на собственные эмоциональные реакции и язык тела во время разговора. Начинает колотиться сердце? Ощущаете душевный подъем или вам тяжело? Наблюдайте за реакциями с таким же сочувствием, какое проявляете к другим.

13. Тренируйтесь меньше погружаться в себя и больше обращать внимание на непосредственное окружение: людей, здания, машины, парки, звуки. Представьте себя детективом, собирающим информацию и сопереживающим.

14. Ищите возможности для волонтерской работы. Вокруг так много тех, кому помощь! Занимаясь волонтерством, сможете узнать много нового о тех категориях людей, о которых вы раньше могли не задумываться. Развивая эмпатию, вы поможете смягчать чужие страдания и исцелять душевные раны в мире, которому не хватает сочувствия и доброты.

1. Спрашивая кого-нибудь, как у него дела, внимательно следите за его ответом — как вербальным, так и невербальным. Зачастую язык тела и тон голоса говорят больше, чем слова.

Вред и польза эмпатии

Вред. Эмпатия может приводить к неврозам, заболеваниям сердца, депрессии. Это переживание, которое может сказываться на здоровье и приносить болезни и эмоциональные блоки. Эмпатия может вызывать смещение биополя и блокировку анахаты чакры, что также сказывается на заболеваниях сердца.

Польза. Эмпатия позволяет легче знакомиться с людьми, лучше чувствовать их. Человек с этим качеством вызывает приятные ощущения у людей и доверчивость. Высокая чувствительность помогает быстро находить правильные решения в трудных ситуациях. Люди с развитой эмпатией буквально чувствуют, что им необходимо делать и как лучше поступать.

Сопереживая, вы ничем не поможете человеку, а только нанесёте вред себе. Сопереживание и сострадание необходимо заменить на милосердие, а когда нужна ваша помощь, необходимо не раздумывая помогать и делать это без эмоций сострадания, а с готовностью помочь всем, чем можешь.

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

— В научно-психологическом сообществе и среди отдельных психологов распространена идея, что существует психопатия, которая предполагает, что человек лишен способности к эмпатии. Я к этому отношусь очень осторожно, потому что эта идея позволяет судить людей и принимать простые решения — «Что с него возьмешь? Он психопат».

Читайте также:  Почему со мной не знакомятся мужчины

Читайте

Чтение художественной литературы – это простейший способ погрузиться в мир другого человека, более того, в мир множества самых разных людей. Читая, вы учитесь понимать, что и почему чувствует персонаж, и как это реализуется в его поведении.

Исследование подтверждает, что чтение художественной литературы повышает уровень эмпатии. [Raymond A. Mar. 2009] В другом эксперименте [David Comer Kidd, 2013] ученые решили проверить, какой жанр эффективнее развивает эмпатию: беллетристика или классика. Предсказуемо лучшие результаты получились у второго варианта.

Ученые доказали, что всего 15 минут совместной игры позволяют установить эмпатическую связь между совершенно незнакомыми людьми. [Loren J. Martin, 2015]

Нам всем это нужно. Почему важно развивать эмпатию

Фото: Goodluz / Depositphotos

Нашей естественной потребностью является сопереживание, социальное взаимодействие и взаимопомощь

21 ноября в Киеве Наталья Кадя выступит с лекцией « Суперлюди» в рамках цикла НВ «Диалоги о будущем. Перезагрузка». Как попасть на лекцию здесь

Сегодня — о том, почему нам не помогают, а вредят слова, которые должны поддерживать: «Все будет ОК», «Не расстраивайся», «Все наладится».

Фразы вроде этих, которые в период переживаний и сложностей слышим от близких, родных и коллег, вместо чувства облегчения и поддержки вызывают еще большее раздражение и огорчение.

Это потому, что в это время мы больше нуждаемся в осознании, что другой понимает наши переживания, ему не безразлично, он готов помочь.

Мы нуждаемся в эмпатии — важном навыке современности.

По определению Wikipedia, эмпатия (англ. Empathy от греч. Patho — сопереживание) — это понимание отношений, чувств, психических состояний другого человека в форме сопереживания. Значение эмпатии: кто внимательно слушает, тот может понять, что думает и чувствует другой. Это соединяет людей.

Решающим в исследовании эмпатии и определении важности развития эмпатии как навыка стали новейшие научные открытия, согласно которым человеческое существо имеет социальную природу. Мы не просто homo sapiens, мы — homo empathicus. Нашей естественной потребностью является сопереживание, социальное взаимодействие и взаимопомощь.

В 2000-х нейробиологи обнаружили взаимодействие конкретных мозговых схем, которые отвечают за способность человека эмпатировать. Если части мозга, которые определяют эту способность, повредить или временно заблокировать, мы теряем способность понимать, что чувствуют другие люди, и не можем сопереживать.

Франс де Вааль, профессор поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори в городе Атланта, США, директор центра Living Links Center в Национальном центре исследования приматов Йеркеса (Yerkes National Primate Research Center), в своих исследованиях пришел к выводу, что Человек — это социальное животное, естественно развившееся и эволюционировавшее для заботы и ухода друг за другом.

Психологи обнаружили, что близкие (семейные) отношения в первые два года жизни готовят (направляют) нас к эмпатии.

Эмпатия заложена от рождения, и способность эмпатировать формируется главным образом в раннем детстве, однако развивать этот навык мы можем на протяжении всей жизни.

Эмпатию можно тренировать.

Проявить эмпатию — это буквально пережить чувства другого человека. Это способность человека понимать чувства другого не просто для понимания, а с тем, чтобы действовать в соответствии с этим осознанием.

Это определение и является тем, что отличает эмпатию от доброты или жалости.

Эмпатия — это не о том, чтобы отнестись к другому так, как мы бы хотели, чтобы он отнесся к нам, потому что мы не знаем, как бы кто-то другой хотел, чтобы мы к нему отнеслись. Эмпатия — это попытаться понять и выявить, что нужно именно тому человеку, невзирая на наши собственные вкусы, предпочтения, ожидания.

Исследования в области социологии и психологии обнаруживают, что посредством осознанной тренировки эмпатии мы можем развить этот навык до уровня «привычного поведения».

Важные положения для развития эмпатии:

1. Эмпатия не требует особых условий или отношения к человеку (симпатии ). Эмпатия — о том, кто в ней нуждается в конкретный момент, без привязки к вашему личному отношению к этому человеку.

2. Для практики эмпатии важно учиться не отождествлять себя с человеком, который нуждается в помощи, и осознавать, что это переживание другого человека. Стоит быть рядом, а не растворяться в другом человеке. Вы — это вы, он — это он.

Текст публикуется с разрешения автора

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Исследования в области социологии и психологии обнаруживают, что посредством осознанной тренировки эмпатии мы можем развить этот навык до уровня «привычного поведения».

Развитие эмпатии

Зеркальные способности формируют физиологические основы эмпатии. Слышать, как кто-то кричит, и видеть, как он бежит от опасности, привлекает наше внимание. Это иллюстрирует момент, когда люди вступают в две важные изученные составляющие эмпатии.

  • Во-первых, «ходить в чужой обуви» позволяет людям чувствовать и понимать чужие переживания.
  • Во-вторых, так же важно, чтобы мы осознавали, что эти чувства принадлежат другому человеку.

Чувствовать и ценить, но не ощущать эмоции другого человека — это жесткое уравновешивание. Это требует способности относиться к другому, но не быть вовлеченным в чувства или переживания другого человека. Нелегко обрабатывать сильные чувства равномерно. Мы разделяем эмоции другого человека, но должны быть уверены, что не ошеломлены и не сметены.

Женщина помогает ребенку

Эти навыки помогают нам понять межличностное сочувствие или опыт между людьми. Эмпатия также может быть использована для понимания социальных ситуаций и даже политических событий. Это социальный ее вид, использующийся как способ восприятия перспективы для понимания различных групп и культур.

Социальная эмпатия добавляет большее измерение к ее применению. Это требует, чтобы люди понимали в некотором смысле исторические события и их последствия для других. Это значит пытаться понять людей, которых мы, возможно, не знаем лично, и опыт, которого у нас не было.

С другой стороны, когда к нам относятся как к объектам, мы чувствуем себя униженными и обиженными. Сочувствие — инструмент, чтобы признать и оценить других. В обществе коллективное сочувствие является ключом к цивилизации.

Как ее развить

Эмпатию иногда сравнивают с мышцей, которую можно натренировать так же, как бицепсы или трицепсы. Попробуйте включить в свой тренировочный план следующие упражнения:

■ Активное слушание. Если хотите понять, что чувствует другой человек, научитесь слушать. Не перебивать, не спорить, не обдумывать в голове контраргументы, не осуждать, не лезть с советами. Почаще задавайте вопрос «А что ты в этот момент почувствовал(а)?». Можно поиграть в попугайчиков, и когда очередь дойдет до вас, начать с повтора последних слов собеседника или главной мысли: «Значит, ты говоришь, что…» По данным психолога Маршалла Розенберга, если использовать такой прием в спорах между начальником и подчиненными, то конфликтные ситуации разрешаются на 50% более эффективно. То же самое, кстати, касается и семейных ссор.

■ Гипотезы. Если человек не готов или не считает нужным говорить о своих чувствах и мотивах поступков, попробуйте высказать предположение: «Ты обиделся, потому что подумал, будто я сделала это специально?» Если вам совершенно не-ясны реакции собеседника, спросите напрямую: «Я не понимаю, можешь мне объяснить?» Для того чтобы это сработало, важно убрать из вопроса любой намек на осуждение. Иначе вместо того, чтобы объяснять свои чувства и мотивы, человек примет защитную стойку.

■ Чтение. Качественная художественная литература может повысить способность к эмпатии. Ничего удивительного, ведь вымышленные истории заставляют нас взглянуть на мир глазами другого человека. Когда еще мы можем представить себе, что чувствует альпинист, добравшийся до вершины Эвереста, или мигрант, вынужденный бежать из родной страны.

Кадр из фильма «Дневник памяти»

Но не все книги одинаково полезны. Согласно данным американского исследования, проведенного в 2013 году, беллетристика (детективы, триллеры, любовные романы) и нонфикшн никак не влияют на нашу способность интерпретировать эмоции других людей. Зато полное собрание сочинений Чехова может помочь вам откалибровать свой эмоциональный компас.

Читайте также:  Зона комфорта: определение и как выйти

■ Точки соприкосновения. Понять окружающих проще, если нам кажется, что мы с ними «одной крови». Общие интересы, опыт, жизненные цели, друзья — все это делает нас более открытыми и готовыми взглянуть на мир под непривычным углом. Когда знакомитесь с новыми людьми, постарайтесь найти такие точки соприкосновения.

■ Незнакомцы. Тренировкой эмпатии могут стать фантазии на тему чужой жизни. Женщина, стоящая перед вами в очереди в супермаркете, — кто она? Что для нее важно? Вглядитесь в ее лицо, рассмотрите одежду, набор продуктов у нее в корзине и попытайтесь представить, как и чем она живет.

Тесты показывают: женщины лучше умеют сопереживать. По данным ученых из Квинсленда, мужчины меньше расстраиваются, когда в жизни партнерши случаются неприятности. А мы волнуемся «за того парня», будто за себя.

Согласно другому исследованию, «сильный пол» настолько силен, что даже реже зевает. И это тоже связано с эмпатией. Зевота заразительна — попробуй удержаться, когда кто-то широко открывает рот. Так вот, женщины «заражаются» в 55% случаев, а мужчины — лишь в 40%.

С чем связаны различия? Некоторые обвиняют их воспитанием и гендерными стереотипами. Девочек с детства приучают слушать, сочувствовать, делиться тайнами и конфетами. Однако эксперимент психологов из Аризоны показал, что даже четырехлетние малышки сильно расстраиваются, когда другим плохо. Значит, воспитание не единственный виновник. С точки зрения эволюции эмпатия важна для женщины, чтобы понимать, чего хочет ее младенец.

Кадр из фильма «Любовь и другие лекарства»

Голландские ученые призвали к ответу гормоны. Оказалось, что, если ввести женщинам большую дозу тестостерона, они будут хуже справляться с тестом на эмпатию. Нейропсихологи говорят о различиях в работе мозга.

Когда мы ловим настроение окружающих, в дело активно включается центр, который отвечает за анализ эмоций. У мужчин в такой ситуации происходит переключение на отделы, ответственные за решение проблем. В общем, если муж снова чего-то не понял, злиться бесполезно, можно только посочувствовать.

! Исследователи из Университета Огайо выяснили, что болеутоляющие и жаропонижающие препараты, включающие парацетамол, не только снимают боль, но и снижают уровень эмпатии. Скорее всего, это связано с тем, что за восприятие своей и чужой боли отвечают одни и те же отделы головного мозга.

5. Хорошее упражнение в эмпатии — обсуждение прочитанных книг. Задавайте ему вопросы о переживаниях героев: «Как ты думаешь, что почувствовали родители, когда Малыш улетел вместе с Карлсоном?», «Почему Малыш так мечтал о собаке?».

Тренинг

Если Вы хотите серьезно поработать над своим умением разбираться в людях, чувствовать их эмоциональное состояние, рекомендую Вам курс чтения людей «Профайлинг» от Викиум. Этот курс научит Вас:

  • определять психотип человека по особенностям поведения;
  • видеть людей насквозь, словно спецагент;
  • определять эмоции собеседника по микровыражениям;
  • верифицировать ложь по позам, жестам, мимике и голосу собеседника;
  • различать попытки манипулирования;

Данный онлайн курс включает набор практических методик профайлинга, инструменты и упражнения на отработку техник, тренажеры на распознавание микровыражений, тесты на уровень владения навыком.

Данный онлайн курс включает набор практических методик профайлинга, инструменты и упражнения на отработку техник, тренажеры на распознавание микровыражений, тесты на уровень владения навыком.

Как развивать эмпатию

Эмпатия — навык, а значит ее можно развивать. У каждого человека разная способность к эмпатии, кто-то более восприимчив, кто-то менее, но абсолютно все могут повысить свой уровень эмпатии, если поставить такую задачу.

Для развития эмпатии можно использовать принцип игровой импровизации «Да, и. »

Как появился принцип «Да, и. »

В начале ХХ века Виола Сполин, преподаватель актерского мастерства, придумала импровизационные игры. Она использовала их чтобы помочь детям-иммигрантам адаптироваться в американском обществе. Позднее принципы импро-игр стали использоваться в обучении актеров. Сейчас они применяются в различных сферах, начиная от образования детей и заканчивая бизнесом, и очень круто работают. Людям нужно учиться в экстренных ситуациях очень быстро договариваться. Один из принципов импровизации называется «Да, и. » Он не единственный, но основополагающий.

Суть принципа

Нужно принять все, что тебе дает партнер и развить идею. В жизни чаще всего мы не очень хотим это делать, потому что нам интересно то, что мы сами придумали. Мы не привыкли слушать другого человека и доверять ему.

Действие принципа очень ярко заметно в любой импровизационной игре. Как только люди не используют его и начинают блокировать друг друга, история рассыпается. Людям становится очень не комфортно.

Но и в в жизни можно просто последить: принимаете вы и развиваете то, что вам говорят или блокируете. Последите, как вы говорите «нет», как отрицаете услышанное. Может быть результат не так выражен, как в игре, где все немного утрировано, но суть та же.

Пример использования принципа

Первый участник говорит: ты знаешь, я хочу, чтобы на сайте было много полноэкранных картинок, и это было похоже на киноленту. Второй, вспоминает заданные условия и говорит: вообще-то, мы делаем интернет-магазин, в котором продают колбасу, причем тут кинолента?

То есть люди настолько не уверены в себе, что пытаются гнуть свою линию. На самом деле, он сказал «нет» идее первого участника, заблокировал. Все, обсуждение закончилось. Но он может сказать: да, молодец, давай делать. Тут он сказал «да», но не сказал «и». Согласился, но никак не развил. А вот если он говорит: да, давай сделаем так и развивает: а еще добавим классное видео, чтобы человек посмотрел и сразу же заказал пару килограммов колбасы! В этом случае он поддерживает, развивает и, в общем-то, реализует свою идею. Взаимодействие продолжается.

Когда говорят, что нужно проявлять эмпатию, то зачастую никто не понимает что это такое. Я актер, и чтобы встать в позицию персонажа, даже не человека, я должен очень подробно его изучить, прям ощутить его как-то. И это очень длительный процесс, в театре на создание образа уходят месяцы репетиций. И то, ты создаешь не точно то, что написано в книге, а немного свое. Поэтому эмпатия — это сложная вещь, даже для актера.

И в этом смысле принцип «Да, и. » говорит: ребята, невозможно понять мысли человека, невозможно узнать как он думает и что он скажет. Поэтому единственное, что вам нужно делать, это быть готовым сказать «да» и неважно что он произнесет. Главное, скажи «да» и попробуй развить. Если в такой сцепке вы существуете вдвоем или втроем, или всей командой, то такие будут результаты.

То есть люди настолько не уверены в себе, что пытаются гнуть свою линию. На самом деле, он сказал «нет» идее первого участника, заблокировал. Все, обсуждение закончилось. Но он может сказать: да, молодец, давай делать. Тут он сказал «да», но не сказал «и». Согласился, но никак не развил. А вот если он говорит: да, давай сделаем так и развивает: а еще добавим классное видео, чтобы человек посмотрел и сразу же заказал пару килограммов колбасы! В этом случае он поддерживает, развивает и, в общем-то, реализует свою идею. Взаимодействие продолжается.

Сервисная ориентация

Определяет навык эмпата правильно оценивать чьи-либо потребности, чтобы оказать действительно эффективную поддержку. В работе отражается на способностях сотрудника понимать потребности клиентов и успешно удовлетворять их. В жизни проявляется в способности помочь ближнему отыскать наиболее верное решение проблем в соответствие с особенностями его жизненных обстоятельств.


Заключается в умении помочь другим с ростом в какой-либо сфере. Ярким примером проявления является способность грамотно поощрить другого. Также сюда относят способность представить конструктивную реакцию на чьи-то действия, помогающую определить направление роста на перспективу. Особенно развит этот элемент у профессиональных коучей.

Добавить комментарий