Буллинг: что это такое и как с ним справиться ребенку

Конфликты и буллинг

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Что такое буллинг?

Буллинг в школе: что это такое и как с ним справиться ребенку

Всем привет! Скромный, робкий, с нарушенными коммуникативными навыками ребенок может оказаться под нападками более агрессивных одноклассников, оказавшись в роли жертвы. Необходимо осознавать, что буллинг в школе является проблемой не только тех людей, которые попали в подобную ситуацию. Это очень серьезная проблема для всего коллектива, значит, и системы образования в целом.

  1. Особенность травли
  2. Что такое буллинг
  3. Причины буллинга
  4. Иммунитет против буллинга
  5. Особенности характера, располагающие стать объектом травли
  6. Действия ребенка
  7. Последствия травли


Определение буллинга. Действие заключается в вовлечении всех в этот процесс, не только жертвы и преследователя, но и рядом находящихся зевак по-другому свидетелей. Данный процесс вовлекает абсолютно всех и никого не оставляет безучастным. Во время буллинга травмируется психика:

Виды буллинга

В зависимости от вида воздействия на обидчика разделяют две основные формы буллинга:

▪️Психологическая. Чаще применима к девушкам. Такой вид травли подразумевает собой негативное социальное отстранение жертвы. Основными его проявлениями являются издёвки, порицание, оскорбления, отрицательные слухи, прямое выражение отвращения со стороны общества.

▪️Физическая. Такая форма буллинга наиболее распространена по отношению к мальчикам. В основе своей она подразумевает физическое насилие над жертвой: избиение, физические угрозы. Нередко такой вид травли комбинируется с психологической, например: запирание жертвы в изолированном помещении, либо игра в «собачку» (когда у человека, подвергшегося травле, забирают личную вещь и передают её по кругу между обидчиками, для того чтобы жертва не могла её забрать).

Формы травли также могут отличаться и в зависимости от возрастной группы. К примеру, детский буллинг редко в своей форме использует физическое насилие. В своей основе он берёт психологическое давление на жертву путём клеветы, угроз и издёвок. Такой вид травли легко распознать в группе детей, так как они даже не пытаются скрыть своё пренебрежительное отношение к жертве. Да и зачастую дети сами рассказывают родителям о том, что над ними издеваются в надежде получить поддержку и защиту, которую они не могут обеспечить себе сами.

Гораздо сложнее определить подростковый буллинг. Подростки в силу возраста обладают нестабильной психикой, которая может быть нарушена любыми внешними проявлениями. Вдобавок ситуация усложняется тем, что всё, что с ними происходит, они расценивают как личные неудачи. Поэтому подростки редко обращаются к другим за помощью, в том числе к родителям либо старшим. Это делает такой вид травли очень опасным, так как последствия могут быть очень печальными, вплоть до самоубийства. При этом определить, что ребёнок подвергается насилию, очень просто. Наиболее частым признаком является нежелание идти в место травли – школу. В таком случае стоит задуматься и постараться выявить причину нежелания.

Для достоверной оценки происходящего можно обратиться к классному руководителю для того, чтобы он проследил за активностью класса и выявил признаки травли:

  • Систематические психологические нападки;
  • Изолированность (ребёнок сидит одни);
  • Отсутствие заинтересованности в жизни класса.

В том случае, когда классный руководитель не проявляет интереса к проблемам ребёнка и намеренно скрывает реальное положение дел, стоит самостоятельно понаблюдать за происходящим. Даже один визит в школу может помочь. Главное, наблюдать за всем издалека, чтобы дети не скрывали своих эмоций и желаний.

Если удалось установить, что травля присутствует, следует выявить причину травли среди класса. Это необходимо для адекватной оценки ситуации и оказания своевременной и главное, – правильной помощи.


Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Ребенка обижают в школе: что делать

Нет единственно верного ответа на вопрос, как бороться с буллингом. Но самое главное очевидно – необходимо заявить о проблеме, озвучить её, назвать издевательство издевательством. Тогда агрессоры и свидетели поймут, что это не прикольный междусобойчик, а постыдный поступок. Сделать это должен учитель или директор.

Если буллинг – психологический либо физический – не прекращается, нужно действовать по-другому.


Фото: https://pixabay.com/photos/trauma-injured-violent-tear-3485235/

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Буллинг в школе – как бороться с травлей


Согласно информагентству ТАСС, каждый третий российский ребёнок сталкивается с таким явлением как буллинг в школе, и лишь каждый десятый родитель знает об этом. Этой статистики достаточно, чтобы как минимум задуматься об этой проблеме и чуть лучше в ней разобраться.

Буллинг. Как понять, что вашего ребенка травят в школе и что делать

Буллинг в школе – это травля ребенка со стороны других учеников или учителей. Название образовано от английского слова bully, что переводится как «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник». Буллинг – это агрессивное преследование, принижение, ущемление чести и достоинства ребенка. Это форма психологического насилия, которое часто сочетается с физическим и сексуальным.

Впервые психологи заговорили о буллинге в 70-х годах XX века. Однако последние тридцать лет эта тема изучается с особым вниманием. Проблема школьной травли актуальна для всего мира. Как же заподозрить буллинг и помочь своему ребенку, остановить травлю в школе?


Буллинг в школе – это травля ребенка со стороны других учеников или учителей. Название образовано от английского слова bully, что переводится как «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник». Буллинг – это агрессивное преследование, принижение, ущемление чести и достоинства ребенка. Это форма психологического насилия, которое часто сочетается с физическим и сексуальным.

Что такое буллинг

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Читайте также:  Лев женщина характеристика

Буллинг в школе

– Дети не любят тех, кто от них отличается, – объясняет Регина Александровна. – В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой «среднести», окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия – слишком высокий рост, лишний вес, торчащие уши. Или физические дефекты – косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной: если у них одежда не очень чистая, запах неприятный.

– Понятно, придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, – разные люди. Одни из благополучных семей, другие – из асоциальных.

– Да, но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семьи ни росли эти дети, чаще всего они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею. А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет.

– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная».

Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет.

Ключевые причины травли

Причины буллинга можно разделить на несколько категорий:

  • Психологические. Любые комплексы и страхи, требующие самоутверждения за чужой счет. Например, желание быстро занять место лидера в коллективе.
  • Социальные. Поощрение обществом агрессивного поведения, его пропаганда в СМИ и интернете. Или внутрисемейные проблемы – недостаток внимания и любви, тоталитарное воспитание.

Кроме того, проблема буллинга в школах может иметь педагогические причины. Если учителя используют для подстегивания детей к учебе насмешки и колкости, травля в классе становится чем-то само собой разумеющимся.


Говоря о буллинге в школе, нельзя обойти стороной наиболее трагическую форму его проявления – скулшутинг. Заключается он в массовых убийствах учеников, совершаемых школьниками или проникающими в учреждение посторонними. Стоит отметить, что информация о травле с таким сценарием чаще встречается в странах, где легко получить доступ к оружию.

Как остановить детскую травлю – буллинг

При возникновении повторяющихся эпизодов травли ребенку необходимо обратиться к старшим – родителям, учителям, страшим братьям или друзьям. Решать ситуацию часто невозможно, поскольку агрессор не слышит доводов и не реагирует на замечания. Важно просить о помощи только тех людей, с кем сложились хорошие отношения, поскольку формальное замечание от вынужденного учителя может только усугубить ситуацию.

Для преподавателей главным правилом является отсутствие равнодушия и позиции наблюдателя – не нужно давать свободу детям для поиска путей решения. Каждому буллеру необходимы зрители, и чем их больше, тем сильнее укрепляется его авторитет, если в этот процесс включены еще и учителя, то обидчик становится непобедим. Показывать свою физическую силу нельзя, необходимо вывести агрессора на диалог и открытое, доверительное обсуждение ситуации.

Внимание необходимо обращать сразу же, по факту свершения поступка, причем ради этого можно остановить процесс урока. Важно переводить внимание обидчика на задания и изучение нового материала, а не акцентировать на запрете и тем более, не употребляя унижающих высказываний (например «не трогай его, он и так дефективный»).

Родителям необходимо создавать безопасное пространство дома, где ребенок может быть собой, не бояться порицания и насмешек, что будет способствовать своевременному информированию о проблемах в школе. От родителей требуется терпение и выдержка, чтобы дождаться откровенности и остановить свою первую эмоциональную реакцию, которая может сложная для осознавания малышом. Оптимально делиться собственными случаями из жизни, успешными примерами преодоления подобных ситуаций. Возможно, простого признания неправоты обидчика будет достаточно для того, чтобы тот, кто оказался жертвой придумал, как противостоять дальнейшим издевательствам. Ребенок может попросить вас вмешаться, тогда лучше обсудить с ним варианты разговора с агрессором, его родителями, учителями или всем вместе.

Если родители узнают, что обидчик как раз их ребенок, то нельзя применять наказания, поскольку это только укрепит его модель, где сила правит реальностью. Кроме того, наказание может еще сильнее отдалить родителей и ребенка, что нельзя допустить, если его поведение вызвано недостатком любви и принятия. Следует организовать откровенный разговор, понять причины, приведшие к данной ситуации, а потом организовать диалог со всеми участниками событий. Если родители смогут восполнить недостающие ребенку тепло и любовь, то он сможет искренне извиниться перед тем, кого обижал, часто даже потом становится его защитником.

Родителям необходимо создавать безопасное пространство дома, где ребенок может быть собой, не бояться порицания и насмешек, что будет способствовать своевременному информированию о проблемах в школе. От родителей требуется терпение и выдержка, чтобы дождаться откровенности и остановить свою первую эмоциональную реакцию, которая может сложная для осознавания малышом. Оптимально делиться собственными случаями из жизни, успешными примерами преодоления подобных ситуаций. Возможно, простого признания неправоты обидчика будет достаточно для того, чтобы тот, кто оказался жертвой придумал, как противостоять дальнейшим издевательствам. Ребенок может попросить вас вмешаться, тогда лучше обсудить с ним варианты разговора с агрессором, его родителями, учителями или всем вместе.

Как помочь ребенку противостоять буллингу

Если над вашим ребенком издеваются, это может быть очень тревожное время. Хотя, конечно, все обстоятельства различны, обучение их тому, как реагировать на хулиганов, может помочь.
Попробуйте некоторые из простых ролевых сценариев, приведенных ниже, вместе с вашим ребенком, чтобы помочь ему противостоять хулиганам.
Практикуя эти сценарии, родитель берет на себя роль хулигана, а ребенок играет роль жертвы. Чтобы сделать это упражнение “забавным”, вы также можете поменяться ролями.

Когда вы практикуете сценарии, попробуйте:

  • Чтобы быть уверенным в языке своего тела-стойте прямо
  • Чтобы быть услышанным – убедитесь, что ваш голос громкий и ясный
  • Чтобы все было просто – не делайте свой ответ слишком длинным
  • Чтобы всегда уходить, если это возможно
Читайте также:  Зона комфорта: определение и как выйти

Важно: эти методы, надеемся, будут работать для одноразовых комментариев, словесных издевательств или поддразнивания, но для любого серьезного издевательства всегда лучше отстраниться от ситуации и сообщить о ней. Продолжайте говорить, пока проблема не будет решена.

Важно: эти методы, надеемся, будут работать для одноразовых комментариев, словесных издевательств или поддразнивания, но для любого серьезного издевательства всегда лучше отстраниться от ситуации и сообщить о ней. Продолжайте говорить, пока проблема не будет решена.

Буллинг в школе: как его распознать и как с ним бороться

Буллинг (травля старшими школьниками младших и новеньких) все чаще встречается в учебных заведениях. Несмотря на то, что любой случай требует отдельного подхода, уже сформированы общие методы борьбы с травлей, эффективные и проверенные поколениями. Но сначала выясним, какие дети — потенциальные жертвы?

Попасть на крючок школьного хейтера просто: надо лишь обладать какой-то отличительной особенностью. Никогда не угадаешь, что сейчас в школьном тренде высмеивания: полнота или худоба; пирсинг или татуировки; цвет кожи или фасон одежды; политические убеждения или любовь к творчеству Джастина Бибера.

Дедовщина, как и грипп: чем раньше ее заметишь, тем проще от нее избавиться. Но не надо наивно рассчитывать, что школьник при первом же полученном словесном пинке или физическом тумаке побежит рассказывать об этом родителям. О том, что с ребенком что-то не так, скажут невербальные знаки:

Детский буллинг как разновидность насилия. Проблема детского буллинга (травли) в школе

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob— толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Виды буллинга:

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа. Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога. Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе». Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют — проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой — нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля — это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг — это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф — что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Рекомендации для работы с травлей:

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Читайте также:  Совместимость женщина Рак и мужчина Телец

Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Буллинг ребёнка: как действовать родителям

Буллинг опасен и для детей, и для взрослых, поэтому о нём надо говорить. Наш блогер из фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич, клинический психолог и координатор проекта «Близкие люди», рассказывает, как понять, что ребёнка буллят в школе, и как с этим бороться.

Часто родителям кажется, что в том, что ребёнка начал травить детский коллектив, есть их вина. Это не так. Начало буллинга — многофакторный процесс, его почти невозможно предсказать и подготовиться к нему. Если ребёнка вовсю травят, но он не просит родителей о защите, а они ничего не замечают, — тут есть о чём задуматься. Часто дети, которых травят, не говорят об этом родителям не потому, что боятся наказания, а потому что им страшно родителей огорчить. Этот страх вытекает из болезненной любви к родителям и желания их оберегать. Поэтому родителям важно быть очень внимательными к самым тонким вещам.

Что мы можем заметить в самом начале? На наш вопрос «как дела в школе?» ребёнок отвечает неохотно, со снижением голоса и настроения, он как бы впадает в подавленную задумчивость. Так и есть — он в недоумении, не понимает, почему к нему так странно относятся сверстники. У него нет жизненного опыта, позволяющего отличить нормальные отношения от ненормальных. Он может ощущать смутную тревогу, но не понимать её причин.

Одна девочка, которую травили в начальной школе, говорила, что её никто не бил, но правилами класса было запрещено дотрагиваться до неё и даже до её портфеля, ручек, одежды, конфет и бутербродов. Девочка не могла понять, что это значит и как к этому относиться. В её жизненном опыте, в книгах и в рассказах родителей ничего похожего не было. Очень подавленная, она становилось всё отрешеннее и страннее. Она ничего не знала о касте «неприкасаемых» и о том, какая это тяжелая доля для социального существа, коим является человек. Девочка старалась войти в контакт с кем-нибудь из класса, однажды это получилось, но в итоге её жестоко высмеял одноклассник, вроде бы проявивший к ней лояльность. То ли он хотел её ещё больше унизить, то ли главный буллер, как это обычно бывает, не потерпел выхода этого мальчика из-под своих знамён, и у того возникал риск испытать буллинг на себе. Родители не замечали состояния девочки: ушибов не было, её вещи были в порядке. Девочка плохо училась (и мы понимаем почему), её нежелание ходить в школу приписывалось её неуспешности в учёбе и лени.

Получаемое от одноклассников сообщение «исчезни» заставило её всерьёз задуматься о суициде

Чтобы правильно интерпретировать подавленность ребёнка, родителям надо быть очень внимательными и чуткими. Если в семье это первый ребёнок, пошедший в школу, то сравнивать не с чем и распознать неладное особенно трудно. Мне кажется, надо проводить много времени с ребёнком в окружении сверстников и наблюдать, как дети общаются. Экскурсии или подготовка к праздникам могут быть хорошей возможностью для этого. Ваш взгляд может дать больше информации, чем рассказ учителя. Ведь буллинг — это свидетельство его недосмотра, и учитель может «не замечать» тревожные признаки, опираясь на формальные критерии типа «никто никого не бьёт».

Если вы заметили признаки буллинга, то вам надо сперва выработать своё отношение к этому. Возможно, отвержение вашего ребёнка социумом вызывает у вас тревогу: правильно ли вы его воспитали, хороший ли вы родитель. Тут важно не впасть в легкомысленную слепоту в попытках сохранить душевный покой. Что бы ни происходило, вам надо присоединиться к ребёнку, чтобы он перестал быть одиноким в том, что происходит. Дальше надо вместе думать, что делать.

«Школа отвечает за психологическую сохранность ребёнка». Наталья Цымбаленко — о том, как остановить буллинг

Конечно, с ребёнком надо будет поговорить о происходящем. В зависимости от его возраста это может быть труднее или легче, но посыл всегда один — «Ты не один. Я с тобой». Это должно быть не про то, что «ты хороший, а они — сволочи», а про то, что ни с одним человеком так нельзя поступать. «Они совершают неправильные поступки. Ты — мой ребёнок, я буду рядом с тобой искать путь, чтобы с тобой так не поступали». Надо помогать ребёнку из этой позиции. Тяжелее всего бывает её занять родителям, у которых был собственный непростой опыт коммуникации в детстве. В зависимости от того, какой именно вывод родители сделали когда-то из своего опыта, они могут по-разному относиться к тому, что происходит с их ребёнком сейчас. Порой буллинг ребёнка становится ретравматизацией для родителя, он старается не замечать происходящего и, как страус, прячет голову в песок, не видит очевидного, поскольку сам в детстве не смог найти путь разрешения похожей ситуации.

Бывает, что родители, желая воспитать у ребёнка способность самостоятельно решать проблемы, не хотят вмешиваться в ситуацию

Но при буллинге изменение поведения ребёнка не может привести к остановке травли. Необходима помощь извне детского коллектива. Когда ребёнок не только не получает помощи от близких или иных значимых в этой ситуации взрослых, а ещё и получает от них послание «с тобой что-то не так, ты должен справляться сам», одиночество ребёнка становится ещё глубже и вероятность вывода «я ничтожен и недостоин жизни» может стать ещё больше.

Чтобы сохранить защищающую позицию родителя и в то же время дать ребёнку опыт борьбы с трудностями, важно позиционировать себя рядом с ребёнком не против буллеров, а против сложившейся неправильной ситуации. Тогда посыл будет не «как я отомщу Иванову, Петрову и Сидорову за то, что они со мной плохо обращались», что может дать только опыт вражды, а «что можно сделать, чтобы Иванов, Петров и Сидоров общались со мной нормально». Это выводит ситуацию из плоскости борьбы в плоскость поиска выхода.

Иногда приходится несколько раз менять школу в поисках детского коллектива, где ребёнок почувствует себя в безопасности. Важно, чтобы родители оставались с ребёнком в контакте, могли обсуждать происходящее и поддерживали его веру в то, что место, где ему будет комфортно и безопасно, обязательно найдётся. Такой общий путь родителей рядом с ребёнком позволит им выйти из истории буллинга с новым опытом решения проблем и новым опытом близости. Это позволит значительно снизить травму от буллинга и для родителей, и для ребёнка.

Материал подготовлен фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы помогаем детям-сиротам в детских домах и больницах, ищем им приёмных родителей и поддерживаем кровные семьи в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попадали в детдома. Мы работаем, чтобы менять будущее для детей, а значит, и для всех нас. Присоединяйтесь! Вы можете поддержать работу фонда, сделав пожертвование или став волонтером.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (YAKOBCHUK VIACHESLAV)

Получаемое от одноклассников сообщение «исчезни» заставило её всерьёз задуматься о суициде

Добавить комментарий