Творческое мышление. Воображение. Особенности, черты и характеристики.

Творческое мышление и воображение. Процессы воображения. Психология творчества

26. Творческое мышление и воображение. Процессы воображения. Психология творчества

Воображение- это психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов деятельности, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Назначение воображения как психического процесса:

-позволяет представить результат деятельности до ее начала;

-представить не только конечный продукт, но и промежуточные продукты

Следовательно, В. ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель продуктов.

В. связано с мышлением, они позволяют предвидеть будущее. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения. Они мотивируются потребностями личности. Реальному прцессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей. Но в процессе воображения опережающее отражение действительности происходит в конкретнообразной форме в виде ярких представлений, а в процессах мышления – путем оперирования понятиями.

Воображение возникает тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Т.о.воображение позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Пассивное (образы не воплощаются в жизнь, намеченные программы поведения не осуществляются). Может возникать преднамеренно и непреднамеренно(сны, при патологических расстройствах сознания и т.д.)

Активное: творческое (самостоятельное создание образов) и воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию).

1. по степени произвольноси:

– произвольное (активное или преднамеренное): воссоздающее (способность подобрать любимую мелодию) и творческое (самостоятельное создание например мелодии).

– непроизвольное (при сновидениях) (пассивное или непреднамеренное).

2. по способам создания образов: воссоздающее и творческое.

Мечта – образ желаемого будущего.

Для произвольного В.характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.

Непроизвольное воображение характеризуется неучастием, незначительным включением в процесс создания образов, волевого усилия и целеполагания (сны, грезы).

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Сущность В.составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В. – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

1. агглютинация – “склеивание” различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. (русалка, избушка на курьих ножках).

2. гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, мальчик с пальчик) и изменение количества частей предмета или их смещение: многорукие богини, драконы с 7 головами.

3. заострение, подчеркивание каких-либо признаков: шаржи, карикатуры

4. схематизация – представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

5. типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают 2 типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил 2 основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

27. Психология речи. Виды и функции речи. Мышление и речь

Речевое общение развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово – разновидность знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь – процесс использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь – форма общения, опосредствованная языком.

Выделяют функции языка:

1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта- язык – средство кодирования информации об изученных свойствах предметов, явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

2. средство общения (коммуникации) – язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если указывается прямо на то, что надо сделать) или косвенное (если собеседнику сообщаются сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации)

3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) – человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык – основное орудие планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.

Виды мышления

Чтобы понимать, о чем пойдет речь, я немного введу вас в курс “Общей психологии” и объясню, что такое мышление, и какие разновидности этого процесса существуют.

Мышлением называют психический процесс, который помогает человеку по-своему воспринимать и отражать действительность. Оно способствует тому, что это отражение происходит обобщенно и опосредованно.

Простыми словами человек, когда видит картинку, он не рассказывает все оттенки, мелкие детали на рисунке, он ее описывает обобщая. Опосредованность – описание за счет других психических процессов: памяти (он запомнил картинку), внимания (он сконцентрировался) и так далее.

Видов мышления выделяют несколько:

  1. Наглядно-действенное – это первая ступень развития, отмечается у детей и животных. Ситуация изменяется только при физическом воздействии. Например, ребенку подарили машинку, но ему нужно ее разломать, чтобы понять, есть ли в ней сидение для водителя. Он оперирует только тем, что видит, додумывать он не может.
  2. Наглядно-образное – человек может представлять ситуацию, мысленно “прокручивать” разные варианты ее изменения. Оно связано с воображением, так как в мышлении устанавливаются новые сочетания свойств и предметов. Например, подушка используется не только для сна, но и для кидания, сидения на ней. Ребенок уже додумывает, где ее можно использовать.
  3. Словесно-логическое. Это высшая психическая функция, так как человек умеет использовать словесные понятия, логику, использует логические конструкции для решения разных задач. Человек может анализировать, обобщать, структурировать и делать выводы.

Это основные выделенные наукой виды, но есть еще разновидности, которые определяют индивидуальный характер мышления.

  • Теоретическое. Человек может проанализировать явление, его характеристики, в процессе анализа изменять их и находить новые способы действия, и это помогает решать множество задач. Используется в основном в науке, когда ученые изобретают что-то новое.
  • Практическое. Очень похоже на предыдущее – те же процессы: анализ, постановка целей, планы. Но из-за дефицита времени (что часто бывает) решение задач происходит быстрее, что усложняет этот вид.
  • Творческое. Человек в мышлении создает свой, новый продукт, у него условно созревают новые нейронные связи, что приводит к развитию личности: появляется мотивация к деятельности, постановка целей, оценок и смыслов. Человек не мыслит шаблонно, у него продуктивное мышление.
  • Пралогическое. Осознание разных явлений с точки зрения веры в незримые силы. Это обычные суеверия, ревность и т. д.
  • Репродуктивное. Человек действует и мыслит по заданным шаблонам, ничего своего в процесс мышления не приносит.
  • Критическое мышление. Человек строит логические связи и узнает новое на основе собственных умозаключений. Он не принимает все “на веру”, а проверяет убеждения самостоятельно.


Видов мышления выделяют несколько:

Пассивное воображение

Пассивное воображение редко участвует в творческом процессе. Оно обделено волевыми усилиями. Его образы в сознании имеют рациональный характер. Примером пассивного воображения могут быть произведения Кафки. Писатель чаще использовал для создания произведений собственные мрачные сны. Но даже пассивное воображение в начале творческого процесса требует волевое усилие, затем, по мере разворачивания структуры образов, к примеру, писатель настолько погружается в них, что они приходят на ум уже спонтанно.

Не стоит путать этот вид воображения с галлюцинациями. Чаще галлюцинации являются симптомом психической болезни, которая связана с нарушением химического состава в мозге. В отличие от образов, галлюцинации не принадлежат субъективному мышлению и не ассоциируются со своим «я». Они носят бредовый и неконтролируемый характер, спроецированные вовне и зрительно ощутимы, как и другие реальные объекты.

Воображение играет важную роль в регуляции психики:

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна

В данной статье рассмотрены понятия креативность , творческие способности , творческое воображение и творческое мышление , проведен анализ соотношения данных понятий.

Проанализировав различные подходы к пониманию креативности и творческих способностей, креативность может рассматриваться как, творческаяспособность проявляющаяся в разных видах деятельности человека.

«Творческое мышление» и «творческие способности»: особенности, методы диагностики, технологии и способы их развития

Светлана Олеговна Гусева
«Творческое мышление» и «творческие способности»: особенности, методы диагностики, технологии и способы их развития

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое вкладывается в понятия «творчество» и «творческие способности».

Творчествоможет быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество. Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т. д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах. Но именно непредвиденность, «непредзаданность», непредсказуемость характеризует высшие формы творчества. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания. Творчество имеет признаки технические, экономические, социальные, психолого-педагогические – развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др. С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Читайте также:  Как реагировать когда на день рождения подарили секс втроём?

Понятие природы творчества тесно взаимосвязано с определением творческой деятельности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Под творческой деятельностью В. Н. Дружинин понимает такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. [Дружинин В. Н., 1999, с. 128]. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Проблема природы творческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества.

Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. «Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории, – писал С. Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее. Художественные, музыкальные и прочие способности формировались вместе с развитием различных видов искусства» [Рубинштейн С. Л., 1987, c.248]. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу, способность есть понятие динамическое – существует только в движении, только в развитии.

Различают общие и специальные способности. К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и др. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях,например: художественный вкус и музыкальный слух и т. п. [Кравцова Е. Е., 1996, с. 18]. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству). [Выготский Л. С., 1997, с. 19].

Креативность – это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [Комарова Т. С., 1994, с. 47].

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство, психомоторной (спорт, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [Маклаков А. Г., 2008, с. 322]

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [Маклаков А. Г., 2008, с. 322].

Известный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [Лук А. Н., 1978, с. 8]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество – необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство, психомоторной (спорт, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.

Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы


Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

Особенности развития творческого мышления

Современный мир предъявляет высокие требования, и для того, чтобы быть востребованным и успешным, необходимо стать незаменимым, творчески применяя знания, умения и навыки и стараясь действовать максимально эффективно. Творческое осмысление мира помогает нам активно познавать его и способствует прогрессу как отдельной личности, так и общества в целом.

Читайте также:  Боязнь заболеть, как называется фобия — нозофобия: лечение и симптомы

На развитие творческого мышления влияют внутренняя и внешняя мотивации. Чем ниже уровень внутренней мотивации, тем сильнее влияние мотивации внешней.

Уровень внутренней мотивации зависит от многих факторов, среди которых – самооценка личности, стабильность её эмоционального состояния, усвоенные ценностно-ориентационные принципы. Внешняя мотивация во многом связана с педагогическим воздействием.

Если обобщить опыт психологов и педагогов, посвятивших себя развитию творческого потенциала, можно выделить некоторые особенности развития творческого мышления, из которых следует ряд полезных советов:

— Не подавляйте интуицию ребёнка, ведь интуиция – первый этап творческого акта. Получая порицание за предположение или догадку, которые не может обосновать логически, ученик (ребёнок) замыкается в себе и уже становится не готов перейти ко второму этапу творческого акта – проверке интуиции логикой. Что делать? Поощрить использование интуиции и предложить дальнейший логический анализ выдвинутой гипотезы.

— Поддерживайте у ребёнка уверенность в своих силах, повышайте его самооценку. Успеха достигнет только тот, кто верит в свои силы. Разумеется, завышенная самооценка – другая крайность, мешающая совершенствованию профессионального мастерства и негативно отражающаяся на развитии интеллекта.

— Используйте положительные эмоции в процессе обучения и развития: они стимулируют и закрепляют желание мыслить творчески. Отрицательные эмоции тоже работают, но с точностью до наоборот: они подавляют творческое мышление.

— Развивайте стремление к самостоятельности выбора целей и путей решения возникающих задач. Умение действовать самостоятельно и брать на себя ответственность способствуют творческой активности. Напротив, человек, привыкший перекладывать ответственность, утрачивает способность мыслить и действовать творчески.

— Поощряйте высказывание и обоснование мыслей, идущих вразрез с мнением большинства. Это нужно для того, чтобы избежать конформного мышления, которое убивает творческое мышление. Что делать? Если ребёнок проявляет слишком высокий уровень конформизма – можно искусственно создать ситуацию, при которой, бездумно согласившись с мнением большинства, он попадает в неловкую ситуацию. Правда, данная ситуация не должна унижать или обижать, следовательно, требуется проявление педагогического такта.

— Поощряйте фантазирование, развивайте воображение. Не упрекайте фантазёра во лжи, ведь даже в подростковом возрасте дети не всегда вполне разделяют плод воображения и реальную ситуацию.

— Учите детей находить и формулировать противоречия. Обратите внимание на то, что прежде всего противоречие – не ошибка, которая нуждается в исправлении, а исходная точка для новых гипотез и вопросов.

— Попробуйте чаще и с удовольствием решать задачи «открытого типа», то есть такие, при решении которых нет единственно правильного ответа, который можно было бы угадать или найти. Пробуйте генерировать гипотезы: такое занятие повышает гибкость мышления, увеличивает его беглость и оригинальность.

— Поощряйте в себе и в своих детях желание быть собой, сохранять свою индивидуальность, прислушиваться к себе, отстаивать своё мнение. Уважайте личность и в себе, и в других.

— Расширяйте круг интересов, старайтесь заглянуть на проблему со стороны, глазами другого человека, отодвинув сторону свои собственные установки и ориентиры.

— Поощряйте фантазирование, развивайте воображение. Не упрекайте фантазёра во лжи, ведь даже в подростковом возрасте дети не всегда вполне разделяют плод воображения и реальную ситуацию.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

3. Воображение и мышление. Воображение и творчество

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно (рис. 2).

Рис. 2. Решение мыслительных и творческих задач

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: “допустим, что. “, “представим себе, что. “. Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

подготовка (зарождение идеи);

созревание (концентрация, “стягивание” знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающие в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода “обогащающее устройство”, которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Смотрите также:

Воображение настолько сильно зависит от независимости. мышления, что здесь можно добавить совсем немного.

“оригинальность”, “самостоятельность мышления“, “воображениеи. “интуиция” нередко взаимозаменяемы, но для наших целей нам. придется различать их смысловые оттенки.

1) когнитивную, в которой результируются функции познания и которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др. … 6. Воображение — это.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.

Аксиоматическое — мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств.

Мозговые механизмы творческого воображения резко. … Божественно здоровой прекрасной красавице. В миллион раз усилилось мое мышление.

Второй режим мышления в методе Метчета — это мышление стратегическими схемами. … Третий режим — мышление в параллельных плоскостях.

Эмпирическое мышление. Теоретическое мышление характеризует стремление к абстрактному обобщению, поиску закономерностей, формированию теории, определению общих.

. которые основаны на воображении и идентификации. … Но если над самим сознанием у нас нет контроля, то мы располагаем известным контролем над нашим мышлением по поводу сознания.

мышление – резко усиливается моя мысль. Постоянно-непрерывно резко. … Во все мозговые механизмы творческого воображения вливается.

Частная собственность, порождая изолированность интересов, делает экономическое мышление индивидуалистичным, прагматичным.

Наконец, интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание. Интуитивные оценки и выводы трудно объяснять.

Творческое мышление является как бы более высоким уровнем аналогового мышления. … Некоторой модификацией практического мышления является мышление прагматическое.

Позитивное мышление является некоторой противоположностью негативизму. Оно направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления.

Мозговые механизмы. мышления становятся сильней энергичней – сильней энергичней. … усиливается – активизируется творческое воображение – быстро.

воображение . Поэтому стоит подольше остановиться на нем и приглядеться к его. … рисует вам ваше воображение, и не играете никакой роли в этой воображаемой.

1. Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности.

19.3. Эффективное мышление исследователя. Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике, и как уже отмечалось.

19.2. Типология мышления. Мышление человека разнообразно. … Типология мышления не отрицает существования бесконечного разнообразия типов мышления и разнообразия.

Их излюбленной формой мышления является спеку я.тгивное (т. е. умозрительное, теоретизирующее), мысленный эксперимент.

Позитивное мышление является некоторой противоположностью негативизму. Оно направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления.

Творческое мышление — Вам повезло! Вы видите мир не так, как другие!

Сталкиваясь с какой-то проблемой, вы стремитесь найти как можно больше вариантов её решения? Вы используете привычные вещи в быту не по их прямому назначению? У вас есть кто-нибудь в роду из художников, музыкантов или поэтов? Вам часто в голову приходят бредовые, необычные, ни на что не похожие мысли? Вы можете действовать спонтанно, стихийно, без особых раздумий? Вы часто представляете вместо своих знакомых животных или предметы?

Читайте также:  Почему мужчина быстро кончает? Методы решения проблемы

Ответив на данные вопросы, считайте, что вы прошли экспресс-тест на творческое мышление. Если в большинстве случаев прозвучало «да» — значит, вы им обладаете; если «нет» — пришло время заняться его развитием. Что это такое, зачем оно нужно современному человеку и можно ли его как-то улучшить?

  • культурно-исторической психологией;
  • экзистенциальной;
  • гуманистической;
  • когнитивной;
  • психоанализом;
  • деятельностным подходом;
  • гештальт-терапией.

Воображение и творчество

Между собой творчество и воображение имеют тесную связь, а роль воображения в творчестве уникальна. Когда человек думает о каком-то объекте, то каждый раз включается воображение, даже если с этим объектом отсутствует непосредственный контакт. Творческое воображение дает возможность это представление преобразовать.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Творческое мышление

Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

  • пластичность, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
  • подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;
  • оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечает психологи, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют “высвобождению” творческих возможностей учащихся.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который разработал структурно-уровневую модель творческого мышления. Верхний уровень в этой модели занимает логическое мышление (за ним простирается сфера строго логического мышления современных электронных вычислительных машин). Нижний уровень занимает интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Межу ними находятся промежуточные уровни. Во время решения творческой мыслительной задачи, человек начинает с логического уровня, затем спускается на интуитивный, а затем снова поднимается на логический уровень.

Можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

  1. Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в “координатную сетку” уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее “усвоенного”.
  2. Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.
  3. Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий – это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.
  4. Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: “Чтобы творить – надо думать скоро”. По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя “постороннюю” информацию.
  5. Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми “порциями”). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.
  6. Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти “выдать” нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти – это одно из важнейших условий продуктивного мышления.
  7. Гибкость мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.
  8. Гибкость интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово “вовремя”. Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.
  9. Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.
  10. Беглость речи.
  11. Способность к доведению дела до конца.
  12. Профессиональные способности.

    Творческий акт в его модели состоит из четырех этапов:
  1. Подготовка (сознательная работа) – постановка задачи, попытки ее решить известными способами, ознакомление с условиями решения проблемы;
  2. Созревание (бессознательная работа) – решение проблемы откладывается, но человек носит ее в себе, периодически думает о ней;
  3. Вдохновение или инсайт (переход из бессознательного в сознание) – человеку приходит в голову идея решения проблемы пока в виде предположения;
  4. Проверка гипотезы и оформление решения (сознательная работа).

На основе различных экспериментов была установлена последовательность творческого мыслительного процесса. Данный процесс начинается со столкновения со сложной проблемой, которая не решается традиционными способами. Далее человек на некоторое время откладывает решение этой проблемы, но она переходит на бессознательный уровень. Если жизнь подбрасывает человеку какой-то образ, наводящий на решение данной проблемы, то возникает озарение. Человек выдвигает идею, на основе которой он на сознательном уровне доводит эту идею до реального воплощения. Таким образом, в творческом мышлении взаимодействуют как интуитивное, так и логическое мышление, хотя они во многом противоположны друг другу.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

  • пластичность, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
  • подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;
  • оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.12.2015 2015-12-05

Статья просмотрена: 8923 раза

Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.

Добавить комментарий