Боязнь школы у детей и подростков

Когнитивно-поведенческая терапия

Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

Психотерапевт задает пациенту вопросы:

  • что случится, если ты сходишь в школу;
  • почему ты боишься своих одноклассников;
  • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
  • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
  • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
  • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.

Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
  • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
  • принять участие в школьном мероприятии;
  • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
  • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.

Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

  • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
  • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
  • принять участие в школьном мероприятии;
  • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
  • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.

2. Страх плохих оценок

Появляется в среднем школьном возрасте. Подросток боится получить плохую оценку, так как предвидит последствия своей неуспеваемости. Психологи не считают этот страх отрицательным – он стимулирует ребенка учить уроки, быть ответственным.

Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.

Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.

Что такое боязнь школы

Боязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии

Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.

  • припадки асфиксии;
  • прерывающееся дыхание;
  • слишком частый пульс и сердечный ритм;
  • сильное потовыделение;
  • озноб и содрогание;
  • ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.

Боязнь школы у детей и подростков

При школьной фобии применяется как амбулаторная, так и стационарная терапия. Если есть возможность, используются, конечно, и другие варианты, например лечение в дневном стационаре. Чтобы решить, достаточно ли будет амбулаторной терапии или потребуется стационар, нужно учитывать ряд обстоятельств, которые рассмотрены ниже.

1. Возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем благоприятнее в целом терапевтический прогноз и тем лучше шансы на успех амбулаторного лечения. Напротив, при стационарной терапии побочные эффекты у детей младшего возраста более выражены, чем у подростков. Поэтому стационарное лечение скорее рекомендуется подросткам, чем детям. Следует отметить, что школьная фобия и в подростковом возрасте наблюдается не столь редко и может быть особенно стойкой. Чаще всего речь идет о тех подростках, у которых уже на более ранних этапах отмечался страх разлуки.

2. Степень тяжести школьной фобии. При установлении показаний большее значение, чем возраст, имеет степень тяжести психического расстройства. Чем дольше проявляется симптоматика школьной фобии, тем менее благоприятен терапевтический прогноз, в особенности при амбулаторном лечении. При хронически протекающих школьных фобиях часто не удается избежать стационарной терапии, особенно в тех случаях, когда уже были сделаны одна или несколько предварительных попыток амбулаторного лечения.
Для оценки тяжести школьной фобии, помимо уклонения от посещения школы, используются и другие критерии, например выраженность психосоматической симптоматики, депрессивных настроений, страхов, а также объем контактов со сверстниками (степень социальной изоляции).

3. Степень тяжести и выраженность семейной отягощенности. Тяжесть школьной фобии определяется многими аспектами семейной жизни. Следует принимать во внимание всю полноту различных отягощающих факторов, в частности:
• плохие материальные условия жизни, недостаточная интеграция семьи в обществе или ближайшем окружении;
• физическое или психическое нездоровье родителей;
• возможные супружеские и семейные конфликты;
• отклонения в подходах к воспитанию ребенка.

Наряду с выяснением общей семейной отягощенности необходимо специально ответить на вопрос, каким образом и насколько сильно симптоматика связана с семейной жизнью. Проблемы школьной фобии, как правило, касаются не только пациента — они отражают также характер взаимодействий, в которые включаются родители. В некоторых случаях трудности отделения в первую очередь возникают у родителей.

Но если этого и нет, симптоматика усиливается в результате гиперпротективного или тревожного поведения обоих родителей или одного из них. К утяжелению симптоматики часто приводят и трудности противостояния родителей своему ребенку. Трудности родителей в предъявлении четких требований к детям и в реализации этих требований отчасти связаны с чувством вины и амбивалентными установками в отношении ребенка.

О степени включенности школьной фобии в жизнь семьи можно судить по тому, каким было до этого отношение родителей к симптоматике. Чем сильнее выражена общая семейная отягощенность, тем больше симптомы школьной фобии связаны с семейной жизнью, и чем больше они усиливаются в результате поведения родителей, тем меньше шансов на успех при амбулаторном лечении и тем больше показано лечение в стационаре.

Читайте также:  Статус про девушку любимую

4. Возможности сотрудничества. Наконец, условия терапии и шансы на ее успех в решающей степени определяются возможностями сотрудничества с семьей. Здесь можно выделить по меньшей мере три аспекта:
а) Объективные условия лечения, например принципиальный ответ на вопрос, возможно ли вообще амбулаторное лечение. Имеют значение, например, следующие моменты: как часто семья может являться на амбулаторные сеансы терапии? Кто из членов семьи может принимать регулярное участие в амбулаторном лечении? Будет ли в нем участвовать член семьи, который может контролировать процесс учебы ребенка?
б) Способность к сотрудничеству, например уровень интеллекта и способность к интроспекции у родителей и пациента.
в) Готовность к сотрудничеству, определяемая тем, в какой мере члены семьи страдают в связи с расстройством у ребенка.
При этом имеет значение не только интенсивность страдания, но и его конкретные проявления; поэтому при совместной терапевтической работе должна учитываться оценка проблемы членами семьи. При этом можно выделить более благоприятные и менее благоприятные предпосылки для терапии.

От интенсивности и содержательной стороны жалоб, связанных с расстройством, будет зависеть установка семьи в отношении предлагаемой терапии.

2. Степень тяжести школьной фобии. При установлении показаний большее значение, чем возраст, имеет степень тяжести психического расстройства. Чем дольше проявляется симптоматика школьной фобии, тем менее благоприятен терапевтический прогноз, в особенности при амбулаторном лечении. При хронически протекающих школьных фобиях часто не удается избежать стационарной терапии, особенно в тех случаях, когда уже были сделаны одна или несколько предварительных попыток амбулаторного лечения.
Для оценки тяжести школьной фобии, помимо уклонения от посещения школы, используются и другие критерии, например выраженность психосоматической симптоматики, депрессивных настроений, страхов, а также объем контактов со сверстниками (степень социальной изоляции).

Основная характеристика

В основном сколинофобия свойственна детям младшего школьного возраста. В запущенном случае она проявляется в чувстве страха перед любыми учебными заведениями: художественными, музыкальными, спортивными и т. п.

Обычно фобия появляется из-за пренебрежения родителей. Они не уделяют время для подготовки ребенка к школе либо слишком строги к нему.

Некоторые мамы стремятся отдать детей в школу в 6 лет, не учитывая особенностей индивидуального развития. Ребенок, оказавшись в классе, понимает, что его знания не дотягивают до уровня остальных детей. Учитель начинает ругать его за неусидчивость и невозможность справиться с заданием. Так появляется страх.

Без помощи специалиста такие дети не могут найти друзей, получить поддержку сверстников. Ребенок попадает в замкнутый круг, а опасения усиливаются и начинают мешать обычному образу жизни.


Симптомы фобии:

Понятие сколинофобия

Сколинофобией называется непреодолимый страх перед любым учебным заведением. Обычно им страдают подростки в период учебы, когда необходимо ходить не только в школу, но и в другие образовательные учреждения.

С точки зрения психологов это серьезное заболевание, от которого избавиться поможет только специалист. Такое заболевание присуще детям младшего школьного возраста. Лечить его достаточно сложно, но необходимо.

Обычно первопричиной фобии является небрежное отношение родителей к подготовке детей в школу. Образование малышей не соответствует их возрасту, а значит уже сейчас они не дотягиваются до своих сверстников и ходить в учебное заведение, где от них требуется усидчивость – сложно. Если вовремя не избавиться от болезни, то она может прогрессировать и с течением времени перейдет в навязчивую идею.

Даже будучи уже взрослым фобия «идти в школу» будет передаваться уже вашим малышам, которые будут так же думать, что их отправляют в принудительную «каторгу».

Малыши не могут найти единомышленников и друзей, ходить на уроки становиться труднее – страх растет, болезнь прогрессирует.


Если за отсутствие желания грызть гранит науки вы будете его наказывать и лишать радостей – это даст совершенно противоположный эффект. Он ещё больше возненавидит то, из-за чего приходится мучиться и терпеть.

Дидаскалейнофобия – боязнь школы

Термином «дидаскалейнофобия» принято называть специфическое тревожное расстройство, присущее школьникам. Дословно с греческого он переводится как «страх школы». Подразумевают под этой фобией как боязнь школы в целом, так и конкретные страхи, так или иначе связанные со школой. Например, боязнь ходить в школу из-за плохих отношений с коллективом, из-за неуспеваемости в учебе, из-за плохого отношения педагога и другие.

Далеко не во всех случаях родители могут догадываться о том, что у их ребенка развилось тревожно-фобическое расстройство. Боязнь идти в школу, его нежелание проявлять учебную активность зачастую воспринимается ими как обычная лень. Однако далеко не всегда они правы. Если ребенок боится школы, следует внимательнее отнестись к этому, расспросить его в подробностях, каковы причины его страхов. Ведь на сегодняшний день фобические расстройства широко распространены не только среди взрослых, но и среди детей и подростков в силу изменения общественного образа жизни.

Взрослые также могут не принимать всерьез тревожность ребенка по причине того, что она проявляется только в школе. Многие уверены: если человек имеет психическую патологию, то она фигурирует во всех сферах его жизни. Это мнение ошибочно, поскольку у любой фобии есть объект. Если исключить из повседневности больного взаимодействие с предметами страха, он ведет себя совершенно нормально, тревожность не проявляется.

Следует помнить, что объяснение психологических расстройств у ребенка его ленью и капризами, длительное игнорирование его жалоб приводит к серьезным психологическим патологиям, депрессивным состояниям и соматическим заболеваниям.

Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.

Школьная фобия

Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.

Важно! В подобной обстановке легко возникают стрессовые ситуации, которые провоцируют развитие неврозов и депрессии.

Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин – сколинофобия.

Читайте также:  Как признаться парню в любви лично и по переписке

Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.

Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.

Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.

Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.


Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

Симптомы фобий у детей и подростков

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций. Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула. Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых. Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности. Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей.

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Страх перед преподавателями

Некоторые ребята панически боятся учителей и директора. Часто такие страхи связаны с тем, что они не стали «любимчиками» у педагогов. Преподаватели демонстрируют неприязнь к ученику, занижают оценки, критикуют его недостатки перед классом.


Некоторые ребята панически боятся учителей и директора. Часто такие страхи связаны с тем, что они не стали «любимчиками» у педагогов. Преподаватели демонстрируют неприязнь к ученику, занижают оценки, критикуют его недостатки перед классом.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Советы родителям

Чтобы фобия отступила необходимо начать с семьи. Именно родители могут помочь школьнику преодолеть подобное состояние и избавиться от него. В семье должен быть мир и доверие. Родители обязаны проявлять терпимость к своему чаду и не обвинять напрасно во всех проступках. Преодолев боязнь постоянно быть виноватым перед родителями, у ребенка появится уверенность в том, что у него существует надежная защита, тыл. В школе он станет больше общаться с теми детьми, которые его смогут понять и принять, а остальным сможет дать отпор.

Необходимо объяснить подростку, что для всех он никогда не сможет быть хорошим, а значит, в друзьях остаются только лучшие.

Чтобы фобия отступила необходимо начать с семьи. Именно родители могут помочь школьнику преодолеть подобное состояние и избавиться от него. В семье должен быть мир и доверие. Родители обязаны проявлять терпимость к своему чаду и не обвинять напрасно во всех проступках. Преодолев боязнь постоянно быть виноватым перед родителями, у ребенка появится уверенность в том, что у него существует надежная защита, тыл. В школе он станет больше общаться с теми детьми, которые его смогут понять и принять, а остальным сможет дать отпор.

Как образуется фобия

Данное расстройство образуется в силу предрасполагающих семейных факторов и реже возникает в результате травмирующего события в школе. Усиленная длительная опека может привести к тому, что ребенок начнет бояться других людей, общения, приходить в новый коллектив. В результате гиперопеки, при постоянном запугивании, ограждении от посторонних людей может пострадать детская самооценка. Боязнь закрепляется по причине постоянных замечаний, контроля или чрезмерной защиты. Страхи могут передаваться в семье, особенно от мамы к ребенку. Если взрослые афишируют свои страхи, то для маленьких членов семьи это становится примером мироощущения в дальнейшем.

Читайте также:  Причины насилия в семье — освещаем вопрос

Боязнь ходить в школу развивается на фоне негативных событий в стенах учебного учреждения, которые также сильно воздействуют на психику старших детей и подростков.

Примерами подобных событий становятся:

  1. Жестокие шутки, издевательства, акты унижения сверстников.
  2. Угрозы причинить физический вред со стороны одноклассников или старшеклассников.
  3. Давление или насмешки педагогов.
  4. Чрезмерные физические или умственные нагрузки.

Школа – важный этап личностного развития и социализации, поэтому дидаскалейнофобия требует коррекции или лечения. В этот период родители должны внимательно относиться к проявлениям, выражению чувств ребенка, поскольку сам он не умеет распознавать источник своих переживаний и не в состоянии с ними бороться.

Ребенок находится в состоянии, где фантазии и реальность переплетены. Для него восприятие мира подобно тому, как древние люди объясняли существование мира, где реальность с ее физическими законами перемешивается со страхами. Поэтому родители должны принять то, о чем говорит ребенок, не пытаться переубеждать его, спорить и тем более высмеивать мировосприятие.

Причины школьной фобии

Самые распространенные причины:

Буллинг со стороны детей. Ребенок является объектом оскорблений, насмешек и физического насилия. Само собой, страх перед унижениями может стать причиной нежелания идти в школу. Обсудите проблему с ним и при необходимости свяжитесь с директором школы или учителями. Если ситуация сложная, лучше перевести в другую школу.

Учительский буллинг. Такое встречается довольно часто, когда один учитель начинает неадекватно относиться к ребенку – высмеивает его, обызвает, занижает оценки. Школьник перестает любить этот предмет, у него падает успеваемость, он не хочет идти в школу в те дни, когда есть урок этого учителя. Что с эти делать – читайте тут.

Перфекционизм. Ребенок, склонный все делать идеально, может столкнуться с проблемой, когда он не справляется с возложенными на него обязательствами. Причем, зачастую, высокие требования он возлагает сам на себя. Не требуйте о ребенка слишком многого, поверьте, все что необходимо для жизни он итак получит. Объясните, что не бывает все всегда идеально, у каждого бывают ошибки и недочеты.

Физические недостатки. Возможно, ребенок имеет физическое или психологическое отклонение (косоглазие, близорукость, заикание или другая несхожесть с одноклассниками), тогда его нежелание идти в школу может перерасти в фобию. Необходимо научить его спокойно реагировать на насмешки или укрепить его веру в собственную уникальность.

Физические недостатки. Возможно, ребенок имеет физическое или психологическое отклонение (косоглазие, близорукость, заикание или другая несхожесть с одноклассниками), тогда его нежелание идти в школу может перерасти в фобию. Необходимо научить его спокойно реагировать на насмешки или укрепить его веру в собственную уникальность.

Школьная фобия

. потом — плаксивый школьник с книжной сумкой,
Умыт до глянцу, нехотя, улиткой Ползущий в школу.
В. Шекспир. «Как вам это понравится?»
II акт, VII сцена (Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник)

Введение

Судя по краткому, но выразительному описанию, которое оставил лам Шекспир, школьная фобия существует уже не одно столетие. Однако впервые выделил эту проблему как самостоятельную только Бродуин (Broadwin), охарактеризовав ее «как особый вид прогулов»:

«Ребенок систематически не посещает школу в течение периодов длительностью от нескольких месяцев до года. При этом родители точно знают, где он. Ребенок обычно находится дома или с матерью. Причины непосещения школы остаются загадкой для родителей и школьного персонала. Так, ребенок может заявить, что боится идти в школу, боится учителя или не дать никакого вразумительного объяснения.» (Broadwin, 1932)

Термин «школьная фобия» («school phobia») появился в США благодаря Джонсону и его коллегам (Johnson & colleagues), которые считали первопричиной проблемы тревогу ребенка, связанную с сепарацией, при условии личной заинтересованности его матери в присутствии ребенка дома. Роль собственно школы в возникновении данной проблемы объяснялась следующим образом:

«Строгость учителя вызывает у ребенка гнев. Поскольку учитель представляется ребенку отдаленным подобием матери, то подавленный гнев по отношению к ней находит свое выражение, смещаясь на учителя, который становится объектом фобии. Встречи с учителем и посещение школы вызывают у ребенка выраженную тревогу, и он стремится избежать таких ситуаций» (Johnson et al).

С момента выхода статьи (Johnson et al) термин «школьная фобия» прочно прижился в США, хотя большинство специалистов обозначают с его помощью любые проблемы, связанные с посещением школы и имеющие в своей основе эмоциональное расстройство с фобическими, истерическими и обсессивными компонентами, которые часто сочетаются.

В Великобритании многие клиницисты и исследователи полагают, что термин ««школьная фобия» слишком специфичен и/или имеет отчетливую психоаналитическую подоплеку. Так, ряд авторов (Hersov , Khan & Nursten , Coqper) предпочли использовать более емкий термин «отказ от посещения школы» («school refusal»). Лично я склонен употреблять термин «шкальная фобия», как более точно передающий эмоциональное состояние ребенка, его страх, тревогу и чувство беспомощности, которое часто сопутствуют проблеме.

Грациано с коллегами (Graziano & colleagues) считают, что школьной фобии посвящено в 25 раз больше публикаций, чем любой другой встречающейся у детей фобии. Это не удивительно, ведь эта проблема причиняет много беспокойства не только самим детям, но их родителям и учителям. Несмотря на то что школьная фобия имеет многовековую историю, а на протяжении последних 60 лет подвергается тщательному изучению, клиницисты пока не пришли к общему мнению о причинах и эффективных способах лечения. В данной статье будут кратко изложены основные, известные на сегодняшний день сведения об этой проблеме.

Судя по краткому, но выразительному описанию, которое оставил лам Шекспир, школьная фобия существует уже не одно столетие. Однако впервые выделил эту проблему как самостоятельную только Бродуин (Broadwin), охарактеризовав ее «как особый вид прогулов»:

Добавить комментарий