Причины и профилактика девиантного поведения подростков

Правильная организация свободного времени

В целом здесь всё аналогично тому, что написано выше. Единственное, что можно добавить, – подросток должен учиться самостоятельно организовывать свободное время. Позитивные изменения должны осуществляться по его собственной воле, поэтому навязывание неугодного ребёнку графика может только усугубить ситуацию и вызвать протест.

Таким образом, девиантное поведение подростков – комплексная проблема. В идеале она требует мультидисциплинарного подхода, но в легких случаях достаточно изменения стиля воспитания.


Важно! В идеале её должен проводить подросток. Такая система называется «равный равному». Если учить подростков жить будет такой же по возрасту человек, он с большей вероятностью сможет вызвать доверие и, как следствие, спровоцировать положительные изменения. Он посылает правильные сообщения среди таких же простых детей, как он сам, говорит на их языке. Это простой, но эффективный способ преодоления и предотвращения девиантных проявлений среди детей младшего школьного возраста и подростков.

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Девиантное поведение разрушительно, оно причиняет ущерб другим людям или самой личности, характеризуется систематичностью и вызывает социальную изоляцию и общественное осуждение.

Причины и профилактика девиантного поведения у подростков
статья на тему

Подростковый возраст – время становления характера.

Подростковый возраст – время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

УДК 371.93 ББК 74.66

Причины и профилактика девиантного поведения подростков

Раздобарова О.А.
педагог-психолог МОУ СОШ №4 ст. Кущевская, Россия

Подростковый возраст – время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем.

«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания.

Отношение учащихся к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива.

Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения. В практике работы диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Реже психологи исследуют причины и условия формирования девиаций, используя этимологический подход.

Для диагностических целей по рассматриваемой проблеме могут быть использованы общие методики и специальные тесты. По мнению Кутецовой И.В., Сергеева Г.К. продуктивной является модель, включающая скрининг – направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения этиологии отклонений. (Федосеенко, 2006.)

Например, в диагностической работе с подростками и юношами психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко, проективного теста М Люшера, универсальной методики выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования).

В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально- положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны: эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное печение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию постоянного контроля за учебными и другими видами их деятельности.

Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительнымрезультатам – таких подростков почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя подростков на социально-одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания у демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается це­лесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующие:

Читайте также:  Что такое френдзона? Как из нее выйти и можно ли?

В качестве профилактики девиантного поведения у подростков следует отметить важность лечения проявлений минимальной мозговой дисфункции в раннем возрасте, наряду с психотерапевтической работой с семьями детей. В этом плане неоценимое значение имеет развитие системы дневных стационаров и правильный выбор учебного заведения.

Подростковый возраст – время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.
  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Проведение профилактики девиантного поведения подростков

Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с окружающим миром.

Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного поведения

Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения.

Основной целью профилактики данного варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут поспособствовать такие методы профилактики, как:

1. Воспитательные лекции и беседы. Родители должны проводить разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в школах вместо одного из уроков. Родители обязаны уделять внимание своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и слушать, стараться понять желания ребенка и объяснять причины недозволенности определенного варианта поведения. Нельзя постоянно и из-за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению.

Психологическая профилактика состоит из таких блоков:

  • Профилактика сексуальных отклонений;
  • Профилактика психологических зависимостей;
  • Формирования позитивного мышления и в первую очередь отношения к себе.

3. Образовательные программы. На данные момент практически в каждой школе практикуют данный метод. Для проведения занятия приглашают специалиста, который более подробно и четко объясняет все недостатки и негативные последствия, которые влечет за собой девиантное поведение. Данный метод объясняет о законных и дозволенных путях решения собственных проблем.

Девиантное поведение делится на несколько видов, прямо пропорционально зависящих от уровня вреда, который наносится обществу:

  • Нарушение моральных и правовых норм социума, а именно: воровство, хулиганство, изнасилование, убийство является противоправным видом;
  • Наркомания, алкоголизм наносят вред близким людям и знакомым (соседи, друзья, семья) и относится к асоциальному виду;
  • Мазохизм и все что способно наносить вред только подростку носит название деструктивного варианта поведения.

Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

  1. Правильная организация досуга. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное. Главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка. Его должно заинтересовать данное занятие.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.
  4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением. Заключенные, умирающие от незаживающих и зараженных ран наркоманы, болеющие раком легких куряги, грязные ночующие на улице алкоголики и все то, что способно вызвать отвращения от курения, наркотиков и алкоголизма.

Психологическая профилактика состоит из таких блоков:

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

Классификация

Первая классификация выделяет следующие типы данной патологии:

  • повиновение (ребенок повинуется как целям, так и средствам их достижения);
  • инновация (ребенок повинуется целям, но не средствам их достижения);
  • ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);
  • ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);
  • мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Девиантное поведение детей дошкольного возраста бывает агрессивным, пассивным и вспыльчивым. Агрессия может быть вербальной (дети дразнят окружающих, ругаются и оскорбляют их) и физической (дерутся, обижаются, ломают игрушки, неаккуратно относятся к вещам).

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Преступность в подростковом возрасте

Преступление представляет собой общественно-опасное деяние, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и жизнь окружающих людей. За совершение преступления предусмотрено наказание в соответствии с действующим на сегодняшний день Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Подростковая преступность и алкоголь взаимосвязаны

Последние годы отметились ростом показателей подростковой преступности. Для того, чтобы лучше разобраться в причинах подобного явления, нужно обратить внимание на мотивы, толкающие подростков на такие правонарушения.

  1. Как показывает статистика, наиболее типичным мотивом подростков, идущих на преступление, является корысть: заинтересованность в личной выгоде. Корыстные мотивы являются объяснением большинства краж, порчи чужого имущества.
  2. Хулиганские мотивы иррациональны и чаще всего не поддаются никакому логическому объяснению. Руководствуясь им, подросток зачастую сам не может найти своему поступку хотя бы более-менее правдоподобное объяснение. Хулиганские поступки чаще всего совершаются под воздействием алкоголя и ПАВ.
  3. Другими причинами правонарушений также могут выступать личностные особенности подростка, такие как эгоизм, неуважение к принятым социальным нормам, низкий уровень социокультурного развития, чувство ненависти, злобы.

Побеги подростков – одно из проявлений девиантного поведения

В целом стоит отметить, что в наиболее широком смысле причины девиантного поведения подростков можно подразделить на две основных группы, в которые войдут биологические и социальные факторы.

К биологическим относятся наследственная предрасположенность к тому или иному поведению, особенности темперамента. К социальным – влияние на подростка семьи, школы, сверстников и общества в целом.

Психологические причины девиантного поведения большинства подростков также напрямую зависит от стиля семейного воспитания. К примеру, статистика показала, что чаще всего в правонарушениях уличаются подростки, воспитанные в социально-неблагополучных, малообеспеченных, нередко неполных семьях. Риск приобщения подростка к преступной деятельности также существенно возрастает если в его семье есть люди, ведущие антисоциальный образ жизни.

Читайте также:  Какой бизнес открыть в маленьком городе: 11 идей

Немаловажную роль играет также психологическая обстановка в семье: подростки, часто становящиеся свидетелями ссор, криков и скандалов дома чаще других оказываются вовлеченными в дурные компании сверстников.

Неблагополучные семьи – социальная причина девиантного поведения

К семьям с явным, либо скрытым неблагополучием также можно отнести:

  1. Конфликтные семьи, где между родственниками присутствуют выраженные расхождения в мировоззрении, взглядах на воспитание, а взаимопонимание отсутствует.
  2. Формальная семья, где между членами семьи нет понимания, доверия и взаимоуважения. Довольно часто в таких семьях родители находятся на грани развода, однако по многим причинам (в качестве этого могут выступать нежелание участвовать в судебном процессе, материальный интерес и т.д.) продолжают сожительствовать, не поддерживая между собой отношений.

Девиантных подростков также часто отличают трудновоспитуемость, плохая успеваемость, социально-педагогическая запущенность.

Ошибки, совершаемые сотрудниками образовательных учреждений также в немалой степени являются фактором риска формирования у несовершеннолетнего форм девиантного поведения.

Одним из фундаментальных факторов риска в подростковом периоде является неорганизованность.

Статья «Причины девиантного поведения в подростковом возрасте»

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Васикевич Вероника Викторовна.

Новосибирский государственный педагогический университет, г.Новосибирск, студентка факультета психологии; выпускница Сибирского института практической психологии, педагогики и социальной работы профессиональной переподготовки по направлению «Девиантология» vasikevitch @ yandex . ru

Аннотация. В статье речь идет о раскрытии понятия девиантного поведения. Раскрыты причины девиантного поведения подростков. Рассмотрены возрастные кризисы в подростковом возрасте. Представлены способы и приёмы работы с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантное поведение, причины девиантного поведения, подростки с девиантным поведением, отклоняющее поведение.

Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время. Уделяют достаточно много времени проблемам девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. Он впервые обратил внимание, что у человека есть психологическое значение, которое имеет важный период в развитии. [5, с.70]

Подростковый возраст – самый сложный этап в становлении личности индивида. Подростковый возраст – это граница протекания между детством и взрослой жизнью.

Подросток проходит пять стадий полового созревания: Сначала проходит стадию детства т.е (инфантилизм) завершается в возрасте 8-10 лет у девочек, а у мальчиков 10-13 лет; вторая стадия ведет к началу пубертата, третья стадия носит этап активного формирования половых желез (девочки растут активнее); четвертая стадия идет в формировании активности половых гормонов (начинается менструация у девочек); в пятой стадии идет завершение репродуктивной системы.

Общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и признание ими. Полноценное дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно подростки с противоправным поведением устанавливают контакты с лицами, имеющими схожие проблемы. Для подросткового возраста характерна реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве. [5, с.75]

Кризис подросткового возраста – это кризис является самым острым и самым длительным. В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, изменяется голос у мальчиков). Начиная с 12-13 лет, происходит половое созревание и усиленная перестройка организма в целом, также развитие духовности интеллектуального потенциала. Происходит идентификация и формирование «Я – концепции». В основном связано с самооценкой, с образом собственного тела и с половой идентификацией. Девочки сильно озадачены своим внешним видом, может возникнуть мания (дисморфофобия) – повышенная сосредоточенность на тех телесных и физических изменениях, которые происходят.

Появляется чувство взрослости, а в семье возникают частые конфликты, подросток реагирует протестом и негативизмом на любые попытки вмешаться в его жизнь. После такого столкновения подростки узнают себя и о своих возможностях, на что они способны и как могут самоутвердиться. А вот главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Подростки достаточно легкомысленны и относятся к человеческим запретам возмущенно, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, а их любопытство становится сильнее. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

1. Кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие);

2. Кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведения).

Подростковый возраст рассматривается один из «острых» кризисов и одним из самых важных и сложных критических периодов развития, подростковый кризис состоит из трех стадий: [5, с.120].

1) предкритическая стадия (ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушить общепринятые стереотипы);

2) кульминационная стадия (подросток может сделать что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело);

3) посткритическая стадия (у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми)

Девиантное поведение -это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. В социальном обществе всегда существуют социальные нормы и правила, которые принятые в данном обществе. Несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, на мой взгляд, является одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день. Из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста девиантности среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Такое поведение угрожает физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводит к смертельному исходу. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, теория стигматизации Г. Беккера. [9, с.50].

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов исследующих отдельные аспекты. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими ученым, как С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина . Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева. [7 с. 55].

Девиантный подросток имеет свои особенности, по которым можно его увидеть : негативная психическая напряженность, акцентуированная готовность к риску, психическая ригидность, агрессивность высокая. Причины подростковой девиантности связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины связанные с возрастными кризисами

Стоит отметить, что несмотря на глубокие исследования девиантного поведения проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. [6, с.130]

Делинквентное поведение – разновидность преступного (криминального) поведения человека, представляющее уголовно наказуемое деяние. Аномалии связанные с делинквентным поведением: проблемы в семье , психопатия, невротические расстройства, черепно-мозговые травмы. Мотивы к делинквентному поведению относят: скуку, получение удовольствия, высокий социальный статус, риск и острые ощущения, зависть. [6].

Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций . Причины этому: пример родителей, избавиться от застенчивости, избавиться от состояния тревожности, чувство взрослости, биологические и социальные факторы. Формы зависимого поведения могут быть: химическая зависимость, нарушения пищевого поведения, игровая зависимость, сексуальные аддикции. По мнению В.Д. Менделевича -употребление алкоголем или наркотическими веществами можно рассматривать как бегство- «в тело». [6].

Патохарактерологический тип поведения – под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Причины психопатий : родовые травмы, заболевание ЦНС, черепно-мозговая травма и недостатки воспитания. [6].

Читайте также:  Боязнь открытого пространства и открытых дверей: причины и лечение

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия – галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться). [6].

На гиперспособностях – тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях – идет игнорирование реальности. Человек существует в реальности (“здесь и теперь”) и одновременно живет как бы в собственной реальности. Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими). В настоящее время большое внимание уделяется суицидальному поведению несовершеннолетним, такое поведение считается девиантным и проблемным.

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Виды суицидов: 1. истинный суицид – желание умереть (не спонтанно), угнетенное настроение, депрессивное состояние; 2. демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, способ обратить внимание на себя; 3. скрытый суицид- поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход их жизни. Причины суицида: биологические факторы, болезни (алкоголизм увеличивает риск суицида), социальные факторы (которые приводят к депрессии и потери смысла жизни). [6]. У 52% подростков большая часть из низ носит временный характер, но у некоторых может закрепиться. А вот более 50% подростков фантазируют по этому поводу. Если это не импульсивный суицид и не чьё-то прогнозированное воздействие, то в поведении часто происходит комплекс, в основном наблюдается демонстративный суицид.

С таким явлением как девиантное поведение нужно бороться, проводить профилактические работы по устранению негативного поведения. Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. При оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать способы и приёмы: [1].

1. Информирование – повышение в области обсуждаемых вопросов.

2. Метафора – суть в использовании аналогий-образов, сказок, пословиц. Метафора оказывает косвенное влияние на установки, мнения человека.

3. Установление логических взаимосвязей – установление последовательности событий.

4. Убеждение-использование аргументов, беседа.

5. Приём – оцени поступок

6. Приём – мой идеал

7. Приём – обмен ролями

Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение – определяется большинством исследователей как отклоняющееся поведение. Рост детской преступности, формирование к алкоголизации и наркомании, изменения в сфере социальных интересов представляют собой проблемы, которые накопились в нашем обществе и требуют своего устранения. Причины девиантности закладываются с детства, а устойчивая позиция развивается и сохраняется в подростковом возрасте. Любой фактор воздействующий на ребенка, дает в будущем толчок к такому поведению.

Хочется подчеркнуть, что семья является эталоном для своего ребенка, самым первым социальным институтом, который воспитывает и дает знания. Семейное воспитание – целенаправленный осознательный процесс формирования качеств. Смотря на своих родителей дети начинают подражать их манерам и действиям.

Родители не имеющие социальную и нормативную компетентность, не соблюдающие нормы и правила, то их дети становятся отражением их самих. Но, можно сделать исключение о том, что не все дети растущие в таких асоциальных семьях становятся правонарушителями, или имеют склонность к девиациям.

Если у ребенка есть эталон подражания вполне адекватного человека, который соблюдает нормы и правила, то ребенок имеет возможность учиться у него всему хорошему. Самая большая причина приводящая к девиантности – это одиночество. Когда родители из – за своей занятости, или по какой – то другой причине не находят времени узнать как у ребенка дела, обсудить важные вопросы жизни или просто провести совместное времяпрепровождение, тогда
происходит разрушение в сфере интимности.

Очень важно, чтобы родители воздействовали на ребенка с хорошей стороны, помогали в плавном протекании «острых» кризисов, понимали, любили, были другом и эталоном для подростка. Чтобы пережить данный кризис, нужно проявлять интерес к увлечениям ребенка, поощрение и поддержка, разговаривать, проводить время, обсуждать различные вопросы, советоваться со своим ребенком, не сравнивать с другими детьми, не использовать авторитарный стиль воспитания, а применять демократический стиль взаимодействия. Тогда в нашем обществе будет меньше несовершеннолетних с девиантным поведением.

1. Амбрумова А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений /А.Г. Абрумова – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 220 с.

2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / А.Л. Арефьев, – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 127 с.

3. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / Ю.И. Бытко, – М.: МГУ, 2006. – 135 с.

4. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин //Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 512 с.

5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.: Наука, 1987. – 309 с.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

8.Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.:СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.

9. Девиантное поведение Электронный ресурс] / Под ред. О.Ю. Сальковской – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал девиантное поведение подростков 2014, . – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/26/deviantnoe-povedenie-podrostkov

10.Дмитриева Н.Ю. Кризисы подросткового возраста, воспитание подростков[Текст]: / Н.Ю. Дмитриева , – М.: «Феникс», 2016.-157 с.

9. Девиантное поведение Электронный ресурс] / Под ред. О.Ю. Сальковской – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал девиантное поведение подростков 2014, . – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/26/deviantnoe-povedenie-podrostkov

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.


Их мы и рассмотрим подробнее.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.


Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

Различные страхи

Фобии мешают нам двигаться вперед по жизни. Они довлеют над обстоятельствами, способствуют формированию искаженной картины мира.Человек, который боится, не может принимать осмысленные решения. Он постоянно сомневается в себе, крутит в голове тревожные сценарии, с которыми не может справиться.Вот почему работа с детьми с девиантным поведением всегда начинается с проработки страхов. Необходимо рассмотреть ситуацию изнутри, чтобы понять, как с ней можно справиться в результате. Ведь в противном случае даже самые действенные методы могут оказаться неэффективными.

Фобии мешают нам двигаться вперед по жизни. Они довлеют над обстоятельствами, способствуют формированию искаженной картины мира.Человек, который боится, не может принимать осмысленные решения. Он постоянно сомневается в себе, крутит в голове тревожные сценарии, с которыми не может справиться.Вот почему работа с детьми с девиантным поведением всегда начинается с проработки страхов. Необходимо рассмотреть ситуацию изнутри, чтобы понять, как с ней можно справиться в результате. Ведь в противном случае даже самые действенные методы могут оказаться неэффективными.

Добавить комментарий