Статья. Виды общения. Функции педагогического общения. статья на тему

Педагогическое общение. Функции, стили, модели педагогического общения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Процесс общения преподавателя с учащимися может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия

связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге,

– зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога,

– его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, “сенсорной остроте”, установлению “раппорта” и умению учитывать репрезентативную систему собеседника,

– зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.

Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

авторитарный (властный) стиль руководства характеризуется выраженной властностью, директивностью действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Чётко различаются роли: педагог – воспитуемый, обучаемый. Идеал последних – дисциплинированный исполнитель.

При этом стиле преподаватель допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

демократический стиль характеризуется словами “совместное творчество” и “дружеское расположение”. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и обучаемого в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В его основе лежит искренний интерес к личности партнёра по общению, к аудитории в целом, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. Наиболее предпочтительны такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу.

Этот стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний;

непоследовательный, алогичный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учащимися, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: “За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!” Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение “учитель – ученики”. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I – “Сократ”. Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – “Руководитель групповой дискуссии”. Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – “Мастер”. Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV – “Генерал”. Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – “Менеджер”. Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – “Тренер”. Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – “Гид”. Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, – выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Диалог и монолог в педагогическом общении

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

• Модель диктаторская “Монблан” – преподаватель как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.

Модель неконтактная (“Китайская стена”) – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны – равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного внимания (“Локатор”) – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель – коллектив учащихся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная (“Тетерев”) – заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

• Модель гиперрефлексная (“Гамлет”) – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у учащихся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования (“Робот”) – взаимоотношения преподавателя с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная (“Я – сам”) – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия (“Союз”) – преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:

конструктивная – педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

организационная – организация совместной учебной деятельности преподавателя и учащегося, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

коммуникативно-стимулирующая – сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность учащихся с тем, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

информационно-обучающая – показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации учащегося в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу учащихся;

эмоционально-корригирующая – реализация в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и учащимся;

контрольно-оценочная – организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтролем и самооценкой.

Модель авторитарная (“Я – сам”) – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.
статья на тему

Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми.

Третье соотношение «1: много» обозначается как критерий массового общения.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.

Статья. Виды общения. Функции педагогического общения. статья на тему

Литвишков Владимир Михайлович

доктор педагогических наук, профессор,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательский институт ФСИН России;

профессор Академии ФСИН России

Россия (125130, Москва, ул. Нарвская,15А),

Аннотация: В статье речь идет о педагогическом общении и его стилях, о сочетание этих стилей в той или иной пропорции. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, стили педагогического общения.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты; совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений необходимо проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Читайте также:  Маленькая грудь – хорошо это или плохо?

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний;

непоследовательный, алогичный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

  • Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
  • Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
  • Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель – ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
  • Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
  • Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

  1. Андреева С.Г., Горская Т.А. Психологические основы управления персоналом. СПб, 1997.
  2. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: учеб. пос. для деловых людей. М., 1994.
  3. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону, 1998.
  4. Борисов Б.Л. Реклама и PR. Алхимия власти. Рига, 1997.
  5. Василик М.А., Вершинин М.С., Козырева Л.Д. Паблик рилейшнз в России: организации и документы. СПб, 2000.
  6. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations. Ч. 1. СПб, 1998.
  7. Власть и общественность: социальные аспекты взаимодействия / Ред. О.Н. Савинова, Нижний Новгород, 1997.
  8. Гневко В.А., Яковлев И.П. Менеджмент: Социально-гуманитарное измерение. СПб, 1996.
  9. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.
  10. Ю.Денис Э., Мэрил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  11. П.Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная

политическая коммуникация. М., 1997.

12.Дэйвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и

бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997.

13.Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб, 1997.

  1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., Киев, 2000.
  2. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: теория и практика. М., Киев, 1999.

доктор педагогических наук, профессор,

Педагогическое общение в стратегии и тактике. | Молодой ученый

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебновоспитательный процесс, социальноориентированное общение.

При отсутствии у педагога профессиональных навыков общения стили устрашения, заигрывания или крайние формы дистанцирования могут стать штампами, затрудняющими педагогическую работу, и привести к непреодолимым психологическим барьерам.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Барьеры восприятия в общении

  • Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.
  • Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
  • Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
  • Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
  • Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
  • Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения. [1]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Стили коммуникации педагога

Основные стили коммуникации:

    Авторитарный. Учитель выступает в качестве носителя некоторой власти, которая дает ему авторитет. Процесс обучения строится на основании существующих у педагога установок, взглядов и убеждений. Он самостоятельно определяет стратегию действий, цели обучения, субъективно оценивает результаты взаимодействия.

Подобный стиль поведения приводит к тому, что ученики признают авторитет учителя, но не имеют возможности высказывать свое мнение и влиять на процесс обучения.

Часто личность педагога вызывает неприязнь, а его подопечные испытывают различные эмоциональные переживания.

  • Демократический. Приветствуется сотрудничество сторон, коллективное принятие решений. Учитель и ученики обладают равными правами и возможностями. При таком стиле коммуникации подопечные имеют больше возможностей для самореализации, ощущают психологический комфорт во время занятий. Педагог устанавливает с ними доверительные, уважительные отношения. Демократический стиль педагогического общения является наиболее продуктивным способом сотрудничества, позволяющим получить высокие результаты.
  • Попустительский. Педагог демонстрирует пассивную позицию. Он не стремится включаться во взаимодействие в той мере, в которой необходимо это делать. Подобное поведение объясняется неосознанным или сознательным желанием снять с себя ответственность за результаты взаимодействия. Все участники общения вовлекаются преподавателем в решение общих дел. Соответственно, результаты также становятся следствием общих усилий.

    По продуктивности такое взаимодействие уступает предыдущим двум типам, но с точки зрения психологического фактора является лучшим вариантом, чем авторитарный стиль.


    Ученик и педагог вынуждены на протяжении нескольких лет взаимодействовать друг с другом даже при наличии стойкой личной неприязни.

    Сложности педагогического общения

    Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

    1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
    2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
    3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

    К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

    1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
    2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
    3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

    Функции педагогического общения

    В силу своей многоликости педагогическое общение полифунк­ционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения:

    1. Информативная функция заключается в отборе и передаче учи­телем информации, которая определена учебными планами и програм­мами.

    2. Нормативная функция заключена в освоении учащимися норм морали и права через усвоение основ нравственного поведения, образцов соответствующих действий, поступков, способов регулирования взаимо­отношений между людьми.

    3. Познавательная функция выражается в направленности активно­сти воспитанников, в формировании у них приемов и средств аргумента­ции, доказательства, объяснения, облегчающих в процессе взаимодейст­вия людей понимания мыслей и идей друг друга, способствующих коор­динации знаний, которые дети получают в общении со сверстниками и педагогами.

    4. Коммуникативная функция предполагает установление межлич­ностных связей и взаимодействий воспитанников в микрогруппах, пер­вичных коллективах, объединениях, установление контактов между кол­лективами детей и взрослых.

    5. Регулятивная функция заключается в установлении различных форм и средств стимулирования положительных поступков нравственно­го поведения, а также торможения и устранения негативных.

    6. Воспитательная функция общения состоит в показе и развитии у воспитанников способов и форм сотрудничества и взаимодействия, в выработке у них культуры умения общаться на основе уважения к дос­тоинству личности другого человека.

    Функции педагогического общения

    I. «Открытие» ребенка на общение, которая позволяет создать младшему школьнику комфортные условия в игровой, учебной, трудо­вой деятельности, предоставляя ему возможность проявить себя. Она воплощается с помощью разнообразных операций, из которых мы рас­смотрим лишь некоторые:

    1. Выбор пластической позы. Пластическому образу учителя соот­ветствует открытая поза, опущенные руки с раскрытыми ладонями, на­клон тела вперед.

    2. Подача информации с позиции «Мы». Устранение физического, социального и терминологического барьеров позволяет учителю вы­страивать свое общение с воспитанниками с позиции «Мы»: «Мы начи­наем изучение новой темы. », «Нам необходимо еще раз вернуться к решению этой задачи», «Подумаем вместе».

    3. Установление личного контакта. Для установления такого кон­такта с младшими школьниками воспитатели использовали различные способы: вербальный, визуальный, тактильный.

    Вер­бальный контакт устанавливался при помощи слов. Для педагогов стало нормой употребление не прямых требований, а приглашений, просьб, советов, пожеланий. Очень важными становились обращения к детям по именам, использование разнообразных формул вежливости: «Пожалуй­ста», «Будь добр», «Извините», «Прошу прощения» и т.д. В общении с учащимися учителя использовали глаголы сослагательного наклонения: «Почему бы тебе не решить задачу другого варианта?», «Может быть, тебе удобнее читать вслух?», вопросительные предложения с частицей «ли» или со словами «можно», «советую», «прошу», «рекомендую», «желательно»: «нельзя ли сказать», «советую писать в столбик», «прошу выучить стихотворение к пятнице», «не трудно ли тебе принести тет­радь». Для организации совместной деятельности они применяли глаго­лы первого и второго лица множественного числа: «А теперь давайте от­кроем учебники. », «Прочитайте это стихотворение в паре друг другу». Для установления личного контакта был важен обмен вопросами о здо­ровье, настроении, погоде, который позволял педагогу и школьникам присмотреться друг к другу, почувствовать эмоциональное состояние и найти нужный стиль общения.

    Визуальный контакт устанавливался при помощи глаз: взглядом человек может передать свое настроение, привлечь внимание к себе, продемонстрировать расположение (ласковый взгляд), отчуждение (хо­лодный взгляд), выразить иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддержать психологический контакт. Неслучайно в начале урока школьники встают, обращая свои взоры на учителя. В этот момент устанавливается визуальный контакт с учениками, которые нуж­даются во внимательном, личностно заинтересованном взгляде воспита­теля.

    Читайте также:  Как понять, почему я не нравлюсь парням, мужчинам: что делать, как понравиться?

    Тактильный контакт производился с помощью такесических спо­собов выражения эмоций: прикосновений к ребенку, рукопожатий, объя­тий, поцелуев, поглаживаний и похлопываний. Этот вид контакта осо­бенно важен для младших школьников: они стремятся поближе подойти к учительнице, прикоснуться к ней, обнять, дотронуться до ее вещей.

    II. «Соучастие» ребенку в общении в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности имеет свои технологические операции:

    1. Демонстрация расположенности. Для создания младшему школьнику благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата очень важно пластико-мимическое выражение симпатии ему со стороны учителя. Демонстрируя свои чувства искренней радости, доб­рожелательности, расположенности, воспитатель получал такую же ре­акцию со стороны воспитанников. Выражение суровости на лице, не­преклонности, поджатые губы, холодный блеск глаз отталкивают детей. Сближению педагога с учащимися, по мнению А.А. Леонтьева, способствуют высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивные движения рук, наклон тела вперед, прямая ориентация.

    2. Проявление интереса. В общении учителей с детьми эта операция проявлялась в умении слушать и задавать вопросы школь­никам.

    Существуют два типа слушания – функциональное, которое направлено на восприятие и анализ информации, и личностное, сопровож­даемое сопереживанием детям. Особую роль в общении с младшими школьниками играет эмпатийное слушание, при котором учитель прояв­ляет искреннюю заинтересованность ребенком, подчеркивая свое распо­ложение улыбкой, он внимателен, а не притворяется таковым, не отвле­кается, не перебивает, давая ученику полностью выговориться, стремит­ся проникнуть во внутренний смысл слов школьника, эмоционально поддерживая его репликами, мимикой и жестами.

    Умение задавать вопросы выявляется в процессе свободного об­щения воспитателя с воспитанниками, когда они обмениваются мне­ниями по той или иной теме, проявляя искренний интерес друг к другу. Выделено несколько групп основных вопросов:

    закрытые, на которые ожидается ответ «да» или «нет», несущий минимальную информацию для учителя;

    открытые требуют развернутого объяснения своего мне­ния школьником, помогая педагогу вникнуть в его проблемы;

    ритори­ческие позволяют воспитателю обеспечить поддержку своей позиции со стороны воспитанников, управлять их вниманием, выстраивать демокра­тический стиль общения;

    переломные помогают поддерживать общение с ребенком в строгом русле, наметить новое направление диалога с ним;

    вопросы для обдумывания обеспечивают закрепление и проверку полу­ченной информации, вносят поправку в изложенную точку зрения, соз­дают атмосферу взаимопонимания;

    проблемные помогают создать интеллектуальные и духовные затруднения, которые дети не мо­гут разрешить известными способами, заставляя их задуматься и найти новые варианты действий.

    3. Оказание помощи. Гуманно-личностный стиль общения помогал учителям своевременно оказать помощь младшим школьникам, а уча­щимся – принять ее в полной мере. Педагоги использовали в своей речи следующие парадигмы: «Давай я тебе помогу. »; «Позволь мне по­мочь. »; «Мне хочется тебе помочь. ».

    III. «Возвышение» ребенка в общении также представлена тремя операциями:

    1. Принятие ребенка как данности. Для учителей очень важно соблюдение гуманистического принципа: «Принимать ребенка таким, каков он есть», предложенного К. Роджерсом. Этот прин­цип требует, прежде всего, признать индивидуальные особенности учени­ка и воспринимать его в данный момент как продукт социально-психологических условий предыдущей жизни. «Принять как данность» не значит отказаться от корректировки личностного развития ребенка, оно будет происходить в виде новообразований в процессе совместной деятельности, а означает предоставление младшему школьнику права проявить свое «Я» на достигнутом уровне развития, уделяя внимание достоинствам ученика, а не его недостаткам, ошибкам.

    Реализация в процессе воспитания детей этого гуманистического принципа предус­матривала владение педагогом следующими профессиональными уме­ниями:

    1) во время общения с воспитанниками акцентировать внимание на предмете деятельности или отношениях – тогда индивидуальные своеобразия не только не станут мешать совместной работе, но и при­дадут неожиданную окраску взаимодействиям;

    2) обеспечивать приз­нание права каждого (и воспитанника, и педагога) на отличие во мнени­ях, суждениях, вкусах, способностях – тогда общение с детьми становит­ся интересным, духовно богатым, инициирует мысль всех участников совместной деятельности;

    3) не прибегать к открытой и прямой оценке воспитанника, больше высказывать свое отношение к происходящему, использовать прием «Я-сообщение», расценивая недостатки человека как не успевшие сформироваться, а потому не проявляющие себя досто­инства, – тогда укрепляется уверенность ребенка в себе, повышается его самооценка, активность и общее самочувствие;

    4) выражать соучастие в жизнедеятельности ученика, сопереживать успехам и неудачам, выска­зывать ему свою заботу и доброе расположение; отмечая несходство воспитанника с другими людьми, подчеркивать уникальность и непо­вторимость его личностного «Я» – тогда повышается статус воспитанни­ка в группе, самоконтроль, формируется свобода проявления личности.

    2. Просьба о помощи. Для повышения самооценки младших школьников и веры в свои силы и способности педагоги обращались к детям за помощью, используя для этого следующие фразы: «Помоги, пожалуйста, . »; «Не могла бы ты мне помочь. »; «Позаботьтесь о . ». После посильной и реальной помощи, оказанной воспитанником дру­гому человеку, учителя благодарили его за работу.

    3. Поддержание оптимистического рубежа. Эта технологическая операция «возвышает» младшего школьника над его проблемами, кото­рые становятся такими мелкими, и помогает ему поверить в себя и пре­одолеть трудности. У ученика не получается написание буквы, и он го­тов заплакать. Учительница видит это и говорит: «Когда-то я тоже учи­лась в первом классе и у меня не получалась эта буква. Мы немного по­тренируемся, и у нас получится».

    Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 5516 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    3. Установление личного контакта. Для установления такого кон­такта с младшими школьниками воспитатели использовали различные способы: вербальный, визуальный, тактильный.

    Коммуникативная компетентность учителя

    -Педагогическое общение- процесс динамичный— с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога и детей в общении.

    Педагогическое общение и его функции

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

    «Воспитание – дело лёгкое, радостное и счастливое».

    Момент появления учителя в классе может стать определяющим, ученики изучают преподавателя и уже в самом начале урока или «открываются» и с радостью идут на контакт, или «замыкаются».

    Чтобы воздействие на ученика стало творческим актом, учитель должен овладеть следующими профессиональными операциями:

    ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

    1. Открытие ребёнка на общение – это умение создать на уроке комфортные условия. В состоянии психологической раскрепощённости дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешным или попасть в немилость к учителю

    А) Выбор пластической позы.

    Поза, которую принимает человек, содержит большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребёнком. Учёными доказано, что языком пластики передается от 55 до 80% информации. Поза учителя на уроке создаёт для учеников либо комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или препятствует их открытию на общение.

    Поза льва. (Учитель опирается обеими руками о стол, слегка наклонив туловище вперёд). В такой позе комплименты звучат неискренне, в голосе чувствуется сарказм, это снижает доверие слушателей.

    Поза петуха. (Учитель сцепляет руки замком на груди, прислонившись к столу, одну ногу ставит перед собой на носок). Ученики читают между строк: «Мой предмет на «5» знает только бог, на «4» знаю я, а все остальные отметки ваши»

    Оптимальный пластический образ:

    -руки немного согнуты в локтях,

    – ладони развёрнуты к аудитории,

    – пластика плавная, мелодичная,

    – баланс диагонали и вертикали,

    – приближение и удаление от слушателей.

    Б) Подача информации с позиции «МЫ».

    Реализация этой операции становится возможной при устранении трёх барьеров:

    Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства. Все мы это испытывали в переполненном общественном транспорте. Если подойти к ученику сзади и коснуться его плеча, то он так же испытывает дискомфорт. Чрезмерная физическая близость воспринимается как вызов, как посягательство на личные интересы и раздражает. (Над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную позицию).

    «Свобода одного заканчивается там, где начинается нос другого».

    Социальный барьер.

    Если учитель занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать…», то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками. Я работаю, а вы все здесь ерундой занимаетесь. Это демонстрация уважения к своему труду и пренебрежения к труду других.

    Терминологический барьер.

    Причина его кроется в чрезмерном употреблении учителем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создаёт для детей препятствие в общении, так как они спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой учителя, делают вывод о скудности и неразвитости своей речи, о превосходстве учителя. В результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в неприглядном виде.

    Устранив эти барьеры, учитель получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

    – Мы приступаем к изучению новой темы;

    – Нам необходимо ещё раз вернуться к вопросу;

    – Настало время проверить наши силы.

    В) Установление личного контакта.

    Вербальный контакт (с помощью слова)

    – Пожалуйста, будь любезен…

    Визуальный контакт – это контакт глаз. Человек взглядом передаёт своё настроение, свою симпатию, своё требование. Не случайно в начале урока учитель просит подняться для приветствия класс. В этот момент их глаза находятся примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

    Тактильный (через прикосновение) контакт является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а так же взрослые люди (кинестетики).Но этот контакт учащиеся старшеклассники позволяют не всем учителям, они принимают прикосновения только от уважаемых учителей, от других –это для них нарушение границ собственной свободы.

    2. Функция « соучастие»

    Эта функция в процессе общения имеет свои частные технологические операции:

    А) Демонстрация расположенности.

    Это пластико – мимическое выражение симпатии к собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата. Каждый из нас должен помнить, что существует психологический эффект «отзеркаливания». Демонстрируя свои чувства искренней радости, человек в ответ получает ту же реакцию.

    Если ребёнок находится в классе под гнётом говорящего на повышенных тонах учителя 40 минут, где нет возможности снять своё психологическое напряжение. Такую возможность они получат только на перемене и то, если за ними не будет в это время наблюдать зоркое око дежурного учителя.

    Шум школьной перемены, так изумляющий родителей, попавших в школу, и такой привычный для педагогов, мог бы стать своеобразным диагностирующим средством качества уроков. Перемена заканчивается, начинается новый урок, всё повторяется. В результате ребёнок выходит из школы абсолютно больным, и завтра с ним нужно работать не педагогу, а психотерапевту.

    Б) Проявление интереса.

    Умение слышать и умение задавать вопросы является неотъемлемой составляющей общения. Для педагога услышать ребёнка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать её боль, вникнуть в его переживания, понять причины тревоги отчаянья, а так же радости, восторга и восхищения. Задать вопрос – это ещё раз уточнить:

    – Если я правильно поняла…

    В) Оказание помощи.

    Принимая участие в судьбе ребёнка, мы помогаем ему, оказывая разнообразные услуги. Чтобы предложить человеку помощь, можно использовать различные речевые формулы:

    – Мне бы хотелось помочь тебе…

    – я бы счастлива была помочь тебе…

    Этим формам обращения нужно научить детей, чтобы их взаимодействие между собой осуществлялось на высоком уровне культуры.

    Операция считается осуществлённой только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями. Но без реально ощутимой помощи у школьников будет формироваться демагогическое отношение к людям.

    3.ФУНКЦИЯ «ВОЗВЫШЕНИЯ» РЕБЁНКА.

    Эта функция раскрывается через последовательное воплощение трёх операций:

    А) Принятие ребёнка как данности, оправдание недостатков, оглашение достоинств, стимулирование позитивных образований.

    Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

    Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.

    Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

    Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

    Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.

    Б) Просьба о помощи.

    В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, чтобы ребёнок поверил в себя, свои силы, учитель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его.

    – Помощь должна быть посильной,

    – Она должна реально осуществляться,

    – Форма обращения должна быть этически выдержанной.

    После того, как помощь оказана, следует выразить благодарность школьнику за участи, которое он принял в судьбе другого, за то облегчение, которое он доставил своими усилиями.

    В) Поддержание оптимистического рубежа.

    Отсутствие оптимизма – это унылое существование. Преподаватель, который не верит в способности детей, не может научить их даже таблице умножения.

    1. «Я – сообщение» – это оглашение своего состояния и отношения к поступку и действию другого человека, как явлению. Педагогическая оценка превращается из открытой в скрытую.

    -Ученик разговаривает на уроке во время объяснения нового материала:

    «Ты- сообщение»: Ты можешь закрыть рот?

    Ты мне мешаешь! Прекрати разговаривать.

    «Я – сообщение»: Мне трудно говорить, когда разговаривают вместе со мной, я начинаю раздражаться…

    А) ученик уронил с подоконника горшок с цветком…

    – Я всегда внутренне сжимаюсь, когда вижу, как погибают цветы…

    – Меня всегда огорчает, когда гибнет красота…

    Б) Накануне праздника 8 Марта (дня Учителя) юноши пришли в белых рубашках и галстуках…

    -Я всегда восхищаюсь нарядными и со вкусом одетыми людьми…

    – Меня всегда радуют опрятные люди…

    В) Дети громко разговаривают в столовой во время завтрака…

    Г) Вы заходите в класс, а доска грязная, дежурные не подготовили…

    В этом случае педагог демонстрирует своё отношение позой, выражением лица, своим присутствием или стремительным уходом. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру.

    Давайте поупражняемся: Ученик опоздал на урок, ваша реакция?

    Ученик не выполнил домашнее задание, ваша реакция?

    Дети громко разговаривают в столовой во время завтрака…

    Вы заходите в класс, а доска грязная, дежурные не подготовили…

    2. «Положительное подкрепление» – это публичное оглашение достоинств партнёра, не выдуманных, а реально существующих.

    Они должны отражать личностные качества человека, такие как трудолюбие, внимание, усидчивость, честность, ответственность и т.д.

    Иногда у отдельных учеников очень трудно найти достойные качества и, если применить приём «положительного подкрепления», то им придётся лицемерить и притворяться. В случае подобного затруднения можно прибегнуть к внешним физическим особенностям ребёнка: высокий, волнистые волосы, атлетическое телосложение, подвижность и т.д.

    Б) Ребёнок жалуется на одноклассника….

    Ты так остро переживаешь несправедливость, у тебя такое чувство ответственности…

    «Безусловность нормы» – это раскрытие перед школьником социально и личностно значимых доводов в пользу требования. Иначе говоря, раскрытие того, что даёт его соблюдение людям, стране, городу, школе, классу.

    Читайте также:  Я не могу устроиться на работу: в чем причины и как быть?

    Речевые формулы: «Это нужно и для тебя тоже, потому что…»

    Например, учитель сообщает о самостоятельной работе, дети возражают, не хотят писать. Учитель говорит: «Если бы люди пасовали всякий раз перед трудностями, то всё человечество уже давно бы погибло. Для вас эта проверочная работа – преодоление самих себя…»

    Большую пользу приносит комплексное воздействие.

    После разговора о конфликте одного ученика с другим: « Ты представь себе, если таким способом будут решать конфликты государства. Что- то не понравилось и сразу пускать в ход оружие, как ты кулаки. Это сигнал о границах дозволенного в необидной форме.

    Во время контрольной работы у одного ученика звонит телефон. В полной тишине класса это звучит как набат, все вздрагивают.

    Учитель: «У тебя замечательный телефон, красивая музыка, но всем сейчас от этого было плохо».

    Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

    Помните и никогда не забывайте.

    Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

    Самый приятный звук для человека – это его имя.

    Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

    Эта функция раскрывается через последовательное воплощение трёх операций:

    Понятие педагогического общения, его функции

    Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А.А. Леонтьев).

    Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л.Д. Столяренко).

    Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

    Профессионально важные качества педагогического общения:

    1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

    2. способность к эмпатии и пониманию людей;

    3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

    4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

    5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

    6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

    7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

    8. хорошие вербальные способности;

    9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

    10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

    Функции педагогического общения:

    – познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

    – эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со­общаемому и собеседнику;

    – воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

    – регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

    – функция самоактуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

    – коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

    – интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

    – перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

    7.4 «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

    Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.

    Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д.

    Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

    Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

    Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е.А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др.), негативно влияющих на общение.

    Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются: коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстравертивность, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), обвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

    Педагогическая деятельность как область затруднений. Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, то есть уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, то есть средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения.

    Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми (Л.Д. Столяренко):

    1. педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;

    2. студент не понимает своего преподавателя и поэтому не принимает его как наставника;

    3. действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

    4. преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;

    5. студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее – всего коллектива.

    – регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

    Статья. Виды общения. Функции педагогического общения. статья на тему

    Педагогическое общениеэто взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

    Стили педагогического общения и руководства

    Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
    В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
    Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
    Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
    Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
    Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
    Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
    Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
    Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
    Стили педагогического руководства:
    Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
    Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
    Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
    В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
    А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
    Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
    В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
    Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

    Этапы педагогического общения

    1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
    2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
    3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
    4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

    Основные принципы общения с ребенком

    1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
    2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
    3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
    4. Предоставление права на свободу выбора.
    5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
    6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
    1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

    Основные правила педагогического общения

    • Проявлять педагогический такт.
    • Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
    • Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

    Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
    В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
    Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
    Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
    Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
    Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
    Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
    Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
    Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
    Стили педагогического руководства:
    Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
    Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
    Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
    В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
    А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
    Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
    В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
    Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

  • Добавить комментарий