Основные аспекты психологии толпы

Что такое толпа и психология толпы

Достаточно посмотреть на любое сборище людей на улице – покупатели перед открывающимся новым фирменным магазином, собрание на митинге, болельщики на стадионе – и многое станет понятным. Толпа людей – это некое стихийное сборище, недолговечная общность, которой присущ хаос, хотя она не лишена некоторой организованности. Понимание этой организованности позволяет определённым силам взять это сборище в свои руки и заставить действовать вместе определённым образом.

Поскольку существует общий объединяющий фактор, то все люди в такой общности находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа людей характеризуется различными параметрами, включающими число участников, психологическое и эмоциональное состояние, направление движения сборища, его скорость и др. В определённых случаях толпа людей может представлять опасность как для окружающих, так и для самой себя.

Таким образом, психология толпы обращается к самой хаотичной, стихийной, неорганизованной и опасной социальной группе, пытаясь найти в её существовании хоть какие-то закономерности. Несмотря на упомянутые качества, данная социальная группа играла важную роль в человеческой истории.

Делятся такие сборища и по характеру поведения людей:

Психология толпы

Психология толпы – это направление психологической отрасли, изучающее поведение групп людей, выделение особых механизмов функционирования и изменения личностных особенностей человека, а также выявление отличий между поведением внутри и вне группы.

Психология поведения толпы была вынесена в отдельную отрасль, поскольку в подобном бесструктурном обществе каждый индивидуум имеет схожие эмоциональные реакции, проявляющиеся у остальных участников. Именно на основании данных механизмов рождается возможность растворения индивидуальности, а законы массы всегда превалируют над внутренними устремлениями человека (так, интеллигентные люди в толпе позволяют себе низкое поведение, а способные к критике перестают адекватно оценивать мир и т.д.).

Изучал психологию толпы Лебон, ставящий основой своей теории то, что механизм эмоционального заражения (передачи определённого вида эмоций, состояний, мыслей) среди массы людей происходит подобно эпидемиологическому распространению вируса. Соответственно, чем больше людей будет вовлечено во взаимодействие, тем сильнее влияние и быстрее распространение эмоционального аффекта. Учёный объяснял подобный эффект психологии толпы тем, что рассеивается личная ответственность и в чувстве полной анонимности люди способны на проявление того, что ранее бы корректировали в своём поведении.

Понятие психология толпы подразумевает людей объединённых не общей целью, а только эмоциональным состоянием. Это всегда отсутствие структуры, иначе речь о коллективе или организованной группе, имеющей общую цель и систему реагирования в соответствии с ролями.

Объединяет толпу всегда только эмоциональное сходство, поэтому такие скопления могут появляться в местах культурного интереса или идейных собраниях (концерты, митинги, катастрофические происшествия и пр.).

Захваченность общими чувствами уже не даёт человеку возможность реагировать иначе, а приоритет желаний большинства закреплён генетически. Поскольку только вместе лучше охотиться или добиваться целей, а тот, кто шёл против всеобщего настроя, рисковал остаться изгоем и погибнуть без поддержки стаи. Именно поэтому сейчас многие испытывают неуютные чувства страха и тревоги, когда выражают сопротивление большинству – такое поведение закреплено, как грозящее смертью.

Понятие психология толпы подразумевает людей объединённых не общей целью, а только эмоциональным состоянием. Это всегда отсутствие структуры, иначе речь о коллективе или организованной группе, имеющей общую цель и систему реагирования в соответствии с ролями.

Характеристики, особенности толпы

С развитием толпы появляются некоторые интересные эффекты, характерные для любой толпы. Одним из этих эффектов является принцип «заражения». Например, зайдя в компанию весело смеющихся людей, человек инстинктивно начнет смеяться, не зная причины веселья. Это происходит на подсознательном уровне, передача эмоционального состояния от группы непосредственно к личности.

В таких случаях стирается индивидуальность личности. Радикально меняется поведение человека. Прежде всего уменьшается чувство ответственности за содеянное, возникает ощущение анонимности и, соответственно, безнаказанности. Человек начинает реагировать и чувствовать «как все». В этом и заключается опасность этого эффекта.

И даже если какой-то человек захочет «не подчиниться», ему придется долго и рационально объяснять себе, почему он идет против всех. И все равно, он будет чувствовать сильную тревогу в совокупности с воображаемыми нелестными характеристиками, которыми, как человеку кажется, наделила его толпа.

Агрессивная толпа особо опасна, вследствие этого случайному наблюдателю ее воздействия лучше придерживаться на расстоянии, не вызывая атаку на себя. Однако нельзя сказать, что эффект «заражения» является негативным или позитивным фактором.

Главным признаком толпы является стихийность. Обычно она возникает в таких случаях:

Толпа: определение и природа ее образования

Впервые дать научное объяснение феномену толпы попытался на рубеже 19-20 веков известный французский социолог Гюстав Лебон. Первые его статьи на эту тему были опубликованы в издании «Revue Scientific» в 1885 году, а затем вышла его книга «Психология толпы», после чего идеи стали набирать популярность в научных кругах. Сама же проблема изучения толпы стала объектом внимания множества ученых, в том числе и отечественных (В. М. Бехтерев, Г. М. Андреева и другие).

Понятие «толпа», кстати говоря, вошло в состав социальной психологии, когда в мире происходили массовые революционные волнения (опять же, это рубеж 19-20 веков). По этой причине вначале под толпой понимались плохо организованные выступления пролетариата против правящего класса.

В настоящее время психология трактует термин «толпа» следующим образом: толпа является бесструктурным и неорганизованным скоплением людей, объединенных единым объектом внимания и одними чувствами в отношении него. Одним из отличительных признаков толпы можно назвать отсутствие (или потерю) осознанной и четкой общей цели.

Классическим примером толпы в социальной психологии можно назвать скопление людей во время каких-либо транспортных происшествий, массовых мероприятий, пикетов, акций протеста, митингов, стихийных бедствий, военных учений и т.п.

Наверняка вы и сами хотя бы раз в жизни были участником толпы или наблюдали это явление. Собственно, пропустить мимо внимания так называемый эффект толпы просто не получится, ведь людям, оказавшимся в толпе, чуть ли не моментально передается ее настроение и поведенческие реакции. Они вливаются в эту массу и становятся ее частью, даже если это идет вразрез с их собственными принципами и желаниями.

Поведение толпы может быть очень непредсказуемым, и ее настроения могут представлять потенциальную угрозу для отдельных людей и общества в целом, а также для инфраструктуры населенных пунктов (организаций, зданий, объектов культуры и т.д.) По природе образования толпы можно достаточно легко определить ее состав. Обычно толпа состоит из:

  • Зачинщиков. Это ядро толпы. Его составляют люди, ее формирующие, грамотно и правильно настраивающие и использующие с конкретными целями.
  • Участников. Это люди, влившиеся в толпу и принимающие активное участие в ее действиях. Оказаться под влиянием толпы могут легко внушаемые и сочувствующие люди (с обостренным чувством справедливости), обычные люди и люди, не имеющие определенной цели своих текущих действий. Отметим, что последняя категория зачастую способствует созданию массовости, но активного участия в деятельности толпы не принимает. Самые же опасные участники – это люди, использующие толпу для выплеска негативной энергии, злобы, агрессии.

Исследования Гюстава Лебона внесли огромный вклад в психологию толпы. Во многом именно благодаря им это научное направление выделяет сегодня два основных механизма ее формирования. Первый – это нарастающее эмоциональное заражение, а второй – слухи. Сам же процесс формирования толпы происходит в несколько этапов:

  • Формирование ядра толпы. Невзирая на то, что то толпа возникает стихийно, ее формирование невозможно без ядра. Таким ядром могут быть зачинщики, осознающие свои действия и преследующие конкретные цели, или же какое-то событие (происшествие). Затем начинает действовать банальное любопытство, притягивающее к центру еще больше людей. Интерес приводит к тому, что люди вливаются в толпу, и таких «вливаний» может быть сколько угодно, причем каждое из них подогревает эмоции, отчего люди привлекаются снова и снова.
  • Кружение. Когда толпа образовалась, внутри нее начинает скапливаться напряжение, из-за чего восприятие людей к любым внешним воздействиям обостряется. Происходит циркулярная реакция и возбуждение становится все сильнее. Это приводит к тому, что вся масса людей готова молниеносно реагировать на поступающую информацию.
  • Возникновение нового объекта внимания. Происходящие внутри толпы процессы (сплетни, толки, разговоры, подогретые накалом чувств) меняют причину, которая послужила истоком толпы, т.е. ядро. В действие вступает образ, создаваемый самими людьми из толпы. Его принимают все, а потому он фиксирует внимание и завладевает чувствами людей, а также задает направление для дальнейших действий.
  • Активизация отдельных людей. Как и следует полагать, напряжение, скопившееся внутри толпы, требует разрядки. Достигается она через дополнительное стимулирование участников толпы. Для этого подогревается их воображение, производится внушение. Результатом становятся определенные действия людей, и они вполне могут не поддаваться логике и быть небезопасными. «Масла в огонь» подливают зачинщики или конкретный лидер. Таким образом они стремятся достичь своей цели.

Важно заметить, что уже сформированная толпа может быть очень опасна, особенно если ей управляют (и находятся внутри) агрессивно настроенные люди. Последствия от действий такой толпы могут быть самыми разрушительными. Обуздать же неуправляемую толпу крайне сложно. Но давайте не будем сгущать краски, а посмотрим небольшой видеоролик о том, как поведение даже небольшого количества людей может повлиять на поведение одного человека.

  • Стяжательная – участники объединены борьбой за материальные ценности, такие как товары, деньги, продукты питания, сиденья в общественных местах и т.д. Данный вид толпы может образовываться во время акций со скидками, поступления в продажу новинок, дефицита продуктов, часов-пик, банкротства финансовых организаций, стихийных бедствий, катастроф и террактов.
  • Паническая – участники объединены массовыми паническими настроениями, мотивирующими к спасению от опасности. Паника людей может быть связана либо с реальной (оповещение об эвакуации и т.д.), либо с мнимой (слухи о теракте и т.п.) угрозой.
  • Агрессивная – участники объединены агрессией, направленной на определенный объект. Так, люди могут ненавидеть конкретного человека, расу людей, субкультуру, социальное движение, структуру и т.д.
  • Повстанческая – участники объединены недовольством и возмущением работой государственных структур и правительства. Подобные толпы часто становятся мощнейшим оружием в политической борьбе.

По характеру эмоциональности

Каждое скопление людей характеризуется общими эмоциями. Среди них:

  • восторг (концерт, праздник, ярмарка);
  • паника (авария, пожар, землетрясение);
  • агрессия (митинг, пикет).

Восторженная публика менее опасна, чем агрессивная, но наибольшую угрозу представляет паническое скопление людей. В таком случае люди без разбора бегут в разные стороны, спасаясь от опасности. В этой группе часто получают травмы и увечья.


Управление толпой – сложный и непредсказуемый процесс. Если это организованная пассивная масса народа, выполняющая действия по алгоритму, контролировать ее несложно. Если же столпотворение образовалось стихийно и обладает агрессивным или паническим характером, остановить его практически невозможно.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подлиняев О.Л.

Конвенциональная толпа способна оказывать эффект эмоциональной контаминации (или синдрома заражающего поведения) как и все иные виды толпы, что необходимо учитывать при организации и проведении любых массовых мероприятий, даже культурного или патриотического характера.

Основные аспекты психологии толпы

  • Войти
  • Регистрация
  • Конспекты и методические планы
  • Психологическая подготовка
  • Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей.

Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей.

Тема № 7.3: Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей.

Вид занятия: классно- групповое Отводимое время: 1 учебный час

Цель занятия: приобретение и совершенствование личным составом подразделения навыков действий при проведении АСР в условиях взаимодействия с большим скоплением людей.

Литература, используемая при проведении занятия:

  • Шойгу Ю.С, «Психология экстремальных ситуаций», М.2009.
  • Нестерова О.В. «Управление стрессами», М 2012
  • Карпов А.В. «Психология для пожарных», Пермь 1999
  • Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Ист.-филос. очерк. — М., 2009
  • Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 2008.
  • Дерябин А. Психология толп. -М.: Институт психологии РАН, 2007
  • Максимов Н. Быть со всеми — не быть толпой
  • Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы.
  • Алиев В.Г. Личность, группа, толпа.

Развернутый план занятия:

1.Подготовительная часть занятия – 5 мин.

Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.

2.Основная часть занятия – 35 мин.

Учебный вопрос №1. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей.

Меры безопасности спасателя при АСР с наличием толпы:

– контролировать себя и создавшуюся ситуацию;

– действовать спокойно и логично;

– оставаться осторожным, но твердым, говорить с потерпевшими мягко, но по существу.

Способы удаления паникеров из зоны оказания помощи:

– попросить удалиться за ограждение.

– указать на возможное ухудшение качества работы при помехах с их стороны.

– попросить удалиться за ограждение для выполнения какой-либо работы.

– попросить представителей власти удалить за ограждение.

– устранить мешающий фактор самостоятельно.

– для “погашения” паникеров показаны громкая команда, резкое, неожиданное физическое воздействие.

1. Понятие толпы. Механизм ее формирования

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

– публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

– контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

– совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Что послужит детонатором, превращающим сборище мирных людей в агрессивную по своей сути толпу – паника, вызванная стихийным бедствием, пожаром, доведенный до ноты истерии митинг или рок-концерт, боязнь остаться без раздаваемой щедрой рукой гуманитарной помощи, массовое недовольство, – не суть важно. Причины могут быть самые разнообразные и неожиданные

2. Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Читайте также:  Упражнения для развития мозга и памяти на каждый день

Человека в толпе характеризуют следующие черты:

– анонимность. Особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

– инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

– бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

– состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

– состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

– ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

– заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

– аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

– безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

– социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости.

Существует две основные разновидности толпы: пассивная (выжидательная) и активная (действующая).

К пассивной толпе относятся следующие виды: случайная, конвенциональная и экспрессивная.

Случайной толпой называется неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

К конвенциональной относится толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Экспрессивная толпа – общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики.

Активный вид толпы делится на агрессивную, паническую, стяжательную и экстатическую.

Агрессивной толпой называется скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустрации, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам. Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.

Паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.

В основе паники лежит страх, возникающий как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней. Для превращения толпы в паническую необходимо наличие совокупности социально-психологических, физиологических, общепсихологических и социальных факторов.

Стяжательная толпа. Ее могут образовывать и покупатели в магазинах при продаже товаров повышенного спроса при явном их недостатке; и пассажиры, стремящиеся занять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного мероприятия; и вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата вложенных денег. Экстатическая толпа – вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время ярмарок-концертов, с верующими, представителями некоторых религиозных направлений или религиозных сект.

3. Профилактика образования толпы

При работе в местах большого скопления людей необходимо применять профилактические меры с целью снижения возможности возникновения толпы. Таких мер достаточно много:

1. Работа с населением:

– Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время от источника опасности, страха. Вовлечение людей в активные действия: борьбу со стихией, спасательные работы, оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации или других отвлекающих занятий;

– Простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты в возникшей ЧС;

– Адекватная информационно-разъяснительная работа;

– Разделение больших пространств, где могут собраться люди. Либо разделение уже собравшихся людей на малые группы.

– Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы.

2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа:

– Подготовка руководящего состава формирований, спасателей к действиям в подобных ситуациях;

– Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;

– Организованная информационно-разъяснительная работа. Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная информация об аварии или катастрофе. Речь или передаваемое сообщение могут оказать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон говорящего. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создает неопределенность;

– Передача медикам душевнобольных, работа с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки;

– Исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может»;

3. Использование силы, специальных технических средств и т.д., т.е. директивных методов управления должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику. Эта группа приемов используется правоохранительными органами.

Если толпа возникла, то есть способы, которые позволяют управлять ею. К ним можно отнести:

– переориентация внимания людей на несколько объектов для разделения уже собравшихся людей на малые группы (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы). например: несколько сотрудников одновременно в удаленных друг от друга местах дают одну и ту же информацию;

– объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

– обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

– применение мер по локализации действий;

– применение более сильного шокового воздействия; использование ритма, ритмичной музыки;

– обращаться к толпе лучше человеку с низким и громким голосом. Лучше доверить это мужчине. Для управления толпой применяются убеждение (если позволяет время), категорический приказ, использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров.

– передача медицинским работникам пострадавших, физическое состояние которых вызывает опасения, оказание помощи пострадавшим с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истерическая реакция, агрессия, психомоторное возбуждение).

Знание основных свойств толпы и умение правильно повести себя в критической ситуации — главное, что может противопоставить мыслящий человек умелому провокатору.

3. Заключительная часть – 5 мин.

Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.

Пособия и оборудование, используемые на занятии: учебные тетради; конспект по заданной теме; плакаты

3. Профилактика образования толпы

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.


Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Механизм и этапы формирования толпы

Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.
Основные этапы формирования толпы:

  1. Образование ядра толпы
    . Несмотря на то, что стихийность — отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм — циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения
    . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение — цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания
    . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину — ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение
    . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Важно! Уже сформировавшаяся толпа может стать очень опасным оружием в руках агрессивно настроенных людей. Последствия «работы» такой толпы могут носить разрушительный неуправляемый характер. Остановить такую «стихию» чрезвычайно сложно.

  1. Образование ядра толпы
    . Несмотря на то, что стихийность — отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм — циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения
    . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение — цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания
    . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину — ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение
    . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Глава 18 Психология толпы

Глава 18 Психология толпы

Не говори мне о толпе, повинной в том, что перед ней нас оторопь берет. Она засасывает, как трясина, закручивает, как водоворот.

Изучение психологии больших социальных групп и их роли в общественно-историческом развитии потребовало не только ясного понимания индивидуальной и групповой психологии, но и психологии толпы. В науке часто понятие «толпа» подменяется понятием «масса». Ученые анализируют массовидные явления, психологию масс, часто подразумевая под ними именно толпу. С нашей точки зрения, понятия «толпа» и «масса» необходимо четко различать.

Читайте также:  Как научиться выстраивать личные границы

Древнеримский историк Иосиф Флавий называл множество людей «плетос». В Древнем Риме другой термин – «плебс» – обозначал множество, массу свободных людей, не пользовавшихся политическими правами. Содержание понятия «масса» крайне неопределенно из-за огромного количества синонимов, таких как народ (греч. «демос» или «этнос»), толпа (греч. «охлос»), публика, население страны.

В различных трактовках социологов «масса» понимается как гомогенное множество, противостоящее классу и относительно гетерогенным социальным образованиям (С. Mills, D. Riesman, E. Shils); как проявление уровня некомпетентности, снижение цивилизации (Ortega-y-Gasset); как результат массофикации производства (A. Toffler); как сверхорганизованное бюрократизированное общество (К. Mannheim); как общество, характеризующееся тенденцией к устранению социальных различий (Е. Lederer).

Отечественный социолог Б. А. Грушин считает, что масса – это социальная общность особого типа. Ее специфика состоит в том, что входящие в нее индивиды демонстрируют общие стереотипы поведения. Феномена массы не возникает, если общее поведение отсутствует. Специфическими признаками массы являются ее аморфность, размытость, открытость границ, анонимность членства, наличие противоположного по смыслу объединения – элиты.

Толпа в отличие от массы представляет собой конкретную социальную группу. Люди в толпе, вступая в тесный контакт друг с другом, вынуждены особым образом взаимодействовать. Общение людей в толпе характеризуется большей выраженностью невербальных способов коммуникации (даже тесных соприкосновений друг с другом), чем вербальных. Науку о психологии людей, составляющих толпу, можно обозначить как «охлография», то есть описание толпы как специфической социально-психологической общности.

Толпаэто неорганизованная группа людей, в которой изменяется протекание психических процессов, основными регуляторами поведения становятся инстинкты.

XIX век был веком социальных открытий. Социально-политические события, связанные с революциями во Франции в конце XVIII – середине XIX в., потрясли общественное мнение. Вопросы устройства общества, поведения людей в толпе заняли главенствующее место в умах ученых. Для разрешения возникших проблем создаются специальные науки. О. Конт обосновывает необходимость социологии, Г. Ле Бон и Г. Тард – психологии толп. Следует заметить, что Россия в процессе создания этих гуманитарных дисциплин не отставала от Европы. Одновременно с Ле Боном и Тардом серию статей по психологии толпы начинает писать Н. К. Михайловский.

История возникновения психологии толпы выглядит следующим образом. В 1879 г. Михайловский в журнале «Отечественные записки» публикует статью «Сила подражания». Статья Михайловского непосредственно посвящена психологии толпы, потому основателем этого направления в науке следует считать именно его. Только через шесть лет, в 1885 г., Тард опубликовал книгу «Законы подражания». В 1892 г. Тард пишет книгу «Мнение и толпа», С. Сигеле – «Преступная толпа», в 1895 г. Ле Бон публикует книгу «Психология толп».

Итак, независимо друг от друга в России и во Франции возникает новая наука – психология толпы, послужившая в дальнейшем, наряду с этнической психологией, основой создания социальной психологии.

18.1. Западноевропейская традиция изучения психологии толпы

18.1.1. Психология толпы с точки зрения Г. Ле Бона

Эрой толпы назвал французский ученый Гюстав Ле Бон (G. Le Bon) грядущий для него XX в. «Божественное право масс должно заменить божественное право королей. Не в совещаниях государей, а в душе толпы подготавливаются теперь судьбы наций», – утверждал он (88, с. 126—127). Он считал, что современная ему эпоха представляет собой один из критических моментов. Главной ее характерной чертой служит замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Открыв феномен толпы, он посвящает ему большую и лучшую часть своего творчества. Пережив в детстве события Парижской коммуны 1848 г., Ле Бон ищет причины массовых беспорядков.

Теоретическая психология знает о толпе очень мало. Но «все властители мира, все основатели религий или государств, апостолы всех верований, выдающиеся государственные люди, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы», – подмечал Ле Бон (88, с. 128).

Г. Ле Бон считал, что одного факта случайного пребывания вместе множества людей недостаточно для того, чтобы они прониклись психологией толпы, составляющей единое целое. Образование толпы связано с проявлением в ней у индивидов трех основных свойств.

1. Исчезновение сознательной, разумной, думающей личности. «В толпе интеллектуальные способности индивидов исчезают; разнородное утопает в однородном. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума», – утверждал он (88, с. 135).

2. Место сознательной личности занимает коллективное бессознательное. «Сознательная жизнь ума, – отмечал он, – составляет лишь очень малую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Элементы бессознательного образуют душу толпы» (88, с. 134).

3. Доминирование бессознательного приводит к тому, что чувства и мысли людей получают одинаковое направление. Ле Бон отмечал поразительный факт, наблюдающийся в толпе: индивиды составляют толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера или ума. Одного факта превращения в толпу достаточно для того, чтобы у людей образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал бы, думал и действовал каждый из них по отдельности. Ученый открыл психологический закон духовного единства толпы. Согласно закону, сознательная личность исчезает, а чувства и идеи индивидов, образующих толпу, принимают одно и то же направление. Возникает коллективная душа, имеющая временный характер и очень специфические свойства.

Рис. 18.1. Механизм образования коллективной души по Ле Бону.

Психологию толпы Ле Бон изучал с точки зрения трех основных проблем:

1) психология индивидов, составляющих толпу;

2) психология толпы как единого образования;

3) психология вождей, управляющих толпой и внушающих ей свои идеи.

Психология индивида в толпе. Под словом «толпа» Ле Бон подразумевал собрание индивидов, которое имеет совершенно новые черты, отличающиеся от черт, характеризующих отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания.

Появление этих новых специфических свойств, характерных для толпы и не встречающихся у отдельных индивидов, обусловлено тремя причинами:

1. Влияние инстинктов. Инстинкты становятся ведущими регуляторами поведения человека в толпе, поскольку толпа анонимна и не несет ответственности за свои действия. Инстинктивное поведение – это безответственное поведение, поскольку оно подчиняется власти инстинкта, а не чувству ответственности перед другими людьми;

2. Подверженность заражению чувствами. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Человек способен на подобное поведение лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

3. Восприимчивость к внушению. Человек, пробыв некоторое время среди действующей толпы, очень скоро приходит в состояние, сходное с гипнотическим. Под влиянием внушения, подмечал Ле Бон, человек будет совершать действия с неудержимой стремительностью. Поскольку влияние внушения распространяется на всех, путем взаимного заражения это влияние усиливается. Противиться внушению способны только люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью. Так, например, если в толпе есть панические настроения, именно они способны эту панику предотвратить.

Главенствующая роль инстинктов обнаруживается в склонности к произволу, буйству, свирепости, но также в склонности к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку. Человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказывающим на него в изолированном состоянии никакого влияния. В его идеях и чувствах происходят глубокие изменения.

Рис. 18.2. Причины трансформации психологических свойств индивидов в толпе по Ле Бону.

Ле Бон подробно анализирует психические процессы, составляющие психологию человека толпы. К ним он относит мышление, рассуждения, воображение и убеждения толпы:

1. Мышление человека в толпе. Человек толпы оперирует небольшим количеством основных идей. Эти идеи приобретают могущество, укореняясь в душе толпы, и очень редко обновляются. Идеи толпы можно подразделить на два разряда. Во-первых, это временные и скоропреходящие идеи. Они зарождаются под влиянием минуты в результате преклонения перед какой-либо личностью или доктриной. Во-вторых, это основные идеи, которым среда, общественное мнение и традиции придают устойчивость. К основным идеям относятся религиозные верования, социальные и демократические идеи. Идеи проникают в толпу посредством внушения при условии, если они принимают самую простую и категорическую форму. Они могут быть доступны толпе, если представлены в виде образов. Идеи-образы не соединены между собой никакой логической связью и могут легко заменять одна другую.

2. Рассуждения человека толпы. Логические рассуждения совершенно недоступны человеку в толпе. Неспособность человека правильно рассуждать мешает ему критически относиться к чему-либо, отличать истину от заблуждений и иметь определенное суждение. Толпа не рассуждает, не выносит ни споров, ни противоречий. Внушение всецело овладевает ее мыслительными способностями. Толпа или принимает, или отбрасывает идеи целиком, стремится немедленно превратить идеи в действия.

3. Воображение человека толпы очень развито, активно и восприимчиво к впечатлениям. Образы, поражающие воображение человека в толпе, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями. Только тогда, когда к ним присоединяется чудесное или таинственное, они начинают действовать. «Подвергая анализу какую-либо цивилизацию, – писал Г. Ле Бон, – мы видим, что настоящей ее опорой является чудесное и легендарное. В истории кажущееся всегда играло более важную роль, нежели действительное, нереальное всегда преобладало над реальным» (88, с. 160).

4. Убеждения человека толпы. Убеждения в толпе принимают специальную форму, которую Ле Бон называл религиозным чувством. Его главные черты Ле Бон характеризовал так: это обожание верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их. С того момента как в чувствах обнаруживаются указанные черты, они имеют религиозную сущность. В вечной борьбе против разума чувство никогда не бывало побежденным. Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую формулу или победоносного вождя, пробуждающих в ней религиозные чувства и подталкивающих к фанатизму. Нетерпимость и фанатизм, отмечал Ле Бон, составляют необходимую принадлежность каждого религиозного чувства. Эти черты встречаются в каждой группе людей, восстающих во имя какого-нибудь убеждения.

Рис. 18.3. Специфика протекания психических процессов в толпе согласно Ле Бону.

Психология толпы. Описав изменения, которые происходят с психологией индивида, попадающего в толпу, Ле Бон обращает свое внимание на психологию толпы как целостного образования. Он называет пять основных свойств толпы:

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. В толпе у человека утрачивается способность контролировать свои инстинкты, импульсивное эмоциональное поведение становится доминирующим.

2. Податливость внушению и легковерие толпы, способность легко и быстро принимать на веру самые неправдоподобные слухи. Информация в толпе возникает и циркулирует в форме слухов.

3. Преувеличение и односторонность чувств толпы. Однонаправленные чувства распространяются в толпе очень быстро посредством внушения и заражения, которые способствуют преувеличению чувств. Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности.

4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. Толпой владеют только простые и крайние чувства. Всякую идею или верование толпа принимает или отвергает целиком, относится к ним как к абсолютным истинам. Так всегда бывает с верованиями, которые упрочились путем внушения, а не путем рассуждения. Нетерпимость и авторитетность суждений характерны для любой толпы.

5. Нравственность толпы. Под словом «нравственность» Ле Бон понимал уважение социальных постановлений и постоянное подавление инстинктов. Толпа слишком импульсивна и изменчива, она может быть склонна к убийствам, поджогам и преступлениям, но она способна и к проявлению преданности, самопожертвования и бескорыстия, что подтверждается многочисленными примерами. Воздействия, вызывающие у индивидов в толпе чувства славы, чести, религии и патриотизма, могут заставить людей пожертвовать даже своей жизнью. Личный интерес, мотивирующий поведение отдельного человека, перестает руководить его поведением в толпе. Толпа управляется бессознательными инстинктами и совсем не рассуждает. Ле Бон сделал вывод: толпа часто попадает под влияние низших инстинктов и может быть безнравственна, но иногда она являет собой пример очень высокой нравственности (88, с. 154).

Психология вождей. Большое внимание Ле Бон уделял вожакам толпы и их способам убеждения. Он считал, что у людей, образующих толпу, появляется инстинктивная потребность повиноваться вожаку. « Для толпы надо быть богом или ничем» – провозглашал Ле Бон. Недаром Муссолини, Гитлер, Ленин, Сталин с восторгом читали его книги и были его верными последователями в практике работы с толпой.

Ле Бон разделял вожаков на две категории. К первой принадлежат люди энергичные, с сильной, но проявляющейся на короткое время волей. Они смелы, буйны и храбры, пригодны для внезапных дерзких предприятий, для того, чтобы увлечь массы на опасность и превратить их в героев. Ко второй категории относятся вожаки, обладающие сильной и стойкой волей. Они встречаются гораздо реже. Среди таких вожаков – основатели религий, творцы великих дел. Умны они или глупы – все равно мир будет принадлежать им. «Их упорная воля представляет такое бесконечно редкое и бесконечно могущественное качество, которое все заставляет себе покоряться. Ничто не может противостоять такой воле – ни природа, ни боги, ни люди» (88, с. 196).

Рис. 18.4. Психологические свойства толпы согласно Ле Бону.

Вожаки используют три способа действия – утверждение, повторение и заражение. Сильное влияние на толпу оказывает краткое утверждение, лишенное какой-либо доказательности. Такое краткое утверждение формулируется в виде лозунга. Оно должно часто повторяться, причем в одних и тех же выражениях, – только тогда оно оказывает действие на толпу. Посредством повторения идея внедряется в умы и принимается как доказанная истина, она в виде эмоционального компонента установки глубоко врезается в области бессознательного, где и начинает стимулировать и регулировать наши поступки. Но самым могущественным способом воздействия вожаков является заражение. Все эмоции и действия в толпе быстро становятся заразительными. Этим объясняется, например, распространение паники. Чтобы подчинить себе мир и господствовать над ним, необходимо, помимо сильной воли, обладать еще необыкновенным обаянием. Обаяние – это род господства какой-нибудь идеи или дела над умами людей. Ле Бон выделял два вида обаяния: приобретенное и личное. Приобретенное обаяние достигается титулом, богатством, репутацией. Личное обаяние носит более индивидуальный характер и может совершенно не зависеть от приобретенного обаяния. Обаяние достигается в результате усиленного повторения одних и тех же суждений, мнений, которые никто уже не смеет оспаривать. Личное обаяние достигается путем какого-то магического очарования, действующего на присутствующих. Все великие вожаки толпы – Будда, Магомет, Жанна д’Арк, Наполеон – обладали именно таким обаянием. Это обаяние сродни харизме, описанной М. Вебером.

Читайте также:  Как предотвратить измену мужа

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Подверженность заражению чувствами. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Человек способен на подобное поведение лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Механизм и этапы формирования толпы

Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

Основные этапы формирования толпы:

    Образование ядра толпы. Несмотря на то, что стихийность — отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм — циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.

Процесс кружения. Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение — цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.

Появление нового объекта внимания. Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину — ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.

  • Активизация индивидов через возбуждение. Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.
    • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.

    Чем опасна?

    То, что толпа может быть опасна, ни у кого не вызывает сомнений, она может сносить и крушить сооружения, убивать и калечить противников, затаптывать своих же участников. Она опасна, как для тех, кто находится внутри толпы, так и для тех, кто имел несчастье противостоять ее безумству.

    У людей в толпе появляется анонимность и безнаказанность и тут проявляются самые худшие качества отдельных индивидов. Они навязываются всему временному сообществу. И индивиды подчас впадают в транс, сродни гипнотическому, они совершают то, что никогда самостоятельно не совершили бы. Налицо социальная деградация, а иногда и интеллектуальная тоже.

    Нагнетается обстановка массовой истерии. И тут нужен сильный лидер, которому бы толпа начала поклоняться и выполнять все его приказы. Доброта воспринимается как слабость, а толпе нужна сила. Ей она беспрекословно раболепно подчинится.

    Да, толпа страшна! Мою подругу на одном футбольном матче чуть не затоптали, ее угораздило споткнуться. Теперь она ни на какие общественные мероприятия ни ногой.

    Духовное единство

    Многие исследователи, предметом изучения которых стала психология масс, сходятся на том, что толпа — общество неорганизованное. Основной ее характеристикой всегда было духовное единство. В этом случае его можно сравнивать с чем-то наподобие крайне заразного инфекционного заболевания. Главным «симптомом» заболевания является состояние аффекта, которое в момент сильного эмоционального всплеска распространяется с высокой скоростью.

    В качестве исключения, подтверждающего вышеописанное правило, можно рассматривать толпу, которая сформировалась в результате объединения людей, имеющих похожий образ мышления. Интегрироваться смогут только единомышленники, а не все те, кто был заражен общим эмоциональным состоянием.

    Особенностью любой, особенно агрессивной группы, является категоричность убеждений и консерватизм. Их так же можно расценивать, как фундамент для духовного единства. На основании того, что толпа абсолютно уверена в правильности проведенной границы между истиной и заблуждениями, ей присуща нетерпимость.


    Совокупность людей, потерявших самоконтроль, становится идеальной жертвой для любого манипулятора, которым может быть как и известный политический деятель, так и индивидуум, закрепившийся в толпе, как явный лидер в продвижении идеи.

    Психология толпы

    Мини-цикл материалов для Лиги психотерапии по теме “психология толпы”.

    Цитируем по книге:

    Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Книга первая, часть первая. Издание четвёртое, переработанное и дополненное, с цветными фотоиллюстрациями. Авторы Бордик И.В., Матафонова Т.Ю. с коллективом соавторов: Кучер А.А., Алексеенко О.В., Беленчук И.В. , Елокова И.С., Левко О.В., Лернер Т.В., Харбедия К.О. Москва: 2009. 238 с.

    © Матафонова Т.Ю., 2009

    Глава 11. Толпа. Эмоциональное заражение. Превращаемость толпы. Агрессивная толпа. Паническая толпа.

    Относительно большая, не имеющая организационной структуры и никем не руководимая группа людей, временно, по случайным обстоятельствам и сходным интересам оказавшихся на одном месте в одно и то же время, обычно называется публикой. Типичным её примером являются зрители в театре, на стадионе, пешеходы на тротуаре, люди в местах массового отдыха, в магазинах, на вокзалах, платформах, на станциях метро, в общественном транспорте, пассажиры на морских и речных судах и др.

    В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Но даже интуитивно мы не назовём этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих укреплённый пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом собрании и т.д. . Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи, артисты или, как бывало в советские времена, на прилавок «выбросили» дефицитный товар. Или пошёл сильный ливень. Или началась бандитская перестрелка со стрельбой. Или произошёл мощный взрыв. Если ситуация развивается по какому-либо из подобных завлекательных, драматических или катастрофических сценариев, может возникнуть толпа – которая при многообразии своих форм имеет черты, отличающие её от организованных форм социального поведения.

    Толпа – бесструктурное скопление людей, лишённых ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

    Толпой, как субъектом массовых форм неколлективного поведения, часто становится:

    – публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение,

    – контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно,

    – совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своём большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

    Для толпы характерна сгущенность, сближённость людей: они толкаются, слышат разговоры соседей, включаются в них, обмениваются мнениями, оценками, завязывают диалоги, споры, в процессе которых зачастую реагируют эмоционально, нередко агрессивно (в ответ на невежливое обращение, толчки, отдавливание ног и пр.)

    Повышенно возбуждённый в толпе человек или небольшая группа могут стать очагом, от которого зародившиеся мысли, эмоции, отношения начинают распространяться на всю толпу. Американский учёный Г. Олпорт описал механизм «кольцевой реакции»: человек, «заражая» своим поведение в толпе другого человека, видит и слышит его реакции и в результате «заражается» сам, повышая собственную возбуждённость и активность. Возникают так называемые «циркулярные реакции», то есть процесс кружения, взаимного взвинчивания, который, как центрифуга, разгоняет эмоции. Условия толпы – это ускоритель, который во много раз «разгоняет» ту или иную склонность, умножает её, может разжечь до огромной силы. В толпе часто появляются слухи, которые «подливают масла в огонь».

    Человек в возбуждённой толпе чувствует себя слившимся с другими, с массой, ощущает прилив сил, что является действием особого социально-психологического механизма – массовой силы. Кроме того, психологическое самораскручивание толпы сопровождается возникновением группового чувства «мы» и убеждением в возможности всем миром добиться желаемого. Повышает решимость толпы исполнение песен, символические жесты. Способствует этому и увеличение численности толпы: скопление чем-то взволнованных людей привлекает к себе прохожих, расширяя масштабы и энергию психологических изменений. Имеют значение и различия людей, входящих в неё, хотя, на первый взгляд, она представляется однородной массой. В толпе обычно бывают и подростки, мужчины и женщины, организаторы, подстрекатели, заводилы, активные участники, повышенно внушаемые, истеричные личности и агрессивные личности, недовольные жизнью, вынашивающие на что-то обиду, лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, психически больные, лица, принадлежащие к криминальному миру, хулиганствующие элементы, авантюрные личности, бездельники, ищущие развлечений и другие.

    Некоторые из них личными дерзкими поступками дают толчок, направляющий поведение толпы в целом. Так возникает переходящая к действиям толпа, в которой отчётливо обнаруживается дифференциация людей:

    – «ядро» – наиболее активная часть толпы, источник расходящихся от неё заражающих других психологических влияний,

    – «поддерживающие» – примыкающие к ядру, всецело одобряющие призывы, выражающие готовность следовать их примеру,

    – в среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающимеся,

    – к толпе примыкают обыватели,

    – в толпе находят себе место повышенно внушаемые люди,

    – «зеваки» и сочувствующие – пассивная и изменчивая по составу часть толпы. Обычно располагается на периферии. Увеличивая общую численность, она придаёт уверенность и смелость первым двум.

    Психологические особенности толпы:

    – Кратковременное и бесструктурное скопление множества людей,

    – Общий объект внимания,

    – Отсутствие общей осознанной цели,

    – Высокая степень конформизма.

    Психологические свойства толпы:

    1) Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются:

    2) Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а представление фактов. Ещё один важный эффект – в воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.

    3) Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызыванный в её воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает иллюзии, которые прельщают её. Для толпы, неспособной к размышлению и рассуждению, не существует ничего невероятного, чем невероятнее воображаемое, тем сильнее эффект поразительности. Толпа постоянно попадает под влияние иллюзий. В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты.

    4) Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

    5) Консерватизм. Будучи в своей основе инстинктивной и чрезвычайно консервативной, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

    Психологические качества толпы:

    Внушаемость. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы – это её восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушённые толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

    Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рождённая у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям и представлениям. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее её находить счастье в фанатизме, подчинении и готовности жертвовать собой ради своего идола.

    Заражаемость. Мнения и верования распространяются в толпе путём заражения. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление, поскольку каждый человек склонен к подражанию (с детства умеет повторять за другими, подражать).

    Превращаемость толпы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы – её лёгкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание механизмов и закономерностей типичных превращений позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения её особо опасных действий.

    Пример превращения скорбящей публики в паническую толпу:

    Относительно большая, не имеющая организационной структуры и никем не руководимая группа людей, временно, по случайным обстоятельствам и сходным интересам оказавшихся на одном месте в одно и то же время, обычно называется публикой. Типичным её примером являются зрители в театре, на стадионе, пешеходы на тротуаре, люди в местах массового отдыха, в магазинах, на вокзалах, платформах, на станциях метро, в общественном транспорте, пассажиры на морских и речных судах и др.

    Психология толпы

    Психология толпы – это поведение людских масс при стечении определенных обстоятельств. Для начала нужно выяснить в том, что такое толпа и как она организуется. Существует два принципиальных отличия в поведении толпы. Это политическая и психологическая направленность.

    Политическая. Под этим выражением подразумеваются различные митинги и акции протеста, которые не санкционированы или запрещены властями, правительством.

    Психологическая. Здесь есть существенное отличие от политической ориентации толпы. Людские волнения образуются стихийно, безорганизованно, бесцельно. В этом образовании нет цели, а люди находятся в очень сильном эмоциональном волнении.

    В толпе очень хорошо виден процесс «усреднения» людей. То есть высокоразвитый человек легко опускается до уровня необразованного маргинала. В огромном скоплении людей пропадает индивидуальность. Все мысли людей усредняются и объединяются. Толпа представляется одушевленной и связанной одними мыслями. Толпой свободно может стать и целая нация, а может и немного субъектов. Но с другой стороны вместе может собраться и несколько сотен человек, но они не станут скопищем, а останутся индивидуумами. Все будет зависеть от общего настроения и специфических факторов, которые с легкостью могут спровоцировать объединение.

    Добавить комментарий