Когнитивные функции — обзор, их нарушения и расстройства

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента. Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка. Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.


Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

Когнитивный дефицит

Когнитивный дефицит (когнитивные расстройства) может иметь различную степень выраженности у разных людей и, как правило, имеет тенденцию к прогрессированию. Под снижением когнитивных функций у конкретного человека понимают ухудшение мыслительных процессов, памяти, способности познавать новое, понимать обращенную к нему речь (устную, письменную), способности общаться с окружающими людьми и миром, решать различные задачи, преодолевать трудности, воспроизводить в памяти и пользоваться ранее полученной информацией.

Указанные симптомы при когнитивном дефиците, по сравнению с первоначальным состоянием когнитивных процессов человека, появляются в связи с теми или иными заболеваниями или состояниями.

  • Дополнительным отягощающим фактором, приводящим к более быстрому нарастанию когнитивного дефицита, является наличие у больного фибрилляции предсердий (мерцательной аритмии).

Симптомы нарушениий когнитивных функций

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

Когнитивные функции (от англ. cognition – «познание») – наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

  • Память – способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
  • Восприятие (гнозис) – способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
  • Психомоторную функцию (праксис) – способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
  • Речь – способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
  • Интеллект (мышление) – способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
  • Внимание – способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
  • Регуляцию произвольной деятельности – способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

По определению, деменция – полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени – в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни – основной симптом болезни Альцгеймера. Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии. В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем. Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев. Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

Поведенческие нарушения – патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

  • Апатию – снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Бесцельную двигательную активность – хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
  • Нарушения сна – дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
  • Нарушения пищевого поведения – снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
  • Некритичность – утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
  • Бред – устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
  • Галлюцинации – чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.
Читайте также:  Какие предметы нужно сдавать на психолога: перечень

Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента. О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях – при самообслуживании. Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

  • профессиональную – способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
  • социальную – способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  • инструментальную – способность пользоваться бытовой техникой;
  • самообслуживание – способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. – mild cognitive impairment – MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

  • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
  • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
  • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
  • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
  • Деменция отсутствует – результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения. Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности. При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи. Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Возникновение трудностей в пределах собственного дома – признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др. Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем – большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности. Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др. По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи. В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи. Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций. Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

Основные этапы развития деменции:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
  • снижение критики, изменение личности;
  • нарушение инструментальной повседневной активности;
  • формирование поведенческих нарушений;
  • нарушение самообслуживания;
  • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
  • декортикация.

Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Праксис или уникальное способность человека

Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.

Выделяются несколько видов праксиса:

  • Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
  • Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.

Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Как определить когнитивные нарушения головного мозга?

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

  • Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития
  • Причины развития, основные симптомы
  • Диагностика, методы лечения и профилактики


Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

Когнитивные нарушения (КН) являются одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. По прогнозам специалистов, к 2030 г. количество людей, страдающих деменцией, удвоится, а к 2050 г. — утроится и будет составлять более 130 млн человек. Пациенты с деменцией требуют существенных затрат, и наблюдается тенденция к их дальнейшему росту. В клинической практике пациент с КН, как правило, представляет непростую задачу для врачей различных специальностей в отношении диагностики и подбора эффективной терапии. Далеко не каждое снижение когнитивных функций является неуклонно прогрессирующим и приводит к развитию деменции. Своевременное выявление и назначение патогенетически обоснованной терапии принципиально важно, поскольку способствует функциональному восстановлению церебральных структур и предотвращает необратимые последствия. Последние годы все чаще обсуждается важность дифференцированного и своевременного применения препаратов нейропротективного и метаболического действия, необходимость длительного, возможно, постоянного применения лекарственных средств этого фармакологического направления, как и целесообразность комбинаций препаратов сосудистого и ноотропного действия, обладающих синергичными и взаимодополняющими эффектами.

Ключевые слова: когнитивные нарушения, деменция, старение, нейропротективная терапия, холина альфосцерат, Церепро, идебенон, Нейромет.

Для цитирования: Екушева Е.В. Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема. РМЖ. 2018;26(12(I)):32-37.

Cognitive impairment — relevant interdisciplinary problem
E.V. Ekusheva

Federal Medical and Biological Agency, Moscow

Cognitive impairment (CI) is one of the most urgent problems of modern medicine. According to projections of specialists, by 2030 the number of people with dementia will double, and by 2050 — triple, and will be more than 130 million people. Patients with dementia require significant costs, and there is a trend to their further growth. In clinical practice, a patient with CI, as a rule, is a tough call for physicians of various specialties in both the diagnosis and selection of effective therapy. Far from every decrease in cognitive functions is steadily progressive and leads to the development of dementia. Timely manifestation and pathogenetically reasonable treatment administration are of crucial importance, because they contribute to the functional recovery of cerebral structures, and leads to reversible consequences. In recent years, the importance of differentiated and timely use of drugs of neuroprotective and metabolic action, the need for prolonged, possibly continuous use of drugs of this pharmacological direction, as well as the advisability of combinations of vasoactive and nootropic drugs with synergistic and additive effects, have been increasingly discussed.

Читайте также:  Мужчина козерог и женщина скорпион: объясняем обстоятельно

Key words: cognitive impairment, dementia, aging, neuroprotective therapy, choline alphoscerate, Cerepro, idebenone, Neiromet.
For citation: Ekusheva E.V. Cognitive impairment — relevant interdisciplinary problem // RMJ. 2018. № 12(I). P. 32–37.

Статья посвящена актуальной междисциплинарной проблеме когнитивных нарушений. Показано, что своевременное выявление и назначение патогенетически обоснованной терапии принципиально важно, поскольку способствует функциональному восстановлению церебральных структур и предотвращает необратимые последствия.

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Период сенсомоторного интеллекта

В этот период ребенок проходит чрезвычайно сложный путь: преодолевает инстинктивные реакции и переходит до осознанных, прогнозируемых действий. Мозг младенца должен научиться координировать движения в пространстве. В этот период к нарушениям можно зачислить задержку эмоционального и моторного развития (оценивается по контрольным показателям). Также должно происходить речевое развитие, суть которого состоит в накоплении мозгом информации и составлении так называемого «виртуального лингвистического учебника», благодаря которому позже, к двум годам, ребенок сможет пользоваться родным языком на базовом уровне. Задержку речевого развития, как правило, диагностируют позже, но определенные прогнозы можно сделать и сейчас.

Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.

Как развиваются когнитивные функции ребёнка

Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:

  1. Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша. Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
  2. Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
  3. К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание. Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
  4. В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
  5. Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
  6. Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.

Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.

Стадии когнитивного развития ребенка

Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:

  • словесно-логическое мышление;
  • вербальная и образная память;
  • письменная речь.

Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.


Стадии когнитивного развития ребенка

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

  1. Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
  2. Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
  3. Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
  4. Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
  5. Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.

  • кортико-базальная дегенерация;
  • болезнь Паркинсона;
  • хорея Гентингтона и другие.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

Когнитивные нарушения в общеклинической практике

A. Локшина, кандидат медицинских наук, B. Захаров, доктор медицинских наук, ММА им. И.М. Сеченова

Рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности исследования когнитивных нарушений врачами разных специальностей. Особое внимание уделено диагностике и лечению недементных (легких и умеренных) когнитивных нарушений, критериям их диагностики. Указаны простейшие нейропсихологические методики диагностики когнитивных нарушений в пожилом возрасте, описаны основные принципы лечения таких больных.
Ключевые слова: когнитивные функции, умеренные когнитивные нарушения, легкие когнитивные нарушения.

Во 2-й части исследования «Прометей» принимали участие 2058 пациентов (1447 женщин и 611 мужчин), средний возраст которых составил 64,9±8,3 года, с диагнозом «дисциркуляторная энцефалопатия I и II стадии» и ЛКН или УКН. Пациенты принимали Проноран в дозе 50 мг/сут в течение 12 нед. Кроме того, у 49% пациентов допускалось одновременное применение других сосудистых и метаболических препаратов. Выявлены удовлетворительные переносимость и безопасность Пронорана. На фоне терапии им у большинства (не менее 85%) пациентов отмечено умеренное или значительное клиническое улучшение по данным Шкалы общего клинического впечатления. При исследовании с применением нейропсихологических шкал и Шкалы общего клинического впечатления не выявлено статистически достоверных различий между пациентами, получавшими монотерапию Пронораном и комбинированную терапию. Это свидетельствует о том, что комбинированная терапия допустима с точки зрения безопасности и переносимости, но не дает дополнительных преимуществ в плане воздействия на когнитивные нарушения [3].

Когнитивные расстройства

Постинсультные когнитивные нарушения

Постинсультные когнитивные нарушения могут быть представлены в широком диапазоне, от легкой дисфункции (снижение концентрации внимания, уменьшение скорости решения когнитивных задач, негрубые нарушения памяти) до степени деменции (неспособность выполнять привычные ежедневные функциональные обязанности). Однако если такие яркие формы КД, как деменция, у пациентов, перенесших инсульт, часто распознаются и корригируются на ранних этапах заболевания, то более легкие и умеренные формы ПИКН нередко остаются без внимания.

В литературе в основном обсуждаются данные по сосудистой деменции, развивающейся в результате нарушения церебрального кровотока, которая составляет 15% среди всех видов деменции и занимает 2-е место по частоте после болезни Альцгеймера. В последнее время всё чаще говорят о сочетании этих двух типов деменции – сосудистой и дегенеративной, предполагая, что ранее существовавшая болезнь Альцгеймера клинически манифестирует только на фоне перенесенного острого сосудистого события. Деменция, как правило, формируется не сразу, а спустя несколько месяцев после инсульта. В первые 3–6 мес частота ее колеблется, по разным данным, от 5 до 32%, а спустя 12 мес – от 8 до 26%. При этом высокий риск развития деменции сохраняется и в отдаленные сроки. Данные наблюдательных исследований свидетельствуют о том, что доля пациентов с деменцией среди общего числа лиц, перенесших инсульт, составляет в течение 1-го года 7%, через 3 года – 10%, через 25 лет – 48%. В настоящее время к ПИКН относят любые когнитивные расстройства, которые имеют временную связь с инсультом, т.е. выявляются в первые 3 мес после него (ранние ПИКН) или в более поздние сроки, но обычно не позднее года (поздние ПИКН). Трехмесячный интервал введен в критерии сосудистой деменции NINDS-AIREN (National Institute of Neurological Disorders and Stroke and Association Internationale pour la Recherché et l’Enseignement en Neurosciences) как одно из доказательств причинно-следственной связи между цереброваскулярным заболеванием и деменцией. Чем позднее выявляются ПИКН, тем сложнее обнаружить прямую связь между их возникновением и инсультом. Результаты крупных исследований свидетельствуют о том, что риск развития ПИКН не зависит от характера инсульта (ишемический, геморрагический), патогенетического варианта (атеротромботический, ардиоэмболический, лакунарный), выраженности неврологического дефицита и тяжести инсульта. По степени тяжести и распространенности КД выделяют три варианта ПИКН: фокальные, возникающие при очаговом повреждении стратегической зоны головного мозга (ГМ) и проявляющиеся повреждением одной когнитивной функции (афазия, амнезия, апраксия, агнозия); множественные, не достигающие степени деменции (постинсультное умеренное когнитивное расстройство); множественные, сопровождающиеся нарушением социальной адаптации, независимо от двигательного или иного очагового неврологического дефицита (постинсультная деменция).

Читайте также:  Почему она не пишет и не звонит первой: не преувеличиваем!

Фокальные ПИКН вызваны очаговым повреждением структур ГМ, непосредственно связанных с регуляцией когнитивной деятельности. Для подобных случаев характерно острое или подострое развитие КД с последующей стабилизацией и полным или частичным восстановлением. Так нарушение памяти в отсутствие деменции отмечается у 23–55% больных в первые 3 мес после инсульта, а к концу 1-го года количество таких больных снижается до 11–31%. Список стратегических зон разнообразен, но чаще всего КД наблюда ется при повреждении зон, входящих в бассейн передней и задней мозговых артерий (префронтальная кора, медиальные отделы височных долей, таламус), базальных ганглиев (хвостатое ядро, в меньшей степени – бледный шар), а также области стыка затылочной, височной и теменной коры (особенно угловой извилины). Постепенное или ступенеобразное нарастание постинсультной деменции или умеренного когнитивного расстройства в меньшей степени связано с острыми процессами, происходящими в ГМ при инсульте. Наиболее часто оно обусловлено микроваскулярной патологией (множест венными, в том числе “немыми” лакунарными инфарктами), церебральной атрофией (особенно медиальных отделов височных долей, в частности гиппокампа) и диффузным поражением белого вещества (лейкоареозом) вследствие хронической церебральной гипоперфузии или нейродегенеративного процесса. Сопутствующие соматические заболевания, такие как сахарный диабет, атеросклероз, сердечная недостаточность, нарушения ритма сердца, дисметаболические проявления, усугубляют ПИКН. Постинсультные когнитивные нарушения, несомненно, ухудшают прогноз и снижают возможности восстановления у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, так как адекватность восстановительного лечения определяется активным участием пациентат в этом процессе. У больных с постинсультной деменцией отмечается более высокая смертность и высокий риск повторного инсульта, что объясняется более обширной патологией ГМ, выраженной соматической отягощенностью, низкой приверженностью этих пациентов к лечению и бытовой активности. Все эти факты диктуют необходимость тщательного выявления КД у пациентов с инсультом, даже если пациент производит впечатление “сохранного”. Использование скрининговых методик оценки когнитивных функций с дальнейшим привлечением психолога и психиатра является обязательным условием выявления и коррекции изменений в нервно-психической сфере. Таким образом, ПИКН определяются множеством факторов, таких как локальное церебральное сосудистое повреждение, диффузное поражение ГМ, обусловленное фоновыми и сопутствующими заболеваниями, инволюционными и дегенеративными процессами.

Восстановление когнитивных функций в постинсультном периоде

Учитывая многофакторность ПИКН, для восстановления когнитивных функций требуется комплексный подход. Основу стандартной терапии в постинсультном периоде составляет вторичная профилактика инсульта, направленная на коррекцию факторов риска инсульта и предупреждение повторного эпизода инсульта. Максимальная коррекция сосудистых факторов риска оказывает влияние не только на развитие повторных острых нарушений мозгового кровообращения, но и на выраженность ПИКН. Обязательным компонентом реабилитационного процесса является когнитивный тренинг.

Индивидуальная программа тренировки когнитивных функций строится на основании результатов нейропсихологического тестирования. В программу когнитивного тренинга входит восстановление праксиса. Пациентов учат заново осваивать ежедневные практические навыки. Целенаправленная двигательная активность значительно улучшает когнитивные функции. Медикаментозные средства, применяемые для профилактики и восстановления когнитивных функций у пациентов, перенесших инсульт, имеют различные механизмы действия: влияние на типовые патологические процессы, такие как глутамат-кальциевый каскад, оксидативный стресс; метаболизм нейронов, репаративно-регенераторные процессы и саногенез. При сочетании сосудистых и дегенеративных заболеваний проводится коррекция нейротрансмиттерных процессов (ацетилхолина, дофамина, глутамата и пр.). По мнению Д.Ф. Мурешану, единственным классом веществ, который способен обеспечить одновременно нейропротекцию (многогранное воздействие на патологические реакции) и нейропластичность (стимуляцию нейрорепарации), являются нейротрофические факторы и молекулы, подобные нейротрофическим факторам.

Указанные вещества содержатся в лекарственном препарате Церебролизин, который давно и успешно применяется в неврологической практике. Церебролизин состоит из сбалансированной по составу смеси активных фрагментов низкомолекулярных нейропептидов, свободных аминокислот, микро- и макроэлементов. Препарат представляет собой продукт протеолитического расщепления белковых компонентов головного мозга свиней, свободный от липидов. Молекулярная масса пептидов Церебролизина не превышает 10 000 Да, что обусловливает возможность проникновения пептидов через гематоэнцефалический барьер и активное включение их в метаболизм нейронов.

Собственно нейропротекция включает в себя комплекс фармакологических эффектов, направленных на борьбу с перекисным окислением липидов, эксайтотоксичностью и повышением внутриклеточной концентрации кальция, активацией микроглии и иммунным дисбалансом, накоплением β-амилоида. В исследованиях последних лет было установлено, что нейротрофические факторы проявляют нейропротективное и нейрорегенераторное действие (усиливают нейропластичность и стимулируют нейрогенез) нервной ткани. Поскольку в состав Церебролизина входят пептиды, являющиеся фрагментами нейротрофических факторов, то этот препарат также проявляет все перечисленные эффекты. Поддержание нейропластичности подразумевает сохранение имеющихся и воссоздание новых межнейрональныхсвязей. В нескольких исследованиях было выявлено, что при острых повреждениях мозга, например, ишемии, Церебролизин ингибирует кальпаин, что препятствует процессу распада МАР2 (microtubule associated protein 2 – нейрональный цитоскелетный белок, рассматривается как индикатор первичной стадии повреждения нейронов), и увеличивает экспрессию гена, ответственного за синтез МАР2. Это приводит к поддержанию целостности цитоскелета и нормализации ветвления дендритов, способствуя сохранению пластичности и выживаемости нейронов.

Под нейрогенезом понимают способность к образованию новых нервных клеток. Результаты исследований свидетельствуют о том, что Церебролизин усиливает нейрогенез во взрослом мозге как у здоровых крыс, так и после моделирования болезни Альцгеймера у трансгенных мышей, преимущественно усиление образования новых нейронов наблюдалось в зубчатой извилине гиппокампа. В другом исследовании на модели ишемии головного мозга было продемонстрировано, что препарат также увеличивает количество новых нейронов в субвентрикулярной области боковых желудочков мозга крыс.

Наличие у Церебролизина антиапоптического эффекта не только способствует восстановлению нарушенных функций, но и позволяет защитить кору ГМ от развития нейродегенеративных изменений, запускаемых ишемическим каскадом. Для предотвращения КД профилактику необходимо начинать как можно раньше, что было доказано в клинических исследованиях по применению Церебролизина не только в остром и раннем восстановительном, но и в острейшем периоде инсульта. При оценке степени восстановления когнитивных функций с использованием шкалы MMSE (Mini Mental State Examination – краткая шкала оценки психического статуса) было выявлено достоверно лучшее восстановление у пациентов с правосторонним инсультом на фоне терапии Церебролизином в сравнении с плацебо. Помимо этого, препарат хорошо зарекомендовал себя в лечении сосудистой деменции, при сочетанных сосудисто-дегенеративных деменциях альцгеймеровского типа, продемонстрировав достоверное улучшение когнитивных и функциональных показателей. Указанные положительные эффекты отражены в недавнем Кокрановском обзоре, посвященном применению Церебролизина для лечения сосудистой деменции (2013 г.): доказано преимущество препарата по влиянию на когнитивные функции по шкалам MMSE и ADAS-cog+ (Alzheimer’s Disease Assessment Scale – cognitive subscale – шкала оценки когнитивных функций при болезни Альцгеймера) и улучшение общего клинического состояния пациентов по шкалам CGI (Clinical Global Impression Scale – шкала общего клинического впечатления) и CIBIC+ (Clinician InterviewBased Impression of Change – шкала оценки изменений клиницистом на основанииопроса).

В метаанализе, посвященном применению Церебролизина в лечении болезни Альцгеймера легкой и средней степени тяжести (2007 г.), также было выявлено положительное влияние Церебролизина на когнитивные функции по шкале MMSE и показано, что препарат улучшает общий эффект от лечения по шкале CGI. Таким образом, в раннем восстановительном периоде инсульта при проведении реабилитационных мероприятий необходимо уделять внимание профилактике и коррекции ПИКН. В качестве эффективного препарата можно рекомендовать Церебролизин, обладающий нейротрофическим и регенераторным действием.

1. Нарушение когнитивных функций после инсульта и пути их восстановления В.В. Гудкова, К.С. Мешкова, Л.В. Стаховская, Лечебное дело, 4, 2014 г

В метаанализе, посвященном применению Церебролизина в лечении болезни Альцгеймера легкой и средней степени тяжести (2007 г.), также было выявлено положительное влияние Церебролизина на когнитивные функции по шкале MMSE и показано, что препарат улучшает общий эффект от лечения по шкале CGI. Таким образом, в раннем восстановительном периоде инсульта при проведении реабилитационных мероприятий необходимо уделять внимание профилактике и коррекции ПИКН. В качестве эффективного препарата можно рекомендовать Церебролизин, обладающий нейротрофическим и регенераторным действием.

Деменции бывают разных видов и происхождений:

  • Деменция Альцгеймеровского типа,
  • Сосудистая деменция,
  • Деменция с тельцами Леви,
  • лобно-височная деменция
  • и так далее.

Всех их объединяет общий признак — драматическое снижение когнитивных функций,а различаются по особенностям нарушений, возрасту начала заболевания и скорости прогрессирования.

Так Болезнь Альцгеймера может быть сенильного типа (старческого) и пресенильного, т.е. с ранним началом. Однако после клинического дебюта заболевания скорость распада когнитивных функций может быть достаточно велика.Именно поэтому очень важно выявить расстройства на том этапе, когда они не достигли стадии деменции и их лавинообразный ход можно задержать.

Нужно отметить, что причины когнитивных расстройств в молодом возрасте отличаются от таковых в пожилом.

У молодых причинами зачастую могут быть патология перинатального периода или периода рождения. У пожилых причиной снижения может являться легкое снижение памяти и прочих функций в рамках нормального хода старения, однако степень этих изменений в таком случае очень незначительна.

Нужно отметить, что причины когнитивных расстройств в молодом возрасте отличаются от таковых в пожилом.

Добавить комментарий