Как познать самого себя: виды и этапы самопознания и развития личности

Какие существуют способы самопознания и как их применять

Самопознание — процесс, который длится всю жизнь. Поэтому важно научиться получать удовольствие от него самого. И осознав, кто вы и куда идете, необходимо продолжать переосмысливать и улучшать знания о себе и мире. В данной статье мы рассмотрим несколько способов самопознания, опишем их достоинства и покажем, как их применять.

Самопознание — это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.

Когда во внешнем мире мы улавливаем «подтверждение» собственной никчемности, наша самооценка колеблется, эго теряет опоры и в сознание проникает страх. Так рушатся неустойчивые позиции нашей самооценки. Чаще всего такому разрушению подвергаются опоры эго, которые не выдерживают контакта с реальностью. Раздутая самооценка разбивается вдребезги, сталкиваясь с реальным положением дел. Чтобы не происходило таких крушений, мы должны познать и принять себя со всей своей тьмой и ущербностью внутри себя, признать наличие всех своих недостатков, «грехов» и пороков. В этом – основная ценность исповеди и психоанализа. Во время исповеди человек сам раскрывается в меру своей искренности перед самим собою.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» – идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» – идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» – реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» – идеальное и «Я» – реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации — это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

Для иллюстрации всего вышесказанного здесь будет дана подборка книг на тему саморазвития, которые можно использовать как для самостоятельной практики медитации и йоги, так и продолжая практиковать под руководством учителя. Для тех, кто только вступает на путь самосовершенствования, можно порекомендовать прочтение этих книг, и, возможно, они станут для вас отправной точкой в главном путешествии вашей жизни — дороге самопознания.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Самоанализ

Самоанализ – метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.

Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания. Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.

Что такое Самопознание

Процесс постижения индивидуумом самого себя называют самопознанием. Человек осмысливает свою личность, способности, как физические, так и психические, собственное «Я». Все это начинается в младенческом возрасте и находит реализацию по ходу всей жизненной деятельности. В качестве результатов самопознания выступают обеспечение целостности личности, а также ее развитие.

Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания).

1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.

2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.

Самопознание и развитие личности представляют собой категории, отвечающие за успешную реализацию человека по результатам деятельности. Индивидуум оценивает себя, приобретает возможность быть при этом объективным, формирует отношения к своему «Я», как объекту познания. Развитие осуществляется при наличии умения улучшать свою потенцию своими силами. Оно сопровождается стремлением добиваться наивысших достижений и уровней.

Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:

  • психическое здоровье;
  • потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
  • психическая зрелость и внутренняя гармония.

Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.


2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.

Вопросы для самопознания

Самопознание — это размышление. Внутренний диалог, в ходе которого вы отвечаете на вопросы, адресованные самому себе. Но какими вопросами надо задаваться, чтобы быстро сформировать образ «Я»?

  • Что я делаю?
  • Зачем я это делаю?
  • О чем я думаю в данный момент?
  • Какие эмоции я испытываю сейчас?
  • Как можно охарактеризовать мое текущее состояние?
  • Где я сейчас нахожусь и где я хочу находиться на самом деле?
  • Что приносит мне удовольствие и радость?
  • В какие моменты я злюсь и обижаюсь?
  • Из-за чего мне становится грустно?
  • Доволен ли я собственной жизнью?
  • Кому я завидую? Почему я завидую?
  • к содержанию ↑


    В океане разнообразных эмоций, субъективных оценок окружающих, навязанных стандартов и стереотипов именно самопознание позволяет отсеять мусор и услышать свой внутренний голос, вещающий о желаниях и потребностях.

    Методы и средства самопознания

    Самопознание начинается в момент, когда человек осознаёт собственные отличия от других индивидов – у всех людей разные характеры, поведение и предназначение. Как понять, что вам пора двигаться самостоятельно?

    1. Самонаблюдение – это процесс непрерывного анализа своей личности, согласно внутренним ощущениям и внешнему поведению.
    2. Сравнение с другими людьми помогает различия себя с окружением и с личными идеалами.
    3. Моделирование личности определяет эмоции – положительные и отрицательные чувства к людям, становящиеся причиной успешного сотрудничества и множества конфликтов. Именно данный метод самопознания объясняет ваше положение в окружающем мире.
    4. Метод единение антиподов – человек понимает, что особенности его поведения в разных ситуациях могут нести как положительный, так и негативный аспект. Главное предназначение вашей психологии – принять себя таким, какой вы есть. Наверняка приходится замечать, что с разными людьми ваше поведение разнится при нерушимом характере.
    5. Познавайте новых людей с помощью новых знаний. Мы не только сравниваем себя с окружением, а и оцениваем каждую персону, встреченную в жизни.

    Каждый этап самопознания позволяет вам открывать себя с новой стороны, повышая самооценку. Определив методы самопознания, мы подключаем средства, позволяющие продолжить развитие духовного мира. Такие средства нужны для самопроверки и понимания важности процесса.

    Читайте также:  Что делать если мужчина не обращает на тебя внимание

    Самооценка зависима от довольства человека собой – адекватный статус пропорционален вашим возможностям. Стремитесь не летать в облаках и не смешивать себя с грязью. Помните: вы ничем не лучше и не хуже остальных. Если же все плохо, и вам тяжело назвать себя хорошим персонажем, займитесь делом и достигните успеха. У каждого из нас есть свой идеал, главное – не отступать от него и стремиться превзойти. Находите в себе мотивацию и никогда не останавливайтесь на достигнутом. За мелкой неудачей может томиться в заключении огромный клад.

    Этапы самопознания

    Процесс самопознания охватывает весь период жизни человека. Он связан с познанием себя, отношением других людей к конкретному индивидууму.

    1. Первичный этап. Осознание себя начинается в младенчестве. Это процесс самоузнавания, доверия к окружающим, восприятия мира посредством чувств. В возрасте полугода ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Познавать себя ребенок учится через общение с взрослыми: откликается на свое имя, учится распознавать части тела, выполняет требуемые движения. Появление желаний и выражение воли также связано с самопознанием.
    2. Кризис первичного этапа. Столкнувшись с разнообразием мнений окружающих о себе, человек вырабатывает собственное суждение о своей личности.
    3. Вторичный этап. В процессе деятельности, общения с другими людьми формируется не только отношение к другим людям, но и самооценка.

    Психология выделяет три вида самооценки: заниженную, адекватную и завышенную. Завышенная и заниженная самооценка являются нереалистическими (характерны для людей, больных неврозами). Реалистическая самооценка свойственна людям, которые ориентированы на успешную деятельность.

    Иоганн Вольфганг фон Гёте

    Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.

    Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.

    Виды в психологии

    Психология как наука объясняет законы развития человеческой психики и её действия. Кроме традиционных форм, психологи рекомендуют такие виды познания себя, как:

    • личностное моделирование – создание символов или знаков (кружки, буквы, стрелки), которыми можно описать или обозначить свои индивидуальные характеристики и эмоциональные связи с другими индивидами для более чёткого их осмысливания с помощью визуализации;
    • создание эталона (меры), к которому хочется приблизиться, сравнение себя с более успешными людьми и работа в плане достижения поставленной «планки».

    Один из действенных методов в конечной стадии самосознания – это работа с отдельными личными качествами – «осознание противоположностей». У каждой черты характера две стороны: позитивная и негативная.

    Суть метода! В этом случае рассматривают негативную долю любого качества личности и выделяют в ней позитивные моменты. Это позволяет если не принять недостаток, как данное, то хотя бы не так болезненно его воспринимать.

    Например, человек морально переживает, то, что все на нём «ездят», загружают своими проблемами, пользуясь его неумением сказать «нет».

    В этом случае к «плюсам» можно отнести:

    • востребованность в социуме;
    • умение приходить на помощь в нужный момент;
    • отсутствие дефицита общения;
    • избегание конфликтных ситуаций.

    Такого человека трудно назвать эгоистом, и, если проработать негативизм ситуации, то «плюсов» тут больше, чем «минусов». Психологи утверждают, что работа с осознанием противоположностей – ступенька для дальнейшего саморазвития.

    Самопознание и психология


    Суть метода! В этом случае рассматривают негативную долю любого качества личности и выделяют в ней позитивные моменты. Это позволяет если не принять недостаток, как данное, то хотя бы не так болезненно его воспринимать.

    Что значит – познать себя

    Духовники утверждают, это самое главное в жизни. Мы должны знать, что происходит в нашей душе, мыслях, сердце и понять, куда мы идем по жизни, к какому знаменателю. Те, кто уже успел познать себя, отлично знакомы со своими предпочтениями, ориентирами и устремлениями. И только так, познав самого себя, они смогли полностью взять верх, контроль над своим существованием и легко управляют теми процессами, что отвечают за каждый наш поступок, в том числе и физиологическими моментами, отвечающими за наше здоровье.

    Многие в таких случаях задают закономерный вопрос: «А разве не должно быть первым делом познание Бога?». Нет, в первую очередь изучите себя, иначе невозможно будет познать Господа, ведь мы являемся Его отражением, созданы по образу и подобию Его.

    По словам духовников, начинать нужно с доброго, то есть закладывать позитивное основание. Для этого важна правильная, объективная самооценка, которую каждый из нас дает чаще всего с ошибкой. И причиной тому наши же негативные стороны, привычки, вселившиеся во внутренний мир и извращающие объективность взгляда. Так, большинство рассматривает свою персону сквозь пелену собственного же эгоизма и после анализа, нам всем кажется, что не такие мы уж плохие.

    Мы часто посещаем святые места, периодически постимся, стараемся не выражаться грубо в праздничные дни и т.д. Мы полагаем, что этим уже заработали себе на «бонус» и хвалим себя, сравнивая с другими, более «плохими» людьми. В этом то и кроется ошибка. Прежде всего не нужно сравнений, необходимо ставить перед собой такую планку, до которой нужно расти и расти.

    И если уж, как вам кажется, вы её достигли, поднимайте её еще выше. Как мы знаем, предела совершенству нет! И процесс должен состоять из внутреннего очищения, и уж только потом можно рассмотреть изменения в позитивную сторону внешней составляющей человека. Поверьте, они будут.

    Также представителям христианского духовенства нередко задают вопрос: «А что будет, если человек не познает себя? Чем это чревато? Есть ли шанс на спасение?». Ответ разочарует – «Нет! Ведь если мы сами не познаем это, как может нас спасти Господь Бог?». Ведь для того, чтобы «определить» душу в ту или иную сторону, ему нужно её изучить, а в закрытом человеке, это потемки. Так что, не познавший себя пойдет только по отрицательному пути.

    Как мы знаем, что главным качеством христианина является любовь. А она должна быть чистой, искренней. Невозможно ощущать данное явление к кому-либо согласно нашей религии, если мы не познаем себя, а затем не очищаемся от негатива. Поэтому предлагаем не откладывать важный момент в сторону и начинаем работу над собой.

    Начнем задавать себе вопросы, разработанные опытными специалистами и проверенные на многочисленных опросах годами. Поверьте, ничего лишнего в нашем тесте нет. Главное правило – отвечать честно и открыто, ничего не утаивая. Перестаньте себя обманывать и начните познавать свой внутренний мир. И если на пути встретятся отрицательные моменты, начинайте с ними бороться.

    Сразу хотим сказать, что вопросы будут непростыми. Кому-то они покажутся неудобными, способными задеть за «живое»: самолюбие, гордыню, хвастовство, злость, зависть и т.д. Но если мы не приступим к делу сейчас со всей решительностью, то временить будет поздно. Пройдет совсем немного времени, как нам придется «расхлебывать» кашу из нашего невежества, заблуждений и ошибочного выбора жизненного пути.

    Поэтому, не нужно обижаться на неудобные вопросы. Мы хотим вам помочь, а не разочаровать. Вы же понимаете, что решение любой проблемы требует некоторой жертвенности. В вашем случае, вы пожертвуете своими амбициями, ну хотя бы на период познания самого себя. И тут нужно сказать честно – данный процесс вы не сможете остановить никогда! А значит, вы никогда не будете амбициозным, наглым, невоспитанным, невежливым, завистливым, злым, ревнивым, жадным, подлым, корыстным, меркантильным человеком.

    Важно: не стоит начинать применять наши рекомендации тем, кто находится в глубокой депрессии или в состоянии стресса. Отложите статью в сторону и повремените, пока успокоятся нервы.

    Те, кто решительно настроен, извините за тавтологию, на решение вопроса, наизусть знают свои проблемы. Например, ленивый человек знает, что ему сложно взяться за какое-то дело именно по причине своей лени. Значит, ему нужно с ней бороться, заниматься самодисциплиной. Так что давайте вместе начнем работать над собой и настроимся на успешный результат, ведь мы знаем о своих недостатках, не так ли?

    Важно: не стоит начинать применять наши рекомендации тем, кто находится в глубокой депрессии или в состоянии стресса. Отложите статью в сторону и повремените, пока успокоятся нервы.

    Самопознание и развитие личности

    Самосознание это:

    · осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    · осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

    Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

    Виды самопознания: опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

    По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

    Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

    Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

    Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

    Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

    Факторы, влияющие на самооценку:

    · сопоставление реального «Я» с идеалом,

    · оценка других людей и сравнение себя с ними,

    · отношение личности к собственным успехам и неудачам.

    Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

    Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

    Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

    Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

    Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

    Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

    Виды социального поведения
    :

    · массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);

    · просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;

    · девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

    Значимые виды социального поведения:

    · связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

    · связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

    · связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.

    Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

    Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

    Читайте также:  Девушки-содержанки: почему их становится все больше, зачем они нужны

    Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

    12 билет

    1.Роль экономики в жизни общества

    Экономика — хозяйственная деятельность общества, совокупность производственных отношений, структура и состояние хозяйственной жизни. Всё, что связано с производством товаров и услуг, распределением, обменом и потреблением.

    Экономика является основным источником материальных благ для общества и от её благополучия и соответствия современному уровню развития общества напрямую зависит благополучие всего общества: социальная сфера, политика, образование.

    Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться.

    В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим только физическое выживание. Первобытные люди добывали средства к существованию охотой и собирательством, затем возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство.

    В течение длительного времени преобладал экстенсивный путь развития экономики — за счет вовлечения в хозяйство новых территорий и новых ресурсов. В настоящее время, когда человечество вплотную столкнулось с проблемой ограниченности ресурсов, преобладающим становится интенсивный путь развития — за счет повышения производительности труда и эффективности использования ресурсов, уменьшения затрат.

    В зависимости от преобладающего производства, выделяют несколько стадий развития общества:

    · Аграрное (традиционное) — основным источником материальных благ является сельское хозяйство. Россия до 1917 года была аграрной страной.

    · Индустриальное — для этой стадии характерно высокое развитие и преобладающее значение промышленности. В России масштабная индустриализация проводилась с конца 30-х годов XX века.

    · Постиндустриальное, или информационное, — наука становится непосредственной производительной силой, информация и знания становятся самостоятельным производственным ресурсом, сфера услуг (в том числе, финансовые спекуляции и реклама) начинает преобладать над сферой производства товаров. К этой стадии относят наиболее развитые современные государства: страны Евросоюза, США, Канаду, Австралию, Японию.

    Экономика по форме может быть:

    1. традиционная — преобладает натуральное хозяйство и прямой обмен между производителями (сохранилась в ряде районов Африки и др.);

    2. рыночная — спрос и предложение определяют цену;

    3. административно-командная — объемы производства и цены определяются государством (Куба, Северная Корея);

    4. смешанная — сочетает рыночные отношения с государственным регулированием (наиболее распространена. Примером оптимального сочетания свободы предпринимательства и роли государства считаются Швеция и Дания).

    Каждый пункт в этом вопросе вмещает огромный объем материала, поэтому на тех пунктах, которые хорошо знаете, остановитесь подробно, не торопитесь.

    Автор популярного труда «Капитал» Карл Маркс считал, что экономика является базисом, основанием, которое определяет надстройку, общественное сознание.

    2.Социальные взаимодействия

    В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми. обществом: взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым вопросам. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений. Но эти взаимоотношения оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они oтличаются по степени своей важности и значимости для нас.
    Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой coциальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма xaрактеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную при роду , они живут и развиваются по собственным законам. Приходилось ли вам наблюдать, что человек, находясь в компании, часто поступает так, как он никогда бы не стал делать, будучи один? Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или нeвозможно понять. имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они coединяются, получается нечто новое по своим характеристикам – вода. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе. (Подумайте, на основании чего складываются связи между людьми. Какие их разновидности существуют?)

    Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия,их взаимные отношения, которые объединяют людей в coциальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

    Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.

    Ежедневно мы встречаем массу людей, вступаем с ними в определенные контакты, которые, скорее вceгo, не свяжут нас с ними в будущем: подсказываем случайному прохожему, как найти нужную ему улицу; покупаем билет в общественном транспорте; помогаем пожилому человеку перейти дорогу и т. д. Контакты мoгyт быть единичными (например, поездка в метро с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком (можно сесть в другой. автобус и купить билет у другого кондуктора). Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, cкoрее, соучастие, но еще не взаимодействие.

    На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей – социальные взаимодействия. (В социологии принят специальный термин для обозначения социальнoгo взаимодействия – интеракция.)

    Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером мoгут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)

    Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная кoopдинация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия.

    Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

    Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

    Люди осуществляют взаимодействия на разных ypoвнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.

    Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских oтнoшений или обособление и даже противостояние. Давайте рассмотрим основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество, соперничество, конфликт.

    Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

    Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

    Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером мoгут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)

    Самопознание и развитие личности

    На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

    • Что такое самопознание?
    • Самопознание и развитие личности
    • Виды самопознания
    • Итог

    Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом psytheater.com в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

    1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
    2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

    Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

    Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

    Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, характера, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

    Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

    Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

    1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
    2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

    Общая характеристика самопознания как процесса

    Процесс — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

    Самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут быть отнесены следующие.

    Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой.

    В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.

    Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.

    Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др.

    Читайте также:  Жизнь как медитация против стресса

    Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности за короткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психологии, сюда относятся: кризис 3 лет, когда впервые ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться — вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризис семилетнего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как субъекта учения и у него возникает потребность оценить себя как ученика; кризис подросткового возраста, который по накалу не уступает кризису 3 лет. Подросток открывает многое в своем Я уже в контексте взаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм поведения на взрослые. Существуют кризисы и у взрослых людей, например: кризис тридцати лет; кризис зрелого возраста; кризис, связанный с уходом на пенсию. Во всех этих случаях идет переосмысление жизни, фиксирование сложившегося образа Я, определение перспектив саморазвития на будущее, происходит оценка достижений и неудач.

    Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, даже людям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере.

    Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя их самостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценок начинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальные представления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я—Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформиро ванными в разное время при различных обстоятельствах.

    Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения.

    2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интроверсия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире.

    Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.

    3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности к самопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. не соответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной или заниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильно строить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность, способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированию и др.; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы, изучение психологии, ведение дневников и т.д.

    Цели и мотивы самопознания

    Источником активности личности являются ее потребности. Потребность в широком смысле — это нужда, необходимость в чем-либо, а в более узком значении — состояние, в котором отражается зависимость человека от условий существования. Поскольку человек существо биосоциальное, то и потребности могут быть как биологическими, так и социальными. К биологическим потребностям относятся: потребности в пище, воде, тепле, воздухе, сексуальном партнере и многое другое. К фундаментальным социальным потребностям относятся: потребности в труде, познании, общении, в достижениях и др.

    Самопознание как процесс выступает в качестве проявления формы специфической активности, следовательно, в его основе также лежит потребность, которую можно назвать потребностью в самопознании.

    Потребность в самопознании является выражением потребности более общего плана, а именно потребности в познании. В качестве предмета ее удовлетворения выступает мир, окружающая действительность. Человек и стал человеком только потому, что у него сформировалась названная потребность, которая начинает проявляться очень рано и изначально имеет выраженный потенциал. Ни труд, ни общение, ни учеба не возможны без потребности в познании. Когда же объектом самопознания становится сам человек, его внутренний мир, то потребность в познании приобретает форму потребности в самопознании.

    Необходимо отметить, что потребность в самопознании действует не изолированно, а тесно связана с другими потребностями, в частности с потребностями Я. К важнейшим из них относятся: потребность в самоуважении, потребность в целостности Я, потребность в самоидентичности, потребность в признании себя со стороны других и др. Справедливости ради следует отметить, что у некоторых людей могут развиваться и потребности негативного плана, которые совсем по-другому направляют его активность, например: потребность в самоуничижении, т.е. стремление принижать свои возможности, обижаться, готовность принять критику, наказание, несчастье и радоваться им. Развитие такой потребности приводит к разного рода патологиям личности.

    Потребность в самоуважении отражает тенденцию человека отвечать своим собственным требованиям и требованиям окружающих, быть на высоте. Потребность в целостности. Охарактеризуется стремлением создавать целостный, завершенный образ своего Я. Потребность в самоидентичности обеспечивает единство, «нераздвоенность» Я, а потребность в признании со стороны других определяет желание жить, трудиться, учиться, общаться так, чтобы обеспечить это признание.

    Все эти потребности тесно взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, обусловливают сложную «палитру» мотивации поведения. Наличие потребностей в целостности Я, в самоуважении и др. усиливает потребность в самопознании. Со своей стороны удовлетворенная потребность в самопознании облегчает удовлетворение и всех других потребностей. Например: чтобы быть на уровне требований к себе, надо хорошо себя знать; хорошее знание себя — залог создания целостного, непротиворечивого образа Я и т.д.

    На базе названных потребностей возникают потребности более высокого порядка, связанные уже с саморазвитием: потребность в самоутверждении, потребность в самосовершенствовании, потребность в самореализации и др.

    Потребность в познании тесно связана и со всеми другими потребностями, которые мы относим к потребностям Я. Например, потребность в самопознании усиливается, если у человека выражена потребность в общении. Чтобы общаться, надо знать себя. Усиливается она и в ситуациях развитой потребности в достижениях. Чтобы достигать, нужно знать себя. Этот перечень можно существенно расширить. Функционирование очень многих потребностей и видов деятельности связано с самопознанием и одноименной потребностью.

    Уровень выраженности потребности в самопознании и связанных с ней других потребностей Я определяет специфику целей и мотивов самопознания. Мотив — конкретное побуждение к деятельности, в нем выражается та или иная потребность. Так, потребность в общении активизирует мотив общения, потребность в труде — мотивы трудовой деятельности, потребность в самопознании — мотивы самопознания. Под влиянием того или иного мотива человек ставит определенные цели Деятельности, достигает их, используя способы, приемы, последовательность действий.

    Цель — это образ будущего результата. Когда мы говорим о Целях самопознания, то они могут быть очень разными, все зависит от того, какой достигаемый в ходе самопознания образ будущего результата нам видится. Цели бывают широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные.

    К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Встречаются люди, которые целью самопознания ставят познание себя как личности, своей Я-концепции не только на уровне сознания, но и на уровнях бессознательного и сверхсознания (высшее бессознательное). Такое самопознание само по себе может превращаться в жизненную цель, вытесняя все другие цели жизни на второй план.

    Обычный же человек, интуитивно ощущая принципиальную незавершенность самопознания, ограничивает свое самопознание определенными реальными рамками, достаточными, чтобы жить, творить, саморазвиваться. Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели.

    К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я, которое становится актуальным для нас в настоящий момент. Узкие цели могут рассматриваться в разных системах координат, например: мы познаем свои интеллектуальные возможности или черты характера; свойства внимания или свою коммуникабельность.

    Реальная цель — мы обнаруживаем и анализируем в себе то, что на самом деле существует; цель нереальная — мы пытаемся зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.

    К специфическим мотивам относится интерес к себе. Интерес — это эмоционально окрашенная познавательная потребность. В данном случае — эмоционально окрашенная потребность в познании себя. Различают несколько стадий развития интереса к себе: любознательность; собственно интерес к себе; страсть самопознания.

    Любознательность — первоначальная форма интереса к себе — характеризуется стремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку не известно, но может быть известно другим людям. Любознательность может не носить стойкого характера, т.е. как только любопытство удовлетворено, оно исчезает, человека начинают занимать другие, более насущные проблемы. При благоприятных условиях любознательность перерастает в устойчивый интерес к себе, который начинает определять все новые и новые цели самопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя. Когда же интерес к себепереходит определенные границы, обретает эмоциональный накал, он превращается в страсть к самопознанию, и человек посвящает этой страсти значительную часть своей жизни.

    Негативными представлениями страсти к самопознанию являются использование алкоголя, наркотиков, психологических средств для проникновения в подсознание с целью поиска в себе нечто особенного, чего на самом деле может и не быть.

    К неспецифическим мотивам самопознания относятся все остальные мотивы, которые также можно разделить по степени значимости для развертывания деятельности самопознания на три группы:

    мотивы, связанные с Я (сюда относятся мотивы самоуважения, целостности Я, мотив достижения самоидентичности, мотив признания себя со стороны других, в основе которых лежат уже анализированные нами потребности);

    мотивы, связанные с саморазвитием (а именно мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации, самопрезентации, самоактуализации);

    мотивы других видов деятельности (общения, престижа, достижения, познания, учения, моральные мотивы и др.).

    Механизмы взаимосвязи их с мотивом самопознания и с деятельностью самопознания примерно одинаковы. Развитый мотив самопознания благоприятно сказывается на функционировании всех других мотивов. Интерес к себе стимулирует мотивы саморазвития. В свою очередь, выраженные мотивы саморазвития позитивно влияют на формирование потребности в самопознании и специфического мотива — интереса к себе. То же следует сказать и о других мотивах. Например, интерес к себе, если это не поглощающая страсть, обусловливает и интерес к другим людям, придавая соответствующую окраску мотиву общения. В тех же случаях, когда мотив самопознания слабо развит, другие, более выраженные мотивы замещают его и обусловливают деятельность самопознания. Например, личность обладает выраженным мотивом достижения, но интерес к себе не выражен. Достичь же высоких значимых результатов, опираясь лишь на везение, удачу, невозможно, поэтому приходится взвешивать свои возможности, оценивать свои шансы и способности, т. е. заниматься самопознанием. Другими словами, без самопознания нельзя в полной мере реализовать ни один мотив, в конечном итоге все замыкается на знании себя, отношении к себе, способности к саморегуляции и самоконтролю, только в этом случае реализация всех остальных мотивов будет успешной.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

    В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.

    Добавить комментарий