Стресс у детей ?? причины, влияние на организм, лечение

Причины и симптомы стресса у подростков и детей дошкольного возраста

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Влияние стрессовых ситуаций на организм ребенка

С понятием «стресс», мы сталкиваемся ежедневно. Если речь идет о детях, этим термином, как правило, обозначаются любые проблемы – от сломанной любимой игрушки до расставания с родителями

Дети реагируют на травмирующие события по разному. И интенсивность их переживаний зависит в первую очередь от возраста.

Дистресс – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.

Негативные последствия

Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

    Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.

Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.

Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.

Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.

  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

  • Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

    Признаки стресса у детей

    У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

    Стресс в возрасте до 2 лет:

    • Малыш раздражителен.
    • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
    • Наблюдается ухудшение сна.

    Стресс у дошкольников:

    • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
    • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
    • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
    • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
    • Возникают или усиливаются дефекты речи.
    Читайте также:  Как себя ведет муж

    Стресс у младшеклассников:

    • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
    • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
    • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
    • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
    • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
    • Родители замечают частые попытки обмануть их.
    • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
    • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

    Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

    Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

    Режим сна

    В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

    Головные боли при хроническом стрессе

    Рекомендации по гигиене сна:

    • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
    • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
    • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
    • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
    • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
    • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

    • спортивная ходьба;
    • езда на велосипеде;
    • лыжный спорт;
    • фитнес;
    • аквааэробика;
    • спортивные танцы;
    • плавание;
    • большой теннис;
    • борьба.

    Рекомендации, как вовремя распознать у дошкольника симптомы стресса и помочь ему с ним справиться

    21. У ребенка проявляются расстройства пищеварительной системы.

    Стресс у ребенка после больницы

    Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

    Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

    Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

    Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

    Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

    Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

    Стрессоустойчивость

    Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих детям, подросткам и взрослым правильно реагировать на непонятную ситуацию и находить выход из нее, но не все могут справиться со сложными стрессовыми ситуациями или уберечь себя от них. Когда ваш малыш впервые пошел в детский сад, школу или поехал в лагерь, новая обстановка и знакомства часто приводят к стрессу, дети начинают испытывать страх, застенчивость. Есть дети эмоциональные и общительные, а есть спокойные и стеснительные, в связи с этим у каждого свой уровень стрессоустойчивости.

    Огромное влияние имеет окружение. Задача родителей объяснить ему, как вести себя в стрессовых состояниях.


    Страх — симптом стресса у ребенка

    Позитивный или негативный стресс?

    Многие родители считают, что стресс — это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

    Читайте также:  Как выбрать ко Дню святого Валентина подарки любимому в последний момент

    Многие родители считают, что стресс — это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

    Стресс у детей ?? причины, влияние на организм, лечение

    Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

    У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

    Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

    • чрезмерная раздражительность;
    • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
    • ухудшение сна.

    Позитивный или негативный стресс?

    Многие родители считают, что стресс — это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

    Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.). Может возникать регресс в поведении по возрасту — появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью. Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

    Влияние стресса на развитие мозга ребенка

    У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

    Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

    Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия. Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс. Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

    В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности. Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей. Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

    Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

    Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

    Способы лечения стресса у детей

    Жизнь человека проходит во взаимодействии с окружающим миром. Перенапряжение, плохая экологическая ситуация и эмоциональная нестабильность приводят к появлению признаков стресса. Стресс считается естественной реакцией организма, выработанной в процессе эволюции, и способствующей приспособлению его к постоянно изменяющейся внешней среде. Но это относится только к кратковременному воздействию стрессирующих факторов. Детский организм ещё проходит процесс развития и формирования, и неспособен в полной мере противостоять негативному воздействию окружающего мира. Поэтому, как правило, ребёнку требуется помощь для того, чтобы справиться со стрессом и его последствиями.

    Факторы, вызывающие стресс в детском организме

    В каждом возрастном периоде существуют свои причины, которые могут повлечь за собой появления стрессовой реакции у ребёнка. Большую роль играет сила и продолжительность воздействия негативного фактора.

    Наиболее подвержен отрицательному влиянию стресса организм ребёнка в основные критические периоды развития. Они, как правило, совпадают с серьёзными переменами в жизни и социализации, такими как адаптация в детском саду и школе. Ребёнок попадает в новую среду, появляются обязанности, приходится учиться жить в обществе и подчиняться общим правилам.

    Читайте также:  Ничего личного: чем опасно для руководителя сближение с подчинёнными

    Окружающая малыша обстановка тоже может стать причиной появления нежелательных реакций. Скандалы в семье, нервные кричащие родители или появление ещё одного ребёнка провоцирует ухудшение ситуации.

    Очень часто симптомы хронического стресса отмечают у подростков. Это связано с полной перестройкой гормонального фона. Организм не успевает справиться с выбросом гормонов, что выражается в появлении не всегда адекватной реакции. Мозг впитывает огромное количество новой информации, которую очень тяжело осознать.

    Особенности проявления стресса

    Какой бы ни была причина стрессовой реакции, её нельзя оставлять без внимания. Не всегда она сопровождается ярко выраженными признаками.

    У маленьких детей наблюдается явное изменение поведения. Это легко заметить, когда ребёнок начинает агрессивно реагировать на родителей и сверстников. Агрессия также может быть направлена на животных или даже на игрушки.

    Ещё возможно появление так называемого регресса. Ребёнок ведет себя, как малыш. Это проявляется в отказе самостоятельно есть или одеваться, в истериках при расставании с родителями или сосание соски.

    Опасно для детской психики и появление страхов. Следует разграничивать естественные страхи детей конкретного возраста и возникшие под воздействием негативных факторов. Такие страхи проявляются навязчивым поведением. Малыши ведут себя необычно, очень тревожны и пугливы.

    При хроническом стрессе у ребёнка возникает психосоматическая реакция организма. Она проявляется разнообразными симптомами. Это может быть рвота или понос, резкое повышение температуры, спадающее также резко, нелокализованные боли, и даже кратковременная потеря сознания.

    Стрессы отражаются не только на психическом состоянии организма детей, но и на физическом. Во время длительного негативного воздействия организм испытывает чрезмерное влияние гормонов стресса, что проявляется в изменении функционирования внутренних органов. Нарушается процесс пищеварения. Пища хуже усваивается, возникают боли в области живота. Кожа бледнеет, шелушится, и появляются воспалительные элементы в виде прыщей и угрей. Возможно обострение уже приобретённых хронических заболеваний.

    Основные принципы лечения

    Обратив внимание на первые проявления стресса, сразу следует принимать меры. Чем быстрее ребёнок получит помощь, тем меньше будет последствий и легче пройдёт выздоровление.

    Изначально необходимо устранить причину, вызвавшую стресс. Для этого со старшими детьми можно поговорить, попытавшись выяснить их тревоги. Малыши ещё не могут объяснить своё состояние. Понять их поведение можно с помощью игры и, особенно, рисования. В тяжёлых случаях следует обратиться за помощью к психологу. С помощью адаптированных методик специалист поможет безболезненно получить нужную информацию и разработать план лечения.

    Обстановка, в которой живёт малыш, должна быть спокойной, не вызывающей агрессию и страх. Благоприятно влияет смена обстановки, постоянные прогулки на свежем воздухе и положительные эмоции.

    Особо следует обратить внимание на питание. Еда должна быть сбалансированной и содержать все необходимые витамины и микроэлементы. Под контроль нужно взять концентрацию в организме ионов магния и кальция, отвечающих за процессы возбуждения и торможения нервной системы.

    При осложнённых случаях заболевания целесообразно применение медикаментозного лечения. Все препараты и дозировки должны быть назначены врачом. Самолечение способствует усугублению ситуации.

    Из лекарств, как правило, назначают препараты магния, природные адаптогены (пустырник, мелисса, мята перечная), ноотропные средства. Антидепрессанты, так часто выписываемые взрослым, у детей не применяются. Их использование может значительно затормозить психическое и физическое развитие.

    Стресс у ребёнка легче предотвратить, чем лечить. Поэтому стоит создать благоприятную обстановку, спокойный сон и полноценное питание. Невозможно полностью оградить детей от всех переживаний и волнений, но есть возможность помочь их организму справиться с ними без отрицательных последствий.

    Изначально необходимо устранить причину, вызвавшую стресс. Для этого со старшими детьми можно поговорить, попытавшись выяснить их тревоги. Малыши ещё не могут объяснить своё состояние. Понять их поведение можно с помощью игры и, особенно, рисования. В тяжёлых случаях следует обратиться за помощью к психологу. С помощью адаптированных методик специалист поможет безболезненно получить нужную информацию и разработать план лечения.

    Причины и симптомы стрессов у детей

    В зависимости от возраста детей могут варьироваться причины возникновения патологии. У новорожденных детей и малышей до года к нервному расстройству может привести разлука с матерью, смена формы кормления, болезнь, испуг. При этом малыш очень чувствителен к психологическому состоянию своих родителей. Любая ссора, истерика у родителей может быть воспринята детьми как собственная.

    Сильный стресс вызывают в жизни детей переходные периоды, которые происходят в трехлетнем, шестилетнем (семилетнем) возрасте и при вступлении в пубертатный период. Это связано с переменой обстановки, появлением новых обязанностей, гормональными изменениями в организме. Необходимо обеспечить поддержку своему малышу при первых походах в детский сад и школу, при возникновении первых подростковых проблем и переживаний.

    Причины возникновения стресса у детей:

    1. Отсутствие внимания со стороны родителей. Если родители не уделяют малышу должного внимания, постоянно отмахиваются от его просьб и вопросов, тот начинает искать причину отсутствия их любви в себе, что вызывает сильнейший стресс.
    2. Частые пристыживания, неудачи и унижения родителями, особенно прилюдно. Подобные методы воспитания приводят к возникновению у детей чувства собственной неполноценности, которое затем проецируется на взрослую жизнь.
    3. Страх и испуг. Для детей существует множество внутренних и внешних страхов, которые могут привести к сильному стрессу. Внешние: нападение человека или животного, страшный фильм или книга, звук и т.д. Внутренние: фантазирование, проблемы в семье, психологическое давление со стороны взрослых.
    4. Изменения во внешней обстановке. Это самая распространенная причина патологии у детей. Расставание с родными и друзьями, переезд, смена детского сада и школы, перемены в расписании дня, окончание или начало учебного года, первая любовь — все эти события в жизни детей являются для них стрессом.
    5. Увлечение компьютерными играми. С развитием технологий данная причина патологии постепенно выходит на первую позицию. Дети могут более реалистично воспринимать игру, чем взрослые. Стресс вызывает неудача в игре, конфликт со взрослыми, недосып и нарушение питания.

    Прежде чем задаваться вопросом, как снять стресс у ребенка, необходимо сперва принять и понять проблему. Некоторые родители предпочитают не замечать проблемы своих детей. Они считают, что детские страхи и стрессы связаны исключительно с их возрастом, мол, вырастет и все пройдет. Но детский стресс может стать причиной многих проблем:

    Добавить комментарий